68 См. разсказ Феодорита о том, как его бабка по матери умоляла св. Петра помочь одному несчастному земледельцу, одержимому бесом (Hist. relig., cap. 9: Μ. 82, col. 1384. 1385. И. Б., стр. 112–113). 70 Hist. relig. cap. 8: Μ. 82, col. 1377, ρ. 1185. 1368, ρ. 1176. И. Б., стр. 104–105. 95. Афраат был родом Перс и весьма плохо владел греческим языком. 73 Hist. relig., cap. 12: M. 82, col. 1397. И. Б., стр. 126–128. Здесь сообщается, что Зенон рассказал Феодориту о том, как он спасся от Исаврийцев, поразив их слепотою. 75 Hist. relig., cap. 12 ( Μ. 82, col. 1397, ρ. 1203): κα τγχανον τηνικδε τς ερς ββλους τ θε παναγινσκων λα. 76 Тилмон (Mémoires, XV, ρ. 213) пишет: Théodoret fut peut etre mis de I’enfance au rang des lecteurs, comme cela n’etoit pas alors extraordinaire dans I’Orient ef dans l’Occidenm. Cp. свидетельство Исихия о Феодоре Мопсуэстийском (Mansi, IX, 218. С. Дeяh. V , стр. 139. 437) и показание Мопсуэстийских клириков-пресвитеров: Олимпия, Фомы, Фео­дора, Фомы и диаконов: Иоанна, Фомы (Mansi, IX, 280. 281. 282. Дeяh. V , стр. 201. 202. 203. 205). 77 Hist. relig., cap. 12 ( Μ. 82, col. 1397, p. 1208. И. Б., стр. 126): μν τν νετητα προβαλλομνων κα τς λιχας τ ωρον ( ρτι γρ ουλ ου βραχε αν τνα προσβολν δεδγμεθα) κ. τ. λ. Значит, Феодорит приближался уже к тому периоду, который Римляне обозна­чали словом pubertas и который для мальчиков начинался с четырнадцатого года. 79 Garnerius (Dissert I, cap. II, n. IV: M, 84, col. 26), Schudzius (Dissert.: M. 80, col. 38), Cave (Op. cit., p. 405), Assemanus (Bibl. orient. III, I, p. 40). Ceillier (Histoire, XIV, p. 33), Baronius (Annales, t. VI, p. 551: not XXXII ad an. 408), Schröckh (Christliche Kirchengeschichte. XVIII Theil. Leipzig. 1793. S. 358), преосв. Филарет (Истор. учение, III, стр. 116) и др. совершенно несправедливо утверждают, что Феодорит при­нял церковное званий более по влиянию Антиохийского епископа, чем по собственной склонности. Что касается отзыва Феодорита о Порфирии, то его нужно признать скорее сдержанным; епископ Киррский пишет (Hist. eccles. V, 35: M. 82, col. 1256. Ц. И., стр. 368), что Александр «был, преемником Порфирия, который оставил много памят­ников человеколюбия, славился также и силою духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

80 Феодорит представляет себя чтецом в то время, когда Антиохийскую кафедру занимал Александр (Hist. relig., cap. 12: Μ. 82, col. 1397, ρ. 1203. 1400. И. Б., стр. 126. 128). 81 Hist. relig., cap. 12: M. 82, col. 1397, p. 1203. И. Б., стр. 126; здесь Феодорит пишет: Ζνων νττεινε ( δοδναι τ τς ελογ ας φδια)... αωτ ν μν διτην καλν, στρατιτας δ μς νομζων. 82 Цитаты см. в прим. 79. Cnf. Garnerii Dissert. I, cap. II, n. VII-IX (M. 84, col. 96–97), где идет речь о том, что Феодорит блистал славою святости и красно­речием в церковных собраниях, а также мужественно боролся против Ариан, Евномиан и особенно Аполлинаристов. 85 Graecarum affectionum curatio, sermo XI: Migne, gr. ser. t. 83, col. 1120, p. 1007. Говоря об исполнении пророчества касательно судьбы Иерусалима, Феодорит здесь пи­шет: «я сам был очевидцем этой пустынности и созерцал очами предсказание, которое воспринял слухом, восхвалил истину и поклонился». Cuf. Comment. in Ezech. XLVIII, 35: Migne, gr. ser., t. 81, col. 1253, p. 1049–1050. Творения, VI. Москва. 1859. Стр. 726. В рассказ о путешествии св. Петра в Палестину автор «Истории Боголюбцев» и встав­ляет такое рассуждение апологетическаго характера: «страстно привязанные к кому-нибудь обыкновенно чувствуют радость не только тогда, когда видятся с ним, но полу­чают удовольствие и в том случае, если видят его дом, одежду, обувь. Итак нет ничего страннаго в том, что сделал и сей блаженный муж, который, как бы желая увидеть тень Жениха, обратился к местам, источившим для всех токи спасения». (Hist. relig., cap. 9: Μ. 82, col. 1380. И. Б., стр. 107). Ясно, что Феодорит вполне одоб­ряет поступок св. Петра, как человек, опытно познавший тоже самое. Мы решительно ничего не знаем, когда было совершено путешествие в Иерусалим. 