Добился для кафедры автокефалии от Гангрской митрополии, что подтверждают и офиц. списки кафедр К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. N 2). Во время нашествия арабов, опустошавших окрестности, Г. призвал всех, пострадавших от набегов врага, укрыться за стенами Амастриды, сам же, безоружный, с молитвой обошел городские стены, т. о. избавив город от разорения. Др. источники не упоминают Амастриду в числе городов, пострадавших от араб. завоевания, однако существуют достоверные сведения о присутствии арабов на юж. и вост. границах Пафлагонии. Своим заступничеством Г. спас амастридских купцов, схваченных и осужденных на смерть в Трапезунде (совр. Трабзон, Турция) якобы за нарушение таможенных правил. Их отчаянные молитвы чудесным образом были услышаны Г., и он тотчас отправился в Трапезунд. Однако местный воевода (στρατρχης) наотрез отказался отпустить купцов, и тогда его супруга была поражена слепотой. Когда воевода раскаялся и передал Г. узников, женщина прозрела. В Амастриде под покровительством Г. провел 4 года свт. Иоанн Готский , вынужденный бежать от хазар. Г. также возглавлял торжественную процессию по отправлению мощей свт. Иоанна в Тавриду, к месту погребения. Он опекал обездоленных, занимался украшением храмов, особенно заботясь о благочинии алтаря. Г. мирно скончался в правление имп. Никифора I (802-811), к-рому Г. предсказал имп. власть, когда тот еще был придворным чиновником. В житии подчеркивается благочестие Никифора и его равнодушие к власти, сообщается также, что император, сняв порфиру, тайно облачался в одежду Г., считая, что так он поспособствует укреплению царства. В тексте необычным образом приведена дата кончины Г.: «за 2 дня до 10-го числа месяца дистра», из-за чего, по мнению Васильевского, произошли расхождения в установлении дня памяти святителя. Вероятно, греч. составитель минейного сборника, в к-ром содержался оригинал рукописи, посчитал, что месяц сиро-македон. календаря дистр соответствует не марту, а февр., откуда и появилась дата 8 февр. Скорее всего дистр считали февр. и те, кто позднее поместили память Г. под 21 числом. Для объяснения этого решения Васильевский предлагал читать не τ πρ δο τς δεκτης, а τ πρτ πρς δο δεκδας, т. е. в первый день после 2 декад. В примечаниях к «Житиям святых» свт. Димитрия Ростовского (ЖСв. Февр. С. 366) днем кончины Г. названо 3 марта.

http://pravenc.ru/text/162168.html

еп. Дорофей, к-рый в 381 г. участвовал во Вселенском II Соборе в К-поле. «Стамбульские» ворота в сев. стене крепости Никея. Фотография. 1962 г. «Стамбульские» ворота в сев. стене крепости Никея. Фотография. 1962 г. В IV-V вв. Н., избежавшая разорений в период кризиса, оставалась крупным и процветающим городом. В 363 и 368 гг. город сильно пострадал от землетрясений, но это не сказалось существенно на его экономическом положении. В марте 364 г. в Н. был провозглашен императором Валент (364-378). В кон. 365 и нач. 366 г. Н. краткое время находилась под контролем узурпатора Прокопия, к-рый останавливался здесь, безуспешно пытаясь собрать силы для борьбы с Валентом. В сер. 60-х гг. IV в. пров. Вифиния, центром которой ранее была Никомидия, была разделена; Н. стала митрополией Вифинии Второй. В связи с этим в ходе формирования церковной иерархии в кон. IV - 1-й пол. V в. Н. получила статус митрополии в составе диоцеза Понт и вошла в состав иерархии К-польской Церкви. В иерархии митрополий Н. занимала 8-е место после Никомидии. В ранневизант. эпоху ей подчинялись епархии Апамея-на-Меандре, Модрина (Мелины), Линоя и Гордосервы. В VII в. Апамея стала архиепископией и была выведена из подчинения Н. В сер. IX в. список