—548— рации зависела от условного призывания в ней ira deorum, – гнева богов, что естественно внушало страх (metus deorum) и побуждало к хранению клятвы. 463 Отсюда и sacramentum рисуется пред нами как средство, обладавшее наиболее интенсивной связующей энергией, орудие, которым devincitur fides. Вполне понятно, поэтому, постоянное сочетание термина sacramentum с глаголами obstringere (Curt. 7, 1, 29; Just, 1, 9, Sil. 10, 448), obligare (Cic. offic. 1, 11), – связывать, обязывать, и solvere (Tac. Ann. 16, 13) – развязывать, exuere (Tac. Hist. 1, 55, 15; III, 42, 9) – скидать, rumpere (Tac. Hist. I, 12, 3, Liv. 28, 27) – рвать. Все эти глаголы в других местах обыкновенно сочетаются с такими словами, как vincula (оковы), jugum (ярмо), nodum (узел), catenae (цепи), – все такие термины, которые вызывают представление о связывании. Встречающийся у Ливия оборот: religio sacramenti (religionem sacramenti rumpere, Liv. 28, 27) рельефно выдвигает вперед это, скрытое в содержании sacramentum, представление о связующей энергии. Это было affirmatio religiosa по преимуществу. Как мы уже говорили, центр связующей энергии военной клятвы (sacramentum) находился первоначально в metus deorum. С течением времени, когда среди римлян начал слабеть timor deorum и они стали относиться скептически к угрозам религиозного характера, то их трудно уже было устрашить призыванием ira deorum. Тогда центр связующей энергии стал перемещаться в сторону этического момента верности (fides) данному слову и уже Цицерон объясняет, что jusjurandum non ad iram deorum, quae nulla est, sed ad justitiam et ad fidem pertinet (De offic. III, 29). Впрочем надо заметить, что и этическое понятие fides, благодаря склонности римлян к дивинизации отвлеченных понятий, превратилось в богиню того же имени (Fides), ставшую наряду с такими божествами как Pax, Victoria, Virtus, Concordia (Juv. —549— sat. 1,115. 116). Fides была даже индивидуализирована, как Fides legionum, exercituum, militum. 464 Как существенный признак, прежде implicite заключавшийся в sacramentum, fides теперь выходит наружу и поставляется подле термина sacramentum (fides aut memoria prioris sacramenti у Тацита Hist. I, 56, 8), а слово fidus в применении к воинам становится равносильным выражению: qui sacramentum nondum exuerat (Tac. Hist. III, 42, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евдоксия умерла в результате осложнений после выкидыша, и правительство Аркадия перешло в руки восточного префекта претория, Анфимия, которого возвысили до ранга патриция. 1315 Пульхерия (399–453 гг.) – старшая дочь Аркадия и Евдоксии. После смерти Аркадия в 414 г. провозглашена августой. Анфимий, по сути, управлявший империей в течение 6 лет, был отправлен в отставку. Отличалась благочестием (приняла в соборе св. Софии обет безбрачия). Руководила воспитанием и обучением своего брата Феодосия II, который до своей смерти в 450 г. находился под ее влиянием. 1318 Требигальд (Трибигильд) – военачальник, предводитель готских военных подразделений, располагавшихся во Фригии (готы были поселены там Феодосием I). По словам Сократа (VI, 6), он стал дестабилизировать обстановку по якобы имевшейся договоренности с Гайной. Последний хотел стать правителем этой области. Под давлением Требигальда и Гайны император был вынужден отправить в отставку Евтропия. 1319 Гайна – трансдунайский гот, командовал войсками на р. Фригиде, в 395–399 гг. comes rei militaris. По возвращении на Восток убил Руфина. В 399 г. был обвинен в сговоре с Трибигильдом. Участник смещения Евтропия. В вопросах веры придерживался арианства. Подробнее см. ниже. 1320 Фравитта Флавий – гот, язычник, перешедший на службу к римлянам. Возможно, занимал пост magister militum per Orientem. За успешную борьбу с Гайной в 401 г. был награжден консульством. Обвинен фаворитом императрицы Евдоксии Гиераксом и казнен. 1321 Олимпий до 408 г., вероятно, занимал пост magister scrinii. Возвысился благодаря Стилихону, но затем выступил против него в Тицине (см. XII, 1). Занимал пост magister officiorum. Успешно сражался против войск Атаульфа. Позднее бежал в Далмацию и был приговорен к смерти Констанцием III. 1322 Стилихон был женат на двоюродной сестре Гонория – Серене. Сенаторы внушили Гонорию, будто Стилихон объединился с Аларихом, желая посадить на престол своего сына. 1323 По наущению сенаторов войско подняло мятеж против Стилихона у Тицина, и полководец вынужден был сдаться власти. Казнь Стилихона совершилась в Равенне 23 августа 408 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

