64 Законопроект об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое 20 февраля 1907 г. 1473, стр. 14. 65 Др. Георг Еллинек. Право современного государства т. I. Общее учение о государстве Спб. 1903 г. Кн. II гл. VIII. стр. 151–152. 67 «On vous parle sans cesse d’un culte dominant: Messieurs, je n " entends pas ce mot. Est ce le culte du plus grand nombre? mais ce culte est une opinion, et une opinion qui serait celle du plus grand nombre n’a pas le droit de dominer». 68 Histoire littéraire de I’Afriqne chrétienne depuis les origines jusqu’à I’invasion arabe, par Paul Monceaux docteur ès lettres. Вышли t. I: Tertullien et les origines. Paris 1901. t. II: Saint-Cyprien et son temps. P. 1902 t. III: Le IV-n siècle. D’Arnobe á Victorin P. 1905. Помимо христианской латинской литературы Африки, Monceaux делал объектом научного научения и литературу языческую той же местности. У него есть между прочим этюд об афр. лат. писателе Апулее. 69 Т. II, livre 3, chap. 5: Les premières inscriptions chrétiennns d’Afrique. T. III, 1. 5, chap. 3: Inscriptions relatives à la persécution. – L’épigraphie chritienne d’Afrique au IV-e siècle, livre 7, chap. I: Les inscriptions métriques. 70 Monceaux опубликовал его в Recueil des notices et mémoires de la Societé Archéologique de Constantine, XL II. 1908, p 193–236 (P. Monceaux, Inscriptions chrétiennes du cercle de Tebessa découverts par la commandant Guénia (49 numéros). Cp. Revue Archéologique 1909 (Sept.-Oct). 71 О культурно-историческом значении вообще римских надписей см., между прочим у А Zimmermann, Der kulturgeschichtliche Werth der römischen Inschriften. Hamburg 1887. 72 Восьмой том Corpus’a содержит в себе специально африканские надписи. Далее он будет цитуем сокращенно: С. I. L. Ш. К этому же VIII-мy тому приложены и карты, прекрасно помогающие определению топографии рассматриваемых эпиграфических памятников. 74 Recueil des notices et mémoires de la Sociéte Archéologique de Constantine, XLII, 1908 p. 207 (P. Monceaux, Inscriptions chrétiennes du cercle de Tebessa découverts par le commandant Guénin).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ibid. Les titres des chapitres. 1211 На виньетках к 30 – 40 главам книги мертвых представлено сражение умершего со змеем, – врагом солнца, с крокодилами и гиппопотамами. Умерший поражает их копьем. Das Todtenbuch v. Lepsius. S. XVI – XIX. 1212 Душа умершего просит снисхождения у этих «князей страны двойного правосудия» и молит об очищения. Rit. funeraire. Chap. XVII, 21. 1213 Todtenbuch. v. Lepsius, C. 125 (рисунок S. L). Душа умершего, в виде ласточки, присутствует при этом и наблюдает за весами, на которых сердце. 1216 Принимает форму бога Фта, делается Атум. «Я стал Тум», говорит о себе умерший. «Отступите перед силой Озириса (то есть умершего) оправданного. Он стал сама Изида. Он произвел Ker и An (Гелиополь)». Оправданный приравнивается, таким образом, по преимуществу, к богам Гелиополя, т. е. к солнцу в его постоянно возобновляющейся жизни. Он представляется под эмблемой светоносного льва, – символ возобновления или рождения года. 1220 Ibid. 27 – 28. Пожиратель изображен извергающим пожранного в своих экскрементах. Имена, усвояемые ему, значат: «мучитель, кинжал». На виньетке он представлен с хвостом, вооруженным мечами, vers. 28. 1222 На виньетке к 126 гл. книги мертвых представлены 4 гения, назначенные для этой очистительной деятельности. 1229 Выход из первого пребывания в Аменти к этим полям блаженных – защищался духами Сета, которые сторожили нечестивых, увлекая их в свою область (ад). Иначе эти ворота называются еще «извилиной в Аменти», которую охраняет Raba, т. е. Сет-Тифон. Rit. funer. Chap. XVII, 28. 1231 Жилище Озириса указывается в Sahou-Orion; там же должно быть и жилище блаженных душ и эти поля Аанру, т. е. в сфере неподвижных звезд, по египетскому воззрению. 