епархий в митрополии Н. был расширен: появились кафедры Нумерики, Тайон и Максимианы ( Darrouz è s. Notitiae. P. 44-45, 248-261). Большие средства в развитие Н. вложил имп. Юстиниан I. При нем в сер. VI в. были реконструированы городской акведук (частично сохр. до наших дней), термы, мост на дороге из Н. в Никомидию, старый дворец (место заседаний I Вселенского Собора), неск. храмов и мон-рей (историк Прокопий Кесарийский , описавший эти работы, к сожалению, не привел их названий; Procop. De aedif. V 3). Сведения о епископах Н. в V-VIII вв. связаны в основном лишь с их участием в различных Соборах того времени. В 451 г. во Вселенском IV Соборе в Халкидоне участвовали представители еп. Анастасия пресвитеры Евсевий и Константин. В 60-х гг. V в. среди епископов, подписавших декрет патриарха Геннадия I К-польского, был еп. Петр Никейский. Еп. Анастасий из Н. присутствовал на Соборах в К-поле в 518, 520 и 536 гг. Еп. Стефан участвовал во Вселенском V Соборе в 553 г. На рубеже VI и VII вв. кафедру занимал еп. Феофил, к-рому посвятил похвальную речь пресв. Григорий Кесарийский (ActaSS. Ian. Т. 2. P. 78). Еп. Фотий участвовал во Вселенском VI Соборе в 680 г., еп. Георгий - в Пято-Шестом Трулльском Соборе 690-691 гг., еп. Ипатий - во Вселенском VII Соборе 787 г. Вселенский Собор, осудивший иконоборчество , был проведен в Н. по решению августы св. Ирины , к-рая, перенеся соборные заседания из столицы, стремилась избежать влияния сторонников иконоборчества на участников Собора. Заседания проходили в кафедральной базилике Св. Софии в Н.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Лит.: Darrouzès. Notitiae. P. 222, 235, 325, 362. N 2, 3, 10, 13; Καλοκρης Κ. Δ. Λμπης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 105-108; Fedalto. Hierarchia. P. 544-545; Ανδρας (Νανκης), μητρ. Αρχιερες τς Κρτης κατ τν 20 ανα//Οκουμενικο Πατριαρχεου νετερα στορικ. Θεσ., 2004. Τ. 2. Σ. 230, 241-242; Δπτυχα. 2014. Σ. 921-925; Η επαρχα Αμαρου απ την αρχαιτητα μχρι σμερα: Πρακτικ του Διεθνος επιστημονικο Συνεδρου. Αθνα, 2014. Τ. 1; Η πρην επαρχα του Αγου Βασιλεου απ την αρχαιτητα μχρι σμερα: Πρακτικ του Διεθνος επιστημονικο Συνεδρου. Ρθυμνο, 2014. Τ. 2; users.sch.gr/markmarkou/katalog/ecp/lambi.htm [Электр. ресурс]. О. В. Л. Архитектура и изобразительное искусство В митрополии сохранилось более 150 церквей и часовен X-XVII вв. Стены многих из них покрыты фресками XII-XVI вв. разной степени сохранности. Большая часть росписей относится к XIV-XV вв., из них более 10 фресковых ансамблей точно датированы по надписям. Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос От храмов IV-VIII вв., разрушенных в т. ч. во время араб. (IX в.) и венецианского (XIII в.) завоеваний, сохранились лишь основания, часто с напольными мозаиками. Таковы руины базилики на месте античного г. Сибрит (Сиврит). Храм (20,9×12,6 м; обнаружен в 1983) с напольными мозаиками, возможно, был основан в V-VI вв. Руины 3-нефной кафедральной базилики Пресв. Богородицы предположительно 2-й пол. VII в. сохранились близ с. Визари (34×17,3 м; перестроена в VIII-IX вв.). Храмы XIII-XVI вв. часто строились на месте древних, напр. ц. Успения Пресв. Богородицы кон. XIII-XIV в. над сев.-вост. частью базилики близ с. Тронос (в церкви сохр. ансамбль фресок кон. XIII - XV в.). Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г. Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г. Часто строили небольшие однонефные церкви (более 130), значительное количество таких храмов расположено в диме Амари и украшено фресками разных веков и стилевых направлений (классицизирующего и провинциального, линеарного и экспрессивного).

