Напрестольный крест. Резчик инок Амвросий. 2-я пол. XV в. (СПГИХМЗ) Напрестольный крест. Резчик инок Амвросий. 2-я пол. XV в. (СПГИХМЗ) 2-я версия предания, возникшая в кон. IV - нач. V в., сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, к-рого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впосл. принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима ( Пигулевская. 1976). 3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к I в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой имп. Клавдия I, а впосл. был скрыт и вновь найден уже в IV в. Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные визант. историки (напр., Феофан), в поздневизант. эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник В. согласно совр. богослужебным книгам правосл. Церкви. Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христ. миру ( Суг. Hieros. Catech. 4. 10). В 2 исследованных археологами разрушенных христ. храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в к-рых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста ( Duval. P. 331-353). О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках мн. христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст ( Greg. Nyss. De vita Macr. 30; Ioan. Chrysost. Adv. Jud. et Gent. demonstr. 10). Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или в 326 г. ( Theoph. Chron. 326). После обретения св. Креста имп. Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения (см. ст. Иерусалимское богослужение ) с подобающей этому городу торжественностью. Ок. 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика (Мартириум). День Обновления (т. е. освящения, греч. термин γκανια (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сент. стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления ( Fraser. 1995). Установление праздника

http://pravenc.ru/text/155081.html

«В двух исследованных археологами разрушенных христианских храмах Северной Африки сохранились надписи от 359 и 371 годов, в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста ( Duval. P. 331-353)» (Диак . Михаил Желтов, А . А . Лукашевич. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня//Православная энциклопедия, т. 9. - М., 2004. - С. 160-161. - Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.pravenc.ru/text/155081.html). О том, что частицы Креста, найденного Еленой, находились даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святитель Григорий Нисский в описании погребения своей родной сестры Макрины, которая и была одной из обладательниц такого рода реликвии (О жизни святой Макрины, 30); также Иоанн Златоуст свидетельствует о подобной практике (Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог, 10: «Почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение, между тем как оно было некогда знаком осуждения и наказания? Потому, что создавший все и все преобразующий, избавивши вселенную от нечестия и соделавший землю небом, Он и это орудие ненавистное и позорнейшее всех смертей превознес выше небес»). «…При Боголюбезнейшем, и блаженные памяти Константине Отце Твоем, обретено в Иерусалиме Спасительное древо Креста» (Кирилл Иерусалимский. Послание Констанцию, благочестивейшему царю, о явившемся на небе светозарном знамении Креста, которое видимо было во Иерусалиме, 3). Такое намерение видел в действиях Елены Феодорит Кирский, который по этому поводу пишет: «Что же касается до гвоздей, то некоторые она вбила в шлем царя, заботясь о голове своего сына, чтобы от нее отражались неприятельские стрелы, другие вковала в узду его коня, имея в виду и безопасность царя…» (Церковная история, 1.18). Hieronymus. Commentariorum In Zachariam Prophetam Libri Duo//PL 25. Col. 1540: «Кое от кого я слышал, (сказано это было хотя и в порыве благочестия, однако звучит весьма забавно), что гвозди от креста Господня, которыми император Константин оснастил удила своей лошади, называются святыней Господа».

