3044 et sermo eorum similis est ulceri, quod nominatur dulce ulcus, – при этом переводчики хотя и поясняют, что так называется болезнь cancer – рак, но остается неясным: есть ли это действительное название болезни, или же догадка переводчиков? – Соответствующее Сирское слово: , производное от , указывает на то свойство болезни, что она распространяется (расползается) по телу, и истребляет его (morbus rodens serpensque in corpore – Castelli Lex. 1239). Но переводчик мог произвести от – dulcis (Cast. 1242) и , халд. (670), или какого-либо другого слова. Если так, то будем иметь в этом ясный признак подлинности перевода именно с Сирского языка. Решение вопроса должна дать точная справка, которую мы не можем сделать, относительно технического названия рака на Армянском языке. 3045 Греч: ς γγγραινα νομν ξει – как гангрена (рак) будет иметь распространение (Слав. жир – νομν – пастбище, корм, – обрящет), Сир.: подобно ( – как) раку распространение (оставляя греч.: νομη) будет иметь во многих. Вульг.: ut cancer serpit. 3046 Так Сир. Sch., но Вульг. Арм. и Сир. р.: низвращают некоторых веру Вульг. кроме того: subverterunt. 3049 Вульг.: sine benegnitate, греч.: φιλγαθοι, неблаголюбцы, не любящие добра. Сир.: ненавистники добра. 3051 Iannes et Iamnes (последнее есть лишь другое написание первого имени, – или же надо: Iamres или Iambres.), Греч.: ιαννης, гот. Iannis, кои: ιανης, Сир.: ianes др. Iamnes, у Евс.: ιωαννης. Другое: ιαμβρης, Сир.: ianbres, или ianbares, – др. и Вульг.: μαμβρης. В Библии ( Исх.7:11 ) имена эти (Египетских волхвов) не названы, но в древне-иудейском предании они сохранялись и были довольно общеизвестны Евреям, как видно из многих памятников. В таргуме имена jannis и jambres или jamres носят два волхва Египетские, кои советовали Фараону дать повеление об истреблении Еврейских младенцев мужеского пола ( Исх.1:15 ) и совершали волшебные подражания чудесам Моисея ( Исх.7:11 ). Эти имена даются в иудейских памятниках также двум сынам Валаама. В Талмуде и других иудейских памятниках эти имена пишутся так: jochana, jochunna, jochanne, jonnos, jochannai и jombros, mamre, mamrei. См. в Aruch completum, ed. Kohut, Viennae, 1884, t. IV, p. 116–117; Buxtorfius, Lexicon Chaldaioum, Talmudicuin et Rabbinicum, col. 945–947; Levy, Wörterbuch über die Targumim, 1. 337 fig и Wtb. ü. Talm. u. Midr. 2, 226, и Wetstenii Novum Testamentum, Amstel. t. 2, 1752, p. 362.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Quousque tandem 3044 ? Доколе, Господи? Пора перестать служить молебны об умерших, как делают здесь неумные сомнамбулы 3045 , – точно все мы умерли, – а надо молиться о живых, чтобы они воскресли и поднялись былинными богатырями в роде Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, Алеши Поповича, разгонявших всякое поганство. Так должно быть и это непременно будет. В ожидании и предчувствии этого сияющего рассвета и пред лицом наших болгарских коллег, друзей и благожелателей с твердой верой провозглашаю свой тост: В свободной Болгарии за свободную Россию! " 3046 . Глава 3. Литературная деятельность Беженская часть библиографии работ Глубоковского насчитывает, по нашим подсчетам, более 160 названий; сюда входят и книги, и статьи, и небольшие рецензии и интервью 3047 . Они печатались на русском, болгарском, сербском, английском, румынском, немецком, шведском, эстонском, итальянском, греческом и японском языках более чем в 50 иностранных и русских зарубежных изданиях, не считая различных сборников, коих свыше двух десятков. Литературную деятельность Глубоковского в беженстве, как и в России, можно разделить на церковно-публицистическую и научную 3048 . С первых месяцев пребывания за границей в печати русского рассеяния появляются