(4) Н.Р. Указ. соч. - С. 597. (5) Казань//Казанский биржевой листок. - 1871. - 68 (29 августа). - С. 1. (6) Н.Р. Указ. соч. - С. 597. (7) См.: [Рыбушкин М.С.] Краткая история города Казани. Соч. Михаила Рыбушкина. - Часть II. - Казань: В типографии Л. Шевиц, 1848. - С. 109. (8) Архиерейские служения в августе//Известия по Казанской Епархии. - 1871. - 18 (15 сентября). - С. 571 - 572.; Церковная встреча Государя Императора, Наследника и Великого Князя Владимира Александровича//III Местный отдел/Казанские губернские ведомости. - 1871. - 73 (22 сентября). - С. 4. (9) См.: Архиерейские служения в августе. - С. 572. (10) См.: Н.Р. Указ. соч. - С. 597. (11) См.: Архиерейские служения в августе. - С. 572 - 573. (12) См.: Н.Р. Указ. соч. - С. 597. (13) См.: Архиерейские служения в августе. - С. 572. (14) См.: Н.Р. Указ. соч. - С. 597. (15) См.: Архиерейские служения в августе. - С. 572. (16) Там же. (17) См.: Н.Р. Указ. соч. - С. 597. (18) Архиерейские служения в августе. - С. 572. (19) См.: Пребывание Государя Императора, Государя Наследника и Великого Князя Владимира Александровича в Казани. - С. 5. (20) Весьма примечательными, помимо прочего, являются обстоятельства торжественного акта открытия гимназии 30 августа 1859 г., начавшегося с отслуженного архиепископом Казанским и Свияжским Афанасием (А.Г. Соколовым), в сослужении двух архимандритов и четырёх священников, молебна. При этом: «По окончании молебствия, Архипастырь сказал ученицам несколько приветственных слов и осенил их троекратно Казанскою Иконою Божией Матери, принесённою им в дар училищу. Ученицы троекратно же поклонились в землю». (Исторический очерк Казанской Мариинской Женской Гимназии за двадцать пять лет её существования (1859 - 1884 г.г.). Составил по поручению Попечительного Совета Гимназии П. Смирнов. - Казань: Типография Губернского Правления, 1884. - С. 20.) (21) См.: Там же. - С. 18 - 19, 25, 33, 55.; Казанская Мариинская женская гимназия//Архивы Республики Татарстан/Татарстан Республикасы Архивлары [Электронный ресурс]. - URL: (дата обращения: 11.02.2019).

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

123v; без имени мелурга); «Глас 2-й плагальный: «Яко вознесеся имя Того Единого» - «Архангели, ангели, престоли, господства, херувими и серафими, славьте Господа, с нами говоря: слава Тебе, Троице Святая, слава Тебе»» (Ath. Iver. 1250. Fol. 151v; Ydra. Iliou. 597. Fol. 152v); «Глас 2-й плагальный: «И вознесет рог людей Своих» - «Ангели пойте и людие славьте страшное и святое имя Бога нашего, немолчным гласом говоря: слава Тебе, Троице Святая, слава Тебе»» (Ath. Iver. 1250. Fol. 152; Ydra. Iliou. 597. Fol. 153); «Маистора (т. е. прп. Иоанна Кукузеля.- Ред.): глас 2-й плагальный νεναν: «Клястся Господь и не раскается» - «Хвалят Тя вои ангельстии»» (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 146); «Глас 2-й плагальный: «Воспойте Господеви песнь нову» - «Приидите, вси песнь воспоем Богу нашему, аллилуия»» (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 94; 2406. Fol. 131v; Ath. Iver. 1298. Fol. 108v («Хвалите Его во псалтири и гуслех»); 1250. Fol. 151v; Ydra. Iliou. 597. Fol. 152v; в 2 последних рукописях этот же внепсалмовый текст помещен на предыдущих листах (соответственно: Fol. 151, 152) c псалмовым стихом «Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася» (Пс 148. 5б); в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2401 (Fol. 146v) этот текст помещен со стихом «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову»); «Глас 2-й плагальный: «Воспойте Господеви песнь нову» - «Приидите, вси, песнь воспоем Христу Богу нашему, аллилуия»» (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 124; без указания мелурга); «Глас 2-й плагальный νεναν: «По чину Мелхиседекову» - «Воспевают в вышних лики архангелов»» (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 146v); «Кукузеля: глас 2-й плагальный: «Хвалите Его во утвержении силы Его» - «Ангели воспеваху: слава в вышних, мы же Тебе вопием: слава Тебе, Христе, спасение всяческих, слава Тебе»» (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 94v; 2406. Fol. 131v, без указания мелурга; Ath. Iver. 1298. Fol. 110, без указания мелурга; стих «Хвалите Его в кимвалех восклицания»; в рукописях Ath. Iver. 1250 (Fol. 152) и Ydra. Iliou. 597 (Fol. 153) этот же внепсалмовый текст, также без имени мелурга, помещен в 11-м разделе произведения со стихом «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его»; в ркп.

