Особое внимание в «Прагматической санкции» уделялось правовому режиму в отвоеванной Италии. Все законодательные акты, издававшиеся в Константинополе и носившие общеимперский характер, в полной мере распространяли свое действие и на Италию. Территория страны составила префектуру, но эта префектура восстанавливалась не в прежних своих границах, когда она включала Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику, а также центрально-европейские провинции Реций, Норик, Паннонию и на Балканах – Истрию и Далмацию. Отвоеванная у вандалов Африка составила самостоятельную префектуру, в которую были включены острова Центрального и Западного Средиземноморья, а центрально-европейские провинции остались за пределами империи – новая префектура Италии примерно совпадала с современным Итальянским государством – без островов, но с Истрией и частью Далмации. В Италии вводился принцип разделения гражданской и военной администраций: страна была разделена на военные округа во главе с дуксами (duxes), подчинявшимися магистру армии (militum), а в гражданском отношении – на провинции под началом президов, подчиненных префекту претория. И сделано это было в то время, когда в грекоязычной части империи во многих провинциях осуществлена была реформа обратного направления, нацеленная на соединение военной и гражданской власти в одном лице и в одном учреждении. За этим стоял подчеркнуто реставраторский характер западной политики императора – Италию, насколько это было возможно, возвращали в то состояние, в котором она находилась до ее захвата варварами, а в ту пору со времен Диоклетиана как раз и соблюдался принцип разделения гражданской и военной властей. Лишь временно, пока страна не пришла в успокоение, и президы, и дуксы подчинялись ее правителю Нарсесу, имевшему высшую военную и гражданскую власть. В Италии, как и на всей территории империи, муниципальное управление, согласно «Прагматической санкции», должно было осуществляться куриями, притом что должность куриала воспринималась давно не как привилегия, но как обременительная обязанность, поскольку была отягощена ответственностью куриалов перед казной своим личным имуществом, так что охотников занимать куриальные должности находилось мало, и они закреплялись в порядке наследственной повинности, похожей на наследственные повинности колонов перед частными землевладельцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Магистр милитум Фракии – главнокомандующий войсками Фракии Магистр оффиций – начальник дворца и дворцовых служб, руководил внешней политикой империи, ведал организацией посольских приемов, возглавлял придворную гвардию, руководил полиций, ведал личной охраной императора, охраной арсеналов Константинополя, контролировал оружейные мастерские, руководил четырьмя императорскими канцеляриями (скриниями), ведал государственной почтой Magister peditum – см. magister militum in praesenti Магистриан – см. agens in rebus Навклер – судовладелец, занимающийся, как правило, и торговлей Начальник придворных евнухов – см. препозит священной спальни Начальник царской казны – см. комит священных щедрот Оптион – помощник, избираемый самим военачальником; лицо, ведавшее доставкой провианта в отряд, его распределением здесь и выплатой жалованья Палатин – 1) чиновник, служащий при дворе и императоре; 2) чиновник ведомств комита священных щедрот и комита частного имущества императора Патрикий – высший сенаторский титул Патрикия – высший женский титул в империи Первосвященник – см. архиерей Препозит священной спальни (praepositus sacri cubiculi) – евнух, ведавший личными покоями императора. В его управлении находились ведомства, обслуживавшие личные нужды императора Пресвитер – священник Претор димов – см. претор плебса Претор плебса – чиновник, в обязанности которого входило наблюдение за порядком в столице. Претор плебса подчинялся непосредственно императору. Должность была создана Юстинианом после восстания Ника Префект августал (эпарх Александрии, архонт Александрии, префект Египта) – викарий диоцеза Египет Префект города – гражданский правитель Константинополя, подчинявшийся непосредственно императору Префект Египта – см. префект августал Префект претория Востока (эпарх двора) – глава гражданского управления префектуры Востока, включавшей пять диоцезов (Египет, Восток, Понт, Азия, Фракия); обладал широкой административной, судебной и финансовой властью. Префект претория Иллирика – глава гражданского управления префектуры Иллирика, включавшей два диоцеза: Дакию и Македонию

