De corpore et sanguine Christi. III//PL. 149. Col. 1481) и порой рассматривалась впосл. как строгое рационально-философское обоснование таинства, она все же воспринимается в К.- особенно в совр. богословской герменевтике - не как правило веры, а скорее в качестве терминологически наиболее подходящего обозначения происходящего на евхаристическом алтаре «чудесного и уникального превращения (conversionem)» (CTrident. Decretum de ss. Eucharistia. Can. 2// Denzinger. Enchiridion. N 1652; ср.: Mysterium fidei//AAS. 1965. Vol. 57. P. 755) и Божественного присутствия, являющегося предметом веры и едва поддающегося к.-л. вербальному описанию (CTrident. Decretum de ss. Eucharistia. Cap. 1// Denzinger. Enchiridion. N 1636; ср.: Katholischer Erwachsenen-Katechismus. 1985. S. 350; Теста. 2000. С. 179; Nocke. Spezielle Sakramentenlehre. 2002. S. 290). Модернистские попытки преодоления этого учения путем замены его др. теориями (напр., трансфинализации, транссигнификации), основанными в т. ч. на ревизии античного и средневекового понятия «субстанция», не получили официального признания как недостаточно выражающие «сущностный», онтологический характер реального присутствия Христа в угоду присутствию лишь аллегорическому, «пневматическому» или символическому (Mysterium fidei//AAS. 1965. Vol. 57. P. 764-766). В соответствии с традиц. сакраментологической схемой К. постулируется, что «формой» Евхаристии являются «слова Спасителя, которыми Он совершил это таинство» (CFlor. Exsultate Deo// Denzinger. Enchiridion. N 1321). Однако наряду с представлением об осуществлении таинства в силу произносимых священнослужителем установительных слов (Ibidem), «сразу же после освящения» (CTrident. Decretum de ss. Eucharistia. Cap. 3//Ibid. N 1640), имеются также указания на пневматологический аспект Евхаристии, а в новых документах - и на важную роль эпиклезы. Особо подчеркивается, что реальное «присутствие (Vergegenwärtigung) Иисуса Христа в Евхаристии достигается не магическим или механическим актом, но, напротив, обращенной к Богу Отцу во имя Иисуса Христа молитвой о даровании Святого Духа (эпиклезой)» (Katholischer Erwachsenen-Katechismus.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

Сколько бы природа ни подвергалась порче, в ней всегда сохраняется какое-то добро, к-рого она могла бы лишиться (Enchirid. 12). Отсюда, по замечанию блж. Августина, следует парадоксальный вывод: злым может быть только нечто доброе; а добро и З., по своей сути противоположные друг другу, могут одновременно существовать в одной и той же вещи (Ibid. 13-14). Рассмотренное с такой т. зр. З. есть своего рода привходящее свойство к.-л. сущности (accidens substantiae), попавшей в неподходящие ей условия (inconvenientia), вызывающие в этой сущности страдание, ухудшение, порчу или др. вредные для нее последствия ( Idem. De morib. eccl. II 8). Т. о., З. в целом блж. Августин считал вызываемым определенными условиями «недостатком» или «лишением добра» (privatio boni), изначально присущего той или иной сущности. Подобно тому, как в телах живых существ болезни или раны вызывают недостаток здоровья, в душах различные пороки приводят к лишенности присущих им природных добродетелей (Enchirid. 11; Confess. III 7. 12; Contr. advers. I 5; De civ. Dei. XI 22). Саму возможность ухудшения или повреждения к.-л. сущности, а значит, причину ее З. блж. Августин видел в ее принципиальной изменчивости, обусловленной в свою очередь тем, что она не тождественна высшему и неизменному Благу - Богу. Поскольку все природы не являются в высшей степени и неизменно благими, как их Творец, добро в них может уменьшаться или возрастать; уменьшение добра и есть З. (Enchirid. 12; Confess. VII 12. 18). Обсуждая в др. месте тот же вопрос, блж. Августин отмечал, что Бог, будучи высшим и неизменным Благом, сотворил все изменчивые блага, которые потому суть блага, что сотворены высшим Благом; изменчивы же они потому, что произошли не из Него, а из ничего (Contr. advers. I 6; Contr. ep. Manich. 36). То, что тварные природы существуют, зависит от Бога, а то, что они подвержены порче, зависит от небытия (ad nihilum), из которого они возникли (Contr. ep. Manich. 38). Т. о., по мнению блж. Августина, возможность ухудшения, а значит, и З.