http://pravenc.ru/text/2462595.html

X в. подняла статус правителя Алании, сделав его из архонта эксусиократором и одновременно повысила значение местной Церкви. Аланская архиепископия получила статус митрополии, заняв в списках кафедр К-польского Патриархата 61-е место (сразу после Киевской митрополии). Политическая подоплека этого церковного решения косвенно подтверждается тем, что Аланская митрополия в X-XII вв. не имела подчиненных епископских кафедр, это специально отмечено в 13-й нотиции К-польского Патриархата (XII в.; Darrouz è s. Notitiae. P. 367). Возможно, 1-м Аланским митрополитом с нач. 50-х гг. X в. был Игнатий (печать Аланского митр. Игнатия, к-рую ранее относили к рубежу X и XI вв., В. Зайбт предложил датировать сер. Х в. или раньше - Белецкий, Виноградов. 2011. С. 43). Преемником Игнатия, по-видимому, был митр. Феодор, упомянутый в греч. надписи из Сентинского храма 965 г.: «Освящен, обновлен храм Пресвятой Богородицы в царствование Никифора, императора и кесаря (?), и Давида, эксусиократора Алании, и Марии эксусиократориссы 2 апреля, в день святой Антипасхи (?), рукою Феодора, освященного митрополита Алании, в 6473 году от сотворения мира. Написано рукой… апокрисиария Патрикия» (Там же. С. 44, 241-245). В Сентинском храме обнаружено богатое захоронение с визант. вещами, рядом с храмом находится уникальный для Кавказа мавзолей Х в. Здесь, по всей видимости, сформировался родовой некрополь аланской знати, возможно семьи эксусиократоров, и освящение храма имело особое значение. В этом контексте прибытие имп. апокрисиария, выполнившего надпись, выглядит неслучайным. Известны имена 3 Аланских митрополитов 2-й пол. Х в.: Игнатий (сер. X в.), Феодор (упом. в 965) и Николай (упом. в 997/8), а также эксусиократоров супругов Давида и Марии, к-рым оказывал содействие в постройке Сентинского храма визант. имп. Никифор II Фока . Средний Зеленчукский храм в Н. Архызе. Х в. Фотография. 2008 г. Средний Зеленчукский храм в Н. Архызе. Х в. Фотография. 2008 г. Во 2-й пол. Х в. на территории К.-Ч. шло активное церковное строительство: помимо Сентинского комплекса был воздвигнут Средний Зеленчукский храм (близ совр.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПАМЕЯ Вифинская [греч. Απμεια ν τ Βιθυν], древний город в Вифинии на вост. берегу Мраморного м., руины к-рого с хорошо сохранившимся театром в наст. время располагаются в 1 км к юго-востоку от совр. г. Муданья (Турция); автокефальная архиепископия, позже митрополия в составе К-польского Патриархата. Город, первоначально называвшийся Мирлея (Μυρλεα, по имени его легендарного основателя Мирла), назвал в честь своей жены Апамы вифинский царь Прусий II (182-149 до Р. Х.). В эпоху Цезаря (ок. 45 до Р. Х.) А. стала рим. колонией Iulia Concordia Augusta Apameia. Епископская кафедра существовала здесь, вероятно, с апостольских времен, т. к. о многочисленной христ. общине в Вифинии говорит Плиний Младший (нач. II в.). Епископ А., первоначально подчинявшийся митрополиту Никомидии , центра пров. Вифиния, автокефалию получил ок. 640 г. Среди автокефальных архиепископий А. вначале занимала 8-е место, к кон. X в. поднялась на 3-е. На рубеже XI-XII вв. А. уже упоминается в списках митрополий К-польского Патриархата, где занимает 69-е место. После завоевания Вифинии турками со 2-й пол. XIV