Соч.: Catalogue des manuscrit géorgiens littéraire du Mont Sinaï. Louvain, 1956. (CSCO; 165. Subs.; 9); Scripta disiecta, 1941-1977. Louvain-la-Neuve, 1980. 2 vol. (Publ. de l " Inst. Orient. de Louvain; 21-22). Изд.: Un témoin important du texte de la vie de S. Antoine par S. Athanase: la vers. lat. inédite des archives du chapitre de S. Pierre à Rome. Brux.; R., 1939; Panégyrique de St. Antoine par Jean, évêque d " Hermopolis//OCP. 1943. Vol. 9. P. 100-134, 330-365; Documents pour l " étude du livre d " Agathange. Vat., 1946. (ST; 127); S. Antonii Vitae versio sahidica. Louvain, 1949, 19672. (CSCO; 117-118); La Narratio de rebus Armeniae/Éd. crit. et comment. Louvain, 1952; L " Ancienne vers. géorgienne des Actes des Apôtres d " après deux manuscrits du Sinai. Louvain, 1955; Une «Lettre de S. Arsène» en géorgien//Le Muséon. 1955. Vol. 68. P. 259-278; Lettres de S. Antoine: Vers. géorgienne et fragm. coptes. Louvain, 1955. (CSCO; 148-149. Iber.; 5-6); Le fragment géorgien de l " «Évangile de Thomas»//RHE. 1956. P. 513-520; Le texte grec et les versions anciennes de la Vie de St Antoine//StAnselm. 1956. Vol. 38. P. 1-12; Un nouveau manuscrit de la «Narratio de rebus Armeniae». Louvain, 1958; Le calendrier Palestino-Géorgien du Sinaiticus 34 (Xe siècle). Brux., 1958. (SH; 30); La Coll. «Monuments de l " ancienne langue géorgienne»//Le Muséon. 1959. Vol. 72. P. 443-461; La passion de St. Élien de Philadelphie (Amman)//AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 412-446; Une nouvelle Vie grecque de St. Grégoire d " Arménie//Byz. 1962. Vol. 32. P. 63-80; La vers. géorgienne du «Pré Spirituel»//Mélanges Eugène Tisserant. Vat., 1964. T. 2. P. 171-185. (ST; 232); Le «Discours ascétique» d " Étienne le Thébain en géorgien//Le Muséon. 1970. Vol. 83. P. 73-93; La source grecque des «Trente articles» géorgiens contre les Arméniens//HAms. 1976. N 1-12. Лит.: Метревели E. Жерар Гаритт//Мравалтави. 1991. Вып. 16. C. 235-242; Hommage à la mémoire de Gérard Garitte. Brux., 1991. Е. Метревели, К. Асатиани

http://pravenc.ru/text/161693.html

Первым переводом «Луга духовного» является латинский; о нем упоминает Иоанн Диакон в Житии свт. Григория I Великого, где «Луг духовный» (гл. 151) называется «недавно переведенными повествованиями греков» ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 63//PL. 75. Col. 213C). Вполне вероятно, что перевод на латинский был осуществлен Анастасием Библиотекарем , который также перевел Житие св. Иоанна Милостивого, составленное Леонтием, еп. Неаполя Кипрского (PL. 73. Col. 337-384), и «Чудеса святых Кира и Иоанна» свт. Софрония (см. фрагменты в: PL. 129. Col. 703-714). Выборка из 20 рассказов была переведена на латынь в XI в. Иоанном, амальфитанским монахом, подвизавшимся в к-польском мон-ре Всесвятого (μον Παναγου), и вошла в состав его «Книги чудес» - сборника из 42 повествований ( Johannes Monachus. Liber de Miraculis. 1913). Груз. версия (опубл. в 1960 И. В. Абуладзе ) состоит примерно из 90 частей, к-рые почти все засвидетельствованы в греч. текстах. Груз. версию содержат рукописи X в. из Иверского мон-ря на Афоне и 2 синайские, X и XIII вв. Древность рукописей и архаичность языка грузинского текста привели Ш. Нуцубидзе к убеждению, что И. М. был грузинского происхождения и к нему непосредственно восходят и грузинские, и греческие тексты «Луга духовного» ( Нуцубидзе. 1956; см.: Chadwick. 1974. P. 44). Эта теория была подвергнута критике Ж. Гариттом ( Garitte. 1964. P. 171-185). В араб. версии «Луга духовного», носящего в рукописях наименование «Книга сада» и приписываемого Софронию, нек-рые главы сокращены, а др., напротив, расширены. Порядок глав отличен от греч. текста (изд. в: Ал-Бустани: По синайской рукописи X в./Пер. на груз., исслед.: Р. В. Гварамиа. Тбилиси, 1965 (на груз. языке); описание рукописей см. в: Graf. Geschichte. Bd. 2. P. 383). На эфиопский язык главы из «Луга духовного» были переведены в составе «Патерикона», изданного В. Аррасом (CSCO; 277-278), где они приписываются свт. Софронию Иерусалимскому. Особенность эфиопского перевода заключается в тщательной монофизитской обработке тех глав, в которых отстаивается халкидонское исповедание.

