Не позднее нач. IV в. в кругах донатистов была создана особая версия Актов К., в к-рую внесены незначительные изменения ( Maier. 1987-1989. T. 1. P. 122-126; Donatist Martyr Stories: The Church in Conflict in Roman North Africa/Transl., not., introd. M. A. Tilley. Liverpool, 1996. P. 1-5; см.: Garc í a. 1976. P. 47-49). В средние века Акты распространялись в разных версиях: напр., франко-испанская включена в т. н. Испанский Пассионарий (Pasionario Hispánico/Ed. A. Fábrega Grau. Madrid, 1955. T. 2. P. 336-338). «Жизнь Киприана» (BHL, N 2041; CPL, N 52) в рукописях сохранилась как анонимное произведение. По свидетельству блж. Иеронима, автором был диак. Понтий, к-рый сопровождал К. в ссылку ( Hieron. De vir. illustr. 68). Значение «Жизни Киприана» в истории агиографической лит-ры стало предметом полемики среди исследователей. А. фон Гарнак , к-рый осуществил критическое издание текста, считал его «первой христианской биографией». По его мнению, в «Жизни Киприана» получила отражение самая ранняя попытка христ. агиографов описать не только страдания и гибель мученика, но и его жизнь. Тем не менее ссылке и казни К. посвящена почти половина произведения ( Harnack. 1913. S. 36-42). Др. исследователи считали «Жизнь Киприана» христ. вариантом сказания о «смерти великого человека» (exitus illustrium virorum - Reitzenstein. 1913. S. 52-53) или речью-панегириком с элементами апологии ( Corssen. 1917. S. 206-207; см.: Barnes. 2010. P. 82-85). Отрицательное отношение к гипотезе Гарнака высказал И. Делеэ ( Delehaye. 1966). Совр. исследователи склонны считать, что «Жизнь Киприана» - это единичное произведение, к-рое не оказало значимого влияния на христ. лит-ру, др. подобные сочинения были составлены гораздо позже (напр., Жития прп. Пахомия Великого и прп. Антония Великого). Описание жизненного пути К. было приведено диак. Понтием в апологетических целях ( Ziegler. 2009). Райценштайн и Делеэ низко оценивали «Жизнь Киприана» и как лит. произведение, и как исторический источник. По мнению исследователей, составитель злоупотреблял школьной риторикой в ущерб содержанию, приведенные им сведения не всегда согласуются с данными Актов (см.: Delehaye. 1966. P. 75-77).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

В домакариевских Минеях Четиих житие мучениц помещено под 29 июля (РГБ. Вол. 598, посл. четв. XV в.), в ВМЧ - под 30 июля и 17 сент. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 42 (1-я паг.), 335 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 16-19; SynCP. Col. 51-52, 859-862; PG. 115. Col. 497-513; ЖСв. Сент. С. 325-337; Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910r. Hildesheim, 1978r. T. 2. P. 204; Valentini R. , Zucchetti G. Codice topografico d. città di Roma. R., 1942. T. 2. P. 36-37, 40-41, 93, 152; Girardi M. Le fonti scritturistiche d. prime recensiones greche d. passio di S. Sofia e loro influsso sulla redazione metafrastica//VetChr. 1983. T. 20. P. 47-76. Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 2. P. 226-227; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 381; Delehaye. Origines. P. 286-287; Frutaz A. P. Sophia//LTK. T. 9. Col. 886-887; Amore A. Sofia, Pistis, Elpis, Agape//BiblSS. T. 11. P. 1277-1279; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». Brux., 1973. P. 185-228. (SH; 55); Hannick. Maximos Holobolos. S. 101-102; Жуковская Л. П. Возраст Веры в Прологе//Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 149-150. О . В . Л . Гимнография Память мучениц отмечена в месяцеслове греч. Евангелия IX-X вв. (Sinait. gr. 1598 - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 198), без богослужебных указаний. Согласно студийским Типиконам, в этот день совершается будничная служба. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. приведена служба мученицам с пением «Аллилуия» на утрене, их последование соединяется с последованием прп. Феофила (Там же. С. 278). Мессинский Типикон 1131 г. указывает последование мученицам с последованием праздника, устав службы не описан ( Arranz. Typicon. P. 27). В иерусалимских Типиконах предписывается совершать вседневную службу, последование мученицам соединяется с последованием попразднства Воздвижения. Последование мученицам не имеет тропаря, поется только тропарь Воздвижения. Последование мученицам в совр. богослужебных книгах содержит следующие элементы: кондак 1-го гласа «Σοφας τς σεμνς, ερτατοι κλδοι, Πστις κα Ελπς, κα Αγπη» (                  ); канон мученицам 1-го гласа, творение Феофана, с акростихом «Τς σοφης ρδηλα κα γλα τκνα λιγανω» (            ), ирмос: «Σο τροπαιοχος» (      ), нач.: «Τς περκοσμου σου Χριστ κα τς φρστου σοφας» (              ); цикл стихир-подобнов. В студийских Минеях, кроме этого, содержится и др. цикл стихир ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0142-0143). В совр. приходской практике РПЦ в связи с распространенностью имен мучениц в этот день обычно совершается праздничная служба, поется тропарь 4-го гласа, отсутствующий в богослужебных книгах (нач.: «                    »). Иконография

http://pravenc.ru/text/150377.html

Архиеп. Филарет (Гумилевский) отождествил И., П. и Р. с мучениками Фирсом , Кириаком и Геллиником (Каллиником), упоминаемыми под 20 янв. в Мартирологе блж. Иеронима. Географическое указание «в Ниведуне» (город в Н. Мёзии) митр. Филарет интерпретировал как г. Нов. Дунаец на берегу Дуная и сделал вывод, что И., П. и Р. имели слав. происхождение. Однако, согласно комментарию И. Делеэ к Мартирологу, мч. Кириак пострадал в Никомидии, а мученики Фирс и Геллиник - в Вифинии в сер. III в. (ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. P. 50-52). Т. о., мнение архиеп. Филарета, нашедшее отражение в календаре РПЦ, следует считать необоснованным. Поскольку дата кончины И., П. и Р. была неизвестна, память первоначально отмечалась в день перенесения мощей (20 июня). Со временем в визант. синаксарях появилась дата мученичества И., П. и Р. 20 янв. (летний месяц был заменен зимним на основании обстоятельств казни), ставшая основным днем памяти И., П. и Р. в Элладской Православной Церкви. В календаре РПЦ сохранились обе даты. В наст. время имена И., П. и Р. употребляются как женские. Ист.: BHG, N 2184; PG. 117. Col. 269-272 [Минологий Василия II]; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 215-216, 287-288; SynCP. Col. 407, 757; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 203-204; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 107-108; ЖСв. Янв. С. 199-200; Июнь. С. 476-477. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян: описание жизни их. СПб., 18944. С. 30-33; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 19, 186; Т. 3. С. 32, 228; Голубинский. История РЦ. 1901. Т. 1. 1-я пол. С. 30-32; Lucchesi G. Innas, Rimas e Pinnas//BiblSS. Vol. 7. Col. 818; Aubert R. Innas, Remas et Pinnas//DHGE. T. 25. Col. 1245; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 216. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)

http://pravenc.ru/text/389611.html

VPancr Εαγρου πισκπου ες τν βον ... Παγκρατου ρχιπροδρου Ταυρομενας, ed. [auszugsweise] A.Veselovskij, Sbornik otdlenija russkago jazyka i slovesnosti Imp. Akad. Nauk LX/2, St.Petersburg 1886, 73–110. [s.IX] VPancrA F.Angiò, Divinità pagane e sacrifici umani nella Vita di San Pancrazio di Taormina. BollGrott n.s. 52 (1998) 49–76. [s.X vel antea] VParasc F.Halkin, Sainte Parascève la Jeune et sa Vie inédite BHG 1420z, in: Studia slavico-byzantina et mediaevalia Europensia I. Sofia 1989, 281–292. [s.XII–XIV?] VPaulLatr H.Delehaye, Vita S.Pauli iunioris in monte Latro. AnBoll 11 (1892) 5–74. 