Там же. Т. 1. Стб. 314; Т. 2. Стб. 330; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 38. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Пригот. к изд. Д. И. Абрамович. Пг., 1916 (Памятники древнерусской литературы. Вып. 2). С. 199. Щапов Я• Н.Туровские уставы XIV в. о десятине//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 255—256, 271. Darrouzes I.Op. cit. P. 367. Poppe A.Panstwo i Koscioi. S. 184. Успенский сборник. С. 43. Лысенко П. ?.Города Туровской земли. Минск, 1974. С. 23, 33, 69, 192. Там же. С. 16—27 (карты). «Михаил Гурьевский» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 171; Успенский сборник. С. 62). Лаврентьевский список пропускает это упоминание, как он пропустил и упоминание юрьевского епископа Марина в 1091 г., но Радзивилловский и Академический его содержат (см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211). Раппопорт П. А.Указ. соч. С. 31. 43а. «В лето 6540 Ярослав поча ставити городы по Реи» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 137). Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 689. Патерик. С. 10—11. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199, 202, 280. Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 689. Максимович М. А.Собрание сочинений. Киев, 1876. Т. 1. С. 113—114; Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 689. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 183; Т. 2. Стб. 173; ПВЛ. Ч. 1. С. 122. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 634; см.: Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 201, 202. Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 689. Патерик. С. 10—11. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199, 202, 280. Рорре A.Panstwo i Kosciot. S. 190. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 219. Там же. Стб. 341. Там же. Стб. 476. «? ?? ??????» (Darrouzes J.Op. cit. P. 367. Note 768). ПСРЛ. Т. 2. Стб. 479—480. «??? ????? ???????? ??? ??? " ????? ???????» («8. Св. Георгий на реке Роси») [Darrouzes J.Op. cit. P. 403 (Notitia 17, appendix 3)]. Алпатов М В.Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси//ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 292—310. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 317. Алпатов М В.Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси//ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 292—310. В сообщении 1183 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 634) об освящении церкви Василия в Киеве на княжеском дворе наряду с митрополитом упомянут только один епископ «гюрговский» (без имени), что вновь выделяет его из числа других епископов.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Печать Кипрского архиеп. Епифания III. 870 г. Прорись Печать Кипрского архиеп. Епифания III. 870 г. Прорись В одном из списков «Тактикона» (Athen. Bibl. Nat. Cod. 1372, 1779 г., копия рукописи 1311 г.), составленном в правление имп. Иоанна I Цимисхия (969-976), уже после освобождения Кипра от арабов, Кипрская Архиепископия перечислена среди епархий К-польского Патриархата, после Болгарской Архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. N 8. P. 290). Георгий Кедрин (рубеж XI и XII вв.), описывая обретение мощей ап. Варнавы в 488 г. архиеп. Анфемием, отметил, что «тогда Кипр стал митрополией, но принадлежал не Антиохии, а Константинополю» ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 619). На основании этих фактов Г. Гельцер и Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, предположили, что на нек-рое время автокефалия КПЦ была упразднена и подчинялась К-польскому Патриархату ( Gelzer H. Ungedrückte und ungenügend veröffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum. Münch., 1900. S. 572; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Τ ρχαιτερον Τακτικν τς Εκκλησας Κωνσταντινουπλεως//Να Σιν. 1931. Τ. 26. Σ. 557). Иной т. зр. придерживался проф. Г. Конидарис. Он считал, что Кипр из-за араб. угрозы долгое время зависел от помощи К-поля и оказался под его покровительством и надзором, но без офиц. отмены автокефалии ( Κονιδρης. 1934. Σ. 36, 104; Idem. 1972. Σ. 91-92, 109; Idem. 1976. P. 23-25), равно как и позже автокефалия КПЦ не отменялась, а ограничивалась в силу тех или иных обстоятельств ( Idem. 1972. Σ. 101, 120). Совр. кипрские исследователи пытаются оспорить это мнение. В частности, в качестве объяснения места, занимаемого Кипрским архиепископом в перечнях подписей VII Вселенского Собора, некоторые ученые ( Παλος (Εγγλεζκης). 1996. Σ. 142-143; Μιτσδης. Τ ατοκφαλον. 2005. Σ. 141) приняли во внимание давнее наблюдение А. Леклерка, что очередность подписей в соборных актах не всегда отражала реальный иерархический порядок ( Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1/1. P. 92, not. 2). По мнению архим.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Ист.: Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2; Funk F. X. Didascalia et Constitutiones Apostolorum. Paderbornae, 1905. T. 1; Darrouz è s. Notitiae. P. 278, 299, 316, 342, 352, 358, 371, 386, 395, 406, 412, 419; Oikonomid è s N. Les listes de préséance byzantines des IXe et Xe siècles. P., 1972; Theophylacte: Discours, traités, poésies et lettres/Ed. P. Gautier. Thessal., 1980-1986. T. 1; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d " apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée//AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. Лит.: Γριτσπουλος Τ. Α. Βεροας κα Ναοσης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 823-826; Janin R. Berrhée (1)//DHGE. T. 8. Col. 885-887; Χιονδης Γ. Χ. Ιστορα τς Βεροας. Θεσσαλονκη, 1970. Т. 1-2; idem. Η ρχαα κα Βυζαντιν Βροια. Βροια, 1993; Mauropoulou-Tsioumi Ch. Verroia//Alte Kirchen und Klöster Griechenlands. Köln, 1972. S. 126-130; idem. Τα βματα του Αποστλου Παλου απ τους Θιλππους ως τη Βροια: προφορικ παρδοση κα αρχαιολογικς γνσεις. Βροια, 1995; Πελεκανδης Σ. Καλλιργης, λης Θετταλας ριστος ζωγρφος. Αθναι, 1973; Τσιγαρδας Ε. Ν. Ο τοιχογραφες τς πρθεσης στν Παλαι Μητρπολη Βεροας//Πρτο Συμπσιο Βυζαντινς κα Μεταβυζαντινς Αρχαιολογας κα Τχνης. Αθναι, 1981. Σ. 85-86; idem. Les peintures murales de l " Ancienne Métropole de Veroia//Milesheva dans l " histoire du peuple Serbe: Colloques scientifiques de l " acad. serbe des sciences et des arts. Belgrade, 1987. Vol. 38. P. 266-277 (Cl. d. sciences hist.; 6); idem. Ο τοιχογραφες το ναο τς Παναγας Γοργοεπηκου Βεροας//Μακεδονικ. 1992. T. 28. Σ. 92-100; idem. Ο τοιχογραφες τς Αγας Θωτεινς Βεροας//Τοιχογραφες τς περιδου τν Παλαιολγων σ ναος τς Μακεδονας. Θεσσαλονκη, 1999. Σ. 155-170; Γοναρης Γ. Χριστς Βεροας. Θεσσαλονκη, 1991; Παπαζτος Θ. Η Βροια κα ο ναο της (11ος-18oς α.). Αθνα, 1994; idem. Βυζαντινς εκνες τς Βεροας. Αθνα, 1995; Αχειμστου-Ποταμινου Μ.