1232 Rituel funeraire. Chap. XVII, vers 22, 34. The Alabaster Sarcophagus of Oimenepthah. London. 1864. См. у Бругша – в Gräberwelt. S. 46. 1234 Согласно с этим, некоторые из позднейших греческих писателей говорят также, что души умерших, по египетскому вероучению, после продолжительного странствования по светилам и наслаждения блаженством, восходят по млечному пути к верховному божеству – Амун-Кнеф, с которым и соединяются на веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Nancey Murphy, «Divine Action in the Natural Order: Buridan " s Ass and Schrödingers Cat», in Chaos and Complexity, ed. Robert John Russell, Nancey Murphy, and Arthur R. Peacocke (Rome: Vatican Observatory, and Berkeley; Center for Theology and the Natural Sciences, 1995); Nancey Murphy, George F. R. Ellis, On the Moral Nature of the Universe: Theology, Cosmology and Ethics (Minneapolis: Fortress Press, 1996). 598 Thomas F. Tracy, «Particular Providence and the God of the Gaps»; George F. R. Ellis, «Ordinary and Extraordinary Divine ActionNexus of Interaction», in Chaos and Complexity, ed. Russell et al.; Robert John Russell, «Theistic Evolution and Special Providence: Does God Really Act in Nature?» in Evolutionary and Molecular Biology: Scientific Perspectives on Divine Action, ed. R. J. Russell, W. R. Stoeger, and F. J. Ayala (Vatican Observatory, and Berkeley: Center for Theology and the Natural Sciences, 1997). 599 Джон Полкинхорн, Вера глазами физика (Москва: ББИ, 1998), с. 77; John Polkinghorne, Reason and Reality (Philadelphia: Trinity International Press, 1991), chap. 3; «The Metaphysics of Divine Action», in Chaos and Complexity, ed. Russell et al. 600 Arthur R. Peacocke, Creation and the World of Science (Oxford: Clarendon Press, 1979), chap. 3; Theology for a Scientific Age, enl. ed. (Minneapolis: Fortress Press, 1993), chap. 9. 601 Arthur R. Peacocke, «God " s Interaction with the World», in Chaos and Complexity, ed. Russell et al. 602 John Puddefoot, «Information Theory. Biology, and Christology», in Religion and Science: History, Method, Dialogue, ed. W. Mark Richardson and Wesley J. Wildman (New York: Routledge, 1996). 603 H. Wheeler Robinson, The Cross in the Old Testament (London: SCM Press, 1955); Terence E. Fretheim, The Suffering of God: An Old Testament Perspective (Philadelphia: Fortress Press, 1984). О «божественной страсти» пишет еврейский ученый Авраам Хешель (Abraham Heschel, The Prophets (San Francisco: Harper & Row, 1965), pp. 24, 237, 483). С христианской точки зрения этот вопрос обсуждает Юрген Мольтмаии (Jürgen Moltmann, The Crucified God, trans. R.A.Wilson and J. Bowden (London: SCM Press, 1974).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

Библиография : J. Collins, A History of Modern European Philosophy. chap. 18. N. L. Geisler and W. Watkins, Ethics: Options and Issues, chap. 2. → Worlds Apart: A Handbook on World Views, chap. 2. R. G. Hollindale, Nietzsche: The Man and His Philosophy. K. Jaspers, Nietzsche und das Christentum. E. B. Ashton, trans. W. Kaufmann, The Portable Nietzsche. F. Nietzsche, Antichrist. → Beyond Good and Evil. → On the Genealogy of Morals. → The Will to Power. → Thus Spake Zarathustra. Новый Завет: археология (ARCHAEOLOGY. NEW TESTAMENT) Археологическая наука предъявляет весомые подтверждения исторической достоверности как Ветхого (см. Ветхий Завет: археология; Олбрайт, Уильям Ф.), так и Нового Завета. Археологических свидетельств в пользу Нового Завета чрезвычайно много (см. Новый Завет: датировка). Эти свидетельства можно суммировать под тремя рубриками: историческая точность Луки, мнение светских историков и физические свидетельства, относящиеся к распятию Христа (см. смерть Христа). Историческая точность Луки. Некогда считалось, что Лука, священнописатель наиболее детализированного в историческом отношении Евангелия и Книги Деяний, щедро приправил своё повествование плодами собственного