Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Косма Пражский. Миниатюра из Чешской хроники. XIV в. [Козьма Пражский; лат. Cosmas Pragensis; чеш. Kosmas] (ок. 1045 - 21.10.1125, Прага), чеш. хронист, автор «Чешской хроники» (Chronica Boemorum; ок. 1119-1125). О жизни К. П. известно только из его хроники. Начальное образование получил в школе при кафедральном соборе св. Вита в Праге. Ок. 1075-1082 гг. учился в Льеже (ныне Бельгия), где постигал, по его словам, «грамматику и диалектику» у магистра Франка ( Cosmae Pragensis Chronica Boemorum. III 59). Ок. 1082 г. вернулся в Чехию, женился, у него род. сын Генрих (Ibid. III 51), к-рого традиционно отождествляют с Индржихом (Генрихом) Здиком, еп. Оломоуца (1126-1150) ( Richter. 1950), хотя нек-рые исследователи оспаривали эту гипотезу ( Bretholz. 1923. S. XV). Первая страница Чешской хроники. XIII в. (Национальная б-ка Швеции, Стокгольм) Первая страница Чешской хроники. XIII в. (Национальная б-ка Швеции, Стокгольм) К. П. неоднократно сопровождал Пражских епископов в поездках за пределы страны. Пользовался особым покровительством сына чеш. кн. Бржетислава I (1034-1055), еп. Гебхарда (Яромира) (1068-1090), вместе с к-рым в 1085 или 1086 г. участвовал в работе имперского съезда в Майнце (Chronica Boemorum. II 37). В 1099 г. К. П., находившийся в свите Пражского еп. Германа во время встречи чешского кн. Бржетислава II (1092-1100) с венг. кор. Коломаном (Кальманом) (1095/96-1116), был рукоположен в сан пресвитера (Ibid. III 9). Несмотря на то что в результате григорианской реформы обязательный целибат католического духовенства стал последовательно утверждаться в Зап. Церкви, в Чехии в кон. XI в., по-видимому, он еще не являлся общепринятой нормой. После 1117 г., когда умерла жена К. П. (Ibid. III 43), он стал каноником, а затем деканом капитула пражского собора св. Вита; члены капитула часто составляли грамоты для королевской канцелярии. Ок. 1119 г. К. П., будучи уже в преклонном возрасте, приступил к составлению «Чешской хроники» и работал над ней до самой смерти (об этом свидетельствует запись на последнем листе одного из ее списков). Хроника написана на лат. языке. В тексте имеются стихотворные вставки, иногда автор использует рифмованную прозу. Работая над хроникой, К. П. опирался на более ранние погодные записи, житийную литературу, которая составлялась при пражском капитуле, грамоты, предания, а также на собственные наблюдения.

http://pravenc.ru/text/2458839.html

В XII в. агиографические сюжеты проникают в лит-ру исторического характера. «Легенда Кристиана» послужила одним из источников для «Чешской хроники» (Chronica Boemorum, 1119-1125) Козьмы Пражского , декана собора св. Вита в Праге. В «Сазавской хронике» на основании малого Жития св. Прокопия рассказывается о жизни святого, об истории основанного им мон-ря, о борьбе монахов за богослужение на слав. языке, о канонизации Прокопия в 1204 г. В сер. XII в. в одном из бенедиктинских мон-рей был составлен т. н. Опатовицкий сборник, куда вошло 138 проповедей, в т. ч. о кн. Вячеславе и сщмч. Адальберте , еп. Пражском. В эту эпоху получили распространение религиозные песнопения на старочешском языке, среди которых - песнь «Святой Вацлав» (Svatý Václav), известная в записях со 2-й пол. XIV в. Позднее песнь оформилась в литанию Богородице, ангелам, святым Виту, Адальберту, Людмиле и Прокопию. В XIII в. в развитии чеш. Ж. л. наступил новый этап, связанный с проникновением в страну нем. «готической» культуры: светских лит. жанров, в т. ч. биографий и поэзии на нем. языке, а также духовной поэзии, близкой к апокрифической традиции, и мистической лит-ры. К кон. XIII в. в Чехии получила известность «Золотая легенда» Иакова из Варацце. В эту эпоху распространилось почитание пражских святых Вячеслава и Адальберта. Герм. имп. и кор. Чехии Карл IV (1346-1378), особо почитавший кн. Вячеслава, составил его Житие (до 1353), источниками к-рого послужили «Легенда Гумпольда» и Далимилова хроника (10-е гг. XIV в.). Житие Вячеслава вошло в ряд исторических произведений, в агиографический сб. «Acta Sanctorum» и «Пассионал» на чеш. языке, созданный по инициативе Пражского архиеп. Арнольда из Пардубице (1344-1364). В «Пассионал» были также включены переводы сказаний из «Золотой легенды», дополненные Житиями почитаемых в Чехии святых Кирилла и Мефодия, Вячеслава, Прокопия и др. Сборник стал широко известен и впосл. был дважды напечатан в Праге (1480, 1495). В это же время был выполнен чеш. перевод лат. сб. «Vitae patrum».

