У студийских монахов было принято каждый день приходить к игумену для откровения помыслов ( Leroy J. La vie quotidienne du moine studite//Irénikon. 1954. Vol. 27. P. 33). В жен. мон-рях ситуация была сложнее. Так, согласно Типикону мон-ря Богородицы Кехаритомени, игумения, хотя и называлась μτηρ πνευματικ (духовная матерь), исповедь не принимала; все сестры должны были исповедоваться у одного священника, к-рый приходил один или неск. раз в месяц и должен был быть евнухом ( Gautier P. Le typikon de la Théotokos Kécharitôménè//REB. 1985. Vol. 43. P. 53 (600), 59 (721-726); ср. практику, описанную в Типиконе монастыря Липс (главы 11-13),- Delehaye H. Deux typica byzantins de l " époque des Paléologues. Brussels, 1921. P. 106-136). В поздневизант. эпоху большое внимание духовному руководству уделяется в творениях прп. Симеона Нового Богослова , к-рый весьма почитал своего Д.- прп. Симеона Студита (Благоговейного), непрестанно благодаря Бога за то, что Тот даровал ему такого Д. ( Sym. N. Theol. Euch. 1. 19-25). По словам преподобного, Сам Христос указывает грешнику Д. (Ibid. 2. 52-75). Чтобы обрести Д., нужно молиться, а не искать знаменитых монахов (Ibid. 7. 399-405): как и в древние времена, «Бог открывает апостолов, пророков и праведных тем, кто проявляет ревность и заботится о себе самом и вносит свое усилие и творит добро» ( Idem. Ep. 3. 262-266). Истинный Д. не захочет быть спасенным без своих духовных чад ( Idem. Catech. 8). Д.- это апостол ( Idem. Euch. 2. 129) и новый Моисей ( Idem. Hymn. 18. 124-221; ср.: Ioan. Climacus. Ad pastor. 15. 1). Прп. Симеон призывал подражать Д., который являет чаду образ Христа ( Sym. N. Theol. Catech. 20). Однако такое почитание Д. вызвало осуждение со стороны К-польского патриарха. В поздневизант. эпоху Д. были у мн. императоров (напр., у имп. Алексея I Комнина Д. был мон. Иоанникий, к-рый сопровождал его повсюду и выполнял разные поручения ( Ann. Comn. Alex. I 7. 5, 8. 2, 9. 3). В совр. греч. Церквах и в монастырях сохраняется практика старческой исповеди, а на приходах Д. может быть только священник, имеющий особую хиротесию от епископа. В «Архиератиконе» имеется чин поставления Д. (τξις ϒενομνη ες τ ποιεσθαι Πνευματικν), состоящий из обычного начала, молитвы: Κριε Ιησο Χριστ, Θες μν, τ Πτρ... (Господи Иисусе Христе, Боже наш, Петру...), евангельского чтения (Ин 20. 19-23) и заключительного благословения (со словами: «Благодатью Всесвятого и закононачального Духа проручествуется (имярек) в духовника») (Αρχιερατικν. Σ. 152-153). Наставления Д. обобщены прп. Никодимом Святогорцем (Εξομολοϒητριον. Βενετια, 1885).