церковно-публицистические статьи Глубоковского: в монархическом журнале «Двуглавый Орел» (Берлин), в газетах «Русский голос» (Харбин) и «Новое время» М. А. Суворина (Белград), в «Церковных ведомостях» (Сремски Карловци) – официальном органе Архиерейского Синода РПЦЗ, в еженедельнике «Воскресное чтение» (Варшава), в журнале «Русская мысль» (Прага-Берлин) и в других печатных изданиях. В марте 1922 – декабре 1924 г. Глубоковский предоставляет двенадцать статей в английские журналы и газеты «The Christian East», «The Theology», «The Church Quarterly Review», «The British Weekly», «The Church Times». С конца 1922 г. его работы регулярно печатаются в Королевстве СХС («Търговински Гласник», Живот», «Црква и Живот», «Гласник» и другие журналы помещают девятнадцать статей), а с 1925 г. – в болгарской и в румынской периодике (девять статей в «Biserica Ortodoxâ Românâ» и «Misionarul»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

3039 По-видимому в данном случае Иннокентий под никейскими канонами разумел сардикские, в это время на западе смешиваемые с никейскими. Hergenrpöther I, 42 anm. 3043 В Кесарии каппадокийской в это время занимал кафедру лютый враг Златоуста Фаретрий (Chrys. ер. 14 и 204 ср. Le Quien I, 373. 374), а в Ефест – Кастин (Pallad. р. 134 Le Quien I, 676. 677). 3046 Socr. VI, 20; Soz. VIII, 27; Pallad. 3 p. 33; 10 p. 95. по послед. месту πσης μηχανς τεχντης κατ το ωννου; Socr. 1. с. называт его νρ λαβς. 3056 Pichler, Geschichte der kirchliche Trennung zwiechen dem Orient und Occident von den ersten Anfängen bis zur üngsten Gegenwart. Münch. 1864. Bd. 1 S. 69. 3077 Socr. VII, 25. I. Hergenröther; Photius I, 45 Оспариваемая Тильмоном (Tillemont, Mem. XII p. 416) святость Аттика решительно доказана боландистами (см. Cuper, Hist. chron. Parergon III n. 163 sq. р. 33–37 Acta S. 8 Jan). 3082 Ср. Лепорский, История Фессалоникского экзархата до времени присоединения его к константинопольскому патриархату. СПБ. 1901 стр. 31. 3083 Сочинение Лепорского. История фессалоникского экзархата стр. 47 и сл. дает превосходную картину постепенного правового подчинения Иллирика римскому епископу, а также историю внутренней реорганизации викариата. 3085 Mansi VIII, 750. Etiam dudum, пишет Сириций к Анисию в своем послании, отправленном через Кандидиана, per Candidianum ер., qui nos praecessit ad Dominum, huius modi litteras dederamus, ut nulla licentia esset sine consensu tuo in Illyrico episcopos ordinare praesumere. 3086 Mansi VIII p. 750 D. Solicite agere te oportet, ne ut factum ees certatim in una ecclesia, dum ordinare praesumant indignos, veluti tres episcopos fecisse videantur. Ad omnem enim huius modi audatiam comprimendum vigilare debet instantia tua... ut vel ipse, si potes, vel quos judicaveris episcopos idoneos cum litteris dirigas dato consensu, qui possit in ejus locum, qui defunctus vel depositus fuerit, catholicum episcopum, et vita et moribus probatum, secundum Nicaenae Synodi statuta, vel ecclesiae Romanae clericum in clero meritum ordinare.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

В настоящем случае мы ограничимся только указанием некоторых примеров в этом роде. Например, склирагогией заявили себя родоначальники христианского монашества – Антоний В. и Пахомий В. Об Антонии В. св. Афанасий А. передает, что он упражнялся в подвижничестве, постепенно переходя к подвигам все более и более суровым. Нередко и даже, можно сказать, часто проводил он целую ночь без сна. Пищу принимал он однажды в день, по захождении солнца; бывало, что он вкушал ее и через два дня, часто даже – через четыре. При этом пищею ему служили хлеб и соль, а питьем – одна вода (δδωρ μνον). Во время сна Антоний довольствовался рогожею, и большею частью ложился на голой земле и т. д. 3043 . Пахомий Вел. заплакал, когда увидел, что братие с удовольствием и без разбора ели предложенные на трапезе плоды и пищу с маслом. Сам он ел только хлеб 3044 . Великой склирагогией заявили себя и многие другие подвижники в последующей истории аскетизма, как например, Макарий Александр. 