1 Geffcken, J. Zwei griechischen Apologeten. Lepzig und Berlin 1907. Cm. введении и комментарии. Wendland, P. Die hellenistisch-römische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum. Tübingen 1907, S. 150–160. Kremmer, M. De catalogis heurematum. Lipsiae 1890. Christ, W. Philologische Studien zu Clemens Alexandrinus. München 1900. Gabrielsson, 1. Ueber die Quellen des Clemens Alexandrinus. Upsala Th. I, 1906; Th. II, 1909. Сравн. И. Попов, Элементы греко-римской культуры в истории древнего христианства. Москва 1909, стр. 16–18. 22 Nemesius Emesenus. De natura hominis. Migne. Ser. gr. t. XL, col. 504–817. Русский перевод Ф. С. Владимирского. Почаев 1905 г. Его же наследование Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир 1912. 23 Советы аскетов в психологическом освещении см. в нашем исследовании Естественный нравственный закон. Сергиев посад 1897. 47 Schmidt. Ethik der alten Griechen. В. II, S. 93–96. Ovidius. Metamorphoses. Lib. XV, 120–126. 57 Amelineau. Histoire des monasteres de la Basse-Egypte. Texte copte et traduction francais. Paris 1894 p. 235–238. 96 Учение Оригена см. Redepenning. Origenes. Eine Darstellung seines Lebens und seiner Lehre, Bonn, 1841–1846. F. Böhringer, Kirchengeschichte in Biographien. В. I. Abth. 2. Hälfte 1. Zürich 1869. W. Möller. Geschichte der Kosmologie in der griechischen Kirche bis auf Origenes. Halle 1860. S. 536–560. J. Denis. Philosophie d’Origene. Paris 1884. Ch. Bigg. The Christian Platonists of Alexandria. Oxford 1886. 114 Confes. X, 29. Ibid. X, 31. De morib. man. I, 4. De civ. Dei. X, 1. Ср. De magistr. 46. De Trinim. ХШ. 6. 7. 25. 119 Кн. Е. Трубецкой. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Ч. I. Миросозерцание бл. Августина. Москва 1892. Стр. 22–23. G. Boissier. Etudes d’histoire religieus. VI. La conversion de saint Augustin. Rev. des deux mondes. T. 85 (1888) p. 45. 127 Et illa. quae jam de medio Babylonis fugeret, sed ibat in caeterisiejus tardior. Ibid. II, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/li...

38 DEO II.1.1: Inter Deum et Dominum ita quidam definierunt ut in Dei appellatione Patrem, in Domini Filium intellegerent ‹…› Sed tamen inuicem haec uocabula discernuntur. Primum enim naturae nomen est pertinens ad amorem; secundum potestatis, congruens ad timorem. 39 Etym. IX.3.17: ...Octavianus postea vero ‹…› pronuntiatum esset illi a populo ut vocaretur et Dominus, statim manu vultuque averso indecoras adulationes repressit et Domini appellationem ut homo declinavit... 40 Etym. VII.6.22: Nembroth interpretatur tyrannus. Iste enim prior arripuit insuetam in populo tyrannidem, et ipse adgressus est adversus Deum impietatis aedificare turrem. 41 Diff II.29: Concupiscentia namque carnis primum inlecebras uitiorum in cogitationibus gignit; concupiscentia uero spiritus e contrario cogitationes sanctas indesinenter opponit ‹…› Illa gaudet spectaculis rerum terrestrium, ista contemplation caelestium gaudiorum… Illa auaritiae flamma succensa appetit lucrum et fugit damna temporalium rerum; ista contemnens mundum solum sibi uindicat Christum ‹…› Illa ambitione honorum inficitur et humanis laudibus, uel inlecebris uanae gloriae delinitur; ista humilitatem amat, et soli Deo suo ‹…› placere delectat. (Etc.) 42 De civ. Dei. XIV.1: non tamen amplius quam duo quaedam genera humanae societatis existerent, quas ciuitates duas secundum scripturas nostras merito appellare possemus. Vna quippe est hominum secundum carnem, altera secundum spiritum uiuere ‹…› uolentium. 