http://pravenc.ru/text/182317.html

394 Partim Ungaris illud (regnum Moravorum) diripientibus, partim Teutonicis orientalibus, partim Poloniensibus solotenus hostiliter depopulantibus. Cosmae chr. Boemor., I, 14. 407 In margine ejusdem chartulae manu sec. XII adnotatum est: Consecrarunt sancti viri (ss. Cyrillus et Methodius) etiam capellam b. Clementis in confiniis Moravie. 411 Ex iis, quae sequuntur, patebit, horum «Corantanorum, et confinium eorum» nomine intelligi Slavos reliquos, qui e Norico relegimtur per totam Pannoniam, exceptis hodierna Slavonia et Sirmio in dextra inferioris Dravi ripa, quippe tum Bulgarorum ditioni parentibus; exceptisque ex parte etiam Slavis Carniolanis qui Aquilejensium patriarcharum opera fuerant conversi. Hic nonnisi Salisburgensium missionariorum ree gestae enarrantur; idque eo fine, ut ostendatur, iis injuria nunc intrudi ab ipso sammo pontifice graecum Methodium. Hanc illi querelam fusius etiam extendunt in epistola a. 900 ad Iohannem papam! Hujus quidem tum responsum intercepere pagani Pannoniae domini Hungari: at satis postea declaravere et ipsi Salisburgenses fundatione episcopatuum Seccovienm, Lavantini et Gurgensis, et Hungari suam Pannoniae partem quinque episcopis committentes: Iaurinensi, Sabariensi, Vesprimiensi, Alba-Regalensi et Quinque-ecclesiensi; ut de parte itemque Viennensi archiepiscopatu taceamus. Vides Salisburgensem dioecesin nunc non in quinque (ut a. 900 lamentabantur Bavari), sed in bis quinque episcopatus esse divisam, communi bono, ipsisque Salisburgensibus non nolentibus. Ex loh. VIII autem papae epistolis patet, Methodii dioecesin ex una parte et ultra Dravum Savumque Dalmatiam versus fuisse protensam, ex altera ultra Danubium! Cumque snis oculis usurpasset Chazariam Methodii frater Cyrillus, vix dubites his praesertim in Transdanubianos Slavos 434 In ecclesia s. Mariae in Solio (Maria Saal) sepulchrum Modesti e episcopi ostenditur, v. Eichhorn, Beiträge zur Geschichte von Kärnthen, I, 113, 141. 435 Cujus nomen manere videtur in campo Lurnfeld, ubi nunc Spital situm est, in Karinthia superiore, luvavia, p. 27, Append. p. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Флавита 489 г., пресвитер церкви св. Феклы (Liberat, breviar. сар . 18.). Евфимий 490 г., пресвитер церкви константинопольской и попечитель богадельни (S. Nicephori Chronograph. brevis.). Македоний 496 г. пресвитер и сосудохранитель , из подвижников (Theodor. Lector, p. 189.). Тимофей 511 г. пресвитер и сосудохранитель церкви константинопольской (I bid. р. 199.). Иоанн II каппадокийский 518 г. пресвитер и синкелл (Nicephor. C h r.-Theophanis p. 140.). Епифаний 520 г. пресвитер и синкелл (Theophan. р. 142.). Анфим 535 г. перешел из епископов трапезонтских (Histor. Chronolog. Patriarchar. §. 349 et sq). Св. Мина 536 г., пресвитер и начальник самсониевской странноприимницы (S . Nicephor. C hr. brevis). Св. Евтихий 552 г., пресвитер из безбрачных, потом постригся в монахи (Житие in Patrolog. cursu Т. 86 pars. 2 р. 2292). Иоанн III, схоластик 565 г., из апокрисиариев антиохийских, пресвитер (H istor. chronolog. §. 