146 Архитектурное наследство Болгарии/С. Стамов, Р. Ангелова, В. Коларова, Н. Чанева-Дечевска. Отв. ред. С. Стамов. – София, 1972. – С. 86–87; Theodorescu R. A propos du plan triconque dans l’architecture du Sud-Est Europeen au Haut Mozen Age//Revue des etudes Sud-Est Europeennes. – Bucarest, 1976. – T. 14. – – P.3–14; Завадская И. A. О происхождении христианской архитектуры... – С. 266–267. 147 Завадская И. А. Христианство в ранневизантийском Херсонесе (по культовым памятникам). – С. 75–76; Завадская И. А. О происхождении христианской архитектуры... – С. 266–267. 148 Рядом слева находилась еще одна огромная цистерна (6,00 х 4,60 х 6,40 м), открытая в 1901 г. (Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках... в 1904 г. – С. 49–50; Отчет за 1904 год. – Л. 19); Романчук А. И. Очерки... – С. 99, 226. 151 Золотарев М. И., Коробков Д. К)., Ушаков С. В., Пиленгер Р., Пюльц А. Раскопки т.н. «базилики Крузе» в Херсонесе (Украинско-австрийский проект)//X. сб. – 2003. – Вып.12. – С. 233. 153 Айналов Д. В. Указ. соч. – С. 67–70; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 188–190; Pulz A. Die fruhchristlichen Kirchen des taurischen Chersonesos (Krim)//Mitteilungen zur christlichen Archaologie. – Wien, 1998. – Bd.5. – S. 69. 154 Ср.: Sodini J.-P. Les «tombes privilegiees» dans L’Orient Chretien (al’exception du diocese d’Egypte)//L’inhumation privilegiee du IVe au V ille siecle en Occident. Actes du Colloque tenu a Creteil les 16–18 mars 1984/Ed. Y. Duval, J.-Ch. Picard. – Paris, 1986. – P. 233–239. 156 Золотарев М. И., Коробков Д. Ю., Ушаков С. В., Пиленгер Р., Пюльц А. Раскопки т.н. «базилики Крузе»... – С. 236, рис. 3. 157 Отчет за 1891 г. Раскопки в Херсонесе в пределах городских стен//Архив НЗХТ. – Д. 2. – Л. 13; Раскопки в Таврической губернии 1) В Херсонесе//ОАК за 1891 г. – СПб., 1893. – С. 10; Золотарев М. И., Коробков Д. Ю., Ушаков С. В., Пиленгер Р., Пюльц А. Раскопки т.н. «базилики Крузе»... – C. 237. 158 Фирсов П. В. Ориентировка средневековых храмов Херсонеса Таврического. 1973 г.//Архив НЗХТ. – Д. 868. – Л. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Издания : Parisot 1894 – Parisot J. Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes//Patrologia Syriaca, vol.1. Paris, 1894. Parisot J. Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes//Patrologia Syriaca, vol.2. Paris, 1907. Wright W. The homelies of Aphraates, the Persian Sage, edited from Syriac Manuscripts of the 5th and 6th in the British Museum. Londres, 1869. Lafontaine G. La version armenienne des oevres d " Aphraate le Syrien (CSCO 382–383, 405–406, 423–424, Arm 7–12). Louvain, 1977, 1979, 1980. Переводы : Bruns, P. Aphrahat, Demonstrationes. Unterweisungen I-II (Fontes Christiani 5:1–2), Freiburg, 1991–92. Aphraate le Sage Persan. Les Exposes. Traduction du syriaque, introduction et notes par Marie-Joseph Pierre. T. I (SC 349). Paris, 1988. Aphraate le Sage Persan. Les Exposes. Traduction du syriaque, introduction et notes par Marie-Joseph Pierre. T. II (SC 359). Paris, 1989. Исследования: Афиногенов Д. Е. Историософия Афраата//Вестник древней истори,1. М., 1994. С. 176–187. Муравьев А. В. Афраат//Православная энциклопедия, т. IV. М., 2002. С. 184–185. Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 125–130. Baarda 1975 – Baarda, T. The Gospel Quotations of Aphrahat the Persian Sage. 2 vols. Amsterdam, 1975. Duval R. La litterature syriaque. Paris, 1899. Hausherr I. Aphraate//Dictionnaire de Spiritualite, t.1. Col. 746–752. Paris, 1937. Murray R. Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. Nau F. Aphraate le Sage//Dictionnaire d " Histoire et de Geographie Ecclesiastique, t.3. Paris, 1924. Col. 936–939. Neusner 1971 – Neusner J. Aphrahat and Judaism. The Christian-Jewish Argument in the Fourth-Century Iran. Leiden, 1971. Parisot J. Aphraate//Dictionnaire de Theologie catholique, t.1. Col.1457–1463. Paris,1903. Theodoret de Cyr 1977 – Theodoret de Cyr. L " histoire des moines de Syrie, 2 vols., ed. P. Canivet and A. Leroy-Molinghen. T. I (SC 234). Paris, 1977. Theodoret de Cyr. L " histoire des moines de Syrie, 2 vols., ed. P. Canivet and A. Leroy-Molinghen. T. II (SC 257). Paris, 1979.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Лит.: Райт. Очерк. С. 176-179; Duval. Littératures. P. 399-401; Nau F. Analyse du traité écrit par Denys bar Salibi contre les nestoriens//ROC. 1909. Vol. 14. P. 298-320; Baumstark. Geschichte. S. 295-298; Schulze D. H. The Comment. of Dionysius Bar Salibi on the Historical Books of the Old Testament: Diss. Chicago, 1933; Roehrs W. R. Bar Salibi on the Psalms: Diss. Chicago, 1934; Chabot. Lit. syr. P. 122-125; Dauvillier J. Denys bar Salibhi//DDC. 1949. T. 4. Col. 1128-1131; Aalst A. J. , van der. Denis bar Salibi, polémiste//Proche-Orient Chrétien. 1959. Vol. 9. P. 10-23; Van Roey A. Denys bar Salîbî//DHGE. 1960. Vol. 14. Col. 253-256; Moss C. Cat. of Syriac Printed Books and Related Literature in the British Museum. L., 1962. Col. 301-304 [Библиогр.]; V öö bus A. Discovery of New Exegetical Manuscript Sources Containing Comment. of Dionysios bar Salibi on the Apostolos//Abr-Nahrain. Leuven, 1969/1970. T. 9. P. 39-42; idem. Neue Funde über die handschriftliche Überlieferung der alttestamentlichen Kommentare des Dionysius bar Salibi//ZAW. 1972. Bd. 84. S. 246-249; Graffin F. Jacques (Denys) bar Salibi//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 29-30; Bundy D. The Genesis Commentary of Dionisius Bar Salibi//StPatr. 1993. Vol. 25. P. 244-252. Hill P. Spiritualising the Spiritual - Bar Salibi On the Prophets//Phronema. Sydney, 1998. Vol. 13. P. 41-52; idem. Bar Salibi and the Trisagion//Orientale Lumen II: Australasia and Oceania. Strathfield, 2004. P. 169-182; Russel J. R. The Armenians, the Holy Cross, and Dionysius Bar Salibi//St. Nersess Theol. Rev. New Rochelle (N. Y.), 2002/2003. Vol. 7/8. P. 1-12; Ebied R. Dionysius Bar Salibi " s Syriac Polemical Treatises: Prejudice and Polarization towards Christians, Jews and Muslims//Harp: A Rev. of Syriac and Oriental Stud. Kerala, 2006. Vol. 20; idem. The Syriac Polemical Treatises of Dionysius bar Salibi, Metropolitan of Amid (d. 1171 AD)//Parole de l " Orient. Kaslik, 2006. Vol. 31. Т. К. Кораев Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист

http://pravenc.ru/text/178447.html

XVI 19 - XVIII 23). В Риме рядом с гробницами М. были возведены монументальные базилики, служившие усыпальницами; в надписях IV-V вв. неоднократно упоминается о покупке могил и о погребении усопших поблизости от гробниц М. Многочисленные захоронения ad sanctos были обнаружены при раскопках и в др. городах Римской империи (см.: Delehaye. Origines. P. 131-137; Duval. 1988). Мученичество св. Феклы. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 10v) Мученичество св. Феклы. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 10v) Чудодейственная сила, исходившая от гробниц М., привлекала паломников; мн. христ. авторы говорили о явлениях М. и об исцелениях по молитве к ним. Так, по словам Илария Пиктавийского, «чтимые кости» изгоняли демонов и излечивали болезни (напр.: Hilar. Pict. Contr. Const. 