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

Высшее управление римской армии включало в себя стратилатов – главнокомандующих войсками фем – сродни римскому титулу magister militum. Командующие западными и восточными соединениями, своего рода военными «фронтами», носили титул доместика схол Запада и доместика схол Востока. Возглавлял все вооруженные силы как главнокомандующий сам Римский император. Не меньшее значение придавалось флоту. Византийцы были большими мастерами в части постоянного усовершенствования своих боевых кораблей и восполнения погибших в сражениях. «Один я, – гордо заявил как-то император св. Никифор Фока, – обладаю могуществом на море», а писатель XI века подтвердил это заявление, говоря: «Флот – слава ромеев». Возрождение византийского флота относится ко времени правления императора Василия I Македонянина, построившего 100 новых судов и определивший фемы, должные поставлять моряков. Объединял командование флотом друнгарий флота. Флот процветал и являл собой грозную силу. Как говорят, император св. Никифор Фока как-то заявил Оттону Великому, что без труда может захватить своим флотом и сжечь любой приморский город 591 . Как известно, организацией флота занималась специальная фема Кивирреотов, созданная в 731 г. и располагавшаяся на южном побережье Малой Азии к югу от Милета. Резиденция стратига фемы находилась в Атталии. Ему подчинялись друнгарии флота, резидентировавшие в Атталии и Коса, а также катепан, который командовал мардаитами фемы. Следует напомнить, что мардаиты являлись потомками нескольких тысяч жителей Ливана, переселенных в Юго-Западную Азию при императоре Юстиниане II, чтобы обеспечить флот профессиональными экипажами и морскими пехотинцами. К началу IX века флот Кивирреотов насчитывал 70 судов. Но позднее, по мере того как опасность арабских морских экспедиций уменьшалась, фема Кивирреотов постепенно пришла в упадок и стала возглавляться не стратигом, а дукой. Помимо фемского флота, Византия располагала еще двумя флотилиями, находящимися в Эгейском море. Возглавлявшие их друнгарии были совершенно самостоятельными в принятии военных решений, чем существенно отличались от других друнгариев из сухопутных войск. Позднее, около 843 г., на их базе была создана фема Эгейское море под командованием друнгария, резидентировавшего в Додеканесе, а затем, в конце IX века, фема Самос с центром в Смирне. Численность первой фемы составила 2610 гребцов и 400 морских пехотинцев, а второй – 3980 гребцов и 900 морских пехотинцев. Число кораблей менялось от 20 до 30 судов. Заметим также, что некоторые прибрежные фемы, такие как Кефаллиния, Эллада, Пафлагония и Халдия, выполняли смежные функции, рассчитанные на взаимодействие с флотом. Общее число кораблей императорского флота доходило до 250 боевых единиц 592 . II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

: «рыыса макваннынт» («глава макваннынов», так сказать – «архиархонт»), «commandant en chef», – который носит Феодор. Видеть в этом «commandant en chef» высокого сановника вроде magister militum никак невозможно: Феодор несомненно подчинен другим военачальникам и стоит скорее в начале своего cursus honorurn, чем в конце его. Такой же титул (440, 11. 201,24), но с характерным дополнением: «рыыса маквавнынт за хагара самнуд», «commandant supérieur de la ville de Semnoud», носить и некий «Дарыс», которому «les gouverneurs» посылают свои приказания», l’ordre. Что никакого magister utriusque militiae per Sebennytum не могло быть, это не требует доказательств. 451,26 . 