Среди участников заседаний Синода в кон. XIII-XIV в. были Херсонские митрополиты Феофан (1290), неизвестный (1304), Иеремия (1338), Кирилл (1347-1351) ( Darrouz è s. Notitiae. P. 164; Богданова. Церковь Херсона. 1991. C. 22-23). Повышенное внимание К-польской Патриархии к делам епархий К. в кон. XIII-XIV в. демонстрирует стремление столицы сохранить влияние на полуострове в эпоху господства здесь Золотой Орды и итальянский факторий и, как следствие этого, быстрое распространение ислама и католичества. В 1223 г. в К. вторглись монголо-татары, к-рые после победы над половецко-рус. войском на р. Калке разорили Сугдею. С кон. 30-х гг. XIII в., после походов Батыя, монголам подчинились половцы и степной К. вошел в состав Монгольской империи, а затем Золотой Орды в качестве ее улуса. В татар. бейликах К. рано проявились сепаратистские настроения по отношению к Большой Орде. Уже в 70-х гг. XIII в. К., как и большая часть степного Сев. Причерноморья, стала владением беклярбека Ногая, к-рый правил фактически независимо от Орды и вел борьбу за возведение на ханский трон своих ставленников. После гибели Ногая ок. 1300 г. К. вновь был включен в состав ордынских владений. Ставка ордынских наместников в К. находилась в г. Кырым (Солхат; ныне Ст. Крым). Вид Генуи и ее флота. Копия с рисунка 1481 г. Худож. Кристофоро де Гасси (Морской музей Галата, Генуя) Вид Генуи и ее флота. Копия с рисунка 1481 г. Худож. Кристофоро де Гасси (Морской музей Галата, Генуя) С 1261 г. основным конкурентом Венеции в черноморской торговле вновь была Генуя. Генуэзцы поддержали освобождение К-поля византийцами и получили от визант. имп. Михаила VIII Палеолога исключительные торговые привилегии. В 1266 г. с разрешения ордынцев они основали портовый г. Каффа (Кафа) на месте древнего аланского поселения Ардабда (ныне Феодосия). Генуэзцы получали право свободно торговать в Орде с обязанностью платить пошлины. В 1290 г. все генуэзские фактории были объединены под управлением консула, к-рый находился в Каффе; жизнь города была организована на основе устава самоуправляющейся городской коммуны. Конкуренция венецианцев и генуэзцев привела к торговой войне в 1294-1299 гг., из которой генуэзцы вышли победителями; активность венецианцев была резко ограничена. Постепенно все побережье Чёрного м., в т. ч. юж. берег К., покрылось сетью генуэзских факторий. К 30-м гг. XIV в. среди них находились Воспоро (Черкио; ныне Керчь), с 1357 г.- Чембало (Ямболи; ныне Балаклава); в 1365 г. генуэзцы захватили бывш. венецианскую факторию Солдайю (Судак). Побережье К. от Фороса до Алушты было объединено генуэзцами под управлением капитанства Готия.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

