Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИОПОЛЬ [греч. Αρκαδιοπολις], г. в вост. Фракии (совр. Люлебургаз в Турции), митрополия К-польского Патриархата. А., расположенный на дороге из К-поля в Адрианополь , служил одним из укрепленных форпостов, защищавших столицу Византии от нашествий с севера. Согласно сообщениям большинства визант. историков, А. основан на месте древнего г. Вергула имп. Аркадием (395-408); по др. версии, построен и назван в честь Аркадия его отцом имп. Феодосием I Великим (379-395). А. не раз подвергался нападениям: в 441 г. его захватил Аттила , в 473 г. осаждали готы Теодориха Великого . Здесь пытался укрыться мятежник Фома Славянин после неудачной попытки штурма К-поля (823). В 970 г. киевский князь Святослав подошел к А., но не смог овладеть им. После захвата К-поля крестоносцами (1204) А. достался в собственность Венеции, но затем не раз переходил из рук в руки. Город подвергся разрушениям, и большинство жителей покинули его и переселились в Адрианополь. Имп. Андроник III Палеолог (1297-1341) собирался заново отстроить его, однако экспансия турок-османов помешала возрождению А. К сер. XIV в. на месте города остались лишь руины. В церковном отношении А. первоначально подчинялся архиепископу Визии , а в кон. V - нач. VI в. стал автокефальной архиепископией пров. Европа. В XII в. А. получил статус митрополии. С XIV в. митрополия А. не упоминается в источниках. Первым известным епископом А. был Савватий, к-рый принимал участие во Всел. V Соборе (553). На Всел. VII Соборе 787 г. присутствовал Иоанн (по др. данным, Никифор). Еп. Василий участвовал в К-польском Соборе 879/80 г. Сохранились печати епископов Петра (IX-X вв.) и Иоанна (кон. XI в.). Еп. Никифор присутствовал на К-польском Соборе 1146 г., созванном Патриархом Космой II Аттиком . Еп. Константин участвовал в Соборах 1156 и 1168 гг., при Патриархе Луке Хрисоверге . В XVIII-XIX вв. в К-польском Патриархате был ряд титулярных епископов А. Лит.: Janin R. Arcadiopolis (2)//DHGE. Т. 3. Col. 1484-1485; Αρκαδιοπολις//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 162-163; Darrouz è s. Notitiae. Passim; Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 279; ODB. Vol. 1. P. 173. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата АНАЗАРВ древний город в вост. части Киликии (юго-запад Малой Азии, близ совр. Агачлы, Турция), митрополия в сост. Антиохийского Патриархата

http://pravenc.ru/text/76066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПЕНИСИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Καρπενησου], епархия Элладской Православной Церкви на территории нома Эвритания; кафедра в г. Карпениси, с 1842 г. кафедральным собором служит храм Св. Троицы, построенный в 1645 г. прп. Евгением Этолийским (Яннулисом), к-рый основал рядом с ним школу, действовавшую в 1645-1814 гг. Собор неоднократно перестраивался, в т. ч. в 1838 г. В период османского господства кафедральным собором являлась ц. св. Параскевы Панагии. План базилики св. Леонида в с. Клафси со схемой расположения напольных мозаик. Кон. V в. План базилики св. Леонида в с. Клафси со схемой расположения напольных мозаик. Кон. V в. О существовании в раннехрист. период епископии на территории К. м. свидетельствуют раскопки в с. Клафси (в 9 км к югу от Карпениси) базилики кон. V в., посвященной св. Леониду; в надписях ее мозаичных полов упоминается еп. Емилиан. В визант. период на территории К. м. существовала Лицская епископия (Λιτζ, Λιτζς), подчиненная Ларисской митрополии. Предполагают, что эта епископия возникла в IX в. ( Βασιλεου. 1962. Σ. 304), хотя впервые она упоминается в нотиции (списке епархий), составленной в правление имп. Михаила VIII Палеолога (1261-1282) ( Darrouz è s. Notitiae. N 10. Р. 339). В более поздних нотициях эта епархия называется Лицской и Аграфской епископией (Ibid. N 13, 21. Р. 363, 421). Если в XIII в. она занимала 24-е место среди епископий, подчиненных Ларисскому митрополиту, то в поствизант. период - 2-е место (Ibid. N 10, 21. Р. 339, 421). В визант. период кафедра находилась в сел. Эпископи, к-рая вместе с одноименной церковью, освященной в честь Рождества Пресв. Богородицы (Х в.), была затоплена при сооружении в 1965 г. водохранилища Кремаста, фрески X-XIII вв. были сняты и хранятся в Византийском музее в Афинах. До XVI в. кафедра переносилась в Рендину, Змоковон, Аграфу, Клицос (ныне Клисто) и Фурну. С нач. XVI в. местом пребывания епископа становится Карпенисион (ныне Карпениси).

