На холме Кастели располагалась большая раннехрист. базилика, на развалинах к-рой впосл. венецианцы построили кафедральный собор Пресв. Богородицы (Дуомо). Ее апсида была обстроена прямоугольными пастофориями, а боковые нефы разделены на 4 парекклисиона. В Мескле рядом с ц. Успения Пресв. Богородицы расположена базилика с мозаичными полами V-VI вв. Между Куфосом и с. Аликианос, на месте ц. Живоносного Источника (или во имя прп. Иоанна Отшельника), находилась базилика нач. VI в., от к-рой сохранились мозаичные полы с изображениями оленей, павлинов и амфор. В Алмириде обнаружены фундаменты 3-нефной базилики 2-й пол. VI в. с поперечным нефом и нартексом, в центральном нефе сохранились мозаики. Раннехристианские базилики также находились в Армени рядом с ц. Пресв. Богородицы, во Врисесе на месте совр. ц. св. Фанурия, в Панохори, где в наст. время построена ц. св. Параскевы. В XV в. близ Вафеса на фундаменте однонефного храма VI в. была возведена ц. св. Бесплотных сил. В VII в. Кидония считалась 16-м из 22 городов Крита ( Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. Berolini, 1866. Р. 14). Критские епископии, входившие в диоцез Иллирик и вместе с ним в церковном отношении подчиненные Риму, в 731/2 г. перешли в юрисдикцию К-польского патриарха. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата Кидонийская епископия занимает 11-е (или 9-е) место среди 12 критских епархий ( Darrouzès. Notitiae. Р. 235, 362. N 3, 13) или 7-е место среди 10 епархий (Ibid. Р. 325. N 10). Во время араб. завоевания Крита (824) Кидония получила название Эль-Ханим (грецизированные формы Αλχανα, Λαχανα) и служила одной из важнейших араб. гаваней. По мнению Н. Томадакиса, в этот период на Крите не было епископов, поэтому религ. жизнь пришла в упадок ( Τωμαδκης. 1957. Σ. 6). Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» между Куфосом и Алихиамосом, о-в Крит. Ок. 1030 г. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» между Куфосом и Алихиамосом, о-в Крит. Ок. 1030 г.

http://pravenc.ru/text/1684323.html

По-видимому, контакты с хазарами далеко не всегда проходили безболезненно для населения юж. К. Крупнейший известный конфликт между византийцами и хазарами в К. произошел ок. 787 г., когда против хазар подняло восстание христ. (в основном готско-греч.) население страны Дори (Готии). Наряду с местными архонтами одним из лидеров восстания был еп. Иоанн Готский , как указывает его Житие. В ходе восстания жители изгнали из Дороса (Мангупа) хазар. гарнизон, но затем не смогли справиться с большими силами, присланными каганом. 17 чел. из числа предводителей восстания были казнены. Еп. Иоанн Готский оказался в плену у хазар, но сумел бежать и переправился через море из К. в Амастриду (ныне Амасра, Турция). Доминирование хазар в юж. К., возможно, завершилось к 30-м гг. IX в., когда визант. и гот. регионы юж. К. были объединены в военно-адм. округ - фему Климаты, которая к сер. IX в. была переименована в Херсон. Согласно спискам (нотициям) епархий К-польского Патриархата (Notitiae episcopatuum), в кон. VII-X в. кафедры Херсона и Боспора в ранге автокефальных архиепископий входили в состав митрополии Зихия . Ее центр был в Никопсии, а территория охватывала К. и сев.-вост. побережье Чёрного м. ( Darrouz è s. Notitiae. P. 206, 232, 250, 266, 293; Гадло. 1991. C. 98-106). Это положение отражает стремление Византии объединить наиболее авторитетные кафедры сев.-вост. Причерноморья в единую церковно-адм. орг-цию. В Херсоне найдены печати епископов VII в. Стефана и Диогена (?) и VIII в. Захарии ( Соколова. 