X в. подняла статус правителя Алании, сделав его из архонта эксусиократором и одновременно повысила значение местной Церкви. Аланская архиепископия получила статус митрополии, заняв в списках кафедр К-польского Патриархата 61-е место (сразу после Киевской митрополии). Политическая подоплека этого церковного решения косвенно подтверждается тем, что Аланская митрополия в X-XII вв. не имела подчиненных епископских кафедр, это специально отмечено в 13-й нотиции К-польского Патриархата (XII в.; Darrouz è s. Notitiae. P. 367). Возможно, 1-м Аланским митрополитом с нач. 50-х гг. X в. был Игнатий (печать Аланского митр. Игнатия, к-рую ранее относили к рубежу X и XI вв., В. Зайбт предложил датировать сер. Х в. или раньше - Белецкий, Виноградов. 2011. С. 43). Преемником Игнатия, по-видимому, был митр. Феодор, упомянутый в греч. надписи из Сентинского храма 965 г.: «Освящен, обновлен храм Пресвятой Богородицы в царствование Никифора, императора и кесаря (?), и Давида, эксусиократора Алании, и Марии эксусиократориссы 2 апреля, в день святой Антипасхи (?), рукою Феодора, освященного митрополита Алании, в 6473 году от сотворения мира. Написано рукой… апокрисиария Патрикия» (Там же. С. 44, 241-245). В Сентинском храме обнаружено богатое захоронение с визант. вещами, рядом с храмом находится уникальный для Кавказа мавзолей Х в. Здесь, по всей видимости, сформировался родовой некрополь аланской знати, возможно семьи эксусиократоров, и освящение храма имело особое значение. В этом контексте прибытие имп. апокрисиария, выполнившего надпись, выглядит неслучайным. Известны имена 3 Аланских митрополитов 2-й пол. Х в.: Игнатий (сер. X в.), Феодор (упом. в 965) и Николай (упом. в 997/8), а также эксусиократоров супругов Давида и Марии, к-рым оказывал содействие в постройке Сентинского храма визант. имп. Никифор II Фока . Средний Зеленчукский храм в Н. Архызе. Х в. Фотография. 2008 г. Средний Зеленчукский храм в Н. Архызе. Х в. Фотография. 2008 г. Во 2-й пол. Х в. на территории К.-Ч. шло активное церковное строительство: помимо Сентинского комплекса был воздвигнут Средний Зеленчукский храм (близ совр.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Уникальные сведения о святынях и храмах И. Ф. содержатся в Житиях прп. Парфения, еп. Лампсакского (IV в.), и прп. Елисаветы, чудотворицы (V в.), происходившей из дер. Фракокрина (Авидины) близ И. Ф. (см. подробнее в разделе «Христианские памятники»). Из Жития прп. Елисаветы явствует, что из мощей мц. Гликерии в И. Ф. осталась только ее честная глава ( Halkin. 1973. P. 253-254; с VIII в. появляются известия о местонахождении тела этой святой на о-ве Лемнос). В 475 г. в И. Ф. имп. Василиск (475-476) начал восстание против имп. Зинона. В 515 г. имп. Анастасий I собирался созвать в И. Ф. Собор с участием папы Римского свт. Гормизда , к-рый соглашался прибыть на Собор при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки правосл. епископов. Однако позднее Анастасий отказался от намерения проводить Собор. В 518 г., после смерти Анастасия, был созван Собор в К-поле под председательством митр. Феофила Ираклийского, на к-ром был отменен «Энотикон» и анафематствован Севир Антиохийский. В VI в. растущее давление различных племен варваров на Балканы привело к постепенному упадку городской жизни в И. Ф. и к падению ее значения как церковной кафедры. Историк Прокопий Кесарийский отмечал, что во времена имп. Юстиниана I (527-565) И. Ф. стала «почти необитаемой». «То же самое сделало время и с находящимся там дворцом, бывшим в высшей степени замечательным». Император соорудил новый водопровод и отстроил город ( Procop. De aedificiis. IV 9. 14-16). В 591 г. в И. Ф. прибыл имп. Маврикий, по приказу к-рого был восстановлен храм с гробницей мц. Гликерии, разрушенный в предшествующие годы во время нападения аваров. В 610 г. гробницу святой посетил имп. Ираклий. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата Ираклийская митрополия устойчиво занимает 3-е место после Кесарии Каппадокийской и Эфеса. Исключение представляют Тактикон имп. Льва III Исавра, в к-ром Ираклийская митрополия занимает 4-е место, уступив Кипрской архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae.