45 Sent. III.40.1: Iracundi doctores per rabiem furoris disciplinae modum ad inmanitatem crudelitatis conuertunt. 47 Tusc. disp. IV.52: An est quicquam similius insaniae quam ira?; Ibid. 77: itaque iratos proprie dicimus exisse de potestate, id est de consilio, de ratione, de mente; Sen. De ira. I.1.2: Quidam itaque e sapientibus uiris iram dixerunt breuem insaniam. Такое понимание гнева сохранится и во времена Исидора, см.: Mart. Brac. De ira. 1.2. 49 В виде всевозможных конфликтов, вплоть до войн с сопутствующими разрушениями, см.: Sen. De ira. I.2.1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Кан. 6 анафематствует (августиновский) детерминизм, иллюстрируемый на судьбах ап. Павла и Иуды Предателя, именно оба эта примера встречаются у бл. Августина. 396 В этом отношении характерно суждение бл. Августина в Retractiones, I, XV, где он должен защищаться от собственных мнений, высказанных в полемике с манихеями (de duab. anim.). Он должен объяснить причину зла в новорожденных детях, неспособных проявить свободу самоопределения. «Отвечаю, что они являются виновными (reos) по происхождению (от Адама)... Адам согрешил волею, и по причине этого грех вошел в мир,.. (п. 5) propterea non perturbat de parvulis questio, quia ex illius origine rei tenentur, qui voluntate peccavit, quando libero et ad faciendum et non faiciendum motu animi non carebat, eique ab opera malo abstinendi summa potestas erat (n. 6). T. o., первородный «грех», по бл. Августину, есть грех только для одного Адама, но является фактом дурной наследственности для его потомков. Между тем, именно он имеет решающее значение для порабощенности воли греху, вследствие которой природный человек причисляется к massa perditionis. Мрачный фатализм августинизма выступает здесь еще яснее. 397 Civ. XII, 27. Quis tamen impie decipiat, ut dicam Deum malas hominum voluntates, quas voluerit, quando voluent, ubi voluerit in bonum non Posse convertere? Sed cum facit, per misericordiam facit: cum autem non facit, per iudicium non facit. Quoniam cuius vult miseretur et quem vult abdurat . Secundum illam vero voluntatem suam, quae cum eius praescientia semoiterna est, profecto in coelo et in terra omnia quaecumque voluit, non solum praeterita vel praessentia. sed etiam futura iam fecit ( Ps. CIII, 3 bis) (De civ. Dei, 1. XXII, II, 2, 753, Mgn, t 41). Cp: Enchyr. 98. Поэтому и существует пророчества idem quippe Deus utraque aetemam beatitudinem sanctorum et perpetua supplicia impiorum promisit, utraque ventura esse praedixit (ib, c. III). 398 В IX веке споры о предестинационизме сосредоточиваются около имени Готшалька, который представил Собору в Quierzy (843) след.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

26 Aug. De civ. Dei. VIII. 4. Itaque cum studium sapientiae in actione et contemplatione versetur, unde una pars ejus activa, altera contemplativa dici potest; quarum activa ad agendam vitam, id est, ad mores instituendos, pertinet; De Consensu. I. 5. 8. Proinde cum duae virtutes propositae sint animae humanae, una activa, altera contemplativa... ilia est in praeceptis exercendae vitae hujus temporalis, ista in doctrina vitae illius sempiternae... ilia est in purgatione peccatorum, ista in lumine purgatorum. 34 Greg. M. Hom. in Ezech. II. 2. 