http://pravenc.ru/text/471388.html

Butler C. The Lausiac History of Palladius I – II. Cambrige, 1898–1904. (Texts and studies, V – VI). Clugnet L.  Vie et recits de l " abbe Daniel de Scete (texte grec)/ROC 5 (1900). P. 49–73, 251–271, 370–391. Clugnet L.  Vie et recits de l " abbe Daniel de Scetiote. Paris, 1901. De S. Joanne Chuzibita, Conf. Pont . Caesarea in Palestina//AS, Oct. XII. P. 577–592. De Vogüe 1994  =Quatres ermites egyptiens d " apres les fragments coptes de l " Histoire Lausiaque/Pres, par G. Bunge. Trad, par A. de Vogüe. Begrolleen-Mauges, 1994. (Spiritualite orientale, 60) [см.: Amelineau De Historia Lausiaca... ]. Evagre le Pontique.  Scholies aux Proverbs/Ed. P. Gehin. Paris, 1987. (SC 340). Flusin B., Paramelle J.  De syncletica in deserto Iordanis//An. Boll. 100 (1982). P. 291–317. Flusin B.  Saint Anastase le Perse et l " histoire de la Palestine au debut du VII siede. Т. I, II. Paris, 1992. (Le Monde Byzantin) [рус. пер.: Житие и страдания святаго священно мученика и чудотворца отца нашего Анастасия Перса...]. Garitte 1958  =Le Calendrier Palestino-Georgien du Sinaiticus 34 (X-e siede)/Ed., trad, et commente par G. Garitte. Bruxelles, 1958. (SH 30). Garitte 1960  =La prise de Jerusalem par les Perses en 614/Ed. et trad. G. Garitte//CSCO 203 (Iber. 12). Louvain, 1960 [см.: Антиох Стратиг...]. Garitte 1980  =«Histoires edifiantes» georgiennes/Ed. G. Garitte//Garitte G. Scripta disiecta 1941–1977. Т. II. Louvain, 1980. P. 561–568. (Publications de l " Institut Orientaliste de Louvain)=Byzantion 36 (1966). P. 396–423. Guy, Flusin 1993 , cm.: Apophthegmata Patrum, Collectio systeMatica. Jean Cassien. Institutions cenobitiques/Nexte latin revue, intod. trad, et notes par J.-C. Guy. Paris, 1965. (SC 109). Kyrillos von Skythopolis  /Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen  Literatur. Ed. E. Schwarz . Leipzig, 1929. Lackner W.  Zwei Membra disiecta aus dem Pratum Spirituale des Ioannes Moschos//An. Boll. 100 (1982). P. 341–350. Lipomanus A.  Sanctorum priscorum patrum vitae. I-V. Venetiis, 1551–1556.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Calendrier Palestino-Georgien. Р. 73); 6 июля - память И. в одной из церквей, построенных Меланией (Старшей или Младшей) на Елеоне ( Кекелидзе. Канонарь. С. 119; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 77; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 20); 21 июля - память пророков Иеремии и И. в храме Гроба Господня ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 80); 25 авг.- положение мощей И., память пророков Захарии, Даниила и 3 вавилонских отроков в храме, построенном Иерусалимским патриархом свт. Ювеналием (422-458) (Ibid. Р. 86; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 30); 22 сент.- положение мощей апостолов Петра, Павла, И., память святых Георгия, Фирса, Фоки в ц. прп. Исихия, пресв. иерусалимского (V в.) ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 91); 2 окт.- память апостолов Петра, Павла, Андрея, Филиппа, Фомы, пророков И., Захарии, вмч. Пантелеимона и др. мучеников в ц. вмч. Прокопия, построенной, видимо, в VI в. к югу от Иерусалима (Ibid. Р. 94; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 41); 15 окт.- память св. Иоанна Предтечи, пророков И., Иезекииля и Даниила, 3 вавилонских отроков, Иосифа Прекрасного в ц. мч. Иулиана, построенной Флавией ( Кекелидзе. Канонарь. С. 138; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 97; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 44); 30 или 31 окт.- память И. и святых Мины и Фоки в ц. вмч. Мины, построенной Вассой ( Кекелидзе. Канонарь. С. 141; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 101; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 48); 14 нояб.- память св. Иоанна Предтечи, И., мч. Вакха, архангелов Михаила и Гавриила в церкви, построенной неким Аффонием близ Гефсимании ( Кекелидзе. Канонарь. С. 142). Видение пророков Исаии и Иезекииля. Икона. XVI в. (ГММК) Видение пророков Исаии и Иезекииля. Икона. XVI в. (ГММК) К одной из вышеперечисленных дат - 6 июля - приурочивают память И. лат. Мартиролог Беды Достопочтенного VIII в. (PL. 94. Col. 967) и вслед за ним Римский Мартиролог XVI в. (MartRom. Comment. P. 272), а также арм.