8; ср.: Serapion of Thmuis. Against the Manichees/Ed. R. P. Casey. Camb. (Mass.), 1931. P. 34; Basil. Magn. Hom. 23. 1//PG. 31. Col. 589-592; см.: Delehaye. Origines. P. 118-131). Согласно Кириллу Иерусалимскому, в мощах святых пребывала таинственная сила наподобие остатка души ( Cyr. Hieros. Catech. XVIII 16); об отпечатке, к-рый душа человека оставляет на телесных останках, говорится в стихотворной эпитафии IV-V вв. из Рима (linquunt namque suis animae uestigia membris/et miscent meritum corpora mensque eorum - ICUR. N.S. T. 7. N 18944). По мнению Виктриция Ротомагского (Руанского), тела М., как и их души, являются частью мистического тела Церкви ( Victr. Rothom. De laud. SS. 7). Получили распространение сказания о чудесах, к-рые произошли по молитвам к М.; самый ранний сборник описаний чудес на лат. языке - «Чудеса св. Стефана», составленные Эводием из Узалиса в 20-х гг. V в. (CPL, N 391) (cp.: Aug. De civ. Dei. XXII 8); на греч. языке - «Чудеса св. Феклы» (BHG, N 1717-1718) (40-е гг. V в.). В то же время активно развивалась лит-ра о М.; в IV-V вв. создавалось все больше агиографических сказаний, в к-рых недостаток достоверных сведений восполнялся домыслами, шаблонными мотивами и образами. Когда воспоминания о реальных обстоятельствах гонений на христиан были утрачены, сказания о М. приобрели фантастический характер. Так, ни одни из многочисленных «Страстей» рим. М., составленных между кон. IV и VII в., не содержат достоверных данных о событиях I - нач. IV в.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Павлином маршрут и вносящих в него коррективы ( Burn. 1905. P. LII-LIII; Pippidi. 1946. P. 99-117; Sivan. 1995. P. 79-90; Kirstein. 2000. S. 52-54, 187-189; и др.). Одна из последних гипотез принадлежит А. Сорочану, согласно к-рой Н. из Гидрунта приплыл в Авлону (ныне Влёра, Албания), поскольку порт Диррахий (ныне Дуррес, Албания) сильно пострадал от землетрясения в сер. IV в. и не использовался в то время. Из Авлоны Н. проследовал обычным сухопутным маршрутом на восток по Виа-Эгнация (Эгнатиева дорога) через Эпир (обе его части) в Фессалонику (впрочем, автор гипотезы не исключает полностью и морской маршрут вокруг Пелопоннеса с заходом в Коринф), а затем той же дорогой - в Филиппы; оттуда Н. повернул на северо-запад и, пройдя через города Стоби (близ совр. Градско, Македония) и Скупи (а также, вероятно, Наисс (ныне Ниш, Сербия)), прибыл в Ремесиану ( Soroceanu. 2013. S. 138-141). При этом г. Стоби в этой и др. сходных интерпретациях маршрута Н. появляется как эмендация к слову Stobitanam (urbem) вместо Tomitanam (urbem), что могло быть результатом ошибки переписчика. Эта интерпретация, предложенная еще в кон. XVIII в. ( Pagi A. Critica Sacra. Antw., 1795. P. 397) и разделяемая большинством исследователей ( Burn. 1905. P. LII; Pippidi. 1967. P. 506; Duval. 1980. P. 169; Sivan. 1995. P. 80; Kirstein. 2000. S. 187; Soroceanu. 2013. S. 141; и др.), позволяет избежать объяснения отклонения в пути Н. в М. Скифию, что не согласуется со спешкой, в к-рой он покидал Италию. Другое объяснение выражения «Tomitanam urbem» заключается в отождествлении его с неким г. Томы (Τμες), о к-ром сообщает только историк Прокопий Кесарийский в VI в. ( Procop. De aedif. IV 4. 3) и который находился между Фессалоникой и Наиссом ( tefan G h. Tomis et Toméa: À propos des luttes entre Byzantins et Avares à la fin du VIe s. de notre ère//Dacia. N. S. Bucur., 1967. N 11. P. 256-257; Barnea J Relazioni culturali tra la regione del Basso Danubio e l " Italia all " epoca del Tardo Impero//L " Adriatico tra Mediterraneo e penisola balcanica nell " antichità.