http://bogoslov.ru/article/1119843

Chauvot A. Les migrations des barbares et leur conversion au christianisme. Histoire du Christianisme. Vol. II. P. 1995. P. 861883. Chauvot A. Opinions romaines face aux barbares au IVe siècle AP. J. C. P. 1998. CrouzelH. Théologie de l’Image de Dieu chez Origène. P. 1956. De Clercq V. Ossius of Cordova. A Contribution to the History of Constantinian Period. Washington. 1954. Delcogliano M. Eusebian Theologies of the Son as the Image of God before 341. Journal of Early Christian Studies. 2006. 14: 4. P. 459–484. Drecoll V. H. Die Entwicklung der Trinitätslehre des Basilius von Cäsarea: sein Weg vom Homöusianer zum Neonizäner. Göttingen. 1996. Duchesne L. Histoire ancienne de l’Église. Vol. II. Paris. 1908. Duval N. Sirmium «ville imperial» ou «capitale»? XXVI Corso di cultura sull’arte ravennate e byzantine. Ravenna, 1979. P. 53–90. Duval Y. M. La «manoeuvre frauduleuse» de Rimini: à la recherche du Liber aduersus Vrsacium et Valentem. Duval Y. M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident. Aldershot; Brookfi eld; Singapore; Sydney. 1998. P. 51–103. Duval Y. M. Aquilée et Sirmium durant la crise arienne (325–400.) Duval Y. M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident. Aldershot; Brookfi eld; Singapore; Sydney. 1998. P. 331–379. Duval Y. M. Sur l’Arianisme des Ariens d’Occident. Duval Y. M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident. Aldershot; Brook-field; Singapore; Sydney. 1998. P. 145–163. Duval Y. M. Sur quelques études récents concernant Ambroise et l’arianisme occidental. Duval Y. M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident. Aldershot; Brookfi eld; Singapore; Sydney. 1998. P. 1–39. Duval Y. L’Afrique: Aurélius et Augustin. Histoire du christianisme. Vol. II. P. 1995. P. 799–812. Duval Y., Pietri L. L’Occident et ses marges danubiennes et balkaniques. Histoire du Christianisme. Vol. II. P. 1995. P. 127–154. Dvornik F. Byzance et la primauté romaine. P. 1964. Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy. Origins and Background. Washington. 1966. Vol. II.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕЛЕРИН [Целерин; лат. Celerinus] (III в.), исп. (пам. зап. 3 февр.), воин, впосл. чтец в г. Карфагене. С К. связаны события во внутрицерковных конфликтах во время гонения на христиан в Римской империи при имп. Деции (249-251). Сведения об этом содержатся в письмах разных лиц, сохранившихся среди посланий сщмч. Киприана , еп. Карфагенского († 258) (о датировке писем см.: Sancti Cypriani episcopi Opera. Turnhout, 1999. Pars 3: Epistularium. Vol. 3. Р. 694-697). Вероятно, К. был уроженцем Карфагена. Он происходил из христ. семейства; его бабка Келерина (Целерина) и дяди Лаврентин и Эгнаций приняли мученическую смерть ( Cypr. Carth. Ep. 39. 3). Когда и при каких обстоятельствах это произошло, св. Киприан не сообщает, но исследователи, начиная с Л. С. Ленена де Тиймона , обычно относили их мученичество ко времени правления имп. Септимия Севера (193-211) (см.: Duval. 2001. P. 47). По др. версиям, мученики могли быть казнены между 211 и 213 гг., при проконсуле Скапуле ( Dunn. 2006. P. 211), или в 20-30-х гг. III в. ( Barnes. 1971). Т. о., казни христиан происходили и до восшествия на престол Деция, хотя сам Киприан Карфагенский писал, что в это время царил «длительный мир» (pax longa - Cypr. Carth. De lapsis. 5// Sancti Cypriani episcopi Opera. Turnhout, 1972. Pars 1. P. 223. (CCSL; 3); см.: Barnes. 1971; Idem. 1985. P. 157-158; Duval. 2001. P. 46-52). К началу гонения имп. Деция К. находился в Риме, вероятно по делам военной службы. Он был арестован в числе первых исповедников (Hic ad temporis nostri proelium primus, hic inter Christi milites antesignans - Cypr. Carth. Ep. 39. 2) скорее всего в дек. 249 г. ( Duval. 2000). Есть основания полагать, что К. предстал перед судом императора. Согласно св. Киприану, К. одержал верх над «самим зачинщиком и вдохновителем этой вражды» (cum ipso infestationis principe et auctore congressus, dum... aduersarium uincit - Cypr. Carth. Ep. 39. 2), а исп. Луциан писал, что подвиг К. устрашил «великого змея, готовящего путь антихристу» (ipsum anguem maiorem, metatorem antichristi - Ibid. 22. 1). Мн. исследователи полагают, что эти эпитеты относились к имп. Децию (см.: Clarke. 1969. P. 64-66; Cyprian of Carthage. 1984. Vol. 1. P. 331-333; Vol. 2. P. 188-189; Duval. 2001. P. 42-43), но высказывались и сомнения в правомерности такой идентификации (напр.: Millar F. The Emperor in the Roman World (31 BC - AD 337). L., 1977. P. 567-568). Луциан, к-рый «со страхом исповедал имя Бога перед мелкими (чиновниками)» (apud pusilliores... confessus sum), противопоставлял их тому, кто судил К.