3045 , Адолий 3046 , авва Дорофей 3047  и друг. 3048 . При этом в повествованиях о жизни таких аскетов иногда прямо отмечается, что подобная «склирагогия» сопровождалась крайним расстройством их здоровая. Так, например, по свидетельству Созомена , «некоторые из подвижников (эдесских монастырей) достигли такой степени воздержания, что, например, у Ватфея от неядения из зубов выползли черви 3049 , 3050 . При объяснении и обсуждении этих и подобных фактов, несомненно говорящих о слишком высокой степени воздержания древних аскетов, бесспорно далеко превосходящей всякие границы «умеренности», – мы необходимо должны принять в соображение прежде всего свойства и особенности климата тех стран, которые послужили колыбелью монашества: благодаря свойствам южного климата, жители этих стран вообще не нуждаются в таком количестве питательных элементов, которое составляет непременную потребность обитателей местностей с более суровым климатом. В частности же и в особенности, это нужно сказать относительно мясной и жировой пищи. Последний род пищи не только не составляет никакой существенной необходимости для обитателей этих стран, но в некоторые, особенно жаркие, месяцы годового круга, употребление мясной и жирной пищи оказывается прямо вредным, способствуя возникновению и развитию некоторых форм заболеваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Ibid., стр. 200. 3024 «Дух. основы общества», стр. 239. 3025 Надо тут припомнить то, что было выше сказано о различении Божества и Бога 3026 «Непостижимое» стр. 280–281 3027 Ibid., стр. 302. См., впрочем, новую его книгу «Свет во тьме». 3028 Ibid., стр. 189. 3029 Напомним классическое определение места ценности в реальности у В.Д. Кудрявцева (в его учении о том, что «истина о вещи есть не только то, что она есть, но и то, чем она должна быть»). См. ч. III, гл. III. 3030 См. особенно его последнюю книгу «Свет во тьме» (Париж, 1949). См. также и «Дух. основы общества», стр. 28, сл. 3031 Ibid., стр. 55. 3032 «Непостижимое» стр. 198 3033 Эта мысль была еще ярче и глубже выражена в построениях наших полупозитивистов, особенно у Лаврова и Михайловского (см. т. I, ч. II, гл. IX). 3034 «Непостижимое» стр. 310. ср. аналогичные мысли в книге «Свет во тьме» 3035 Ibid., стр. 307, 300. 3036 Ibid., стр. 300. 3037 Ibid., стр. 301. Впрочем, в книге «Свет во тьме» дуализм в бытии угл; близким к манихейству. 3038 Ibid., стр. 312. 3039 Ibid., 318. 3040 См. весьма неудачные замечания Франка об этом. Ibid., стр. 306. 3041 «Непостижимое», стр. 36. 3042 Ibid., стр. 35. 3043 «Предмет знания» стр. III 3044 Ibid., стр. 241—2. 3045 Ibid., стр. 265 ра. 3046 Ibid., стр. 361. 3047 Ibid., стр. 419. 3048 Ibid., стр. 425. 3049 Ibid., стр. 433, 432. 3050 «Непостижимое», стр. 57. 3051 Ibid., стр. 47. 3052 отмечали выше, что с особой силой и яркостью это было впервые в русской философии развито Лопатиным (т. II, ч. III, гл. VI). 3053 «Предмет знания», стр. 138. 3054 Ibid., стр. 154. 3055 Ibid., стр. 159. 3056 «Непостижимое», стр. 64—66. Ср. «Причинная связь, в качестве необходимости в становлении вытекает из того, что абсолютное бытие, укорененность в котором и равнозначна необходимости, есть не вневременное (что присуще сфере отвлеченного мышления. — 5.3.), а сверхвременное бытие. Необходимо то, что укоренено в бытии, как целом» («Предмет знания», стр. 407). 3057 «Предмет знания», стр. 153. 3058 Напомним, что уже у Пирогова было это учение (что отмечает и сам Франк в своем этюде о Пирогове). 3059