http://pravenc.ru/text/673873.html

Р. 230. N 3), и одна из нотиций XIV в., где она оказалась на 5-м месте, после Никомидийской и Никейской митрополий ( Hieroclis. 1866. Р. 225). Число подчиненных Ираклийской митрополии епископий постепенно увеличивалось: в сер. VII в.- 5 (Паний, Каллиполь, Херсонес, Килы и Редест - Darrouz è s. Notitiae. P. 207. N 1), в нач. VIII в.- 14 (те же и Лизик, Цурул, Даоний, Врисида, Метры, Халкида, Хариополь, Мидий, Эмос - Ibid. P. 234. N 3), в 901 или 902 г.- 15 (вместо Кил, Врисиды и Эмоса указаны Феодорополь, Мадит, Памфил и Сергенца - Ibid. P. 154. N 7), во 2-й пол. Х в.- 17 (те же и Перистасида и Афира - Ibid. P. 311. N 10). В 1143 г. Нил Доксопатр упоминает 15 епископий, подчиненных И. Ф. (Ibid. P. 374. N 14). В кон. VII в. была образована визант. фема Фракия, главным городом к-рой был Евдоксиополь (Силиврия), к-рый с сер. VI в. оттеснил И. Ф. на 2-е место («Синекдим» Иерокла 528-535 гг.- Hieroclis. 1866. P. 3). Согласно соч. имп. Константина VII Багрянородного «О фемах», И. Ф. занимала среди фракийских городов то же место ( Constantino Porfirogenito. De thematibus/Ed. A. Pertusi. Vat., 1952. P. 86. (ST; 160)). В Х в. И. Ф. была включена в фему Македония, а приблизительно в кон. XI в.- в фему Фракия и Македония. В 719 г. И. Ф. захватили болгары, а в 813 г. они разорили окрестности города. Предположение нек-рых болг. исследователей, что у истоков создания Болгарской Церкви в 870-877 гг. стоял митр. Николай Ираклийский, получивший в управление новообразованную болг. епархию в составе К-польского Патриархата ( Be š evliev V. Die protobulgarischen Inschriften. B., 1963. S. 328. N 87; Георгиев П. Първият български архиепископ//Преславска книжовна школа. София, 1998. Т. 3. С. 132-136), основано на отождествлении еп. Николая, упомянутого в надписях 871 г. из Дристра (Доростола) и на оловянной печати из архиепископской резиденции в Плиске (построена в 70-х гг. IX в.), с одноименным Ираклийским митрополитом, о существовании к-рого известно благодаря печати, датируемой В. Лораном сер.

http://pravenc.ru/text/673873.html

После 4-го крестового похода кор. Фессалоники Бонифаций Монферратский передал Лариссу ломбардцам, в городе был поставлен лат. архиепископ. С XIII в. сохранились остатки здания лат. церкви (Франкекклисия). Вскоре Ларисса была присоединена к Эпирскому деспотату, и в 1212/13 г. греч. митр. Лефкады из рода Калоспитов был возведен на Ларисскую кафедру. При имп. Андронике II Палеологе Ларисская митрополия в списке митрополий переместилась с 34-го места на 41-е, ей подчинялось 25 епископий ( Darrouz è s. Notitiae. P. 396. N 17). Еще до 1318 г. Ларисса перестала быть резиденцией митрополита, к-рая находилась то в Трикке (ныне Трикала), то в др. местах Фессалии. В 1318 г. свт. Киприан Ларисский получил разрешение у К-польского патриарха временно поселиться во вдовствующей Харменской епископии, а затем переместился в Трикку. Местопребывание Ларисских митрополитов вне Лариссы продолжалось в течение неск. столетий. В сер. XIV в. Фессалия вошла в состав Сербского царства. В 1393 г. Ларисса была захвачена турками и окончательно завоевана ими в 1423 г. Базилика свт. Ахилия Ларисского в Ларисе. VI в. Базилика свт. Ахилия Ларисского в Ларисе. VI в. Ковчег с частицей мощей прп.. Ахиллия Ларисского в базилике свт. Ахилия в Ларисе О достоинствах архиереев, занимавших Ларисскую кафедру в XIV-XVI вв., можно судить по прозвищам, данным им паствой: свт. Киприана именовали Чудотворцем, церковного писателя Антония - Новым Богословом и Исповедником, Дионисия - Милостивым, Марка - Молчальником и т. д. ( Γριτσπουλος. 1966. Σ. 132). Неустанную деятельность на благо порабощенного народа вел свт. Виссарион (1520-1541). Он выкупал пленных, строил мосты и дороги, организовывал общины греков, нашедших убежище в горах. Ларисские митрополиты покровительствовали созданию мон-рей в Фессалии. В нач. XVI в. митр. Дионисий вместе с иером. Никанором Анапавсом отстроил мон-рь свт. Николая Чудотворца ( Анапавса ). Свт. Виссарион основал в 1515-1522 гг. (или в 1527) мон-рь Дусику и помогал Метеорским монастырям . Его дело продолжил его племянник Ларисский митр. Неофит. Организатором антитур. восстаний 1600-1601 и 1611 гг. был Ларисский митр. Дионисий Скилософ .