http://pravenc.ru/text/158188.html

Осенью 1912 г., во время первой Балканской войны, Дидимотихон был освобожден от турок болгарской армией, в 1913 г. отвоеван турками, а в 1917 г. снова занят болгарами. В 1919 г. по договору в Нёйи-сюр-Сен Дидимотихон был передан Греции, в 1920 г. в город вошли греческие войска. В 1924 г. из Дидимотихской митрополии выделилась Суфлийская митрополия. В 1928 г. Дидимотихская митрополия вошла в состав Элладской Православной Церкви. В 1931 г. с Дидимотихской митрополией слилась упраздненная Неа-Орестиадская митрополия (г. Орестиада был основан в 1923 беженцами из М. Азии), в 1934 г.- Суфлийская епархия. С этого времени епархия получила название Д., О. и С. м. Митрополит носит титул «ипертим и экзарх всех Родоп и Гемимонта». В наст. время в митрополии 103 приходских храма, действующий мужской мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы близ городка Дадья и подворье афонского Иверского мон-ря в Корнофолье. Из памятников визант. периода в Дидимотихо сохранились развалины двойных стен с 18 башнями и 8 воротами (XIII-XV вв.), ц. вмц. Екатерины (ок. 1300), развалины средневек. мон-ря с фрагментами фресок близ совр. кафедрального собора, освященного во имя свт. Афанасия Великого, патриарха Александрийского (1834). Под полом этого собора находятся раннехрист. катакомбы. Лит.: Θυλρετος (Βαφεδης), μητρ. ιδυμοτεχου. Κατλοϒος πισκπων κα μητροπολιτν τς πλεως κα παρχας ιδυμοτεχου//Γρηϒριος Παλαμς. 1923. Τ. 7; Εθυμου Γ. Π. Τ ιδυμτειχον κατ τος βυζαντινος χρνους//Αρχεον το Θρακικο Λαοϒραφικο κα Γλωσσικο Θησαυρο. Αθναι, 1957. Τ. 22; Janin R. Didymoteichon//DHGE. Vol. 14. Col. 427-429; Αναστασου Ι. Ε. ιδυμοτεχου κα Ορεστιδος, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 1208-1210; Giannopoulos P. A. Didymoteichon: Geschichte einer byzant. Festung. Köln, 1975; idem. ιδυμτειχο. Αθνα, 1989; Darrouz è s. Notitiae. P. 489; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 331-333; ODB. T. 1. Col. 620; Χριστιανπουλος Ντ. Σντομη ιστορα του ιδυμοτεχου. Θεσσαλονκη, 1993; πτυχα. 2007. Σ. 448-454; http://www.imdos.gr (Электр. ресурс).

http://pravenc.ru/text/172000.html

См.: Гайдукевич В. Ф. Памятники раннего средневековья в Тиритаке//Советская археология. 1940. 6. С. 190–204. См.: Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. 2-е изд. Киев, 1914. С. 63–68. В VII в. история повторилась: между 613 и 619 гг. в Константинополь прибыл другой гуннский царевич, он тоже крестился и потом отбыл к себе. По-видимому, его судьба сложилась счастливее, чем судьба Горда, во всяком случае источники не сообщают о его гибели. Подробнее в кн.: Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV–X вв. Л., 1979. С. 107 и след. См.: Плетнева С. А. Средневековая керамика Таманского городища//Керамика и стекло древней Тмутаракани. М., 1963. С. 5–72. О керамике с христианскими символами см. С. 32–37. См.: Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Notitia 3. 37 618. С. 242. По этой нотиции епархия Таматарха входит в состав Готской митрополии. Ibid. Notitia 12. ? 136. С. 352; Notitia 16. ? 122. С. 389; Notitia 20. ? 46. С. 417. См.: Forbiger A. Handbuch der alten Geographie. Bd. 2: Politische Geographie Asia, Africa. Hamburg, 1877. S. 455. Главным городом синдов была Горгиппия (на месте современной Анапы). См.: Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. P. 31. Note 3. Notitia 1. ? 62, 63, 64. P. 206; Notitia 2. ? 66, 67, 68. P. 218; Notitia 3. ? 82, 83, 84. P. 232 (здесь центром Зихской епархии вместо Никопсии назван Судак); Notitia 4. 67, 68, 69. P. 266 (центром снова названа Никопсия); Notitia 5. 67, 68, 69. P. 266 (опять — Никопсия). При полной неразработанности вопроса о церковно-канонической структуре и церковнм управлении православными епархиями, расположенными в северном и северо-восточном Причерноморье, дать какое-либо объяснение этому факту представляется затруднительным. Неразработанность вопроса дает простор всевозможным «научным» спекуляциям на этот счет. См.: Гадло А. В. Проблема приазовской Руси и современные археологические данные о южном Приазовье VIII–X вв.