http://pravenc.ru/text/180658.html

Лит.: Döllinger J. J. I., von. Hippolytus and Callistus, or the Church of Rome in the First Half of the Third Century/Transl. A. Plummer. Edinb., 1876. P. 39-48, 51; Dufourcq A. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1900. Vol. 1. P. 199-208; Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. Р. 47-48, 437; Lanzoni. Diocesi. P. 246-249; Delehaye. Origines. P. 293-295; idem. Recherches sur le Légendier Romain//AnBoll. 1933. T. 51. P. 58-66; Hanssens J. M. La liturgie d " Hippolyte: Ses documents, son titulaire, ses origines et son caractère. R., 1959. P. 324-329; Palachkovsky V. La tradition hagiographique sur S. Hippolyte//StPatr. 1961. Vol. 3. N 1. P. 97-107; Amore A., Celletti M. C. Ippolito//BiblSS. Vol. 7. Col. 868-879; Testini P. Sondaggi a S. Ippolito all " Isola Sacra: I depositi, reliquari scoperti sotto l " altare//Atti d. Pontifica Accademia Romana di Archeologia: Rendiconti. Ser. 3. R., 1973/1974. Vol. 46. P. 165-179; idem. Basilica di S. Ippolito//Ricerche archeologiche nell " Isola Sacra/Premessa di M. Floriani Squarciapio. R., 1975. P. 43-132; idem. Di alcune testimonianze relative a Ippolito//Ricerche su Ippolito/Ed. V. Loi. R., 1977. P. 44-65; idem. Indagni all " area di S. Ippolito all " Isola Sacra (1975-1977): L " iscrizione de vescovo Heraclida//Ibid. 1979/1980. Vol. 51/52. P. 23-46; idem. Vetera et nova su Ippolito//Nuove ricerche su Ippolito. R., 1989. P. 7-22; Follieri E. Sant " Ippolito nell " agiografia e nella liturgia bizantina//Ricerche su Ippolito. 1977. P. 31-43; eadem. Sant " Ippolito nell " agiografia bizantina: Ricerche recenti//Nuove Ricerche su Ippolito. 1989. P. 131-135; Saxer V. Note di agiografia critica: Porto, l " Isola Sacra e Ippolito a proposito di studi recenti//Miscellanea A. P. Frutaz. R., 1978. P. 97-122; idem. Hippolyte//DHGE. T. 24. Col. 627-635; Cecchelli M. Note storico-topografiche: Ancora su Ippolito//Archeologia Classica. R., 1982. Vol. 34. P. 210-217; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 223-224; Brent A. Hippolytus and the Roman Church in the III Century: Communities in Tension before the Emergence of a Monarch-Bishop. Leiden; N. Y., 1995. P. 34-38, 385-388; Prinzivalli E. Ippolito//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 1. P. 246-257; Cerrato J. A. Hippolytus between East and West: The Commentaries and the Provenance of the Corpus. Oxf.; N. Y., 2002. P. 10-13, 108-123.

http://pravenc.ru/text/673783.html

J. R. M‘Kee. Edinb.; L., 1910; Reitzenstein R. Der Titel Märtyrer//Hermes. 1917. Bd. 52. S. 442-452; Duchesne L. Origines du culte chrétien. P., 19205; Delehaye H. Martyr et Confesseur//AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 20-49; idem. Sanctus. Brux., 1927; Peeters P. Les traductions orientales du mot Martyr//AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 50-64; Dornseiff F. Der Märtyrer: Name und Bewertung//ARW. 1923/1924. Bd. 22. S. 133-153; Viller M. Le martyre et l " ascèse//RAM. 1925. T. 6. P. 102-142; Bousset W., Gressmann H. Die Religion des Judentums im Späthellenistischen Zeitalter. Tüb., 1926; Lohmeyer E. L " idée du martyre dans le Judaïsme et dans le Christianisme primitif//RHPhR. 1927. Vol. 7. P. 316-329; Riddle D. W. The Martyrs: A Study in Social Control. Chicago, 1931; Leclercq H. Martyr//DACL. 1932. T. 10. Pt. 2. Col. 2359-2512; D ö lger F. J. Das Martyrium als Kampf mit dem Teufel//Antike und Christentum. Münster, 1932. Bd. 3. 