88 О Ницертских монастырях см. Theodoreti Hist. relig., cap. 3: Μ. 82, col. 1325. И. Б., стр. 49. 89 Epist. 119: М. 83, col. 1392, р. 1202. В последнее время Möller (Real-Encyklopädie. Bnd. XV, S. 402, Amn.) высказал голословное подозрение в справедливости мнения Тильмона, что Феодорит жил в Апамийском монастыре, но верить ему нет побуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

662 IV, 9, C.781C: non enim sanctorum Patrum sententiae, praesertim si plurimis notae sint, introducendae sunt, nisi ubi summa necessitas roborandae ratiocinationis exegerit propter eos, qui, cum sint ratiocinationis inscii, plus auctoritati quam rationi succumbunt. 663 I, 63, с. 508C: Nec te latet, ut opinor, quam arduum difficileque simplicibus animis talia suadere; quandoquidem eorum, qui videntur esse sapientes, dum haec audiunt, aures horrescunt. Mag. Noli expavescere. Nunc enim nobis ratio sequenda est, quae rerum veritatem investigat, nullaque auctoritate opprimitur, nullo modo impeditur, ne ea, quae et studiose ratiocinantium ambitus inquirit, et laboriose invenit, publice aperiat atque pronuntiet. 664 1,29, c.475C: Eos namque, qui talia dicunt, vera deridet ratio. 1,63, C.508C:…fortassis ipsa ratio me deridebit. Ill, 9, C.649C: Veruntamen neque talibus opinionibus, quas vera deridet ratio, te assentire aestimarim. IV, 18, C.833Ä quod vera deridet ratio. V, 27, c.922A. V, 36, C.964B. V, 37, C.997A. 665 I, 66, c.51 IB: Mag. Nulla itaque auctoritas te terreat ab his, quae rectae contemplationis rationabilis suasio edocet. Vera enim auctoritas rectae rationi non obsistit, neque recta ratio verae auctoritati. Ambo siquidem ex uno fonte, divina videlicet sapientia, manare dubium non est. 666 I, 67, с. 512В: Disc. Non ita sum territus auctoritate, aut minus capacium animo-rum expavesco impetum, ut ea, quae vera ratio clare colligit, indubitanterque definit, aperta fronte pronuntiare confundar; praesertim cum de taiibus non nisi inter sapientes tractandum sit, quibus nil suavius est ad audiendum vera ratione, nil delect i-bilius ad investigandum, quando quaeritur, nil pulchrius ad contcmplandum, quando invenitur. I, 47, 489C: Adversus stultitiam pugnare nil est laboriosius. Nulla enim auctoritate vinci fatetur, nulla ratione suadetur. Sed quoniam non est aequalii ho minum stultitia, nec eadem erroris caligine mentes eorum obscurantur, paucis argu-mentationibus adversus eos utendum video.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

л. 4. О злобе. Нач. Премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. 33 ст. 28). Мнозей злобе научила праздность. л. 5. О нерадении. Нач. Григория Синаита (в особых семи главизнах 3 гл.). Никтоже может о себе удержати ум. л. 5. О праздности. Нач. Василия Великого (в 1 книге на шестоднев л. 55 на обор. Праздность всех пороков есть начало). л. 6. О парении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мысленная суть страсть парения. л. 8. О забвении. Нач. Исаака Сирина (от 56 слова). Егда вместо истины. л. 10. О помрачении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть убо суть мысленная, помрачение. л. 13. O пленении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть суть мысленная пленение. л. 15. О прилозех Нач. Григория Синаита (л. 79). Мысленная страсть суть прилози. л. I7. сочетании. Нач. Григории (в других пяти главизнах). Подвижет прилог, сочетание. л. 18. сосложении. Нач. Григорий Синаита (гл. 79). Страсть мысленнная суть, сосложнения. л 19. О ослеплении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Ослепление убо суть страсть мысленная. л. 20. О уклонении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть уклонения. л. 21. превращении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть превращение. л. 22. О вожделении. Нач. Григория Синаита (гл. 62). Разленение рождает похоти вожделение. л. 24. O препарении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть препарения. л. 25. О гордости. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Гордыня первое и последнее всех злых. л. 29. О мнении, высокоумии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мнение убо суть страсть умная. л. 31. О высокомудрии. Нач. Святого Максима (2 сотницы, гл. 67). Пяти ради вин глаголют попущатися. л. 32. O кичении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Кичение убо страсть яростныя части. л. 34. О величании. Нач. Златоуста (на послание к Тимофею л. 1553). От сребролюбия величание рождается. л. 35. О возношении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Возношение убо страсть умная. л. 36 об. О велехвалении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Велехваление, убо суть страсть умная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

495  „Свидетели – вы, как этот (Диодор) выводил некогда (в эпоху Валента – см. cit. loc. Феодорита и Никифора Каллиста) за реку весь город и преподавал здравое учение” Laus Diodori. PG LII, col. 764; русский перевод III. 2, стр. 819. 500  Рассказ о жизни и чудесах блаж. Юлиана-Сабы содержится в „Истории Боголюбцев” Феодорита Кирского , 2 главе (Hist. Relig. 2. PG, LXXXII, col. 1305–1324; русский перевод И. Б. 26–46 стр.). Феодорит передаёт сведения об Иулиане, сообщённые учеником последнего, Астерием. 502  Hist. Eccl. IV, 27 . S. 267–268; 293–294 стр. Hist. Relig. col. 1321–1324; русский перевод 43–47 стр. О св. Афанасии и Антонии – Athanasii Vita S. Antonii 69–70. PG XXVI, col. 911–942; русский перевод III, 233. 503 Блаженный Феодорит в своей „Церковной Истории” не знает в эпоху Валента двух гонений. Он считает одно гонение, продолжающееся как бы беспрерывно (H. Eccl. IV, 21–27 ). Но внимательное изучение событий рассматриваемой эпохи позволяет нам усмотреть именно два приёма жестокой гегемонии омиев. Первый период – описанное гонение, второй период с 370 года до конца царствования Валента. Так историю царствования Валента представляют Gwatkin (Studies of Arianism. Londres, 1900. 240 p.), Cavallera (Le schisme d’Antioche. Paris, 1905 p. 133), Дюшен (История древней Церкви, т. II, перевод с французского Москва 1914. 263, 246 стр.). История жизни св. Иоанна Златоуста с 367–370 г. также предполагает присутствие Мелетия в Антиохии – Palladius. De vita S. Joannis Chrys. PG XLVII, col. 18. Puech S. Jean Chrysostome. Collection Le Saints. 1900. Ch. II). 506  Смерть Юлиана последовала в 367 г., как свидетельствует Эдесская Хроника (Scriptores syri. S. III, т. IV. Chron. Min. I ed. Guidi 5 p.). Ha основании этой даты, мы делаем и некоторую перестановку сообщений Феодорита о визитациях подвижников в общину Диодора. Феодорит говорит сначала о путешествии Афраата к Диодору (IV, 26), а затем Юлиана (IV, 27). 507  Жизнь Афраата излагает также Феодорит в своём труде „История Боголюбцев” (Hist. Relig. 8. Cit. Т. PG col. 1367–78; русский перевод 4–105 стр. В Церковной Истории Феодорита о Диодоре и Афраате – IV, 25, 26. Ed Parmentier. S. 263–266; русский перевод 290–293 стр. Ср. Niceph. Cal. Cit Η. Eccl. XI . Col. 645–648 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