136–182. [s.X] VPelag P.Petitmengin [et al.], Pélagie la pénitente. Métamorphoses d’une légende, I: Les textes et leur histoire. Paris 1981. VPetAth K.Lake, The early days of monasticism on Mount Athos. Oxford 1909, 18–39: The Life of Peter the Athonite. [s.XI?] VPetrI V.Laurent, La Vie merveilleuse de S.Pierre d’Atroa. Bruxelles 1956 (Index 226–234). [s.IX] VPetr II V.Laurent, La vita retractata de S.Pierre d’Atroa. Bruxelles 1958 (Index 172–178). [s.IX] VPhant V.Saletta, Vita S.Phantini Confessoris. Roma 1963. [s.IX?] VPhantJun La Vita di San Fantino il Giovane, ed. E.Follieri. Bruxelles 1993 (Index 567–591). [s.IX] VPhilAg C.Pasini, Vita di S.Filippo d’Agira attribuita al monaco Eusebio. Roma 1981 (Wörterverz. 103f.). [ca 900] VPhilaretos M.-H.Fourmy – M.Leroy, La Vie de S.Philarète. Byz 9 (1934) 85–170. [s.IX] VPhilEl A.A.Vasil’ev, itie Filareta Milostivago. IRAIK 5 (1900) 49–86. [s.IX] VProph Prophetarum vitae fabulosae, ed. Th.Schermann. Leipzig 1907 (Index 226–240). VRom F.Halkin, La Vie de S.Romylos. Byz 31 (1961) 111–147 (Index S.146). [s.XIV] VSab K.M.Koikylides, Βος κα πολιτεα το σου πατρς μν Σβα. Jerusalem 1905. [s.X] VSilv Il testo greco del Βος di S.Silvestro. Roma e l’Oriente 6 (1913) 332–367. [s.XII?] VSpyrTrim P.van den Ven, La légende de S.Spyridon évêque de Trimithonte. Louvain 1953. [s.VII] VStephJun La Vie d’Étienne le Jeune par Étienne le Diacre, éd. par M.-F.Auzépy. Aldershot 1997 (Index 299–344). [s.IX]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИРОН († кон. I в.?), сщмч., еп. Тамасский (пам. греч. 17 сент.). Упоминается вместе со сщмч. (свт.?) Ираклидием , 1-м еп. Тамасским, в Синаксаре К-польской ц. и в ряде визант. календарей (SynCP. Col. 54). Но в большинстве визант. памятников происхождение М. не уточняется, он просто упомянут перед Ираклидием (Ibid. Col. 51-52). Однако в стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.) Ираклидий и М. объединены общими двустишием и памятью, согласно к-рым они претерпели мученическую кончину в огне ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 167). Венецианские печатные Минеи называют обоих святых священномучениками. И. Делеэ отмечал, что в греч. Житии сщмч. Ираклидия из его учеников упомянуты только Мнасон , Родон и Феодор ( Delehaye. 1907. Р. 238). И в «Хронике» Леонтия Махераса (XV в.) среди епископов Тамаса, причисленных к лику святых, названы Ираклидий, Мнасон, Родон и Македоний ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30). Сомневаясь в существовании М., Ф. Алькен высказал предположение, что память Мирона , сщмч. Кизического, была ошибочно отмечена вместо 17 авг. 17 сент., а затем от Ираклидия к нему перешло прозвание Тамасского. В XIV в. стишной Синаксарь был переведен юж. славянами с названием «стишной Пролог», и в него вошли сведения про Ираклидия и М. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2008. Т. 1. С. 70), включенные затем в ВМЧ свт. Макария (ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1245). Ист.: Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286; H[alkin] F. S. Myron eveque de Tamasos en Chypre?//AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 170; Τωμαδκης Ν. Β. Η Κυπριακ γιολογα κα μνογραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. 1983/86. Τ. 46. Σ. 205; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 168, 341; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 39-40; Γιγκου Θ. Χ. Ο κκλος τν ορταζομνων γων κα ο Κπριοι γιοι: Προσγγιση τς τσεως μ βση τος καννες κα τ Λεξιονρια//Εκκλησα Κπρου: 2000 χρνια χριστιανισμο. Λευκωσα, 2002. Σ. 247; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 1. 20112. Σ. 228. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/2563330.html