372 et sq.). Иоанн IV постник 582 г., диакон константинопольский (S. Nicephor. Chr. brevis). Кириак 595 г. пресвитер и эконом церкви константинопольской (S. Nicephor Chron.). Св. Фома 607 г., диакон великой церкви, сакелларий и заведывающий хиротониями (Chroni c . Paschal. ed. 1832. р. 697.). Сергий 610 г., диакон великой церкви и попечитель богадельни (Chron. Paschal. р. 699). Пирр 639 г., пресвитер великой церкви, монах, начальник монастырей и игумен хризопольский (S. Nicephor. Chronograph. br.). Павел II, 641 г., пресвитер великой церкви и эконом (S. Nicephor. Chronogr.). Петр 655 г. пресвитер великой церкви (S . Nicephori , Chronogr .), по другим – диакон.попечитель богадельни и референдарий (Ephraem . in Angelo Maii Auctor , veter . T. 3. p. 232). Фома II 667 г, диакон, хартофилакс (Nicephori Chronograph.). Иоанн V 669 г., пресвитер и сосудохранитель великой церкви (Niceph. Chr.); по другим пресвитер, протекдик и хартофилакс (Nicephori Callis t i ар. Bandur. I, p. 195). Константин I 674 г., диакон великой церкви, сосудохранитель и эконом (Nicephori Chronograph.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Райские реки. Фрагмент мозаики центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Райские реки. Фрагмент мозаики центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Лучше мн. средневековых мозаик Рима сохранились мозаики верхней церкви: незначительные реставрационные вмешательства в декорацию конхи, связанные с устройством деревянного кессонированного потолка, относятся к 1715 г. и не коснулись основной части композиции. В 1994-1995 гг. специалисты Центрального института реставрации удалили поверхностные загрязнения и следы вмешательства предшествующих реставраций. Десница Божия. Фрагмент мозаики в конхе центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Десница Божия. Фрагмент мозаики в конхе центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. В конхе апсиды представлена колоссального размера композиция «Распятие Христа». Спасителю предстоят Богоматерь (слева) и ап. Иоанн Богослов (справа). На широких темно-синего цвета перекладинах креста - 12 белых голубей, символизирующих апостолов. Основанием креста служит пышный куст аканфа, из центра к-рого в разные стороны отходят длинные побеги. Два из них поднимаются вверх, соединяются под перекрестием, образуя удлиненные овалы вокруг вертикальной перекладины. В нижний, больший по размеру, заключены фигуры Богоматери и ап. Иоанна. Два другие отростка отходят в обе стороны, заполняют всю поверхность алтарной ниши, образуя 5 рядов симметрично расположенных спиралевидных завитков. Их размер уменьшается постепенно снизу вверх. Внутри каждого завитка и на золотом поле между ними - миниатюрные фигурки людей, животных, птицы, цветы, корзины с фруктами, зажженные лампады. Из-под аканфового куста истекают 4 водных потока - реки «живой воды». В них плещутся рыбы, утоляют жажду земные твари (олени, павлины, цапли и др.). Сцены повседневной жизни - пастыри со стадами, рыболовы и ловцы птиц, женщина, кормящая домашних птиц,- помещены в том же ярусе под 1-м рядом завитков. Над ним на золоте - фигуры отцов Церкви: святителей Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского и Григория Великого.