177-188; Surkau H. Martyrien in jüdischer und frühchristlicher Zeit. Gött., 1938; G ü nther E. Martys: Die Geschichte eines Wortes. Hamburg, 1941; Grabar A. Martyrium: Rech. sur le culte des reliques et l " art chrétien antique. P., 1946. 2 vol.; Hummel E. L. The Concept of Martyrdom according to St. Cyprian of Carthage. Wash., 1946; Perler O. Das Vierte Makkabäerbuch, Ignatius von Antiochien und die Ältesten Märtyrerberichte//RACr. 1949. Vol. 25. P. 47-72; Benz E. Christus und Socrates in der alten Kirche//ZNW. 1950/1951. Bd. 43. S. 195-224; Cassin E. Daniel dans la «fosse» aux lions//RHR. 1951. Vol. 139. P. 129-161; Lohse E. Märtyrer und Gottesknecht. Gött., 1955; Capmany Casamitjana J. «Miles Christi» en la espiritualidad de San Cipriano. Barcelona, 1956; Lazzati G. Gli sviluppi della letteratura sui martiri nei primi quattro secoli. Torino, 1956; Malone E. The Monk and the Martyr//StAnselm. 1956. N 38. P. 201-228; Gaiffier B., de. Réflexions sur les origines du culte des martyrs//La Maison-Dieu. 1957. T. 52. P. 19-43; idem. La lecture des Passions des martyrs à Rome avant le IXe siècle//AnBoll.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

36 . Sabae Vita Ioannicii/ed. J. van den Cheyn//Acta Sanctorum, Novembris, vol. I, p. 332–384. 37 . Sabae Vita Petri Atroae: Laurent V. La vie merveilleuse de Saint Pierre d " Atroa (Subsidia Hayiographica, 29). Bruxelles, 1956. 38 . Scriptor Incertus de Leone Armenio//Leonis Grammatici Chronographia/ed. I. Bekker. Bonnae, 1842, p. 335–362. 39 . Scriptores Originum Constantinopolitanorum/ed. Th. Preger. 2 Bde. Leipzig, 1907. 40 . Sozomen. Kirchengeschichte/hrsg. von J. Bidez und G. Ch. Hansen. В., 1960. 41 . Pseudo-Symeon: Symeonis Magistri Annales//Theophanes Continuatus..., p. 601–760. 42 . Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae/ed. H. Delehaye. Propylaeum ad Acta sanctorum Novembris. Bruxelles, 1902. 43 . Synodicon Vetus/ed. J. Duffy and J. Parker, Washington, 1979. 44 . Synodicon Orthodoxiae: Gouillard J. Le Synodikon de l " Orthodoxie, texte et commentaire//TM, 2, 1967, p. 1–316. 45 . Theodoret. Kirchengeschichte/hrsg. von L. Parmentier. Leipzig, 1911. 46 . Theodori Studitae Epistulae/ed. G. Fatouros. Berlin-N.Y., 1992, 2 vol. 47 . Theodori Studitae Laudatio Theophanis: Efthimiadis S. Le panegyrique de S. Theophane le Confesseur par S. Theodore Stoudite (BHG 1792b)//AB, 111, 1993, p. 259–290. 48 . Theodori Studitae Magna Catechesis: Tou osiou Qeodwrou Stouditou Megalh KathchsiV. biblion b/ekd. PapadopolouV-KerameuV. СПб, 1904. 49 . Theodori Studitae Parva Catechesis/ed. E. Auvray. P., 1891. 50 . Theophanes Continuatus/ed. I. Bekker. Bonnae, 1838. 51 . Theophanis Chronographia/ed. C. de Boor. Lipsiae, 1883. 52 . Theophanis Presbyteri Narratio de translatione Nicephori//Mnhmeia agiologika/Ekd. upo Q. Iwann, Benetia, 1884, s. 115–128. 53 . De Theophili imperatoris absolutione//Analecta Byzantino-Russica/ed. W. Regel. СПб, 1891. 54 . Theostericti Vita Nicetae Medicii//Acta Sanctorum, Aprilis, vol. I, p. XXII-XXXII. 55 . Translatio Theodori et Ioseph: van de Vorst C. La translation de S. Theodore Studite et de S. Joseph de Thessalonique//AB, 32, 1913, p. 50–61. 56 . Le Typicon de la Grande Eglise/ed. J. Mateos. Roma, 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

