Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Косма Пражский. Миниатюра из Чешской хроники. XIV в. [Козьма Пражский; лат. Cosmas Pragensis; чеш. Kosmas] (ок. 1045 - 21.10.1125, Прага), чеш. хронист, автор «Чешской хроники» (Chronica Boemorum; ок. 1119-1125). О жизни К. П. известно только из его хроники. Начальное образование получил в школе при кафедральном соборе св. Вита в Праге. Ок. 1075-1082 гг. учился в Льеже (ныне Бельгия), где постигал, по его словам, «грамматику и диалектику» у магистра Франка ( Cosmae Pragensis Chronica Boemorum. III 59). Ок. 1082 г. вернулся в Чехию, женился, у него род. сын Генрих (Ibid. III 51), к-рого традиционно отождествляют с Индржихом (Генрихом) Здиком, еп. Оломоуца (1126-1150) ( Richter. 1950), хотя нек-рые исследователи оспаривали эту гипотезу ( Bretholz. 1923. S. XV). Первая страница Чешской хроники. XIII в. (Национальная б-ка Швеции, Стокгольм) Первая страница Чешской хроники. XIII в. (Национальная б-ка Швеции, Стокгольм) К. П. неоднократно сопровождал Пражских епископов в поездках за пределы страны. Пользовался особым покровительством сына чеш. кн. Бржетислава I (1034-1055), еп. Гебхарда (Яромира) (1068-1090), вместе с к-рым в 1085 или 1086 г. участвовал в работе имперского съезда в Майнце (Chronica Boemorum. II 37). В 1099 г. К. П., находившийся в свите Пражского еп. Германа во время встречи чешского кн. Бржетислава II (1092-1100) с венг. кор. Коломаном (Кальманом) (1095/96-1116), был рукоположен в сан пресвитера (Ibid. III 9). Несмотря на то что в результате григорианской реформы обязательный целибат католического духовенства стал последовательно утверждаться в Зап. Церкви, в Чехии в кон. XI в., по-видимому, он еще не являлся общепринятой нормой. После 1117 г., когда умерла жена К. П. (Ibid. III 43), он стал каноником, а затем деканом капитула пражского собора св. Вита; члены капитула часто составляли грамоты для королевской канцелярии. Ок. 1119 г. К. П., будучи уже в преклонном возрасте, приступил к составлению «Чешской хроники» и работал над ней до самой смерти (об этом свидетельствует запись на последнем листе одного из ее списков). Хроника написана на лат. языке. В тексте имеются стихотворные вставки, иногда автор использует рифмованную прозу. Работая над хроникой, К. П. опирался на более ранние погодные записи, житийную литературу, которая составлялась при пражском капитуле, грамоты, предания, а также на собственные наблюдения.

http://pravenc.ru/text/2458839.html

В XII в. агиографические сюжеты проникают в лит-ру исторического характера. «Легенда Кристиана» послужила одним из источников для «Чешской хроники» (Chronica Boemorum, 1119-1125) Козьмы Пражского , декана собора св. Вита в Праге. В «Сазавской хронике» на основании малого Жития св. Прокопия рассказывается о жизни святого, об истории основанного им мон-ря, о борьбе монахов за богослужение на слав. языке, о канонизации Прокопия в 1204 г. В сер. XII в. в одном из бенедиктинских мон-рей был составлен т. н. Опатовицкий сборник, куда вошло 138 проповедей, в т. ч. о кн. Вячеславе и сщмч. Адальберте , еп. Пражском. В эту эпоху получили распространение религиозные песнопения на старочешском языке, среди которых - песнь «Святой Вацлав» (Svatý Václav), известная в записях со 2-й пол. XIV в. Позднее песнь оформилась в литанию Богородице, ангелам, святым Виту, Адальберту, Людмиле и Прокопию. В XIII в. в развитии чеш. Ж. л. наступил новый этап, связанный с проникновением в страну нем. «готической» культуры: светских лит. жанров, в т. ч. биографий и поэзии на нем. языке, а также духовной поэзии, близкой к апокрифической традиции, и мистической лит-ры. К кон. XIII в. в Чехии получила известность «Золотая легенда» Иакова из Варацце. В эту эпоху распространилось почитание пражских святых Вячеслава и Адальберта. Герм. имп. и кор. Чехии Карл IV (1346-1378), особо почитавший кн. Вячеслава, составил его Житие (до 1353), источниками к-рого послужили «Легенда Гумпольда» и Далимилова хроника (10-е гг. XIV в.). Житие Вячеслава вошло в ряд исторических произведений, в агиографический сб. «Acta Sanctorum» и «Пассионал» на чеш. языке, созданный по инициативе Пражского архиеп. Арнольда из Пардубице (1344-1364). В «Пассионал» были также включены переводы сказаний из «Золотой легенды», дополненные Житиями почитаемых в Чехии святых Кирилла и Мефодия, Вячеслава, Прокопия и др. Сборник стал широко известен и впосл. был дважды напечатан в Праге (1480, 1495). В это же время был выполнен чеш. перевод лат. сб. «Vitae patrum».

