1616       Как говорил преосвященный Питирим (Нечаев) , много лет возглавлявший Издательский отдел Московской патриархии, «Зарубежная Православная Церковь имеет как бы несколько уровней. Бывает, что их священники приезжают к нам. Служить они не могут, но в крестном ходе участвуют. Молодежь и подавно не чувствует этого разделения. Этот уровень дает надежду, что Русская Церковь хранит внутреннее единство, а внешние перегородки когда-нибудь падут. Но есть и другой уровень, завязанный политически. Церковь , к сожалению, всегда употреблялась как орудие человеческих страстей. Есть « Церковь в себе» – как вещь в себе – по Канту, а есть «Церковь для них». Вот «для них» она всегда была средством, и это создавало и создает сложности. Одни, связанные какими-то политическими путами, другие – материальными, третьи – в силу личного характера – сохраняют враждебное отношение. С этими трудно. Вот, например, семья Граббе. Епископ – уже и в преклонном возрасте, до последних дней находился во враждебной позе. Только подвиг усердной молитвы и с той и с другой стороны поможет нам когда-нибудь преодолеть это греховное разделение» (Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 404–406). 1618       Ostrogorskv G. Geschichte des byzantinischen Staates. München, 1940; Idem. History of the Byzantine State. New Brunswick (NJ), 1957 (2nd ed. – 1969); Idem. Histoire de l " État byzantin/Trad. J. Rouillard, enrichie de nombreuses additions par l’auteur. P., 1956; Idem. Pour l " histoire de la féodalité byzantine/Trad. H. Grégoire, P. Lemerle. Bruxelles, 1954 (Corpus Bruxellense historiae byzantinae. Subs. I); Острогорски Г. Ucmopuja Buзahmuje. Београд, 1959; Он же. К истории византийского феодализма//Вопр. истории. 1955. 11. 1619       См.: Горянов Б. Г.А. Острогорский и его труды по истории Византии//Вопр. Истории. 1945. 3, 4. 1620       См., например: Острогорский Г. Отношение Церкви и государства в Византии//Seminarium Kondakovianum. 1931. Вып. IV; Он же. Светогорски исихасти и ньихови противници//Собрана дела. Београд, 1970. Кн. 5; Он же. Эволюция византийского обряда коронования//Византия, южные славяне и Древняя Русь, Западная Европа. M., 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Guillamont A. Justinien et l " Eglise de Perse//DOP. 1969/1970. Vol. 23/24. P. 39-66 (текст факсим. на вкл.); Barhadb. Hist. eccl. 32//PO. T. 9. Fasc. 5. P. 628-630; Hist. Nestor. Pt. 2(1). P. 187-188. Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 120-121; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 386; Ortiz de Urbina. PS. 19652. P. 126-127; V öö bus A. History of the School of Nisibis. Louvain, 1965. P. 170-172. (CSCO; 266. Subs.; 26); Guillamont A. Un colloque entre orthodoxes et théologiens nestoriens de Perse sous Justinien//CRAI. 1970. Vol. 114. N 2. P. 201-207; Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam, 1982; Gutas D. Paul the Persian on the Classification of the Parts of Aristotle " s Philosophy: A Milestone between Alexandria and Baghdad//Der Islam. B., 1983. Bd. 60. N 2. S. 231-267; Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg i. Br. etc., 1989. Bd. 2. Tl. 2: Die Kirche von Konstantinopel im 6. Jh./Mitarb. T. Hainthaler; Hugonnard-Roche H. Le traité de logique de Paul le Perse: Une interprétation tardo-antique de la logique aristotélicienne en syriaque//Documenti e studi sulla tradizione filosofica medievale. Spoleto, 2000. Vol. 11. P. 59-82; Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных мат-лов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002. С. 70-73; GEDSH. 2011. P. 324-326; Заболотный Е. А. Церковь Востока и религ. политика имп. Юстиниана//ВВ. М., 2015. Т. 74(99). С. 47-60; он же. История конфес. разделения сир. христианства и развитие христологии в IV-VIII вв.: Дис. М., 2016. С. 167-179; Becker A. H. The Dynamic Reception of Theodore of Mopsuestia in the 6th Cent.: Greek, Syriac, and Latin//Greek Literature in Late Antiquity: Dynamism, Didacticism, Classicism/Ed. S. F. Johnson. L.; N. Y., 20162. P. 29-47; Грацианский М. В. Имп. Юстиниан Великий и наследие Халкидонского Собора. М., 2016. С. 243-244. Е. А. Заболотный Ключевые слова: ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель

http://pravenc.ru/text/2578469.html

Приблизительно после 1341 г.- по сообщению свт. Каллиста, вслед. болезни ( Δεληκρη. 2004. Σ. 329 (греч.), 241 (слав.)) - М. пришлось переселиться в Великую Лавру, где он и остался по уговорам братии, увидевшей, как повествует Каллист, высокие духовные дарования монаха, тогда как Каллист покинул Лавру. В Житии Григория Синаита (Ibid. Σ. 328 (греч.), 240 (слав.)) имеются следующие слова: «...который [Марк] и вплоть до сего дня, достигши к тому же глубокой старости, желает делать то же самое с величайшей радостью, никоим образом и ничто не принимая в расчет для отсрочки и промедления, но охотно исполняет служение и пекаря и повара...» Поскольку Каллист пишет, что после разлуки друзья духовно всегда были вместе, и никогда не говорит о М. в прошедшем времени, можно сделать вывод, что в момент составления Жития Григория Синаита Каллист, будучи патриархом, имел все необходимые сведения о М. Поскольку Житие было написано в К-поле в первое Патриаршество Каллиста (после 10 июня 1350 и до нояб. 1353) или в начале второго Патриаршества (в 1355) ( Γνης Δ. Β. Τ συγγραφικν ργον το οκουμενικο πατριρχου Καλλστου Α. Αθναι, 1980. Σ. 57), оказывается, что М. приблизительно в сер. 50-х гг. XIV в. жил в преклонном возрасте в Великой Лавре. Просопографические проблемы В диссертации, посвященной свт. Григорию Паламе, протопр. Иоанн Мейендорф отождествил М., ученика Григория Синаита (Марка-исихаста), с Марком Горбуном ( Meyendorff J. Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. P., 1959. P. 63, 75, 78; Ind., p. 420. (Patristica sorbonensia; 3). Ср. рус. пер. (с опущением важных приложений с описанием рукописей и с др. именным указателем с иными, нежели у Мейендорфа, отождествлениями): Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введ. в изуч./Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева, В. М. Лурье. СПб., 1997. С. 100. (Subs. Byzantinorossica; 2)). А. Константинидис Хироу считает это отождествление лишь предположительным («only tentative» - Letters of Gregory Akindynos/Greek text and English transl.

http://pravenc.ru/text/2562206.html

1931. T. 11. Pt. 1. Col. 76-157; Флоровский. Вост. отцы V-VIII вв. 1933. С. 4-16; Scipioni L. I. Ricerche sulla Cristologia del «Libro di Eraclide» di Nestorio: La formulazione teologica e il suo contesto filosophico. Fribourg, 1956; idem. Nestorio e concilio di Efeso. Mil., 1974; Anastos M. V. Nestorius was Orthodox//DOP. 1962. Vol. 16. P. 117-140; Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius. Louvain, 1963. (CSCO; 242. Subs.; 22); eadem. The History of Research into Nestorius//Syriac Dialogue: 1st Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition. W., 1994. P. 54-69; Chesnut R. C. The Two Prosopa in Nestoius " «Bazaar of Heracleides»//JThSt. N. S. 1978. Vol. 29. N 2. P. 392-409; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 4; Halleux A., de. Nestorius: Histoire et Doctrine//Irénikon. 1993. Vol. 66. N 1. P. 38-51; N 2. P. 163-178 (англ. пер.: Nestorius: History and Doctrine//Syriac Dialogue: 1th Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition. W., 1994. P. 200-215); Reichert E. Nestorius//BBKL. 1993. Bd. 6. Sp. 629-633; McGuckin J. St. Cyril of Alexandria: The Christological Controversy: Its History, Theology, and Texts. Leiden; N. Y.; Köln, 1994. P. 20-107, 126-174; Кулаковский. История. Т. 1. С. 268-280; Успенский. История. Т. 1. С. 133-139; Васильев. История. Т. 1. С. 156-157; Russell N. Cyril of Alexandria. L.; N. Y., 2000. P. 31-58; Fiey J. M. Saints Syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 69. N 130; P. 146. N 328; Wessel S. Cyril of Alexandria and the Nestorian Controversy: The Making of a Saint and of a Heretic. Oxf., 2004; Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005; он же. Несторий: судьба и наследие//Волшебная Гора. М., 2006. Вып. 12. С. 66-73; он же (Seleznyov N. N.). Nestorius of Constantinople: Condemnation, Suppression, Veneration: With Special Reference to the Role of His Name in East-Syriac Christianity//JEastCS. 2010. Vol. 62. N 3/4. P. 165-190; Bevan G. A. The Case of Nestorius: Ecclesiastical Politics in the East, 428-451 CE: Diss.

