Buenos Aires, 1968. Vol. 47/48. P. 31-135; 1969. Vol. 49/50. P. 50-116; Hunt N. Cluny under St. Hugh (1049-1109). L., 1967; Mattoso J. Le monachisme ibérique et Cluny: Les monastères du diocèse de Porto de l " an mille à 1200. Louvain, 1968; Cowdrey H. E. J. The Cluniacs and the Gregorian Reform. Oxf., 1970; Cluniac Monasticism in the Central Middle Ages/Ed. N. Hunt. L., 1971; idem. Two Studies in Cluniac History: 1049-1126. R., 1978; Cluny: Beiträge zu Gestalt und Wirkung der cluniazensischen Reform/Hrsg. H. Richter. Darmstadt, 1975; Pierre Abélard, Pierre le Vénérable: Les courants philosophiques, littéraires et artistiques en Occident au milieu du XIIe siècle. P., 1975; Cluny in Lombardia: Atti del conv. storico celebrativo del IX. centenario della fondazione del priorato cluniacense di Pontida, 22-25 aprile 1977. Cesena, 1979-1981. 2 vol.; Barlow F. William I " s Relations with Cluny//JEcclH. 1981. Vol. 32. P. 131-141; Golding B. The Coming of the Cluniacs//Anglo-Norman Studies III: Proc. of the Battle Conference 1980. Woodbridge, 1981. P. 65-77; Rosenwein B. H. Rhinoceros Bound: Cluny in the 10th Cent. Phil., 1982; idem. To Be the Neighbor to Saint Peter: The Social Meaning of Cluny " s Property, 909-1049. Ithaca (N. Y.); L., 1989; Bredero A. H. Cluny et le monachisme carolingien: Continuité et discontinuité//Benedictine Culture, 750-1050/Ed. W. Lourdaux, D. Verhelst. Leuven, 1983. P. 50-75; idem. Cluny et Cîteaux au XIIe siècle: L " histoire d " une controverse monastique. Amst., 1985; Cantarella G. M., Tuniz D. Cluny e il suo abate Ugo: Splendore e crisi di un grande ordine monastico. Mil.; Novara, 1983; L " Italia nel quadro dell " espansione europea del monachesimo cluniacense: Atti del Conv. Intern. di storia medievale (Pescia, 26-28 nov. 1981)/Ed. C. Violante et al. Cesena, 1985; Pacaut M. L " Ordre de Cluny, 909-1789. P., 1986; Iogna-Prat D. «Agni immaculati»: Recherches sur les sources hagiographiques relatives à St. Maieul de Cluny (954-994). P., 1988; idem.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Oxf., 1982; Cioffari G. Storia dei domenicani in Puglia (1221-1350). Bari, 1986; Vaini M. Dal comune alla signoria: Mantova dal 1200 al 1328. Mil., 1986; Baaken G. Ius Imperii ad Regnum: Königreich Sizilien, Imperium Romanum und Römisches Papsttum vom Tode Kaiser Heinrichs VI. bis zu den Verzichterklärungen Rudolfs von Habsburg. Köln, 1993; Friedrich II.: Tagung des Deutschen historischen Instituts in Rom im Gedenkjahr 1994/Hrsg. v. A. Esch, N. Kamp. Tüb., 1996; Paravicini Bagliani A. Il trono di Pietro: L " universalità del papato da Alessandro III a Bonifacio VIII. R., 1996; Storia di Torino/Ed. R. Comba. Torino, 1997. Vol. 2: Il basso Medioevo e la prima età moderna (1280-1536); Dunbabin J. Charles I of Anjou: Power, Kingship and State-Making in 13th-Cent. Europe. L., 1998; Federico II e la Sicilia/Ed. P. Toubert, A. Paravicini Bagliani. Palermo, 1998; Federico II e la civiltà comunale nell " Italia del Nord: Atti del conv. intern. promosso in occasione dell " VIII centenario della nascità di Federico di Svevia/Ed. C. D. Fonseca. R., 1999; Hermes R. Totius libertatis patrona: Die Kommune Mailand in Reich und Region während der ersten Hälfte des 13. Jh. Fr./M., 1999; Storia di Cuneo e delle sue valli. Cuneo, 1999. Vol. 2: Fra Asti e Milano: Origini e