//Вестник Ленингр. ун-та. Серия истории, яз. и лит. 1978. Вып. 3. С. 55–65; Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV–X вв. Л., 1979. С. 1–216. Сказания упомянутых митрополитом Макарием мусульманских (арабских) авторов помещены в сб.: Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII до конца X в. по Р. Х.)/Собр., пер. и объясн. А. Я. Гаркави. СПб., 1870.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

311 Подр. см.: Kazdan A. Notitiae Episcopatuum II The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991.– Vol. 2, – P. 1496; Науменко В. E. Церковная география Таврики в VII–IX вв. По данным Notitiae Episcopatuum II Крымский архив. – 1999. – – C. 9–20; Науменко В.Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики в VIII–IX вв. (по данным Notitiae episcopatuum)//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 35. – С. 123–145. 312 Данные нотиций VII-XIV вв. относительно епархий на Крымском полуострове сведены в таблицы. См.: Бертье-Делагард А.Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде. 2. Православные и униатские епархии, их пределы//ИТУАК. – 1920. – – С. 35–66, 128, спис. А; Кропоткин В.В. Из истории средневекового Крыма (Чуфут-Кале и локализация города Фулл)//СА. – 1958. – Т. 28. – С. 203, табл. 1. 313 Parthey G. Hieroclis Synecdemos et Notitiae graeca episcopatuum. – Berolini, 1866, – P. 150–161; Geizer H. Ungedruckte und ungenugend veroffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum, ein Beitrag zur byzantinischen Kirchen – und Verwaltugsgeschichte//Abhandlungen der philos.– philol. Clase der K.Bayerischen Akademie der Wissenschaft.– Munchen, 1901.– Bd. 21.– S.529–641 (особенно S. 534–549); Гръцки извори за българската история. – София, 1960. – Т. 3. – С. 184–196; Darrouzes J. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae: Texte critique, introduction et notes. – Paris, 1981. – P. 3,5,7–9,205–206. 316 De Boor C. Nachtrage zu den Notitiae episcopatuum. I//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. – Gotha, 1891. – Bd. 12. – S. 303–322; De Boor C. Nachtrage zu den Notitiae episcopatuum. II//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. – Gotha, 1891. – Bd. 12. – S. 519–534; De Boor C. Nachtrage zu den Notitiae episcopatuum. I//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. – Gotha, 1893. – Bd. 14. – Heft 3. – S. 573–599. 317 См.: Успенский Ф. Византийские владения на северном берегу Черного моря в IX и X веке//Киевская старина. – 1885. – Т. 25 (Май – Июнь). – С. 261; Кулаковский Ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сточки зрения византийцев//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2000. – 3. – С. 67; Науменко В.Е. Церковно-политические контакты Византийской империи и Хазарского каганата в середине IX в.//Хазары: Второй Междунар. коллоквиум: Тезисы. – М., 2002. – С. 74–76; Науменко В. E. Notitia К. де Боора как источник... – С. 129–138; Науменко В.Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики... – С. 133–138. 321 Parthey G. Hieroclis Synecdemos... – IX; Гръцки извори за българската история. – София, 1961. – Т. 4. – С. 145–155; Darrouzes J. Notitiae episcopatuum... – P. 56–77. 322 Darrouzes J. Remarques sur les creations d ’eveches byzantins II REB. – 1989. – T. 47. – P. 209. 323 Parthey G. Hierocfis Synecdemos... – P. 55–94; Gelzer H. Georgii Cyprii descriptio orbis romani. – Leipzig, 1890. – S. 1–27; Grumel V. La notitia de Basile de Ialimbana. Essai sur la data de sa composition//REB. – 1961. – Vol. 19. – P. 198–207; Beck H.-G. Kirche und theologischen Literatur im byzantinischen Reich. – Munchen, 1959. – S. 151; Гръцки извори... – C. 155–156; Кулаковский Ю.