http://pravenc.ru/text/2565154.html

Louvain, 2004. (CSCO; 609. Subs.; 117); Krausm ü ller D. Killing at God " s Command: Niketas Byzantios " Polemic against Islam and the Christian Tradition of Divinely Sanctioned Murder//Al-Masaq. Leeds, 2004. Vol. 16. N 1. P. 163-176; Argyriou A. Perception de l " Islam et traductions du Coran dans le monde byzantin grec//Byz. 2005. Vol. 75. P. 25-69; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006; Kolbaba T. M. Inventing Latin Heretics: Byzantines and the Filioque in the 9th Cent. Kalamazoo, 2008; H ø gel C. An Early Anonymous Greek Translation of the Qur " ân: The Fragments from Niketas Byzantios " «Refutatio» and the Anonymous «Abjuratio»//Collectanea Christiana Orientalia. Córdoba, 2010. Vol. 7. P. 65-119; Lee B., de. Letters, Diplomacy, and Religious Polemic in 9th-Cent. Byzantium: Niketas Byzantios and the Problem of Islam: Diss. California, 2011; idem. Theological Diplomacy in the Middle Byzantine Period: Propaganda War between Constantinople and Caliphate or Interfaith Dialogue?//Byzantium and the Arab World: Proc. of the Intern. Symposium, Thessaloniki, 16-18 December 2011. Thessal., 2013. P. 269-280; Simelidis C. The Byzantine Understanding of the Qur " anic Term «al-Samad» and the Greek Translation of the Qur " an//Speculum. 2011. Vol. 86. N 4. P. 887-913; Niehoff-Panagiotidis J. Byzanz und der Islam: Von der Kontingenzbewältigung zur aneignenden Übersetzung//Knotenpunkt Byzanz: Wissensformen u. kulturelle Wechselbeziehungen/Hrsg. A. Speer. B., 2012. S. 123-144; Ulbricht M. La première traduction du Coran du VIIIe/IXe siècle dans la polémique de Nicétas de Byzance (IXe siècle) avec le titre «Réfutation du Coran»//Chronos: Revue d " histoire de l " Univ. de Balamand. 2012. Vol. 25. P. 33-58 (на араб. яз.); idem. Coranus Graecus: Die älteste überlieferte Koranübersetzung in der «Ανατροπ το Κορανου» des Niketas von Byzanz: Einlt., Text, Übers., Komment.: Diss. B., 2015. 3 Bde. Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист НИКИТА СТИФАТ (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель

http://pravenc.ru/text/2565400.html

Ист.: CPG, N 6522, 6525; ACO. T. 3. P. 6-25, 215-231; CSEL. Vol. 135. Pars 1. P. 162-218; Schwartz E. Publizistische Sammlungen zum acacianischen Schisma. Münch., 1934; Theod. Lect. Eccl. hist. I 20-22; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 4-16; PG. 87. Col. 4099-4102; Theoph. Chron. P. 113-114, 121, 125-126. Лит.: Venables E. Petrus (10)//Dictionary of Christian Biography and Literature to the End of the 6th Cent. L., 1911. P. 835-836; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 331; Salaville S. L " affaire de l " Hénotique ou le premier schisme byzantin au Ve siècle//EO. 1918. Vol. 18. N 114. P. 255-265; 1919. Vol. 18. N 116. P. 389-397; 1920. Vol. 19. N 117. P. 49-68; N 120. P. 415-433; Bardenhewer. Geschichte. 19242. Bd. 4. S. 299-300; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2: Das Papsttum unter byzantinischer Herrschaft. S. 15-48; Fritz G. Pierre le Foulon//DTC. Vol. 12. Pt. 2. Col. 1933-1935; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951. P. 3-6. (CSCO; 127. Subs.; 2); Frend W. The Rise of the Monophysite Movement: Chapters in the History of the Church in the 5th and 6th Cent. Camb., 1972. P. 167-175; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 683, 688; Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg i. Br.; Basel; W., 1986. Bd. 2. Tl. 1: Das Konzil von Chalkedon: Rezeption und Widerspruch (451-518); 1989. Bd. 2. Tl. 2: Die Kirche von Konstantinopel im 6. Jh./Mitarb. T. Hainthaler. S. 204-207, 265-277, 355-358; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 683, 688; Peter the Fuller//ODCh. 19973. P. 1265-1266; Uthemann K.-H. Petros der Walker//LTK. 19993. Bd. 8. Sp. 143; Vogt H. J. Petrus Fullo//LexMA. Bd. 6. Sp. 1974-1975; Suchla B. R. Petrus Fullo//RGG. 20034. Bd. 6. S. 1171; Кулаковский. История. 20033. Т. 1. С. 379-387; Мейендорф И., протопр. Единство империи и разделения христиан: Церковь в 450-680 гг. М., 2012. C. 148-149, 260-272; Заболотный Е. А. Церковь Востока и религ. политика имп. Юстиниана//ВВ. 2015. Т. 74(99). С. 47-60; Грацианский М. В. Имп. Юстиниан Великий и наследие Халкидонского Собора. М., 2016.