primi sviluppi di Cuneo comunale nel declino della potenza sveva, 1198-1259/Ed. G. Comba; Ortalli G. Venezia nel sec. di Federico II: Modelli statuali e politica mediterranea//Atti/Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti, Cl. di Scienze Morali, Lettere ed Arti. Venezia, 1999. Vol. 157. P. 409-447; Guidoni E., Zolla A. Progetti per una città: Bologna nei sec. XIII e XIV. R., 2000; Beccaria S. Associazioni laicali a enti monastici tra XI e XIII sec. in area subalpina: Conversi, oblati, renduti, prebendari, richieste di sepoltura e di partecipazione ai benefici monastici: Una ricerca sul campo. Torino, 2001; Bologna, Re Enzo e il suo mito: Atti della Giornata di studio (Bologna, 11.06.2000)/Ed. A. I. Pini, A. L. Trombetti Budriesi, F.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В визант. Синаксарях и в совр. греч. церковных календарях память святого отсутствует. В нек-рых списках Иеронимова Мартиролога память Л. отмечена под 8 янв. с указанием на г. Брундизий, однако в большинстве рукописей святой поминается под 11 янв. вслед за исповедниками Петром и Севиром и указанием на Александрию. В «исторических» Мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Флора Лионского, Узуарда) Л. был также включен в одну группу с этими святыми. В результате в 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний дважды внес в Римский Мартиролог под 11 янв. память Л.: вместе с Петром и Севиром Александрийскими, а затем отдельно: «Левкия, Брундизийского епископа и исповедника»; в действующей редакции Римского Мартиролога память Петра и Севира отсутствует, о Л. говорится, что он почитается как первый епископ Бриндизи. На основе лат. Житий свт. Димитрий, митр. Ростовский, составил сказание о Л., согласно к-рому святой жил во время имп. Коммода и при рождении был назван Евтропием. В рассказе также говорится о прмц. Евгении и ее отце; до назначения епископом Александрии Л. был поставлен игуменом мон-ря блж. Ермия. Ист.: BHL, N 4894-4898b; ActaSS. Jan. T. 1. P. 667-673; MartHieron. P. 31, 35; MartRom. P. 15; ЖСв. Июнь. С. 460-471; MartRom. (Vat.) P. 89. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 186; Т. 3. С. 228; MartHieron. Comment. P. 31-32, 35-36; MartRom. Comment. P. 16; Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 19082. P. 326; Lanzoni. Diocesi. Vol. 1. P. 55, 65, 223, 305-309, 311-312; Delehaye. Origines. P. 310; Jurlaro R. Leucio//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1348-1349; Falla Castelfranchi M. Il culto di San Leucio in Puglia, Abruzzo e Molise. Il periodo longobardo e il ruolo di Benevento alla luce delle fonti cronachistiche e agiografiche, in San Leucio d " Alessandria e l " Occidente//Atti del II Conv. nazionale su «Il santo patrono», Brindisi 1984. Brindisi, 1991. P. 37-62; Carito G. Gli arcivescovi di Brindisi sino al 674//Parola e storia. 2007. Vol. 1. N 2. P. 197-225; idem. Gli arcivescovi di Brindisi dal VII al X sec.//Ibid. 2008. Vol. 2. N 2. P. 289-308; Otranto G. Agiografia e origini del cristianesimo in Puglia//Bizantini, Longobardi e Arabi in Puglia nell " Alto Medioevo: Atti del XX congr. intern. di studio sull " alto Medioevo: Savelletri di Fasano (BR), 3-6 nov. 2011. Spoleto, 2012. P. 163-184; Campiche A. San Leucio//Santuari d " Italia: Puglia/Ed. G. Otranto, I. Aulisa. R., 2012. Vol. 1. P. 217-219.