8: Activa enim vita est, panem esurienti tribuere, verbum sapientiae nescientem docere, errantem corrigere, ad humilitatis viam superbientem proximum revocare, infirmantis curam gerere, quae singulis quibusque expediant dispensare, et commissis nobis qualiter subsistere valeant providere. Contemplativa vero vita est charitatem quidem Dei proximi tota mente retinere, sed ab exteriore actione quiescere, soli desiderio conditoris inhaerere, ut nil jam agere libeat, sed, calcatis curis omnibus, ad videndam faciem sui Creatoris animus inardescat; ita ut jam noverit carnis corruptibilis pondus cum moerore portare, totisque desideriis appetere illis hymnidicis angelorum choris interesse, admisceri coelestibus civibus, de aeterna in conspectu Dei incorruptione gaudere. Определение активной жизни восходит к таковому у Кассиана, однако здесь уже исключен монастырский контекст (см. Dunn 2003, 134–135). 35 Greg. M. Hom. in Ezech. II. 4. 6: Cum enim longe sit a continentibus et tacentibus excellentia praedicatorum, et valde a conjugatis distet eminentia continentium... Conjugati quippe quamvis et bene agant, et omnipotentem Deum videre desiderent, domesticis tamen curis occupantur, et necessitate cogente, in utroque mentem dividunt. Continentes autem ab hujus mundi actione remoti sunt. nullis noxiis ac difficilibus rei familiaris cogitationibus implicantur. Praedicatores vero non solum se a vitiis coercent, sed etiam alios peccare prohibent, ad fidem ducunt, in studio bonae conversationis instruunt. Sed mensura una trium est. tamen distantia in fide in qua tenduntur non est. una tamen erit omnibus vita beatitudinis.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

358 Verbum interius, intimum, mentale, quod manet intus, spiritualiter dicitur, rei conceptio spiritualis etc.; c.967: rerum verax notitia – tanquam verbum. 359 XV, XV, 25, c. 1078: Et tunc fit verum verbum, quando illud quod nos dixi volubili motione jactare, ad id quod scimus pervenit (ed. pervenerit). XV, XXVI, 47, c. 1094: [proleverbo] parta seu genita, voluntas ilia perficitur, eo fine requiescens, ut qui fuerat appetitus quaerentis, sit amor fruentis. 360 IX, XII, 18, c.972: idemque appetitus (выше: voluntas jam dici potest) quo inhiatur rei cognoscendae, fit amor cognitae; c. 1089: amor seu dilectiovalentior voluntas. 361 Cf. XV, XXI, 40, c. 1088: memoriae tribuens omne quod scimus, etiamsi non inde cogitemus, intelligentiae vero proprio modo quodam (ed. Lov. quamdam) cogitationis informationem. XIV, VII, 10, c. 1043 различаются: interior mentis memoria, interior intelligentia, interior voluntas, – haec tria simul semper sunt, et semper simul fuerunt ex quo esse coeperunt, sive cogitarentur, sive non cogitarentur. 364 Sol. 1,1: Nihil aliud habeo quam voluntatem. De civ. Dei, XIV, 6: omnes nihil aliud nisi voluntates sunt. 365 Ср. Siebeck в Zeitschrift fQr Philosophie und philos. Kritik, B.93, 1888,183: cupi-ditas et laetitia-voluntas in eorum consensione quae volumus, metus et tristitia-voluntas in dissensione ab his quae volumus. 366 XV, XIII, 22, c. 1076: [creaturae] ideo sunt quia novit. Quia ergo scivit, creavit; non quia creavit, scivit. etc. XV, XVI, 25, c. 1079: verbum Dei sine cogitatione Dei debet intelligi, ut forma ipsa simplex intelligatur, non habens aliquid formabile quod esse etiam possit informe. В будущей жизни и мы fortassis omnem scientiam nostram uno simul conspectu videbimus. XV, XXVI, 47, c. 1094: ubi (in Deo) nihil ex tempore inchoatur, ut consequenti perficiatur in tempore. XV, XXII, 43, c. 1090: [Trinitas] quod est, hoc est, atque incommutabiliter inter se ac semper aequalis est etc. 367 По мысли самого Августина, при его широком понятии о любви, его конструкция догмата о троичности и должна служить собственно разъяснением схемы: amans, et quod amatur, et amor. VIII, X, 14, c.960. XV, VI, 10, c. 1064.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