http://pravenc.ru/text/1684135.html

Скорее всего здесь почитались гробницы святых (в апсиде храма обнаружено не менее 16 чтимых захоронений), поэтому идентификация Бир-Фтухи с «алтарем Киприана» представляется спорной (Bir Ftouha. 2005). С почитанием К. связаны др. храмы, раскопанные на территории рим. Африки. Святой среди др. мучеников упоминается в надписи из церкви в Тикстере (ныне Хербет-Ум-эль-Ахдам, Алжир), датированной 359 г. (CIL. T. 8. N 20600; Monceaux P. Enquête sur l " épigraphie chrétienne d " Afrique//Mémoires présentés par divers savants à l " Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. P., 1908. T. 12. Pt. 1. P. 298-302; Duval Y. 1982. T. 1. P. 331-337). В Келибии (Тунис) баптистерий, построенный во 2-й пол. VI в. пресв. Феликсом, был посвящен «святому и блаженнейшему Киприану, епископу и предстоятелю». Возможно, речь шла о местном епископе, однако использованные эпитеты указывают скорее на К. ( Duval Y. 1982. T. 1. P. 54-58). В г. Аммедара (ныне Хайдра, Тунис) реликвии К. были помещены еп. Меллеем под алтарь соборного храма (базилика I). На плите, закрывавшей место хранения святыни, есть надпись: «Здесь находятся реликвии блаженного мученика и предстоятеля Киприана, положенные блаженным епископом Меллеем в 4-й год господина императора Юстина» (568/9). Монограмма К. помещена на крышке каменного реликвария из вост. алтаря той же базилики ( Poinssot L. Une inscription mentionnant des reliques de S. Cyprien//CRAI. 1934. Vol. 78. P. 249-254; Recherches archéologiques à Haïdra. R., 1975. T. 1: Duval N., Pr é vot F. Les inscriptions chrétiennes. P. 20-25; Duval Y. 1982. T. 1. P. 117-120). В Западной Европе почитание К. получило распространение гл. обр. в Италии и в Испании - странах, к-рые в эпоху Римской империи были тесно связаны с Африкой. Поминовение К. указано в древнейшем христ. календаре «Depositio martyrum», включенном в состав Хронографии 354 г.: «[Память] Киприана в Африке, в Риме празднуется у Каллиста» (Cypriani Africae, Romae celebratur in Callisti - MGH. AA. T. 9. P. 72). Т. о., уже в сер.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

J.-C. Ceillier. P., 2008. P. 67-100). Согласно Делаттру, остатки базилики плохо сохранились. После завершения раскопок они были частично реконструированы (надложены стены, установлены фрагменты колонн), что препятствует дальнейшим исследованиям храма ( Duval N. 1972. P. 1104). Обширная базилика (71×35 м в интерьере) имеет 7 нефов и ориентирована на северо-запад, перед входом в храм расположен атриум с галереями-портиками (примерно 35×20 м), под к-рым находились 2 подземных помещения (вероятно, цистерны). Алтарный киворий, предположительно воздвигнутый над могилой К., был установлен в центральном нефе базилики, ближе к апсиде. В массивной полуциркульной апсиде, отделенной от нефа преградой с арочными проемами, размещался пресвитерий. Апсида фланкирована 2 прямоугольными помещениями (секретариями); окружавшие храм постройки почти не изучены. Датировка строительства базилики основана на обнаруженных в храме многочисленных погребальных эпитафиях, к-рые в основном относятся к IV-V вв. Отождествление базилики с храмом над могилой К., сделанное Делаттром, вызвало полемику (см.: Vaultrin. 1933. P. 118-135; Ennabli. 