http://pravenc.ru/text/1681139.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПАМЕЯ Вифинская [греч. Απμεια ν τ Βιθυν], древний город в Вифинии на вост. берегу Мраморного м., руины к-рого с хорошо сохранившимся театром в наст. время располагаются в 1 км к юго-востоку от совр. г. Муданья (Турция); автокефальная архиепископия, позже митрополия в составе К-польского Патриархата. Город, первоначально называвшийся Мирлея (Μυρλεα, по имени его легендарного основателя Мирла), назвал в честь своей жены Апамы вифинский царь Прусий II (182-149 до Р. Х.). В эпоху Цезаря (ок. 45 до Р. Х.) А. стала рим. колонией Iulia Concordia Augusta Apameia. Епископская кафедра существовала здесь, вероятно, с апостольских времен, т. к. о многочисленной христ. общине в Вифинии говорит Плиний Младший (нач. II в.). Епископ А., первоначально подчинявшийся митрополиту Никомидии , центра пров. Вифиния, автокефалию получил ок. 640 г. Среди автокефальных архиепископий А. вначале занимала 8-е место, к кон. X в. поднялась на 3-е. На рубеже XI-XII вв. А. уже упоминается в списках митрополий К-польского Патриархата, где занимает 69-е место. После завоевания Вифинии турками со 2-й пол. XIV в. архиепископия А. становится титулярной. Епископы А.: Феофил (381), Евлисий (нач. V в.), Каллиник (до 431 - после 451), Марк (536; по ошибке назван митрополитом, см. Mansi. T. 8. Col. 878), Феопемпт (691), Евстратий (787), Евлампий (до 847/48-869), Павел (870), Софроний (879), Василий (кон. X в.), Феодор (XI в.), Михаил (ок. XI-XIII в.), Константин (1032), Георгий (Григорий; до 1145 - после 1156), Исаак (1158 - после 1172), неизвестный (1274), неизвестный (1310). В 1945-1951 гг. титул епископа А. носили Спиридон (позже митр. Родосский) и Василий (позже митр. Сидирокастрский), а также Иаков, вик. Фиатирской епархии. Лит.: RE. Bd. 12. Sp. 2664; Janin R.//DHGE. T. 3. Col. 916-917; idem. Églises et monastères. P. 129, 131, 136-139, 207; Magie D. Roman Rule in Asia Minor to the End of 3rd Cent. A. D. Princeton, 1950. T. 2. P. 1189 f.; Κονιδρης Γ .//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1040; Darrouz è s. Notitiae. Passim; Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 110-111.

http://pravenc.ru/text/75570.html

Кифирские архиепископы: Прокопий (Каллонас) (1824-1855), Евгений (Махериотис) (1857-1877). Кифирские епископы: Константин (Стратулис) (1882-1892), кафедра вакантна (1892-1901), Евфимий (Каравафас) (1901-1915), кафедра вакантна (1915-1922). Кифирские митрополиты: Дорофей (Коттарас) (1922-1935, впосл. митрополит Ларисский и Платамонский, затем архиепископ Афинский), Амвросий (Антонопулос) (1942-1946, впосл. митрополит Паронаксийский), Мелетий (Галанопулос) (1956-1969), Иерофей (Даларис) (1974-1979), Иаков (Корозис) (1980-1997), Кирилл (Христакис) (1998-2005, впосл. митрополит Фессалиотидский и Фанариоферсальский), Серафим (Стергиулис) (с 2005 по наст. время). Лит.: Parthey G., ed. Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum. Berolini, 1866. Р. 13; Πετρχειλος Μ. Κ. Ιστορα τς Νσου Κυθρων. Αθναι, 1940; Αβορης Σ. Ν. Κυθρων, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1085-1088; Kythera: Excavations and Studies Conducted by the University of Pennsylvania Museum and the British School of Athens/Ed. J. N. Coldstream, G. L. Huxley. L., 1972; Darrouz è s. Notitiae. Р. 302, 361, 421. N 9, 13, 21; Βασλειος (Ατσης), μητρ. Επσκοποι κα πισκοπα τς Ελλδος π τ 1800 μχρι σμερον//Εκκλησα κα Θεολογα. 1982. Τ. 3. Σ. 971-1037; Fedalto. Hierarchia. P. 505; Χατζηδκης Μ., Μπθα Ι. Ευρετριο βυζαντινν τοιχογραφιν Ελλδος: Κθηρα. Αθνα, 1997; Venezia e Cerigo: Atti del simposio intern., Venezia, 6-7 dicembre 2002. Venezia, 2003; Μπθα Ι. Τα βυζαντιν Κθηρα μσα απ τις μαρτυρες των εκκλησιν και των τοιχογραφιν//Πρακτικ του Θ Διεθνος Πανιονου Συνεδρου, Ζκυνθος, Σεπτμβριος 1997. Αθνα, 2004. Τ. 4. Σ. 565-578; Μαλτζου Χ. Τα Κθηρα τον καιρ που κυριαρχοσαν οι Βενετο. Βενετα, 2008; Herrin J. Margins and Metropolis: Authority across the Byzantine Empire. Princeton, 2013. P. 130-155; Leontsinis G. Kythera: The Ecclesiastical Situation and the Parish Clergy. Athens, 2014 (в печати); Δπτυχα. 2014. Σ. 617-620; www.imkythiron.gr [Электр. ресурс]. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841167.html

митрополит Филадельфийский), Герасим (Кладас) (1782-1787), Иоанникий (Аннинос) (1787-1799). Митрополиты Кефалинийские Иоанникий (Аннинос) (1799-1817), Парфений (Макрис или Пасумакас) (1821-1842), Константин (Типалдос-Иаковатос) (1842), Спиридон (Кондомихалос) (1842-1873), Спиридон (Комбофекрас) (1874-1878), Герман (Каллигас) (1883-1889; впосл. Афинский), Герасим (Доризас) (1893-1901), Дамаскин (Полидору) (1901-1934), Герман (Рубанис) (1935-1951; бывш. митрополит Мантинийский), Иерофей (Вуис) (1951-1965), Прокопий (Менутис) (1965-1983), Спиридон (Калафатакис) (с 1984 по наст. время). Ист.: Parthey G. F. S. Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum. Berolini, 1866. Р. 13; Darrouz è s. Notitiae. Р. 233, 245, 282, 302, 323, 361, 420, 497. N 3, 7, 9, 10, 13, 21. Лит.: Janin R. Céphallénie//DHGE. 1953. Т. 12. Col. 150-153; Zakythenos D. A. Le thème de Céphalonie et la défense de l " Occident//L " Hellénisme contemporain. Ser. 2. 1954. T. 8. N 4. P. 303-312; Αβορης Σ. Ν. Τ Εκκλησιαστικ τς Επτανσου, 1815-1867. Αθναι, 1965; idem. Κεφαλληνας, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 531-536; Καββαδας Γ. Ι. Κρτη κα Κεφαλονι: Κρητικα μεταναστεσεις κα πδρασις το κρητικο πολιτισμο στν Κεφαλονι. Αθναι, 1965; Κονμος Ντ. Η Χριστιανικ τχνη στν Κεφαλονι. Αθναι, 1966; Θωκς-Κοσμεττος Ν. Ερεπια ναν κα κτισμτων παλαιοχριστιανικς κα βυζαντινς περιδου ν Κεφαλλην//Δελτον Αναγνωστικς Εταιρεας Κερκρας. Κρκυρα, 1972. Τ. 9. Σ. 64-70; Zakythinos D. A., Maltezou Ch. Contributo alla storia dell " episcopato latino di Cefalonia e Zante//In memoria di S. Antoniadis. Venezia, 1974. P. 65-119; Μοσχπουλος Γ. Ν. Ανκδοτα στοιχεα γι τν κκλησιαστικ τχνη στν Κεφαλονι (17ος-19ος α.): Αγιογρφοι - ξυλογλπτες - ργυρογλπτες//Κεφαλληνιακ Χρονικ. Αργοστλι, 1977. Τ. 2. Σ. 216-265; idem. Συμπληρωματικ γι τν κκλησιαστικ τχνη στν Κεφαλονι (17ος-19ος α.): Καλλιτχνες κα ργαστρια ζωγραφικς//Ibid. 1980/1982. Τ. 4. Σ. 267-318; idem. Ιστορα της Κεφαλονις.