http://pravenc.ru/text/2565348.html

В печатные Минеи не вошли особые праздничные тропари на блаженнах, практика пения таких тропарей была известна в студийскую эпоху, в частности, она упомянута в Студийско-Алексиевском Типиконе, где в описании службы В. помимо прочего говорится: «Не поему помяни насъ Христе. нъ въ того место ирмос» (см. ст. Блаженны ). В греч. рукописях сохранился цикл таких тропарей для праздника В. 4-го гласа, с ирмосом Δι ξλου Αδμ (    ) ( Никифорова А. Праздничные блаженны из греч. Миней IX-XII вв. б-ки мон-ря вмц. Екатерины на Синае//БСб. 2002. Вып. 10. С. 159); в славянских присутствует еще один цикл 8-го гласа, с ирмосом «Помяни нас, Христе») ( Пентковский А. М. Праздничные и воскресные блаженны в визант. и слав. богослужении VIII-XIII вв.//Старобългаристика. София, 2001. 15/3. С. 50-52, 58; Верещагин Е. М. Церковнослав. книжность на Руси. М., 2001. С. 337-338). Лит.: Νικδημος Αγιορετης. Εορτοδρμιον. Θεσσαλονκη, 19873. Τ. 1; Nestle E. Die Kreuzauffindungslegende//BZ. 1895. Bd. 4. S. 319-344; Никольский. Устав. Т. 2. С. 577-584; Настольная книга священника: Разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики. М., 1998; Straubinger J. Die Kreuzauffindungslegende: Untersuch. über ihre altchristl. Fassungen mit besonderer Berücksichtigung d. syr. Texte. Paderborn, 1912. (Forsch. z. christl. Literatur- und Dogmengeschichte; 11/3); Скабалланович М. Н. Воздвижение Честного Креста. К., 1915. Серг. П., 1995р. (Христ. праздники; 2); Успенский Н. Д. Чин Воздвижения Креста: Ист.-литург. очерк//ЖМП. 1954. 9. С. 49-57; Пигулевская Н. В. Мартирий Кириака Иерусалимского// Она же. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976. С. 186-217; Duval Y. Loca sanctorum Africae: Le culte des martyrs en Afrique du IVe au VIIe siècle. R., 1982 Heid S. Der Ursprung der Helenalegende im Pilgerbetrieb Jerusalems//JAC. 1989. Bd. 32. S. 41-71; Borgehammar S. How the Holy Cross was Found: From Event to Medieval Legend. Stockholm, 1991; Drijvers J. -W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. Leiden, 1992; Fraser M. The Feast of the Encaenia in the IVth Century and in the Ancient Liturgical Sources of Jerusalem, Diss.: Durham, 1995; Lingas A. Festal Cathedral Vespers in Late Byzantium//OCP. 1997. Vol. 63. P. 421-448; v an Tongeren L. Exaltation of the Cross: Towards the Origins of the Feast of the Cross and the Meaning of the Cross in Early Medieval Liturgy. Leuven, 2000; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001; Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 69-80; он же. Богослужебный Синаксарь к-польского мон-ря Христа Человеколюбца//БВ. 2004. 4. С. 177-208; Асмус В. , прот. Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста: Эортол. этюд//Имперское возрождение. М., 2004. Вып. 1. С. 51-60.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Duval/Ed. B. Gain, P. Jay, G. Nauroy. P., 2004. P. 449-466; idem. Novaziani//Nuovo dizionario patristico e di antichità cristiane. Genova; Mil., 2006. Vol. 2. P. 3552-3556; idem. De Novatien à Hilaire//Dieu Trinité d " hier à demain avec Hilaire de Poitiers: Actes du congrès-colloque du futuroscope de Poitiers, 15-17 nov. 2002. P., 2010. P. 101-129; idem. Novatianus//RAC. 2013. Bd. 25. Sp. 1145-1159; idem. «Dieu n " est pas mort»: Remarques sur la christologie et le sotériologie du «De Trinitate» de Novatien//Für uns und für unser Heil: Soteriologie in Ost und West/Hrsg. Th. Hainthaler. W., 2014. S. 35-52; idem. «Spiritus, Spiritus Domini, Spiritus sanctus (sanctus Spritus)»: L " Esprit dans l " oeuvre de Novatien: essai de synthèse philologique, historique, doctrinale//Felici curiositate: Studies in Latin Literature and Textual Criticism from Antiquity to the 20th Century in Honour of R. Beyers/Ed. G. Guldentops e. a. Turnhout, 2017. P. 153-166; Papandrea J. L. «Between Two Thieves»: The Christology of Novatian as «Dynamic Subordination», Influenced by His Historical Context, and His New Testament Interpretation: Diss./Northwestern Univ. Evanston (Ill.), 1998; idem. The Trinitarian Theology of Novatian of Rome: A Study in Third-Century Orthodoxy. Lewiston etc., 2008; idem. Novatian of Rome and the Culmination of Pre-Nicene Orthodoxy. Eugene (Or.), 2011; Dunn G. D. The Diversity and Unity of God in Novatian " s «De Trinitate»//EThL. 2002. Vol. 78. N 4. P. 385-409; Weyer H. Novatian and Novatianism//NCE. 2003. Vol. 10. P. 464-466; Фокин А. Р. Латинская патрология. М., 2005. Т. 1. С. 207-237; он же. Тринитарное учение Новациана// Он же. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014. С. 190-205; Moreschini C., Norelli E. Early Christian Greek and Latin Literature. Peabody (Mass.), 2005. Vol. 1. P. 383-385; Saxer V. Ad Novatianum//Nuovo dizionario patristico e di antichità cristiane. Genova; Mil., 2006. Vol. 2. P. 3550-3551; Rocco A. La tomba del martire Novaziano a Roma//VetChr.