http://pravenc.ru/text/2580342.html

Episcopato e primato pontificio nelle decretali pseudo isidoriane: Ricerca storico-giuridica: Diss. R., 1971; Williams Sch. Codices Pseudo-Isidoriani: A palaeogr.-hist. Study. N. Y., 1971. (MonumIC. Ser. 3: Subs.; 3); Dolezalek G. Die handschriftliche Verbreitung von Rechtsprechungssammlungen der Rota//ZSRG.K. 1972. Bd. 58. S. 1-106; Feine H. E. Kirchliche Rechtsgeschichte. Köln; W., 1972. Bd. 1: Die katholische Kirche; Fuhrmann H. Einfluss und Verbreitung der pseudo-Isidorischen Fälschungen: Von ihrem Auftauchen bis in die neuere Zeit. Stuttg., 1972-1974. 3 Bde; idem. Das Reformpapsttum und die Rechtswissenschaft//Investiturstreit und Rechtsverfassung/Hrsg. J. Fleckenstein. Sigmaringen, 1973. S. 175-203. (Vorträge und Forschungen; 17); Robleda O. El derecho Romano en la iglesia//Ius populi Dei: Miscellanea in honorem R. Bidagor/Ed. N. Urbano. R., 1972. P. 3-52; Dolezalek G., Norr Knut W. Die Rechtsprechungssammlungen der mittelalterlichen Rota//Handbuch der Quellen und Literatur der neueren europäischen Privatrechtsgeschichte/Hrsg. v. H. Coing. Münch., 1973. Bd. 1: Mittelalter (1100-1500): Die gelehrten Rechte und die Gesetzgebung. S. 849-856; Fransen G. Les collections canoniques. Turnhout, 1973. (Typologie des sources du moyen-âge occidental; 10); Handbuch der Quellen und Literatur der neueren europaischen Privatrechtsgeschichte/Hrsg. H. Coing. Münch., 1973. Bd. 1: Mittelalter (1100-1500); Mordek H. Kirchenrecht und Reform im Frankenreich: Die «Collectio Vetus Gallica», die älteste systematische Kanonessammlung des fränkischen Gallien: Studien und Edition. B.; N. Y., 1975; Pontal O. Les statuts synodaux. Turnhout, 1975. (Typologie des sources du moyen-âge occidental; 11); Wolter U. Ius canonicum in iure civili. Köln, 1975; Vogel C. Les «Libri paenitentiales». Turnhout, 1978. (Typologie des sources du moyen-âge occidental; 27); Gaudemet J. La formation du droit séculier et du droit de l " Église aux IVe et Ve siècles. P., 19792; idem. Les sources du droit de l " Église en Occident du IIe au VIIe siècle.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Э. Веллес. Фотография. ХХ в. [Wellesz] Эгон (21.10.1885, Вена - 9.11.1974, Оксфорд), австр. музыковед и композитор. В 1905 г. начал изучать композицию у А. Шёнберга, в том же году поступил в Венский ун-т, где прошел курс музыковедческих дисциплин у Г. Адлера и к 1908 г. завершил докт. диссертацию об итал. композиторе Дж. Боно (1710-1788) и итал. опере в Вене XVIII в. В 10-х гг. ХХ в., испытав влияние идей Й. Стржиговского и А. фон Баумштарка , В. приступил к историческому исследованию визант. музыки. Результатом его научных разработок стало открытие принципа использования мелодических формул как главной структурной основы визант. мелоса. В ходе научной дискуссии с Г. Тильярдом , брит. филологом-классиком, тогда же увлекшимся византийской нотацией , В. удалось вновь открыть систему визант. певч. знаков и принцип их использования, что позволило достоверно расшифровать памятники визант. церковного пения. В 1931 г. в сотрудничестве с дат. филологом-классиком К. Хёгом Тильярд и В. основали в Копенгагене серию «Monumenta Musicae Byzantinae» (ММВ), в к-рой впосл. были опубликованы факсимильные издания певч. рукописей, расшифровки визант. мелоса и научные монографии. В Оксфорде, где В. жил после оккупации нацистами Австрии, создано 2 капитальных труда В.- «Восточные элементы в западном церковном пении» (Eastern Elements in Western Chant: Stud. in the Early History of Ecclesiastical Music. Oxf., 1947. 19672. (MMB. Subs.; 2)) и «История визант. музыки и гимнографии» (A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxf., 1949, 19612). В 1950 г. В. участвовал в Международном конгрессе церковной музыки в Риме, посетил греч. мон-рь Гроттаферрата близ Рима, где изучал визант. муз. рукописи, на основе к-рых осуществил расшифровку и исследование Акафиста Богородице, атрибутированного им визант. гимнографу прп. Роману Сладкопевцу . Эта работа была опубликована в отдельном томе ММВ в 1957 г. В., вместе со своим учеником М. Велимировичем , является основателем издания «Исследования по восточному церковному пению» (Studies in Eastern Chant. L.; Crestwood (N. Y.), 1966-.) и издателем первых 3 томов этой серии. Автор 9 симфоний и др. муз. сочинений.