http://pravenc.ru/text/674804.html

Часть честной главы И. хранится в мон-ре Хиландар на Афоне; по сведениям, собранным болландистами, частицы мощей И. находились в кафедральном соборе в Бриндизи, в ц. св. Гереона в Кёльне, в мон-ре Санто-Стефано и ц. Сан-Джованни ин Монте в Болонье. Память И. праздновалась в Византии 9 мая. В этот день, согласно Типикону Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 284) и Синаксарю К-польской ц. (SynCP. Col. 667), торжественная служба в честь пророка совершалась в ц. св. Лаврентия. В греч. стишных Синаксарях память И. отмечается также 25 янв. с указанием на местонахождение его мощей - «близ св. Лаврентия» (SynCP. Col. 423). Видимо, эта дата связана либо с перенесением мощей И. со Св. земли в К-поль, либо с днем освящения церкви, построенной в столице в честь пророка. В груз. календарях V-VIII вв., ориентированных на древнейший Иерусалимский Святогробский Типикон, празднования в честь И. встречаются значительно чаще. Они совершались в разных церквах Иерусалима: 5 мая - память И. вместе со святыми Миной и Фокой в ц. вмч. Мины, построенной Вассой, приближенной имп. Евдокии (после 444) ( Кекелидзе. Канонарь. С. 112; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 64; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 8); 9 мая - память И. вместе со св. Иоанном Предтечей, с апостолами Петром, Павлом, Иоанном Богословом, Филиппом, Фомой и др. святыми в ц. Учеников на Елеоне, построенной равноап. Еленой ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 65; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 10); 3 июня - память св. Иоанна Предтечи, И., мучеников Иулиана, Тимофея, Мавра (Мавриана) и др. в ц. мч. Иулиана на Елеоне, построенной Флавией ок. 454/5 г. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 115; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 70; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 13); 16 июня - обретение или положение мощей И. в ц. вмч. Мины ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 73; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 16); 17 июня - память пророков И. и Амоса в храме Гроба Господня ( Garitte.