Также источником сведений об О. являются 17 писем, адресованных ей свт. Иоанном Златоустом после его изгнания из К-поля ( Ioan. Chrysost. Epistulae ad Olympiadem 1-17; CPG, N 4405; PG. 52. Col. 549-622; Malingrey. 1968. P. 106-389; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 2. С. 565-649). Сохранился рассказ о перенесении мощей О. (BHG, N 1376; CPG, N 7981), составленный игум. Сергией при К-польском патриархе Сергии (610-638) и известный по рукописи XI-XII вв. (Paris. gr. 1453. Fol. 210-214v). Буске, опубликовавший франц. перевод текста ( Bousquet. 1907), более точно обозначил время создания этого сочинения - 630 г. и опроверг мнение Никифора Каллиста ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 24) о том, что Житие и рассказ о перенесении мощей были написаны одним автором, т. е. игум. Сергией. При этом Буске допустил возможность того, что 11-я глава Жития, в к-рой говорится о чудесном перенесении останков святой в мон-рь св. ап. Фомы, является более поздней вставкой, выполненной в основанном ей мон-ре Сергией или кем-то другим. По мнению исследователя, одиннадцатая глава должна была подготовить почву для появления нового повествования о 2-м перенесении мощей святой ( Bousquet. 1907. Р. 256-258). Рассказ о перенесении мощей издал Делеэ ( Delehaye. 1897. Vol. 16. P. 44-51). Жизнь Жизнь О. происходила из знатной семьи К-поля. Ее дед Флавий Авлавий был родом с Крита, из низкого сословия, однако благодаря личным заслугам стал одним из важнейших сенаторов при имп. Константине I Великом (306-337) и пользовался его расположением; с 329 по 337 г. занимал должность префекта претория; вместе с Юнием Бассом был консулом в 331 г.; исповедовал христианство (Fl. Ablabius. 4//PLRE. Vol. 1. P. 3-4). После смерти Константина Авлавий был отстранен от власти и убит в 337 г. Дочь Авлавия Олимпиада была невестой Константа I (337-350), после смерти к-рого вышла замуж за царя Армении Аршака III (ок. 350 - ок. 364 или 339-369) ( Amm. Marc. Res gest. XX 11. 1-3; Arsaces III//PLRE. Vol. 1. P. 109). Возможно, Олимпиада была сестрой матери О. ( Malingrey. 1968. P. 14), более вероятно,- сестрой отца О. по имени Селевк ( Bernardi. 1984. P. 356). Селевк был ритором (356), занимал важный пост («из числа комитов») при имп. дворе, сопровождал имп. Юлиана Отступника в военный поход против персов в 363 г., в 364/5 г. осужден на изгнание, скончался вскоре после 365 г. (Selevcus. 1//PLRE. Vol. 1. P. 818-819). Либаний хвалит Селевка за его усердие в украшении жертвенников, храмов и статуй богов, из чего следует, что отец О. был язычником ( Lib. Ep. 770// Libanii Opera. T. 10. P. 693-694; сохранились и др. письма Либания, адресованные Селевку: Lib. Ep. 342, 499, 696, 770//Ibid. P. 323, 474-475, 633, 693-694). Мать О. Александра, вероятно, также была язычницей ( Delmaire. 1991. P. 145).

http://pravenc.ru/text/2578321.html

Delehaye H. Byzantine Monasticism//Byzantium: An Introduction to East Roman Civilization/Ed. Norman H. Baynes and H. St. L. B. Moss. Oxford, 1948. P. 136–165. Failler A. Le monachisme byzantin aux XI е -XII е siècles. Aspects sociaux et économiques//Cahiers d’histoire V. 20. 1975. P. 279–302. Fedwick J. P. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea. Toronto, 1979. Guy J.-C. Les Apophthegmata Patrum//Théologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 73–83. Guiliand R. Remarques sur la vie monastique à Byzance//EEBS. T. 30. 1960. P. 39–53. Hausherr I. La théologie du monachisme chez saint Jean Climaque//Theologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 385–410. Herman E. Ricerche sulle istituzioni monastiche bizantine. Typika ktetorika, caristicari e monasteri «liberi "http://OCP. T. 6. 1940. P. 293–375. Herman E. Die Regelung der Armut in den byzantinischen Klöstern//OCP T. 7. 1941. P. 406–460. Herman E. La «stabilitas loci» nel monachismo bizantino//OCP. T. 21. 1955. P. 115–142. Horden P. The Death of Ascetics: Sickness and Monasticism in the Early Byzantine Middle East//SCH. T. 22. 