При святом Юстиниане Великом (527 – 565 гг.) основательному пересмотру и новой кодификации подверглись все существовавшие ранее источники римского права. В результате был составлен фундаментальный свод римского права, получивший впоследствии, в XII веке, название «Corpus juris civilis» («Корпус светского права»). В этот свод вошли четыре сборника. Первый из них – «Кодекс постановлений» («Codex constitutionum») – впервые издан в 529 году, а в 534 году пересмотрен, дополнен и заново отредактирован. Первое издание называют «Древний кодекс» («Codex vetus»), а второе – «Переизданный и исправленный кодекс» («Codex repetitiae praelectionis»). В «Кодекс» вошли императорские законы: от законов Адриана (117 г.) до последнего на момент издания «Сборника» закона Юстиниана (534 г.). «Сборник» разделён на двенадцать книг, а каждая книга – на титулы. Церковных дел касаются первые тринадцать титулов первой книги. Второй сборник Юстиниана именуется «Дигесты» («Digestae»), или «Пандекты» («Pandectae»). Он опубликован 16 декабря 533 года. «Сборник» разделён на 50 книг. В нём содержатся толкования юристов языческой эпохи, так называемых мудрых (prudentium), на законоположения древнего римского права. Среди них есть и толкования Тертулиана, которого некоторые исследователи отождествляют с известным христианским писателем. Одновременно с «Дигестами» был опубликован сборник «Институций» («Institutiones»), разделённый на четыре книги. Книги состоят из титулов, а титулы – из параграфов. «Институции» представляют своего рода руководство к изучению правового материала, содержащегося в «Кодексе» и «Дигестах». «Институции» были составлены на основе сочинений Гая, а также Ульпиана, Флорентия и Марциана. Наконец, четвёртый сборник – это «Новые постановления» («Novellae constitutiones») или «Новеллы», содержание которого составляют законы, изданные святым Юстинианом после обнародования «Кодекса». «Новеллы», большей частью, написаны первоначально на греческом языке и называются по-гречески «Νεαραι διαταξεις». Первая из новелл издана 1 января 535 года. В «Новеллах» указаны имена должностных лиц, которым они адресованы как исполнителям закона (чаще всего, префекту претории – praefectus praetorio). Новеллы по церковным делам адресованы, как правило, Константинопольскому Патриарху, но посылались они и другим Патриархам. Получив новеллу, Патриархи распространяли её по митрополиям, оттуда она поступала епископам и далее – в монастыри и приходы. Эти новеллы были собраны в одну книгу после кончины Юстиниана. Известны пять различных по своему составу сборников новелл. Причём, из них наиболее часто употребляется «Сборник 168 новелл».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

235 Важное свидетельство о социальном составе христиан. Рабы использовались как свидетели на процессах против христиан (см.: lust. П. Ар. XII, 4). 237 Согласно римским законам, ни вытравливание плода, ни подбрасывание детей не являлись уголовным преступлением; в христианской традиции осуждение подобной практики как убийства – традиционная тема (Iustin. I. Ар. XXVII, 1; XXIX, 1; Tertull. Apol. ГХ, 6 etc.). 239 Эти темы отдельно развиваются в сочинении Афинагора «О воскрешении мертвых» (см. особенно гл. XIX; XX, 3 – XXI, 3). 240 Явно платонический фон этого рассуждения и его неудобопонимаемость побуждают нас обратиться к толкованию Б. Пудрона (р. 208 – 209): «сложные тела составляются, сообразуясь с бестелесными (формами, идеями или качествами) путем комбинаций чувственно-постигаемых (элементов, вещных качеств): сами же чувственные происходят от умопостигаемых (форм или идей). Тем самым подразумевается, что тела созиждутся, сообразуясь (a partir de) не с некоей идеальной формой, но с элементами, составлявшими его прежде». 243 Kukula R. C. Was bedeuten die Namen «EXX-riVSC, und BapPapoi in der altchristlichen Apologetik/Festschrift fur Th. Gomperz. – Wien, 1902. 244 Мы пользуемся изданием: Tatian. Oratio ad graecos and Fragments/Ed. M. Whittaker. – Oxford, 1982. Здесь и далее цифры в скобках указывают на номера глав из этого издания. 247 AlianerB., StuiberA. Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenvater. – Freiburg usw., 1978. – S. 71 248 Так же толкует значение этого слова у Татиана и словарь Лампа (Lampe G. W. Н. A Patristic Greek Lexicon. – Oxford, 1961. s. v.). 249 Было бы, однако, поспешным усматривать здесь чистую риторику, так как упоминаемые Татианом обычаи он, скорее всего, наблюдал сам. Достаточно сказать, что с противоестественными зороастрийскими браками, бытовавшими в пограничных областях Месопотамии (т. е. как раз там, где Татиан родился), пришлось бороться еще Юстиниану I (см.: Corpus Juris Civilis. – V. – 3. – Nov. CLTV). 