http://pravenc.ru/text/182317.html

Особенно Л. почитали во время правления Карла IV (1346-1378). Для XV в. характерен некоторый упадок почитания Л. Но уже во 2-й пол. XVI в. главными центрами почитания Л. в Чехии помимо Праги стали города Тетин, Мельник, Стара-Болеслав (ныне Брандис-над-Лабем-Стара-Болеслав, Чехия). В это время появились и новые статуи Л., а также фрески с изображениями сюжетов из ее жизни. В 1981 г. гробница Л. была вскрыта. Обследование ее останков подтвердило свидетельства письменных источников о возрасте святой. В Др. Руси о Л. стало известно благодаря краткому Житию, вошедшему под 16 сент. в состав пространной редакции древнерус. Пролога во 2-й пол. XII в. Исследователи полагают, что Житие попало на Русь раньше, вероятно в XI в., благодаря контактам древнерус. книжников с Сазавским монастырем . Ист.: Fontes rerum Bohemicarum. Praha, 1873. T. 1. S. 144-145, 153-154, 184-185; 1874. T. 2. S. 235-237; Сказания о начале Чешского гос-ва в древнерус. письменности/Предисл., коммент. и пер.: А. И. Рогов. М., 1970. С. 36-37, 76-77, 107-108; Cosmae Pragensis Chronica Boemorum//MGH. Script. Rer. Germ. NS. T. 2. P. 171; Kristiánova legenda/Ed. J. Ludvíkovsky. Praha, 1978. S. 40-43. Лит.: Stejskal F. Sv. Ludmila, její doba a úcta. Praha, 1918; Borkovsk ý I. Svatojiská bazilika a klášter na Praském hrad. Praha, 1975. S. 66-67; p rofantov á N. Knna Ludmila: Vládkyn a svtice, zakladatelka rodu. Praha, 1996; T e š t í k D. Poátky Pemyslovc. Praha, 1997; Nomine Ludmila: Sborník práci k poct sv. Ludmily. Mlník, 2006. Б. Н. Флоря Иконография В XII-XIII вв. в христ. произведениях искусства Чехии аутентичные национальные сюжеты не встречаются ( Ювалова. 1998. С. 13). Создание первых известных изображений Л. приходится на XIV в.- эпоху расцвета чеш. готики (1350-1420) в правление кор. Карла IV (1346-1378). После коронации в Риме Карла IV (1355) Прага - столица Свящ. Римской империи - становится одним из крупнейших в Европе художественных центров. Центральная часть композиции " Страшный Суд " на юж. фасаде собора св. Вита в Праге. 70-е гг. XIV в.