453 On that issue, see: Marjanovi -Dušani S. Vladarska ideologija Nemanjia. Diplomatika studija. Beograd, 1997, especially p. 274–286. 454 On the origin and development of the cult of the saints and their relics there is a vast bibliography; for the purpose of this paper, see: Golubinskiy E. E. Istoriya kanonizatsii svyatikh v russkoy cerkvi. Moskva, 1903; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Bruxelles, 1933; Herrmann-Mascard N. Les reliques des saints. Formation coutumière d’un droit. Paris, 1975; Duval Y. Auprès des saints corps et âme. L’inhumation “ad sanctos” dans la chréticnté d’Orient et d’Occident du IIIe au Vile siècle. Paris, 1988; Kaplan M. De la depouille à la relique: formation du culte des saints à Byzance du Ve au Xlle siècle//Les reliques. Objects, cultes, symboles... p. 19–38. 455 Popovi D. О nastanku kulta svetog Simeona//Stefan Nemanja – Sveti Simeon Mirotoivi... p. 347–368 (with the list of sources and older literature). 456 Popovi D. Srpski vladarski grob... p. 175 and passim; Ead. Funerary Practice in Medieval Serbia – Eschatological Concepts, Social Function (forthcoming). 457 Ead. Srpski vladarski grob... p. 176–181; on the placement of the schrines containing the relics in front of the iconostasis, see: uri S. Proskynetaria Icons, Saints’s Tombs, and the Development of the Iconostasis//The Iconostasis. Origins – Evolution – Symbolism/Ed. A. Lidov. Moscow, 2000, p. 134–142. 458 AngenendtA. Corpus incorruptum. Eine Leitidee der mittelalterlichen Reliquienverehrung. Saeculum 42, Heft 3/4 (1991), p. 320–348; on Serbian examples in the Middle Ages, see: Popovi D. Svetiteljsko proslavljanje Simeona Nemanje. Prilog prouavanju kulta moštiju kod Srba//Zbomik radova Vizantološkog instituta XXXVII (1998), p. 43–52. 459 Duval Y. Op. cit. passim; LegnerA. Vom Glanz und von der Prasenz des Heiltums – Bilder und Texte//Reliquien. Verehrung und Verklärung. Skizzen und Noten zur Thematik und Katalog zur Ausstellung der Kölner sammlung Louis Peters im Schnütgen-Museum/Ed. A. Legner. Köln, 1989, p. 33–148; Id. Op. cit., p.37–44; Angenendt A. Heilige und Reliquien... p. 102–122.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Toronto, 1986); Kazhdan A., Maguire H. Byzantine Hagiographical Texts as Sources on Art,//DOP. 45 (1991), p.1–22. 94 Наиболее полную подборку см.: Дмитриевский А. Описание литургических рукописей. Киев, 1895. Новые издания некоторых текстов позднее осуществлены Полем Готье в нескольких томах REB, начиная с т.32 за 1974 г. (см. прим.7). Англ. пер. всех известных монастырских типиков, подготовленный при содействии Византийского центра Дамбартон Оакс, издается д-ром Дж.Томасом. 95 Michael Attaleiates: Gautier P. La diataxis de Michel Attaliate//REB. 39 (1981), 89.1192 (иконы проскинесис). Типикон Богоматери Кехаритомены: Le typikon de la Theotocos Kecharitomene//REB. 43 (1985), 109.1596, 113.1670 (иконы проскинесис). Типикон монастыря Пантократора: Le typikon du Christ Sauveur Pantokrator//REB 32 (1974), 37.158; 39.166, 179; 73.736, 744, 746 (иконы проскинесис); 73.737, 744, 746 (сигна). Типик Богоматери Космосотиры: Petit L. Typikon du monastere de la Kosmosoteira pres d’Aenos (1152)//ИРАИК. 13 (1908), 23.37; 26.33 (иконы проскинесис). Eustathios. La espugnazione di Tessalonica. Ed. S. Kyriakides. Palermo, 1961, 142.14 (сигнон). Heisenberg A. Neue Quellen (cm. прим.24) 15.11, 19 (сигнон). Завещание из церкви Богоматери в Скотеине (иконы проскинесис). Типикон монастыря Липса – см.: Delehaye Н. Deux typica byzantins de l’epoque des Paleologues. Brussels, 1921, 127.3 – 4. Завещание из монастыря Св.