воображения, так как он упоминает экстравагантные названия административных должностей и приводит имена никому не известных должностных лиц. Сейчас имеющиеся у нас данные указывают на прямо противоположное (см. Книга Деяний: историческая достоверность). Перепись из Лк. 2:1–5 . Несколько проблем связано с тем утверждением, что Август повелел произвести перепись всей империи во время правления и Квириния, и Ирода. Прежде всего, не существует письменных данных о такой переписи; однако мы теперь знаем, что регулярные переписи осуществлялись в Египте, в Галлии и в Кирене. Вполне вероятно, Лука здесь имеет в виду, что переписи проводились во всех частях империи, хотя и в разное время, и что процесс этот инициировал Август. Употребление Лукой глагола в настоящем времени определённо свидетельствует в пользу понимания этого события как повторяющегося. Дело в том, что Квириний, безусловно, производил перепись, но это было в 6 г. по Р. X., слишком поздно для рождения Христа, а Ирод умер до того, как Квириний стал правителем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В-пятых, несмотря на все утверждения в автобиографии, Сартру было не так уж легко обойтись без Бога. Перед смертью он обратился к Богу, Который его сотворил. Согласно сообщениям в одном французском журнале, Сартр перед смертью перешёл на позиции христианского теизма. Как он сам выразился (Sartre, Nouvel Observateur, Spring 1980), «я ощущаю себя не результатом игры случая, пылинкой во Вселенной, а кем-то, чьё бытие было предусмотренным, предуготовленным, пред увиденным. Словом, таким существом, которому мог дать жизнь только Творец; и эти представления о руке Творца ведут к Богу». Симона де Бовуар, жена Сартра, откликнулась на его предполагаемое покаяние такими сетованиями: «Разве можно объяснить этот акт старческого ренегатства?» Далее она заявила: «Все мои друзья, все сартровцы и редакция журнала Les Temps Modernes поддерживают меня в этом моём потрясении» (цитируется в National Review, 677). Что касается этого духовного преображения Сартра, не приходится особенно удивляться, если его экзистенциалистические соратники отреагировали именно таким образом, ведь оно означало молчаливое осуждение сартровского гуманизма самим Сартром. Как сообщают два человека, находившихся в Париже в 1980 г., Сартр за два месяца до смерти с горечью признавался своему католическому доктору, что «сожалеет о том влиянии, которое его произведения оказали на молодёжь», что слишком многие «восприняли их настолько серьёзно». Библиография : S. de Beavoir, The Ethics of Ambiguity. N. L. Geisler, Christian Ethics, chap. 2. → Is Man the Measure?, chap. 3. ___ and W. Watkins. Worlds Apart, chap. 3. J. P. Sartre, Being and Nothingness. → Existentialism and Humanism. → Nausea. → No Exit. → Nouvel Observateur, as reported in National Review (11 June 1982) by T. Molnor. → Words. Сатана: реальность существования (SATAN, REALITY OF) Относительно существования сатаны выражалось много скепсиса. Все, кто относится к Библии серьёзно, обязаны верить в существование сатаны, так как в Библии недвусмысленно говорится о бесовских силах. Тем не менее скептики и атеисты (см. атеизм) возражают, будто бы вера в тёмные злые силы Вселенной – это устаревшее суеверие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Хорошим введением служит книга: Karl Barth, Dogmatics in Outline (New York: Harper & Row, 1949). См. также: W.A. Whitehouse, Christian Faith and the Scientific Attitude (New York: Philosophical Library, 1952). 138 Gilkey, Creationism on Trial, pp. 108–116. См. также его книгу: Maker of Heaven and Earth (Garden City, NY: Doubleday, 1959). 139 Langdon Gilkey, Religion and the Scientific Future (New York: Harper & Row, 1970), chap. 2; Nature, Reality and the Sacred: The Nexus of Science and Religion (Minneapolis: Fortress Press, 1993). 