252 См., напр.: Contreras С. A. Christian Views of Paganism//Aufstieg und Niedergang der Romischen Welt- Bd. II. – 23, 2. – 1980. – S. 992.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Можно сделать некоторые выводы. Каноническое право православной церкви не рассматривает ктитора как носителя определенных имущественных прав в устроенных им учреждениях, поскольку сами эти учреждения после их посвящения церкви становятся церковным имуществом. Епископ пользуется неприкосновенным правом надзирать за этим имуществом. По церковным канонам имущество церкви есть божественное учреждение, и светского собственника у него быть не может. Императорское законодательство изначально рассматривало церковные общины, и в том числе монастыри, как коллегии. В этом оно следовало римскому гражданскому праву, не признававшему религиозные коллегии божественными учреждениями. Император Юстиниан провел серьезную реформу правового статуса благочестивых учреждений, включая монастыри, в русле канонического права, в частности, канонов Халкидонского собора. Он, во-первых, приравнял эти учреждения к институту res sacrae и кроме того, в ущерб имущественным правам ктитора, существенно расширил права местного епископа. 1 Corpus Juris Civilis. Vol. III. Novellae Justiniani/Rec. R. Kröll. Berolini, 1899 (далее − Nov. Just. 3 Granic B. 1) Die rechtliche Stellung und Organisation der griechischen Kloester nach dem justinianischen Recht//Byzantinische Zeitschrift. 1929. Bd 29. S. 8ß34; 2) L’acte de foundation d’un monastere dans les provinces greques du Bas-Empire au V et au VI siecle//Melanges Charles Diehl. 1930. Vol. I. P. 101–105. 4 Соколов П. Н. Церковноимущественное право в греко-римской церкви. Новгород, 1896. С. 248–262. 5 Иером. Михаил (Семенов). Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах церкви (от 313 до 565 гг.). Казань, 1901. – Автор исследует в основном правовую базу ктиторства, основывая свои выводы на анализе ранневизантийского законодательства. 6 Tpouцkuj С. Kmumopckoje право у Buзahmuju и у неманичкой Cpбuju//Глас Српской Akaдeмuju Наук. 1935. Т. 169. С. 5–54. 7 Левченко М. В. Церковные имущества V-VII вв. в Восточно-Римской империи//Византийский Временник. 1849. Т. 2. С. 11–59.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/ts...

Тредголд (Treadgold) Варрен (Уоррен) – ведущий американский византинист последней трети ХХ – начала ХХ! вв., автор глубоких исследований о византийских финансах, государстве, армии эпохи раннего средневековья, а также фундаментальной обобщающей книги по истории Византии. Триадица – см.: Сердика. Триболы (триволы) – древнеримское изобретение («чеснок»), представляли собой железные шарики с четырьмя коническими шипами, или просто четыре соединенных между собой шипа. Они были расположены так, что три из них упирались в землю, а четвертый торчал острием вверх. Ромеи использовали Т при обороне военного лагеря или укрепления, для задержания вражеской конницы. Собственная кавалерия ромеев должна была быть защищена от поражения Т., для чего рекомендовалось подбивать копыта лошадей специальными железными пластинами. Согласно военным трактатам Х в., каждый ромейский воин в походе должен был иметь по 8 Т Согласно трактату «О церемониях» Константина Багрянородного, Т. входили в оснащение дромонов и, значит, могли использоваться как вид метательных снарядов. Трибониан – правовед, квестор в начале правления Юстиниана I (527565 гг.), глава комиссии по разработке Свода гражданского права (Corpus juris civilis). См.: закон. Трибун – 1) римская офицерская должность (военный Т – tribunus militum). В период Римской империи в каждом легионе насчитывался один военный Т из сенаторов и пять из числа сословия всадников; 2) в Византии – командир схолы, комендант города или крепости; 3) комит схол (с 441 г.); 4) в VIII-X вв. – старший офицерский чин в пехоте. Т., наряду с топотиритом и хартуларием, находился в подчинении у доместика нумера (ton noumeron); они соответствовали комитам других тагм. Трибуналии – общее название любых общественных зданий в ромейском городе. См.: вестиопраты. Трибуналий – открытая площадка с возвышением-трибуной, примыкавшая к Триклину 19 Акувитов Большого императорского дворца. Здесь происходила церемония посвящения в высшие титулы Империи – кесаря и новилиссима. Трибуна отделялась решеткой и имела боковые лестницы. Во