959 В тексте указа различаются прежде всего два разряда военных людей (milites): 1) состоящие при главной квартире и 2) расквартированные в пределах провинций. Первый из этих разрядов, in praesenti, praesentales, обнимает военные части двух категорий: отряды, состоящие непосредственно при особе императора, и полки регулярной армии, comitatus. Для обозначения первой категории употреблено описание: praesentes divino obsequio Nostrae Clementiae. Обращаясь к источнику, в котором дано полное перечисление военных сил империи в начале V века, «Notitia dignitatum», мы можем пополнить представленную классификацию указанием на двойной состав личной гвардии императора; в нее входили: 1) scholae, находившиеся в ведении высшего придворного сановника, magister officiorum u 2) domestici –eqnites et pedites, составлявшие особое ведомство над командой двух сановников: comités domesticorum – один для конницы, другой – для пехоты. 960 Полки регулярной армии, делившиеся в свою очередь по рангам на: palatini, comitatenses и pseudocomitatenses, находились под командой пяти военачальников – magistri militum. Два из этих последних назывались praesentales. Этот термин указывал на ближайшее их отношение к особе императора и определял их постоянную квартиру: в столице или в походе с императором. Круг власти трех остальных magistri militum определялся указанием на территорию расположения войск, состоявших под их командованием, а именно: per Orientem, per Thraciam, per Illyricum. Описание – milites , qui praesentes divino obsequio Nostrae Clementiae deputati sunt – в указе 398 года относится, очевидно, к личной гвардии императора, т. е. обнимает собою как доместиков, так и схолы. В распределении имперской армии по территориальным командованиям лежит зародыш византийского фемного строя, как на то справедливо указывал французский византинист, Диль, в своем прекрасном этюде «О происхождении фемного строя». 961 В частности относительно фемы Опсикия можно, думается нам, с полной уверенностью искать ее начало в употреблении слова obsequium в указе 398 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Оддо так ослепил Норвежцев в одном сражении, что в суеверии видели, как пламя стремится из мечей вражеских. Слич. Tacit. ann. XV, 7 pila militum arsere, XII, 64 signa militum arsere. Вероятно, тоже представление лежит в основании темного в Сл. О П.И. выражения: «смагу мычючи в пламяне розе». Не стоит ли в связи с словом рог – рожанец? – в Ипат. 186 читаем: «срелцем же обапол идущим, и держащим в руках рожанци свое, и наложившим на н стрлы своя противу ратнымъ». Примечание. Для полноты сближения эпических представлений немецких с нашими, укажем на другое свойство оружия: оно поет. В древней скн. клятве говорится: да не кусает мечь, тобою обнаженный, хотя бы и пел он у твоей головы, Völsunga. Скандинавская поэзия богата подобными выражениями: меч кусает и звенить о их черепы, saga Hrolfs konûngs Kraka; топор высоко запел, отрубив ему голову, saga Ketils Haengs 15 . Этими эпическими формами объясняется темное место в Сл. о П.И. «копиа поют на Дунаи». Подобно оружию, и знамена одарены тою же человеческою способностью: в Сл.о П.И.: «стязи глаголют»; Вольфрам в Парц. говорит: ein Trühendingaer pfanne mit krapfen selten dâ erschrei, слич. также Helmbrecht 1398: sö scriet mir mîn pfanne». Вообще взгляды немца и славянина на оружие и воинские доспехи во многом сходятся: так в Сл.оП.И. щиты червленные, в немецких памятниках эпитет щиту: красный 16 . Выражение в С.оП.И. «конец koniя въскръмлени» – согласуется с представлением в Эдде: «копьями кормил гадов змеиных», т.