   Кратк. Изл. Бож. догм. гл. 17, в Хр. Чт. 1844, IV, 337—338. Довольно обстоятельно и раздельно об этом упразднении, но не уничтожении, закона ветхозаветного, рассуждает патр. Фотий в одном из своих писем (Photii Epist. ed. Londini 1651, epl. L. p. 103—105).     Πσις καθολικ.., Liber. Рар. Epist. ad episcop. orient. (apud Socrat. IV, 14); Clem. Alex. Strom. VI, 5. 17; Qrigen. contr. Cels. IV, 9; Euseb. Demonstr. Evang, 1, 5. 7. Fides catholica… Tertull. adv. Marcion. IV, 4; Augustin. de vera Relig. IX, n. 17; de util. cred. c. VII, n. 13. Disciplina Catholica… Augustin. de util. cred. c. VIII, n. 20.    Златоуст. на Ев. Матф. бесед. XV, л. 6. 7, стр. 283. 286—287; Euseb. Demonstr. Evang. 1, 4. 5. 6. 7; Praepar. Evang. 1, 1.     Σωτριον διδασκαλων…. Euseb. in Ρβ. XXXII, 8. — Σωτριον δγμα…. Euseb. Demonstr. Evang. 1, 5.    Ignat. ad Smyrn. n. VI; Justin. Apolog. II, n. 1; Tertull. de carn. Cliristi cIII; Iren. adv. haer. IV, 25, n. 1; Chrysost. in Rom. homil. VIII, n. 1. 4; Euseb Demonstr. Evang. 1, 5; in Ps. XXXII, 8; XCIX, 8; Theodoret. in Hebr, II, 3; Augustin. de civ. Dei X, 25; de Trinit. IV, 22, n. 27. II. О ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА... § 149. Связь с предыдущим, понятие о первосвященническом служении Иисуса Христа, истина сего служения и превосходство    Как Пророк, Христос-Спаситель только возвестил нам о спасении, но еще не совершил самого спасения: просветил наш разум светом истинного Боговедения, засвидетельствовал о Себе, что Он есть истинный Мессия, пришедший на землю взыскати и спасти погибших (Матф. 18:11); объяснил и то, каким образом Он спасет нас, каким образом мы можем усвоять себе Его заслуги, и указал нам прямой путь к животу вечному. Но самым делом Он спас нас от греха и от всех следствий греха, самым делом заслужил для нас живот вечный чрез служение свое первосвященническое. Это служение нашего Спасителя состояло в том, что Он, соответственно служению ветхозаветных первосвященников, которых главная обязанность была — приносить дары же и жертвы о гресех (Евр. 5:1), принес самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мipa, и таким образом примирил нас с Богом, избавил нас от греха и его следствий, приобрел нам вечные блага.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

687 Aug. De civ. Dei X.7: De ilia quippe superna civitate, ubi Dei voluntas intelligibilis atque incommutabilis lex est... 688 Aug. De lib. arb. 1.15.31: Recte judicas, dummodo illud inconcussum teneas, quod apertissime jam ratio demonstravit, eos qui temporali legi serviunt, non esse posse ab aeterna liberos; unde omnia quae justa sunt, justeque variantur, exprimi diximus: eos vero qui legi aeternae per bonam voluntatem haerent, temporalis legis non indigere, satis, ut apparet, intelligis (Августин. О свободной воле. 1.15.31: Ты рассудишь правильно, если твердо будешь придерживаться того, что тебе открыто покажет рассудок, а именно, что те, кто служит временному закону, не могут быть свободны от закона вечного, поскольку все справедливое и справедливо меняющееся есть [его] отпечаток. А те, кто по доброй воле следуют вечному закону, очевидно, как ты хорошо понимаешь, не нуждаются во временном законе). 691 Isidori Differ. 1.(172): Inter Delictum et iniustitiam. Delictum quidam leve putaverunt esse peccatum, quasi negligentis derelictum, iniustitiam vero immane aliquod saevumque commissum (Исидор. Дифференции. 1.(172): Между проступком и несправедливостью. Некоторые полагают, что проступок – это легкий грех, как бы небрежность человека беспечного, несправедливость же – некое жуткое и ужасное действие). 