А. К истории готской епархии... – С. 173–174. Parthey G. Hierocfis Synecdemos... – P. 55–94; Gelzer H. Georgii Cyprii descriptio orbis romani. – Leipzig, 1890. – S. 1–27; Grumel V. La notitia de Basile de Ialimbana. Essai sur la data de sa composition//REB. – 1961. – Vol. 19. – P. 198–207; Beck H.-G. Kirche und theologischen Literatur im byzantinischen Reich. – Munchen, 1959. – S. 151; Гръцки извори... – C. 155–156; Кулаковский Ю.А. К истории готской епархии... – С. 173–174. 324 См.: Darrouzes J. Op. cit. – P. 34–45, 250 (not. IV); Науменко В.Е. Церковная география Таврики... – С. 12, 18; Науменко В.Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики... – С. 142. 325 Darrouzes J. Op. cit. – P. 46–48 (not. V); подр. см.: Сорочан С. Б. «Carceris habitateris»? Положение Херсона во второй половине IX в.//БИ. – Симферополь, 2003. – Вып. 3. – С. 73–130. 326 Geizer H. Ungedruckte und ungenugend veroffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: Тиханова М. А. Дорос-Феодоро в истории средневекового Крыма: Материалы по археологии Юго-Западного Крыма (Херсонес, Мангуп). М.-Л., 1953 (Материалы и исследования по археологии СССР. 34). С. 319–333; Тиханова М. А. Базилика//Там же. С. 334–389. Существует обширная литература о локализации, размерах, системе укреплений страны Дори, см.: Соломоник Э. И., Домбровский О. И. О локализации страны Дори: Археол. исслед. средневекового Крыма. Киев, 1968. С. 11–44. См.: Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Notitia 3. 37.2 — Р Cotz…rwn? C. 242. Кроме названных выше работ В. Г. Васильевского и А. А. Васильева, см.: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 193–202, 252–258; Плетнева С. А. Хазары. М., 1986, а также Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI–X вв. по Р. Х. М., 1908 (Памятники христианского Херсонеса. Вып. 3). С. 30–42. См.: Дружинина Е. И. Северное Причерноморье 1775–1800 гг. М., 1959. С. 57–58; Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Notitia 18. ? 86. С. 407; Notitia 19. 93. С. 413; Notitia 20. 46. С. 417; Notitia 21. 70. С. 420. См.: Васильевский В. Г. Житие Стефана Сурожского//Васильевский В. Г. Труды. Пг., 1915. Т. 3. Исследование — С. CXLII–CCLXXXVIII. Тексты — С. 72–98. О заметках на страницах Синаксаря, хранящегося в библиотеке на о. Халки, см.: Marias I. Nistozopoulon H eu Taurikh Cerson»sw polis Sougdaia. Afhnai, 1965; русский перевод записей: Антонин (Капустин), архим. Заметки XII–XV вв., относящиеся к крымскому городу Сугдее (Судаку), приписанные на греческом Синаксаре//Зап. Одес. общества истории и древностей. 1863. Т. 5. С. 595–628. Об истории Судака в византийскую эпоху см.: Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. 2-е изд. Киев, 1914. С. 69–75, 88–95, 103–113; Дорогой тысячелетий: Экскурсии по средневековому Крыму. Симферополь, 1966. С. 151–154. См.: Кулаковский Ю. А. К истории Готской епархии (в Крыму) в VIII в.: Экскурс: Где находились Фуллы? С. 194–202; Веймарн Е. В. О двух неясных вопросах средневековья юго-западного Крыма. Ч. 1: О Чуфут-Кале и Фуллах//Археол. исслед. юго-западного Крыма. Киев, 1968. С. 45–77.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

23 Почитаемые мощи святителя доныне находятся в алтаре кремлевского Успенского собора, а праздник в его честь вплоть до XVII в. считался в Москве одним из главных событий церковного года. 24 Собственно, известны лишь титул ее митрополитов и имя одного из них: Darrouzès. Notitiae… P. 399, notitia 17 (83); Hunger H., Kresten O. Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Teil 1: Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1315–1331. W., 1981 (=Corpus Fontium Historiae Byzantinae; XIX/1). S. 554 14–15). 27 Darrouzès J. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P., 1977. P. 122 29 Darrouzès. Les regestes… Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P. 175–177 См. прим. 19. 