49 Wagner G. La commémoration des saints dans la prere euchanstique II Ircnikon. 1972. 45. P. 447–456; Вагнер. С. 143–150. 50 Hennig J. Zu den Namenlisten in den eucharistischen Hochgebeten II EL. 1977. 86. S. 280–289; Jungmann J. A. Place of Christ. P. 264–268; Meyer H. B. Eucharistie Geschichte, Theologie. Pastoral//Gottesdienst der Kirche. Teil 4. Regensburg. 1989. S. 348. 52 О происхождении культа святых см.: Delehaye H. Sanctus: Essai sur le culte des saints dans l " Antiquité. Bruxelles, 1927, Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Bruxelles, 1927 и др. 53 Vogel С. Prière ou intercession?//Communio sanctorum. Mélanges offerts à Jean-Jacques von Allmen. Geneva. 1982. P. 284–290. 54 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопии они громким голосом, говоря: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр.6:9–11 ). 58 Dolbeau F. Nouveaux sermons de saint Augustin pour les fêtes des martyrs//AB. Vol. 110. 1992. Р. 263–310. 60 См. Taft R.F. The Interpolation of the Sanctus into the Anaphora: When and Where. A Review of the Dossier. Part I//OCP. 1991. 57. P. 298–308. 61 Andrieu M., Collomp P. Fragments sur papyrus de l " anaphore de saint Marc//RSR. 1928. 8. P. 489–515. 62 Bastianini G., Gallazzi C. P. Cair. 10395A: frammento liturgico//Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1985. 58. S. 101. 66 Свт. Кирилл, архиепископ Иерусалимский Поучения Огласительные и Тайноводственные. Москва, 1991. С. 335–336. 67 La lettre du Pape Innocent I à Décentius de Cubbio (19 mars 416)/Cabié R. (éd.).//Bibliothèque de la Revue d " Histoire ecclésiastique. Fasc. 58. Louvian, 1973. P. 22, 44–52. 76 Cyrille de Jérusalem Catéchyses mystagogiques//Introduction, texte critique et notes de A. Piédagnel//SC. Vol. I26 bis. Paris, 1988. P. 154.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Н. Delehaye. Sanctus. Essai sur le culte des Saints dans l " antiquite. Bruxelles, 1927. Pp. 2–73. P. Kirsch. Die Lehre von der Gemeinschaft der Heiligen im christlichen Altertum. Mainz, 1900. P.Lagrange. Saintete et impurete. In: Etudes sur les religions semitiques. Paris, 1903, Pp. 140–157. 247 K.Holl. Der urspru:ngliche Sinn des Namens Maertyrer. In: Neues Jahrb. fur das klassische Altertum, 35, 1916, 253–259. Cf. A Grabar. Martyrium. I. P. 28 sqq. 248 H. Delehaye. Les engines du culte des Martyrs. Bruxelles, 1912. P. 40. 249 Игнатий Антиох. Посл. к Римл. 250 A. Grabar. Op. cit. P. 349 251 Обзор этих теорий у H. Delehaye. L " origine du culte des martyrs. Pp. 4–61 sqq. и его же Les legendes hagiographiques. 2 ed. Paris Pp. 224–232. 252 Delehaye. L " origine. P. 463. 253 Ibid. P. 139. 254 A. Dufourcq. Op. cit. P. 36 sqq. 255 Sermo 285, 5. PL, 38, 1295. 256 Graecorum affect, suratio. 8, 63 (цит. у Delehaye. Op. cit. Pp. 137–138). 257 R.Aigrain. L " Hagiographie. Pp. 121–122. См. еще A.Ehrhard. Uberlieferungen und Bestand der hagiogr. und homiletischen literatur der griechischen Kirche. Cf. P. Heseler. Texte und Untersuchungen. 52.Leipzig, 1941–1943–Cf. H. Delehaye. Les passions des martyrs et les genres litteraires. Bruxelles, 1921. 258 О связи иконопочитания и культа мощей см A Grabar. Marmyrium. II. Р. 343 sqq. 259 Скабалланович. Цит. соч. С. 231. 260 Приведено у Скабаллановича, с. 239 и сл. 261 Там же, с. 243. 262 Кассиан, Об устан. кинов. 2, 5. 263 Там же. 2, 7. 264 Цит. у Скабаллановича, с. 243. 265 См. подробный анализ этих предписаний у Скабаллановича, с. 202 и сл. 266 Orientalia Christiana Periodica, 13, 1–2 (Milscellanea Guillaume de Jerphanion I). Pp. 282–298. 267 См. J. Pargoire. L " Eglise Byzantine de 527 a 847. Paris, 1923. P. 339: «Aucune regie ne preside a la frequentation du sacrement, оир In tot la regie unique est de mesurer le nombre de ses communions a la purete de son ame…» («Как часто приступать к таинствам — не определяется никаким правилом, или, скорее, единственное правило — это соизмерять частоту причащения с чистотой своей души». — Ред.) 268