156  П. Гурьев, автор труда о Феодоре Мопсуэстийском (Феодор, епископ Мопсуэстийский. Москва 1890, стр. 19), высказывается между прочим о настоятельстве Диодора и его церковно-практической деятельности в том смысле, что Диодор из монастыря приходил в город по делам церкви, как это делал, например, Афраат, Юлиан (Theodoretus Н. Eccl. IV, 25. 27 . Ed. cit. 264, 267 SS. ср. Hist. Relig. – PG LXXXII, col. 1372–1376, 1317; русский перевод Ист. ц. 290–293; Ист. боголюбцев – стр. 40, 99–100). Так же представляют монашество Диодора Kihn H. – Die Bedeutung der Antiochenischen Schule auf dem exegetischen Gebiete. Weissenburg 1866. 77–78 SS, Annotationes Valesii в изд. Migne Hist. Eccles. Socratis, col. 667. Но история, на самом деле, ставит Диодора к антиохийскому народу гораздо ближе, чем эти временные, нарочитые его выходы. 159  Есть определённые свидетельства истории, что Диодор находился в близких отношениях с подвижником Афраатом (Teodoret. Hist. Eccl. VI, 25, 27 . Ed. Parmentier. 264, 267 S.; русский перевод 290, 293; Hist. Relig. 8. PG LXXXII, col. 1372–1376; русский перевод 99 стр.). Учёные Нестле (RE 3 I, 611 S), Мёллер (cit. KG. I. 499–500 S.) дали основы к проблеме отождествления этого Афраата с Иаковом, учеником старого Юлиана Сабы (Theodoretus Hist. Relig. 3. PG LXXXII, 1309 col.) и, вместе с автором тех гомилий Афраата, которые в настоящее время служат единственным источником для уяснения монашеского сирийского института сынов завета. Правда, русская богословско-историческая наука, в лице иеромонаха Анатолия – ныне епископа Чистопольского, со слов Швена (Schwen. Cit. op. 7–10 SS. И. Анатолий. Цит. соч. История, очерк сирийск. монашества. Стр. 16), отказалась признать основательность этого отождествления. Но, нам кажется, что Швен дал убедительные основания к невозможности идентичности Афраата гомилий с Иаковом, учеником Юлиана Сабы (Schwen 7–8 SS.). Соединение же в одном лице Афраата гомилий с Афраатом-подвижником Феодорита, по-нашему, пока не встречает серьёзных возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

658 De praedest. I, i, c.357C: cum omnis piae perfcctaeque doctrinae modus, quo omnium rerum ratio et studiosissime quaeritur, et apertissime invenitur, in ea discipli-na, quae a Graecis philosophia solet vocari, sit constitutus, de ejus divisionibus seu partitionibus quaedam breviter edisserere necessarium duximus. «Sic enim», ut ait sanctus Augustinus, «creditur et docetur, quod est humanae salutis caput, non aliam esse philosophiam, id est sapientiae Studium, et aliam religionem, cum hi, quorum doctrinam non approbamus, nec sacramenta nobiscum communicant». Quid est aliud de philosophia tractare, nisi verae religionis, qua summa et principalis omnium rcrum causa, Deus, et humiliter colitur, et rationabiliter investigatur, regulas exponere? Conficitur inde, veram esse philosophiam veram religionem, conversimque veram re-ligionem esse veram philosophiam. 659 Homil. с. 290C: humana natura. Capax siquidem sapientiae est, non ipsa sapientia, cujus participatione sapiens fieri potest. 660 Comment, in Ev. sec. loan. с. ЗЗЗС: naturaliter rationis fontem appetit, unde siti suae, hoc est, indito sibi verae cognitionis appetitui satisfacere valeat, quod ante incarnationem conditoris, qui est fons vitae, adimplere nequiverat. Bibebat tamen laboriose ex naturali fonte rationis sibi insitae, naturam rerum physico motu vestigans, ipsiusque naturae creatorem et causam. De div. nat. II, 23, с. 577B:…ratio, quae veluti quidam obtutus substantialis in animo intelligitur. Cf. Exposit. super hier cael. с. 146Ä theologia, ilia videlicet virtus, quae naturaliter humanis inest mentibus ad divinas rationes quaerendas, investigandas, contemplandas, amandas. Cf. De praed. I, i, c.357; С.358А: partes philosophiae principales, ad omnem quaestionem solvendam necessariaë διαιρετικ, ριστικ, Αποδεικτικ, αναλυτικ. 