141 Полезные обзоры даны в: Frederick Ferre, Language, Logic, and Cod (New York: Harper and Brothers, 1961) и William H. Austin, The Relevance of Natural Science to Theology (London: Macmillan, 1976). См. также: Stephen Toulmin, The Return to Cosmology (Berkeley and Los Angeles: Univ, of California Press, 1982), part I. 143 George Lindbeck, The Nature of Doctrine: Religion and Theology in a Postliberal Age (Philadelphia: Westminster Press, 1984), p. 22. 144 Arthur Eddington, The Nature of the Physical World (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1928), p. 16. 145 Alfred North Whitehead, Science and the Modern World (NewYork: Macmillan, 1925), chap. 1; Stanley L. Jaki, The Road of Science and the Ways to Cod (Chicago: Univ. of Chicago Press, 1978). 146 Christopher Kaiser, Creation and the History of Science (Grand Rapids: Eerdmans, 1991); «Scientific Work in its Theological Dimensions: Toward a Theology of Natural Science», in Facets of Faith and Science, vol. 1, ed. Jitse van der Meer (Lanham, MD: University Press of America, 1996). 147 Thomas Torrance, «God and the Contingent World», Zygon 14 (I979): 347. См. также его книгу: Divine and Contingent Order (Oxford: Oxford Univ. Press, 1981). 149 Ernan McMullin, «Natural Science and Christian Theology», in Religion, Science and the Search for Wisdom, ed. David Byers (Washington. DC: National Conference of Catholic Bishops, 1987). См. также его работу: «Introduction: Evolution and Creation», in Evolution and Creation, ed. Ernan McMullin (Notre Dame: Univ, of Notre Dame Press, 1985).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

Он должен доверять своим чувствам, даже когда просто читает книги о других взглядах. Он должен признать лишь вероятным, что все нехристианские взгляды ложны, потому что он не исследовал их все. Он должен доверять своим чувствам, даже когда принимает утверждение, что Библия истинна. Апологетический метод Кларка не в состоянии дать исчерпывающий позитивный критерий истинности христианства. Библиография : G.H. Clark, A Christian View of Men and Things. → «Apologetics»//C. F. H. Henry, ed.. Contemporary Evangelical Thought. → Barth " s Theological Method. → Philosophy of Education. → Religion, Reason, and Revelation. → «Special Divine Revelation as Rational»//C. F. H. Henry, ed., Revelation and the Bible. → Thales to Dewey: A History of Philosophy. «The Bible as Truth»//Sacra, 114, April 1957. → The Johannine Logos. → «Truth»//E.F. Harrison, ed., Baker " s Dictionary of Theology. N. L. Geisler, Christian Apologetics, chap. 2. G. Lewis, Testing Christianity " s Truth Claims, chap. 4. R. Nash, «Gordon H. Clark»//W. Elwell, ed., Handbook of Evangelical Theologians. → ed., The Philosophy of Gordon Clark: A Festschrift. Кларк, Самюэль (CLARKE, SAMUEL) Самюэль Кларк (1675–1729) был для своего времени выдающимся английским философом, физиком и апологетом. Кларк учился в Кембридже и стал приверженцем Ньютона (Newton) в такой научной атмосфере, где тон задавали, по преимуществу, идеи Рене Декарта (Descartes; 1596–1650). Он был посвящён в сан в Церкви Англии. В число занимаемых им постов входил пост ректора Сент-Джеймсского двора в Вестминстере. Его произведения собраны в «Трудах Самюэля Кларка» (The Works of Samuel Clarke), куда вошли его Бойлевские лекции: 1704 года, «Доказательство бытия и атрибутов Бога» («А Demonstration of the Being and Attributes of God»), и 1705 года, «Беседа о неизменных обязательствах естественной религии, об истине и достоверности христианского откровения, с ответом мистеру Гоббсу, °Спинозе, автору «Оракулов рассудка», и прочим, кто отрицает естественную и данную в откровении религию» («А Discourse Concerning the Unchangeable Obligations of Natural Religion, and the Truth and Certainty of the Christian Revelation in Answer to Mr. Hobbes, °Spinoza, the Author of Oracles of Reason, and Other Deniers of Natural and Revealed Religion»). Сохранилось и несколько томов его проповедей. Труды Кларка оказали влияние на Джозефа °Батлера (Butler; 1692–1752) с его «Аналогией религии» (Analogy of Religion, 1736).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

