Афанасий Великий) или спустя слишком много времени после событий (церковные историки V в.). Активная работа по пересмотру и уточнению Символа веры началась лишь после смерти К. (ср. Антиохийские Соборы, 339-341 гг.). Ок. 329/330 г. состоялся Антиохийский Собор, превращенный в суд над еп. Евстафием Антиохийским и неск. др. епископами. Евстафий был обвинен в различных бесчестных проступках и отрекся от престола ( Euseb. Vita Const. III 59-62; Athanas. Alex. Hist. arian. 4; Socr. Schol. Hist. eccl. I 24; Sozom. Hist. eccl. II 19; Theodoret. Hist. eccl. I 21-22). Позднейшие церковные историки описывали дисциплинарные обвинения, выдвинутые на Соборе против еп. Евстафия, лишь как предлог для его низложения. Подлинными причинами считали вероучительные противоречия, в т. ч. богословский спор между Евстафием и еп. Евсевием Кесарийским ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 23; Sozom. Hist. eccl. II 18). Низложение еп. Евстафия привело к волнениям в Антиохии и расколу церковной общины на партии сторонников Евстафия и приверженцев Собора. В течение последующих неск. лет этим партиям не удавалось возвести на епископский престол более или менее авторитетного кандидата; раскол Антиохийской Церкви продолжался более 100 лет. Роль К. в организации этого Собора неясна. Источники нигде не указывают, что К. мог быть инициатором его проведения. К. отправил к участникам Собора и жителям Антиохии неск. посланий, написанных уже после получения им известий о ходе заседаний и беспорядках в городе ( Euseb. Vita Const. III 60-62). Он вновь настаивал на необходимости придерживаться единомыслия, увещевал избрать на кафедру достойного мужа. В отдельном письме К. хвалил еп. Евсевия Кесарийского (участника Собора) за его отказ избираться на Антиохийский престол. Вскоре для прекращения беспорядков, контроля над деятельностью епископов и завершения Собора К. направил в Антиохию своих представителей Акакия и Стратигия. К. также рекомендовал избрать на Антиохийскую кафедру свящ. Георгия из Арефусы либо свящ. Евфрония из Кесарии Каппадокийской. Собор остановил свой выбор на Евфронии. Несмотря на эти сложности, К. скорее всего был удовлетворен решениями Собора, видел в нем очередное торжество единого церковного большинства над «недостойными» членами Церкви, а раскол общины воспринимал как временные и маловажные обстоятельства. К. также мог быть доволен своим выбором Евсевия Никомидийского, председательствовавшего на Соборе, в качестве основного проводника имп. политики в Церкви.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

I 16-17; Theodoret. Hist. eccl. I 7). Вопросы, вызывавшие разногласия, К. определял как «мелочные» и порожденные «страстью к спорам», которые ни в коей мере не должны решаться законодательно ( Euseb. Vita Const. II 71). В результате усилий еп. Осия в кон. 324 - нач. 325 г. в Антиохии был проведен Собор, осудивший арианство, но в значительной мере углубивший конфликт, поскольку Собор осудил влиятельного еп. Евсевия Кесарийского. В это же время в Вифинии (практически на глазах у К., к-рый в то время здесь находился) состоялся Собор под председательством еп. Евсевия Никомидийского, к-рый признал взгляды Ария допустимыми и обратился с примирительным посланием к еп. Александру Александрийскому ( Sozom. Hist. eccl. I 15). Т. о., демонстрации единства Церкви достичь не удалось. По сути епископы не вняли увещеваниям К. и продолжили шаги в сторону конфронтации. Для прекращения споров К. необходимо было созвать общий Собор. В отличие от ситуации с донатизмом в 325 г. К. решил на этот раз не доверять разбирательство епископскому суду. В нач. 325 г. он объявил о созыве Собора епископов всех Церквей Востока. К. возглавил его организацию и проведение, справедливо предполагая, что его присутствие будет способствовать как согласию участников, так и контролю за ними. Первоначальным местом проведения Собора была объявлена Анкира; спустя неск. месяцев Собор был перенесен в Никею. Помимо нормативных актов Собора важнейшей новостью в истории христианства было само присутствие и поведение К. на заседаниях. К. «выслушивал всех терпеливо, внимательно принимал предложения, и, разбирая в частностях сказанное той и другой стороной, мало-помалу примирил упорно состязавшихся. Одних убеждая, других усовещивая словом, иных, говоривших хорошо, хваля, и каждого склоняя к единомыслию, он, наконец, сообразовал понятия и мнения всех» ( Euseb. Vita Const. III 13). Участники Собора и позднейшие церковные историки неизменно особо отмечали учтивость императора, его открытость в общении со всеми (Ibid. I 44; Socr.