1991. С. 208, 31, 32; Алексеенко. 1996. С. 161). Вероятно, в 1-й пол. VIII в. возникла епархия Сугдея (Сурож, Солдайя, ныне Судак). Традиционно считается, что она была основана при К-польском патриархе свт. Германе I (715-730). Основой для этого мнения послужило упоминание в Житии свт. Стефана Сурожского (X в.) о том, что свт. Стефан сменил на кафедре Сугдеи умершего епископа, к-рого церковнослав. версия Жития также называет Стефаном. Согласно преобладающей т. зр., рукоположение Стефана было совершено между 766 и 787 гг.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ еп. Суздальский (Ростовский) (рубеж XI и XII вв.?), возможно, одно лицо со свт. Ефремом , митр. Переяславским. О Суздальском еп. Е. писал в послании иноку Поликарпу (в составе Киево-Печерского патерика ) в 1225-1226 гг. Владимиро-Суздальский еп. св. Симон , считавший Е. Суздальского и свт. Ефрема Переяславского разными людьми. Свт. Симон ссылался на «летописец старый ростовский», где, вероятно, читались какие-то известия о деятельности Е. в Ростово-Суздальской земле. По свидетельству свт. Симона, Е. был пострижеником Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Примечательно, что свт. Симон именует Е. еп. Суздальским, притом что предшественников Е. святителей Леонтия и Исаию он называет Ростовскими епископами. О нахождении кафедры Ростовских епископов в Суздале по крайней мере к нач. 60-х гг. XII в. определенно свидетельствует Ипатьевская летопись (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520, под 1161 г.). Суздальская епархия (το Σοσδαλ, Σοσδαλις) упоминается в «Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae» как существовавшая в кон. XII в. ( Darrouz è s. Notitiae. P. 348-352). В отразившихся в рус. летописях позднейших перечнях Ростовских архиереев (списки XV-XVI вв.) Е. назван между свт. Исаией († после авг. 1089) и еп. Нестором (поставлен ранее сент. 1148). Свт. Ефрем Ростовский и прп. Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских чудотворцев». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Ефрем Ростовский и прп. Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских чудотворцев». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Можно предположить, что Е. упоминается в летописных известиях, сообщающих о церковном строительстве в Суздале в 90-х гг. XI в. Так, «блаженымь епископомь Ефремом» совместно с кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом (кн. переяславский в 1094-1113, вел. кн. Киевский в 1113-1125) была построена соборная суздальская ц.

http://pravenc.ru/text/182113.html

соч. – С. 18,§7). Следовательно, даже в массовой проповеди среди прихожан чужой епархии епископ Феодор не видел серьезного нарушения и вполне справедливо подозревал своих обидчиков в политических кознях. Поэтому нет оснований подозревать в выдумке составителя пространного Жития Константина/Кирилла и видеть в эпизоде с «фульским народом» только агиографический штамп, необходимый для прославления героя. Наведение порядка в пограничной епархии, в то время как хазары то и дело возбуждали гонения против христиан в каганате, не воспринимается как малозначительный эпизод, не достойный упоминания. 1991 Еще раз следует подчеркнуть, что таковой она станет, как и прочие крымские архиепископства, очевидно, не ранее последней четверти XIII в., судя по упоминанию об этом событии в экфесисе епархий времен Андроника Палеолога (1282–1328) (см.: Kennen П. О древностях южного берега Крыма... – С. 67–68, прим. 96: Богданова Н.М. Церковь Херсона в X–XV вв.//Византия. Средиземноморье. Славянский мир. – М., 1991. – С. 20–32). 