X, 15 - 16; De quant. anim. 5, 8). Августин приводит целый ряд случаев возникновения образов в «духовной природе» человека. Образы эти носят картинно-визуальный или «мысленный» характер. Августин различает двенадцать видов таких образов: 1. образы, возникающие в результате непосредственного чувственного восприятия реального предмета; 2. мысленное представление об отсутствующем, но известном нам предмете; 3. представление о предметах, которые мы не знаем, но в существовании которых не сомневаемся; 4. представление о предметах, о существовании которых у нас нет точных данных; 5. самопроизвольно возникающие в духе «разнообразные формы телесных подобий», т.е. игра фантазии; 6. мысленные образы предстоящих действий; 7. мысленные представления о предстоящих движениях и намерениях в процессе действия; 8. образы сновидений; 9. бредовые образы при болезни; 10. яркие и рельефные образы реальных предметов, возникающие при некоторых видах болезни или скорби; 11. мир отчасти фантастических, отчасти реальных образов, созданных душой; 12. образы, связанные с полным погружением в духовное зрение (De Gen. ad lit. XII, 23, 49). Большое значение, как мы уже видели (см. гл. III), придавал Августин «образу» и «подобию» в своей гносеологии, полагая, что процесс познания в чем-то тождествен с процессом уподобления и субъект познания в процессе познания приобретает некоторое «подобие» с объектом (De Trin. IX, 11, 16). Наконец, многие события Священной истории Августин склонен рассматривать с позиций аллегорически-символического подхода к тексту Писания, т.е. в качестве особых «образов», имеющих ярко выраженный религиозно-символический характер. Так, становление христианской церкви Августин осмысливает в образах сотворения мира (Conf. XIII, 12, 13); основные события жизни Христа представляются ему «образами» христианской жизни вообще (Enchirid. 52-53); все события ветхозаветной истории являются для него прообразами пришествия и жизни Христа и становления христианской церкви (De cat. rud. 27, 9-28, 10); Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

 De cat. rud. 24, 12; De civ. Dei I, 35. 57. 453  Ср.: Adam A. Der manichäische Ursprung der Lehre von den zwei Reichen bei Augustin.- Theologische Literaturzeitung. Leipzig, 1952, 77, S. 385-390. 454 Подробный анализ древнеримских концепций культуры см. в работе: Кнабе Г. С. Понимание культуры в древнем Риме и ранний Тацит. - История философии и во просы культуры. М., 1975, с. 62 - 130 455  Полный анализ использования Августином латинских авторов см. в работе: Hagendahl H. Augustine and the Latin Classics. Göteborg, 1967, Vol. 1-2. 456  Подробнее о понятии времени у Августина см.: Wundt M. Der Zeitbegriff bei Augustin. - Neue Jahrbücher für das klassische Altertum: Geschichte und Literatur. Leipzig. 1918; Boros L. Das Problem der Zeitlichkeit bei Augustinus. München, 1954; Lampey E. Das Zeitproblem nach den Bekenntnissen Augustins. Regensburg. 1960. 457  Августин цитирует Библию (Исх 3, 14). 458  Ср.: Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979, с. 79. 459 Августиновской экклесиологии посвящена работа: Benz E. Augustins Lehre von der Kirche. Mainz, 1954. 460  Подробнее см.: Nvgren G. Das Prädestinationsproblem in der Theologie Augustins.- Studia Theologica. Lund, 1956, vol. 12: Brown P. Op. cit., S. 348-356. 461  См: De vera relig. 19, 37; De civ. Dei XI, 10. 462  См. подробнее: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 26-27. 463  См. там же, с. 23-43. 464  Подробнее об эпикурейской эстетике см.: Лосев. А. Ф. История античной эстетики, [т. 5]; Ранний эллинизм, с. 179-317. 