http://pravenc.ru/text/1841417.html

Ок. 1120–1125 гг. Под главным изображением в апсиде представлен фриз из 12 агнцев, символизирующих апостолов. Они выходят из ворот Вифлеема и Иерусалима (города представлены на триумфальной арке) и направляются к божественному Агнцу - Христу, стоящему в центре, на одной оси с «Распятием». Прор. Исаия. Мозаика предалтарной арки базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Прор. Исаия. Мозаика предалтарной арки базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. На предалтарной арке наверху помещен небесного цвета медальон с погрудным образом Христа Пантократора. Он облачен в золотые ризы, держит в левой руке закрытое Евангелие и правой двуперстно благословляет. По сторонам Христа Пантократора в цветных облаках - изображения тетраморфов, символов евангелистов: ангела и льва (Матфея и Марка) - слева, орла и тельца (Иоанна и Луки) - справа; они несут венцы и закрытые кодексы. Ниже - восседающие на престолах: апостолы Петр и Павел, сщмч. Климент и архидиак. Лаврентий. Апостолы держат свитки; у мучеников - атрибуты и орудия страстей: у св. Климента - якорь (в руке) и весельная лодка (в виде подножия), у архидиак. Лаврентия - процессионный крест и кодекс (в руках), решетка над раскаленными углями (под ногами). Примечательно, что сщмч. Климент представлен не в традиционном для него облачении святителя, а в тунике и гиматии, подобно апостолам, на ногах сандалии. На узких участках арки, под фигурами святых, в 3/4-ных поворотах - ростовые образы пророков Исаии (слева) и Иеремии (справа); на развернутых вверх, к образу Христа, свитках тексты пророчеств: у прор. Исаии - «Vidi Dominum sedentem super Solium» (Видел я Господа, сидящего на престоле) (Ис 6. 1), у прор. Иеремии - «Hic est Deus Noster et non estimabitur alius absque Illo» (Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним) (Вар 3. 36). Изображения на предалтарной арке объединены надписью, проходящей по ее внутреннему краю: «Gloria in Excelsis Deo sedentis supe(er) thronum et in terra pax hominibus bone voluntatis» (Слава в Вышних Богу, сидящему на престоле, и на земле мир, в людях благоволение); в тексте великого славословия выражена главная идея декорации арки - благодарение, к-рое приносит мир своему Творцу.

http://pravenc.ru/text/1841417.html

Мстислав Владимирович, по свидетельству Новгородской летописи 8 из удаленных новогродских князей перешел в 6625, или 1117 году на княжение в Белгородок, что близ Киева; а по смерти отца своего, Владимира Всеволодовича Мономаха, вступил на великое княжение киевское в 6633, или 1125 году. Сын же его, Всеволод Мстиславич, по отъезде отца из Новгорода, в 1117 году принял удельное новогородское княжение. Мстислав был великим князем Киевским до 1132 года и в Киеве скончался 14 апреля сего же года; а последний княжил в Новнгороде до 1136 года, в коем он изгнан новгородцами за потерю сражения с суздальцами и ростовцами, и удалился в Киев к дяде своему Великому Князю Ярополку Владимировичу, который дал ему удел в Вышгороде; но вскоре Псковичи приняли его к себе на княжение в коем пробыв он только одно лето, во Пскове скончался 1138 года 11 февраля. Он причтен во святые, и мощи его почивают во Псковском Троицком Соборе под спудом, а при гробе его повешен его мечь с надписью honorem meum петипи dabo. Грамота же эта дана второму Юрьевскому Игумену Исаии, который по кончине первого Игумена Киприана, случившейся в 1128 году, вступил в начальство монастыря. Из всего сего можно заключить, что грамота писана между 1128 и 1132 годом. II. Изъяснение текста этой грамоты Се азЪ. Так начинаются почти все наши древние грамоты, жалованные на какие-нибудь преимущества или имения и вклады монастырям. Местоимение аз ниже в этой граммоте писано яз и я. Следовательно, тогда все эти три варианта были в употреблении. Но в грамотах княжеских следующих времен до половины XVUU почти века писалось только язъ. Мъстислав володимир сын великого князя Владимира Мономаха , скончавшегося в 1125 году. Он в родословных отличается от Мстислава, сына Владимира Святославича, Князя Тмутараканского, именем Мстислава ИИ. Държа русскую землю в свое княжение. Следовательно, по вступлении уже на великокняжеский киевский престол, т. е. после 1125 года. Русью особенно назывался Киев c около лежащими областями. Смотри Нестор.