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Но как сам [Христос] претерпел страдания и крест, а потом прославился и «воссел одесную» 3043 , так и тебе надобно спострадать и сораспясться, и так изойти [из совоссесть, сочетаться с телом Христовым, и всегда со Христом царствовать в оном веке, «если только с Ним страдаете, чтобы с Ним и прославиться» 3044 . Иначе несправедливо будет пришедшему для тебя Жениху страдать и быть распятым, а невесте, для которой приходил Жених, кружиться и расслабляться. 11,1 Как в видимом блудница бесчинно предает себя всякому, так и душа предала себя всякому демону для общения и растлевается духами. Ибо одни совершают грех и худое по произволению, а другие – не по произволению. Что же значит творить зло по произволению или против него? 3045 , те предают волю свою пороку, услаждаются им, дружат с ним, те – в мире с сатаною и в помыслах своих не ведут брани с ним; а которые делают то не по произволению, те имеют в себе сопротивную силу, противоборствующую в членах их, по апостолу 3046 , [которая] и есть темная сила и покрывало, но в помыслах они не соглашаются, не услаждаются, не повинуются, противоречат, противодействуют, сами на себя гневаются. Последние гораздо лучше и драгоценнее пред Богом, нежели первые, которые по собственному произволению предают волю свою пороку и услаждаются им. 11,2 II, 27, 3 Представь, что царь, нашедши какую-нибудь бедную [отроковицу] 3047 , одетую в рубище, не постыдился, но снял с нее нечистые одежды, смыл с нее грязь, украсил ее светлыми ризами, соделал сообщницею царства 3048 и участницею в трапезе и пиршестве его. Так и Господь обрел душу уязвленную и сокрушенную, дал ей целительное врачество, совлек с нее грязные одежды и срамоту порока, облек ее в ризы царские, небесные, божественные, светоносные и славные, возложил на нее венец и приобщил ее к небесной царской трапезе, на радость и веселие. 11,3 Представь сад: там есть деревья плодоносные, все благоухают; много там мест приятных, вполне прекрасных, исполненных благовония и отрады; кто бы ни взошел туда, всякий радуется, веселится и упокоевается.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Важным центром изучения грузинского искусства был Музей искусств Грузии, который на протяжении долгого времени возглавлял Шалва Ясонович Амиранашвили (1899–1975) 3042 . Археологическое изучение христианских памятников Грузии в советское время отражено в работе Р.М. Рамишвили 3043 . В Восточном Причерноморье раскопки римско-византийских городов и местных центров выявили ряд раннехристианских памятников: в Археополисе (совр. Нокалакеви) 3044 , Питиусе (Питиунт, совр. Пицунда) 3045 , Алахадзы 3046 , Цандрипше 3047 , Хашупсе 3048 , Гиеносе (близ совр. г. Очамчира) 3049 , Цебельде 3050 , Себастополисе (совр. Сухум) 3051 . Ряд статей о позднеантичных памятниках Восточного Причерноморья опубликовал Вадим Александрович Леквинадзе 3052 . Материалы по раннехристианскому строительству в регионе получили обобщение к концу советской эпохи 3053 . Крупное христианское строительство продолжалось на Черноморском побережье и в Средние века, в особенности в эпоху Абхазского царства (κ. VIII – κ. X в.) 3054 . В 80-е гг. изучались также монументальная живопись 3055 и скульптурная декорация церквей Абхазии 3056 . В Армении сохранились многие десятки памятников раннехристианской и средневековой архитектуры. Их изучение имеет давние традиции, восходящие к деятельности Тороса Тораманяна. Начиная с 50-х гг. были опубликованы обобщающие работы А.Л. Якобсона 3057 , Н.М. Токарского 3058 , О.Х. Халпахчьяна 3059 , М.