2 1 0, из: Феодор, сам названный только макваннын, «le général», отставляет от должности некоего «le général (= макваннын) Domentianus» и на его место назначает одного декуриона. Судя по этому происшествию 97 , Доментиан едва ли был «генералом» византийской службы. По моему мнению, он был обыкновенным στρατηγς κα παγρχης, а Феодор и Дарыс, оба «рыыса макваннынт», были  πιστρτηγοι, окружные стратиги 98 . δ) 436,  2. 6. 17 . 199, 14.17.25 . 440,  9 . 201, 22 . 441, 20 . 202, 28 . : «агаызг», «les gouverncurs». Araызr ecmь plurale fractum от ыгзиы и следовательно буквально значит  κριοι. Но едва ли можно сомневаться в том, что этот титул равносилен греческому ο ρχοντες, латинскому indices 99 . Имена командиров, упоминаемых в «хронике», следующие: 1 . Иоанн. Это имя носят пять лиц. а). Иоанн, упоминаемый (или подразумеваемый) в 434,  2. 10. 15 ? 435,  1. 8. 13 . 443,  12 . 198.  2. 9. 13 ?  16. 22. 26 . 204,  8 ). Трижды он назван  : «рыыса ахзиб», однажды   «лика ахзаб» и однажды  : «лика хара». Первый титул Зотанбер переводит дважды «geueral des milices» и однажды «chef des milicos», второй – «commandant desmilices», третий – «chef de l’année». В подлинном гыыз все это выражено далеко не столь ясно. Слово: «рыыса» значит «глава (чего)», «лика» – «старшина (чего)»; и то и другое употребляется для замены « ρχι» – в греческих сложных именах. «Хара» значит «войско», «milites» 100 . Но «ахзаб», plnrale fractum от «хызб» δμος 101 , значит или δμος 102 или θνη 103 . «Рыыса ахзаб», как ρχων τν δμων, всего вероятнее, значит: предводитель народного ополчения, милиции, если не général, то во всяком случае chedes milices 104 . Но если «рыыса ахзаб» есть  θνρχης, то контур его власти значительно меняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

V. Константин, 4 52, 18 . 456,  1 . 463,  10 . 211,  1 . 213, 15 . 219,  16 , прибывший в Александрию вместе с папою Киром вечером 14 сентября 64 1 г. Константин титулуется «mal haylu, za-konarsa ahzab» (Зотанбер: «le général de larmée, qui était maître de la milice»), «legatus ( γγελος, быть может в смысле архистратиг) силы его, который был главою народов», «masfin» («le général»), «rsa šarâwit wa-harâ» («général de larmée»), «глава саравит и хара». Дилльманн 112 считает не невозможным, что šarâwit или sarâwit (орфография этого слова неустойчива) тождественно по корню с арабским «sariyyat(un)», equitum agmen; следовательно, титул рыыса саравит ва-хара весьма походит на bыpaжehue magismer equitum peditum. С другой стороны, sarâwit в смысле κεφαλαì,  ρχα Иов. 1, 17 . 1Цар. 11,11 напоминает арабское «sarawâtu-l-qawm(in)», les chefs du peuple, и следовательно предполагает связь этого эфиопского понятия с арабским «sariyy(un)», généreux 113 ; в таком случае саравит можно принять за гвардию: Константин, «который был comes foederatorum» 114 , в 641 г. мог занимать видный пост « κμης τν  ξκουβιτρων " 115 или же «comes domesticorum equitum peditum». Появление в Египте «первой шпаги» империи (будь то comes domesticorum или magister militum praesentalis) в этот момент вполне сообразно с обстоятельствами: папа Кир везет с собою чрезвычайные полномочия, и требовалось выяснить окончательно, может ли Египет бороться с арабами, или неизбежно должен заключить с ними мир. dumndyos ter, dmndyos bis 446–454. 205–212), брать Евдокиана или Евдохиана (awdokyânos,awdakyânos), несомненно не тождественный с «Доментианом» – «Дамианом» (dmndyanos216, 2 . 459, 19 ; dmyânos 211, 9 . 453, 7 ), одним из самых влиятельных «патрикиев» (batârqât) в Константинополе, фаворитом императрицы Мартины: этот «патрикий Доментиан-Дамиан» конечно есть тот самый « πατρκιος Δομτιος», который, одетый в «тогу», принимает (вероятно kak uir consularis) участие в Πρκενσος «августа» Ираклия (Ираклоны), удостоенного консульства 1 января 639 г. 116 Но Доментиан египетский по всей вероятности то же самое лицо, которое 200,  26  названо «lmndyos za-hagara fayura» 117 и затем 201, 2  «damndyânos», 439,  1. 5 , «Доментий из города Файюма» «Доментиан». Несмотря на титулы сыюм 205, 23 . 209, 7  и макваннын 207,  17 . 210,  13 . 212,  10 , это – по моему мнению 118 – был и не «gouverneur de la villede Faiyoûm», 439,  1 , и не «préfet», 446, 8 . 450,  15 , и he «général», 448,  10 . 451, 26 . 