http://pravenc.ru/text/2561064.html

344 Источники. Cosmas, Chronica Boemorum, ар. Pertz, SS. IX. Зеленогорская рукопись, изд. Шафарика и Палацкого в Die ältesten Denkm. d. Böhmisch. Sprache. Краледворская рукопись, изд. Некрасова, Спб. 1872 г. Жизнеописания: 1) св. Вячеслава, изд. Востокова, так же Ганки в Casop. 1830 г. и у Pertz Scr. IV. 2) Людмилы, изд. Ваттенбаха в Beiträge zur Geschichte; Менкена в SS. rer. Germanic. III. p. 1808. 3) Св. Войтеха, изд. Pertz SS. IV. Пособия. Важнейшие – труды профессора Томка, ряд статей, помещенных в Casopis – Ceského Museuma; Apologie der ältest. Gesch. Böhmen, помещенная в Abhandlung, der königlich. böhmisch. Gesellsch. Prag. 1865; Jirecek, Slowanské Pràvo v Cechach а na Morave; Wocel, Pravek zeme Ceské, v Praze. 1866, Druhé oddeleni; Palacky, Dejiny nàrodu Ceského. W Praze. 1848. 345 Принято поселение Славян в Чехии относить ко времени после 451 года по Р. Хр., когда Маркоманны и их соседи, Квады, примкнули к огромному войску Аттилы, направлявшемуся в Галлию, и когда в Чехии осталось только небольшое число их, легко подчиненное новыми поселенцами – Palacky, Dejiny nàrodu Ceského 1. str. 91–2. В 494 году часть Герулов, в следствие понесенного ею поражения от Лонгобардов, искала новых мест поселения на севере, при этом она проходила через земли, заселенные Славянами, получив от них свободный пропуск; Procopius, De bello Gothico. 11, 15. Но невероятно, чтобы все колена, образовавшие чешский народ, поселились в одно и тоже время. У Косьмы пражского, древнейшего свидетеля о жизни Чехов, сохранились предания, касающиеся только колена, поселившегося близь Праги и называемого Чехами; другие колена и другие местности входят в историю постепенно, теряя свою особность и втягиваясь мало-помалу в область князей пражских. До тех пор, нужно полагать, каждое колено жило отдельною жизнью, на отдельной территории, не стоя в связи с коленом Чехов пражских. Можно представить положительные доказательства в пользу того, что было несколько осадков поселений в Чехии. С появлением Авар начинаются враждебные столкновения их со Славянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Козьма Пражский сообщает о паломничестве в Рим Млады, сестры чеш. кн. Болеслава I Храброго . В Риме она якобы получила благословение И. на создание Пражского еп-ства, а также была возведена в сан аббатисы с именем Мария (Мария стала основательницей 1-го в Праге мон-ря св. Георгия). В хронике также приводится текст послания папы Болеславу. Первый Пражский еп. Титмар был рукоположен в 973 г., уже после смерти И. На понтификат И. приходится крещение Польши в 966 г. В соответствии с завещанием погребен в рим. базилике св. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура). Гробница И. была украшена мозаикой или фреской, ныне утраченной. Судя по сохранившейся копии, на ней был изображен папа на щите с квадратным нимбом; справа щит держал ап. Павел с книгой и слева - ап. Петр с ключами. Сохранился текст эпитафии. Ист.: LP. Vol. 2. P. 247, 252-254; PL. 135. Col. 951-1000; Jaff é . RPR. N 470-477; Papstregesten, 911-1024/Bearb. H. Zimmermann. W., 19982. N 387-506. (Regesta Imperii; Tl. 2. Abt. 5); Papsturkunden, 896-1046/Bearb. H. Zimmermann. W., 1984. Bd. 1. N 333-433; Continuatio Reginonis, an. 965-967//MGH. Script. Rer. Germ. T. 50. P. 175-179; Benedictus S. Andreae monachus. Chronicon, an. 965-967//MGH. SS. T. 3. P. 719; Cosmas Pragensis Chronica Boemorum. Lib. 1. Cap. 22//MGH. SS. T. 9. P. 48-49. Лит.: Kehr P. Über eine römische Papyruskunde im Staatsarchiv zu Marburg//AAWG. Philol.-hist. Kl. N. F. B. Gött., 1897. Bd. 1. N 1. S. 1-28; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 282-305; Cecchelli С. Note sulle famiglie Romane fra il IX e il XII sec. II: La famiglia di Giovanni XIII e le prime fortune dei Crescenzi//Archivio della Società Romana di Storia Patria. R., 1935. Vol. 58. P. 72-97; Ladner G. B. I ritratti dei papi nell " Antichità e nel Medioevo. Vat., 1941. Vol. 1. P. 168-170; Seppelt. Geschichte. Bd. 2. S. 372-378; Engels O. Die Grundung der Kirchenprovinz Magdeburg und die Ravennater «Synode» von 968//AHC. 1975. Bd. 7. S. 136-158; Zimmermann H. Parteiungen und Papstwahlen in Rom zur Zeit Kaiser Ottos des Grossen//Otto der Grosse/Hrsg. H. Zimmermann. Darmstadt, 1976. S. 325-414; Pauler R. Zum Kanzler Ottos des Grossen, Petrus von Pavia und einem angeblich gefalschten Papstbrief//QFIAB. 1980. Bd. 60. S. 507-510; Tellenbach G. Zur Geschichte der Papste im 10. und früheren 11. Jh.//Institutionen, Kultur und Gesellschaft im Mittelalter/Hrsg. L. Fenske, W. Rosener, Th. Zotz. Sigmaringen, 1984. S. 165-179; Wolter H. Die Synoden im Reichsgebiet und in Reichsitalien v. 916 bis 1056. Paderborn, 1988. S. 88-104; Kreuzer G. Johannes XIII.//BBKL. Bd. 3. Sp. 210-212; Mckenna S. John XIII, pope//NCE. Vol. 7. P. 926; Грегоровиус Ф. История города Рима в Ср. века: От V до XVI ст. М., 2008. С. 469-475.