465  Достаточно, в частности, сослаться хотя бы на следующие работы: Mausbach J. Die Ethik des hl. Augustinus. Freiburg, 1909, Bd. 1-2; Schmaus M. Die psychologische Trinitätslehre des hl. Augustinus. Münster, 1927; Ritter J. Mundus intelligibilis: Eine Untersuchung zur Aufnahme und Umwandlung der neuplatonischen Ontotogie bei Augustinus. Frankfurt, 1935; Hendrix E. Augustins Verhältnis zur Mystik. Würzburg, 1936; Stumpf M. Selbsterkenntnis und illumination bei Augustinus. München, 1944; Burnaby J. Amor Dei: A Study of the Religion of St. Augustin. London, 1947; Hessen J. Die Philosophie des hl. Augustinus. Glock, 1948; Körner F. Das Prinzip der Innerlichkeit in Augustins Erkenntnislehre. Würzburg, 1952; Berlinger R. Augustins dialogische Methaphysik. Frankfurt, 1962; Schöpf A. Wahrheit und Wissen: Die Begründung der Erkenntnis bei Augustin. München, 1962; Mandouze A. Saint Augustin: L " aventure de la raison et de la grâce. Paris, 1968; Sage A. La vie religieuse selon Saint Augustin. Paris, 1972; Попов И. В. Указ. соч.; Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 181-340. 466

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Блаженный Августин видел новое отношение к миру и новое мировоззрение пронизанными идеей любви. Толкуя слова псалма: «Воспойте Господу песнь новую» ( Пс. 95:1 ), он указывает, что эту песнь можно петь молча, ибо она есть любовь: «...любовь сама есть голос к Богу; сама любовь есть новая песнь. Слушай, что есть новая песнь: Господь говорит: «Новую заповедь даю я вам, чтобы вы любили друг друга» (In 13,34) (Enar. in Ps. 95,2 ). Есть два вида любви, разъяснял Августин в толковании на другой псалом. Одна земная, нечистая, плотская, увлекающая человека ко всему преходящему, а в результате – в глубины ада. Другая – любовь святая, которая поднимает нас к высотам, воспламеняет в нас жажду вечного, непреходящего, неумирающего. Она возводит нас из глубин ада на небо. Каждая любовь обладает своей силой. Земная, как клей на крыльях, не позволяет летать. Надо очистить крылья от этого клея и взлететь с помощью двух заповедей: любви к Богу и любви к ближнему – в небо, в общество жителей горнего Иерусалима. В Песни песней есть великолепные слова: «Сильна как смерть любовь», но любовь в некотором смысле сильнее смерти, так как она умерщвляет нас, грешных, и возрождает для новой жизни. Разрабатывая новозаветные идеи любви к Богу и к ближнему, Августин приходит к убеждению, что всеобъемлющая любовь должна составлять основу жизни и служить главным стимулом познания мира и его Первопричины. Истинная любовь ведет к познанию Бога, а такой любовью, вторит Августин Новому Завету, «является то, что мы, держась истины, праведно живем и презираем все смертное, кроме любви к людям, в которой мы желаем, чтобы они вели праведную жизнь» (De Trin. VIII 7, 10). Он соединяет любовь к ближнему с состраданием: «...в чем бы ни выражалась наша деятельность среди людей, она должна быть проникнута состраданием и самой искренней любовью» (Ое cat. rud. 17, 1). Любовь к людям у Августина не самодовлеюща, она лишь путь к Богу, и он постоянно подчеркивает это. В период поздней античности человечество впервые пришло к идее всеобъемлющего гуманизма. Однако абсолютно бескорыстная любовь к людям была еще не доступна и не понятна человеку того сурового времени. Идея гуманизма могла быть принята, да и то далеко не всеми и не сразу (процесс этот затянулся на двадцать веков, как минимум), только освященная божественным авторитетом и в качестве пути к высокой духовной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чего больше? Он смотрел, кричал, горел и унес с собой безумное желание, гнавшее его обратно. Теперь он не только ходил с теми, кто первоначально увлек его за собой: он опережал их и влек за собой других» (VI 8, 13) 226 . Антигуманность и жестокость амфитеатра, подчеркнутая откровенность и грубость позднеантичных комических и мимических представлений, как и повальное увлечение зрелищами в последние века империи, заставляли уже первых христианских апологетов, как мы видели, выступить с резкой критикой подобных искусств 227 . Августин только продолжил традицию ранних греческих и латинских отцов Церкви, выявляя отдельные специфические закономерности зрелищных искусств при общем негативном (особенно в поздний период) отношении к ним. Больше всего возмущают его человеконенавистнические, животные