1975. P. 12-16; Duval N. 1997. P. 315-316, 340). Совр. исследователи считают это вероятным, хотя и не подтвержденным окончательно (напр.: Duval N. 1972. P. 1107). Крещальная купель из Келибии. VI в. (Музей Бардо, Тунис) Крещальная купель из Келибии. VI в. (Музей Бардо, Тунис) «Алтарь Киприана», церковь на месте казни святого, Делаттр отождествил с руинами храмового комплекса Бир-Фтуха в сев.-зап. пригороде Карфагена. Отдельные части комплекса исследовались Делаттром и П. Гоклером начиная с 1895 г. ( Vaultrin. 1932. P. 254-258; Duval N. 1972. P. 1119-1120; I dem. 1997. P. 341-343). В 90-х гг. XX в. комплекс Бир-Фтуха был раскопан канад. археологами. По мнению исследователей, в 40-х гг. VI в. на месте крестообразного здания (вероятно, мавзолея) был воздвигнут храмовый ансамбль, к-рый включал 3-нефную базилику с деамбулаторием, 9-гранный нартекс, баптистерий и др. постройки, соединенные переходами и двориками-перистилями.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

St. Cyprian and Moissac: A 13th-Cent. Sequence//Traditio. N. Y., 1963. Т. 19. P. 147-166; Gordini G. D. Cipriano//BiblSS. Vol. 3. Col. 1260-1274; Reekmans L. La tombe du Pape Corneille et sa région cémétériale. Vat., 1964; Ruysschaert J. La commémoration de Cyprien et de Corneille in Callisti//RHE. 1966. Vol. 61. P. 455-484; Dufour J. La bibliothèque et le scriptorium de Moissac. Gen.; P., 1972. P. 6-7, 32; Duval N. Études d " architecture chrétienne nord-africaine//Melanges de l " École française de Rome. 1972. Vol. 84. P. 1071-1172; idem. L " État actuel des recherches archéologiques sur Carthage chrétienne//Antiquité Tardive. P., 1997. Vol. 5. P. 309-350; Klauser T. Das römische Capitulare Evangeliorum. Münster, 1972r; Lanata G. Gli Atti dei Martiri come documenti processuali. Mil., 1973. P. 184-193, 242-247; Ennabli L. Les inscriptions funéraires chrétiennes de la basilique dite de Sainte-Monique à Carthage. R., 1975; Garc í a R. D. San Cipriano y el Donatismo en la polémica antidonatista de San Agustín: Estudio histórico-patrístico//Teología: Revista de la Facultad de Teología de la Pontificia Univ. Católica Argentina. 1976. T. 13. N 27/28. P. 5-49; Brisac C. Iconographie pseudo-légendaire des fondateurs de l " Église de Lyon et les reliques carolingiennes//Les Martyrs de Lyon (177): [Actes du colloque international de Lyon, 1977]. P., 1978. P. 299-310; Saxer V. Morts, martyrs, reliques en Afrique chrétienne aux premiers siècles. P., 1980; Duval Y. Loca sanctorum Africae: Le culte des martyrs en Afrique du IVe au VIIe siècle. R., 1982. 2 vol.; K ü hn N. Die Reichsabtei Kornelimünster im Mittelalter. Aachen, 1982; Aronen J. Indebtedness to Passio Perpetuae in Pontius " Vita Cypriani//VChr. 1984. Vol. 38. P. 67-76; Maier J.-L. Le dossier du donatisme. B., 1987-1989. 2 t.; Del é ani S. Présence de Cyprien dans les oeuvres de Jérôme sur la virginité//Jérôme entre l " Occident et l " Orient: Actes du Colloque de Chantilly (sept. 1968)/Éd. Y.-M. Duval. P., 1988. P. 61-82; De abdij van Sint-Cornelius en Sint-Cyprianus.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