время шествий высшие чины выстраивались на трибуне и по ступеням лестниц, а телохранители (манглавиты, этерия) со знаменами, хоругвями и димоты становились в нижней части зала, где находились тагмы и народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это собрание было опубликовано в 529 г. как «Юстинианов кодекс» (Codex Justinianus), а спустя пять лет вышло его дополненное издание. Еще более значительное достижение знаменовали опубликованные в 533 г. «Дигесты» («Пандекты»). Они представляли собой собрание сочинений классических римских юристов, которые, наряду с императорскими законами, составляли вторую часть действующего права. Кодекс Юстиниана, хотя и намного превосходил свои образцы, опирался на наработки предшествующих столетий. «Дигесты» же были совершенно новым произведением. Впервые все многочисленные и часто противоречащие друг другу суждения римских знатоков права были приведены в упорядоченную систему. Наряду с «Кодексом» и «Дигестами» стоят задуманные как руководство для изучения юриспруденции «Институции», которые представляют собой выборку из двух первых работ. Сложившийся таким образом «Корпус гражданского права» (Corpus juris civilis) Юстиниана был дополнен собранием новелл, куда вошли указы, изданные после публикации «Кодекса». «Кодекс», «Дигесты» и «Институции» были опубликованы на латинском языке, в то время как большинство новелл – уже на греческом. Вскоре для главных частей Корпуса стали появляться переводы на греческий язык, а также компиляции и комментарии на этом языке. Посредством кодификации римского права централизованному государству была дана единообразная правовая основа. С неподражаемой идейной ясностью и выразительностью записанное византийскими учеными римское право регулирует все стороны общественной и частной жизни, жизнь государства, а также отдельных лиц и семей, отношения граждан между собой, их деловое общение и отношения собственности. Впрочем, «Корпус гражданского права» не является механической и тем самым совершенно точной передачей старого римского права. В классической римской правовой литературе правоведы Юстиниана предпринимали не только сокращения, но и некоторые изменения, чтобы таким образом приспособить кодифицированное право к общественному строю и отношениям своего времени, а также привести его в соответствие с заповедями христианской нравственности и обычным правом эллинизированного Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справедливо отметить, что аргументы в пользу той или иной точки зрения, заимствованные из компилятивных канонических сборников и комментариев средневековых византийских юристов, могут быть не слишком убедительными для оппонентов. Во-первых, толкования канонов формально не имеют юридической силы самих канонов. Во-вторых, классические комментарии являются необходимыми пособиями для изучения истории канонического права. Они дают возможность понимать, как те или иные каноны толковались в определенную эпоху. Но все они несут печать личных убеждений их авторов, содержат отдельные субъективные, противоречивые и даже ошибочные суждения. По этой причине наиболее логичным путем прояснения неясностей в формулировках канонов является обращение к имперскому законодательству и прежде всего к «Corpus Juris Civilis» императора Юстиниана I. Деятельность Церкви в Византийской империи в равной степени определялась как канонами и постановлениями Вселенских, поместных соборов, святых отцов, так и императорскими законами. В свою очередь, нормы имперского законодательства о Церкви составлялись авторитетными юристами не произвольно, а исключительно на основе канонов, древних обычаев и традиций. В этом смысле византийские государственные законы о Церкви остаются и в наше время важнейшим источником канонического права. После падения Византийской империи они хоть и утратили силу обязательных юридических норм, но не потеряли значения наиболее авторитетного справочного материала, с помощью которого мы можем установить наиболее верное значение того или иного канона. Юстинианов корпус права был составлен в 529–534 годах и первоначально был разделен на три части – «Институции», «Дигесты (Пандекты)», «Кодекс». Четвертую и заключительную часть корпуса составляют «Новеллы» (Novellae Constitutiones; Νεαρα διατξεις), большинство которых было выпущено на греческом языке в период с 535 по 565 годы . «Новеллы… были наиболее известной частью законодательства Юстиниана в Европе на протяжении многих веков и многие века были действующими законами в Византийской империи» .