Иоанна Крестителя близ Дохиара, на Афоне – см.: Oikonomides N. Actes de Docheiariou. P., 1984, 136.27 (проскинемата). Darrouzes J. Sainte-Sophie, 49.52, 63; 55.73 (проскинемата). Инвентарная опись монастыря Елеусы: Petit L. Le monastere de Notre-Dame de Pitie en Macedoine//ИРАИК. 6 (1900), 119.7–9; cp. c.131 (пресбейа и иконы проскинесис). О проскинемата см. также: Oikonomides N. The Holy Icon as an Asset, p.41. Готье переводит термин «сигнон» как «хоругвь» (собственно «семейон»). Однако отрывки из трех примерно одновременных текстов XII – начало XIII вв., приводившихся выше (Типикон Пантократора, Евстафий Фессалоникский и текст Хайзенберга), в которых о большой переносной иконе Одигитрии говорится как о «сигнон» или «хиерон сигнон», подтверждают наш перевод этого термина как «процессионная икона».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Известно совместное почитание Г. и вмч. Димитрия Солунского, к-рых в народных преданиях называют братьями или родственниками. Эти представления были заимствованы у греков крестоносцами: согласно хронике Петра Тудебода, эти святые вместе с вмч. Феодором возглавляли христ. войско во время Антиохийской битвы в 1098 г. В наст. время Г. считается покровителем армии Греческой Республики. В Египте почитание Г. наложилось на культ бога Гора. Мученичество Г., написанное на копт. языке, возникло в VI - нач. VII в., а цикл чудес сложился до араб. завоевания. Согласно данным папирусов V-VIII вв., почитание Г. отмечено в Афродито, Джеме, Гермополе, Оксиринхе, Птолемаиде и др. Древнейшее упоминание о праздновании Г. засвидетельствовано в т. н. Календаре Саккары (VIII в.). В Египте Г. было посвящено много церквей и мон-рей, наиболее известны в Мит-Дамсисе (к северу от Мит-Гамра) и в Дельте. В Коптском Синаксаре особо указывается под 3 паопе (араб. бауна) освящение первой ц. во имя вмч. Георгия в г. Бирма, в оазисе Бахария. Синаксарь указывает, что мощи Г., хранившиеся в этой церкви, в патриаршество Матфея I (1378-1409) были перенесены в мон-рь авы Самуила, а при патриархе Гаврииле V (1409-1428) - в ц. во имя вмч. Георгия в Ст. Каире. В наст. время, по свидетельству О. Мейнардуса, частицы мощей Г. находятся в 15 церквах и мон-рях Египта. Из Египта почитание Г. проникло в Эфиопию. Ист.: BHG, N 681-686m; Книга Паломник. С. 23, 27-28, 32; Πτρια Κωνσταντινουπλεως//Scriptores Originum Constantinopotanarum/Ed. Th. Preger. Lpz., 1907. N. Y., 1975p. Pt. 2. (BSGRT); Πολτης Ν. Τ δημδη λληνικ σματα περ τς Δρακοντοκτονας το Αγου Γεωργου//Λαογραφικ. 1912-1913. T. 4; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 102; Житие прп. отца нашего Феодора, архим. Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. Лит.: Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 43 - 52; Krefting A. St. Michael und St. Georg in ihren geistesgesch. Beziehungen. Jena, 1939; Janin. Églises et monastères. P. 69-78; Howell D. St. George as Intercessor//Byz. 1969. T. 39. P. 121-136; Mark-Weiner T. Narrative Cycles of the Life of St. George in Byzantine Art: Diss. N. Y., 1977. 2 vol.; Idem. Ann Arbor, 2003; Balboni D. Giorgio//BiblSS. Vol. 6. P. 512-525; Aubert R. Georges de Lydda (50)//DHGE. T. 20. Col. 633-641; Walter Ch. The Origins of the Cult of St. George//REB. 1995. T. 53. P. 295-326; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο λδβλθυοτεΑγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 45-62; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. T. 1. Σ. 66, 76, 89, 91, 111, 120, 155, 162, 165, 183, 218, 237, 254, 270, 274, 277, 296, 307, 317, 323; Т. 2. S. 42, 52, 85, 91, 158, 169, 189, 206, 243, 292, 320, 409.