1992 Списке де Боора (Notitiae Isaurorum), составленном, скорее всего, между 787 г. и 870 г., она названа под общим заголовком «Порядок предстоятельства священнейших патриархов, митрополитов и автокефальных (епископов)» (Taxis prokathedrias ton osiotaton patriarchon, metropoliton kaiautokephalon) и под подзаголовком «Митрополичьи» (oi уро metropolitas) как «35 епархия Готфия (LH eparchia Gotthias), а в схолии в конце того же перечня – «37 епархия Готфия» (LZ eparchia Gotthias) (Darrouzes J.A.A. Notitiae episcopatuum... – 42. P. 231; 611–618: p. 241–242, 777–779, p. 245). Неправдоподобным выглядит даже не то, что эта новая церковная единица (митрополия, судя по подзаголовку, или автокефальная епископия, судя по тексту, была создана к концу IX в., не говоря уже о конце VIII в., а то, что она могла охватывать столь обширные хазарские территории и иметь там «епископства». По мнению А.Г. Герцена и Ю.М. Могаричева, «после подавления выступления хазарам удалось установить полный контроль над значительной частью византийских владений в Таврике», то есть, выходит, тех самых владений, которые эти же авторы считали едва ли не «самостоятельными политическими единицами».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Титул Киевских митрополитов, как и название митрополии, со временем менялся. В грекоязычных источниках с начала и до сер. XII в. встречаются только «μητροπολτης Ρωσας». Таковы, напр., легенды печатей XI в. митрополитов Феопемпта, Ефрема и др. Сосуществование во 2-й пол. XI и, может быть, нач. XII в. Киевской митрополии с временными митрополиями в Чернигове и Переяславле (Переяславе) не отразилось на титулатуре Киевских митрополитов, судя по печатям Георгия , Иоанна II , Иоанна III и Николая ( Янин. 1970. 43-45; Янин, Гайдуков. 1998. 43а-б). В славяноязычных текстах, как переводных, так и оригинальных, претендующих на официальность, титулатура часто калькирует греческую: «митрополитъ Русьскии», напр., в Канонических ответах митр. Иоанна II или в постановлениях Собора 1273/74 г. (применительно к митр. Кириллу II ) (ПДРКП. Стб. 1, 83). Изменения впервые выступают в надписи на печати митр. Константина II (1167-1169/70), где появляется формула «митрополит всея Руси» («μιτροπολτης πσης Ρωσας») ( Янин. 1970. 51). Можно предположить, что введение такого определения в титул подчеркивало целостность Киевской митрополии после урегулирования вопроса о Владимирской митрополии, планировавшейся кн. св. Андреем Юрьевичем Боголюбским в 60-х гг. XII в. Не последовательно, а лишь эпизодически оно фиксируется и позднее, в т. ч. и в русскоязычных текстах, напр., в послании болгарского деспота Иакова Святослава к митр. Кириллу II от 1262/70 г.: «Архиепископу Кирилу преславнаго града Кыева, учителю же всея Руси» и «освященый архиепископе вся Рускыя земля» ( Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 141). Относительно стабильным элементом митрополичьей титулатуры формула «всея Руси» с частым, хотя и не непременным присовокуплением определения «Киевский» становится в XIV в., в пору постоянно возобновлявшихся разделений митрополии. Так, в документах 1347 г. митр. Феогност именуется «ερτατε μητροπολτης Κυγβου, πρτιμος κα ξαρχος πσης Ρωσας», т. е. «преосвященнейший митрополит Киевский, пречестной экзарх всея Руси» (ПДРКП. Прил. Стб. 13, 17, 21 и др.). Вместе с тем не выходит из употребления и первоначальный упрощенный вариант. В патриаршей грамоте Феогносту от 1339 г. читается обращение: «ερτατος μητροπολτα Ρωσας κα πρτιμε» («преосвященнейший митрополит Руси и пречестной») (Там же. Стб. 11). Перемену в канцелярской терминологии редактор-составитель к-польской notitiae 20 (нач. XV в.) резюмировал так: «Ο δ Ρωσας μητροπολτης γρφεται Κυβου κα πσης Ρωσας» («А митрополит Руси пишется митрополитом Киевским и всея Руси») ( Darrouz è s. Notitiae. P. 418).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