http://pravenc.ru/text/150159.html

1968. T. 5. P. 231-247; idem. Le Codex Erevan 985: Une adaptation arménienne du lectionnaire hiérosolymitain//Armeniaca: Mélanges d " études arméniennes. Venise, 1969. P. 45-66; idem. Le Triduum pascal dans le rite arménien et les hymnes de la grande semaine//REArm. 1970. T. 7. P. 55-122; idem. L " anaphore arménienne de St. Grégoire d " Arménie//Eucharisties d " Orient et d " Occident/Éd. B. Botte. P., 1970. Vol. 2. P. 83-108; idem. Les lectures bibliques du rite arménien: de la Pentecôte à Vardavar//Mélanges liturgiques offérts au R. P. Dom B. Botte. Louvain, 1972. P. 311-326; idem. Eucharistie et rémission des péchés dans les Anaphores arméniennes//Didaskalia. Lisboã, 1973. T. 3. P. 201-214; idem. Liturgie arménienne et liturgie hiérosolymitaine//Liturgie de l " église particulière et de l " église universelle. R., 1976. P. 275-288 (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». Subs.; 7); idem. «Les fêtes et les saints de l " Église arménienne» de N. Adontz//REArm. 1980. T. 14. P. 287-305; 1981. T. 15. P. 103-114; idem. À propos de G. Winkler «The Armenian Night Office, II» //Ibid. 1984. T. 18. P. 593-598; idem. Le Lectionnaire de Jérusalem en Arménie: Le ašoc‘. 1: Intr. et liste des manuscrites. Turnhout, 1989. (PO; T. 44. Fasc. 4); idem. Office du matin et Lectionnaires//REArm. 1992. T. 23. P. 13-25; idem. Une influence du rite byzantin sur la liturgie arménienne: un pentecostaire arménien//L " Arménie et Byzance: Histoire et culture. P., 1996. P. 187-190. (Byzantina Sorbonensia; 12); Dalmais I. -H. Tradition et liberté dans les liturgies d " Orient//La Maison-Dieu. 1969. T. 97. P. 104-114; Lages M. The Most Ancient Penitential Text of the Armenian Liturgy//Ibid. 1971. Vol. 1. P. 43-62; idem. The Hierosolymitan Origin of the Catechetical Rites in the Armenian Liturgy//Ibid. P. 233-249; Bekdschian K. Die armenische apostolische Kirche und ihre Liturgie//Kyrios. N. F. 1972. Bd. 12. S. 107-116; Красноложкин Г. , свящ. Армянская Церковь, история и совр. состояние: Курс. соч./МДА.

http://pravenc.ru/text/76130.html

princip.; 5B); Hannick Chr. Das altslavische Hirmologion: Ed. und komment. Freiburg i. Br., 2006. (MLS; 50); Ирмологий нотного пения древних распевов/В гармонизации Н. А. Римского-Корсакова. К.; М., 2010 (подгот. по изд.: Всенощное бдение древних напевов. СПб., 1888). Лит.: Никольский К., прот. Обозрение богослужебных книг Православной Российской Церкви по отношению их к церковному уставу. СПб., 1858; Бессонов П. А. Судьба нотных певческих книг//ПО. 1864. Май. С. 27-53; Июнь. С. 92-130; Смоленский С. В. Краткое описание древнего (XII-XIII вв.) знаменного Ирмолога, принадлежащего Воскресенскому, «Новый Иерусалим» именуемому мон-рю. Каз., 1887; он же. О собрании русских древне-певческих рукописей в Моск. синодальном уч-ще церк. пения: (Крат. предв. сообщ.) [СПб.,1899]. С. 46; Игнатьев А. А., свящ. Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. Каз., 1910; Palikarova-Verdeil R. La musique Byzantine chez les Bulgares et les Russes (du IXe au XIVe siècle). Copenhague; Boston, 1953. (MMB. Subs.; 3); Velimirovi M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: The Hirmologion. Copenhagen, 1960. (MMB. Subs.; 4); idem. Struktura staroslovenskih muzikih irmologa//Hilandarski zbornik. Beograd, 1966. T. 1. S. 139-161; idem. Grigorovi Hirmologion//Fundamental Problems of Early Slavic Music and Poetry. Copehagen, 1978. P. 171-196. (MMB. Subs.; 6); он же (Велимирович М.). Мелодика канона IX в. св. Димитрию//Музыкальная культура Средневековья/Сост.: Т. Ф. Владышевская. М., 1990. Вып. 1. С. 5-24; Jakobson R. Methodius " Canon to Demetrius of Thessalonica and the Old Church Slavonic Hirmoi//Sbornik praci filozofické fakulty Brnnské university. Ser. F. 1965. T. 9. S. 115-121; Тихомиров Н. Б. Ирмологий (ненотный)//Методич. пособие по описанию славяно-рус. рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1973. Вып. 1. С. 306-331; Strunk O. Two Hilandari Choir Books// Idem. Essays on Music in the Byzantine World. N.

http://pravenc.ru/text/674073.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010