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

238 Baumstark. P. 202 sq. См. E.Flicoteaux. Notre Dame dans 1 " Annee liturgique. «Maison Dieu», 38, 1954. (La Vierge Marie dans la priere de l " Eglise.) Pp. 95–121. 240 P. de Puniet. La fete de la Nativite de la Vierge. Vie et Arts liturgiques. 1926. Pp. 481–489. 241 H. Leclercq. Presentation de Marie. Dict. Arch. Lit. Chr., 14, 2, 1729–1731. E. Bouvy. Presentation de la Vierge, Bessarione, 1. 1897. Pp. 552–562. S. Vailhe. La fete de la Presentation, Ech. Orient., 5, 1901. Pp. 221–224. E. Bouvy. Les origines de la fete… Rev. August, 1902. Pp. 581–594; cf. Holweck. Fasti Mariani. Freiburg, 1892. 244 См. Н. Delehaye. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae e codice Sirmondiano nunc Berolensi, adiectis synaxariis selectic. Propylaeum ad Acta Sanctorum Novembus. Bruxelles, 1902. P. Peeters. Le Trefonds Oriental de l " Hagiographie Byzantine. Bruxelles, 1950. Архиеп. Сергий (Спасский) . Полный Месяцеслов Востока. R. Aigrain. L " Hagiographie. Paris, 1953 246 Н. Delehaye. Sanctus. Essai sur le culte des Saints dans l " antiquite. Bruxelles, 1927. Pp. 2–73. P. Kirsch. Die Lehre von der Gemeinschaft der Heiligen im christlichen Altertum. Mainz, 1900. P.Lagrange. Saintete et impurete. In: Etudes sur les religions semitiques. Paris, 1903, Pp. 140–157. 247 K.Holl. Der ursprüngliche Sinn des Namens Maertyrer. In: Neues Jahrb. fur das klassische Altertum, 35, 1916, 253–259. Cf. A Grabar. Martyrium. I. P. 28 sqq. 251 Обзор этих теорий у H. Delehaye. L " origine du culte des martyrs. Pp. 4–61 sqq. и его же Les legendes hagiographiques. 2 ed. Paris Pp. 224–232. 257 R.Aigrain. L " Hagiographie. Pp. 121–122. См. еще A.Ehrhard. Uberlieferungen und Bestand der hagiogr. und homiletischen literatur der griechischen Kirche. Cf. P. Heseler. Texte und Untersuchungen. 52.Leipzig, 1941–1943-Cf. H. Delehaye. Les passions des martyrs et les genres litteraires. Bruxelles, 1921. 266 Orientalia Christiana Periodica, 13, 1–2 (Milscellanea Guillaume de Jerphanion I). Pp. 282–298. 267 См. J. Pargoire. L " Eglise Byzantine de 527 a 847. Paris, 1923. P. 339: «Aucune regie ne preside a la frequentation du sacrement, оир In tot la regie unique est de mesurer le nombre de ses communions a la purete de son ame…» («Как часто приступать к таинствам – не определяется никаким правилом, или, скорее, единственное правило – это соизмерять частоту причащения с чистотой своей души». – Ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Сказания о мученичестве Л. в значительной мере являются легендарными. Исследователи указывали на «полное отсутствие правдоподобия во всей этой истории» ( Serra. 2015. P. 37). По мнению Делеэ, Л. скорее всего был историческим лицом, но достоверные сведения о нем невозможно отличить от вымышленных ( Delehaye. Légendes. P. 104). Анахронизмы и фактические ошибки, которые содержатся в агиографических сказаниях, показывают, что рим. агиографы имели слабое представление о событиях сер. III в. Способ казни, к-рому был подвергнут Л., не согласуется с достоверными данными о гонении Валериана (как правило, мученикам отрубали головы; единственный пример публичной казни через сожжение - гибель еп. Фруктуоза и 2 его диаконов в янв. 259 в Тарраконе (ныне Таррагона, Испания)). Жестокие пытки и мучительные способы казни стали применять к христианам только в эпоху тетрархии (286-324) ( Franchi de " Cavalieri. 1900; Delehaye. 