http://pravenc.ru/text/2463131.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЗИЯ [греч. Βιζη] (совр. Визе, Турция), г. во Фракии, к северо-востоку от Аркадиополя (совр. Люлебургаз). Известна с античности, входила в состав рим. пров. Европа. C III в. по Р. Х. В. играла важную роль как крепость. В 922 г. была разрушена болг. царем Симеоном (893-927). Вновь была обнесена крепостными стенами и в XIII в. стала военно-стратегическим пунктом Никейской империи. Впервые попала под власть турок в кон. XIV в.; окончательно завоевана в 1453 г. Епископия В., подчиненная митрополии Ираклии Фракийской, в составе К-польского Патриархата, впервые упомянута в 431 г. В VII-VIII вв. возведена в ранг автокефальной архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. N 1. P. 205), между 1342 и 1348 гг. стала митрополией (Ibid. N 17. P. 402). В 1682 г. объединена с Мидийской епархией. Упразднена в 1922 г. В. известна как место смерти в 304 г. святых Севира , Мемнона и с ними 37 мучеников (пам. 20 авг.). В В. находится гробница Антиохийского Патриарха свт. Евстафия, соратника свт. Афанасия Великого в борьбе с арианской ересью. Во время церковной борьбы при имп. Валенте сюда был сослан К-польский Патриарх Евагрий ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 15), а в 656 г.- богослов и философ прп. Максим Исповедник (PG. 90. Col. 159-160). Здесь, в кафедральном соборе Св. Софии, построенном в кон. VIII - нач. IX в., в 903 г. была похоронена св. Мария Новая (или Мария Младшая; пам. греч. 16 февр.) ( Mango. Р. 9-13). Собор представляет собой базилику с элементами крестово-купольного здания. Однако тур. ученый С. Эйидже ( Eyice. P. 293-297) считает, что св. Мария была похоронена в несохранившейся церкви, на месте к-рой в XIII-XIV вв. был построен совр. собор. Лит.: Λακδης Σ. Θ. Ιστορα τς παρχας Βιζης κα Μηδεας. Κωνσταντινοπολις, 1890; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie/AnBoll. 1912. Vol. 31; Janin R. Bizya//DHGE. T. 9. Col. 44-46; Ιωαννδης Σ. Ιστορα τς Βιζης νατολικς Θρκης//Εταιρεα Θρακικν Μελετν. 1954. Т. 33; Κατστασις τς παρχας Βιζης π τν Βυζαντινν μοναρχαν 364-1204 Μ. Χ.//Αρχεον το Θρακικο Λαογραφικο κα Γλωσσικο Θησαυρο. 1957. Τ. 22. Σ. 270-280; Mango C. The Byzantine Church at Vize (Bizye) in Thrace and St. Mary Younger//ЗРВИ. 1968. Vol. 11; Γριτσπουλος Τ. Α. Βιζης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 889-890; Eyice S. Monuments byzantins art atiliens inédits ou peu connus//Corsi di Cultura sull " arte Ravennate e Bizantina. Ravenna, 1971. Vol. 18. P. 293-297; Velkov V. Die thrakische Stadt Bizye//Studia in honorem V. Beševliev. Sofia, 1978. P. 174-181.