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Это не противоречит тому, что кто-то из отцов первенствовал на Соборе. Евсевий неопределенно говорит о «председателях» (προδροις - Euseb. Vita Const. III 13), а также о «первенствующих» каждой из двух «партий» (πρωτεων το τϒματος - Ibid. III 11). Возможно, председательствовал свт. Осий, однако, безусловно, не как представитель епископа Рима, каковым он не был, но как главный в то время церковный советник имп. св. Константина. Именно свт. Осий значится в списках отцов Собора на 1-м месте. На 2-м месте стоят посланцы епископа Рима, но они не играли на Соборе заметной роли. Высказывались предположения о председательстве свт. Евстафия Антиохийского, Евсевия Кесарийского. Офиц. заседания происходили в самой большой зале имп. дворца. При их открытии все собравшиеся безмолвно ждали имп. св. Константина. Вошли немногие придворные, затем возвестили о приходе императора, и все встали. Выйдя на середину, имп. св. Константин сел в поданное ему золотое кресло; затем сели и остальные. Один из епископов приветствовал императора краткой благодарственной речью. Затем имп. св. Константин обратился к Собору по-латыни, призывая к единству. Краткая его речь была переведена Собору на греч. язык, после чего император передал слово «председателям». «Тогда одни начали обвинять своих ближних, другие защищались и порицали друг друга. В то время как с той и другой стороны сделано было множество возражений и поначалу возник великий спор, царь выслушивал всех терпеливо, внимательно принимал предложения, и, разбирая в частностях сказанное той и другой стороной, мало-помалу примирил упорно состязавшихся... Одних убеждая, других усовещивая словом, иных, говоривших хорошо, хваля, и каждого склоняя к единомыслию, он сообразовал понятия и мнения всех касательно спорных предметов» (Euseb. Vita Const. III 10-13). Имп. св. Константин, т. о., действовал как «примиритель», за к-рым, впрочем, стояла вся полнота имперской власти. В первую очередь было рассмотрено откровенно арианское исповедание веры Евсевия Никомидийского.

http://sedmitza.ru/text/758904.html

Кардинальное преобразование Элии началось в 20-х гг. IV в., при рим. имп. Константине Великом (в вост. части Римской империи - 324-337), когда христ. Церковь получила легальный статус и покровительство власти. Вероятно, общий замысел возрождения И. сложился в ходе консультаций императора с епископами Палестины Евсевием Кесарийским и св. Макарием Иерусалимским в период проведения I Вселенского Собора в Никее в 325 г. По завершении Собора имп. Константин вручил еп. Макарию грамоту, к-рой санкционировалось строительство обширных храмов на местах, почитаемых христианами как свидетельства новозаветной истории, а также предлагалось местным светским властям содействовать Церкви в этих работах ( Euseb. Vita Const. III 25-30; Socr. Schol. Hist. eccl. I 9; Theodoret. Hist. eccl. I 17). В 326 г. Элии было официально возвращено название И. В 327 или 328 г. в И. прибыла св. Елена, мать имп. Константина. В ее присутствии еп. Макарий провел масштабные работы в центре города: был разрушен храм Венеры рядом с форумом и на его месте открыта пещера, в к-рой, согласно преданию, был погребен Спаситель. Рядом были найдены 3 древних креста, один из к-рых был признан Крестом Распятия Спасителя, а 2 других - крестами разбойников, казненных вместе с Ним ( Euseb. Vita Const. III 42-45; Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 41-48; Rufin. Hist. eccl. X 7-8; Socr. Schol. Hist. eccl. I 9, 17; Sozom. Hist. eccl. II 1-2, 4, 26; Theodoret. Hist. eccl. I 17-18; Theoph. Chron. P. 23, 25-27). Вскоре по приказу имп. Константина на месте храма Венеры был заложен новый грандиозный христианский комплекс, состоявший из ротонды Гроба Господня и базилики-мартирия. Одновременно было начато возведение базилик на вершине