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 26. Фрутольф из Михельсберга и Эккехард из Ауры «Хроника» (рубеж XI–XII вв. и 1106–1125 гг.) Фрутольф (умер в 1103 г.), автор всемирной «Хроники» и трактатов по теории музыки, работал в монастыре св. Михаила (Михельсберг) в Бамберге. «Хроника», большая часть которой сохранилась в автографе (Jena, Universitätsbibliothek, Bose qu. 19), доведена до 1099 г. До работы X. Бресслау 1896 г. «Хроника» приписывалась Эккехарду. В части до 1002 г. (до восшествия на престол германского короля Генриха II) «Хроника» не содержит оригинальных известий, являясь обширнейшей компиляцией известных источников. В 1106 г. сочинение Фрутольфа было продолжено Эккехардом (с 1108 г. – аббатом монастыря Аура к северу от Вюрцбурга), который радикально переработал при этом заключительную часть (за 1098–1099 гг.); в итоге возникла так называемая редакция I «Хроники» Эккехарда. Переработка на основе новых источников (прежде всего – «Хроники» Сигеберта из Жамблу) и продолжение до 1116 г. носит название редакции III. Продолжение до 1125 г. представляет собой редакцию IV (перечисляем только реально сохранившиеся редакции). Издания: Ekk. Р. 1–267 (текст Фрутольфа с добавлениями Эккехарда под именем «Хроники» Эккехарда); Frut./Ekk. Р. 48–208, 268–376 (только начиная с 1002 г.). Переводы: На немецкий язык: Frut./Ekk. S. 49–209, 269–377 (только с 1002 г., a latere); на русский язык: Свердлов 1. С. 185 (только «русские» фрагменты). Литература: Помимо введения к изданию Frut./Ekk. S. 1–43, см.: Bresslau 1896. S. 139–234; Manitius 3. S. 350–361; Wattenbach, Holtzmann 2. S. 491–506; 3. S. RFHMAe 4. P. 574. 1. В лето Господне 937-е: [Сообщение о походе князя Игоря на Константинополь 753 .] (Ekk. Р 189) 2. В лето Господне 1089-е. [Смерть регенсбургского епископа Оттона и назначение на его место Гебхарда.] В Кёльне император 754 отпраздновал свадьбу, взяв в жены вдову маркграфа Удона (Uto) 755 , дочь короля Руси (Rusci) 756 . [Затем император собирает войско и осаждает, хотя и безуспешно, замок маркграфа Экберта 757 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не обошла эта практика, разумеется, и наше Отечество. Второй женой Германского императора Генриха IV (1056-1105) являлась Адельгейда, урожденная Епраксинией (1071-1109), дочь Киевского князя Всеволода Ярославовича (1030-1093), сестра Киевского князя св. Владимира Мономаха (1066-1125). После многочисленных перипетий и приключений (подчас, впрочем, весьма трагичных) она вернулась в Киев, где приняла монашеский постриг и стала игуменьей одного из монастырей . Дочь Киевского князя Мстислава Владимировича (1125-1132) Ефросиния Мстиславовна (1130-1186) в 16-летнем возрасте была выдана замуж за Венгерского короля Гезу II (1141-1162), но затем, по рождении двух сыновей, перебралась в монастырь иоаннитов в Иерусалим. Евфимия Владимировна (1096-1139), дочь Великого князя Киевского св. Владимира Мономаха (1113-1125), вышедшая замуж за Венгерского короля Кальмана I Книжника (1095-1116), под конец жизни вернулась в Киев и приняла монашеский постриг. Практика пострижения в монашество Великих князей на закате лет или непосредственно перед смертью была на Руси столь же распространена, как в Византии. Достаточно вспомнить довольно удаленных по времени друг от друга Великого князя Игоря Ольговича (1146), Новгородского князя св. Александра Невского (1258-1269, в монашестве Алексий, его сына Московского князя св. Даниила (12613-1303), Великого князя Смоленского Феодора Ростиславовича Чермного (1233-1299), княгиню св. Соломонию Сабурову, супругу Великого князя Василия III (1505-1533), царицу Ирину (в монашестве Александру), благословившую на царство своего брата Бориса Годунова (1598-1605), весьма интересная деталь! . Отдельно отметим Веру Молчальницу, вдову императора Александра I (1801-1825), и св. Елизавету Федоровну, вдову Великого князя Сергея Александровича Романова (1857-1905). IV . На сказанное могут заметить, что в Византии и России, впрочем, как и повсеместно в христианском мире, принятие монашеского пострига нередко происходило вовсе не по желанию будущего инока, а насильственно или по инициативе иных лиц. И, как правило, было сопряжено с намерением устранить с политической арены нежелательных конкурентов .