1933. P. 49-50). П. Франки де Кавальери указал на сходство между преданием о казни Л. и легендой о фригийских мучениках, погибших при имп. Юлиане Отступнике (361-363), которая приведена церковными историками Сократом Схоластиком ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 15) и Созоменом ( Sozom. Hist. eccl. V 11) ( Franchi de " Cavalieri. 1915). Как и Л., эти мученики были заживо изжарены на железной решетке; во время казни они мужественно потребовали от палачей перевернуть их на др. бок (указанную Франки де Кавальери аналогию с репликой галльского мч. Аттала ( Euseb. Hist. eccl. V 1. 52) Делеэ считал несущественной). По мнению Делеэ, речь идет о лит. мотиве, к-рый возник на Востоке и был заимствован зап. авторами, включившими его в легенду о Л. (AnBoll. 1900. T. 19. P. 452-453; см. также: Delehaye. Légendes. P. 97-98; Idem. 1933. P. 55-58). Это предположение не вполне убедительно, т. к. в 80-х гг. IV в. предание о казни Л. было уже известно Амвросию Медиоланскому, а свидетельства Сократа и Созомена относятся к более позднему времени. На основании ранних свидетельств трудно судить о том, где и при каких обстоятельствах сложилась легенда о Л.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

45 . Тронский И. М. История античной литературы. М., 1983. 46 . Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Кн. 1. М., 1910. Кн. 2. М., 1915. 47 . Феодорит , епископ Киррский. История боголюбцев/Вступ. статья и нов. пер. А. И. Сидорова . М., 1996. 48 . Феодорит , епископ Киррский. Церковная история. М., 1993. 49 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. М., 1996. 50 . Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Против Апиона. Москва; Иерусалим, 1994. 51 . Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. М., 1992. 52 . Флоровский Г. В. Феофил Александрийский и апа Афу из Пемдже/Он же. Догмат и история. М., 1998. С. 311–350. 53 . Ермий Созомен Саламинский. Церковная история. СПб., 1851. 54 . Baur Ch. Georgius Alexandrinus/Byzantinische Zeitschrift. 1927. T. 27. P. 1–16. 55 . Baur Ch. John Chrysostom and His Time. 1960. Vol. 1–4. London, 1960. 56 . Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959. 57 . Bréhier L. Les institutions de l’empire byzantine. Paris, 1947. 58 . Casson L. Travel in the Ancient World. London, 1974. 59 . Dagron G. Naissance d’une capitale. Paris, 1974. 60 . Delehaye H. Les légendes hagiographique. Bruxelles, 1955. 61 . Delehaye H. Les passions des martyres et les genres litteraires. Bruxelles, 1966. 62 . Douze récits byzantins sur saint Jean Chrysostome/Publies par Franзois Halkin Bruxelles, 1977. 63 . Downey G. A History of Antioch in Syrie. Princeton, 1974. 64 . Festugiére A. J. Antioche païenne et chrétienne, Libanios, Chrysostome et les moines de Syrie. Paris, 1959. 65 . Gaudemet J. L’Eglise dans l’Empire romain. Paris, 1958. 66 . GrabarA. Martyrium. Recherches sur la culte des reliques et l " art chrétien antique. Paris, 1964. 67 . Jaeger H. Παρρησα et fudicia. Etude spirituelle des mots/Studia patristica. 1957. Vol. 1. P. 221–239. 68 . Janin R. Constantinople byzantine. Paris, 1950. 69 . Janin R. Le géographie ecclésiastique de l’empire byzantin. Paris, 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

12 Минейное сказание Ксанфопула содержится во многих списках и в разных изданиях греческой Триоди. См. еще Gretser, Georgius Codinus. Parisiis 1625, стр. 248–250. Migne, Patrol, gr., т. 92, ст. 1348–1353. 14 Μελετου ερομονχου Καλλον το Κρητς, Ο κδ» οκοι τς περαγας δεσπονης ημν Θεοτκου κα ειπρθνου Μαρας, παραφραστικς μετενεχθντες ες τν τν Ρωμαων πλν γλσσαν. Ενετησιν 1695. См. Εαγγλου Κοφινιτου ’Ακθιστος μνος. Εν Αθναις 1901, стр. 20–22. 16 Филарета еписк. Черниговского, Исторический обзор песнопевцев. Чернигов 1864, стр. 243. – Ловягин, Богослужебные каноны. Изд. третье. С.