454,  6 , – а обыкновенный египетский ρχων  πιχριος. Свою бесславную карьеру, – сцепление бегств и интриг, – Доментиан начал в звании στρατη γς το  ρσινοτου  νομο и завершил тем, что был отрешен от должности στραρηγς τς  λεξανδρων χρας.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Гот Гайна получил должность magister militum praesentalis и вместе со своими войсками вступил в Константинополь. Между тем в византийской столице все сильнее ощущалась антигерманская реакция 116 , и на переломе веков это направление стало господствующим. Германцы были исключены из войска, и была проведена основательная реорганизация римских вооруженных сил 117 . Однако уже вскоре снова возникла необходимость набирать германцев в большем количестве, и вплоть до VII в. они представляли собой в имперской армии наиболее важный и боеспособный элемент. Однако отныне они вербовались как отдельные наемники и ставились под начало императорских офицеров, тогда как готские федераты Феодосия представляли собой единые независимые формирования, подчинявшиеся собственным предводителям. На Западе же такое положение вещей сохранилось и позже и в конце концов привело к тому, что западная Римская империя утонула в германском потоке. Показательным для различия положения двух частей Империи и определяющим для различия их последующей судьбы было то, что антигерманская реакция на Востоке достигла своих целей, в то время как враждебные германцам выступления на Западе оказались безрезультатными. Вскоре восточная часть освободилась и от Алариха. Он отправился со своими войсками в Италию и после троекратной осады в 410 г. взял штурмом Рим. Положение на Западе становилось все более безнадежным, на Востоке же, напротив, с начала V в. наступило долгое затишье. На это время относительного спокойствия приходится основание университета в Константинополе и составление «Кодекса Феодосия». Слабый император Феодосии II (408–450) поначалу находился под опекой своей энергичной сестры Пульхерии, а в более поздние годы – под влиянием своей супруги Афинаиды-Евдокии, дочери язычника, профессора риторики из Афин. Личность этой императрицы, которая на протяжении всей своей жизни оставалась верна образовательному идеалу своего родного города, но одновременно с истинной страстью была привержена новой религии и которая писала как светские стихи, так и церковные песнопения, является живым примером сосуществования в Византии христианства и античной культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преемник Домна разослал приказ об этом по провинциям «Востока» 990 ; Феодорит с готовностью примкнул к этому приглашению и, со своей стороны, словом и примером побуждал других к подражанию 991 . Всюду начали раздаваться проклятия еретикам 992 , робкие стали смелее, заря нового дня уже близилась: наконец-то «премудрый Господь об­наружил нечестие, не желая долготерпением укреплять безбожную ересь» 993 . Апамийский изгнанник чувствовал победу и с восторгом заявлял: «хотя бы мы имели столько уст, сколько волос, мы не в состоянии по до­стоинству восхвалить Господа, потому что и самых злейших противников Он принудил проповедовать то, что возвещали мы» 994 . Как действовал теперь Феодорит, – об этом можно заключать из его сношений с Ромулом, который прежде подчинился господствующей пар­тии, а ныне не одобрял мер строгости по отношению к последней. Но, – замечает он Халкидонскому предстоятелю 995 , – «нам заповедуется соеди­нять милость с судом, так как не всякая милость угодна Господу вся­ческих». Затем, обращаясь лично к адресату, Феодорит пишет: «мы уверены, что ты неповрежден в божественных догматах и единственно подчиняешься духу времени, но нужно не со временем сообразовать слова, а всегда и неуклонно сохранять правило веры». Пока из своей келлии Киррский пастырь действовал на «Востоке» в пользу папского томоса и собирал под знамя православия и друзей и недругов, – в Константинополе обстоятельства складывались самым благо­приятным образом для угнетенных. Согласно приговору Пульхерии сло­жил свою голову временщик Хрисафий; 25-го августа, по выбору импе­ратрицы, вступил на престол цезарей Маркиан. Новое царствование при­несло великое облегчение для защитников правой веры, нашедших доступ к трону, где восседал прежде порфироносный покровитель Диоскора и Евти­хия. Атмосфера очищалась, дышалось легче и свободнее: одни «разбойники» трепетали и отваживались на самые безумные выходки против преемника Феодосия 996 . Благожелатели Феодорита, каковы: консулярий Аспар и магистр (magister militum?) Винкомал, «употребляли все, чтобы разрушить направленные против него замыслы», и «довели до сведения государя о крайней несправедливости по отношению» к нему 997 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