207 В жертвенные чаши вливалась кровь животных, закалавшихся в жертву, которая и выливалась потом на нижнюю стену жертвенника, или четыре угла его, которые были прямоугольны и над которыми возвышались четыре столба, похожие на рога (cf. Calmet. comment. р. 709). Non hi qui caesi sunt, – как толкует блаж. Иероним, – ebrii erunt sanguine suo: sed hi qui vicerint quasi ebrii cum desperatione pugnabunt, et placebunt Domino quasi altaris cornua, ejusque libatio. Hoc enim intelligitur in phialis, quibus super altare liba funduntur (comment. p. 256). Eritque, – как читаем в халдейском парафрасте, – anima eorum plena deliciis, sicut phiala, quae plena est simila et oleo, et splendebunt sicut sanguis, qui splendet in parietate altaris. 208 Quoniam ipse est conditor omnium, – говорит св. Кирилл Алекс., – merito item populus ejus dicentur, qui olim erraverant: quos ut gregem a latronibus abactum Christus salvavit, falsis pastoribus ejectis, et genere humano in tutelam suam recepto (comment. p. 743). Salvabit, – говорит блаж. Иероним, – Dominus eos sicut oves et gregem populi sui. Non enim ut armatus exercitus et instructus arte bellandi adversum Macedones dimicabit, sed veniet quasi grex paratus ad mortem, et Domino auxiliante superabit (comment. p. 256). 210 Dicit vates, Rosenmuller пишет, fore, ut aevo illo fortunatissimo Hebraei ad summum dignitatis fastigium perveniant, ut instar lapidum coronae reputentur, qui rari sunt et maximi pretii, elevantes sese, qui in altum sublati, quippe coronae inserti, omnium oculos feriant, et ipso adspectu cuivis admirationem injiciant (comment. p. 202; cf. I. D. Michaelis in supplem. p. 1623). 211 Terram, – Calmet пишет, – dabit (Deus) bonis omnibus cumulatam, frumenti et vini copiam; frumentum electum, eximium, adolescentes milites robore implens; et vinum dulce, facundas faciens adolescentulas, illas hilaritate complens, laetaque carmina docens. Frumentum adolescentium electorum, et vinum facundas faciens adolescentulas, sacro furore agitans, vel etiam fortes efficiens, aut foecundas; omnes quippe hasce explicationes patitur Hebraeus; est sanctissimum Eucharistiae sacramentum, verum fidelium ac militum robur ac vis; nampe Christianorum, qui assiduis undique praeliis obnoxii sunt, ut fidei depositum, et innocentiam tueantur. Idem hoc vinum foecunditatem, hilaritatem ac vires Christianis virginibus, infivmisque animabus elargitur, divina quadam ebrietate illas agens, qua omnes mundi et carnis illecebras spernunt ac superant (comment. p. 709).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Судя по дате, можно предположить, что накануне праздновалось Богоявление. Нача­лось беспощадное умерщвление амидян, которое не прекраща­лось, пока к Каваду «не подошел старец-священник и не сказал, что не царское это дело – избивать захваченных в плен. Кавад, все еще охваченный гневом, ответил ему: “А почему вы решили воевать со мной?” Тот, подхватив его слова, сказал: “Божья воля была передать тебе Амиду не по нашему решению, а в силу тво­ей доблести”. Каваду очень понравились эти слова, и он запре­тил впредь кого-либо убивать, но велел персам грабить богат­ства, а оставшихся в живых обращать в рабство» 907 . В Амиде шах оставил гарнизон из тысячи воинов и вернулся назад, велико­душно отпустив пленных на свободу. Получив известие о падении Амиды, Анастасий направил на границу с Ираном войска, разделенные на четыре армии под командованием магистра Востока Ареовинда, правнука знаме­нитого Аспара, и зятя западного императора Олибрия, Келера, подобно Анастасию, выходца из Иллирии, имевшего должность магистра militum praesentalis, то есть командующего войсками, дислоцированными в столице и охранявшими дворец – Проко­пий называет их по-гречески дворцовыми тагмами. Еще двумя армиями командовали племянник императора Ипатий и фриги­ец Патрикий. В составе войск находились и другие выдающиеся генералы: будущий император Юстин, колх, или лаз Фаресман, Годидискл и Весса – из тех остготов, которые не последовали за Теодорихом Великим в Италию, комит федератов Патрикиол, романизованный гот, и его сын Виталиан, десять лет спу­стя учинивший мятеж. Казна вооруженных сил, участвовавших в походе, находилась в распоряжении египтянина Апиона, имев­шего сан патриция и на время войны наделенного Анастасием чрезвычайными полномочиями бесконтрольного распоряжения денежными средствами, но при этом войска не имели едино­го главнокомандующего, – вероятно, Анастасий опасался, что в его лице он рисковал столкнуться с претендентом на верхов­ную власть. Командование войсками, не имея единого началь­ника, действовало несогласованно, генералы перессорились между собой, и летом 503 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