27 John Hedley Brooke, Science and Religion: Some Historical Perspectives (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1991), chap. 4; John Brooke, «The God of Isaac Newton», in Let Newton Be!, ed. Fauvel; William Austin, «Isaac Newton on Science and Religion», Journal of History of Ideas 31 (1970), p. 521–542. 28 Frank Manuel, The Religion of Isaac Newton (Oxford: Clarendon Press, 1974); Richard S. Westfall, Never at Rest A Biography of Isaac Newton (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1984); Richard Westfall, «The Rise of Science and the Decline of Orthodox Christianity: A Study of Kepler, Descartes, and Newton», in God and Nature, ed. Lindberg and Numbers. 29 John W. Draper, History of the Conflict between Religion and Science (New York: D. Appleton, 1874); Andrew Dickson White, A History of the Warfare of Science with Theology, 2 vols. (New York: D. Appleton, 1896) 30 Roy Porter and Mikulas Teich, eds., The Sclentific Revolution In National Context (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1992). 31 Robert Merton, Science and Technology in Seventeenth–Century England (New York: H. Fertig, 1970); первая публикация – в: Osiris, vol. 4, part 2 (1938). 33 I. Bernard Cohen, Puritanism and the Rise of Modern Science: The Merton Thesis (New Brunswick: Rutgers Univ. Press, 1990). 34 Charles Webster, The Great Instauration: Science, Medicine, and Reform, 1626–1660 (London: Duckworth, I975); также: Charles Webster, «Puritanism, Separatism, and Science», in God and Nature, ed. Lindberg and Numbers; Brooke, Science and Religion, chap. 3. 36 Gary Deason, «Reformation Theology and the Mechanistic Conception of Nature», in Cod and Nature; ed. Lindberg and Numbers; Charles Webster, From Paracelsus to Newton: Magic and the Making of Modem Science (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982); Eugene Klaaren, Religious Origins of Modern Science: Belief in Creation in Seventeenth Century Thought (Grand Rapids: Eerdmans, 1977). 37 Margaret Jacob, «Christianity and the Newtonian Worldview», in Cod and Nature, ed. Lindberg and Numbers; Margaret Jacob, The Newtonians and the English Revolution, 1689–1720 (Ithaca: Cornell Univ. Press, 1976); Margaret Jacob, The Cultural Meaning of the Scientific Revolution (New York: McGraw–Hill, 1988); Betty Jo Teeter Dobbs and Margaret Jacob, Newton and the Culture of Newtonianism (Atlantic Highlands, NJ: Humanities Press 1995).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

548 Charles Birch, John Н. Cobb, Jr., The Liberation of Life (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1981). 549 Charles Hartshorne, Reality as Social Process (Glencoe, IL: Free Press, 1953), chap. 1; The Logic of Perfection (LaSalle, IL: Open Court, 1962), chap. 7. 550 Этим определением я обязан Дэвиду Рею Гриффину (David Ray Griffin, «On Ian Barbour’s issues in Science and Religion», Zygon 25 (1988): 57–81. 551 David Ray Griffin, «Some Whiteheadian Comments», in Mind in Nature: Essays on the interface of Science and Philosophy, ed. John Cobb, Jr., and David Ray Griffin (Washington, DC: University Press of America, 1977). 552 David Ray Griffin, «Of Minds and Molecules: Postmodern Medicine in a Psychosomatic Universe», in The Reenchantment of Science, ed. D. Griffin (Albany: State Univ, of New York Press, 1988), p. 154. 553 См. David Pallin, «God as Creator In a Whiteheadian Understanding», in Whitehead and the idea of Process, ed. H. Holz and E. Wolf–Gazo (Frelburg and München: Kart Alber Verlag, 1984); Frank Kirkpatrick, «Process or Agent: Two Models for Self and God», in Philosophy of Religion and Theology, ed. David Ray Griffin (Chambersburg, PA: American Academy of Religion, 1971); Paul Sponhelm, Faith and Process: The Significance of Process Thought for Christian Thought (Minneapolis: Augsburg, 1979), pp. 90–98. 