http://pravenc.ru/text/199913.html

398 De Trin. IV, I, 2, c.888: Persuadendum ergo erat, quantum nos dilexerit Deus, et quales dilexerit: quantum, ne desperaremus; quales, ne superbiremus. XIII, X, 13; cf. Enchir. CVIII. 399 Enchir. XXXVI, XL; cf. De Trin. XIII, XVII, 22, c. 1031: ut gratia Dei nobis sine ullis praecedentibus meritis in homine Christo commendaretur. 400 De Trin. XIII, XVII, 22, c. 1031: demonstratum est homini, quem locum haberet in rebus quas condidit Deus. 402 De Trin. XIII, XVII, 22; Tract, in Ev. Ioann. XII, 6: Nemo ex Spiritu nascitur, nisi humilis fuerit: quia ipsa humilitas facit nos nasci de Spiritu. 403 Enchir. LIII, 14, c. 257: Quidquid igitur gestum est in cruce Christi, in sepulture, in resurrectione tertio die, in ascensione in coelum, in sede ad dexteram Patris; ita gestum est, ut his rebus non mystice tantum dictis, sed etiam gestis configuraretur vita Christiana quae hie geritur. 404 Kuhner, 40,44: subjectivpraktische, ostentativ (demonstrativ) – kommendative ErlSsungsauffassung. 406 De Trin. IV, XVIII, 24, c.904: ne fides mortalis vitae dissonaret a veritate aeternae vitae, ipsa Veritas Patri coaeterna de terra orta est etc. Ita ergo nos purgari oportebat, ut ille nobis fieret ortus qui maneret aeternus, ne alter nobis esset in fide, alter in veritate; IV, XIX, 26, c.906: carnem suscipiendam (mss. suscipiendae) nostrae fidei porrigebat; ipsum autem Verbum per quod omnia facta erant, purgatae per fidem menti contemplandum in aeternitate servabat; XIII, XIX, 24, c. 1033: Quod vero idem ipse est unigenitus a Patre plenus (ed. plenum) gratiae et veritatis, id actum est ut idem ipse sit in rebus pro nobis temporaliter gestis, cui per eamdem fidem mundamur, ut eum stabiliter contemplemur in rebus aeternis. Sermo 220 (Kühner, 17): scimus Christum mortuum esse pro nobis deum latentem hominem apparentem. О понятии κρψις в западном богословии (exinanitio, evsfcuatio у Илария) ср. Reuter, 210 ff., 218. 407 Tract, in Εν. Ioann. XIII, 24: per ipsum pergimus ad ipsum; VII, 5: factus est nobis via temporalis per humilitatem (ed. Lov. ad. marg: «Alias, humanitatem»), quae mansio nobis aetema est per divinitatem.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРГАНУМ [Лат. organum, от др.-греч. ργανον - инструмент, орудие], название самой ранней формы европ. многоголосия (IX - сер. XIII в.). О. прошел в историческом развитии следующие этапы: параллельный, свободный, мелизматический, метризованный. В западноевроп. средневек. музыкально-теоретических трактатах также использовался как специальный термин, значение которого исторически менялось (О. мог называться сочиненный голос, вид многоголосия и др.). Первое известное обсуждение многоголосного пения содержится в связанных между собой муз. трактатах «Musica enchiriadis» (Учебник музыки) и «Scolica enchiriadis» (Схолии к учебнику [музыки]) (см. также в ст. Анонимы ). Самая ранняя сохранившаяся рукопись с этими трактатами, Düsseldorf. Landes- und Staatsbibl. H 3, возможно скопированная с утерянного оригинала «Схолий к учебнику [музыки]» и дошедшая в виде фрагмента, была написана, вероятно, в кон. IX в., при аббате Хогере (ум. в 906) в аббатстве Верден. В трактатах помещены самые ранние образцы О.- в качестве дидактических муз. примеров. О. описывается как уже известная певческая практика. Подобное «музыкальное искусство» предназначалось «для украшения церковного пения» (Musica et Scholica Enchiriadis. 1981. S. 56). К григорианскому напеву, который являлся «главным голосом» (vox principalis), добавляли снизу в изложении «нота-против-ноты» сочиненный «органальный голос» (vox organalis). В «Учебнике музыки» данный род многоголосия определяется как «диафония» - «стройное пение несходными [голосами]» (Ibid. S. 37) и называется organum. Пример 1. Органум на секвенцию «Rex caeli, Domine» (начало) в рукописи: Bamberg, Staatsbibl. Var. 1 Пример 1. Органум на секвенцию «Rex caeli, Domine» (начало) в рукописи: Bamberg, Staatsbibl. Var. 1 Различались О. в квинту и в кварту. Первый вид представлял собой параллельное движение квинтами, которое было возможным в условиях дасийного звукоряда, изобретенного специально для этой формы многоголосия и описываемого в тех же трактатах. В О. в кварту наряду с параллельным движением возникало косвенное движение, особенно часто - на начальных и заключительных участках разделов О. В конце разделов сочиненный голос, как правило, сводился с богослужебным напевом в унисон. В примере 1 приводится О. в начале секвенции «Rex caeli Domine» (Царь небес, Господи) из «Учебника музыки» (Bamberg. Staatbibl. Var. 1. Fol. 57, ок. 1000 г.).