в. архиепископия А. становится титулярной. Епископы А.: Феофил (381), Евлисий (нач. V в.), Каллиник (до 431 - после 451), Марк (536; по ошибке назван митрополитом, см. Mansi. T. 8. Col. 878), Феопемпт (691), Евстратий (787), Евлампий (до 847/48-869), Павел (870), Софроний (879), Василий (кон. X в.), Феодор (XI в.), Михаил (ок. XI-XIII в.), Константин (1032), Георгий (Григорий; до 1145 - после 1156), Исаак (1158 - после 1172), неизвестный (1274), неизвестный (1310). В 1945-1951 гг. титул епископа А. носили Спиридон (позже митр. Родосский) и Василий (позже митр. Сидирокастрский), а также Иаков, вик. Фиатирской епархии. Лит.: RE. Bd. 12. Sp. 2664; Janin R.//DHGE. T. 3. Col. 916-917; idem. Églises et monastères. P. 129, 131, 136-139, 207; Magie D. Roman Rule in Asia Minor to the End of 3rd Cent. A. D. Princeton, 1950. T. 2. P. 1189 f.; Κονιδρης Γ .//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1040; Darrouz è s. Notitiae. Passim; Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 110-111.

http://pravenc.ru/text/75570.html

См.: Беляев С. А. Краснолаковая керамика Херсонеса IV–VI вв.: Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья. Л., 1968. С. 31–38. В Херсонесе найден стеклянный сосуд, в котором диаконы разносили св. Причастие не могущим прийти по болезни в воскресенье в храм: Беляев С. А. Обломок стеклянного сосуда из Херсонеса//Советская археология. 1966. 3. С. 233–235. См.: Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1914. Т. 1: Текст. С. 449–507; 1913. Т. 2: Таблицы. Табл. CIII–CXIII. Анализ росписей памятников привел М. И. Ростовцева к убеждению, что эти склепы чтились как могилы мучеников и что устройство склепов и характер их росписей указывает на их сиро-палестинское происхождение. Вывод автора соответствует и исторической традиции, утверждающей, что первые епископы были присланы в Херсонес из Иерусалима и принесли сюда традиции Святой Земли. Т. 1. Гл: Разбор росписей христианских погребений Херсонеса. С. 482–507. См.: Васильевский В. Г. Житие Стефана Нового//Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. 2. С. 297–350; Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. 2-е изд. Киев, 1914. С. 70 и след.; Васильев А. А. Лекции по истории Византии. Пг., 1917. С. 245 и след. См.: Беляев С. А., Бушенков В. А. Исследование Пещерного комплекса Чилтеры в 1973–1981 гг.//Византийский временник. 1986. Т. 46. С. 181–188. Рис. 1–10. См.: Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Notitia 20. 46(8). P. 417. См.: Кулаковский Ю. А. История Византии. 2-е изд. Киев, 1913. Т. 1: (395–518). С. 127–154; Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. 2-е изд. Киев, 1914. С. 50–55; Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского: Исслед. и тексты//Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. 2. С. 351–427; Васильев А. А. Готы в Крыму. Пг., 1921 (отдельный оттиск из «Известий Российской Академии истории материальной культуры». Т. 1). Ч. 1: Ранняя пора христианства и эпоха переселения народов. С. 1–80; Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.-Л., 1949. Гл. 12: Распад Боспорского царства. С. 439–484; Кругликова И. Т. Боспор в позднеантичное время. М., 1966. С. 9–24; Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990. В особенности главы 2 и 3 (С. 72–153).