661 De div. nat. I, 69, C.513Ä Mag. Non ignoras, ut opinor, majoris dignitatis esse, quod prius est natura, quam quod prius est tempore. Disc. Hoc paene omnibus notum est. Mag. Rationem priorem esse natura, auctoritatem vero tempore didicimus. Quamvis enim natura simul cum tempore creata sit, non tamen ab initio temporis atque naturae coepit esse auctoritas. Ratio vero cum natura ac tempore ex principio rerum orta est. Disc. Et hoc ipsa ratio edocet. Auctoritas siquidem ex vera ratione processit, ratio vero nequaquam ex auctoritate. Omnis enim auctoritas, quae vera ratione non approbatur, infirma videtur esse. Vera autem ratio, quoniam suis virtutibus rata atque immutabilis munitur, nullius auctoritatis astipulatione roborari indiget. Nil enim aliud mihi videtur esse vera auctoritatis, nisi rationis virtute reperta veritas, et a sanctis Patribus ad posteritatis utilitatem literis commendata. Sed forte tibi aliter videtur. Mag. Nullo modo. Ideoque prius ratione utendum est in his, quae nunc instant, ac deinde auctoritate.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Поэтому в замене рукоположения миропомазанием нет ничего несообразного, и оно вполне отвечает мысли апостолов об общем помазании от Святаго и об общем царском и священническом достоинстве христиан и об освящении Духом Святым. Очень могло быть конечно, что при этом разделении, в позднейшее время имелось в виду и возвысить священническое достоинство в собственном смысле, и пред последним дать предпочтение епископству, рукоположение усвоив ему исключительно, как думают некоторые. На это если и было целью, то разве второстепенною; главная же цель та, чтобы дать каждому таинству свою особенную, самостоятельную, индивидуальную форму. Ф. Смирнов 2 Не подлежит никакому сомнению, говорит – также Шеце, что крещение прозелитов во время И. Христа было в употреблении у Иудеев. Geschichtsforschungen über die Kirchjichen Gebräuche und Einrichtungen der Christen. I. Th. Berlin 1819. § 140. 3 Многие различают три рода прозелитов: 1) Gere zedek или bene berith; 2) Gere thoscheb, т. e. обыватели; 3) Gere Schekirim. постояльцы, ремесленники и т. п. Bodenschatz kirchl. verfassung der Iuden IV Th. § 71–72. Но лица второго и третьего класса, как справедливо замечает Августи, могут быть соединены в один класс. Они не пользовались уважением н не могли достигать никаких общественных должностей. См. Denkwürden. Т. IV § 112. Anmerkung. 21 Mart. Chemnit. exam. Concil. Trident. P. II. Fr. Buddens Theol. dogmat. lib. V. с. 1. § 2. Zwingli de vera et falsa relig. cap. de bapt. и Calvin Instit. relig. chr. lib. 14, cap. 15. § 7 26 Denkwürdigkeiten, T. IV. § 116. Почему Христос Сам не крестил – на это отвечают различно, но в конце концов приходят к тому, что для основателя и Царя нового царства не прилично было самому крестить. Augusti theolog. Blütter 1. Iahr. § 81. Campe, Commentar zu loh. IV 2. Lucke Commentar über den Ev. Iohannes. 64 Когда Апостол говорят о Коринфянах, что они омылись и осветились именем Господа нашего И. Христа и Духом Бога нашего, то этим напоминает не одно крещение во имя И. Христа, но и освящение Духом Божиим, которое, как и омовение, предполагает соответственный символ (И п. 6, 11). 65 2: «Посему оставить начатки учения Христова… не станем снова полагать основание... учению о крещениях, о возложении рук в пр. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