http://pravenc.ru/text/2581479.html

Объявление об индульгенции на фасаде базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме Для получения полной И. помимо выполнения определенных условий необходимо участие в таинствах Покаяния и Евхаристии, а также молитва «в интенции папы» (oratio ad mentem Summi Pontificis, т. е. о чем молится Римский папа в этот месяц); достаточным признается прочтение молитв «Pater noster» и «Ave Maria» в день получения И. (EInd. 20 § 5. Aliae concessiones. 5). Привязанность к легким грехам не препятствует получению частичной И. (EInd. 20 § 4), однако для нее необходимо сердечное сокрушение (contritio cordis) (EInd. 4) и выполнение предписанных требований. Получение И. во многом зависит от осознанного намерения верующего получить И. и усердия, с к-рым он выполняет предписанные требования. В 1-м издании «Enchiridion Indulgentiarum» (1967) перечислялись 4 главных условия, выполнение любого из к-рых давало частичную И.,- смирение и упование на Бога в повседневной жизни, сопряженное хотя бы с краткими молитвами (invocatio); служение милосердия (opera caritatis seu misericordiae); добровольное воздержание (a re licita et sibi grata); свидетельство веры (apertum testimonium fidei), т. е. явление веры перед др. людьми в повседневной жизни (в т. ч. совершение крестного знамения в общественном месте; см.: EInd. I-IV). В 3-м (1986) и 4-м (1999) изданиях «Enchiridion Indulgentiarum» к этим условиям был добавлен список дополнительных действий, за исполнение любого из которых предоставляется частичная И. (EInd. 8 § 2, 17 § 2, 18-22, 26 § 2, 28 § 2). Начиная с 3-го издания в «Enchiridion Indulgentiarum» включены молитвы Восточных католических Церквей (EInd. 23), которые также можно читать для получения И. Для получения полной И. в любой день года (1 раз в день) помимо исповеди, причащения и молитвы «в интенции папы», а также нахождения в «состоянии благодати» устанавливается список действий, благочестивое выполнение одного из к-рых дает верующему полную И. (EInd. Aliae concessiones. 5), напр.: поклонение Св.