19). Против сведения учения Фотина к «простому адопционизму» справедливо предостерегает М. Симонетти, который указывает, что доктрина Фотина включала в себя идею о полноте воплощения Логоса, Который, родившись от Пресвятой Богородицы, превращается в Сына Божия (см. Simonetti M. La crisi. P. 204–205, а также: Simonetti M. Studi. P. 15–159). 547 Hilar. Fr. II. 19: «Фотин, епископ сирмийский, вскормленный Маркеллом, ведь был некогда при нем и диаконом» (Photinus Sirmiensis episcopus fuita Marcello imbutus, nam et diaconus sub eo aliquandiu fuit). 551 Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces. P. 264–265; Kelly J. N. D. Op. cit. P. 281; Hanson R. P. C. Op. cit. P. 313. 552 Hefele K. J. Histoire des Conciles d’après les documents originaux. T. I. 2. P. 1907. P. 850–851; Дюшен Л. История древней Церкви. Т. II. М. 1914. С. 157; Fernandez G.Athanasius of Alexandria and Liberius of Rome. Analysis of the letter «pro deifi cio timore» of Liberius in the light of the edict of Arles of 353. Arianism. Historical and Theological Reassessments. Papers from the 19-th International Conference on Patristic Studies. September 5–10, 1983. Oxford, 1985. P. 303–311; Duval Y. M. Aquilée et Sirmium durant la crise arienne (325–400). Duval Y. M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident. Aldershot; Brookfi eld; Singapore; Sydney, 1998. P. 343. См. также: Schwartz E. Zur Kirchengeschichte des vierten Jahrhunderts. Schwartz E. Gesammelte Schriften. 4. Zur Geschichte der alten Kirche und ihres Rechts. Berlin. 1960. S. 23. 553 По мнению В. В. Болотова и Т. Д. Барнса, в рассматриваемом фрагменте труда свт. Илария речь идет о Сирмийском соборе 351 г. (см. Болотов В. В. Либерий, епископ Римский и Сирмийские соборы. Христианское чтение. 1891. Ч. 1. С. 304–315, 434–459; Barnes T. D. Athanasius and Constantius. Theology and politics in the Constantinian Empire. Cambridge, 1993. P. 231, а также: Beckwith C. L. Hilary of Poitiers on the Trinity. From De Fide to De Trinitate.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Wash., 1981; Stewart Z. Greek Crowns and Christian Martyrs//Antiquité païenne et chrétienne: Mémorial A.-J. Festugière/Éd. E. Lucchesi, H. D. Saffery. Gen., 1984. P. 119-124; Tabbernee W. Early Montanism and Voluntary Martyrdom//Colloquium. 1985. Vol. 17. P. 33-44; idem. Fake Prophecy and Polluted Sacraments: Ecclesiastical and Imperial Reactions to Montanism. Leiden; Boston, 2007; Rordorf W. L " espérance des martyrs chrétiens// Idem. Liturgie, foi et vie des premiers chrétiens: Études patristiques. P., 1986. P. 345-361; idem. Aux origines du culte des martyrs//Ibid. P. 363-379; idem. Martyre et «témoignage»: Essai de réponse à une question difficile//Ibid. P. 381-403; Lane Fox R. Pagans and Christians. N. Y., 1987; Duval Y. Auprès des saints corps et âme: L " inhumation «ad sanctos» dans la chrétienté d " Orient et d " Occident du IIIe au VIIe siècle. P., 1988; Die Entstehung der jüdischen Martyrologie/Hrsg. J. W. van Henten. Leiden, 1989; Duval N. Le culte des martyrs de Salone à la lumière des recherches récentes à Manastirine//CRAI. 1990. Vol. 134. N 2. P. 432-453; Dehandschutter B. G. A. M. Martyr - Martyrium: Quelques observations à propos d " un christianisme sémantique//Eulogia: Mélanges offerts à A. A. R. Bastiaensen à l " occasion de son 65 anniversaire. Steenbrugge, 1991. P. 33-39. (Instrumenta Patristica; 24); idem. Polycarpiana: Studies on Martyrdom and Persecution in Early Christianity: Collected Essays. Louvain, 2007; Fevrier P.