От времени Анастасия сохранилось несколько законодательных актов, имеющих отношение к земельному хозяйству и к наследственному праву. Прежде всего имеем в виду эдикт префекта претории Зотика, которым возложена тяжесть ответственности за неплатеж податей на частную земельную собственность. Этим законом ( επιβολ), который прилагался с особенной силой при Юстиниане, соблюдались интересы казны и нарушалось право частных собственников, подлежавших дополнительным сборам 181 . Не менее того важны постановления о колонате, о принудительной закупке хлеба ( συνων), которые вошли в кодекс Юстиниана и имели продолжительное действие в империи. В царствование Анастасия окончательно разрешился вопрос об основании в Италии германского королевства. После насильственной смерти Одоакра Феодорих остался единственным властителем Италии. Последовавшие затем события показывают, что Феодорих весьма обдуманно шел в Италию и знал, какая роль выпадала остготам в завоеванной ими стране. По германскому обычаю готы провозгласили Феодориха своим королем. От политического такта нового короля зависели ближайшие мероприятия в Италии. Будучи королем остготов, по отношению к итальянскому населению он являлся носителем римского военного звания magister militum и действовал в качестве представителя императора. Как осуществится в практической жизни это двойное положение – об этом, конечно, нельзя было гадать в то время. Но Феодорих спешил успокоить итальянское население прекращением военных действий, дав ему понять, что для итальянцев нет опасности в готском завоевании, что, напротив, готское войско будет оберегать мир в стране. При посредстве местного католического духовенства арианский король объявил амнистию по всем политическим делам и дал обещание жителям Италии сохранить для них римские законы, под которыми они жили, и оберегать их готской военной силой Посмотрим, однако, как Феодорих относился к своим обязанностям по отношению к империи, как он смотрел на свою роль наместника, имевшего определенные поручения от императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Фасад собора в Берчето. XII в. Сполетийские наместники (здесь Тургий и Леонтий названы военачальниками (magistri militum), а Марциан - проконсулом) донесли императорам Диоклетиану (284-305) и Максимиану (286-305) о распространении христианства усилиями проповедников, прибывших из Сирии. Императоры издали декрет (датированный, согласно Мученичеству, 23 июля) о розыске христиан и об их осуждении в экстраординарном порядке (sine auditione). После получения декрета загородная «крипта» в Сполетии, служившая местом собраний христиан, была захвачена воинами, к-рые арестовали всех находившихся там христиан и привели их к Тургию, Леонтию и Марциану (в этом месте наместники названы консулами). Консул Марциан предложил им принести жертвы богам в соответствии с имп. указом, но К. и А. от лица всех христиан отказались и были отведены в темницу. Марциан велел казнить всех проч. христиан. Синклета похоронила их тела в своей усыпальнице на кладбище Понтиана (на месте совр. ц. Сан-Понциано). Вскоре Марциан устроил на городском форуме перед храмом Юпитера суд над К. и А., где присутствовали все видные горожане. Когда мучеников вели на форум, они пели псалмы и славословили Бога. Указывая на храм, Марциан велел К. и А. подчиниться имп. указу и принести жертвы богам, но мученики отказались и были подвергнуты пыткам. Увидев твердую решимость христиан не поклоняться ложным богам, мучитель вернул их в тюрьму, а затем приказал военачальнику Леонтию отвести их в г. Фульгиния и там казнить. Воины под командованием Леонтия доставили К. и А. в Фульгинию и обезглавили их неподалеку от городских стен (мученики были казнены 10 дек.). Когда Леонтий возвращался в Сполетий, чтобы доложить Марциану об исполнении приговора, на него напал медведь, и Леонтий погиб. Ночью благочестивой матроне Евстахии, жившей в Фульгинии, явился ангел, возвестивший, что в миле от города, в месте, именуемом Танаритан, лежат тела казненных мучеников. Евстахия забрала останки К. и А. и похоронила в саркофаге в собственной усыпальнице, где покоились тела др. мучеников. В дальнейшем повествовании сообщается о подвигах др. святых, преимущественно св. Бриция.