е. трупами падших от копий. Заимствования одного народа от другого здесь никак нельзя предположить: воображение и одинаковый взгляд на вещи – источник этим представлениям. Как естественно, на пр., предание о слепом Вермунде, отличающем свой меч по звуку. Уже у Гомера, как и в наших песнях, поет тетива, спела тетивка, Од. 21, 411: δεξιτερ δ’ρα χειρ λαβν πειρσατο νευρς. δ’π αλν εισε, χελιδνι ιλη αδν Согласие эпических представлений в языке с эпическими формами народной поэзии определяет древнейшую эпоху образования и истории языка. Дальнейшее развитие того же воззрения, которое лежит в основе верований в Русалку и Вилу, находим в немецких преданиях об Эльфах и Валькириях. Вот главнейшие черты, определяющие родство славянских поверий с немецкими: а) Как Вилы и Русалки почитаются душами некрещеных младенцев, так и Эльфы 17 не только души умерших – потому-то они и пляшут на кладбище и празднуют смерть человека -, но и падшие с неба ангелы, однако не погибшие в аду, а в печали и муке ожидающие решение своей участи: подобно тому, как страдает душа некрещеного младенца, по нашим преданиям, и летает бесприютная, прося крещения. Самая внешность Эльфа согласуется с нашим преданием о младенцах: в настоящем своем виде он является прекрасным дитятей. Как с одной стороны существа водные олицетворяют души некрещеных младенцев, так с другой стороны огонь, а именно блудящий, есть тоже душа умершего без крещения младенца, на пр. у Лужичан.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Так как в передней Малой Азии были расквартированы доместики и схоларии, то весьма естественно предположить, что общий командир находившихся там военных сил, – когда возникло такое командование, – получил титул, какой издавна применялся в отношении командира военных частей этого ранга. Доместики – в виде особой воинской части – исчезли, гвардия сократилась в своем составе и сконцентрировалась в столице при особе императора (схолы в документе 687 года названы militantes incolae sancti Palatii), a та часть военного сословия империи, которая удержалась в пределах Малой Азии на месте прежнего распространения доместиков и схол, сохранила, очевидно, свое латинское название obsequium u noлyчuлa общего командира с титулом «комит». Exercitus Orienmalis u Thracianus имп. Юстиниана II стоят в преемственной связи с армиями Востока и Фракии времен, о которых сохранила нам столь полные сведения Notitia dignimamum, u kak командиры последних носили титул magistri militum per Orienmem u per Thracias, так и к их преемникам применялись титулы στρατηλτης, στρατηγς, которые были переводом латинского термина magister militum. Гвардия стояла вне подчинения магистрам, и к командиру того imperiale obsequium, который существовал при Юстиниане II, не мог применяться титул στρατηγς, взамен существовавшего с давних пор титула κμης. 996 Таким образом, мы позволяем себе думать, что как самый термин obsequium, превратившийся в ψκιον, как и титул comes для командира этой фемы ведут нас в довизантийский период фемного строя, свидетельствуя о том давнем прошлом, о котором не имел никаких сведений имп. Константин Багрянородный и ученые люди того времени, помогавшие ему в составлении его сочинения De thematibus. 1 В нашем издании все дополнительные примечания внесены в текст как подстрочные. (Прим. Издателя). 844 Напечатано в «Сборнике статей в честь Владислава Петровича Бузескула». Харьков. 1913–1914, 163–171. 846 Никифорне называет имени Ардашира, известного нам из других источников, и преемниками Широе называет двух царей – Καβης ρμσδας, которые будто бы умерли один за другим. Brev. 21,4.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ [греч. Ονριος] Флавий (9.09.384, К-поль - 15.08.423, Равенна), имп. Зап. Римской империи с 17 янв. 395 г. Младший сын имп. Феодосия I Великого и августы Флациллы. С 10 янв. 393 г. соправитель своего отца Феодосия и старшего брата Аркадия. В дек. 394 г. в Медиолане (совр. Милан) по завещанию имп. Феодосия получил в управление зап. часть Римской империи (диоцезы Италия, Африка, Галлия, Испания, Британия, Зап. Иллирик). Из-за молодости Г. первоначально реальная власть была сосредоточена в руках военачальника Стилихона (до 408), занимавшего пост magister