страсти, разгорающиеся у зрителей жестоких зрелищ. «Люди, увлекающиеся зрелищами, – вторит Августин апологетам 228 , – становятся похожи на демонов: своими криками они стравливают людей; пусть, злобно состязаясь, убивают друг друга. Если бойцы, желая угодить обезумевшему народу, все-таки не задевают друг друга и люди заподозревают их в сговоре, то они преисполняются к ним ненависти, гонят их, кричат, чтобы их избили палками, как обманщиков, и заставляют совершить эту несправедливость даже судью, наказывающего за несправедливости. Если же толпа видит, что те охвачены страшной взаимной ненавистью – будь то так называемые синты, актеры, певцы, возницы или охотники...– если она почувствует, что они обезумели в лютой вражде, она восхищается ими, любит их, поощряет стравленных и, поощряя, стравливает. Зрители болеют один за одного, другой за другого, неистовствуя сами против себя же, они безумны больше тех, чье безумие вызывают, и на кого, обезумев, хотят смотреть. Может ли душа, питая себя враждой и соревнованием, остаться здоровой и мирной? Какова пища, таково и здоровье» (De cat. rud. 22, 9–10). Борьба за душевное здоровье, духовный покой и нравственную чистоту человека представлялась крупнейшим мыслителям поздней античности самой главной и актуальнейшей задачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.М. Тюленев Список основных сокращений ВВ Византийский Временник. М. Дан. Книга Пророка Даниила//Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Деян. Деяния святых Апостолов//Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета 1Кор. Первое послание к Коринфянам//Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Лк. От Луки святое благовествование//Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Рим. Послание к Римлянам//Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Атт. Marc. Ammianus Marcellinus. Römische Geschichte/Hrsg. von W. Seyfarth. Berlin. 1968–1971. Bd. 1–4. Arnob. Adv. nat. Arnobius. Adversus nationes libri VII//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 18. Aug. Contra Acad. Augustinus Aurelius. Contra academicos//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 63. Aug. Contra Adim. Augustinus Aurelius. Contra Adimantum//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 25. Aug. Contra Fort. Man. Augustinus Aurelius. Dispulatio contra Fortunatum manichaeum//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 25. Aug. De cat. rud. Augustinus Aurelius. De catechizandis rudibus//Patrologiae Cursus Completus: Series Latina/Ed. J.-P. Migne. T. 40. Aug. De civ. Dei Augustinus Aurelius. De civitate Dei ad Marcellinum//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 40. Leipzig, 1898. Aug. De natura boni Augustinus Aurelius. De natura boni contra manichaeos//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 25. Aug. De vera relig. Augustinus Aurelius. De vera religione//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 77. Clem. Strom. Clemens Alexandrinus. Stromatae//Clemens Alexandrinus. Opera/Hrsg. von 0. Stahlim, L. Friichtel. Berlin, 1960–1970. CSEL Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Wien. Eus. Dem. Ev Eusebius. Demonstrate evangelica//Eusebius. Werke/Hrsg. von Ed. Schwartz. Leipzig, 1903–1909. Eus. HE Eusebius. Die Kirchengeschichte/Hrsg. von Ed. Schwartz. Berlin. 1952. Flor Lucius Annaeus Florus. Epitome of Roman history/Ed. E. S. Forster. London. 1928.