http://pravenc.ru/text/1684289.html

Печать Кипрского архиеп. Епифания III. 870 г. Прорись Печать Кипрского архиеп. Епифания III. 870 г. Прорись В одном из списков «Тактикона» (Athen. Bibl. Nat. Cod. 1372, 1779 г., копия рукописи 1311 г.), составленном в правление имп. Иоанна I Цимисхия (969-976), уже после освобождения Кипра от арабов, Кипрская Архиепископия перечислена среди епархий К-польского Патриархата, после Болгарской Архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. N 8. P. 290). Георгий Кедрин (рубеж XI и XII вв.), описывая обретение мощей ап. Варнавы в 488 г. архиеп. Анфемием, отметил, что «тогда Кипр стал митрополией, но принадлежал не Антиохии, а Константинополю» ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 619). На основании этих фактов Г. Гельцер и Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, предположили, что на нек-рое время автокефалия КПЦ была упразднена и подчинялась К-польскому Патриархату ( Gelzer H. Ungedrückte und ungenügend veröffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum. Münch., 1900. S. 572; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Τ ρχαιτερον Τακτικν τς Εκκλησας Κωνσταντινουπλεως//Να Σιν. 1931. Τ. 26. Σ. 557). Иной т. зр. придерживался проф. Г. Конидарис. Он считал, что Кипр из-за араб. угрозы долгое время зависел от помощи К-поля и оказался под его покровительством и надзором, но без офиц. отмены автокефалии ( Κονιδρης. 1934. Σ. 36, 104; Idem. 1972. Σ. 91-92, 109; Idem. 1976. P. 23-25), равно как и позже автокефалия КПЦ не отменялась, а ограничивалась в силу тех или иных обстоятельств ( Idem. 1972. Σ. 101, 120). Совр. кипрские исследователи пытаются оспорить это мнение. В частности, в качестве объяснения места, занимаемого Кипрским архиепископом в перечнях подписей VII Вселенского Собора, некоторые ученые ( Παλος (Εγγλεζκης). 1996. Σ. 142-143; Μιτσδης. Τ ατοκφαλον. 2005. Σ. 141) приняли во внимание давнее наблюдение А. Леклерка, что очередность подписей в соборных актах не всегда отражала реальный иерархический порядок ( Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1/1. P. 92, not. 2). По мнению архим.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Авксентий Чудотворец (пам. 28 сент.), к-рый подвизался в кон. VII в. близ совр. с. Коми-Кебир; его современник прп. Созомен (пам. кипр. 20 нояб.), живший отшельником в окрестностях деревень Тавру, Галатия и Ливадия (ошибочно назван епископом Карпасийским в службе, составленной ему в 1733 мон. Акакием); прп. Фотиния или Фоту († ранее XV в.; пам. кипр. 2 авг.), которая в юном возрасте решила вести монашеский образ жизни и удалилась в пещеру близ совр. с. Айос-Андроникос; прп. Полихроний († ранее XI в.; пам. кипр. 7 окт.), во имя к-рого построена церковь в с. Меланарга; прп. Соломония (пам. кипр. 1 авг.), чья могила находится в ц. прп. Соломонии в Кома-ту-Ялу; а также святые, к-рым не установлены дни празднования, но в их честь сооружены церкви - прп. Павла (сестра прп. Фотинии), прп. Сотира (мать прп. Полихрония), прп. Василики (Васила) и прп. Микаллос ( Βλσιος (Σταυροβουνιτης). 1999. Σ. 130-132, 135-136, 140, 144-145; Χατζηχριστοδολου. 