http://pravoslavie.ru/125023.html

960 См.: Сазанов A.B. Города и поселения Северного Причерноморья ранневизантийского времени: Автореф. дис. ... д-ра. ист. наук/МГУ. – М., 1999. – С. 37; Завадська I.A. Християнство в pahhьobiзahmicьkoмy Xepcoheci (за культовими памятками): Автореф. дис. ... канд. кт. наук/1нститут сходознавства im. А. Кримського. – К., 2000. – С. 8–9,14–15; Романчук А.И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. – Екатеринбург, 2000. – С. 65–71. 961 Corpus juris civilis. – Berolini, 1904. – Vol. 3: Novellae/Rec. R. Schoell. Opus Schoellii morte interseptum absolvit G.Kroll. – cap. 2; Васильев A.A. Готы в Крыму.//ИГАИМК. – 1927. – Т. 5. – С. 183; Vasiliev A. A. The Goth in the Crimea. –Cambridge, Massachusetts, 1936. – P. 74. 964 Талис Д.А. Вопросы периодизации истории Херсона в эпоху раннего средневековья//ВВ. – 1961. – Т. 18. – С. 63. 965 Treadeold W. A History of the Byzantine State and Society. – Stanford, Calif., 1997. – P. 225. 966 Сорочан С.Б. К вопросу об уменьшении вместимости византийских грузовых кораблей в «темные века»//Древности 1996. – Харьков, 1997. – С. 74–82. 967 Зубарь В.М., Сорочан С.Б. О положении Херсона в конце V-VI вв.: политический и экономический аспекты//X сб. – 1998. – Вып. 9. – С. 126. 970 Алексеенко H.A. Клад ранневизантийских монет из окрестностей Севастополя//X сб. – 2003. – Вып. 12. – С. 343. 971 Ср.: Сорочан С.Б. Византия IV – IX веков: этюды рынка. 2-е изд., испр. и доп. – Харьков, 2001. – С. 159. 972 Гурулева В.В. Перспективы изучения византийских стеклянных экзагиев как источников для датировки памятников из стекла//Византия в контексте мировой истории. – СПб., 2004. – С. 24–25. 973 C.Th. 12.6.21; C.J. 10.72.9; Законодательные памятники административной и финансовой политики ранней Византии. Ч. 1: Период 364–491 гг./Пер., коммент., прим. В.В. Серова. – Барнаул, 2004. – С. 118–119. 974 Entwistle С. Byzantine weights//Byzantium. Treasures of Byzantine Art and Culture from British Collections. – London, 1994. – P. 15; Гурулева В.В. Перспективы изучения... – C. 27–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мудрость архитекторов и аккуратность строителей позволили гигантскому зданию более четырнадцати с половиной веков простоять в сейсмически активной зоне 23 . Реализуя свои обширные планы возрождения былого величия Рима, Юстиниан не смог обойтись без наведения порядка в делах законодательных. За время, прошедшее после выхода в свет «Кодекса Феодосия», появилась масса новых, часто противоречивших друг другу императорских и преторских эдиктов, и вообще, к середине VI в. старое римское право, утеряв былую стройность, превратилось в запутанное нагромождение плодов юридической мысли, предоставлявшее искусному толкователю возможность вести судебные процессы в ту или иную сторону, в зависимости от выгоды. В силу этих причин василевс распорядился провести колоссальную работу по упорядочению огромного количества указов правителей и всего наследия античной юриспруденции. В 528 – 529 гг. комиссия из десяти правоведов во главе с юристами Трибонианом и Феофилом кодифицировала указы императоров от Адриана до Юстиниана в двенадцати книгах «Кодекса Юстиниана», дошедшего до нас в исправленном издании 534 г. Не вошедшие в этот кодекс постановления были объявлены утратившими силу. С 530 г. новая комиссия из 16 человек, возглавляемая тем же Трибонианом, занялась составлением юридического канона по обширнейшему материалу всего римского законоведения. Так к 533 г. появились пятьдесят книг «Дигест». В дополнение к ним были изданы «Институции» – подобие учебника для правоведов. Эти сочинения, а также вышедшие в период с 534 г. до смерти Юстиниана 154 императорских указа (новелл) составляют Corpus Juris Civilis 24 – «Свод гражданского права», не только основу всего византийского и западноевропейского средневекового права, но и ценнейший исторический источник. По окончании деятельности упомянутых комиссий Юстиниан официально запретил всю законотворческую и критическую деятельность юристов. Разрешались лишь переводы «Корпуса» на другие языки (в основном на греческий) и составление кратких извлечений оттуда. Комментировать и толковать законы стало отныне нельзя, а из всего обилия юридических школ осталось в Восточноримской империи две 25 – в Константинополе и Верите (совр. Бейрут).