http://pravenc.ru/text/469696.html

Cont. Wissegr. 1874 – Canonici Wissegradensis Continuatio/J. Emler//FRB 2/1. Cont. Wissegr. 1895 – Die Fortsetzungen des Cosmas von Prag/Übers. von G. Grandaur. Leipzig, 1895 (GDV. Bd. 66). Cosm. 1851 – Cosmae Chronica Boemorum/R. Koepke//MGH SS. 1851. T. 9. Cosm. 1874 – Cosmae Chronicon Boemorum/J. Emler//FRB 2/1. Cosm. 1885 – Des Dekans Cosmas Chronik von Bohmen/Übers. von G. Grandaur. Leipzig, 1885 (GDV. Bd. 65). Cosm. 1923 – Die Chronik der Böhmen des Cosmas von Prag/B. Bretholz, unter Mitarbeit von W. Weinberger. Berlin, 1923 (MGH SS rer. Germ. NS. T. 2). Cosm. 1972 – Kosmova Kronika eská/Pel. K. Hrdina, M. Bláhová. Praha, 1972. Crossley 1939 – Crossley R. G. Die Kaiserchronik: Ein literatur-historisches Problem. München, 1939. CSHB – Corpus scriptorum historiae Byzantinae. СТЕН – Collection de textes pour servir à l’étude et à l’enseignement de l’histoire. DA – Deutsches Archiv für die Geschichte des Mittelalters. Wien; Köln; Graz. Dbrowski 1954 – Dbrowski J. T. zw. Rocznik wtokrzyski dawny//Sprawozdania Polskiej Akademii umiejtnoci. Kraków, 1954. T. 53/6. Dbrowski 2008 – Dbrowski D. Genealogia Mcisawowiczów: Pierwsze pokolenia (do pocztku XIV wieku). Kraków, 2008. David 1934 – David P Les sources de l’histoire de Pologne à l’époque des Piasts (963–1386). Paris, 1934. DD Frid. I/4 – Die Urkunden Friedrichs I. Hannover, 1990. Teil 4: 1181–1190/H. Appelt unter Mitwirkung von R. M. Herkenrath, W. Koch, B. Pferschy (MGH. DD Germ. T. 10/4). DD Heinr. IV – Die Urkunden Heinrichs IV/D. von Gladiss. Hannover, 1941–1952. Teile 1–2 (MGH. DD Germ. T. 6/1–2). DD Lud. Germ. – Die Urkunden Ludwigs des Deutschen, Karlmanns und Ludwigs des Jüngeren/P. Kehr. Berlin, 1934 (MGH DD Kar. T. 1). Decker-Hauff 1956 – Decker-Hauff H. Zur ältesten Weingartner Geschichtsschreibung//Weingarten: FS zur 900. Jahr-Feier des Klosters, 1056–1956. Weingarten, 1956. Despy 1976 – Despy G. Les tarifs de tonlieux. Turnhout, 1976 (Typologie des sources du moyen âge occidental. Fasc. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