-Петербург 1875, стр. 192. – А. Петровский , Правосл. Богословская Энциклопедия, СПБ. 1900, т. I, стр. 378. – Сергий Послушник, Акафисты. Библиографические заметки. СПБ. стр. 8–9. – А. Попов , Православные Акафисты, в Православ-ном Собеседнике. Казань 1902, т. I стр. 61–62. 26 К. Dieterich, Geschichte der byzantinischen und neugriechischen Litteratur. Leipzig 1902, стр. 36. 31 “Ολος ν ν τος κτω κα τν νω οδ’ λως πν ο περγραπτος λγος. Σσα θλων τν κσμον τν λων κοσμτωρ πρς τοτον ατεπγγελτος λθε και ποιμν υπρχων ς θες δι’ μς φνη καθ’ μς νθρωπος· μοιω γρ τ μοιον καλσας ς θες κοει. 35 Издания Combefis, Historia monothelitarum. Parisiis 1648, стр. 805 – 826. I Migne, Patroog.gr., ст. 1353 – 1372. 42 Издание: A. Mai, Nova Patrum bibliotheca, Romae 1852, t. 6, pars 2, стр. 423– 437. Leo Sternbach, Analecta Avarica. Cracoviae 1900. 46 Рукопись 40 собрания Св. Креста в библиотеке Иерусалимской Патриархии, лист 199. Ср. Hipp. Delehaye, Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae e codice Sirmondiano. Bruxelles 1902, стр. 872–876. 50 Рукопись 40 Иерусалимскаго монастыря Св. Креста, лист 173. Ср. Hip. Delehaye, Synaxarium, стр. 772. 54 Theophanes continuatus, стр. 196. Cp. Cedren., t. 2, стр. 173 Bonn. Zonarae epit. historiarum, t. 4, стр. 15 Dind. 55 Беседы Фотия по случаю нашествия Руси изданы в следующих книгах: Порфирия Успенского , Четыре беседы Фотия. СПБ. 1864. Carol. Muller, Fragmenta histor. graecorum. Parisiis 1883, t. 52, стр. 162–173. Nauck, Lexicon Yindobonense. Petropoli 1867, стр. 201–232. Φωτου λγοι κα μιλαι, изд. Σ. ’Aptστρχου. ν Κωσταντινουπλει 1901, τ. 2, стр. 5–57.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Историческая достоверность сведений о М. и пострадавших с ним мучениках оспаривалась мн. исследователями. По мнению П. Аллара, предание основано на достоверных сведениях о гибели воинов-христиан во время подавления восстания багаудов ( Allard P. La persécution de Dioclétien et le triomphe de l " Église. P., 1890. T. 1. P. 25-35). Ф. Штолле признал историчность только 3 мучеников: М., Эксуперия и Кандида, к которым впоследствии были добавлены другие воины ( Stolle. 1891. P. 47-52, 64-83). Э. Эгли и Круш полагали, что в предании о мучениках сохранилась память о галлах, погибших в сражении при Октодуре с легионерами римского военачальника Сервия Гальбы (56 г. до Р. Х.); их чтили как героев, павших в борьбе за независимость Галлии, а впоследствии ошибочно считали святыми. В кон. IV в., при еп. Феодоре, было обнаружено галло-римское кладбище, которое приняли за место погребения мучеников ( Egli E. Kirchengeschichte der Schweiz bis auf Karl den Grossen. Zürich, 1893. S. 117-123, 133; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 21-22). А. Дюфурк (1907) и Ж. де Мантейе (1925) отрицали достоверность сведений об Агаунских мучениках, тогда как А. Леклерк (1932) высказал противоположную т. зр. ( Leclercq H. Maurice d " Agaune//DACL. T. 10. Col. 2723). По мнению И. Делеэ , Мученичество М. относилось к жанру агиографического романа ( Delehaye H. Légendes hagiographiques. Brux., 1955. P. 114, 205). Согласно Д. ван Бершему, в легенде о М. воспоминания о походе Максимиана против багаудов были совмещены с агиографическим преданием о мч. Маврикии (пам. 22 февр.), пострадавшем в Апамее (Сирия) ( Berchem. 1968. P. 55-59). Однако предположение, что в кон. IV в. в Агаун могли быть доставлены частицы мощей или другие реликвии сирийского мученика, вызывает сомнения ( Zufferey. 1983. P. 29-31). Д. Вудс предложил новую гипотезу: сведения о гибели легионеров были вымышлены еп. Феодором, который побуждал воинов из Фиванского отряда (Thebaei) выступить против узурпатора Евгения (392-394) ( Woods. 1994). Т. о., большинство исследователей отрицают достоверность информации о мучениках, сохранившейся в агиографических сказаниях.