http://pravenc.ru/text/чистилище.html

Д. н. возникла в эпоху расцвета устной традиции церковного пения. Активно развивавшееся в это время невменное нотное письмо (см. ст. Невмы ) не фиксировало высоту тонов и служило певчим прежде всего средством самоконтроля при исполнении ранее заученных напевов. Дасийное письмо, напротив, давало возможность исполнять незнакомый распев собственными силами певчих не со слуха, но по записи - «ignotum melum ex nota eorum [i. e. vocum] qualitate et ordine per signa investigare» (открывать [для себя] незнакомую мелодию, [зная] качество и порядок звуков (т. е. звукоряд и модальные функции.- С. Л.), через [нотные] знаки - Schmid. 1981. P. 10). Именно в Д. н. были записаны первые образцы европ. многоголосия - параллельные и непараллельные органумы . Трактаты, в к-рых использована Д. н., сохранились в большом количестве списков, они были хорошо известны ученым средневековья; однако Д. н. не получила широкого распространения в церковнопевч. практике. Позднейшие теоретики - Герман Расслабленный, Гвидо Аретинский и др.,- добиваясь от нотного письма точности в передаче интервалов, опирались в своих реформах на иные принципы и иной звукоряд (хотя ставили перед собой те же дидактические цели - ср. «Послание о незнакомом пении» Гвидо Аретинского). Вертикальный способ дасийной записи предвосхищает линейную нотацию последующих эпох. Лит.: St ä blein B. Schriftbild der einstimmigen Musik. Lpz., 1975. (Musikgeschichte in Bildern; Bd. 3. Lfg. 4); Schmid H. Musica et Scolica enchiriadis una cum aliquibus tractatulis adiunctis. Münch., 1981; Phillips N. The Dasia Notation and its Manuscript Tradition//Musicologie médiévale. P., 1982. P. 157-173; eadem. Musica et Scolica enchiriadis: Its Literary, Theoretical, and Musical Sources: Diss. N. Y., 1984; Hebborn B. Die Dasia-Notation. Bonn, 1995; Лебедев С. Н. Об одном свойстве дасийной нотации//Ars notandi: Нотация в меняющемся мире. М., 1997. C. 13-16; Ostheimer A. Die Niederschrift von Musik mit Dasiazeichen: Untersuch. z. praktischen Anwendung eines «theoretischen» Schriftsystems//Beitr. z. Gregorianik. Regensburg, 1999. Bd. 28. S. 35-72.

http://pravenc.ru/text/171414.html

Coloniae, 1682; Missae Defunctorum, juxta usum Ecclesiae Romanae, cum Ordine et Canone extensae. Antverpiae, 1684; Missale Romanun, ex decreto S. Cone. Tridentini restitutum, Pii V Pont. Max. jussu editum et Clementis VIII primum, nunc denuo Urbani VIII auctoritate recognitum; in quo Missa propriae de Sanctis ad longum positae sunt ad majorem celebrantium commoditatem Coloniae, 1700. 986 Cm.: Martene E. De antiquis Ecclesiae ritibus libri tres: ex variis insigniorum ecclesiarum pontificalibus, sacramentariis, missalibus, breviariis, ritualibus, sive manualibus, ordinariis seu consuetudinariis, cum manuscriptis, turn editis. Venetiis, 1788; Darragon B. Repertoire des pieces euchologiques citees dans le « De antiquis ecclesiae ritibus» de dom Martene. Roma, 1991. 987 Monumenta Eucharistica et liturgica vetustissima: (Collegit notis et prolegomenis instruxit)/Ed. Gerardus Rauschen. Bonnae, 1909 (Florilegium patristicum, tarn veteris quam medii aevi auctores complectens/Ed. Bemhardus Geyer, Johannes Quasten, Johannes Zellinger... Fasc. 7; 2. AufL: Bonnae, 1914; repr.: Fasc. 7. Pars 1–7. Tubingen; Bonnae, 1935–1937). 988 Enchiridion euchologicum fontium liturgicorum/Ed. E. Lodi. Romae, 1979 (Ephemerides liturgicae: Subs. 15); см. также дополнительный том: Enchiridion euchologicum fontium liturgicorum: Clavis methodologica cum commentariis selectis. Romae, 1979. 989 The Book of Common Praier and Administracion of the Sacramentes and other Rites and Ceremonies of the Church, after the Use of the Church of England. L., 1549; The Book of Common Praier etc. [or 2 nd of Edward VI]. L., 1552; The Book of Common Prayer etc./Revised, with alterations and additions, under the direction of Archbishop Parker. L., 1559; Book of Common Prayer etc./Rev. in consequence of the Hampton Court Conference. L., 1605; The Directory for the Publique Worship of God throughout the Three Kingdoms; together with the Ordinance of Parliament for taking away the Book of Common Prayer. L., 1644; Book of Common Prayer etc./Rev. by the royal commission, the standard of the present editions, and usually termed the «Sealed Book». L., 1662. 990 The Form of Prayers and Administration of the Sacraments, according to the Church of Scotland/A repr. of that adopted by Knox. Aberdene, 1633; Book of Common Prayer etc. for the Use of the Church of Scotland; with the Psalms, transl. by K. James/Rev. by Archbishop Laud. Edin., 1637.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