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своем понимании красноречия Августин возвращается как бы ко временам возникновения этого искусства, когда оно должно было служить в первую очередь усвоению тех или иных идей слушателями. В позднеантичный период содержательная сторона речи отошла на второй план; повсеместно торжествовал эстетский подход к ораторскому искусству. Риторы превратились в актеров, часто бродячих, которые гнались только за славой, забыв вообще об истине. Августин стремится восстановить утраченный союз красноречия с истиной, но уже с новой - христианской. Оратор превращается у него в учителя истины, который и словом и делом должен нести ее своим слушателям. Учительный тон имеют и многие поздние произведения самого Августина. В этом смысле особенно интересен трактат «Об обучении оглашаемых», в котором речь идет о методике обучения новичков, людей, только подошедших к христианству, т. е. о начальной ступени преподавания. Главное внимание здесь уделяется установлению психологического контакта, взаимопонимания между учителем и учениками. Более того, Августин, пожалуй впервые в истории педагогики, затрагивает в нем вопрос о неразрывной связи обучения с нравственным воспитанием. Педагог, прежде всего, должен любить свое дело, не быть равнодушным к предмету своих лекций. Любовь к делу отражается и на речи учителя, призванной вдохновить слушателей. «В действительности же нас слушают гораздо охотнее, когда мы сами увлекаемся делом обучения; наша радость окрашивает всю словесную ткань нашей речи: нам легче говорить, нас лучше воспринимают» (De cat. rud. 2, 12). Речь учителя должна быть разнообразной, легкой, тщательно отделанной и законченной. Важно, чтобы учитель сам получал удовольствие от процесса преподавания, тогда и ученики легко и быстро усвоят предлагаемые им знания. Начинать обучение надо с событий главных и наиболее удивительных и особыми приемами речи привлекать внимание к ним. «Показывать их нужно сначала как бы в обертке и не убирать сразу же прочь, но задержаться подольше, словно разворачивая вынутое из завязанного кулька; предлагать душам слушателей то, что требует всматривания и вызывает удивление; остальное можно присоединить в беглом обзоре» (3, 2). Необходимо вести речь так, чтобы слушатели узнали главное, не успев устать и перегрузить память.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

44 Возможно, здесь подразумевается их участие в Литургии оглашенных. 45 Другие западные авторы используют термин «competentes», на Востоке их называли «просвещаемые. 46 О предкрещальном экзорцизме говорят и другие христианские авторы: Тертуллиан (Апол. 23,16), св. Киприан Карфагенский (Посл. 69,15 CSEL 3,764) и др. 47 Сирийская Дидаскалия 21 говорит о шестидневном посте перед крещением. Постепенно из этого поста крещаемых перед их крещением на Пасху, а также поста с ними всей общины в IV в. возникает пост Четыредесятницы. 48 Ориген, Проп. на Иер. 4,3 . 49 Св. Кирилл Иерусалимский, Поучение предогласительное 5. 50 Св. Амвросий Медиоланский , Толкование на Пс.118:20, 48-49 . 51 Блаж. Августин, Проп.47:17. 52 Св. Амвросий Медиоланский, Толк. на Лк. 4,76 . 53 Св. Василий Великий , проп. 13 о св. Крещении 1,3,7. 54 Св. Иоанн Златоуст, Крещальное наставление (PG 59,115). 55 Св. Василий Великий, О Святом духе, 12,28. 56 Св. Афанасий Велики, Втор. речь против Ария, 3 57 Блаж. Августин, О вере и делах, 1,1 58 Там же 26, 48 59 Св. Кирилл Иерусалимский, Поучение предогласительное, 2. 60 Св. Григорий Нисский , Катехиз. проповедь 40. 61 Блаж. Августин, О вере и делах, 5,7. 62 Блаж. Августин, De cat. rud. 8,12. 63 Там же, 26, 50. 64 Блаж. Августин, Contra Cresc. 2,5,7. 65 Суббота и воскресенье не входили в число постных дней. 66 Паломничество 45. 67 Феодор Мопсуестийский, Проповедь 1я на крещение,14. 68 Подразумеваются те катехумены, которые не будут крещены на Пасху. 69 Литургический остаток этой практики – чтение Священного Писания Ветхого Завета на 6 часе и вечерне во время Великого Поста. 70 Паломничество 46. 71 Quodvultdeus, De Symb. 3,1.3 (CCL 60,349). 72 Паломничество 47. 73 Св. Иоанн Златоуст, Наставл. к просвещ.5:20. 74 Цезарий Арльский, Проповедь 200,2. 75 Поучение предогласительное 4, 6. 76 Св. Иоанн Златоуст, Наставл. к просвещ. 4. 77 Канон 19. 78 Св. Иоанн Златоуст, Проп. на Деян. 1:8 . Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 26  чел. Всего просмотров 2.4 млн. Всего записей 240 Подписка на рассылку ©2024 Катехизация и воцерковление к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/katehizacija/katexumena...