100 Kdy v Mantov byl Gumpold biskupem, neda se dive urit zjïstiti; nebot v adnem staršim seznamu biskup Mantovských nepichazi toto jmeno mezi biskupy tamnimi, ale v novèji dob jest listinami dokazano, e v Mantovè byl skuten biskupem Gumpold (Gumbaldus). a to za panovani cisae Otiona II, mezi lety 967 a 985, v ктегусн se pipominaji biskupove jmena jineho 109 Kostel sv. Jii na hrad Praskem. vedle nèho pozdji zaloen panenský klasmer adu sv Benedikta. 111 Ма býti Henrici; nebo panovani Птескено Krale Jindicha I (919–936) pada zrovna do те doby, kdy v Сеснасн knietem byl Vaclav. 116 In tempore autem illo multi sacerdotes de provincia Bauariorum et de Sueuia, audientes famam de eo, confluebant cum reliquiis sanctorum et llbris ad eum, quibus omnibus habunde aurum et argentum, crusinas et mancipia atque vestimenta hilariter, prout unicuique opus erat prestabat. Hii quoque omnes magistri mirabantur in doctrina eius. Poterat namque imitator fore psalmistae, qui in sptritu dixit: Super omnes potentes me intellexi, quia testimonia tua meditacio mea est. In cuius etiam raente sola preciosae Margaritae claritas fulgebat, cuique dominus tantam graciam confere dignatus est, ut et prelils victor existeret. Vultu autem fuit procerus, corpore castus, ita ut celebs libenti animo optaret uitam finire. Blandum habebat cum mitibus eloquium, quos autem sciebat in mites et uagantes sine causa toto animo uitabat, jest pidano v spracovani rukopisu mnichovskeho. 120 Kosmas však prav, ze Kostel sv Vta na hradè Praskem zapoal stavèti sv. Vaclav, ale dostaveni jeho z stalo za panovani knete Boleslava I.Tý podomýka, e Kostel sv. Vita vysvecen od ezenskeho bislcupa (стр. 158) Michaïa, který jsa trt nasmupce Tutonv tento úad zasmaval od r.941–968 neb jak jine zpravy tomu chtji do r. 972 neb 973. Cosmae chronicon Boemorum Lib. I c. 18. Srovnej о roku zasvcen tohoto Dobner; Wenceslai Hagek a Liboszan annales etc. Ill, 624 etc. 136

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

О различных терминах к обозначению различных понятий, относящихся к роду, старшине, общине, см. Jirecek, Slovanské Pravo, § 15, str. 70–74; Шафарик и Палацкий, Die ältesten Denkmäler der Böhmischen Sprache, объяснение к стиху 25. 355 Статья профессора Томка в «Casopis Ceskeho Museum, 1858 года», «О starém rozdêleni Cech na zupy...», см. тут жупы архидиаконата пражского. 356 Cosmae, 1 10... consertum est inter Boemos et Luszanos; см. при этом примечание 79 к первой книге хроники Косьмы. 358 Вероятно, это лес, называемый у Титмара, VI. 8 Miriquidui, нынешние Рудные горы; предание об одном замке, Lemus, могло бы указывать на положение колена близь Lovositz. Lelevel, Géographie du moyen âge, T. III, p. 27. Колена, населявшие Чехию, записаны у географа баварского, у Косьмы под 1086 г. и в первых главах первой книги его хроники. 359 Cosmae, 1. 10. Hic condidit urbem Wlastislav... in confinio duarum provinciarum Belina et Lutomerici, et posuit in ea viros iniquos, ob insidias utriusque populi, quia hii adjuvabant partes Boemorum... 360 Перечисление их, вместо нормального порядка от запада к востоку, идет обратно: восточные Дечане упомянуты ранее, западные Лемучи позднее, совершенно без нужды упомянуты Лютомеричи, жившие не на границах: Termini autem eius occidentalem versus hii sunt... daciane, lutomerici, lemuzi usque ad mediam silvam, qua Bohemia limitatur. 361 Cosmae, 1. 15. У Боривоя было два сына... ex ea, quae fuit filia Zlavoboris comitis de castello Psov. Christiani, Legenda de S. Ludmila: Castellum Psov, provincia Slavonum, quae Passov antiquitus nuncupabatur, nunc a modernis ex civitate noviter constructa Mielnick vocitatur... 362 Apologie der ältesten Geschichte Böhmen, статья Томка, помещенная в Abhandlungen der Königlichen böhmischen Gesellschaft der Wissenschaften. Prag, 1865 г. s. 21. 363 Crovati et altera Chrovati – в учредительной грамоте пражской епископии. Они, вероятно, носили и другое имя, потому что папская грамота монастырю св. Георгия упоминает вместо них Mocropsi et alia Mocropsi...