http://pravenc.ru/text/158436.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРТИНСКАЯ И МЕГАЛОПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Γρτυνος κα Μεϒαλοπλεως], епархия Элладской Православной Церкви. Мегалополь (совр. Мегалополи) был основан в 370 г. до Р. Х. и являлся одним из крупнейших городов в исторической обл. Аркадия на Пелопоннесе. Епископская кафедра существовала в Мегалополе уже в V в. Возникший в визант. период г. Христиануполь принято считать преемником античного Мегалополя, хотя археологами высказывались и др. мнения (напр., об отождествлении Христиануполя с совр. городком Христиани). В кон. XI в. Христиануполь становится митрополией ( Darrouz è s. Notitiae. P. 344). В это время был возведен собор в честь Преображения Господня, архитектурный тип к-рого близок к архитектурному типу кафоликонов Осиос Лукас и Дафни. Гортина (Гортиния), город к северу от Мегалополя, переживала расцвет в IV в. до Р. Х. На месте древнего города сохранились развалины 2 крепостных сооружений и святилища Асклепия, а также храм ап. Андрея, построенный в кон. Х в. на месте здания рим. эпохи. В средние века Гортина входила в состав Лакедемонской митрополии, а Христиануполь являлся кафедрой Христианупольской митрополии (в к-рую входили Фанарийская, Каритенская и Леондарийская епархии). В дек. 1833 г. Мегалопольская епархия была слита с вновь образованной Мантинийской епископией, а Гортинская разделена на 2 епископии - Эримантийскую с кафедрой в Димицане и собственно Гортинскую с кафедрой в Каритене. Вскоре после ухода на покой Гортинского еп. Прокопия обе части объединились в Гортинскую епархию. В 1852 г. Гортинская и Мегалопольская епархии были объединены в Гортинскую и Мегалопольскую епископию, к-рая в 1922 г. была возведена в ранг митрополии. Кафедра находится в Димицане (собор освящен во имя мц. Кириакии), зимняя резиденция митрополита - в Мегалополи. В наст. время в епархии 146 приходских храмов, 100 парекклисионов, 518 экзокклисионов (церквей и часовен в сельской местности), 146 кладбищенских храмов, 20 монастырских церквей.

http://pravenc.ru/text/166277.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Собор вмч. Георгия (Успенский) в Каневе. 1147, 1805–1810 гг. Фотография. 2008 г. Собор вмч. Георгия (Успенский) в Каневе. 1147, 1805–1810 гг. Фотография. 2008 г. Киевской епархии. Названо по г. Каневу (ныне Черкасская обл., Украина). Епископская кафедра в Каневе в домонг. период названа в летописи единственный раз под 1154 г., когда ее занимал еп. Дамиан , к-рый в 1147 г. упоминается как епископ Юрьевский. В 1154 г. киевляне, ожидая нападения половцев, послали находившегося в то время в Киеве Каневского еп. Дамиана к черниговскому кн. Изяславу Давидовичу, союзнику половцев, с просьбой занять киевский стол. Благодаря посредничеству архиерея передача власти в Киеве прошла мирно. На том основании, что Каневская епархия больше в источниках не названа, историки (в частности, Я. Н. Щапов ) отождествляют ее с Юрьевской кафедрой (см. Юрьевская епархия ), к-рая известна с 1072 г. По мнению Щапова, миссия еп. Дамиана в 1154 г. свидетельствует «об особой, не только епархиальной, но и киевской, компетенции главы пограничной с Полем кафедры» ( Щапов. С. 46). Возможно, Юрьевские (Каневские) епископы являлись викариями Киевского митрополита. По-видимому, в сер. XII в. кафедра была перенесена в Канев, поскольку г. Юрьев (ныне Белая Церковь Киевской обл., Украина), находившийся в среднем течении р. Рось, подвергался частым набегам половцев. В визант. перечне русских епархий 60-х гг. XII в. центром епископии назван Канев ( Darrouz é s. Notitiae. P. 367. Note 768). В XIII в. Юрьевская (Каневская) епархия была присоединена к Киевской митрополичьей епархии. 22 дек. 1884 г. указом Святейшего Синода было учреждено К. в. Киевской епархии. Каневский епископ стал 3-м викарием, его резиденцией был киевский Братский в честь Богоявления мон-рь . Как правило, Каневские епископы являлись также ректорами КДА. Последний Каневский еп. Василий (Богдашевский) был арестован в апр. 1923 г., в дек. того же года Каневская кафедра была передана под рук. Черкасского еп. Филарета (Линчевского) .