1450 De Boor C. Nachtrage zu den Notitiae episcopatuum. I//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. – 1891. – Bd. 12. – S. 519–534; De Boor C. Nachtrage zu den Notitiae episcopatuum. III//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. – 1894. – Bd.14. Heft 3. – S. 573–599; DarrouzesJ. Op.cit. – P. 31–33,229–23,241–242, 245. Отсутствие упоминания епископа Боспора у Стефана Сугдейского едва ли может служить указанием на исчезновение этой епископии в VIII в. и тем более на перевод ее в Сугдею, поскольку глава Боспорской епархии назван в Житии Иоанна Готского присутствующим на соборе 787 г. в Никее. 1451 Айбабин А.И. Могильники VIII – начала X вв. в Крыму. – С. 128, 130; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 189; Пономарев А.Ю. К топографии раннесредневекового Боспора (VI–XII вв.)//Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. – Керчь, 2002. – С. 202–205. 1452 Латышев В.В. Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – СПб., 1896. – С. 93–95; Брунов Н. Памятники ранневизантийской архитектуры в Керчи//ВВ. – 1928. – Т.25. – С.87–105; Якобсон А.Л. Раннесредневековые поселения восточного Крыма//Боспорские города. 2: Работы Боспорской экспедиции 1946–1953 гг. – МИА. – 1958. – – С. 494–497. Считается, что новая церковь Иоанна Предтечи была сооружена на этом месте не ранее конца IX в. (см.: Макарова Т.И. Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 350–356,389–391). 1453 Макарова Т.И. Археологические данные для датировки церкви Иоанна Предтечи в Керчи//С А. – 1982. – – С. 91–106; Булгаков В.В. Византийские конически вытянутые амфоры X века//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 5–6, 11, рис. 1; ср.: Никитенко М.М. К проблеме датировки церкви Иоанна Предтечи в Керчи//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины. – К.; Судак, 2002. – С. 198–200 (исследователь, опираясь на амфорный материал из архитектурных конструкций церкви Иоанна Предтечи, относит существование предшествующего ей храма к VII – началу VIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фульдская летопись (Фульдские анналы) – Annales Fuldenses sive annales regni Francorum orientalis/Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. Шафенбургская хроника (анналы Ламперта Херсфельдского) – Lampertus, monachus Hersfeldensis. Opera/Ed. 0. Holder-Egger. Hannover, 1894. Эйнхард – Einhardus. Vita Karoli Magni/Ed. 0. Holder-Egger. Hannover, 1911. Экумений – Oecumenius. Opera omnia/Patrologiae cursus completus: Series graeca/Accurante J.-P. Migne. Parisiis, 1864. Т. 118–119. Glagolita Clozianus (Клоцев сборник) – Dostdl A. Clozianus. Praha, 1959. Notitiae episcopatuum – Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Вселенские святые, подвизавшиеся или скончавшиеся на территории будущей российской империи (в Крыму и на Кавказе) до крещения Руси 628 I век Св. апостол Андрей Первозванный († 62, память 30 ноября) – проповедник Евангелия в Крыму, Закавказье и по Днепру («на горах Киевских»), в будущих пределах Новгородских, на о. Валааме. Св. апостол Симон Кананит (память 10 мая) – проповедник Евангелия в Абхазии, где и скончался. Св. апостол Матфий († 63, память 9 августа) – проповедник Евангелия в Колхиде. Св. апостол Варфоломей († 68, память 