М. Асратяна 3060 , а также исследования по отдельным проблемам или группам памятников, например о крестовокупольных церквах Армении, в том числе о храме Звартнóц VII в. 3061 , об архитектурных ансамблях 3062 . В 70–90-е гг. в периодических изданиях и материалах конференций публикуют свои статьи московские историки архитектуры А.М. Высоцкий и С.А. Маилов 3063 . Армянские храмы отличаются богатством фасадной пластики; особый вид культовой скульптуры – стелы в виде креста (хачкáры) 3064 . Большая коллекция рукописных книг вв., насчитывающая свыше 11000 рукописей, хранится в ереванском Матенадаране 3065 . Изобразительному искусству средневековой Армении посвятила ряд работ искусствовед и реставратор живописи, художник-копиист Лидия Александровна Дурново (1885–1963) 3066 . В 80-е гг. была изучена небольшая, но выразительная группа раннесредневековых церквей на территории исторической Кавказской Албании (совр. Азербайджан) 3067 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта материальная поддержка обнаружилась на самых же первых порах существования секты. Еще Ирина Федорова, как мы видели выше, нашла себе приют у саратовского купца Крюкова. Такими же покровителями для секты и в некотором смысле поставщиками необходимых жизненных припасов для сектаторов в Ярославской губ. были – купчиха Пастухова, Полетаев, а в последнее время бр. Понизовкины. В Костромской губ. многие купцы также оказывали покровительство и поддержку секте 3042 . До чего достигала эта милостыня можно судить по следующему факту: в 1866 г. одна Ярославская купчиха пожертвовала в пользу Странников 12000 руб. серебром, так что на каждого сектатора в данном случае пришлось по 40 руб. 3043 Вообще, по показанию бывшего сектатора, Странникам идет большая милостыня от купцов, которые, обыкновенно, передают деньги наставнику, а последний делит ее по рукам между своими последователями 3044 ; но бывают и такие случаи, что милостыня остается в руках пользующегося доверием наставника, а сами сектаторы являются только жертвою его —417— эксплуатации 3045 . Также богатые люди с своими деньгами являются и на выручку сектатора в случае напр. выкупа последнего из рук полиции, как это дважды было в отношении наставника Василия Петрова Горбунчика, что стоило целых 700 рублей 3046 . Однако нельзя сказать, чтобы Странники, вообще любящие пожить на чужой счет, не трудясь 3047 , доходящие иногда до идеи коммунизма 3048 и с этою целию всеми мерами старающиеся, чтобы симпатизирующий им богач не ушел от их рук 3049 , тем не менее жили одним только подаянием, милостынею. Выше частию мы уже видели, что между ними многие имеют специальные занятия, могущие обеспечить их материально: у них свои списчики старопечатных книг и своих духовных стихов, свои иконописцы, переплетчики, литейщики медных образов, делатели крестов, восковых свеч 3050 и т. д. Большинство же Странников, обыкновенно, оказывает помощь во всех работах своим пристанодержателям. Недаром в числе последних явились такие, которые приняли на себя звание пристанодержателя, вовсе не сочувствуя учению Страннической секты, а единственно для того, чтобы в числе укрываемых ими иметь надежных помощников в своих хозяйственных занятиях и вообще из видов корыстолюбивых 3051 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 18 декабря 1912 г. за 3472, с уведомлением о получении рукописи Волоколамской библиотеки за 3 (Стихирарь), высланной для научных занятий преподавателя Московского Синодального Училища священника Д. Аллеманова. в) Графини Прасковьи Сергеевны Уваровой, от 10 января, с препровождением, для научных занятий и. д. доцента Академии Н.Л. Туницкого, рукописи собрания графа А. С. Уварова за 1772 (509) (Царск. 362) в 4°. г) Императорской Археографической Комиссии, от 21 декабря 1912 года за 714, с препровождением, на трёхмесячный срок, для научных занятий того же Н.