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

886 Речь явно идет о времени возвращения посольской миссии из поездки в Хазарию, что, учитывая дальность и сложность проделанного маршрута, не могло случиться раньше позднего лета или ранней осени 861 г. До этого, зимой, в конце января – начале февраля Херсонский архиепископ Георгий еще был жив и, хотя по причине слабости вынужден был пользоваться неким «седалищем переносным», принимал участие в розыске мощей св. Климента (ниже см. в Антологии: Житие с перенесением мощей св. Климента (§ 3) и Слово на перенесение мощей преславного Климента (гл. 3). 887 Это упоминание связано с нерешенным вопросом о локализации места под названием Фулы (см Антология.: Житие Иоанна Готского, гл.9). Скорее всего, обитание «народа фульского» следует искать в районе современного восточно-крымского приморского с. Планерское или в Инкермане, в низовьях Черной речки. Последнее более вероятно уже хотя бы потому, что в условиях напряженых отношений с венграми и хазарами в Таврике Константин едва ли бы рискнул пуститься в дальнее путешествие, на несколько дней или недель покинув Херсон, а для того, чтобы преодолеть 8–10 км до Инкермана и вернутся обратно хватило бы и одного дня. Кроме того, становится понятным, почему в схолии к списку епархий де Боспора (конец VIII – конец IX вв.) Фулы указаны рядом с некой «Харасиу, что означает Черная вода» (Phoulon kai Charasiou, eno legetai to Mabron Neron), тогда как поблизости от другого, предполагаемого многи- ми исследователями места локализации легендарного городища – церковного центра VIII – первой половины X вв. на холме Тепсень никакой реки нет. Cm.: Vasiliev A. A. The Goths in the Crimea. – Cambridge, Massachusetts, 1936. – P. 98; Darrouzes J.A. A. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae: Texte critique, introduction et notes. – Pa­ris,1981. – P. 245. 888 Об образе мирового дерева (arbor mundi), культе деревьев, деревьях как святилищах см. пространные сводки сведений: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1980. – С. 120–158; Топоров В. Н. По окраинам Греческого мира. К образу мирового дерева//TENNADIOC. К 70-летию академика Г. Г. Литаврина. – М., 1999. – С. 183–213; Байера Х.-Ф. Указ. соч. – С. 90–94). Примечательно, что дуб в Фулах был сросшийся с черешней («дубь вел " iй, сърасль же се съ чръшнею»), что напоминает ритуал брака растений, существовавший у индоарийцев и других народов (Фрэзер Дж. Указ. соч. – С. 134–135). Как убедительно показал И. С. Дуйчев, «Александр» здесь не название дерева, а его нарицательное наименование – греч. alezandros означает «защитник мужчин» и именно поэтому к дубу запрещался доступ женщин. Ошибку, допущенную автором Жития, болгарский исследователь объясняет тем, что тот, очевидно, не вполне понял имевшийся