11 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 64–68 гг., где и скончался мученически. Св. апостол от 70-ти Фаддей († 44–50, память 21 августа) – проповедник Евангелия в Великой Армении. Св. апостол Иуда Фаддей Левий, брат Господень († ок. 80, память 19 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 66–69 гг., где был распят на кресте. II век Священномученик Климент, папа Римский, и его ученики свв. Корнилий и Фив († ок. 101, память 25 ноября) – в 98 г. сосланы в Херсонес Таврический, где и скончались. Свв. мученики Инна, Пинна и Римма, Готские (нач. в., память 20 января). III век Свв. мученики Калогер и Парфений, из Армении († 249, память 19 мая). Свв. мученик Савва Стратилат и с ним 70 воинов мучеников Готских († 272 в Риме, память 24 апреля). IV век Св. мученик. Василиск († ок. 308, память 22 мая) – был сослан и принял мученичество в местечке Команы (Абхазия).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Керкирские епископы участвовали во Вселенском I Соборе (325), Вселенском IV Соборе (451) и Вселенском VII Соборе (787). Керкирская епископия подчинялась Никопольской митрополии и до перехода в 732/3 г. Иллирика в юрисдикцию К-поля в церковном отношении зависела от Рима. Согласно Тактикону имп. Льва III Исавра (717-741), на Кефалинии находилась кафедра митрополии, которая включала в тот период кроме этого острова также о-ва Керкира, Закинф, Эгина, города Монемвасия и Тризина на Пелопоннесе, Порфм и Орей на Эвбее ( Darrouz è s. Notitiae. P. 245. N 3). Свт. Арсений, архиеп. Керкирский. Оборотная сторона двухсторонней иконы. Посл. четв. XIV в. (ц. Пресв. Богородицы Спилиотиссы, о-в Корфу) Свт. Арсений, архиеп. Керкирский. Оборотная сторона двухсторонней иконы. Посл. четв. XIV в. (ц. Пресв. Богородицы Спилиотиссы, о-в Корфу) В сер. VIII в. была образована Кефалинийская фема, в к-рую входили Ионические о-ва. В IX в. Керкирская епархия получила статус архиепископии, непосредственно подчиненной К-польскому патриарху. Возможно, это произошло в правление имп. Льва VI Мудрого (886-912) ( Darrouzès . Notitiae. P. 274. N 7), хотя нек-рые источники называют 1-м Керкирским архиепископом свт. Арсения (ок. 933 - ок. 953), гимнографа и писателя. С. Авурис высказал предположение, что уже в IX в. Керкирская епископия была возведена в ранг митрополии ( Αβορης. 1965. Σ. 509), однако совр. исследователи считают, что это произошло в XI в. В Житии прп. Илии Калабрийского говорится, что в 884 г. этот святой, прибыв на остров, остановился в керкирской епископии (Vita di sant " Elia il Giovane: Testo inedito con traduzione italiana/Ed. G. Rossi Taibbi. Palermo, 1962. Р. 44). Впосл. пресв. Димитрий из Реджо-ди-Калабрия стал преемником керкирского еп. Пахомия (Ibid. 1962. P. 56). Кафедральным собором являлся храм апостолов Петра и Павла, разрушенный в сер. XVI в. Иоанн Скилица упоминает, что в 1033 г. Керкира была сожжена во время арабского набега. В 1081 г. остров подвергся нападению норманнов под предводительством Роберта Гвискара.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