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 31. Козьма Пражский «Чешская хроника» (около 1119–1125 гг.) «Хроника» Козьмы (ок. 1045–1125) стала первым крупным произведением чешской историографии, над которым автор работал в последние годы жизни. Козьма обучался сначала в Праге, затем во фландрском Люттихе (Льеже), пребывал в окружении пражского епископа Гебхарда-Яромира, младшего брата чешского князя (впоследствии короля) Братислава II – вероятно, в должности секретаря, так как клириком кафедрального капитула в Праге хронист стал только в 1099 г., а позднее – его деканом. Близостью к епископу Гебхарду объясняются как информированность Козьмы в политических делах, так и его церковнополитическая позиция противника славянского богослужения, которому покровительствовал Вратислав II. Издания: Из многочисленных изданий лучшим критическим является издание Б. Бретхольца: Cosm. 1923, заменившее предыдущие критические издания Р. Кёпке (Cosm. 1851. Р. 1–132) и И. Эмлера (Cosm. 1874. Р. 1–370). Переводы: На чешский язык: Cosm. 1972; на немецкий язык: Cosm. 1885; на польский язык: Cosm. 1968; на русский язык: Коз. Пр. Литература: Кроме введения к изданию Б. Бретхольца, см.: Teštík 1968 (здесь обширная библиография); RFHMAe 3. P. 656–657. 1. I, 21. В год от Воплощения Господня 863 967-й. [Смерть чешского князя Болеслава I и похвала вступившему на престол Болеславу II I, 22. Сестра последнего Млада прибывает для молитвы в Рим, там принимает монашество с именем Мария и привозит своему брату посланиие папы 864 , благосклонно отвечающего на просьбу Болеслава II об учреждении в Праге епископии, которое и цитируется хронистом.] Посему апостолической властью и властью святого Петра, главы апостолов, коего, хоть и недостойно, мы являемся наместником, соглашаемся, и одобряем, и утверждаем, чтобы в церкви мучеников святого Вита (Vitus) и святого Вячеслава (Wenceslaus) 865 была епископская кафедра, а в церкви святого мученика Георгия 866 было учреждено сообщество монахинь по уставу святого Бенедикта 867 и под водительством дщери нашей аббатисы Марии. Однако не согласно обрядам, то есть секте, народа Болгарии (Bulgaria) или Руси (Ruzia), то есть на славянском (Sclavonicus) языке 868 , но, более следуя апостолическим 869 установлениям и правилам, выбери для сего дела, на радость всей церкви, наиболее достойного клирика, больше обученного латинской грамоте, который сумел бы словесным плугом вспахать целину языческих сердец и посеять пшеницу доброделания, равно как представить Христу снопы урожая вашей веры. Прощай. [И немедленно было сделано так: в церкви св. Вита решено устроить седалище будущего епископа 870 , а в церкви св. Георгия – аббатство сестры Болеслава II Марии.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010