Елеонской горы, неподалеку от места Вознесения, и в Вифлееме, над пещерой Рождества. Еще одна базилика была построена при Константине у Мамврийского дуба, на месте явления ангелов Аврааму. Программа возрождения И., реализованная в ранневизант. эпоху, состояла в преобразовании Элии в культовый и паломнический центр для всех христиан Римской империи, в к-ром должным вниманием и почтением пользовались бы все сохранившиеся реликвии земной жизни Спасителя и Его спутников, свидетельствующие об истинности веры христиан. Места, хранящие память о новозаветной истории, но прежде заброшенные, должны были быть благоустроены, чтобы принимать большое число паломников; для проведения регулярных богослужений требовалось возведение многочисленных храмов.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Суд был сорван, поскольку еп. Цецилиан, заподозрив угрозу, тайно бежал из Рима в Карфаген. К. настоял на низложении и Доната и Цецилиана и отправил в Карфаген комиссию, в к-рую вошли италийские епископы Евномий и Олимпий, для окончательного разрешения конфликта. К. предполагал прибыть в Карфаген лично, но был отвлечен др. проблемами. В дальнейшем, столкнувшись с продолжением сопротивления донатистов властям, 10 нояб. 316 г. К. издал рескрипт против них, возвратив доверие и церковную собственность партии Цецилиана (текст рескрипта не сохр.; Aug. Contr. Cresc. III 56. 67; 71. 82; Idem. Ep. 105. 2. 9). Тем не менее к нач. 20-х гг. IV в. систематические преследования донатистов и беспорядки, связанные с ними, прекратились; К. стремился не применять чрезмерное насилие в решении этой религ. проблемы ( Euseb. Vita Const. I 45). Донатизм сохранился, добился явного возрождения, и к концу правления К. на сторону донатистов перешло большинство христиан Сев. Африки ( Hieron. De vir. illustr. 93). По-прежнему стремясь к мирному разрешению конфликта, 5 мая 321 г. К. объявил о легализации общин донатистов ( Euseb. Vita Const. I 45; Aug. Ad donat. post collat. 31. 54; 33. 56), закрепил за ними права на владения и даже предписывал выплачивать им компенсации за различное потерянное в ходе противостояния имущество. Община донатистов появилась и в Риме. В 336 г. Донат организовал Собор своих сторонников из 270 епископов, к-рый сделал существенную уступку офиц. Церкви, отказавшись от практики перекрещивания еретиков ( Aug. Ep. 93. 43). Т. о., результатом политики К. в этом вопросе стали фактическое закрепление раскола и сосуществование 2 крупных христ. общин - офиц. Североафриканской Церкви и движения донатистов. В деле донатистского спора впервые выявились неск. характерных черт церковной политики К., к-рые будут заметны и позднее. Во-первых, имп. власть проявила стремление опираться на некую умеренную, центристскую партию внутри Церкви, к-рая была, или готова к союзу с имперскими властями, или даже уже проявила себя в сотрудничестве с гос-вом (см.: Drake.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

ст. Савеллий). Убедившись в еретических воззрениях Ария, свт. Александр созвал в 320/1 г. Собор ок. 100 епископов Египта, Ливии и Пентаполя, к-рый анафематствовал Ария и неск. его сторонников. Этот Собор, осуждая ересь Ария, утверждавшего, что Сын - творение, предложил формулу: Сын «подобен сущности Отца» (Socr. Schol. Hist. eccl. I 6). Арий не смирился и расширил распространение своего учения. Сторонники Ария действовали или прямо его защищая, или предлагая пути «примирения». О больших масштабах церковной смуты свидетельствует послание свт. Александра Александрийского Александру, еп. Фессалоникийскому (ap. Theodoret. Hist. eccl. I 4). Имп. св. Константин, к-рый к кон. 324 г. установил свою власть над всей Римской империей, был глубоко разочарован церковной борьбой на Востоке. В послании свт. Александру и Арию (ap. Euseb. Vita Const. II 64-72) император предложил свое посредничество. Послание доставил в Александрию главный в то время церковный советник имп. св. Константина свт. Осий, еп. Кордубский, преимуществом к-рого было то, что этот зап. иерарх не имел личных пристрастий к людям, партиям и богословским школам Востока. Епископских кафедр было ок. 1000 на Востоке и ок. 800 на Западе (в основном в лат. Африке) (Болотов. Лекции. Т. 4. С. 