http://pravenc.ru/text/2561146.html

Согласно «Галльскому Мартирологу» А. дю Соссе, части мощей К. хранились в Тулузе (в базилике св. Сатурнина) и в Арле (в капелле монастыря тринитариев). В 1535 г. часть реликвий из Арля была перенесена в Вильжюиф (близ Парижа) ( Saussay A., du. Martyrologium Gallicanum. P., 1637. P. 360-361; ActaSS. Iun. T. 3. P. 21; Crosnier. Notice. 1868. P. 13). В наст. время в приходской ц. во имя К. в Вильжюифе хранится фрагмент челюсти и кость ноги мученика. Частицы мощей К. почитались и в др. храмах и мон-рях Франции; в честь мученика названы мн. города и селения (Сен-Сир, Сен-Сирг и др.). Ист.: BHL, N 1801-1814b; ActaSS. Iun. T. 3. P. 15-37; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 109; Cartulaire de Saint-Cyr de Nevers/Éd. R. de Lespinasse. Nevers; P., 1916; Desilve J. De schola Elnonensi sancti Amandi a saeculo IX ad XII usque. Lovanii, 1890. P. 178-187 [литургические тексты из Невера и из Эльнона]. Лит.: Crosnier A. J. Monographie de la cathédrale de Nevers. Nevers, 1854; idem. Études sur la liturgie nivernaise, son origine et ses développements. Nevers, 1868; idem. Notice historique sur saint Cyr et sainte Julitte, martyrs, patrons de l " insigne et royale Église de Nevers. Nevers, 1868; Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 52, 154, 335, 430, 482; MartHieron. Comment. P. 321; Tassoti B. I santi martiri Quirico e Giulitta e il loro culto. Ancona, 1932, 1990; Delehaye. Origines. P. 167-168, 343, 350, 371; MartRom. Comment. P. 239-240; Rimoldi A., Cardinali A. Quirico e Giulitta//BiblSS. Vol. 10. Col. 1324-1328; Jounel P. Le culte des saints dans les basiliques du Latran et du Vatican au XIIe siècle. R., 1977. P. 255-256; La cathédrale de Nevers: Du baptistère paléochrétien au chevet roman (VIe-XIe siècles)/Éd. C. Sapin. P., 1995; Chartier Y. Clavis operum Hucbaldi Elnonensis: Bibliographie des oeuvres d " Hucbald de Saint-Amand//J. of Medieval Latin. Turnhout, 1995. Vol. 5. P. 202-224; idem. L " oeuvre musical d " Hucbald de Saint-Amand. [Québec], 1995; Ferrer Grenesche J.-M. Los santos del nuevo Misal hispano-mozárabe. Toledo, 1995. P. 71; Jessop L. P. Pictorial Cycles of Non-Biblical Saints: The 7th- and 8th- Century Mural Cycles in Rome and Contexts for Their Use//Papers of the British School at Rome. L., 1999. Vol. 67. P. 233-279; Palumbo M. L. L " enigma di Durro: Agguinte all " iconografia di San Quirico e Santa Giulitta nell " ambito della pittura romanica catalana//Materia: Revista d " art. Barcelona, 2006/2007. N 6/7. P. 19-37; Pibernat L ó pez A. Primera acta de consagració de l " església del monestir de Sant Quirze de Colera (935)/Annals de l " Institut de " Estudis Empordanesos. 2010. Vol. 41. P. 277-294; Pag è s Paretas M. Pintura al fresc del segle XI: De nou, Pedret//Urtx: Revista cultural de l " Urgell. Tarrega, 2011. N 25. P. 163-169.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Т. о., по мнению Бабю, в «Книге из Арма» сохранились не только авторские заглавия, но и первоначальная 2-частная структура «Диалогов» (Liber Ardmachanus. 1913. P. CCLXVII-CCLXXV). Рассматривая текст «Книги из Арма» как близкий к авторской редакции, исследователь пришел к выводу, что тексты континентальных «семей» являются вторичными. Признаки сходства между текстами «Жизни Мартина» и 1-го диалога в «Книге из Арма» и в рукописях франк. «семьи» Бабю объяснил влиянием ирл. текста на более позднюю турскую традицию. Однако др. исследователи не согласились с этими выводами. Так, Й. Целлерер считал, что текст «Книги из Арма» близок к редакции, представленной в большинстве рукописей италийской «семьи», но не в веронском манускрипте ( Zellerer J. Palaeographicae et criticae de Sulpicio Severo Aquitano commentationes. Münch., 1912; см.: Delehaye. 