militum (главнокомандующего) и женатого на двоюродной сестре Г. Серене. Старшая дочь Стилихона Мария (с 398) была женой Г., после ее смерти (408) он женился на ее младшей сестре Фирманции ( 27 июля 415, Равенна); детей не имел. В период регентства Стилихона империя отражала набеги вестготов, возглавляемых риксом Аларихом. В 395 г. Аларих совершил рейд в Ахайю, где разграбил Коринф, Мегару, Спарту и ряд др. городов. Стилихон c переброшенными из Иллирика войсками в кон. 395 - нач. 396 г. остановил и заблокировал Алариха в Эпире. Однако полного разгрома вестготов не последовало. В результате правительство Аркадия вступило в соглашение с Аларихом и предоставило ему пост magister militum диоцеза Иллирик. Дальнейшие взаимоотношения между имперской администрацией и Аларихом строились на взаимном шантаже: правительство угрожало лишить Алариха офиц. статуса, а он в обмен на свою лояльность требовал все новых контрибуций. В 401-402 гг. вестготы вторглись в Италию, осадили Аквилею и Медиолан, но вскоре были разбиты Стилихоном и вернулись в приграничные районы Иллирика. В 404 г. из-за уязвимости Медиолана столица Зап. Римской империи была перенесена в Равенну. Новая столица, окруженная низменной, частично заболоченной равниной, была труднодоступна с суши и, будучи портовым городом на Адриатическом м., имела прочную связь с Вост. Римской империей и любыми пунктами Средиземноморья.

http://pravenc.ru/text/166141.html

Такое разделение командования, несомненно, основывалось на том соображении, что командующий лишь одного из родов войск не мог быть опасным для императорской власти. Однако это своеобразное разделение было вскоре отменено, и достаточную гарантию безопасности стали видеть в том, что при каждом императорском дворе назначалось по два командующих, которые носили титул презентальных (т.е. присутствующих при особе императора) магистров конницы и пехоты (magister equitum et peditum praesentalis). В восточной части Империи, напротив, появляется даже три командующих отдельными военными округами: магистры армии Востока, Фракии и Иллирика (magistri militum per Orientem, per Thracias и per Illyricum). Они командуют расположенными в их округах частями comitatenses, и, кроме того, им подчиняются дуксы (duces) – командующие пограничными войсками в отдельных провинциях, в то время как два magistri militum praesentales командуют дворцовыми войсками. Так на византийской территории появилось пять главнокомандующих с раздельной компетенцией; все они подчинялись непосредственно императору, который воплощал собой единство верховного командования. Только с момента создания сильной подвижной армии (comitatenses) пограничные войска (limitanei) также получают значение особой категории войск, которые выполняют специальные задачи защиты границы. Расположенные в областях лимеса солдаты в качестве платы за свою службу получают в собственность участок земли. Таким образом, они представляют собой ополчение оседлых крестьян, которые живут с дохода от своих владений и обеспечивают защиту границы: учреждение, которому в византийской Империи было суждено большое будущее. Характерным явлением была растущая варваризация римско-византийского войска. Наиболее пригодным и ценимым элементом в императорской армии были варвары, а среди подданных империи – иллирийцы. Число иностранных наемников постоянно росло, и с IV в. знатные варвары во все большем числе проникают в офицерский корпус. Далее, характерным был рост значения конницы в римско-византийском войске, что не в последнюю очередь было обусловлено тем, что Империя должна была приспосабливаться к тактике войск персидской Сасанидской империи, которая главным образом заключалась в использовании конных подразделений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