http://pravenc.ru/text/2463337.html

C. Caserta. Napoli, 2009; Simon C. The Veneration of St. Pantaleon (Panteleimon) in East and West with Special Reference to the Republic of Amalfi//Amalfi and Byzantium/Ed. E. G. Farrugia. R., 2010. P. 61-80. (OCA; 287); Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 355-359; Gerstel S. E. J. «Tiles of Nicomedia» and the Cult of St. Panteleimon//Byzantine Religious Culture: Studies in Honor of A.-M. Talbot/Ed. D. Sullivan e. a. Leiden, 2012. P. 173-186. (The Medieval Mediterranean; 92); Афонские книги в России// Зубов Д. В. История Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с древних времен до 1735 г. М., 2015; Pisani V. Pantaleone da Nicomedia in Etiopia: Il Gädl e la tradizione manoscritta//Aethiopia fortitudo ejus: Studi in onore di Msgr. O. Raineri/Ed. R. Zarzeczny. R., 2015. P. 355-380; Potenza F. La Passio greca di S. Pantaleone (BHG, N 1312z - 1413h, e Nov. Auct. BHG, N 1413a - 1413e): Per una ricontruzione della storia del testo//Dialoghi con Bisanzio: Spazi di discussione, percorsi di ricerca: Atti del VIII Conv. dell " Associazione Italiana di Studi Bizantini (Ravenna, 22-25.09.2015). Venezia, 2019 (в печати). А. В. Бугаевский Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем богослужебную традицию городских церквей К-поля IX-XI вв., в день памяти П., 27 июля, предписывается устраивать крестный ход из ц. Св. Софии через форум в церковь, посвященную П., где совершалась Божественная литургия. Указаны тропарь на входе литургии: Αθλοφρε γιε, πρσβευε τ λεμονι Θε (          ) и чтения: прокимен из Пс 67, Апостол (2 Тим 2. 1-10), аллилуиарий со стихом Пс 91. 13 либо Пс 96. 11, Евангелие (на выбор: Мф 10. 16-22 или Ин 15. 17 - 16. 2), а также причастен (Пс 32. 1) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 350-352). В практике к-польского студийского монашества того же времени, как можно судить по данным Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г., день памяти П. считался праздничным (отменялись монастырские работы и чтение дневных часов:      ), но обладал достаточно скудным гимнографическим последованием - впрочем, как и дни памяти мн.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

17. P. 192-232; Matheson P. Cardinal Contarini at Regensburg. Oxf., 1972; M ü hlen K.-H., zur. Die Einigung über den Rechtfertigungsartikel auf dem Regensburger Religionsgespräch von 1541: Eine verpasste Chance?//ZTK. 1979. Bd. 76. H. 3. S. 331-359; Simoncelli P. Evangelismo italiano del Cinquecento: Questione religiosa e nicodemismo politico. R., 1979; Gaspare Contarini e il suo tempo: Atti del conv., Venezia, 1-3 marzo 1985. Venezia, 1988; Massa E. Paolo Giustiniani e Gasparo Contarini: La vocazione al bivio del platonismo e della teologia biblica//Benedictina: Riv. di studi benedettini. R., 1988. Vol. 35. P. 429-474; Pauselli M. C. Note sugli «Scholia» di Gasparo Contarini ad Efesini e Galati//ARG. 1992. Bd. 83. S. 130-153; Gleason E. G. Gasparo Contarini: Venice, Rome, and Reform. Berkeley; Los Ang.; Oxf., 1993; Logan O. The Venetian Upper Clergy in the 16th and Early 17th Cent.: A Study of Religious Culture. Lewiston, 1996; De Boni V. Il Cardinale Gaspare Contarini vescovo di Belluno (1536-1542)//RSChIt. Vol. 51. P. 463-491; Douglas-Scott M. Jacopo Tintoretto " s Altarpiece of St. Agnes at the Madonna dell " Orto in Venice and the Memorialisation of Cardinal Contarini//J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1997. Vol. 60. P. 130-163; Bowd S. D. Reform before the Reformation: Vincenzo Querini and the Religious Renaissance in Italy. Leiden, 2002; Furey C. M. The Communication of Friendship: Gasparo Contarini " s Letters to Hermits at Camaldoli//Church History. 