http://pravenc.ru/text/2565536.html

Вскоре игумен Августин решил, что ему нужно возвратиться во Францию и получить рукоположение во епископа. Очевидность этого (в случае успеха миссии) предвидел и святой Григорий. Пока святые Августин и Лаврентий были единственными священниками в их общине, все же остальные были простыми монахами – это была обычная практика того времени, когда монастыри обходились лишь одним или двумя священниками, достаточными для их нужд. Итак, Августин возвратился в Галлию – по всей видимости, в Арль. Здесь старейшим архиепископом Галлии Виргилием Августин был посвящен в первого архиепископа английского народа. Многие эксперты выдвигают дату 16 ноября 597 года как дату его рукоположения в архиерея, хотя другие указывают сентябрь того же года – что представляется более достоверным. Затем Августин покинул Галлию (если он там не задержался), на обратную дорогу из Арля ушло три-четыре недели. Он возвратился к грядущей великой радости, ибо вскоре сам крестил десять тысяч англов на праздник Рождества Христова 597 года! На праздник Рождества Христова 597 года, несмотря на холод, более 10 тысяч ютов, саксов и англов по двое зашли в воды и, по слову своего архиепископа, были крещены. Это крещение было совершено в небольшой реке Свейл, рядом с устьем другой реки – Медуэй, напротив острова Шеппи («остров овец»). Именно здесь новый архипастырь вручил свою духовную паству Христу, а жители Кента стали спасаемым в Церкви стадом овец Христовых. Несмотря на холод, более 10 тысяч ютов, саксов и англов по двое зашли в воды и, по слову своего архиепископа, были крещены. Это массовое крещение, представлявшее собой фактически крещение всего королевства Кент, сопровождалось чудесами и исцелениями. И нам следует непрестанно помнить, что крещение это было полностью добровольным. Так как король Этельберт сам желал, чтобы крещение было совершенно добровольным, – многие последовали примеру своего правителя. Мы видим, как озарились их дотоле мрачные лица, когда они вышли из вод крещения. На Рождество Христово 597 года родилась Англия – первые плоды Англии созрели в середине зимы, что явилось заветом будущего Воскресения. Англия вставала из мрака древнего дракона и язычества в светлый век христианства.