1920. P. 17-18). П. Хюльтен рассматривал заглавия и структуру «Диалогов» в «Книге из Арма» как следствие вторичной редакторской работы, а уникальную для этой рукописи фразу ( Sulp. Sev. Dial. III 18. 2) - как глоссу переписчика, впосл. включенную в текст. Т. о., заключил он, редакция, представленная в «Книге из Арма», далека от первоначальной ( Hylt é n. 1940. S. 75). Высказывалось мнение, что тексты, включенные в «Книгу из Арма», были скопированы с манускриптов, выполненных на континенте незадолго до создания ирл. рукописи ( Best R. I. Palaeographical Notes. III: The Book of Armagh//Ériu. Dublin, 1958. Vol. 18. P. 102-107; см. критику этой гипотезы: Sharpe R. Palaeographical Considerations in the Study of the Patrician Documents in the Book of Armagh (Dublin. Trinity College, MS 52)//Scriptorium. Brux., 1982. T. 36. P. 3-28). Пиблз и вслед за ним Фонтен согласились с выводом Бабю о выделении текста «Книги из Арма» в особую «семью», но отказались считать этот текст близким к авторской редакции ( Sulpice S é v è re. 1967-1969. T. 1. P. 219). Согласно Бабю, следы цензуры в тексте «Диалогов» можно использовать для датировки различных редакций сочинений Сульпиция.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Понтию, автору «Жизни Киприана» (CPL, N 52). Болландист предположил, что Мученичество и «Деяния...» могли быть написаны в одной христианской общине или отредактированы одним автором, который использовал в качестве образца «Страсти святых Перпетуи и Фелицитаты» ( Delehaye. Passions. P. 59-62; Musurillo. 1972. P. XXXIII-XXXIV). Т. о., по мнению большинства исследователей, Мученичество было составлено вскоре после описанных в нем событий и является исторически достоверным. Текст Мученичества сохранился в 17 полных и фрагментарных рукописях, в т. ч. в 7 легендариях. Самый ранний фрагмент - лист из манускрипта, обнаруженный Дж. Меркати в архиве Равеннского архиепископства; он написан крупным унциальным почерком VII-VIII вв. По мнению Франки де Кавальери, этот фрагмент представляет самый исправный текст Мученичества (изд.: Mercati G. D " alcuni nuovi sussidi per la critica del testo di S. Cipriano// Idem. Opere minore. Vol. 2. Vat., 1937. P. 240-244. (ST; 77); см.: Franchi de " Cavalieri. 1900. P. 28). Лучший полный текст Мученичества содержится в каролингском легендарии кон. IX - X в. из кафедрального собора в Отёне (Autun. Bibl. municip. 38 (34). Fol. 27v-35r; о рукописях подробнее см.: Franchi de " Cavalieri. 1900. P. 28-44; Dolbeau F. La Passion des saints Lucius et Montanus: Histoire et édition du texte//REAug. 1983. T. 29. P. 62). Мученичество М. и И. было впервые опубликовано кёльнским картузианцем Лаврентием Сурием , который напечатал сначала средневек. эпитому (1-е изд.- Surius L. De probatis Sanctorum historiis. Coloniae Agrippinae, 1571. T. 2. P. 952-953), а затем и полный текст произведения (Ibid. 1572. T. 3. P. 1-5). Мученичество по изданию Сурия было воспроизведено кард. Цезарем Баронием в «Церковных анналах» под 262 г. ( Baronius C. Annales ecclesiastici/Ed. A. Theiner. Barri-Ducis, 1864. T. 3. P. 168-172). Новые публикации с привлечением дополнительных рукописей подготовили болландист Г. Хенскенс (ActaSS. Apr. T. 3. P. 746-749) и маврист Т. Рюинар ( Ruinart Th.

http://pravenc.ru/text/2562006.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010