554 William Gallagher, «Whitehead»» Psychological Physiology: A Third View», Process Studies 4 (1974): 263–274; Joseph Earley, «Self–Organization and Agency in Chemistry and In Process Philosophy», Process Studies 11 (1981): 242–258. 555 Mirk Davidson, Uncommon Sense: The Life and Thought of Ludwig von Bertalanffy, Father of General Systems Theory (Los Angeles: J. P. Tarcher, 1983); Ervin Laszlo, An Introduction to Systems Philosophy (New York: Gordon & Breach, 1972). 556 James Huchlngson, «Organization and Process: Systems Philosophy and Whiteheadian Metaphysics», Zygon 11 (1981): 226–241. 561 «Сращение (concrescence) – это название процесса, в котором универсум вещей приобретает индивидуальное единство в результате подчинения «многих» из них конституированию »одной» новой вещи». Отдельные «сращения» Уайтхед называет «актуальными объектами». См. А.Н. Уайтхед, Избранные работы по философии, М.: Прогресс, 1990, стр. 297–298. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

530 Reginald Fuller, The Foundations of New Testament Christology (New York Charles Scribner " s Sons, 1965). 531 Sydney Cave. The Doctrine of the Person of Christ (London: Gerald Duckworth, 1925), chaps. 1–4; John McIntyre, The Shape of Christology (Philadelphia: Westminster Press, 1966), chap. 4; Walter Lowe, «Christ and Salvation», in Christian Theology, ed. Hodgson and King. 532 См. D. M. Baillie, God Was in Christ (New York: Charles Scribner " s Sons, 1948), в первую очередь, гл. 5, посвященную парадоксу благодати. 535 Lionel Thornton, Die Incarnate Lord (London: Longman, Green, 1928). См. также: W. Norman Pittenger, The Word incarnate (New York: Harper and Brothers, 1959). 536 Pierre Teilhard de Chardin, Christianity and Evolution (New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1971). 538 Baillie, Cod Was in Christ, chaps. 7, 8; Robert S. Franks, The Work of Christ (London and New York: Nelson, 1962). 539 Слова Ричарда Лики цит. по программе National Public Radio All Things Considered, 19 декабря 1988. 540 Philip Hefner, «Theology " s Truth end Scientific Formulation», Zygon 23 (I988): 270; The Human Factor: Evoluti 541 Philip Hefner, «The Evolution of the Created Со–Сгеатог», in Cosmos as Creation: Science and Theology in Consonance, ed. Ted Peters (Nashville: Abingdon Press, 1989), p. 232. См. также: Hefner, «Can a Theology of Nature be Coherent with Scientific Cosmology», in Evolution and Creation, ed. S. Anderson and A. Peacocke (Aarhus, Denmark: Aarhus Univ. Press. 1987). 542 Roger Shinn, ed. Faith and Science in an Unjust World (Geneva: World Council of Churches, 1980). 544 Автор использует термин «process thought» (букв, «мысль процесса») по аналогии с выражениями «научная мысль», «философская мысль» и т.п. Исходя из определения Куном научной парадигмы как концептуально и теоретически организованной системы научной мысли, правомерно говорить и о «парадигме процесса» – Прим. ред. 547 Введение в метафизику процесса см. в: John В. Cobb, Jr., David Ray Griffin, Process Theology: An Introduction (Philadelphia: Westminster Press, 1976), chap. 1. Основные источники: Alfred North Whitehead, Science and the Modern World (New York: Macmillan, 1925); Process and Reality. Систематическое изложение см. в: William Christian, An Interpretation of Whitehead " s Metaphysics (New Haven: Yale Univ. Press, 1959); Ivor Leclerc, Whitehead " s Metaphysics (New York: Macmillan, 1958). Cm. Ian G. Barbour, Issues in Science and Religion (Englewood Cliffs, NJ: Prentice–Hall, 1966), pp. 128–131, 344–347. Я попытался изложить идеи Уайтхеда, в минимальной степени используя его технические термины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010