1985. P. 41–52. Hussey J. Byzantine Monasticism//Cambridge Medieval History. V. 4. 2 nd ed., Pt. 2. Cambridge, 1966. P. 161–184, 439–443. Janin R. La géographic ecclésiastique de l’empire byzantin. Vol. 2: Les eglises et les monastères des grands centres byzantins. Paris, 1975; Vol. 3: Les églises et les monasteres de Constantinople. 2 nd ed. Paris, 1969. Jeanseime E., Oeconomos L. La Satire contre les Higoumenes//Byzantion. T. 1. 1924. P. 317–339. Iberites Joakeim. Ek tou archeiou tes en hagio orei hieras mones ton Ibe- ron//Orthodoxia. T. 6. 1931. P. 364–371. Leioir L. Saint Ephrem, inouïe et pasteur//Theologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 85–97. Lemerle P. Cinq études sur le XI е siède byzantin. Paris, 1977. Leroux J.-M. Monachisme et communaute chretienne d’apres saint Jean Chrysostome//Theologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 143– 190. Leroy J. Monachisme oriental aux X е -XIII е siècles//Cahiers d’histoire 20 (1975), 303–331.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Противоречит этой дате, во-первых, то, что во всех греческих минеях память преподобного Симеона Столпника показана 1 сентября, а не 2-го; во-вторых, показания хроники пасхальной на 2-й индиктион в царствование Льва, в консульство Рустикия и Оливрия (т.е. 464 г.), и Феофана хронографа, указывающего на 460 г. (с чем согласен и Кедрин), а отчасти и одной сирийской хроники, если только счет в ней ведется не по сентябрьскому году; в-третьих, житие Авксентия, который будто бы в ночь с пятницы на субботу в начальные годы царствования Льва I в видении узнал, что сейчас скончался преподобный Симеон Столпник. Ввиду таких трудностей, связанных с примирением противоречивых дат, один из рецензентов книги Liemzmann’a, опытный исследователь в вопросах агиографии H. Delehaye, предложил считать 2 сентября днем собственно торжественного положения тела усопшего подвижника в великой церкви Антиохии. Он обращает внимание, во-первых, на то, что в некоторых греческих минологиях (они отчасти показаны и у архиепископа Сергия, «Полный Месяцеслов Востока», II, 267) память преподобного Симеона помещается в конце июля, а, во-вторых, на то, что тело преподобного Симеона было сначала перенесено в церковь Кассиана, а потом через 30 дней, по приказанию Ардавурия, было поставлено в великой церкви Антиохии (Byzantinische Zeitschrift, 1910, 52). Сирийское житие, впрочем, определенно говорит, что это было 25 сентября. Non liquet – остается сказать по поводу всех этих хронологических вычислений. И здесь, строго говоря, может быть только приблизительно указано время кончины святого Симеона. Это было при патриархе антиохийском Мартирии, который правил антиохийской церковью с 458 г. 71 , при Ардавурии, знаменитом готском военачальнике, который был убит в 471 г. 72 . Знаменательно то, что сообщают биографы святого Симеона и Евагрий о последовавшем за смертью преподобного Симеона народном движении. По рассказу Vita Антония, когда тот убедился в кончине старца, он через одного верного человека дал знать об этом святителю Мартирию и военачальнику Ардавурию, словом, властям, дабы не было смятения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Болландист И. Делеэ , а вслед за ним и др. исследователи разделили греч. Н. на 4 группы ( Delehaye. 