http://pravenc.ru/text/162188.html

570), Адамнаном (ок. 670 или 685). В VII в. Лидда была переименована в Георгиополь. Церкви, посвященные Г., стали возникать по всей Римской империи с IV в., особенно в Палестине и Сирии ( Delehaye. P. 43 - 52). Помимо главного центра почитания великомученика в Лидде церкви во имя вмч. Георгия были построены в сер. V в. имп. Евдокией в Шейх-Бадре к западу от Иерусалима, в кон. V в.-в Эдессе, в 514/5 г. первым магистратом Иоанном, сыном Диомида, в честь явления ему святого - в Изре (Зораве) в Трахонитиде. Здесь хранилась часть мощей великомученика. В VI в. существовали церкви во имя вмч. Георгия в Иерусалиме, Иерихоне, Герасе и др. О почитании Г. в Каппадокии свидетельствует Похвальное слово в честь великомученика, написанное в V в. Феодотом, еп. Анкирским, к-рое сохранилось только на копт. языке (BHO, N 320). Визант. имп. Юстиниан I (527-565) построил ц. во имя вмч. Георгия в Визане близ Феодосиополя в Вел. Армении ( Procop. De aedificiis. III 4); имп. Ираклий I (610-641) - храм в К-поле в квартале Девтерон; К-польский патриарх Сергий I (610-638) - церковь в Халкидоне (Πτρια Κωνσταντινουπλεως. 3. N 208. P. 280). Ошибочным является мнение о посвящении Г. построенной в нач. IV в. ротонды в Фессалонике, к-рая была освящена в честь Бесплотных сил (Ασωμτων) и стала именоваться ц. во имя вмч. Георгия только в поствизант. период. Вмч. Георгий. Керамическая икона. Никомидия. X-XI вв. (ГИМ) Вмч. Георгий. Керамическая икона. Никомидия. X-XI вв. (ГИМ) Сведения о почитании великомученика в М. Азии и о его мощах содержатся в Житии прп. Феодора Сикеота († 613), покровителем к-рого был Г.: «А у преподобнейшего Емилиана, еп. Гермийского, была частица его святой главы, и один палец руки, и один зуб, и еще одна частица. И вот, мученик явился епископу, повелевая ему отдать их своему слуге Феодору для построенного им ему храма» (Гл. 100). У еп. Емилиана мощи Г., вероятно, хранились в храме св. Архангелов в Гермиях , Феодор же перенес их в построенную им церковь, освященную во имя Георгия (Гл. 55). В житии приводятся многочисленные рассказы о явлении великомученика, его чудесной помощи, защите Феодора от демонов. После смерти Феодора Сикеота эта часть мощей Г. была перенесена имп. Ираклием в К-поль и положена в специально построенной для них церкви также во имя Георгия, в квартале Девтерон около Адрианопольских ворот. По той же причине мон-рь, возникший впосл. на этом месте (упом. с кон. IX в.), назывался мон-рем Георгия Сикеота. Частицы мощей Г. хранились в ц. во имя вмц. Евфимии около ипподрома (Книга Паломник. С. 32).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Источник. ...Есть ли болезнь душевная тягостнее этой ? Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему (свт. Иоанн Златоуст , 52, 30). Откуда же... рождается , эта безумная и неприносящая никакого удовольствия страсть? – Ниоткуда более, как только от души низкой и ничтожной (свт. Иоанн Златоуст , 52, 31). Подверженный этой болезни не знает дружбы, не помнит приязни, нисколько не хочет никого уважить; напротив, все доброе извергши из души, непостоянный, неспособный к любви, против всех вооружается (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Эта страсть все извратила; она породила любостяжание, зависть, клеветы, наветы. Она вооружает и ожесточает людей, не потерпевших никакой обиды, против тех, которые никакой обиды не сделали (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Сила гнева, хотя и она