2003. Vol. 72. N 1. P. 71-101; eadem. Erasmus, Contarini, and the Religious Republic of Letters. Camb., 2006; Lane A. Cardinal Contarini and Article 5 of the Regensburg Colloquy (1541)//Grenzgänge der Theologie: Professor A. Ganoczy zum 75. Geburtstag/Hrsg. H. O. Meuffels, J. Bründl. Münster, 2004. S. 163-190; Grendler P. F. Gasparo Contarini and the University of Padua//Heresy, Culture, and Religion in Early Modern Italy. Kirksville, 2006. P. 135-150; Arnold C. Die römische Zensur der Werke Cajetans und Contarinis (1558-1601): Grenzen der theologischen Konfessionalisierung.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Важнейшим полемическим трактатом является «Изложение против невежественно говорящих и беззаконно учащих, что мы, подлинные и православные чада Восточной Церкви, являемся схизматиками в отношении святой и кафолической Церкви» (ρδβλθυοτεΕκθεσις κατ τν μαθς λεγντων κα παρανμως διδασκντων...), где обстоятельно опровергаются обвинения в «заблуждениях», предъявленные православным в сочинениях иезуитов Р. Беллармина и А. Поссевино . Из 3 частей трактата, написанного ок. 1591 г., лишь 1-я была опубликована в К-поле (1624?) вместе с трудами Мелетия Пигаса и Георгия Коресиоса. Полный текст имеется в неск. афонских рукописях XVII-XVIII вв. (Ath. 1616 (Karakal. 103), Ath. 2137 (Esph. 124), Ath. 2791 (Doch. 117)). «Слово на возвращение мощей св. Иоанна Златоуста» издано М. Гедеоном в ж. «Μεσαιωνικ Γρμματα» (Т. 2. Σ. 222-226). Письма Г. С. опубликованы в книгах: Lami G. Deliciae eruditorum. Florentia, 1744. T. 15. P. 1-131; Crusius M. Turcograecia. Basileae, 1584. Modena, 1972r. P. 522-633. Среди ученых трудов Г. С.- участие в подготовке 8-томного собрания творений св. Иоанна Златоуста, изданного Г. Савиллом (Eaton, 1612). Лит.: Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe s. 1885. T. 2. P. 142-151; Jugie M. Un théologien grec du XVIe s. Gabriel Sévère et les divergences entre les deux Églises//EO. 1913. T. 16. P. 97-108; idem. Gabriel Sévère//DTC. T. 6. Col. 977-984; Σιδερδης Ξ. Γαβριλ Σεβρου στορικ πιστολ. Αλεξνδρεια, 1913; Αριστρχης, μητρ. Διοκαισαρεας. Γαβριλ Σεβρος, μητροπολτης Θιλαδελφας//Να Σιν. 1926-1927. T. 21-22; Hofmann G . Briefwechsel zwischen Gabriel Severos und Anton Possevino//OCP. 1949. T. 15. P. 416-434; Πατρινλης Χ. Γ. Γαβριλ Σεβρος //ΘΗΕ. Τ. . Σ. 113-115; Καλογρου Ι. Η γκαθδρυσις λδβλθυοτεΕλληνος ρχιεπισκπου ες Βενεταν κατ τ τλη το ΙΣΤ´ ανος//La Chiesa greca in Italia dall " VIII al XVI s.: Atti d. Conv. Bari, 1969. Padova, 1972. P. 89-131; Manussacas M. I. La communità greca di Venezia e gli arcivescovi di Filadelfia//Ibid. P. 69-87; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 118-124 [Библиогр.]; Ясиновский А. «Синтагматион» Гавриила Севера: греч. оригинал и укр. пер.//Славяне и их соседи. 1996. Вып. 6. С. 163-168; он же. Про beheцiahcьko-ocmpoзьki kyльmyphi контакти: «Cuhmarмamioh» Гавриïла Севера//Украïна XVII ст. мiж Заходном та Сходом К.; Beheцiя, 1996. С. 556-567; он же. Зi спостережень над укр. перекладом «Cuhmarмamioha про ciм св. тайн» Гавриïла Севера//Християнство й укр. мова. Льbib, 2000. С. 131-136.