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь в с. Мборье. IX - XIII вв. Церковь в с. Мборье. IX - XIII вв. Второй период (731 до нач. XI в.) начинается с присоединения Вост. Иллирика визант. имп. Львом III Исавром к К-польскому Патриархату и завершается подчинением многих епископий совр. А. Охридской архиепископии. В 3-й нотиции К-польского Патриархата Диррахийская митрополия занимает 15-е место. В нее входят 8 епископий: Фамнис, Скампа, Ликинид (совр. Охрид, Македония), Амантия, Бюлис, Атрад, Авлон и Акрокеравний (Главеница) ( Darrouz è s. Notitiae. P. 236). В 10-й нотиции (нач. Х в.) митрополит Диррахия стоит на 42-м месте (перед Смирнским) с 15 епископами своей юрисдикции, в т. ч. на территории совр. А. в городах Стефаниак, Хуновия (совр. Буррели), Кроа (Круя), Элисс (совр. Лежа), Диоклея (совр. Подгорица), Скодра, Дриваст (совр. Дришти), Палата, Главеница, или Акрокеравний, Авлон, Цериник, Пульхериополь и Градиций (Ibid. P. 330). Приведение этих названий показывает довольно развитую церковную организацию, а также возникновение новых епископий при сохранении старых, хотя и с измененным порядковым номером. Из Диррахийских митрополитов в этот период известны Никифор , упомянутый в актах Всел. VII Собора (787), и Лукиан , подписавший протоколы К-польского Собора 879 г. Сохранились также имена иерархов Дриинопольской епископии, в числе к-рых Косма (754-787), к-рый представлял Эпир на VII Всел. Соборе, и Василий I (822). В Х или в нач. XI в. подвизался и пострадал недалеко от совр. Эльбасана св. князь Иоанн-Владимир (22 мая 1016), св. мощи к-рого сохранились в одноименном мон-ре. Третий период (нач. XI в.- 1767) В кон. IX - нач. XI в. А. входила в Болгарское царство Самуила. В 1018 г., после завоевания Византией Болгарского царства, имп. Василий II для управления Церковью на присоединенных к империи болг. землях создал Охридскую архиепископию, включив в ее юрисдикцию 32 церковные епархии на территории совр. гос-в Болгарии, Македонии, Юж. Сербии и А. На территории совр. А. в нее вошли епископии Акрокеравнийская (Главеница), Пульхериопольская (Берат), Церникская, Адрианопольская, Бутротская. Диррахийская митрополия в XI-XIII вв. по-прежнему входила в юрисдикцию К-польского Патриархата. Среди окормлявших ее архиереев известны Лаврентий (1025), Константин Кавасила (1180), Роман (1240). Последнее упоминание митрополита Диррахийского в юрисдикции К-поля относится к 1280 г., позднее он числится в юрисдикции Охрида. Как произошел переход в др. юрисдикцию - неясно. Родом из Диррахия был визант. музыкант св. Иоанн Кукузель (XII или XIII в., пам. 1 окт.), к-рый жил на Св. горе. На Афоне подвизались также святые Нифонт († 1330, пам. 14 июня) из Люковы близ Химары и Нил Эрихиот (Ерикусийский) († 1350, пам. 10 или 16 авг.) из Канины.

http://pravenc.ru/text/64028.html

StichIoanBry D.I.Polemes, νεπγραφοι στχοι ες τν θνατον ωννου Βρυεννου το Κατακαλν. ΕΕΒΣ 35 (1966/67) 107–116. [s.XII] StichManKomn Sp.Lampros, Στχοι ες Μανουλ τν Κομνηνν. ΝΕ 5 (1908) 329–331. [s.XII] StichPsalm [Th.Gaisford], Catalogus sive notitia manuscriptorum qui a C.E.D. Clarke comparati in bibliotheca Bodleiana adservantur. Oxford 1812, 57–62: Στχοι ες τ ψαλτριον etc. aus Cod. Clark. 