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2369 Константин Багрянородный. Об управлении империей. – Гл. 53.47–48, С. 248–249; гл. 53. 118–119, С.252–253. 2372 См.: Панченко Б.А. Шесть моливдовулов из Парфенита//ИАК. – 1918. – Вып. 6. – С. 163, рис. 5. Расшифровка монограммы любезно предложена мне Е.В. Степаненко, а сведения о еще одном аналогичном моливдовуле представлены К.Д. Смычковым. 2373 Баранов И.А. Таврика о составе Хазарского каганата (середина VII – X вв.): Автореф. дис.... д-ра ист. наук./ИА НАНУ. – К., 1994. – С. 32; Майко В.В. Некоторые аспекты христианизации тюрок Таврики в эпоху средневековья//Церковная археология Южной Руси. – Симферополь, 2002. – С. 148. 2375 Ср.: Treadrold W. A History of the Byzantine State and Society. – Stanford, Calif., 1997. – P. 376, map. 11; p. 443. 2377 Сведения об этих печатях и соображения об их датировке любезно сообщил мне К.Д. Смычков, который заметил, что они относятся к тому же периоду, что и печать стратига Сицилии Прокопия, найденная в Херсоне. О названных должностях см.: Kazdan A. A. Koubikoularios//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – P. 1154; Kazdan A.A. Parakoimomenos//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – P. 1584. 2379 Bury J. В. The Imperial Administrative System in the Ninth Century with a Revised Text of the Kletorologion ofPhilotheos. – London, 1911. – R 120–122BrebierL. Les institutions del empire Byzantin. – Paris, 1949. – P. 128; Guilland R. Recherches sur les institutions byzantines. – Berlin; Amsterdam, 1967. Vol. 1. – P.269. 2380 Подр. см.: Серов В.В. Финансовая политика ранневизантийского императора. – С. 23–42; ср.: Серов В.В. «Теория налогов» в Римской империи (I – первая половина III в.)//Идеология и политика в античной и средневековой истории. – Барнаул, 1995. – С. 74–75. 2382 Corpus juris civilis. – Berolini, 1895. – Vol. 2: Codex Iustinianus/Rec. P. Krueger. – IV.61.10; IV.61.12. 2383 См.: Прокопий Кесарийский. Тайная история. XXVI. 6//Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история/Пер., ст., коммент. A.A. Чекаловой. – М., 1993. – С. 402.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2273 Брентано Л. Народное хозяйство Византии. – Л., 1924. – С. 49; Бородин O.P. Указ. соч. – С. 70, табл. 2. 2274 Каледин А.П. О социальной природе византийского самодержавия//Народы Азии и Африки. – 1966. – – С. 63; ср.: Winkelmann F. Byzantinische Rang- und Amterstrukturim 8. und 9 Jahrhundert. – Berlin, 1985. – S.29–65; ЛитавринГ.Г. Одиннадцатое столетие – «золотой век» византийской бюрократии//Власть и политическая культура D средневековой Европе. – М., 1992. – С. 122–134. 2275 Диль Ш. История Византийской империи. – М., 1948. – С. 86, Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. – М., 1947. – С. 91–92. 2276 См.: Oikonomides N. Les Listes. – P. 342; Удальцова 3.B., Бибиков М.В., Чичуров И.С. Византинистика haXVI Международном конгрессе исторических наук//ВВ. – 1987. – Т. 48. – С. 6. 2278 Зубарь В.М., Сорочан С.Б. О положении Херсона в конце V–VI вв.: политический и экономический аспекты//X. сб. – 1998. – Вып. 9. – С. 123,124–126. 2279 Владимиров А. 0. Ihcmumymi cuheдpib в Ольви та npoeдpib у Xepcoheci Tabpuicьkoмy в римськй период//Apxeopriя. – 2000. – – С. 15–16. 2280 Ср.: Храпунов Н.И. Администрация византийского Херсона... – С. 576. В городах византийской Италии им соответствовали принципалы, которые являлись постоянными, иногда на протяжении всей своей жизни, участниками заседаний совета, превращавшегося в «узкую замкнутую профессиональную корпорацию, занятую главным образом нотариально-регистрационной работой» (см.: Бородин O.P. Равеннский экзрахат. – С. 247–248,251). 2281 Серов В.В. Финансовая политика ранневизантийского императора (анализ мероприятий Анастасия I). – Барнаул, 2000. – С. 145. 2282 IosPE, 12, Соломоник Э.И. Латинские надписи Херсонеса Таврического. – М., 1983. – С. 28–30, (надпись 383–395 гг.); ср.: Corpus juris civilis. – Berolini, 1895. – Vol. 2: Codex Iustinianus/Rec. P. Krueger. – 1.55.4; XII.21.8. 2284 Angold М. Byzantium. The Bridge from Antiquity to the Middle Ages. – New York, 2001. – P. 41–42 2285 Agnelli Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis/Ed. O. Holder-Egger//Scriptores rerum langobardicarum et itaiica-rum. – Hannoverae, 1878. – P. 366.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010