http://pravenc.ru/text/161375.html

Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. М.; Л., 1951. С. 246-247, 315-316; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в. М.; Л., 1961. С. 64 (Примеч. 15), 119, 122. (ППС; Вып. 8(71)); Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//Problemi attuali di scienza e di cultura: Atti d. Conv. intern. sul tema: L " Oriente cristiano nella storia d. civiltà (Roma, 31 marzo - 3 apr. 1963; Firenze 4 apr. 1963). R., 1964. P. 452; Hable-Selassie S. Gregentius//DEB. Vol. 1. P. 75; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневек. об-ва. М., 1985. С. 159, 165; Иванов С. А. Византийское миссионерство. М., 2003. С. А. Французов Почитание у южных славян и на Руси Пространное Житие Г. вместе с книгами «Прение с Ерваном» переведено на Афоне во 2-й пол. XIV в. Антонием (Багашем) . Этот перевод (старший серб. список - Сербия. Б-ка мон-ря Дечаны. 98, посл. четв. XIV в.) получил широкое распространение в южнослав. книжности XIV-XVI вв., в частности включен Владиславом Грамматиком в сборник полемических сочинений 1469 г. (Загреб. Архив ХАЗУ. III а 47. Л. 2-63 - Христова. С. 26). На Русь это Житие (вместе с «Прением...») пришло с Афона не позднее 1-й трети XV в.- ряд рус. списков (напр., РНБ. Кир.-Бел. 45/1284) сохранил копию записи Афанасия Русина , переписавшего книгу в Ильинской келлии («кущи») Великой Лавры в 1431/32 г. ( Вздорнов. С. 197-198. Прил. 16). В нач. XVI в. текст «Прений...» использовался прп. Иосифом Волоцким при создании «Просветителя» (Просветитель. М., 1993. С. 112). Во 2-й четв. XVI в. книга была включена (под 19 дек.) в состав ВМЧ. В XVI-XVII вв. Житие Г., как правило вместе с «Прением» (иногда называемое по 2-й ч. «Книга Ерван» или «Герван») обычно составлявшее отдельную книгу, имелось во всех значительных монастырских б-ках (см.: Ундольский). В Иосифовом Волоколамском мон-ре (по описям 1545, 1573 и 1591 гг.) значилось 2 списка Жития Г. (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. Л., 1991. С. 33, 76), в Кирилловом Белозерском (по описи 1601) - 3 книги (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 132, 309-310), в Соловецком (по описи 1597) - 2 (Описи Соловецкого монастыря XVI в. СПб., 2003. С. 159-160). «Книга Григория Амирицкаго на Ервана» по описи 1557 г. хранилась в Благовещенском Супрасльском мон-ре ( Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной б-ки, церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. XXIX).

http://pravenc.ru/text/166481.html

391. Символике античной Ночи посвящена специальная статья К.Рамну (Ramnoux C. Historie d " un symbole. Historie antique de la nuit, p. 220). Автор доказывает, что Ночь - это символ тяжелых испытаний при переходе к последним ритуальным посвящениям. Вообще, символике " ночного " и " дневного " отведен ряд глав в книгах французской исследовательницы (Ramnoux C. Etudes presocratiques, p. 191-297; Eadem. La Nuit et les Enfants de la Nuit dans la tradition grecque. Paris, 1958). 392. Из всей древнеаттической комедии можно указать еще три текста со словом " символ " в бытовом значении (Архипп I 8 Kock. и Гермипп I 14, 61). 393. У Эмпедокла смешение противоположных первооснов также в B 22, 26, ср.: Платон Legg. 889c. 394. Пифагорейская доктрина и ее символы обследованы в известной книге: Delatte A. Etudes sur le litterature pythagoricienne. Paris, 1915. 395. В греческой традиции существовало и другое учение о стремлении подобного к подобному, еще начиная с Гомера (Од. XVII 219). См. свидетельство Аристотеля о натурфилософах (31 A 20a), а также тексты Левкиппа (67 A 1), Демокрита (68 A 99a - " подобное стремится к подобному " ), Филолая (44 A 29). Не чужд этой идее Платон (Conv. 195b, Lys. 214b, Phaedr. 240c, Prot. 337cd), Псевдо-Ксенофонт (Ath. Polit III 10 сл.) и сам Аристотель (Rhet. I 11, 1371b). 396. О понимании символа в логике Аристотеля см.: Szilasi W. Macht und Ohnmacht des Geistes. Berlin, 1946, S. 287, 291 f. 397. Символической геометрии космоса у античных философов Платона, Аристотеля и Плотина, а также у Николая Кузанского, Кеплера и Ньютона посвящает специальную главу своей книги Г.Блюменберг (Blumenberg H. Paradigmen zu einer Metaphorologie. Bonn, 1960, S. 125-142), подчеркивая жизненный характер символики вообще. " Разрушение символа (геоцентрической системы. - А.Т. -Г.) влечет за собой волю к уничтожению реального базиса " , - писал Г.Блюменберг (с. 124). 398. Ср. подобное рассуждение Ф.Фонессена, который подчеркивает, что в античности мыслится символ " из чего-то, то есть соединение, синтез каких-то двух начал, а не символ чего-то " (Vonessen F. Der Symbolbegriff im griechischen Denken. - In: Bibliographie zur Symbolik. Ikonographie und Mythologie. Baden-Baden, 1970, S. 8).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