24). Представительство их на Соборе было далеко не полным и весьма непропорциональным. Запад был представлен минимально: по одному епископу из Испании (свт. Осий Кордубский), Галлии, Африки, Калабрии (Юж. Италия). Престарелый еп. Римский свт. Сильвестр прислал представителями 2 пресвитеров. Было по одному епископу из сопредельных империи вост. стран - Готии и Персии. Епископ крупнейшего города Персии, Селевкии-Ктесифона, прислал как представителей неск. пресвитеров. Но большинство отцов Собора было из вост. части империи - Египта, Сирии, Палестины, М. Азии, Балкан. Источники называют различную численность участников Собора: ок. 250 (Euseb. Vita Const. III 8), ок. 270 (свт. Евстафий Антиохийский - ap. Theodoret. Hist. eccl. I 8), более 300 (имп.

http://sedmitza.ru/text/758904.html

Освящение Иерусалимского храма Св. Воскресения (Гроба Господня) в 335 г. подробно описывается Евсевием, а также упоминается церковными историками V в. Созоменом, Сократом Схоластиком, Феодоритом Кирским и Псевдо-Геласием Кизическим. Это событие совпало с 30-летием (tricennalia) правления имп. Константина и следовало сразу после состоявшегося в Тире Собора, важного события в ходе арианских споров, на к-ром противники свт. Афанасия Великого попытались сместить его с Александрийской кафедры. Свт. Афанасий покинул Собор и, добившись аудиенции у императора в К-поле между 30 окт. и 6 нояб. 335 г., был восстановлен на своей кафедре ( Barnes. 1993. P. 23-24; 248. N 17). Именно епископы, присутствовавшие на Соборе в Тире, и получили повеление императора «немедленно отправиться и не откладывать их путешествие в Иерусалим», чтобы совершить освящение новопостроенной базилики во Св. граде ( Euseb. Vita Const. 4. 43. 1; Sozom. Hist. eccl. 2. 26. 1; Socr. Schol. Hist. eccl. 1. 33). В соответствии с практикой, установленной рим. правом, «общественное место становится священным (sacrum fieri), если император (princeps) его освящает (dedicavit) или передает право освящать его» (Dig. I 8. 9). Храм Св. Воскресения был сооружен по повелению высшего должностного лица - императора, и освящение (dedicatio) храма проводилось по непосредственному имп. указанию епископами, присутствовавшими на Тирском Соборе. Хотя имп. Константин не возглавил dedicatio храма лично, его власть представлял имп. чиновник Мариан ( Sozom. Hist. eccl. 2. 26). Освящение Иерусалимского храма Св. Воскресения осенью 335 г., как оно описывается Евсевием, состояло в соборном совершении литургии, сопровождавшейся продолжительными проповедями: «...служители Божии возвышали праздник молитвами и поучениями... умилостивляли Бога бескровными жертвами и таинственными священнодействиями... тут-то и мы... почтили праздник различными обращенными ко всему собранию беседами» ( Euseb. Vita Const. 4. 45). При этом Евсевий не приводит к.-л. иных подробностей о самом чине освящения.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Храм Гроба Господня изначально задумывался как наиболее роскошная христ. постройка всей империи. Имп. Константин в письме еп. Макарию Иерусалимскому указывал, что следует позаботиться о том, чтобы «не только самый храм был великолепнее всех храмов, но и другие при нем здания были бы гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений» и чтобы «самое дивное место в мире» было украшено как подобает ( Euseb. Vita Const. III 25-30; Socr. Schol. Hist. eccl. I 9; Theodoret. Hist. eccl. I 17). При строительстве были частично использованы архитектурные детали рим. форума и языческого храма. Возведение храма Св. Гроба стало наряду с т. н. Золотым октагоном (Великой ц.) в Антиохии (327-341), кафедральной базиликой св. Иоанна на Латеранском холме в Риме (313-318), базиликой Св. Софии (ок. 326-360) и храмом св. Апостолов в К-поле (в целом завершен в 337) одним из примеров наиболее масштабного строительства эпохи Константина. Современники видели в нем выдающееся архитектурное произведение (описания храма см.: Itiner. Burdigal.