http://pravenc.ru/text/1681159.html

На приверженцев Православия пытался опереться в своем мятеже против Анастасия Виталиан. И вот в новой ситуации, несмотря на то, что в разгроме мятежника решающую роль сыграл в свое время он сам, Юстин теперь, возможно – по совету племянника, решил приблизить Виталиана к себе. Виталиан был назначен на высшую военную должность командующего армией, расквартированной в столице и ее окрестностях, – magister militum praesentalis – и даже удостоен звания консула на 520 год, которое в ту эпоху обыкновенно носили император, члены императорского дома с титулами августов или цезарей и лишь самые высокопоставленные сановники из лиц, не принадлежащих к числу близких родственников автократора. Но уже в январе 520 года Виталиан был убит во дворце. При этом ему было нанесено 16 кинжальных ран. У византийских авторов находим три основных версии относительно организаторов его убийства. По одной из них, он был убит по приказу императора, поскольку тому стало известно, что он «замыслил поднять против него мятеж» . Это версия Иоанна Никиусского, в глазах которого Виталиан был особенно одиозен, потому что, приближенный к императору, он настаивал на том, чтобы монофизитскому патриарху Антиохии Севиру был урезан язык за его «проповеди, полные мудрости и обвинений против императора Льва и его порочной веры» , иначе говоря – против православного диафизитского догмата. Прокопий Кесарийский в «Тайной истории», написанной с неистовством одержимого ненавистью к святому Юстиниану, именно его называет виновником смерти Виталиана: самовластно правивший именем своего дяди, Юстиниан вначале «спешно послал за узурпатором Виталианом, предварительно дав тому ручательство в его безопасности», но «вскоре, заподозрив его в том, что он нанес ему оскорбление, он беспричинно убил его во дворце вместе с его близкими, отнюдь не считая препятствием для этого принесенные им ранее столь страшные клятвы» . Большего доверия заслуживает, однако, версия, изложенная значительно позже, но, вероятно, основанная на не сохранившихся документальных источниках. Так, по словам Феофана Исповедника, писателя рубежа VIII–IX веков, Виталиан был «убит коварным образом теми из византийцев, которые гневались на него за истребление столь многих соотечественников их при восстании его против Анастасия» . Повод подозревать Юстиниана в заговоре против Виталиана могло дать то обстоятельство, что после его убийства он занял должность магистра армии, ставшую вакантной, хотя в действительности у племянника императора, несомненно, имелись более прямые и неукоризненные пути к высшим постам в государстве, так что серьезным аргументом это обстоятельство служить не может.

http://pravoslavie.ru/59910.html

Во времена имп. Юстиниана федераты были давним и определенно сложившимся учреждением. Времена нашествия в самые недра империи целых народов были в далеком прошлом. В пограничных областях жили германские племена: эрулы, гепиды, лангобарды; занятие ими имперской территории совершалось на основе договора, и Прокопий называет их νσπονδι; но к ним не применялся старый римский термин foederati, изменивший в ту пору свое значение. Он обозначал людей другого состояния; осевшие в разных местностях империи германцы составляли класс военных людей, и обозначавший их термин foederati подводился под понятие milites. Это сказал сам император в одном указе сенату в таких словах: milites autem appellamus eos, qui tam sub excelsis magistris militum tolerare noscuntur militiam, quam in undecim devotissimis scholis taxati sunt, nec non eos, qui sub deversis optionibus foederatorum nomine sunt decorati. 934 В этом определении устанавливаются три категории военных людей с точки зрения подчинения их различным ведомствам: на первом месте названа регулярная армия, которая состоит под командой высших военных чинов – magistri militum; на втором одиннадцать схол, т. е. личная гвардия императора, состоящая в ведении высшего придворного чина – magister officiorum; 935 в качестве третьей категории являются федераты, наличностью которых ведают чиновники, выплачивающие им жалованье, optiones. Исконный в римской армии солдатский чин optio, означавший помощника центуриона в пехоте и декуриона в кавалерии, имел уже в армии времен Константина Великого особое и специальное значение, а именно: заведовать получением и раздачей солдатского довольствия в своей части. 936 Так оставалось это при Анастасии 937 и при Юстиниане. 938 По аналогии со строевыми частями, федераты имели своих оптионов, которые являлись промежуточной инстанцией в самом жизненном и существенном отношении между ними и центральным правительством. В этой связи интересно свидетельство указа Юстиниана от 542 года. Император борется против злоупотребления, ослаблявшего военные силы государства: отвлечения частными силами солдат и федератов на личную себе службу. Грозя тяжкими наказаниями виновным, император повелевает солдатам возвращаться в свои полки, а федератам – к своим оптионам: ο μεν στρατιται εις τος διους αριϑμος, οδε οιδερτος προς τος εαυτν πτονας πανελϑωσι. 939 Отсюда следует заключить, что оптионы каждого контингента федератов имели свое определенное местопребывание, где и исполняли лежащие на них обязанности. 940