251 В особенности: Orientamenti e suggerimenti per l " applicazione della Dichiarazione Nostra Aetate del 1975//Enchiridion Vaticanum. Vol. 5. Bologna, 1980. P. 502–515; а также: Note della Commissione della Santa Sede per le relazioni con il giudaismo, del 1985//Enchiridion Vaticanum. Vol. 9. Bologna, 1987. P. 1592–1608. 252 Dunn]. Partings of the Ways Between Christianity and Judaism and their Significance for the Character of Christianity. London; Philadelphia, 1991. P. 1. Ср.: Lohfink N. L " alleanza mai revocata. Riflessioni esegetiche per il dialogo tra cristiani ed ebrei. Brescia: Queriniana, 1991; Blanchetiere R, Herr M. D. Aux origines jui " ves du christianisme. Jerusalem, 1993; Wilson S. G. Related Strangers. Jews and Christians 70–170 С. Е. Minneapolis, 1995; Jui " fs et chretiens au premiers siecles: la dechirure. Geneve: Le monde de la Bible, 1996; Manns F. L» Israel de Dieu. Essais sur le christianisme primitif. Jerusalem: Franciscan Printing, 1996. P. 339 (итальянский перевод: L» Israele di Dio. Sinagoga e Chiesa alle origini cristiane. Bologna: Dehoniane, 1998). 253 Judge E. A. The Social Identity of the First Christians. A Question of Method in Religious History//Journal of Religious History 11 (1981). P. 201–217; KatzS. T. Issues in the Separation of Judaism and Christianity after 70 C.E.: A Reconsideration//Journal of Biblical Lit. 103 (1984). P. 43–76; Lange N. R. M. de. Origen and Jews: Studies in Jewish-Christian relations in third-century Palestine. Cambridge: Cambridge University Press, 1976; Aziza C. Tertullien et le judai " sme. Paris, 1977; Neusner J. The Study of Ancient Judaism. N.Y.: Ktav, 1981; Idem. Judaism in the Matrix of Christianity. Philadelphia: Fortress, 1984. О Нёйснере см.: Pesce M. Jacob Neusner, L» occhio storico-critico su Mishna e Talmud//Regno Attualita 33/589 (15 feb. 1988). P. 114–116; Sgherri G. Chiesa e sinagoga nelle opere di Origene. Mila-no, 1982 (автор рассматривает прежде всего экклезиологию Оригена ); Rokeah D. Jews, Pagans and Christians in Conflict. Leiden: Brill, 1982; Ayers R. H. Judaism and Christianity. Origins, Development and Recent Trends. Lanharn: MD, 1983; Van den Hoek A. Clement of Alexandria and his use of Philo in the Stromateis. An Early Christian reshaping of a Jewish model. Leiden: Brill, 1988; Neusner J., Chilton B. Jewish and Christian Doctrines. London; New-York: Routledge, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