http://pravoslavie.ru/73898.html

1080 Феофан отнес в своей хронике важнейшие из рассказанных здесь событий к 14 и 15 годам правления Маврикия, т. е. от 14 августа 595 до 13 августа 597 года. 1081 Один агиографический источник, а именно «Чудеса св. Димитрия Солунского», позволяет констатировать далеко не полную осведомленность наших главных источников о тяжких бедствиях 597 года, стоявших в непосредственной связи с отношениями империи к аварам. – Центр административного управления префектуры Иллирика, город Фессалоника, подвергся в сентябре 597 года страшному нашествию славян. Неожиданно явившись в огромной массе под стенами города в половине сентября, славяне обложили Фессалонику по всему протяжению ее стен от моря и до моря и начали правильную осаду, применяя к делу всякого рода осадные орудия. Положение города было тем труднее, что префект претория Иллирика был в ту пору в Константинополе, часть гарнизона отлучилась по делам «в Грецию», т. е. очевидно в Фессалию, и много горожан было в отсутствии, так как приспело время сбора винограда, и владельцы разъехались по своим хозяйствам. Гарнизон храбро оборонялся и делал вылазки. Осада длилась в течение шести дней, а на седьмой – то было воскресенье 22 сентября – в 8 часу дня все множество осаждавших без всякой видимой причины бежало в горы. Население наблюдало это бегство со стен и башен и дивилось. Изумление граждан было еще сильнее, когда оказалось, что варвары, вернувшись ночью в свой лагерь, захватили лишь часть своего добра и, бросив на месте осадные орудия и много имущества, поспешно отступили. Спасение города было приписано чудесному заступничеству патрона города Фессалоники, св. Димитрия, выступившего против врага с невидимой ратью. – Так описал это событие епископ Фессалоники Иоанн почти столетие спустя в своем сочинении о чудесах св. Димитрия. 1082 Точное указание даты освобождения города – воскресенье 22 сентября – делает несомненным, что это нашествие славян относится к 597 году. Если славяне могли покуситься на осаду такого большого и укрепленного города и располагали для этого осадными орудиями, то, очевидно, то были не шайки грабителей из той славянской массы, которая проникла в те места еще при Тиверии, а большая организованная сила, направленная сюда предприимчивым аварским ханом.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 124v) содержится этот же текст без псалмового стиха и указания мелурга); «Глас 2-й плагальный: «Хвалите Его во утвержении силы Его» - «Слава подобает Отцу и Сыну и Святому Духу»» (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 124; без указания мелурга); «Подобное его же: глас 2-й плагальный: «Хвалите Его во псалтири и гуслех» - «Хваление приносит естество ангельское, Христе Спасителю, вопиюще: слава Тебе, Христе, спасение всяческих, слава Тебе»» (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 94v; 2406. Fol. 132; без указания мелурга; надписание: «Подобное»); «Глас 2-й плагальный νεναν: «Хвалите Его во псалтири и гуслех» - «Поем Тебя, благословим Тебя, Царю Святый, слава Тебе, с Сыном и Духом, слава Тебе»» (Ath. Iver. 1250. Fol. 152v; Ydra. Iliou. 597. Fol. 153v); «Ифика: глас 2-й плагальный: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» - «Тебе, Трисветлой Троице, подобает трисвятая песнь: свят, свят, свят Господь Саваоф, полон дом славы Твоея, Господи»» (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 95; 2406. Fol. 132; 2401. Fol. 147; Ath. Iver. 1298. Fol. 111; в рукописях Ath. Iver. 1250 (Fol. 151v) и Ydra. Iliou. 597 (Fol. 152v) этот внепсалмовый текст помещен в 7-м разделе произведения со стихом «Царие земстии, и вси людие, князи, и вси судии земстии»; в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 124v) этот текст помещен с надписанием «аллагма» без псалмового стиха и без указания мелурга); «Глас 2-й плагальный νεναν: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» - «Тебя, Безначальную Троицу, почитаю, воспеваю и поклоняюсь, Единому Божеству моление приношу, Святый Господи, трехчастное просвещение души моея»» (Ath. Iver. 1250. Fol. 152v; Ydra. Iliou. 597. Fol. 153v; в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2401 (Fol. 146v) этот же внепсалмовый текст помещен со стихом «Воспойте Господеви песнь нову»); «Глас 2-й плагальный: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» - «Приидите, Непорочной возопиим согласно, гласом ангела: радуйся, благословенная единая, радуйся, радости ходатаица»» (Ath. Iver. 1250. Fol. 153; Ydra. Iliou. 597. Fol. 154; отличается от следующего «подобного» богородична прп.

http://pravenc.ru/text/2565536.html

Ховань, деревня – 390 Хорив, гора (см. Синайская гора) Ц арьград (Царяград), город (см. Константинополь) Церкви: Авраамова церковь в Иерусалиме – 196, 323, 597 Андрея Первозванного в Киеве – 140, 256, 570 Антониевская церковь Киево-Печерского монастыря (подземная) 570 Апостолов Петра и Павла в Риме (см. Собор Святого Петра) Архангельский собор московского Кремля – 583 Бакчи (Иоанна Предтечи) в Константинополе – 42, 161, 281, 582 Благовещенская церковь Киево-Печерского монастыря (подземная) 572 Благовещенский собор московского Кремля – 583 Варлаамовская церковь Киево-Печерского монастыря (подземная) – 570 Василия Блаженного в Москве – 581 Введенская церковь Киево-Печерского монастыря (подземная) – 570 Великая церковь в Иерусалиме (см. церковь Воскресения Христова) Вознесения Христова в Иерусалиме 102, 219, 343, 532 Воскресения Лазаря в Вифании – 219, 611 Воскресения Христова в Иерусалиме 80, 88–98, 194, 195, 203–216, 322, 327–339, 352, 400, 427, 442, 457, 464, 483, 501, 502, 506, 510, 511, 520, 532, 549, 595–597, 601, 623, 636, 637 Георгия Великомученика в Рамле – 73, 74, 189, 315, 504 Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме – 89, 90, 323, 327–330, 637 Двенадцати апостолов в Иерусалиме 81, 597 Дмитровский собор Московского Кремля – 601 Ероя (см. Святая Святых) Иакова Алфеева, брата Божия, в Иерусалиме – 81, 97, 98, 196, 213, 215, 232, 337, 338, 596, 605 Иакова Заведеева в Иерусалиме – 596 Иоакима и Анны в Иерусалиме – 342 Иоанна Богослова в Акри – 68, 310 Иоанна Лествичника , «иже под колоколы», в Москве – 581 Иоанна Предтечи в орловском Успенском монастыре – 569 Ильи Пророка в иерусалимском Ильинском монастыре – 83, 198 Константина и матери его Елены в Иерусалиме – 81, 92, 98, 196, 208, 215, 323, 332, 338, 597 Крестовоздвиженская церковь в Киеве – 570 Михайловский Златоверхий собор в Киеве – 138, 255, 517, 569 Николая Чудотворца «на желтых песках» в Москве – 620 Покрова Богородицы в Москве – 243, 375, 376, 397, 518, 619 Покрова Богородицы на Ветке – 405, 406 Преображения Господня в лавре Саввы Освященного – 85, 200, 349