-A. Martyre et saintété//Les fonctions des saints dans le monde occidental (IIIe-XIIIe siècle): Actes du colloque de Rome (27-29 oct. 1988). R., 1991. P. 51-80; idem. Le culte des morts dans les communautés chrétiennes durant le IIIe siècle//La Méditerranée de Paul-Albert Février. R., 1996. P. 39-129; Tilley M. A. The Ascetic Body and the (Un)Making of the World of the Martyr//J. of the American Academy of Religion. 1991. Vol. 59. P. 467-479; eadem. Donatist Martyr Stories: The Church in Conflict in Roman North Africa. Liverpool, 1996; Droge A.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Киприан Карфагенский стал христианином «через слово Ионы» ( Hieron. In Jon. 3. 9). Комментарий свт. Кирилла Александрийского ( Cyr. Alex. In Jon.; ср.: CPG, N 5284) был составлен позднее Иеронимова, с чьим толкованием он был знаком; возможно, оба эти сочинения опирались в качестве источника на комментарий Оригена ( Dassmann. 1998. Sp. 681). В предисловии свт. Кирилл предостерегает своих читателей от широкого использования аллегорического метода: несмотря на то что пророк И. «...как бы предызображает нам таинство Христа», не все события, происшедшие с ним, следует рассматривать в христологической перспективе ( Суг. Alex. In Jon. Praef. 1-3). Свт. Кирилл предлагает оригинальные, не имеющие параллелей с др. авторами примеры прообразовательного истолкования образа И. в свете евангельской истории, в к-рых нашла отражение христология святителя. Истолкование свт. Кирилла Александрийского оказало влияние на Исихия Иерусалимского, чей комментарий сохранился во фрагментах схолий и катен др. толкователей ( Hesychius Hierosolymitanus. Interpretatio in Ionam prophetam// Duval Y.-M. Le livre de Jonas dans la littérature chretienne grecque et latine. P., 1973. Vol. 2. P. 631-635; CPG, N 6558); также ему принадлежат отдельные главы, кратко излагающие содержание Книги прор. Ионы ( Hesychius Hierosolymitanus. Capita Jonae prophetae//PG. 93. Col. 1353-1356; ср.: CPG, N 6557). Одно собрание схолий на книгу приписывается Ипатию Эфесскому (VI в.) ( Hypatius Ephesinus. Fragmenta in prophetas minores// Diekamp F. Analecta patristica. R., 1938. P. 120-122; ср.: CPG, N 6807. 2). В катенах сохранились также фрагменты комментария Геннадия, патриарха К-польского (V в.) ( Gennadius Constantinopolitanus. Fragmenta in prophetas minores// Duval Y. M. Le livre de Jonas dans la littérature chretienne grecque et latine. 1973. Vol. 2. P. 651-652), и Севира, патриарха Антиохийского (VI в.) ( Sever. Antioch. Fragmenta in catenis in Ionam//Ibid. P. 653-656). На сир. языке известен комментарий Ишодада Мервского (IX в.) (Commentaire d " I šo " d ad de Merv sur l " Ancien Testament. Louvain, 1969. Vol. 4: Isaïe et les Douze. P. 93-98. (CSCO; 304. Syr.; 129)), к-рый продолжает традицию комментария еп. Феодора Мопсуестийского. Также на сир. языке сохранилась гомилия Ефрема Сирина «О покаянии ниневитян» ( Ephraem Syr. Sermones/Hrsg. E. Beck. Louvain, 1970. Bd 1: [Textus]. S. 1-40; Bd. 2: [Versio]. S. 1-53. (CSCO; 311-312; Syr.; 134-135)).

http://pravenc.ru/text/578248.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010