http://pravenc.ru/text/2577751.html

к. они «соглашаются с теми, которые полагают, что могут быть спасены без вмешательства Христовой благодати» ( Beda. Hist. eccl. V 21). Беда повторил этот аргумент в соч. «Об исчислении времен» ( Idem. De temporum ratione. 6// Bedae Opera de temporibus/Ed. Ch. W. Jones. Camb. (Mass.), 1943. P. 191). На основании тезиса о связи неверной пасхалии с отрицанием спасительной благодати защитники системы Дионисия обвиняли оппонентов в пелагианской ереси. Т. о., обвинение ирландцев в пелагианстве являлось исключительно полемическим аргументом, не имевшим реального основания ( Ó Cr ó in í n. 1985). В Liber Pontificalis сообщается, что И. послал в Далмацию и Истрию для выкупа пленных, захваченных язычниками, доверенное лицо - аббата Мартина (по мнению С. Шкунцы, буд. папа Римский Мартин I ). Незадолго до этого Далмация и ее главный город Салона были разорены во время вторжения аваров и славян. Точная дата разрушения Салоны остается неизвестной: по мнению Ф. Булича, это произошло в 614 г., совр. исследователи на основании археологических данных датируют это событие 30-ми гг. VII в. (см.: Marovi I. O godini razorenja Salone//Vjesnik za arheologiju i povijest dalmatinsku. Split, 2006. Vol. 1. N 99. S. 253-273). По сведениям, сохранившимся в сочинениях имп. Константина VII Багрянородного (X в.) и Фомы Сплитского (XIII в.), жители покинули город и поселились в бывш. дворце имп. Диоклетиана , вокруг к-рого возник г. Сплит. Кроме выкупа пленных аббат Мартин по поручению папы разыскал и вывез из разрушенных городов в Рим мощи «блаженных мучеников Венанция, Анастасия, Мавра и многих других мучеников». Имена святых известны по мозаичным изображениям в капелле св. Венанция при Латеранском баптистерии, устроенной И. для хранения привезенных из Далмации мощей. Это епископы Домний, Венанций и Мавр, пресв. Септимий, диак. Астерий, миряне Анастасий, Павлиниан, Телий, Антиохиан и Гаиан. Почитание Домния, Анастасия и других святых в позднеантичной Далмации подтверждается данными археологических раскопок некрополей в пригородах Салоны - Манастирине, Марусинаце и Каплюче ( Duval.