http://pravenc.ru/text/1470211.html

Из источников известно, что в 1309 г. остров находился во владении венецианцев с Крита, к-рые вошли в соглашение с местным греч. населением. Во 2-й раз госпитальеры захватили Кос в 1310 г. и удерживали его до 1317 (или 1318) г., когда остров был освобожден византийцами. Ок. 1325 г. Кос номинально входил во владения правителя Хиоса и Фокеи Мартино Дзакариа, но на самом деле находился под контролем турок-сельджуков. При Андронике II (не позднее 1326) Косская епископия была возведена в ранг архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 386, 408, 418, 420. N 15, 18, 20, 21). В 1336 или 1337 г. остров был окончательно завоеван госпитальерами, которые использовали его для охраны подступов к Родосу. Во время господства госпитальеров Косские архиепископы не могли исполнять свои обязанности. В 1343 г. Косский архиеп. Иакинф был переведен на Коринфскую кафедру, а Кос вместе с Родосом К-польские патриархи временно передавали под управление разным малоазийским архиереям (в 1369 - митрополита Сидского, до 1387 - митрополита Мирликийского, в 1387 - митрополита Пергийского и Атталийского, в 1393 - митрополита Ставрупольского). Магистр ордена госпитальеров назначал игуменов мон-рей и настоятелей храмов, давал разрешение на строительство и ремонт церквей, разрешал споры между представителями правосл. духовенства и контролировал церковную собственность. Вскоре после заключения Ферраро-Флорентийской унии К-польский Патриархат решил передать Косскую архиепископию в управление Родосскому митр. Нафанаилу. Когда тот в 1452 г. обратился к великому магистру ордена госпитальеров с просьбой признать его титул, ему ответили отказом, но разрешили 30-дневное пребывание на Косе для рукоположения иереев, диаконов и отправления др. религ. нужд. В 1523 г. Кос был взят турками. Нек-рая часть населения перешла в ислам, но тайно продолжала исповедовать Христа (т. н. криптохристиане). В 1668 г. на Косе пострадал за веру нмч. Христос из Превезы, в 1669 г.- уроженец острова нмч. Иоанн Навклир (т. е. Боцман). В 1838 г.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

Б. е. существовала до разорения Белгорода монголо-татарами в 1240 г., после чего территория Белгородской епархии вошла в Киевскую митрополичью область. Ист.: РИБ. Т. 6. Стб. 75-78; Патерик Киевского Печерского мон-ря. СПб., 1911. С. 60; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207-208, 456; Т. 2. Стб. 199, 706-707; Т. 9. Стб. 65; Т. 15. С. 230; Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв. К., 1966. 10; Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 62; Darrouz è s. Notitiae, 367. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 664; Кн. 3. С. 431; Голубинский. История РЦ. Т. 1 (пол. 1). С. 668-669; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XIII вв. СПб., 1913. С. 156; Poppe A. Pastwo i Koció na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 160; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси XI-XIII вв. М., 1978. С. 189-190; он же. Государство и Церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 35-37, 207. Я. Н. Щапов План кафедрального собора в честь Двенадцати апостолов в Белгородке. 1197 г. Городище в с. Белогородка (площадь ок. 100 га) прямоугольной формы; разрез валов показал, что его стены были многометровой высоты, сложены (возможно, при участии строителей из Византии) из сырцового кирпича и бревенчатых срубов с насыпями. Изучение городища сыграло важную роль в становлении славяно-рус. археологии. Оно началось с найденного в 1877 г. памятника византино-рус. иконографии - круглого золотого оберега-«змеевика» XII в. с образом Божией Матери «Умиление» и греч. надписью. Раскопки, начатые в 1909-1910 гг. В. В. Хвойкой и др. и приуроченные к XV Археологическому съезду, открыли в детинце остатки 2 каменных храмов, построенных в правление кн. Рюрика Ростиславича на месте прежних деревянных церквей. Ц. Двенадцати апостолов (освящена в 1197; т. н. Большой храм), шестистолпная, трехапсидная, с нартексом (диаметр купола ок. 6,7 м), построена в равнослойной кирпичной кладке, имела лопатки сложного профиля; под куполом был расположен омфал из шиферной плиты, стены (в 1909 их высота составляла 1,5 м) были расписаны фресками (в т. ч. по золоченому фону).

http://pravenc.ru/text/77864.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010