264 Такое чтение принято Отто на основании рукописных кодексов Иустина; но в других печатных изданиях Иустина согласно с 70-ю читается: ων κ ναο (голос из храма). 274 Св. Ириней (adv. haer. IV, 25) объясняет это в отношении к призванию язычников и отвержению иудеев. 276 Отдельные силы Святого Духа не то же, что самый Дух, как ипостась. Иустин здесь говорит не о поглощении личности Св. Духа чрез Иисуса Христа, но о том, что Христос те силы Духа, которые до Его воплощения были сообщаемы пророкам Ветхозаветным, после того воспринял в самого Себя и соделался источником для сообщения их всем верующим, а вместе с тем положил конец ветхозаветному домостроительству, исполнением его пророчеств и прообразований. 283 Иустин, мысль о воспламенении огня В Иордане при крещении Господа, очевидно принял из некоторых апокрифических сочинений его времени. В евангелии, употреблявшемся у Эвионитов, по свидетельству Епифания (Haer. 30, 13) сказано, что по крещении Иисуса «тотчас великий свет осветил то место». Писатель сочинения «de baptism haeretico rum», помещенного в творениях Киприана, говорит, что в апокрифической книге «Проповедь Павла» находится: «когда крестился Христос, то был видим огонь над водою». Отто. 287 Пс.2:7 . См. ниже гл., 103. Сн. Лк.3:22 . О том, что таким же образом, как у Иустина, излагались в некоторых экземплярах Н. Завета слова голоса с неба, бывшего при крещении Христа, свидетельствует Августин, говоря, впрочем, что древнейшие греческие кодексы согласны со Св. Лукою (De consensus evang. II, 14). Епифаний (haer. XXX. 13) приводит из отрывка Евангелия Эвионитов следующее место: «и был голос с неба говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение, и еще: Я днесь родил Тебя». Подобно Иустину передают слова голоса с неба Климент алекс. (Paed 1, 6, § 25), Мефодий (Conv. virgg.), Лактанций (Inst. divin. c. 15) и Августин (Enchirid ad Eaurent. 49). Отто. 329 Σατανς. По мнению Отто, Иустин, судя по греческому окончанию этого слова, производил его от еврейских слов: (отклонять, отступать) и (змий).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

К вопросу об источниках богословия. 1975. С. 176). Однако приводимые им примеры (Там же. С. 177-179) либо не всегда убедительны (что косвенно признает и сам архиеп. Михаил: «Типологическое толкование, очень часто облеченное в пеструю одежду аллегории...» - Там же. С. 180), либо не выходят за общий ряд типологии новозаветных и святоотеческих текстов, хотя в отдельных случаях М. удается развить ее за счет подчеркивания мистической роли таинств (подробнее см.: Даниелу Ж. Таинство будущего. М., 2013. С. 63-64; акцент у М. на мистическом характере исторической миссии Церкви был подчеркнут уже А. фон Гарнаком , см.: Троицкий. 1912. С. 475-476). Более верным представляется вывод Э. Принцивалли, что аллегорическая экзегеза М., используемая прежде всего в морально-этических целях, была шагом вперед в распространении оригенизма и минимизации традиц. типологии ( Prinzivalli. 1985. P. 127). Если последней была свойственна «двойная» схема: ВЗ как прообраз - НЗ как истина, то М. использует характерную для Оригена «тройную» схему ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 9. 2): ВЗ как образ - НЗ как символ - божественная реальность как истина ( Riggi. 1976. P. 70; Prinzivalli. 1985. P. 29-36; возможно, эта схема возникла не без влияния 3 уровней - тень, образ и реальность - платоновской пещеры, см.: Prinzivalli. 1998. P. 129; о значении 2- и 3-членных схем в богословии, прежде всего в антропологии и экзегетике, и о связи τπος с «бинаризмом» см.: СДХА. С. 443-451, 461-480). Использование М. слова τπος («образ») применительно лишь к ВЗ (тогда как Ориген относит его также и к НЗ) не является новаторством М., как ошибочно утверждает Принцивалли, но служит отголоском малоазийской традиции, прежде всего свт. Мелитона Сардского, хотя и помещенной у М. в иной контекст. Эсхатология Мученичество сщмч. Мефодия Патарского. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Критский Мученичество сщмч. Мефодия Патарского. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг.

http://pravenc.ru/text/2633849.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010