29 . Grande est intra se aliquem tranquillum esse et sibi conuenire. Foris pax aut inperatoris sollicita prouidentia aut manu militum quaeritur aut bellorum prospero cedit euentu aut internicione aliqua barbarorum, si in se hostili motu sua arma conuertant. In ea pace nulla nostra uirtus, sed euentus est. Certe gloria pacis illius ad inperatorem refertur, istius pacis fructus in nobis est, quae est in mentibus singulorum, quae tenetur affectibus. Istius pacis maior est fructus, quo spiritalis nequitiae temptamenta quam quo arma hostilia repelluntur. Ista pax sublimior, quae corporalium passionum excludit inlecebras perturbationesque mitigat quam ea quae barbaricos sedat incursus; plus est enim clauso intra te hosti resistere quam remoto. 29 . Великое благо – иметь внутри себя спокойствие и быть в согласии с самим собой. Внешний мир достигается или мудрой заботой императора, или рукой воинов, или мир наступает благодаря благоприятному исходу войн или какой-либо междоусобице варваров, когда они с ненавистью обращают свое оружие друг против друга. В достижении этого мира не участвует ни одна из наших добродетелей, но присутствует лишь случай. Без сомнения, слава от установления такого мира достается императору; плод же другого мира находится внутри нас, этот мир содержится в уме и внутреннем расположении человека. Плод внутреннего мира, которым отражаются искушения нечистого духа больше того, которым отражаются вражеские полчища. Выше тот мир, который помогает избежать соблазнов телесных страстей и умягчает душевные смятения, чем тот, который отражает варварские набеги, потому что важнее противостоять врагу внутреннему, чем внешнему.   30 . Itaque Iacob, qui cor suum ab omni simultate mundauerat et pacificum affectum gerebat, postquam reiecit omnia sua, solus remansit et luctatus est cum deo. Quicumque enim saecularia negligit ad imaginem dei similitudinemque propius accedit. Quid est enim luctari cum deo nisi uirtutis suscipere certamen et cum superiore congredi potioremque ceteris imitatorem fieri dei? Et quia insuperabilis erat fides eius atque deuotio, secreta ei dominus mysteria reuelabat tangens latitudinem femoris eius, eo quod ex eius erat generatione dominus Iesus oriundus ex uirgine, qui deo nec inpar nec inaequalis esset. Cuius crucem obstupescentis femoris latitudo signabat, eo quod diffusa per uniuersum mundum remissione peccati salutaris foret omnibus, qui stupore sui corporis ac sopore resurrectionem tribueret defunctorum. Vnde non inmerito exortus est sol sancto Iacob, cuius generi crux domini salutaris inluxit, simul quia sol ei oritur 153 iustitiae qui deum cernit, quia ipse est lumen aeternum.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Войска Дагосфея в 549 году осадили Петру, расположенную между современными городами Батуми и Кобулети; в помощь осажденному персидскому гарнизону Хосров прислал подкрепление под командованием Мермероя, и римляне вынуждены были снять осаду. На правом берегу Фасиса, или Риони, ополчение лазов и войска Дагосфея соединились. В лагере, устроенном на противоположном берегу, персы, уверенные, что форсировать реку вброд невозможно и что у них в запасе много времени, оставались в беспечности, как «вдруг ранним утром римляне и лазы напали на них, когда одни еще спали, а другие только что проснулись и еще раздетыми лежали на подстилках… Большинство было схвачено и убито, некоторых же неприятелей взяли в плен живыми, в том числе и одного из военачальников, и лишь совсем немногие, бежав под прикрытием темноты, спаслись. Римляне с лазами захватили