2010). Епископы Карпасийские: свт. Филон (до 382 - не позднее 394), Феопроп (кон. IV - нач. V в.) (?), свт. Синесий, свт. Сосикрат, Олимпий (упом. в 431), Ермолай (упом. в 451) (?), свт. Фирс, Епифаний, Иоаким (упом. в 1260). Епископы Карпасийские и Фамагустские: Марин или Марк (упом. в 1295), Иларион († до 1321), Лев (упом. в 1321), Михаил (упом. в 1340), Иоанн (упом. в 1369 или 1371), Макарий (упом. вскоре после 1406). Епископ Карпасийский: Христофор (с 2007 по наст. время). Ист.: Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. Berolini, 1866; Κυπριανς, ρχιμ. Ιστορα χρονολογικ τς νσου Κπρου. Λευκωσα, 1902 2; Cappuyns N. Le Synodicon de Chypre au XIIe siècle//Byz. 1935. Vol. 10. P. 489-504; Darrouz è s J. Notes pour servir à l " histoire de Chypre//Κυπριακα Σπουδα. Λευκωσα, 1956. Τ. 20. Σ. 31-73; idem. Lettre inédite de Jean Cantacuzène relative à la controverse palamite//REB. 1959. Vol. 17. P. 7-27; idem. Textes synodaux Chypriotes//Ibid. 1979. Vol. 37. P. 5-122; Excerpta Cypria/Transl. C. D. Cobham.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Герасим (упом. в 1330), Иакинф (упом. в 1343), Никандр (1582-1584), Дионисий (упом. в 1590), Хрисанф (упом. в 1593), Иаков (после 1593-1595), Гавриил (1595-1616), Митрофан (XVI-XVII вв.), Христофор (1616-1624), Антоний (1625-1626), Серафим (1626-1637 или 1638), Иоаким (1638 - после 1652; упоминание об избрании в 1648 архиеп. Космы исследователи подвергают сомнению), Захария (упом. в 1660), Макарий (упом. в 1670-1687), Кирилл (1688-1720), Неофит (1720-1748), Мелетий (1748-1761), Феоклит (1761-1763), Мелетий (1763-1765), Иосиф (1766-1768), Каллиник (1768-1774), Парфений (1774-1790), Захария (1790-1801), Герасим (1801-1838). Митрополиты Косские Кирилл (1838-1840, впосл. митрополит Видинский), Синесий (1840-1842), Кирилл (1842-1843, ранее епископ Китрский), Панкратий (1843-1853, иногда ошибочно указывается дата 1845), Кирилл (1853-1867, впосл. митрополит Элассонский), Герман (Кавакопулос) (1867-1876, впосл. митрополит Родосский, Ираклийский, Халкидонский и патриарх К-польский Герман V ), Мелетий (1876-1885), Павел (Симеонидис) (1885-1888, ранее епископ Скопельский), Афанасий (Николаидис) (1888-1893), Каллиник (Палеокрасас) (1893-1900, впосл. митрополит Парамифийский и Филиатский), Иоаким (Ваксеванидис) (1900-1908, впосл. митрополит Касторийский), Никодим (Комнинос) (1908-1908, впосл. митрополит Варнский), Агафангел (Архитас) (1908-1924, ранее митрополит Карпафский и Касосский), Павел (1924, не смог занять кафедру из-за запрета итал. властей), Эммануил (Карпафиос) (1947-1967), Нафанаил (Дикеос) (1967-1979), Иезекииль (Цукалас) (1979-1982), Емилиан (Захаропулос) (1982-2004). Митрополиты Косские и Нисиросские Емилиан (Захаропулос) (1982-2009), Нафанаил (Диакопанайотис) (с 2009 по наст. время). Лит.: Κωνσταντινδης Ε. Ι. Κ, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1966. τ. 8. Σ. 1224-1225; Εμμανουλ (Καρπθιος), μητρ. Εκκλησα Κ Δωδεκανσου. Αθναι, 1968. τ. 1; Darrouz è s. Notitiae. P. 213, 227, 241, 259, 285, 304, 328, 361, 363, 386, 408, 418, 420. N 1-4, 7, 9-10, 13, 15, 18, 20, 21; Fedalto.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

и т. н. фиванской школы XVI в., в т. ч. на уровне некоторых редких мотивов (напр., изображение Пилата на коне со свитой, включенное в сцену «Шествие на Голгофу»; особый вариант композиции «Предательство Иуды» и др.). По стилю живописи фрески Зевгостаси примыкают к росписям целого ряда касторийских храмов (вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну», свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза» и др.) и продолжают антиклассическую линию кон. XIV в. Самая близкая стилистическая параллель этим фрескам - росписи касторийского храма ап. Андрея Первозванного «ту Русули». Крупные, тяжеловесные фигуры в напряженных позах, специфические типы лиц с неправильными пропорциями, контрастные тени, стилизованные яркими пробелами в виде штрихов, расходящихся от глаз,- все это придает образам Зевгостаси острую выразительность. В нартексе имеются росписи, выполненные, согласно надписи, в 1749 г. В ц. Успения Пресв. Богородицы находится фрагментарно сохранившаяся большая рельефная икона неизвестного св. воина. Лит.: Nicol. 