30 О синодальном послании с осуждением митрополита см.: Darrouzès. Les regestes… Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P. 278–279 31 В титулатуре рядовых правящих архиереев этот титул вновь появляется лишь с середины XVIII века. 32 Издание текста и комментарий: Koder J., Hinterberger M., Kresten O. Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Teil 3: Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1350– 1363. W., 2001 (=Corpus Fontium Historiae Byzantinae; XIX/3). S. 104–117 34 Издание текста и комментарий: Ibid. S. 130–139 процитированный фрагмент: S. 136: 58–61). 35 Darrouzès. Les regestes… Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P. 489–495 2584). Послания были направлены, но сигиллий официально издан не был. 36 Как показала дальнейшая история, появление у православных собственного митрополита отнюдь не остановило реализацию этой угрозы. Уже сам Казимир предлагал папе создать для галичан отдельную католическую митрополию; при нем в старых русских городах были учреждены католические епархии: в Перемышле – не позднее 1351 г., во Владимире-Волынском – в 1358 г., в Холме и Львове – в 1359 г. Около 1357 г., согласно упоминаниям в источниках, католический иерарх Галича имел сан архиепископа. Проект создания католической митрополии был завершен после смерти Казимира, причем без учета мнения уже имевшегося в наличии православного Галицкого митрополита: в 1375 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

1457 По смыслу – Кубань, хотя другие источники ее так не называют. В письме хазарского царя Иосифа фигугирует похожая по названию река У-г-ру, которую некоторые исследователи отождествляют с Манычем (см.: Антология; Muxeee В. К., Тортика A. А. Историческая география Хазарского каганата... – С. 162–163). 1458 Возможно, р. Нечепсухо к северу от Туапсе. В раннем средневековье этот район имел важное военно-стратегическое значение. He случайно там имелся кастрон Ни- копсис, за которым начиналась Зихия. Некоторые исследователи локализуют Никопсис между современной Гагрой и Адлером (Воронов Ю. H. К локализации Никопсии//XV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа: Тезисы докладов. – Махачкала, 1988. – С. 72–73). Это был центр автокефальной Зихийской епархии, включавшей до третьей четверти IX в. и самые значительные кафедры Таврики (Херсон, Боспор, Сугдею) (см.; Darrouzes ]. A. A. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopoli- tanae. – Paris, 1981. – Notitiae 1, 64, p. 31, note 3; p.206; Notitiae 2, 68, p.218; Notitiae 3, 84, p.232; Notitiae 4, 69, p.46–48, 266; Науменко B. E. K вопросу o церковно- административном устройстве Таврики в VIII–IX вв. (по данным Notitiae Episcopatu­um)//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – – С. 123–145). 1460 Горы Кавказа (ore ta Kaukasia). Здесь явно имеется в виду центральный Кавказский хребет, за которым (к северу) начинались владения аланов. 1463 Ю. Н. Вороновым было предложено следующее истолкование свидетельств гл. 42 о Зихии и Авасгии. Если исходить из того, что 1 римская миля равна 1481, 5 м, то протяженность Зихии, находящейся по Константину, между реками Укрух и Никопсис, составляет 445 км, а Авасгии – тоже 445 км, то есть общая их протяженность оказы- вается чуть больше, чем расстояние от Анапы до Трапезунда (около 800 км). Таким образом, Никопсия должна находится между современной Гагрой и Адлером, а Сотириуполь – не в секторе Сухуми – Пицунда (как считали Ю. Кулаковский , 3. Анчабадзе и др.), а в районе Трапезунда. Тем самым границы Авасгии в первой половине X в., по Константину, простирались вплоть до Трапезунда. Никопсия предположительно отождествляется с городом Нафсай, известным по «Житию Або Тбилели», локализуемым в районе современного Гантиади (Цандрипш). См.: Воронов Ю. H. К локализации Никопсии. – С. 72–73

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010