389 Contra duas epist. Pelagii, 1, 2, 5: Nam liberum arbitrium usque adeo in peccatore non periit, ut per illud peccent etc. Opus imperf. VI, 11: Hominis vero liberum arbi-; trium congenitum et omnino inamissibile si quaerimus, illud est quo beati omnes esse volunt, etiam hi qui ea nolunt quae ad beatitudinem ducunt. Gangauf. Metaph. Psych. 412–419, Anmm. 390 De Trin. X, IV, 6, c.976: Non dico, Totum seit; sed quod seit, tota seit. Cum itaque aliquid de se seit, quod nisi tota non potest, totam se seit. etc. 391 Enchir. XXIV, 8, с. 244: deinde jam etiam nolentibus subintravit ignorantia reram agendarum et concupiscentia noxiarum. 392 De actis cum Felic. Manich. II, 8: Eadem (anima) ipsa sua consuetudine sic implicatur, ut postea vincere non possit quod sibi ipsa peccando fabricate est. Confess. VIII, 5: Lex peccati est violentia consuetudinis, qua trahitur et tenetur etiam invitus animus, eo merito quo in earn volens illabitur. Писарев, 152. 393 De civ. Dei, XIII, 23: Non enim stat vel temporis puncto, sed sine intermissione labitur, quidquid continua mutatione sensim currit in finem, non perficientem, sed consumentem. De peccat. merit. 1,16, n.21. 394 De Civ. Dei, XIII, 3: Non enim aliud ex eis, quam quod ipsi; fuerant, nasceretur. Quod est autem parens homo, hoc est et proles homo. De peccat. merit. I, 10: omnes ille unus homo fuerunt. Opus imperf. I, 48: Aliena sunt (peccata), sed paterna sunt; ac per hoc jure seminationis atque germinationis et nostra sunt; III, 25:…nostra, quia fuit Adam, et in illo fuimus omnes. Августин считал, однако, вопрос о способе передачи первородного греха, связанный с вопросом о происхождении душ, Неразрешимым для себя вполне. Ibid. V, 4, 17. Gangauf. Met. Psych. 429, Anm. 15;425, 9; 427, И; 432, 20. 395 Enchir. XLVI, XLVII, 13, c.255: non immerito disceptari potest: utrum omnium malis actibus et multiplicatis delictis originalibus qui nascitur implicetur, ut tanto pejus quanto posterius quisque nascatur; an etc. 397 О христологии Августина ср. H. Kühnei. Augustin’s Anschauung von der Erlsun-gsbeutung Christi. Heidelberg. 1890. Reuter 193–228. Трубецкой, 88–91, 206–208.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

III. Декреты Тридентского Собора. Работу над «Декретом о таинствах», в котором предполагалось осудить все протестант. заблуждения в области сакраментологии, участники Тридентского Собора начали в янв. 1547 г. В качестве основы для дискуссий о К. использовался оглашенный на общей конгрегации 17 янв. 1547 г. документ «Заблуждения еретиков относительно таинства Крещения» (Errores haereticorum circa sacramentum baptismi//CTrident. Vol. 5. P. 836-838), в к-ром были собраны 17 ошибочных мнений протестантов о К. в виде цитат из сочинений основоположников протестантизма (гл. обр. Лютера) или кратких резюме (протоколы обсуждения учения о таинствах в целом и о К. теологами Собора см.: Ibid. P. 844-868. N 326, 328-329, 331, 333-334, 336, 338, 340-342; протоколы обсуждения общей конгрегацией см.: Ibid. P. 984-993. N 387-394; общий обзор см.: Jedin. 1957. S. 316-335; Neunheuser. 1983. S. 117-120). В итоговом тексте «Декрета о таинствах» (Decretum de sacramentis//CTrident. Vol. 5. P. 994-996. N 395; ср.: Denzinger. Enchiridion. 1976. P. 381-384. N 1600-1630), принятом на 7-й сессии Тридентского Собора 3 марта 1547 г., содержится 14 канонов о К., в к-рых отвергаются протестант. мнения и подвергаются анафеме их приверженцы; при этом католич. учение не излагается. В преамбуле утверждается, что учение о таинствах является продолжением и завершением учения об оправдании, к-рое было утверждено на предшествующей сессии Собора в «Декрете об оправдании»; в этом документе К. рассматривается как «инструментальная причина» (causa instrumentalis) оправдания, фактически отождествляемого со спасением, и именуется «таинством веры» (sacramentum fidei), без к-рой «никто не может получить оправдания» (см.: Decretum de justificatione. 7//CTrident. Vol. 5. P. 793; ср.: Denzinger. Enchiridion. 1976. P. 371. N 1579). Развивая общее представление о спасительном значении К. в канонах «Декрета о таинствах», участники Тридентского Собора анафематствуют тех, кто не признают необходимость К. для спасения (Decretum de sacramentis: Canones de sacramento baptismi.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010