1956. S. 100-105; Τσιγαρδας. 1988. Σ. 16-20; idem. 1989. Σ. 335-338; Δρακοπολου. 1997. Σ. 118. Πιν. 100. А. В. Захарова Ист.: Le Quien. OC. T. 2. Р. 315-316; Т. 3. Р. 1087-1088; Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2. S. 26-78; Βαφεδης Θ. Κδηξ τς Ιερς Μητροπλεως Καστορας//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1900. Τ. 20. Σ. 125, 141, 320; Darrouz è s. Notitiae. N 3, 13. Р. 236, 371-372. Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924, 1995p. Т. 1. С. 23-25, 56, 62, 79, 81, 97, 99, 131, 132, 162, 166, 167, 190, 191, 193, 195, 218, 219, 339; 1932, 1995р. Т. 2. С. 26-28, 144-152, 159, 228-232, 289-290, 487-490; Ορλνδος Α. Τ βυζαντιν μνημεα τς Καστορις//Αρχεον βυζαντινν μνημεων τς Ελλδος. Αθναι, 1938. Τ. 4. Σ. 10-158; Janin R. Castoria//DHGE. 1949. T. 11. Col. 1457-1459; Τσαμσης Π. Η Καστορι κα τ μνημεα της. Αθναι, 1949; Πελεκανδης Σ. Καστορι. Θεσσαλονκη, 1953. Τ. 1: Βυζαντινα τοιχογραφαι; idem (Pelekanides S.).

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Ист.: Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2; Funk F. X. Didascalia et Constitutiones Apostolorum. Paderbornae, 1905. T. 1; Darrouz è s. Notitiae. P. 278, 299, 316, 342, 352, 358, 371, 386, 395, 406, 412, 419; Oikonomid è s N. Les listes de préséance byzantines des IXe et Xe siècles. P., 1972; Theophylacte: Discours, traités, poésies et lettres/Ed. P. Gautier. Thessal., 1980-1986. T. 1; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d " apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée//AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. Лит.: Γριτσπουλος Τ. Α. Βεροας κα Ναοσης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 823-826; Janin R. Berrhée (1)//DHGE. T. 8. Col. 885-887; Χιονδης Γ. Χ. Ιστορα τς Βεροας. Θεσσαλονκη, 1970. Т. 1-2; idem. Η ρχαα κα Βυζαντιν Βροια. Βροια, 1993; Mauropoulou-Tsioumi Ch. Verroia//Alte Kirchen und Klöster Griechenlands. Köln, 1972. S. 126-130; idem. Τα βματα του Αποστλου Παλου απ τους Θιλππους ως τη Βροια: προφορικ παρδοση κα αρχαιολογικς γνσεις. Βροια, 1995; Πελεκανδης Σ. Καλλιργης, λης Θετταλας ριστος ζωγρφος. Αθναι, 1973; Τσιγαρδας Ε. Ν. Ο τοιχογραφες τς πρθεσης στν Παλαι Μητρπολη Βεροας//Πρτο Συμπσιο Βυζαντινς κα Μεταβυζαντινς Αρχαιολογας κα Τχνης. Αθναι, 1981. Σ. 85-86; idem. Les peintures murales de l " Ancienne Métropole de Veroia//Milesheva dans l " histoire du peuple Serbe: Colloques scientifiques de l " acad. serbe des sciences et des arts. Belgrade, 1987. Vol. 38. P. 266-277 (Cl. d. sciences hist.; 6); idem. Ο τοιχογραφες το ναο τς Παναγας Γοργοεπηκου Βεροας//Μακεδονικ. 1992. T. 28. Σ. 92-100; idem. Ο τοιχογραφες τς Αγας Θωτεινς Βεροας//Τοιχογραφες τς περιδου τν Παλαιολγων σ ναος τς Μακεδονας. Θεσσαλονκη, 1999. Σ. 155-170; Γοναρης Γ. Χριστς Βεροας. Θεσσαλονκη, 1991; Παπαζτος Θ. Η Βροια κα ο ναο της (11ος-18oς α.). Αθνα, 1994; idem. Βυζαντινς εκνες τς Βεροας. Αθνα, 1995; Αχειμστου-Ποταμινου Μ.

http://pravenc.ru/text/158188.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010