530 Молчание для некоторых учеников Пифагорейской школы было обязательным требованием. По этому предмету от Пифагора сохранились, между прочим, следующие правила: «прежде всего прочего удерживай язык свой», «должно упражняться в молчании» (см. у † проф. И.Н. Корсунского, Изречения древнейших греческих мыслителей, выбранные из сочинений Диогена Лаэрция, Плутарха, Стобея и др., Харьков 1887, стр. 109. 112). 535 Это имя звучит в настоящей связи несколько странно; посему не следует ли читать тут название какого-нибудь греческого божества, напр., σν Βρομ (вместо σν Ενομ), т.е. с Вромием­Вакхом? 539 Предполагается, что это письмо послано ранее 446 года (см. у † проф. В. В. Болотова в «Христ. Чтении» 1892 г., 7–8, стр. 82 и ср. к письму 42-му на стр. 40,4). 542 Опускаем далее письмо XVI-e, как почти вполне тожественное с прежде известным под 58-м (см. выше на стр. 54,2). 543 Нам известен военачальник (magister militum per Orientem) Дионисий, которому было поручено принудить некоторых непокорных епископов «восточных» примириться с Иоанном Антиохийским, а чрез него – и с Кириллом Александрийским . См. Synadicon, сар. CXXXV, CXLII, CXLIII, CLXXIX, CLXXXÏ Migne, gr. ser. t LXXXIV, col 750–751. 758. 758–759. 796. 797–798 и см. ниже 235 (гл. 60), 249 (гл. 133) и 258 (гл. 146). Письмо это отправлено в Антиохию, – по всей вероятности, – в 447 году. См. к письму 42-му на стр. 40. 545 Т.е. praefectus praetor " o urbis, каким в конце 447-году был Константий или Константин (comitis Marcellini Chronicon: Migne, lat. ser t. LI , col. 927), к которому – именно по этому предмету – отправлено письмо 42-е (стр. 40–44). 549 Вообще, земельные отношения были тогда тягостны (см. выше стр. 43,2), и в папирусах нередко встречается, как даже откупщики разорялись бежали и пр. (см. у проф. А.М. Придика, Греческие папирусы, Варшава 1907, стр. 38). 553 Может быть, здесь разумеется письмо 47-е (стр. 48–50), хотя и не видно, чтобы оно было оправлено чрез Филиппа. 554 Современник блаж. Феодорита, живший на горе в 30 стадиях (около 42 верст) от Кира. См. «Историю боголюбцев», гл. 21 (Москва 1853), стр. 161–184, и ср. у † проф. В.В. Болотова в «Христ. Чтении» 1892 г., 7–8, стр. 82. См. еще письма 42 (стр. 441 и 44 (стр. 46–47).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

L’Iran... Р. 337, 354. 100 Пераний оказался затем на службе у византийцев, принимал участие в войне с готами (В. G. 1.5.3) и с персами. См.: ниже II.27.42. 101 Ириней был уроженцем Антиохии. Видимо, это то же самое лицо, о котором упоминает Прокопий в «Тайной истории» (XIX. 16). См.: PLRE. II. Р. 625 – 626. 102 В 528 г. Сита получил пост магистра милитум per Armeniam, а в 531 г. стал magister militum praesentalis. Имел звание консула и патрикия. Был женат на сестре императрицы Феодоры – Комито. Исследователи высоко оценивают деятельность Ситы, полагая, что он нисколько не уступал Велисарию как полководец, а как политик даже его превосходил. См.: Stein Е. Histoire da Bas-Empire. Paris; Bruxelles; Amsterdam, 1949. Т. 2. Р. 288 – 289. 103 Нарсес и Аратий, так же как и их брат Исаак, принадлежали к известному армянскому роду Камсаранан. См.: Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971. С. 26; Stein Е. Ор. cit. Р. 292 et N. 1. 105 События, о которых идет речь, относятся к 527 г. Ливеларий имел должность стратилата Востока. После его смещения с этого поста на него был назначен племянник Анастасия I Ипатий. См.: PLRE. II. Р. 675 – 676. Велисарий же получил должность дукса Месопотамии, которую ранее исполнял незадолго до этого умерший Тимострат. См.: Zach. IX. 2. 106 По мнению Б. Рубина, Куца и Вуза были сыновьями Виталиана. См.: Rubin В. Das Zeitalter... S. 485. Anm, 747. Ср. PLRE. II. P. 1171. Однако прямых данных по этому поводу нет. Более того, кажется маловероятный, чтобы Прокопию, который хорошо знал этот круг людей и который неоднократно упоминал о племяннике Виталиана Иоанне, не был известен подобный факт, имей он место. 107 Об устройстве крепости Миндуй (Биддон) и битве при ней сообщает Псевдо-Захария. См.: Zach. IX. 5. Описывая битву при Миндуе, Прокопий вместе с тем опускает удачные военные действия Ситы на севере, в Армении. Вообще полной картины военных действий в Месопотамии в 528 – 530 гг. историк не дает, сосредоточиваясь главным образом на действиях Велисария.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