мучительна и несносна, не постоянно, однако же, возмущает дух, а только в то время, когда его раздражают другие. Напротив, страсть тщеславия – всегда, и нет, так сказать, времени, в которое она могла бы оставить, потому что разум не препятствует ей и не укрощает ее; она всегда остается и не только побуждает ко грехам, но, если бы мы успели сделать что-нибудь и доброе, она похищает добро из рук. А бывает так, что она не допускает и начать доброго дела (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Нет ничего столь смешного и унизительного, как эта страсть : ничто столько не преисполнено стыда и бесславия (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). ...Страшно преобладание тщеславия; оно может ослепить очи и мудрых людей, если они не станут бодрствовать (свт. Иоанн Златоуст , 52, 59). Раб тщеславия не лучше блудника; даже делает гораздо большие и тягчайшие грехи, чем тот (свт. Иоанн Златоуст , 52, 182). Тщеславие не только влечет ко злу своих пленников, но вкрадывается и в добродетели; и если не может лишить нас их, то делает нам большой вред в самой добродетели, принуждая переносить труды, а плодов лишая (свт. Иоанн Златоуст , 52, 183). ...Если мы отсечем эту страсть , то вместе с головою истребим и остальные члены этого зла, и тогда уже ничто не воспрепятствует нам жить на земле, как на небе (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Глава 52 1–34. Разрушение Иерусалима и перемена в положении плененного царя Иехонии. Иер.52:1–34 . Во исполнение пророчеств Иеремии, Иерусалим был взят халдеями и разрушен, жители его – частью выселены, частью умерщвлены, храм – сожжен, а все вещи из него, частью в изломанном виде, были унесены в Вавилон. В конце главы говорится о благоприятной перемене в положении пленного царя иудейского Иехонии. Иер.52:1 .  Седекия был двадцати одного года, когда начал цар­с­т­во­­вать, и цар­с­т­во­вал в Иерусалиме один­надцать лет; имя матери его – Хамуталь, дочь Иеремии из Ливны. Эта глава, образующая прибавление к книге Иеремии, не стоит в прямой связи с предшествующими главами книги. Она, по содержанию, представляется почти тождественною с последним отделом 4-й книги Царств ( 4Цар 24.18 – 4Цар 25.30 ). Только вместо того, что находится в 4Цар 25.22–26 , у Иеремии вставлено, неизвестно откуда взятое, перечисление уведенных Навуходоносором иудеев (ст. Иер 2.8–30 ). Иер.52:2 .  И он делал злое в очах Го­с­по­да, все то, что делал Иоаким; Иер.52:3 .  посему гнев Го­с­по­да был над Иерусалимом и Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего; и Седекия отложил­ся от царя Вавилонского. Этих стихов нет в перев. LXX. Объяснение см. 4Цар 24.18–20 . Иер.52:4–11 . представляют почти повторение 4Цар 25.1–8 . Объяснение см. там. Иер.52:6 .  В четвертом месяце, в девятый день месяца, голод в городе усилил­ся, и не было хлеба у народа земли. Указания на 4-й месяц нет ни в кн. Царств, ни у LXX, хотя было необходимо сказать о девятом дне какого месяца там идет речь. Иер.52:7 .  Сделан был про­лом в город, и по­бежали все воен­ные, и вышли из города ночью воротами, находящимися между двумя стенами, подле царского сада, и по­шли дорогою степи; Халдеи же были вокруг города. У Иеремии сказано обстоятельнее, что в бегстве с Седекией участвовал и весь гарнизон Иерусалима (ср. 4Цар 25.4 ). Иер.52:10 .  И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии пред глазами его, и всех князей Иудейских заколол в Ривле.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010