702 Io. 1.17: τι νμος δι Μωσως δθη, χρις και λθεια δι’Ιησο Χριστο γνετο. ( Ин.1:17 : ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. – Синодальный пер.). 703 См., например: Ps. Got. 5: odisti Domine omnes qui operantur inquitatem perdes omnes qui loquuntur mendacium; Ps. Got. 6: discedite a me omnes qui operamini inquitatem quoniam exaudivit Dominus vocem iletus mei; Ps. Got. 13: nonne cognoscent omnes qui operantur inquitatem qui devorant plebem meam sicut escam panis; Ps. Got. 35: ibi ceciderunt qui operantur inquitatem expuisi sunt nec potuerunt stare; etc. 704 Ps. Got. 7: convertetur dolor eius in caput eius et in verticem ipsius iniquitas eius descender

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

2587 De civ. Dei XI 10; ср. также De fide et symb. 9, 20; Confess. IV 14.29; De Trinit. V 5.6; V 10.11; VI 4.6; VII 1.2; VII 5.10; XV 5.8 (non ita est in illa ineffabili simplicique natura; quidquid enim secundum qualitates illic dici videtur, secundum substantiam vel essentiam est intelligendum). Из этой концепции Божественной простоты следует также, что все Божественные атрибуты тождественны между собой, ср., например, De Trinit. VI 1.2: Eadem quippe virtus quae sapientia, et eadem sapientia quae virtus est: ita igitur etiam de caeteris, ut eadem sit magnitudo quae virtus, et si qua alia, quae vel supra commemorata sunt, vel commemorari adhuc possunt. 2588 Plotin. Enn. II 6.1; V 3.12; V 5.10; VI 7.17; VI 7.41; VI 8.7–8; VI 8.12–13; VI 8.15; VI 8.21 и др. Плотин, так же как и Августин (Confess. IV 14.29), считал аристотелевские категории применимыми только к материальному миру, поскольку в умопостигаемом мире есть свои категории («высшие роды» из платоновского «Софиста», см. Enn. V 1.4; VI 2.3), которые одновременно тождественны и отличны друг друга согласно принципам «импликации и превалирования», рассмотренным нами выше в связи с учением об «умопостигаемой триаде» у неоплатоников и Мария Викторина. Вместе с тем, по мнению Д. Брэдшоу, источником учения Августина о «Божественной просте» могло быть и аристотелевское учение о Перводвигателе, который представляет собой первичную и простую сущность, находящуюся в состоянии чистой актуальности ( οσα πρ τη κα πλ κα κατ νργειαν), где совпадает сущность ( οσα) и деятельность ( νργεια, см. Aristot. Metaph. XII 7, 1072a 25–35; Брэдшоу. 2012. С. 348). 2589 См. Hilar. Pict. De Trinit. VIII 24; VIII 43: IX 31; Ambr. De fide I 16.106. и особенно: Victorin. Adv. Ar. I 4.11–15; II 1.28–32; III 1.19–30. Как мы показали выше в Главе II, этот принцип «субстанциальной простоты» Бога был чужд ранним латинским авторам, прежде всего, Тертуллиану . 2590 Как считается, латинский термин substantia изначально (не ранее Квинтиллиана) появился в качестве кальки именно термина π στασις, означавшего нечто реально существующее (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Литература Использованные материалы    γιος ωννης Πατριρχης εροσολμων//" Большой Синаксарь " - интернет-версия издания официального органа Элладской Церкви, Апостольской Диаконии -   Hieron. Ep. 82. 8//PL. 22. Col. 740-741   Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 4//PL. 23. Col. 358   Socr. Schol. Hist. eccl. V 15; Sozom. Hist. eccl. VII 14; VIII 1; Theodoret. Hist. eccl. V 35, 38   Hieron. Ep. 81//PL. 22. Col. 735   Hieron. Adv. Rufin. III 33//PL. 23. Col. 481-482   Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 11//PL. 23. Col. 363-364   Rufin. Apol. in Hieron. I 13, 16//PL. 21. Col. 549-554   ACO. Vol. 1. Pt. 5. P. 3-4   Ioan. Chrysost. Ep. 88//PG. 52. Col. 654-655   Oros. Apol. 3-6//PL. 31. Col. 1176-1178   Aug. De gest. Pelag. 