54 Об обладавшем чудодейственной силой отшельнике Иакове известно и из житийной литературы. См.: AASS (August. 2). Приведенная здесь легенда свидетельствует о том, что Кавад старался щадить религиозные чувства местного населения. 55 Как видно из этой фразы, несмотря на усилия константинопольской дипломатии, эфталиты выступили на стороне персов, 56 По свидетельству Псевдо-Захарии, амидяне прикрепили к зубцам стен цепями матрасы и таким образом принимали удары баллист. См.: Zach. VII. 3. 57 О хитрости с холмом, хотя и с некоторыми различиями в деталях, сообщают Иешу Стилит и Псевдо-Захария. См.: Josh. Styl. Ch. 50; Zach. VII. 3. 58 Употребление Прокопием словосочетания «так называемые» в применении к монахам некоторые исследователи рассматривают, с одной стороны, как почтение к этой части духовенства, с другой стороны, как подчеркнутую отстраненность историка от религиозной темы. См.: W. III. Erläuterungen: S. 463 zum §22. В действительности, это всего лишь описательная формула, используемая Прокопием, писавшим в традициях аттикизма, для явлений и реалий, не существовавших в произведениях античных авторов. Ср. Cameron Al. Agathias. Oxford, 1970. Р. 75, 98 – 99. 59 По свидетельству Иешу Стилита, войска были посланы из Константинополя в апреле 503 г. См.: Josh. Slyl. Ch. 54. 60 Полководец Ареовинд и по отцовской, и по материнской линии принадлежал к высшей военной знати; сын внучки всесильного некогда Аспара Диагисфеи. Консул 506 г. Женат был на Юлиане, принадлежавшей к аристократическому роду Анициев. В 512 г. во время восстания в Константинополе народ хотел провозгласить его императором, однако он испугался оказанной ему чести и бежал на противоположный берег Золотого Рога. См.: PLRE. II. Р. 143 – 144. 61 Келер – иллириец, земляк императора Анастасия, – занимал пост магистра оффиций в 503 – 518 гг. и играл в государстве весьма важную роль при всем том, что не одобрял религиозной политики императора, являясь приверженцем православия. См.: PLRE. II. Р. 275 – 277. 62 Речь идет о Флавии Патрикии, консуле 500 г., магистре militum praesentalis 500 – 518 гг. Источники описывают его как справедливого и прямого мужа, но в 503 г. он был уже достаточно стар и, по словам Псевдо-Захарии, отличался слабостью ума. См.: Zach. VII. 4. Ср.: PLRE. II. 840 – 842.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

У старообрядцев и греко-католиков антиминс всегда развернут и лежит между катасаркой (κατασαρκος – нательный, простирающийся по телу: нижний покров, располагающийся непосредственно на Престоле; в быту – ст.-слав, срачица – сорочка, рубашка, или приплотие) и индитией (νδτη – одежда; верхнее облачение Престола из светлой ткани), а илитон лежит сверху; у старообрядцев антиминс пришит к катасарке по обычаю, бытовавшему до XVII в. На антиминсе обычно изображается Положение во гроб (могут быть и иные сюжеты), у старообрядцев – трисоставный Голгофский крест. Антиминс должен быть подписан архиереем с указанием, к какому храму и какого числа он освящен. 133 Когда священник находился в пути, ему нередко приходилось совершать приватное вычитывание: нищенствующие монахи, живущие без stabilitas loci (постоянства места), за пределами монастырей не могли участвовать в молитве в хоре, и они совершали часы приватно. Студенты средневековых университетов, готовившиеся стать клириками, которым как бенефициатам давалось поручение совершать службу Часов, «по совету моралистов стремились по возможности через приватное вычитывание» как бы загладить удаление от своих церквей. 