Sin entrar a fondo en el tema podemos señalar que, aun admitiendo esta delineación del pensamiento del teólogo, lo cierto es que, en términos generales, resultó mucho más matizado que el de otros autores que lo utilizaron para sostener sus puntos de vista, desde Godescalco (s. VII) a Lutero (s. XVI), Calvino (s. XVII) o Jansenio (s. XVII). Eclesiológicamente, Agustín no es unívoco en la utilización del término «iglesia» refiriéndose tanto a la comunidad de los fieles, edificada sobre el fundamento apostólico, como al conjunto de los predestinados que viven en la dichosa inmortalidad. Considera hereje no al que yerra en la fe (Ep. XLIII, I) sino al que «resiste a la doctrina católica que le es manifiesta» (De Bapt. XVI, 23), la cual se expresa en el símbolo bautismal, en los concilios (Ep. XLIV, I) y en la sede de Pedro, que siempre disfrutó del primado (Ep. XLIII, 7). Agustín subraya, al igual que en el tema de la justificación, el carácter escatológico de la Iglesia que se consumará en la eternidad. Dado que comprende a los predestinados sólo (De cat. rud. XX, 31), los pecadores únicamente forman parte de ella «en apariencia» (De bapt. VI, 14, 23) y los justos que no perseveran no son hijos de Dios. Sacramentalmente, Agustín acepta la validez del bautismo fuera de la Iglesia pero niega que sea provechoso. El mismo es necesario para la salvación aunque puede existir también de deseo (De Bapt. IV, 22, 29). La Eucaristía se relaciona dentro de un claro simbolismo de signo eclesiológico, pero parece que Agustín comparte la creencia de que el pan se transforma en el cuerpo de Cristo y el vino en la sangre, así como, al menos en cierta medida, el contenido sacrificial de la Eucaristía (Conf. IX, 12, 32–13, 36). Por otro lado, parece favorecer la práctica de la penitencia en público. Mariológicamente, Agustín sostuvo el nacimiento de Dios de la virgen María pero no llega a utilizar la terminología de «madre de Dios» típica de Oriente. Afirmó igualmente la virginidad perpetua de María (Serm.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/diccio...