Л. Туницкого, рукописного сборника за 211 (по описанию Барсукова). д) Совета С.-Петербургской Духовной Академии, от 2 января за 4, с препровождением, на трёхмесячный срок, для научных занятий того же Н.Л. Туницкого, рукописи Софийской библиотеки за 1376 (312) (Минея-Четья за месяцы июль и август, XIV–XV в.). е) Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевы Лавры, от 21 декабря 1912 года за 1869, с препровождением, на трёхмесячный срок, для научных занятий того же Н. Л. Туницкого, рукописей Лаврской библиотеки за 9 (2022), 12 (2023), 199 (1640), 804 (1643) и 745 (1886). ж) Управления Императорской Публичной Библиотеки, от 18 декабря 1912 года за 2406, с препровождением, на месячный срок, для научных занятий экстраординарного профессора священника Е. А. Воронцова, еврейской рукописи I Собрания Фирковича В. 6. (отрывок Библии) и книги Revue des Etudes Juives за 1880 год. з) Совета С.-Петербургской Духовной Академии, от 22 декабря 1912 года за 1570, с препровождением, на трёхмесячный срок, для научных занятий того же священника Е. А. Воронцова, книги: Zeitschrift für alttestamentliche Wissenschaft, 1884 (Giessen). —20— и) Управления Московской Синодальной Типографии, от 18 декабря 1912 года за 10378, с препровождением, на трёхмесячный срок, для научных занятий и. д. доцента Академии В. П. Виноградова , принадлежащего Московской Типографии Библиотеке „Греческого Устава“ (Венеция, 1577 г.) за 3046 (29, 2553).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3043 Опубликовано: Труды V-ro Съезда Русских Академических организаций за границей в Софии 14–21 сентября 1930 года. Ч. I. София, 1932. С. 99–132. 3046 Глубоковский Н. Н. Наша вина и наша надежда//Голос. 215, 20 марта 1930. С. 3. Текст приводится с учетом опечаток, указанных Глубоковским в своих «Заметках служебно-биографических...» (ЦДА. Ф. 1442 к. 31. Л. 231). Орландовцы – место около Софии, где находится Софийское кладбище. 3047 Составлена на основе библиографических записей Глубоковского и следующих печатных изданий: 35-летие ученой деятельности... С. 68–70; Альманах Державного Софийского Университета. София, 1929. Богословски факултетъ (открыт в 1923 г.) С. 651–666; Богословскиятъ факултетъ у насъ (1923–1933)/Под ред. протопресвитера д-ра Стефана Цанкова. София, 1933. С. 68–71; Юбилейно тържество по случай тридесетгодишната на духовната академия (богословския факультет) 1923–1953. София, 1956. С. 516–519. См. также: Даниленко Б., прот. Библиография прижизненных публикаций H. H. Глубоковского, относящихся к периоду его эмиграции (1921–1937)//Глубоковский Н. Н. Академические обеты... С. 137–146 (учтено 126 названий). 3050 Еще 15/2 июля 1921 г. Соболевский писал Глубоковскому: «Сообщаю Вам нечто особенное. Опять явился на сцене Максим Горький в крупной роли. Он в составе делегации, с письмом от Ленина прибыл в среду к патриарху, был принят вне очереди, и стал просить, чтобы патриарх написал духовным властям Европы о помощи голодающему русскому народу. П[атриарх], конечно, согласился, и мой брат С[ергей] И[ванович] уже переводит его послание на лат. и греч. яз.» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 809. Л. 63). 3066 Glubokovsky N. The Patriarch and Clergy of Russia under the Bolsheviks//The Christian East. 1922. 2. July. P. 83–93; The Russian Church under the Bolsheviks//Theology. 1922. 28. October. P. 224–234; The Bolshevist «Revival» of the Russian Church//The Christian East. 1922. II. 3. October. P. 118–124; The Church in the New European States//Ibid. 1922. 4. December. P. 156–159; The orthodox Church of Georgia//Ibid. 1923. 1. March. P. 11–14 (за подписью «A Russian Theologian») и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007