их лагерь и все знамена, взяли много оружия и денег, а также захватили большое количество лошадей и мулов» . Лазика была очищена от персов, за исключением Петры, персидский гарнизон которой продолжал сопротивляться, но пути его снабжения были прерваны. Развивая успех, римляне и лазы вторглись в пределы Иверии , местное население которой было их на стороне. В 550 году из Константинополя на Кавказ было переброшено подкрепление под командованием Рекифанга. По приглашению лазов пришли нанятые ими сабиры и аланы. Другие выходцы из этих народов нанимались столь же охотно на службу персидскому шаху Хосрову – это были своего рода ландскнехты той эпохи. Между лазами и римским военачальником Дагосфеем возникли трения, перелившиеся во вражду. Посланники лазов отправились в Константинополь и, принятые императором, обвинили Дагосфея в предательстве или неспособности, из-за чего Петра всё еще оставалась в руках персов. Юстиниан внял доносу: Дагосфей был отозван с Кавказа и заключен в тюрьму для проведения следствия, а на его место был назначен магистром militum Армении и командующим войсками, действовавшими на Кавказе, Бесс, перемещенный из Италии, где он воевал с готами.

http://pravoslavie.ru/68129.html

Понятно, что обычай этот был ненавистен народу, и Юстиниан воспользовался этим для обращения абасгов, соединив проповедь Христа с искоренением ненавистного народу зла. В результате, как пишет Прокопий, абасги «приняли христианскую веру, и император Юстиниан, послав к ним одного из императорских евнухов, родом абасга, Евфрата именем, решительно запретил их царям на будущее время лишать кого-нибудь из этого племени признаков мужского пола, железом насилуя природу. С удовольствием абасги услыхали этот приказ императора… Тогда же император Юстиниан воздвиг у абасгов храм Богородицы и, назначив к ним священников, добился того, чтобы они приняли весь христианский образ жизни» . Своих прежних царей они низложили. Власть – или лучше сказать: влияние – Римского императора распространилась затем далее к северу по побережью Черного моря, вплоть до устья Кубани, где тогда проживал христианский народ готов-тетракситов, которые в 547 году приняли присланного к ним из Константинополя епископа взамен того, который умер незадолго до этого. Прокопий в связи с этим пишет, что ему неизвестно, были ли эти готы арианами, как и большинство их соплеменников , но самый факт принятия ими епископа из имперской столицы говорит о том, что они, равно как и другие готы-тетракситы, обитавшие в Крыму, в отличие от остготов и вестготов, исповедовали православную веру. Их обращение к императору с просьбой о назначении им епископа и стремление иметь в лице императора покровителя, при том что они не собирались терять самостоятельность, объяснялись угрозой со стороны утигуров, которые обосновались в предгорных степях Западного Кавказа. Хосров собирался «устранить как можно скорее царя лазов, выселить оттуда лазов всем племенем и затем разместить в этой стране персов и какие-либо другие народы». События эти, конечно, не остались не замеченными в Иране, тем более что там стало известно, что и царь иверов Гурген замыслил изменить шаху и перейти на сторону императора. Хосров решил вмешаться в кавказские дела, и у него сложился план радикальных действий для закрепления своего господства в Закавказье, а именно: он собирался «устранить как можно скорее царя лазов, выселить оттуда лазов всем племенем и затем разместить в этой стране персов и какие-либо другие народы» . Узнав об этом замысле, царь лазов Губаз направил послов к Юстиниану просить его принять лазов в свою власть и помочь им в войне против Хосрова. Император удовлетворил просьбу царя и направил на Кавказ отряд численностью в 7 тысяч воинов под командованием Дагосфея, по происхождению гота, – он был назначен магистром militum Армении. Ему придан был также отряд из одной тысячи цанов, близкородственных лазам, которые, состоя в подданстве Римской империи, обитали к востоку от Трапезунда, где и ныне проживают их потомки под именем чанов.

http://pravoslavie.ru/68129.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010