The very existence of condemnations and prohibitions associated with free men playing a passive role in homosexual acts points to the presence of this behavior. Dio Cassius. Epitome, 62. Frier, Bruce W. “Roman Same-Sex Weddings From the Legal Perspective.” Classical Studies Newsletter, Vol. X, Winter 2004. University of Michigan. Canon 16 of the Council of Ancyra. Saint John Chrysostom. Homily 4 on Romans. See, for example, Didache 2:2; Justin Martyr, First Apology 27; Clement of Alexandria, Exhortation to the Greeks 2, The Instructor 6; Tertullian, Modesty 4; Cyprian of Carthage, Letters 1:8. 9; Eusebius of Caesarea, Proof of the Gospel 4:10; Basil the Great, Letters 217:62; and many others. The idea that marriage is a right is contained in the Universal Declaration of Human Rights (Article 16). The context of this article, however, seems to refer to the concept of what is natural (“…the family is the natural and fundamental group unit of society…”). It is somewhat unclear whether the Declaration would consider the family that Nero had with his one husband and two male “wives” to be a “natural unit of society.” In any case, the U.S. Bill of Rights knows no such right. Moreover, marriage in the U.S. requires a license; and the only things requiring licensure are privileges—not rights. Eph. 5:31-2 Gen. 2:24 Greek: ego de lego—“but I say” or “but I speak [of].”  It is the same construction used by Jesus—see, for example, Matt. 5:22, 34, 39, 44, et passim. Saint Augustine of Hippo. De Cat. Rud. 26.50 Rom. 6:4 Matt. 26:26-8 John 6:56 Speaking at a “Hermeneutic Hui” held at Auckland’s Holy Trinity Cathedral on February 2, 2013, Anglican Bishop Victoria Matthews of Christchurch, New Zealand, said that “It is possible, I believe, to argue that a blessed union of man and woman or really any two or more people is able to bear fruit in a number of different ways.”  This move toward polygamy, if it is ever considered, may spark its own theological controversy.  Jesus seemed to not condemn a union of one man and ten virgins (see Matt. 25:1-13).  Although, those of us with a knack for “splitting hairs” may wonder whether the parable implies that the divinely-inspired limit for the number of wives should be set at ten or five, since only five entered into the wedding banquet (Matt. 25:1-13).

http://pravmir.com/thinking-out-loud-abo...

TU - Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Berlin. УКАЗАТЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЦОВ ЦЕРКВИ Августин Aductationes in Job (Aduct. in Job) - Примечания к книге Иова Confessiones (Conf.) - Исповедь Contra academicos (Contr. acad.) - Против академиков Contra epistulam Manichaei (Contr. ep. Man.) - На послание манихея Contra Faustum Manichaeum (Contr. Faust.) - Против Фавста-манихея De beata vita (De beat. vit.) - О жизни блаженной De catechisandis rudibus (De cat. rud.) - Об обучении оглашаемых De civitate Dei (De civ. Dei) - О Граде Божием De consensu evangelistarum (De cons. evang.) - О согласии евангелистов De diversis quaestionibus (De div. quaest.) - О различных рассмотрениях De doctrina christiana (De doctr. chr.) - О христианской науке De fide et operibus (De fid. et oper.) - О вере и деяниях De fide et symbolo (De fid. et symb.) - О вере и символах De Genesi ad litteram (De Gen. ad lit.) - О Книге Бытия буквально De Genesi ad litteram liber imperfectura (De Gen. ad lit. imp.) - О Книге Бытия буквально, незаконченный трактат De Genesi contra Manicheos (De Gen. contr. Man.) - О Книге Бытия против манихеев De immortalitate animae (De immort. anim.) - О бессмертии души De libero arbitrio (De lib. arb.) - О свободном выборе De magistro (De mag.) - Об учителе De musica (De mus.) - О музыке De natura boni contra Manicheos (De nat. bon.) - О природе добра против манихеев De opere monachorum (De op. monach.) - О деяниях монахов De ordine (De ord.) - О порядке De quantitate animae (De quant. anim.) - О количестве души De spiritu et littera (De spirit. et lit.) - О духе и букве De Trinitate (De Trin.) - О Троице De utilitate credendi (De util. cred.) - О пользе веры De vera religione (De vera relig.) - Об истинной религии Enarrationes in Psalmos (Enar. in Ps.) - Толкования на псалмы Enchiridion ad Laurentium (Enchirid.) - Руководство для Лаврентия Epistulae (Ер.) - Послания Tractatus in Ioannis evangelium (In Ioan. ev.) - Трактат на Евангелие от Иоанна

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010