http://pravenc.ru/text/469676.html

Положение общества и религии в Ирландии в первые века по Р. Х. и в раннем средневековье существенно отличалось от ситуации в Британии и др. кельт. странах. В нач. V в., когда на острове появились христ. миссии, кельт. общество оставалось вне греко-лат. ойкумены и сохраняло традиц. черты: им управляли местные короли, друиды и судьи-брегоны. Более поздние Жития св. Патрикия (VII в.) сообщают о его столкновениях с друидами - главными противниками святого и его миссии. Ист.: Fontes Historiae Religionis Celticae/Coll. I. Zwicker. Berolini, 1934. Pars 1; Bonnae, 1935-1936. Pars 2-3; The Celtic Heroic Age: Literary Sources for Ancient Celtic Europe and Early Ireland and Wales/Ed. J. T. Koch, J. Carey. Aberystwyth, 20034. Лит.: Vries J., de La religion des Celtes. P., 1963; Ross A. Pagan Celtic Britain. L.; N. Y., 1967; Mac Cana P. Celtic Mythology. L., 1970; idem. The Cult of the Sacred Centre: Essays on Celtic Ideology. Dublin, 2011; Duval P. M. Les Dieux de la Gaule. P., 19762; Carey J. Nodons in Britain and Ireland//Zschr. für celtische Philologie. 1984. Bd. 40. N 1. S. 1-22; McCone K. Pagan Past and Christian Present in Early Irish Literature. Maynooth, 1991; The Celtic World/Ed. M. J. Green. L., 1995; Birkhan H. Kelten: Versuch einer Gesamtdarstellung ihrer Kultur. W., 1997; Guyonvarc " h Ch.-J. Magie, médecine et divination chez les Celtes. P., 1997; Maier B. Dictionary of Celtic Religion and Culture. Woodbridge, 1997; idem. Die Religion der Kelten: Götter, Mythen, Weltbild. Münch., 2001; Raftery B. Pagan Celtic Ireland. L., 1997; Vendryes J. La religion des Celtes/Préf., not. et comp. bibliographiques de P.-Y. Lambert. Spézet, 1997; MacKillop J. Dictionary of Celtic Mythology. Oxf.; N. Y., 1998; Kruta V. Les Celtes: Histoire et dictionnaire. P., 2000; Гюйонварх К.-Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб.; М., 2001; Представления о смерти и локализация иного мира у древних кельтов и германцев/Отв. ред.: Т. А. Михайлова. М., 2002; Леру Ф. Друиды. СПб., 2003; Delamarre X. Dictionnaire de la langue gauloise. P., 20032; Mac Cana P., Nagy J. F. Celtic Religion: An Overview: History of Study//Encyclopedia of Religion/Ed. L. Jones. Detroit; N. Y., 20052. Vol. 3. P. 1487-1501; Калыгин В. П. Этимологический словарь кельтских теонимов. М., 2006; Hofeneder A. Die Religion der Kelten in den antiken literarischen Zeugnissen. W., 2008-2011. 3 Bde; Mallory J. The Origins of the Irish. L., 2013.

http://pravenc.ru/text/1684159.html

Nisib. S. 212, 223, 224; Chabot L’école de Nis. p. 65; cf. Labourt Le christianisme Perse p. 297; Chabot Narsai le docteur et los origins de Pécole, extrait du Jorn. Asiat. 1905, Paris 1905, p. 6; A. Scher в изд. Бархадбешаббы р. 399) колеблются между двумя толкованиями названного термина: в смысле обучения масоретскому искусству («lire correctement», «Leselehrer”, «Buchstabiermeister»), или в смысле преподавания гомелетики («la rhetorique», «I’elequence sacrée», «Meditationsmeister»), хотя, за исключением Scher’a, склоняются более к первому толкованию. Тем не менее, и Scher, склонный вообще преувеличивать широту Низибийской школьной программы (ср. р. 398–399 o badoqe), считает нужным оговориться, что этот «учитель элоквенции» мог преподавать лишь «элементарные сведения» и именно «разъяснять слова, так как могло существовать большое различие между сирийским разговорным языком и литературным» (р. 399). Но в таком случае оба значения термина «махгеяна» оказываются почти тождественными, тем более что сирийский масорет был до известной степени и ритором: он не только преподавал искусство вокализации и пунктуации текста, но также учил «выделять предложения в различных фразах, возвышать и понижать голос, принимая разные интонации, каких требовал смысл» (A. Scher р. 398). В пользу гомелетического смысла рассматриваемого термина могли бы говорить два обстоятельства. Во-первых, у Бархадбешаббы mahgayauntha соединяется, по-видимому, с amurutha-sermo (р. 383; Chabot, впрочем, предпочитает читать zamurtha-ars musicae, Narsai р. 6). Но этот термин часто имеет только внешнюю сторону речи – disctio, ars dicendi P.-Smith, Thesaur. Syr. c. 245. Во-вторых, сирийские масореты в масоретских рукописях Св. Писаниябольшей частью носят название maqr e yane (R. Duval, I. a literature Syriaque, Paris 1907, p. 55), и это, по-видимому, заставляет усвоять махгеянам другую функцию. Но в Низибийском уставе макреяне приписывается несомненная функция литургиста(см след. прим.). Смешение терминов «макреяна» и «магхеяна» могло объясняться тем обстоятельством, что обе эти должности, близкие по существу, в некоторых школах (может быть, иногда и в Низибийской) совмещались иногда в одном лице, которое обучало правильному и выразительному чтению как Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010