134 Средневековая римская schola представляла собой подобие древнего института коллегий со своими церковью, кладбищем, управлением, святым патроном. Некоторые ученые сближают scholae с позднейшими цеховыми объединениями. Первоначально schola означала дом, где собирались люди одного рода занятий для обсуждения общих дел. Позднее по названию места собраний стали называться и их члены (scholaes), составлявшие союз, который обладал правами гражданской коллегии со своим уставом (pacta), должностными лицами, пра- вами и обязанностями. " Помимо scholae cantorum, объединявшей папских певчих, известны также объединения народного ополчения (publicus numerus militum), нотариусов (schola forensium) и иностранцев (schola peregrinorum; были и специальные национальные коллегии, например, schola Graecorum). Читать далее Источник: Общая история церкви. В 2 томах. Том 1. От зарождения Церкви к Реформации. I-XV века. Книга вторая. Доктринальные вызовы Церкви. IV-XV века./(под ред. Симонов В.В.) Уч. пос. для вузов по спец. 030600.62 «История». – М.: Наука, 2017. – 809 с. – (Труды исторического факультета МГУ: 78–81; Сер. II. Исторические исследования, 35–38). ISBN 978–5-02–039218–2; ISBN 978–5-02–039227–4 (Т. 1. Кн. 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постоянным принципом Византии было – никогда не признавать понесенных монархией территориальных потерь. Константинопольские базилевсы, неизменно считая себя законными наследниками цезарей, мало смущались тем, что на самом деле некоторые провинции превратились в независимые королевства. Они никогда не считали этих отчуждений окончательными и законными, и безусловно держались за исторические права империи на эти утраченные области. В их глазах варварские короли, водворившиеся в Африке, Италии и Галлии, оставались связанными с византийским двором тесными узами вассальной зависимости: они были представителями базилевса, его уполномоченными, слугами, и, чтобы отметить эту зависимость, императорская канцелярия жаловала этим государям титулы и достоинства придворной иерархии. Таким образом Анастасии даровал Хлодвигу консульские знаки отличия и достоинство патриция и, по мнению византийских политиков, франкский государь управлял народами Галлии в качестве как бы вице-императора. 568 На таком же основание и остгот Теодорих занял Италию и управлял ею, и в этом отношении особенно знаменателен принятый в Византии способ изложения истории этой оккупации «Император Зенон, говорит Иордан, узнав, что Теодорих избран своими соплеменниками королем, одобрил этот выбор и повелел новому главе предстать перед ним. Он оказал ему самый почетный прием и дал ему место в ряду придворных сановников. Потом он его назначил magister militum ; он сделал его даже консулом, что считается высшим благом и первой почестью мира сего. Король Теодорих связал себя с императором личным обязательством; он стал его сыном по оружию и его клиентом. Однажды он сказал: «я ни в чем не имею недостатка с тех пор, как стал вашим служителем; однако я прошу Вашу Милость выслушать благосклонно голос моего сердца». После того, как ему было дано разрешение свободно высказаться, он добавил: «Италия и город Рим, эта столица и госпожа мира, находятся во власти варварского короля, который угнетает ваш сенат и эту часть империи; пошлите меня с моими готами; лучше, чтобы я, раб ваш, обладал этим королевством по дару от вас». Зенон на это согласился и послал Теодориха в Италию, подчинив ему сенат и римский народ. Победитель Одоакра и повелитель Италии, Теодорих получил от императора разрешение снять с себя одежду своего народа и облачиться в одеяние римских сановников, что обозначало, что он царствовал одинаково, как над римлянами, так и над готами. Много времени спустя, когда он был близок к смерти, он призвал своих комитов и советовал им любить сенат и римский народ и оказывать всегда благоговейное почтение государю, который царствует в Константинополе». 569

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010