ОдеянияхПелагия [De gestis Pelagii] Облагодати [Degratia] Grat. Christ. О благодати Христовой [DegratiaChristi] О ересях Против Юлиана Jul.op.imperf. Против второго ответа Юлиана, незаконченное сочинение [Contrasecundam Julianiresponsionem opusimperfectum] Обучителе [De magistro] Mor. Manich. О нравах манихеев Nat.bon. О природе блага против манихеев [DenaturabonicontraManichaeos] Nat.et.grat. О природе и благодати [DenaturaetGratia] Nupt.et.concup. Обракеивожделении [De nuptiis et concupiscentia] Против послания Пармениана Pecc.merim. О воздаянии и отпущении грехов [Depeccatorum mentisetremission] Pecc. orig. Опервородномгрехе [De peccato originali] Pelag. Против двух посланий пелагиан Perf.jusm. О совершенстве человеческой праведности [Deperfectionejustitiae bominis] Persev. О даре пребывания [в добре] Petil. Против писаний Петилиана Praed.sanct. О предопределении святых [Depraedestinationesanctorum] Толкование Псалмов Retract. Пересмотры [Retractationes] Проповеди Soliloq. Монологи Spir. et. litt. Одухеибукве [De spiritu et littera] ОТроице Vera. relig. Обистиннойрелигии [De vera religione] Bab.Un. Бабай Кашкарский.О соединении ПосланиеВарнавы Послания Против Евномия Гомилии О Святом Духе Ps.Bas.Eun.4 Псевдо-Василий.Четвертая книга против Евномия Bed.H.e. Boeth. Боэций Утешение философией Divin. Могут ли Отец, Сын и Святой Дух сказываться о Божестве субстанциально Против Евтихия и Нестория Fid. cath. Окафолическойвере [De fide catholica] Herm.sec. Комментарий [второй] на книгу Аристотеля «Об истолковании» [InlibrumAristotelis neplipfieveiaq editiosecunda] ОТроице Bon.II.Ep. Caes.Arel. Caes. Arel.Grat. Cassian Собеседования [Collationes] О воплощении Господа против Нестория Cassiod.Inst.div. Кассиодор.Об изучении наук божественных и человеческих CAraus.(529) Оранжский собор [Concilium Arausicanum] Каноны Def.fid. Вероопределение [Definitiofidei] CChalc.Ac. Халкидонский собор.Деяния ССР(553) II Константинопольский собор Anath. Анафематизмы Каноны Изречения CEph.(431)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инославных Церквей 7680. НИКИТИН В. Литургические труды священника д-ра Клауса Гамбера, 1964–1984. – 1986, 1, 78. 7681. КАЗИЛО С. “Отче наш” на языках мира. Гамбург, 1984, 278 с. – 1988, 4, 77. 7682. НИКИТИН В. Тысяча лет веры в России. (Пимен, Патриарх Московский и всея Руси, дает интервью Альчесте Сантини). Изд. Паолине, Милан, 1987. – 1988, 5, 78. 7683. ПОЛОСИН В., свящ. Роберт Хотц. Таинства во взаимоотношениях между Востоком и Западом. – 1989, 1, 80. 7684. ВАГИН Е. Марчелло Гарцанити. Христианство в России от Владимира до Петра Великого. Рим, Колетти, 1988, 182 с. – 1989, 11, 79. В защиту мира 7685. ПРОКОФЬЕВА И. 25 лет ХМК: Голос за разоружение: документы, речи, заявления. – 1984, 4, 78. 7686. НИКИТИН В. Митрополит Минский и Белорусский Филарет. Изберем жизнь! Изд. АПН, М., 1987. – 1988, 2, 79. 7687. МАРК. иером. Эстонская Евангелическо-Лютеранская Церковь и движение в защиту мира, Таллинн, 1986. – 1989, 2, 80. 7688. БУШЕЛЕВ Н. Мир с Советским Союзом – нерешенная задача. Изд. “Гюнтер-Слоер Ферлагзгауз Герд Мон”, ФРГ, 1989, 575 с. – 1990, 6, 79. 12. Духовная поэзия, рассказы, очерки 7689. АВГУСТИН, архиеп. “Он обещал и вместе с нами…”-1989, 10, 79. 7690. АКСАКОВ И. Всенощная в деревне. – 1989, 12, 79. 7691. АНДРЕЕВ Д. “Ткали в Китеже-граде…”-1988, 10, 79. 7692. ЕГО ЖЕ. Василий Блаженный. – 1991, 5, 79. 7693. АННЕНСКИЙ И. Дочь Иаира. – 1989, 2, 79. 7694. APXINOB Г. “Тихая осень. Над Оптиной-синее небо…”-1990, 11, 79; 12, 79. 7695. АХМАТОВА А. “В каждом колосе – Тело Христово”-1989, 10, 79. 7696. БАЛТРУШАЙТИС Ю. Видение вечера. – 1988, 12, 80. 7697. БАЛЬМОНТ К. Церковь . – 1990, 4, 78. 7698. БЕГУНОВ Ю. Новонайденная Ростовская сказочная повесть о святых Кирилле и Мефодии. – 1993, 3, 101. 7699. БЕЛЫЙ А. Жизнь. – 1988, 12, 80. 7700. ЕГО ЖЕ. Из поэмы “Христос воскрес!”-1991, 4, 77. 7701. БЕНЕДИКТОВ В. Переход. – 1988, 2, 78. 7702. БОГДАНОВИЧ А. Радонеж. – 1991, 8, 80. 7703. БОРТНЯНСКИЙ Д. Из книги пророка Иезекииля. – 1989, 4, 76. 7704. БУНИН И. “Ударил колокол – и дрогнул сон гробниц…”-1988, 5, 76.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010