//PL. 8. Col. 783-796; Euseb. Vita Const. III 33-40, IV 47; Idem. De Theophania. III 61//Die Theophanie/Hrsg. H. Gressmann// Eusebius. Werke. Lpz., 1904. Bd. 3). Храм стал новым центром И., его главной религ. и архитектурной доминантой. Основу его замысла составило объединение в одном комплексе ротонды и базилики. В римской архитектуре и ранее практиковалось соединение центрической и базиликальной структур: гексагона, квадратного атриума и периптера храма Юпитера в Гелиополе (ныне Баальбек, Ливан; сложился ко II в. по Р. Х.), квадрифолия и обходной галереи на вилле Адриана в Тибуре (ныне Тиволи; 20-30-е гг. II в.) близ Рима, мацеллум из 2 октагонов внутри прямоугольного атриума в г. Лептис Магна (близ совр. г. Эль-Хумс, Ливия; 9-8 гг. до Р. Х.); неоднократно в рим. архитектуре соединяли амфитеатр и базилику. По форме и деталям ротонда Гроба Господня вполне типична (ближайшая аналогия - Пантеон в Риме, ок. 125). Тип 5-нефной базилики тоже известен в античной (базилика Ульпия в Риме, ок. 113) и раннехрист. традиции (базилики на Латеране и в г. Кастеллум Тингитанум (ныне Эш-Шелифф, Алжир; 324)). Однако апсида базилики в ширину центрального нефа, заключенная между 2 пастофориями, уникальна. Наличие пастофориев может свидетельствовать о сир. архитектурном влиянии: известно, что строительством руководил сириец Зиновий. Храм времени Константина перестраивался после разрушений 614 и 1009 гг., совр. здание относится в основном к сер. XII в.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Е. было предпринято строительство не только храмов, но и больниц. Она раздавала милостыню бедным, освобождала заключенных и выкупала должников ( Euseb. Vita Const. III 44). «Она была до того набожна, что и молилась, стоя в ряду жен и дев, вписанных в канон церквей, приглашала их к своему столу и, служа им сама, приносила на стол яства. Много также делала она подарков церквам и бедным людям» ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 17). По кипрскому преданию, на обратном пути из Иерусалима Е. остановилась на Кипре, где в основанном ею монастыре Ставровуни оставила Крест благоразумного разбойника, частицу Честного Креста и гвоздь из него. Ей же приписывается построение храмов в селениях Пано-Лефкара и Тохни, среди реликвий к-рых также были частицы Честного Креста. Считается, что по ее приказу на Кипр были привезены из Александрии кошки, избавившие остров от змей. На п-ове Акротири был основан мон-рь св. Николая Кошачьего (τν γατν), насельники которого в память об этом событии содержали значительное количество кошек. Пребывавший с 80-х гг. XVI в. в запустении мон-рь возрожден в 1983 г. как женский, и в нем возобновлена древняя традиция содержания и кормления кошек. Реликварий с честной главой равноап. Елены в крипте кафедрального собора св. Петра в Трире Реликварий с честной главой равноап. Елены в крипте кафедрального собора св. Петра в Трире Из «Церковной истории» Филосторгия известно об особом почитании Е. мч. Лукиана Антиохийского ( Philost. Hist. eccl. II 12-13). На основании того, что мч. Лукиан был учителем Евсевия , еп. Никомидийского, нек-рые ученые (Г. Чедвик, Ж. Бидез) предполагают, что Е. сочувствовала арианам. Е. скончалась в Никомидии в возрасте 80 лет. Точное время ее смерти неизвестно: традиционно указывается 327 или 328 г. В наст. время историки отдают предпочтение дате ок. 330 г. Ее тело было перенесено имп. Константином в «царственный город» ( Euseb. Vita Const. III 47), под к-рым одни исследователи понимают Рим, а др.- К-поль. По свидетельству Никифора Каллиста Ксанфопула, тело Е. из Палестины было перенесено сначала в Рим, а потом, через 2 года, в К-поль ( Niceph. Callist. Hist. eccl. VIII 31//PG. 146. Col. 117-120). В К-поле существовало предание о захоронении Е. вместе с имп. Константином в храме св. Апостолов. Однако наиболее достоверно, что Е. была погребена имп. Константином в Риме, в мавзолее на Лабиканской дороге, построенном в 20-х гг. IV в. при базилике святых Маркеллина и Петра. Ее останки покоились в порфировом саркофаге, возможно первоначально предназначенном для Константина. Папа Иннокентий II (1130-1143) велел перенести мощи Е. из мавзолея в ц. Санта-Мария ин Арачели. Анастасий IV (1153-1154) доставил в Латеранскую базилику порфировый саркофаг Е., в к-ром впосл. сам был погребен (в наст. время саркофаг находится в музее Пио-Клементино, Ватикан), и мощи Е. хранятся в порфировой гробнице под сенью-ротондой слева от главного алтаря ц. Санта-Мария ин Арачели.