http://pravenc.ru/text/674804.html

В сентябре 1964г. Святейший Патриарх предпринял путешествие в Афины, Женеву и Лондон. 4.II.1965 исполнилось 20 лет его патриаршего служения. Святейший Патриарх Алексий принимал активное участие в борьбе за мир. Духовный писатель. + 17.IV.1970 года. Труды: «Комбатанты и некомбатанты во время войны» (1899 г.) (Кандидатская диссертация в Юридич.факультете)· «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета». (Кандидатское сочинение 1903 года). Слово на День Святой Пасхи. «Тульск.Епарх.Вед.» 1909, 12, стр.183. Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «Церк.Вед.» 1913, 18–19, стр.791. См.также «ЖМП» 1957, II, стр.36–38. Слова, речи, послания, обращения T.I ( ) М.· T.II (1948–1954 гг) М. 1954. m.III(1954–1957 гг) М.1957. T.IV (1957–1963 гг) М.1964. «Речь на филаретовском вечере в Московской Духовной Академии». «ЖМП» 1964, 2. «Речь на приеме участников сессии Исполкома Всемирного Совета Церквей в Троице-Сергиевой Лавре». «ЖМП» 1964, 4. «Речь при вручении жезла епископу Антонию (Мельникову)». «ЖМП» 1964, 7. «Слова, речи, послания, обращения» (1957–1963 гг.) m.IV «ЖМП» 1964, 7. «Послание Московским духовным школам ко дню их 20-летия». «ЖМП» 1964, 8. «Послание пастве Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у короля Греции Константина». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у генерального секретаря ВСЦ». «ЖМП» 1964, II. «Речь на официальном обеде в главной квартире ВСЦ». «ЖМП» 1964, II. «Речь на торжественном богослужении в Вестминстерском аббатстве». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у Архиепископа Кентерберрийского Михаила Рамсея»· «ЖМП» 1964, II. «Речь на юбилейном акте ВДА». «ЖМП» 1964, 12. «Рождественское послание». «ЖМП» 1965, I и 12. «Рождественское приветствие Предстоятелям Поместных Православных Церквей». «ЖМП» 1965, I. «Речь при вручении жезла епископу Саратовскому и Волгоградскому Пимену». «ЖМП» 1965, 2. «Речь на торжественном собрании, посвященном 20-летию Патриаршества»·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Orientalium, 1961. 82 S. (CSCO 212/Syr; 88). 4. Beck 1970a=Des Heiligen Ephraem des Syrers Sermones II/Hrsg. von E. Beck. Louvain : Secretariat du Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 1970. S. 1–40 (C SCO 311/Syr; 134). 5. Beck 1970b=Des Heiligen Ephraem des Syrers Sermones II/Übers. von E. Beck. Louvain : Secretariat du Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 1970. S. 1–53 (CSCO 312/Syr; 135). 6. Beck 1970c=Des Heiligen Ephraem des Syrers Sermones I/Hrsg. von Beck. Louvain : Secretariat du Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 1970. Р. 1–12 (CSCO 305/Syr; 130). 7. Beck 1970d=Des Heiligen Ephraem des Syrers Sermones I/Übers. von E. Beck. Louvain : Secretariat du Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 1970. P. 1–17 (CSCO 306/Syr; 131). 8. Bedjan=Bedjan P. Isaac of Antioch. Homiliae. Paris ; Leipzig : Harrassowitz, 855 p. 9. Garitte 1967=Garitte G. Le sermon de S. Éphrem sur Jonas en géorgien//Le Muséon. 1967. V. 80. P. 75–119. 10. Garitte 1969=Garitte G. La version arménienne du sermon de S. Éphrem sur Jonas//Revue des Études Arméniennes. 1969. V. 6. P. 23–43. 11. Hemmerdinger-Illiadou=Hemmerdinger-Illiadou D. Saint Éphrem le Syrien, sermon sur Jonas (Texte Greco-Roman inédit)//Le Muséon. 1967. V. 80. 47–74. 12. Mai=Mai A. Nova Patrum Bibliotheca I. Roma : Typis Sacri Consilii Propagando Christiano Nomin, 1852. 210 p. 13. Renoux=Renoux C. Mmrè sur Nicomédie, d’Éphrem de Nisibe. Turnhout: Brepols, 1975. 355 p. (Patrologia Orientalis; 37). 14. Zarbhanalian=Zarbhanalian G. Haykakan T‘argmanut‘iwnk Naxneac‘ (dar IV–XIII). Venise, 1889. 794 p. 15. Zimbardi=Efrem siro Sermone su Ninive e Giona/A cura di Emanuele Zimbardi. Torino : Paideia, 2019. 153 p. (Letteratura della Siria cristiana; 5).   Литература 1. Брок=Брок С. П. Красота в христианской жизни согласно трудам прп. Ефрема Сирина//Вестник Свято-Филаретовского института. 2021. Вып. 37. С. 12–24. DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.001. 2. Фомичева=Фомичева С. В. Ниневия vs Израиль: как христианские экзегеты Книги пророка Ионы интерпретируют исторические события//Библия и христианская древность. 2022. 1 (12) (готовится к печати).