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Э. П. К. Чешская Жития чеш. святых составляют основной корпус оригинальной слав. лит-ры Чехии и свидетельствуют о сохранении здесь кирилло-мефодиевских традиций до кон. XI в. Специфика местной слав. Ж. л. заключалась в том, что она существовала в стране с преобладанием зап. обряда богослужения и развивалась в теснейшем взаимодействии с латиноязычной агиографией. Это объясняется и тем, что главные памятники ранней чеш. Ж. л. представляют Жития, посвященные правителям,- блгв. кн. Вячеславу (Вацлав; 921-935) и его бабушке мц. Людмиле , небесным покровителям Чешского гос-ва. По преданию, чеш. кн. Борживой (870-889) принял крещение от св. равноап. Мефодия, архиеп. Паннонского. В 921 г. вдова Борживоя Людмила погибла в результате заговора, организованного ее невесткой Драгомирой. Придя к власти, внук Людмилы кн. Вячеслав сослал Драгомиру, но впосл. был убит по приказу брата, буд. кн. Болеслава I. Вероятно, во 2-й пол. Х в. в среде слав. духовенства, близкой к княжескому двору, были созданы первые Жития святых Вячеслава и Людмилы. Слав. Житие кн. Вячеслава (т. н. 1-е Житие, или «Востоковская легенда») не сохранилось в рукописях собственно чеш. происхождения, а представлено 3 редакциями в глаголических хорват. бревиариях кон. XIII-XV в. и в восточнослав. (древнерус.) Торжественниках и Минеях-Четьих кон. XV-XVII в. Оно же послужило источником краткого Жития и повести о перенесении мощей князя в составе древнерус. Пролога 2-й редакции. Житие отличается простотой изложения, в нем подчеркивается гармоничное сосуществование слав. и лат. традиций в Чехии. Слав. Житие мц. Людмилы в первоначальном виде не сохранилось и известно лишь в сокращении в составе рус. Прологов XIV-XVII вв. Сопоставление проложной редакции слав. текста Жития мц. Людмилы с наиболее ранней лат. версией X в. (по 1-й строке известно как «Fuit in provincia Boemorum...») позволяет считать, что несохранившийся памятник послужил для нее основой. По мнению ряда исследователей, на Руси Жития первых чешских князей-мучеников получили известность уже во 2-й пол. XI в. и оказали воздействие на лит. оформление церковного почитания святых Бориса и Глеба и равноап. Ольги (см.: Якобсон Р. О. Русские отголоски древнечешских памятников о Людмиле//Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 46-50).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Этот анонимный отрывок чрезвычайно ценен: в нем отразилось новое представление западных авторов о роли княжеской власти на Руси второй половины XII b. До сих пор на Западе знали королей – великих князей киевских, возглавлявших огромное относительно единое Древнерусское государство. В 1165 г. впервые в западных памятниках появляется запись о «корольках» (князьках) русов (de regulis Ruthenorum). Один из них, по свидетельству автора «Приложения», вместе с «королем чехов» (rex Boemorum) (им был Bлaдucлab II) на съезде в Вене признал вассальную зависимость от императора Фpuдpuxa I Барбароссы 1469 . Польский исследователь В. Абрахам высказал предположение, что в данном случае речь идет о галицком князе Ярославе Владимировиче Осмомысле (1153 – 1187 гг.) 1470 . Эта догадка, однако, была справедливо подвергнута сомнению М. С. Грушевским, принявшим во внимание как международные отношения того времени, так и силу Галицкого княжества при Ярославе Осмомысле 1471 . Западные соседи Руси знали о наличии в ее составе отдельных земель уже во второй половине XI b. В этом убеждают свидетельства исторических сочинений, написанных в Венгрии на латинском языке. Трудами венгерских буржуазных историков Х. Марцали, Ф. Толди, Д. Шебештьена, Д. Паулера, Ш. Домановского и Б. Хомана установлено соотношение между сохранившимися историческими сочинениями XIII – XIV bb. u ux происхождение. Итоги этих разысканий были подведены Б. Хоманом 1472 . Хоману удалось воссоздать историю летописания в Венгрии, доказать зависимость известных ныне венгерских хроник от общего протографа – сочинения «Деяния венгров» (Gesta Ungarorum), которое он датирует 1091 – 1092 гг. Им же была предложена реконструкция содержания и объема этого протографа. Некоторые авторы высказали предположение о появлении протографа венгерских хроник не в конце, а в середине XI b. – в правление короля Ahдpeя I (1047 – 1060 гг.) 1473 . Такой точки зрения придерживаются и последние исследователи вопроса – венгерский историк средневековой литературы Янош Хорват младший 1474 и источниковед Элемер Маюс 1475 . Текст протографа сохранился в отдельных частях, имеющихся в нашем распоряжении сочинений Шимона Кезаи и Иллюстрированной хроники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002