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

450-485 486-490 НИКОЛАЙ ДВАЛИ († 19.10.1314), прмч. (пам. груз. 19 окт.; 12 февр., в Соборе груз. святых Иерусалима) Грузинской Православной Церкви 490-491 НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев 491-518 НИКОЛАЙ ДОХИАРИТ [имя в рясофоре - Никифор] (1781 - кон. 1845 или нач. 1846), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей 518-520 НИКОЛАЙ ИЗ ФЛЮЭ (1417/21-1487), отшельник Флюэский (Унтервальдский), аскет и мистик, св. (пам. зап. 25 сент.) 520-521 НИКОЛАЙ КАВАСИЛА Хамаэт (между 1319 и 1323 - после 1397), визант. богослов, литургист, церковный и общественный деятель, св. прав. (пам. греч. 20 июня) 521-537 537-538 538-540 НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ нем. теолог и философ, один из наиболее значительных представителей европейского ренессансного 540-596 596-597 597-598 598-599 599-602 602-603 НИКОЛАЙ ПЛАНАС (1851-1932), прав. (пам. греч. 2 марта), свящ. Элладской Православной Церкви (известен также как Николай Афинский и Николай Простой 603-604 604-605 605-606 НИКОЛАЙ СПАФАРИЙ (Милеску, Милеску-Спафарий Николай Гаврилович), книжник, путешественник, переводчик, дипломат - см. Спафарий Н. Г. 606-608 608-610 НИКОЛАЯ ОРФАНОСА ЦЕРКОВЬ (XIV в.), освящена во имя свт. Николая Чудотворца, находится в сев. старой части Фессалоники 610-613 НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви 613-620 НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря 620-625 625-627 627-630 630-632 632-634 634-635 635-636 636-637 НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко

http://pravenc.ru/vol/L.html

(«Анналы Тигернаха») и под 521 г. («Инишфалленские анналы»). Под 560 и 561 гг. сообщается о битве при Кул-Дребене (Кул-Дремне), в к-рой Сев. И Нейлы благодаря молитвам К. (per orationes Coluim Cille uicerunt) одержали победу над верховным правителем Диармадом, сыном Кербалла. В «Ольстерских анналах» и в «Хронике ирландцев» под 563 г. упоминается «плавание Колума Килле на остров Иона на 42-м году жизни»; в «Инишфалленских анналах» под этой датой сообщается: «Колум Килле в путешествии, его первая ночь в Британии на Пятидесятницу» (Colum Cille i n-ailithre. Prima nox eius i nAlbain in Pentecostén). Согласно «Анналам Тигернаха», К. отправился в Британию в 562 г., на 45-м году жизни. Кончина К. в большинстве летописных сводов датирована 9 июня 595 г. В «Ольстерских анналах» говорится, что святой скончался на 76-м году жизни; в «Анналах Тигернаха» и «Хронике ирландцев» уточняется, что К. умер в ночь на Пятидесятницу на 77-м году жизни и на 35-м году пребывания в Британии. В «Инишфалленских анналах» о кончине святого сообщается под 597 г., 76-м годом его жизни и 35-м годом «паломничества». В соответствии со сведениями, приведенными Бедой Достопочтенным, К. прибыл в Британию и основал мон-рь Иона в 565 г., скончался через 32 года в возрасте 77 лет; эти сведения скорее всего основаны на пиктских источниках ( Evans. 2008). По свидетельству Адомнана, К. отправился в Британию через 2 года после битвы при Кул-Дребене, на 42-м году жизни; он провел в Британии 34 года и скончался в ночь на воскресенье ( Adomnani Vita Columbae. Praef. II; I 7; III 22). Не представляется возможным определить, пользовался ли Адомнан монастырской летописью ( Picard. Bede. 1984. P. 54), или, напротив, Житие К. было среди источников, использованных летописцами ( Adomnan " s Life of Columba. 1961. P. 76). Сопоставив данные различных источников, У. Ривз пришел к выводу, что К. род. в 521 г., основал монастырь Иона в 563 г. и скончался 9 июня 597 г.; эти датировки были приняты др. исследователями (The Life of St.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Мы приемлем Евхаристию не как простой хлеб и не как простое питие, но каким образом Иисус Христос-Спаситель наш, воплотившись Словом Божиим, имел для спасения нашего Плоть и Кровь, таким же образом и Пища эта, над которой произнесено благодарение молитвой Слова Его, по преложении питающая нашу кровь и плоть, есть Плоть и Кровь Того же воплотившегося Иисуса Христа. Священномученик Иустин Философ ( 113, 521 ). Как земной хлеб, через призывание на него Бога, уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из земного и небесного, так и тела наши, приобщаясь Евхаристии, уже не тленны, но имеют надежду Воскресения. Святитель Ириней Лионский ( 113, 521 ). Хлеб и Вино Евхаристии, прежде святого призывания поклоняемой Троицы, были простым хлебом и вином. По совершении же призывания хлеб становится Телом Христовым, а вино – Кровию Его. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 521 ). Помни, что хлеб, который мы вкушаем в Таинстве, не есть образ Тела Господня, но есть самая Плоть Господа... Ибо хлеб таинственными словами, через таинственное благословение и наитие Святого Духа претворяется в Плоть Господа... Хлеб не есть образ Тела Господня, но прелагается в самое Тело Христово. Блаженный Феофилакт ( 113, 521 ). Хлеб и вино – не образы Тела и Крови Христовой, но самое Обоженное Тело Господа, ибо Сам Господь сказал: «сие есть Тело Мое» ( Мф. 26, 26 ), а не образ Тела; «сие есть Кровь Моя» ( Мф. 26, 28 ), а не образ Крови... Если же некоторые и называли хлеб и вино «вместообразными» Тела и Крови Господней, как, например, богоносный Василий в литургии, то называли так это приношение не по освящении, но до освящения. Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 522 ). В Святых Тайнах Христос присутствует всецело Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время бывает много священнодействий во вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на Небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и прелагаемый, делается одним и тем же с Телом, сущим на Небесах. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах. Потому-то Таинство это, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости, суетность и безумие изысканий которой о Божественном отвергает эта Святая и свыше определенная за нас Жертва. Послание восточных патриархов ( 113, 523 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

С. 521. Читали вы, князь, про одну смерть, одного Степана Глебова… — Степан Богданович Глебов (ок. 1672–1718) был любовником жены Петра I Евдокии Лопухиной. В 1718 г. он по обвинению в заговоре против Петра был после жестоких пыток присужден к смертной казни и 16 марта 1718 г. посажен на кол Глебов умер только спустя четырнадцать часов. О подробностях гибели Глебова Достоевский узнал из шестого тома «Истории царствования Петра Великого» Н. Г. Устрялова (1859). 176 С. 521… петровским Остерманом — Андрей Иванович (Генрих-Иоганн) Остерман (1686–1747) — русский государственный деятель, дипломат. Он успешно начал свою карьеру в 1703 г. В 1741 г. был приговорен Елизаветой Петровной к смертной казни, замененной ссылкой в Березов. При определенной последовательности в отстаивании начинаний Петра I Остерман, по воспоминаниям современников, отличался некоторой хитростью и двуличием. 177 С. 521. .не те люди были, как мы теперь, не то племя было, какое теперь… — Перифраз известных лермонтовских строк: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя («Бородино», 1837). 178 С. 521. Сенситивнее — чувствительнее (от лат. sensitivus). 179 С. 529. Казните сердце, пощадите бороду, как сказал Томас Морус… — Великий английский гуманист, один из основоположников утопического социализма Томас Мор (1478–1535) был казнен английским королем Генрихом VIII как противник Реформации. «Взойдя на эшафот, — как рассказывалось в ярком и подробном очерке о Томасе Море и его «Утопии» в книге журнала, постоянно читавшегося братьями Ф. М. и M. M. Достоевскими в пору их юности, — Морус стал на колени и прочел псалом. Палач стал просить у него прощения. Морус обнял его, сказав: „Ты оказываешь мне величайшую услугу, какую только я мог получить от человека. Исполняя свою обязанность, отстрани только мою бороду, потому что она чиста и непорочна; она никогда не изменяла“» (Библиотека для чтения. 1887. Т. 24, отд. 3. С. 95). 180 С. 529. Меа culpa, mea culpa… — латинская формула покаяния во время исповеди, принятая у католиков. Выражение это часто употребляется в значении «виноват и раскаиваюсь». 181

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010