14//PL. 44. Col. 337-343   Hieron. Ep. 143//PL. 22. Col. 1181-1182   Aug. Ep. 179//PL. 33. Col. 774-778   Aug. De gest. Pelag. 17//PL. 44. Col. 344-345   Hieron. Ep. 137//PL. 22. Col. 1163-1164   Aug. De civ. Dei. XXII 8; Sozom. Hist. eccl. IX 16-17; Marcellinus Comes. Chronicon/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. T. 11. P. 72-73; Theoph. Chron. P. 86; Le codex arménien du Jérusalem 121/Ed. A. Renoux//PO. Vol. 35. Fasc. 1. P. 170, 176-179; Revelatio Sancti Stephani//REB. 1946. Vol. 4. P. 178-217   Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 14//PL. 23. Col. 365-367   Sinait. iber. 34   PO. T. 21. P. 184   Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 55, 57, 180, 186-187   Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1]. P. 41, 45; [Pars 2]. P. 80, 98   SynCP. Col. 559-576   SynAlex (Forget). Vol. 2: [Textus]. P. 168-169; [Versio]. P. 166-167   Leroy. 1970. P. 132   PG. 48. Col. 1075-1080; Aldama A., de. Repertorium Pseudochrysostomicum. P., 1965. N 303   PG. 50. Col. 815-820; Aldama. Repertorium. 1965. N 494   PG. 54. Col. 590-593; Aldama. Repertorium. 1965. N 578   PG. 61. Col. 751-756; Aldama. Repertorium. 1965. N 355   BHG, N 1930m; не изд.   Esbroeck. 1971   ср.: Stiernon. 1972. Col. 572   Cyrille de Jéruslem. Catéchèses mystagogiques/Introd. A. Piédagnel. P., 1966. P. 75-78. (SC; 126)

http://drevo-info.ru/articles/13679934.h...

Важной чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо Которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена «Исповедь» (Confessiones) — лирико–философская автобиография, рисующая внутреннее развитие А. от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом А. сумел показать противоречивость становления личности (традиция литературных «исповедей» в европейской культуре до Руссо и Л. Толстого включительно представляет собой секуляризацию данного А. образца). От констатации темных «бездн» души А. пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая одна может вывести личность из греховной инерции и тем самым «снасти»; это положение явилось предметом полемики А. с пелагианами по вопросу о соотношении в деле «спасения» свободной воли и благодати, неоднократно возобновлявшейся впоследствии (напр., Готшальком в IX в., Лютером в XVI в., янсенистами в XVII в., Л. Шестовым и диалектической теологией в XX в.). Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде Божием» (De civitate Dei), который был написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 г. А. различал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т. е. государственность, которая основана на «любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» — духовную общность, которая основана иа «любви к Богу, доведенной до презрения к себе». Поскольку «град Божий» обречен в этом мире на бездомность и странничество, очевидно, что он не тождествен идеалу клерикально–институциональной теократии, в духе которого учение А. часто истолковывалось в Средние века. А. находил меткие слова для критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Он ясно видит то, что называет «мраком общественной жизни» (De civ. Dei, XIX, 6) — внутренние противоречия имперского престижа, карающей юстиции, вообще власти. Однако всякое насилие — от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия — для А. есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010