1966. P. 247-248). К 1-й группе относятся жертвы политических волнений и репрессий как, напр., сщмч. Захария , митр. Коринфский († 1684; пам. греч. 30 марта), нмч. Михаил Пакнанас († 1771; пам. греч. 30 июня, 9 июля), прмч. Димитрий († 1808; пам. греч. 18 авг.) и сщмч. Григорий V, патриарх К-польский († 1821; пам. 10 апр.), пострадавший во время восстания 1821 г. Ко 2-й группе относятся христиане, которые при различных обстоятельствах отказались отречься от веры, и мусульмане, принявшие христианство и казненные в соответствии с мусульманским законом, в т. ч.: Ахмед Калфас († 1682; пам. греч. 24 дек., 3 мая), Иоанн из Коницы († 1814; пам. греч. 23 сент.), Константин из агарян († 1819; пам. греч. 2 июня). Напр., по свидетельству рим. католич. миссионера в Смирне Ф. Лукаса, в 1649 г. в Фиатире (М. Азия) были казнены 23 принявших христианство турка. Третью группу составляют «добровольные», или «самопризванные» (ατκλητοι), мученики, желавшие подражать «древним» мученикам: Роман Карпенисийский († 1694; пам. греч. 5 янв., 16 февр.), Авксентий К-польский († 1720; пам. греч. 25 янв.), прмч. Макарий († 1527; пам. греч. 14 сент.) и др. К 4-й, наиболее обширной группе (более 52 чел.), относятся те, кто решили пострадать за Христа, чтобы своей кровью искупить прежнее вероотступничество: Димитрий († 1803; пам. греч. 13 или 14 апр.), Иоанн Болгарин († 1784; пам. в Соборе Афонских преподобных - во 2-ю Неделю по Пятидесятнице; пам. греч. и болг. 5 марта), Константин Русский († 1742; пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 26 дек.), Никита Нисиросский († 1732; пам. греч. 21 июня) и др. Следует отметить, что ни одно церковное постановление не принуждало раскаявшихся в отступничестве христиан искупить этот грех кровью. Напротив, это был личный выбор каждого - публично исповедовать Христа в противовес прежнему отречению. После духовной подготовки, получив благословение духовника, «отпавшие» открыто исповедовали веру, что обычно заканчивалось мученической смертью. Еще одну группу составляют христ. миссионеры, к-рые укрепляли дух своих единоверцев или проповедовали мусульманам и иудеям.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

52. Photii Epistulae et Amphilochia/ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Lipsiae, 1983–88 (6 vol.). 53. Photii Homiliae/ed. B. Laourdas. Thessalonica, 1959. 54. Pitra J. B. Juris ecclesiastici Graecorum historia et monumenta. Roma, 1868 (2 vol.). 55. Ρλλης Γ., Ποτλς Μ. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. θναι, 1852–854 (6 τ.). 56. Rosenquist J. Ο. The Life of St. Irene Abbess of Chrysobalanton. Studia Byzantma Upsaliensia, 1. Uppsala, 1986. 57. Sabae Vita Hilarionis το Δαλμτου: Mataniseva T. La Vie d " Hilarion, higoumène de Dalmatos, par Sabas (BHG 2177)//Rivista dei Studi Bizantini e Neoellenici, N. S. 30 (1993), p. 17–29 (изложение). 58. Sabae Vita Ioannicii/ed. J. van den Gheyn//Acta Sanctorum, Novembris, vol. I, p. 332–384. 59. Sabae Vita Macarii Pelecetes//AB, 16, 1897, p. 140–163. 60. Sabae Vita Petri Atroae: Laurent V. La vie merveilleuse de Saint Pierre d " Atroa (Subsidia Hagiographica, 29). Bruxelles, 1956. 61. Sabae Vita Petri Atroae retractata: Laurent V. La Vita retractata et les miracles posthumes de Saint Pierre d " Atroa (Subsidia Hagiographica, 31). Bruxelles, 1958. 62. Scriptor Incertus de Leone Armenio//Leonis Grammatici Chronographia/ed. I. Bekker. Bonnae, 1842, p. 335–362. 63. Scriptores Originum Constantinopolitanorum/ed. Th. Preger. Leipzig, 1907 (2 Bde). 64. Sozomen. Kirchengeschichte/hrsg. von J. Bidez und G. Ch. Hansen. B., 1960. 65. Stephani Diaconi Vita Stephani Junioris//PG 100, 1069–1185. 66. Suidae Lexicon/ed. A. Adler. 5 vols. Lipsiae, 1928–1938. 67. Symeonis Magistri Annales//Theophanes Continuatus..., p. 601–760. 68. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae/ed. H. Delehaye. Propylaeum ad Acta sanctorum Novembris. Bruxalles, 1902. 69. Synodicon Vetus/ed. J. Duffy and J. Parker. Washington, 1979. 70. Synopsis Sathae: [Θεοδρου Σκουταριτου] Σνοψις Χρονικ//Σθας Κ. Ν. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Τ. П. ν Βενετ, 1894, σ. 1–556. 71. Theodoret. Kirchengeschichte/hrsg. von L. Parmentier. Leipzig, 1911. 72. Theodori Studitae Epistulae/ed. G. Fatouros. Berlin-N.Y., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010