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Маврикием. Но так как области с армянским населением были отвоеваны персами еще в правление Фоки, и более 20 лет не состояли под властью императора, то восстановление прежних отношений зависимости от центра государства получило иной вид. Ираклий поставил полномочного наместника из среды армянской знати, своего боевого сподвижника, Мжежа-Гнуни (Мезезий Феофана). После его смерти этот пост был предоставлен по настоянию местной знати его убийце, Давиду Сааруни. После переворота, отдавшего верховную власть Константу, его занял Валентин Аршакуни, а когда и он погиб во время народного движения в столице, – Феодор Рыштуни. Так как наместник Армении был, по условиям того времени, главнокомандующим в охране страны от внешнего врага, то мероприятие Ираклия было как бы восстановлением возникшего при Юстиниане Великом , в начале его правления, особого армянского командования, наряду с существованием магистра армии Востока. Новый пост был предоставлен знатному армянину Ситте (или Тцитте), за которого была выдана сестра императрицы Феодоры. Его титул был magister militum per Armeniam, 888 и пост этот замещался до тех пор, пока персы не отвоевали всех армянских областей в правление Фоки. Мероприятие Ираклия заключало в себе то существенное отличие от прежде действующих условий, что наряду с Мжежем-Гнуни и его преемниками не было назначаемых от двора представителей гражданской администрации в стране. Император назначал лишь своего полномочного наместника и притом из местной знати, которая сохраняла свои владельческие права относительно соплеменников. Охрана страны была организована в Армении в форме выступления в поход отдельных князей с известным контингентом своих людей, и наместник императора был общим командиром этой сборной силы. Епископ Себеос, который, живя в местных условиях, не представлял себе иной формы военной организации, определил положение Сумбата, сына Вараз-Тироца, когда он при Константе был назначен на старый пост магистра армии во Фракии, в таких словах: «начальник фракийских князей».

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Прежде всего обращает на себя внимание важный процесс, постепенно подготовляющийся в дукате Венеция, которая и после падения экзархата (756), и после подчинения Лангобардского королевства (774) продолжала оставаться под властью империи, хотя утверждение господства Каролингов в Италии ставило ее в весьма затруднительное положение. Находясь под управлением византийской военной власти magister militum, который имел в подчинении и Истрию, дукат, или герцогство, Венеция, под которым следует понимать целый ряд городов и торговых поселений, начиная от Аквилеи и Градо и продолжая до устьев Бренты, в занимающее нас время еще только вступал на путь политического обособления и с большим искусством воспользовался для этого своим положением между сферами влияния двух империй . Без сомнения, Венеции было бы невозможно достигнуть блестящего материального положения и политической самостоятельности, если бы ее не оберегала взаимная боязнь и соревнование двух сильных соседей. Уже в конце VIII в. здесь заметна попытка избирать наследственных дук, которые притом при своей жизни назначали себе в соправители сыновей или родственников. Византийское правительство смотрело сквозь пальцы на это отступление, лишь бы дука признавал себя в зависимости от империи. Дальнейший шаг к обособлению состоял в учреждении своей епископии в Оливоло, чем ослаблялась связь с Истрией и с патриархатом Градо. Покровительствуемая за свою верность императорским флотом и имея торговые привилегии для своих купцов, которые плавали по всем морям империи и вели прибыльную торговлю с восточными приморскими городами, Венеция очень ясно понимала свои выгоды и хорошо определяла свои отношения к западному и восточному императорам. Организуя итальянское управление, Карл Великий не мог не уступить Венеции некоторых торговых преимуществ в Италии, но, когда прекратились сношения с Византией, он сделал распоряжение о том, чтобы венецианским купцам был запрещен доступ в области прежнего экзархата. Скоро обнаружилась в Венеции борьба духовной и светской партий, первая тянула на сторону франкского, вторая — греческого влияния.

http://sedmitza.ru/lib/text/442865/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010