http://bogoslov.ru/article/6177829

Garitte, 1939a – Garrite G. A propos des lettres de S. Antoine l’ermite//Muséon. Vol. 52. 1939. P. 11–31. Garitte, 1939b – Garrite G. Un témoin important du texte de la Vie de S. Antione par S. Athanasee. La version latine inedite des Archive du Chapitre de Saint-Pierre à Rome. Bruxelles; Rome, 1939. Garitte, 1942–43 – Gantte G. Histoire du texte imprimé de la Vie grecque de Saint Antoine//Bulletine de l’institut historique Belge de Rome. 22. 1942–43. P. 5–29. Garitte, 1961 – Garrite G. Un couvent de femme au III e siècle?//Scrinium Lovaniense: Mélange historiques E. van Cauwenbergh. Louvain, 1961. P. 150–159. Gascou, 1976 – Gascou J. P. Fouad 87: Les monastères pachômiens et l’état byzantin//BIFAO. Vol. 76 (1976). P. 157–184. Gascou, 1992 – Gascou J. La vie de Pathermouthios moine et fossoyeur (Historia monachorum X)//Itinéraires d’Égypte: Mélanges M. Martin. Le Caire, 1992. P. 107–114. Gobry, 1985 – Gobry I. Les moines en Occident. T I. De saint Antoine à saint Basile. Les origines orientales. Paris, 1985. Goehring, 1992a – Goehring J. The Origins of Monasticism//Eusebius, Christianity and Judaism/Ed. H. W. Attridge and G. Hata. Detroit, 1992. P. 235–255 [переиздание: Goehring J. Ascetics, Society and the Desert: Studies in Early Egyptian Monasticism. Harrisburg, 1999. P. 13–35]. Goehring, 1992b – Goehring J. Through a Glass Darkly: Images of the ποτακτικο(α) in Early Egyptian Monasticism//Semeia. Vol. 58 (1992). P. 25–45 [переиздание: Goehring J. Ascetics, Society and the Desert: Studies in Early Egyptian Monasticism. Harrisburg, 1999. P. 53–72] Gould, 1993 – Gould G. Recent Work on Monastic Origins: a Consideration of the Questions Raised by Samuel Rubenson’s The Letters of St. Antony//StP. Vol. XXV. 1993. P. 405–416. Griggs, 1991 – Griggs C.W. Early Egyptian Christianity from its Origins to 451 С. E. Leiden, 1991. Grünzmacher, 1896 – Grünzmacher G. Pachomius und das älteste Klosterleben. Freiburg, 1896. Guibert, Olphe-Galliard e. a., 1937 – De Guibeit J., M. Olphe-Galliard, M. Viller, A. Willwoll. Ascèse, ascétisme//DSp. Vol. I. Paris, 1937. Col. 936–1010 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Восточная традиция, согласно которой Л. был учеником Публия и вместе с ним пострадал при имп. Диоклетиане и/или Максимиане (нач. IV в.), включает памятники на сир., копт. и груз. языках, в основе к-рых, по мнению исследователей, лежит несохранившееся греч. Мученичество. Древнейшими текстами, отражающими эту традицию, являются гомилии в честь Л., произнесенные в день его памяти, 18 июня, монофизитским Антиохийским патриархом Севиром в 513 и 514 гг. 27 и 50 в общем списке его гомилий). Их греч. оригинал утрачен, сохранился только сир. перевод. На сир. языке также сохранилось Мученичество Л., очевидно переведенное с утраченного греч. оригинала. Оно известно в 3 рукописях и было впервые издано П. Беджаном по одной из них (BHO, N 563), а затем с учетом всех рукописей - Ж. Гариттом ( Garitte. 1968; с лат. переводом). Близкое по содержанию Мученичество на груз. языке сохранилось в рукописях X в. (Sinait. iber. 11. Fol. 213v - 218v; 62. Fol. 48-49v; Ath. Iver. georg. 8. Fol. 334-335), XI в. (НЦРГ. А 95. Л. 454-455; Bodl. 1. Fol. 180-181) и XV вв. (НЦРГ. А 382. Л. 14-14 об.); оно было издано К. Кекелидзе (Груз. агиогр. памятники. 1946. Т. 2. С. 62-63). Копт. Мученичество (на саидском диалекте), известное только в рукописи NY Morgan. 585 (IX в.; изд. и лат. перевод: Garitte. 1965), представляет собой яркий образец т. н. эпического мученичества и практически не содержит биографических деталей, кроме указаний на Публия, упоминаний Триполи и воинского звания Л. За текстом Мученичества в этой же рукописи следует копт. текст гомилии Севира Антиохийского, имеющей нек-рые параллели с гомилией 27, в частности рассказ о 3 посмертных чудесах (изд. и лат. перевод: Garitte. 1966; по мнению Гаритта, копт. перевод был сделан с более пространного греч. текста, чем тот, к-рый отражен в сир. пер.). Единственным известным отголоском вост. традиции в греч. источниках является упоминание вместе с Л. наряду с И. и Ф. мч. Публия (Ποπλιος; а также Дометиана (?)) в Патмосском списке Типикона Великой ц. (кон. IX - нач. X в.; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 82). Эти же имена встречаются в груз. переводе Синаксаря К-польской ц.- Великом Синаксаре, выполненном в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211; Hieros. Patr. georg. 24-25; Sinait. iber. 4; Ath. Iver. georg. 30, все XI в.).