патриарх К-польский); Иеремия (1635-1636); Иоанникий Линдиос (1636-1638, бывш. митр. Ганосский и Хорский); Мелетий (упом. в 1639); Иеремия повторно (1639; впосл. митр. Приконисский и Геллеспонтский); Иоанникий Линдиос повторно (1639-1646; впосл. патриарх К-польский); Мефодий (1646-1667; впосл. патриарх К-польский); Матфей (1667-1668); Варфоломей (упом. в 1672-1681); Софроний (упом. в 1688); Макарий (1688); Варфоломей (упом. в 1690); вдовство кафедры (1691); Неофит (упом. с 1692 по 1702 с перерывами); Варфоломей (упом. в 1695); Нектарий (упом. в 1698). Ираклийские и Редестские митрополиты Неофит (1702-1707, 1707-1711, 1713-1714; в 1707 избран патриархом К-польским, но не утвержден); Афанасий (1711-1713); Каллиник (1714); Геннадий Леросский (1714-1718, бывш. митр. Хиосский); Каллиник Наксосский (1718-1719, бывш. митр. Филиппопольский, умер в день своего избрания патриархом К-польским 19 нояб. 1726); Даниил (1719-1726); Герасим Леросский (1726-1760, племянник Геннадия Леросского, бывш. митр. Наксосский, впосл. митр. Никейский); Мефодий (Манолис) (1760-1794, племянник Герасима Леросского, бывш. еп. Метрский); Мелетий (1794-1821, племянник Мефодия (Манолиса), бывш. еп. Мириофитский и Перистасидский); Игнатий (Старабирос) (1821-1830, племянник Мелетия); Дионисий (1830-1848); Панарет (1848-1878); Иоанникий (1878-1879, бывш. митр. Никейский); Григорий (Павлидис) (1879-1888); Герман (Кавакопулос) (1888-1897; впосл. патриарх К-польский); Иероним (Гормас) (1897-1902); свт. Григорий (Каллидис) (1902-1925). Ираклийские титулярные митрополиты: Филарет (Вафидис) (1928-1933); Вениамин (Георгиадис) (1933-1936; впосл. Патриарх К-польский). Ист.: Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. Berolini, 1866; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. T. 31. P. 161-300; Darrouz è s. Notitiae. Р. 204, 216, 219-220, 230, 234, 248, 252, 264, 268, 275, 290, 297, 311, 342, 348, 355, 374, 380, 388-389, 393, 402, 406, 409, 412, 416, 418-419. N 1-21; Halkin F.

http://pravenc.ru/text/673873.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАНГАДАССКАЯ, ЛИТИЙСКАЯ И РЕНТИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Λαγκαδ, Λητς κα Ρεντνης], одна из епархий «новых земель» Элладской Православной Церкви, включает сев.-зап. часть совр. нома Фессалоника; кафедра находится в г. Лангадас, в 20 км к северо-востоку от Фессалоники, кафедральный собор освящен во имя вмц. Параскевы. В визант. и османский периоды на этой территории существовала Рентинская и Литийская епископия. Впервые Литийская епископия, подчиненная Фессалоникийской митрополии, упоминается в 7-й нотиции (нач. Х в.) ( Darrouzès . Notitiae. P. 279. N 7). Впосл. епископия стала именоваться Литийской и Рентинской (Ibid. P. 317, 371, 420. N 10, 13, 21), т. к. кафедра была перенесена в Рентину, расположенную на Эгнатиевой дороге. В крепости Рентины обнаружены фундаменты епископской 3-нефной базилики Х в. на подклете (фрагменты фресок указывают на то, что она была расписана; в нартексе и боковых нефах обнаружены захоронения); небольшая однонефная церковь IX-X вв. с деревянной крышей за крепостными стенами, у зап. подножия холма; храм типа «свободного креста» палеологовского периода (незначительные фрагменты росписей сер. XIV в.). Сведения о Литийской и Рентинской епископии крайне скудны. Известно, что в 1357-1359 гг. она временно управлялась епископом Платамонским. В 1420 г. упоминается неизвестный по имени епископ Литийский и Рентинский. В османский период известны епископы свт. Акакий (упом. в 1503/04) и Дамаскин Студит (не позднее 1564-1574, впосл. епископ Навпактский и Артский). Лангадасская митрополия была образована в 1967 г. в связи с ростом населения нома Фессалоника, 1-м митрополитом был избран Спиридон (Трантеллис). В 1967 г. на территории Л. действовали 49 приходов, в к-рых служили 38 иереев, катехизаторские школы, приют для учеников из бедных семей и Православное христианское братство «Маяк» (Θρος) (Ημερολγιον Εκκλησας τς Ελλδος: 1968. Αθναι, 1968. Σ. 431).

http://pravenc.ru/text/2462601.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010