http://pravenc.ru/text/189737.html

Тяжелым испытанием для христиан К. П. стало великое гонение имп. Диоклетиана и его преемников в 303-313 гг. Первым и наиболее почитаемым здесь мучеником этого времени стал Прокопий ( Euseb. De mart. Palaest. 1; Halkin. 1962). Осенью 307 г. разгрому подверглась и катехизическая школа. Были арестованы Памфил и большинство его учеников, хотя Евсевий спасся, скрывшись из города, и некоторое время путешествовал по Палестине, Египту и Финикии. 16 февр. 309/10 г. Памфил и еще 12 мучеников были казнены ( Euseb. Hist. eccl. VII 32; VIII 13; Idem. De mart. Palaest. 7, 11; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 68. 8). Множество историй др. святых записаны Евсевием в соч. «О палестинских мучениках». Часть исповедников была отправлена в каменоломни и рудники Палестины, Киликии и Египта. Судьба христ. б-ки К. П. в этот период неясна; Евсевий о ней не упоминает, что позволяет предполагать, что б-ка от гонений не пострадала. В то же время столь масштабный характер преследований, а также разгром школы и гибель пресв. Памфила могут косвенно указывать на то, что библиотека могла быть уничтожена или конфискована властями. Так или иначе после прекращения гонений в IV-VI вв. она продолжала пользоваться славой, т. е. Евсевию ее удалось быстро восстановить. Гонения в К. П., как и на всем Востоке империи, продолжались до 313 г., когда имп. Максимин Дайя был низложен имп. Лицинием , союзником имп. Константина I Великого . Несмотря на жестокость и продолжительность гонений, кесарийская община сумела сохранить свои позиции в христ. мире. Видимо, вскоре после окончания гонений, ок. 313 г., епископом К. П. стал Евсевий, чья хиротония прошла с участием еп. Павлина Тирского. Выдающийся богослов и ученый постепенно обратился к карьере церковного администратора и политика. Деятельность Евсевия на епископском престоле оказалась неразрывно связанной с религиозно-политическими реформами имп. Константина, легализовавшего христианство и обеспечившего на будущее высокое положение Церкви в позднеримском обществе и гос-ве. Евсевий впервые видел Константина (и возможно, познакомился с ним) в К. П. ок. 296 г. ( Euseb. Vita Const. I 19). Имп. Диоклетиан совершал поездку по Палестине и Египту, и молодой Константин находился в его свите. В 20-30-х гг. IV в. Евсевий стал приближенным имп. Константина и одним из влиятельнейших его религ. советников. По заказу имп. Константина в кесарийском скриптории было создано 50 рукописных копий Свящ. Писания для новых храмов К-поля (Ibid. IV 36; Socr. Schol. Hist. eccl. I 9; Theoph. Chron. P. 27). По-видимому, сохранившиеся Ватиканский (Vat. gr. 1209) и Синайский кодексы Свящ. Писания являются частью этой работы.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010