http://pravenc.ru/text/2463551.html

Храмы Св. земли возводились весьма быстрыми темпами, и в нач. 30-х гг. IV в. строительство уже близилось к концу. В описании св. мест Палестины в Бурдигальском итинерарии (333) храмы упоминаются как уже построенные (Itinerarium a Burdigala Hierusalem usque//Itinera Hierosolymitana saeculi IV-VIII/Ed. P. Geyer. Vindobonae, 1898. P. 18-20 (рус. пер.: Бордоский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2. С. 29-31, 33)). Однако полное завершение намеченных М. работ затянулось еще на некоторое время, и М. не дожил до него. Храм Гроба Господня был освящен в 335 г., Вифлеемская базилика - в 339 г. В последние годы жизни М. хотел рукоположить во епископа Лидды (Диосполя) исп. Максима (см. Максим III , еп. Иерусалимский), которого имп. Максимин Дайя в период гонений на христиан отправил на каторжные работы в рудники и которому выкололи правый глаз. Однако затем М. отказался от своего решения, т. к. боялся, что, когда он умрет, Иерусалимскую кафедру займет кто-то из ариан. И т. к. народ хотел видеть Максима преемником М., тот оставил его в Иерусалиме, «чтобы он священствовал вместе с Макарием и после его смерти вступил в управление тамошнею Церковию» ( Sozom. Hist. eccl. I 10; II 20). Память М. встречается в ряде визант. месяцесловов X-XII вв. под 26 или 27 февр., но отсутствует в таких агиографических к-польских памятниках, как Типикон Великой ц. и Синаксарь К-польской ц. В груз. календарях, отражающих древнюю Иерусалимскую богослужебную традицию, память М. содержится под др. датами: под 16 авг. в них упоминается «Макарий, архиепископ Иерусалимский» ( Кекелидзе. Канонарь С. 124, 190; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 84, 304; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 28); под 28 окт. его имя указано вместе с патриархом Захарией Иерусалимским ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 100, 370; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 48). Возможно, что отмеченная 7 февр. память «Макария епископа», также относится к М. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 49, 153; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. Т. 1. Р. 36). Предположение Г. Гуссена, что в грузинских календарях упоминается Иерусалимский патриарх Макарий II († ок. 574/5) маловероятно, т. к. он был приверженцем оригенизма. В XVI в. память М. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог под 10 марта (MartRom. P. 91; MartRom. Comment. P. 92). При составлении «Нового Синаксариста Православной Церкви» иером. Макарий Симонопетрит включил в него сведения о М. под 16 авг.

http://pravenc.ru/text/2561414.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010