15 s.XI und 16 s.XIV. StilbDid U.Criscuolo, Didascalia e versi di Costantino Stilbes. Δπτυχα 2 (1980–1981) 78–97. [ca 1200] StilbEpist U.Criscuolo, Due epistole inedite di Costantino Stilbes. Riv. Studi Biz. Slavi 3 (1983) 11–19. [ca 1200] Stilbes J.Diethart, Der Rhetor und Didaskalos Konstantinos Stilbes. Diss. (ungedr.) Wien 1971 (Index 190f.). [ca 1200] StilbLat J.Darrouzès, Le mémoire de Constantin Stilbès contre les latins. REB 21 (1963) 50–100. [ca 1200] StilbMand B.Flusin, Didascalie de Constantin Stilbès sur le mandylion et la sainte tuile (BHG 796m). REB 55 (1997) 53–79. [ca 1200] StilbPist P.van Deun, La profession de foi de Constantin Stilbès dans l’Athous Vatopedinus 474. Byz 59 (1989) 258–263. [ca 1200] StilbProl Costantino Stilbes, La prolusione del maestro dell’apostolos, a cura di L.R.Cresci. Messina 1987. [ca 1200] StritBarb A.Strittmatter, The „Barberinum St. Marci“ of Jacques Goar. Ephemerides Liturgicae 47 (1933) 329–367. [s.VIII] StritEx A.Strittmatter, Ein griechisches Exorzismusbüchlein. Orientalia Christiana XXVI/2 (1932) Nr.78. Roma 1932. StudAnecd W.Studemund, Anecdota varia graeca musica metrica grammatica. Berlin 1886. StylInsc A. and J.Stylianou, Donors and Dedicatory Inscriptions in the Painted Churches of Cyprus. JÖBG 9 (1960) 97–128. Suda Suidae Lexicon, ed. A.Adler. 5 Bde. Leipzig 1928–1938. [s.X] SullSiege D.F.Sullivan, Siegecraft. Two Tenth-Century Instructional Manuals by „Heron of Byzantium“. Washington, D.C. 2000. Suvorov N.Suvorov, Verojatnyj sostav drevnejšago ispovednago i pokajannago ustava v vostonoj cerkvi. VV 8 (1901) 357–434. [s.IX/X?]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Цветаев Д. В. П ротестантство и протестанты в России до эпохи преобразований: Историческое исследование. М., 1890; Чистович И. А. О черк истории Западно–Русской церкви. Ч. III. СПб., 1882–1884; Шпаков А. Я. Г осударство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества: Княжение Василия Васильевича Темного. Ч. I. Киев, 1904; Его же. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве: Царствование Федора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912; Шпаковский JI. П. Священное коронование и помазание русских государей на царство. Одесса, 1896; Щапов Я. Н. В изантийское и русское правовое наследие на Руси XIXIII вв. М„ 1978; Его же. Государство и Церковь Древней Руси XIXIII вв. М., 1989. Darrouzes J. Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Texte critique, introduction et notes. Paris, 1981; Fuchs F. Die нцнегеп Schulen von Konstantinopel im Mittelalter (Byzantinische Archiv, 8). Berlin; Leipzig, 1926. P. 35–41, 54–62; Jnalcik H. The Ottoman Empire: Conquest, Organization and Economy. London, 1978; Ιστορα του Ελληνικο θνους. Αθνα, 1974–1977; Θσμοι και Ιδεολογα στη νεοελληνικ κοινωνα 15ος-19ος αι. Πρτος απολογισμς ενς ερευνητικο προγρμματος. Αθνα, 2000; Καραθανσις Α. Ε. Ο λληνες λγιοι στη Βλαχα (1670–1714). Συμβολ στη μελτη της Ελληνικς πνευματικς κνησις στις Παραδουνβιες ηγεμονες κατ την προφαναριωτικ περιδω. Θεσσαλονκη, 1982; ΚονρταςΠ. Οθωμανικς θεωρσεις για τ Οικουμενικ πατριαρχεο. 17ος–αρχς 20ο αινα. Αθνα, 1998; Κυρκνη–Κουτολα Α. Οθωμανικ διοκηση στην Ελλδα. Αθνα, 1996; ΛκκαςΠ. εθνικιστικ ιδεολογα. Πντε υποθσεις εργασας στην ιστορικ κοινωνιολογα. Αθνα, 1992; L  idea di Roma a Mosca: secoli XVXVI. Fonti per la storia del pensiero sociale Russo. Direzione della ricerca Pierangelo Catalano, Vladimir Pasuto/Идея Рима в Москве XVXV1 века. Источники по истории русской общественной мысли. Отв. редакторы П. Каталано, В. Т. Пашуто. Roma, 1993 (=«Da Roma alia Terza Roma: Documenti e studi». Documenti, I);

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010