W. Hoenerbach, O. Spies. Louvain, 1956–1957. 2 Tle in 4 Bde. (CSCO; 161–162, 167–168. Arab.; 16–19). Лит.: Braun O. Des Baraum von Nisibis Briefe an den Katholikos Aa//Actes du dixième congrès international des Orientalistes, session de Genève, 1894. Leiden, 1896. P. 86-101; Leclercq H. Katholikos//DACL. 1928. T. 8. Col. 686-689; Манандян Я. Феодализм в древней Армении. Ереван, 1934 (на арм. яз.); Кекелидзе К., прот. Канонический строй в Древней Грузии// Он же. Этюды. Тбилиси, 1957. Т. 4 (на груз. яз.); Dvornik Fr. The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Camb., 1958. (DOS; 4); Vries W., de. Antiochien und Selevcia-Ctesiphon, Patriarch und Katholicos?//Mélanges Eugène Tisserant. Vat., 1964. Vol. 3/2. P. 429-450. (ST; 233); idem. Orient et Occident: Les structures ecclésiales vues dans l " histoire des sept premiers conciles œcuméniques. P., 1974; Adontz N. G. Armenia in the Period of Justinian/Transl. with partial revisions by N. G. Garsoïan. Lisbon, 1970; Fiey J. M. Jalons pour une histoire de l " Eglise en Iraq. Louvain, 1970. (CSCO; 310. Subs.; 36); idem. «Rm» à l " est de l " Euphrate//Le Muséon. Louvain, 1977. Vol. 90. P. 365-420; Антабян П. Католикос//АрмСЭ. 1979. Т. 5. С. 164-165; Джавахишвили И. История груз. народа// Он же. Собр. соч. Тбилиси, 1979. Т. 1 (на груз. яз.); Nasrallah J. Réponse à quelques critiques récentes au sujet des catholicosats melchites de Bagdad et de Romagyris//Proche-Orient Chrétien. 1983. T. 33. P. 160-170; Esbroeck M., van. Primauté, Patriarcats, Catholicossats, autocéphalies en orient//Il primato des Vescovo di Roma nel primo millenio: Ricerche e testimonianze/Ed. M. Maccarrone. Vat., 1991. P. 493-521; Faris J. Eastern Catholic Churches: Constitution and Governance. N. Y., 1992; Pospishil V. Eastern Catholic Church Law. N. Y., 1993; Le Coz R. Histoire de l " Eglise d " Orient. P., 1995; Maksoudian K. H. Chosen of God: The Election of the Catholicos of all Armenians, from the Fourth Century to the Present.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

( Hen. 2001). Лит.: Krieg C. Die liturgischen Bestrebungen im karolingischen Zeitalter. Freiburg i. Br., 1888; Netzer H. L " introduction de la messe romaine en France sous les Carolingiens. P., 1910. Farnborough, 1968r; Cabrol F. Charlemagne et la liturgie//DACL. Vol. 3. Col. 807-825; Bishop E. The Liturgical Reform of Charlemagne, Their Meaning and Value//The Downside Rev. Bath, 1919. Vol. 38. P. 1-16; Bishop E., Wilmart A. La réforme liturgique de Charlemagne//EphLit. 1931. Vol. 45. P. 186-207; Klauser Th. Die liturgischen Austauschbeziehungen zwischen der römischen und der fränkisch-deutschen Kirche vom VIII. bis zum XI. Jh.//Hist. Jb. Münch., 1933. Bd. 53. S. 169-189; Ellard G. Master Alcuin, Liturgist. Chicago, 1956; Vogel C. Les échanges liturgiques entre Rome et les pays francs jusqu " à l " époque de Charlemagne//Le Chiese nei regni dell " Europa occidentale. Spoleto, 1960. T. 1. P. 185-295. (Settimane di studio sull " alto medioevo; 7); idem. La réforme liturgique sous Charlemagne//Karl der Grosse: Lebenswerk und Nachleben/Hrsg. W. Braunfels. Düsseldorf, 1965. Bd. 2: Das geistige Leben. S. 217-232; Bernard Ph. Du chant romain au chant grégorien (IVe-XIIIe siècle). P., 1996; Hen Y. The Royal Patronage of Liturgy in Frankish Gaul to the Death of Charles the Bald (877). L., 2001. (H. Bradshaw Society. Subs.; 3); idem. The Romanization of the Frankish Liturgy: Ideal, Reality, and the Rhetoric of Reform//Rome Across Time and Space: Cultural Transmission and the Exchange of Ideas, c. 500-1400/Ed. C. Bolgia, R. McKitterick, J. Osborne. Camb.; N. Y., 2011. P. 111-123. Базилика Спасителя в Фульде, построенная аббатом Ратгером в 791–819 гг. Гравюра, 1655 г. Во 2-й пол. VIII в. и особенно в 1-й пол. IX в. власти попытались провести четкую границу между разными группами аскетов - собственно монахами и канониками, т. е. клириками, которые вели общинный образ жизни в соответствии со своими уставами. Поскольку и те, и другие в этот период занимались как молитвенными практиками, так и пастырством, единственным отличием каноников было разрешение членам общины владеть личной собственностью и не следовать принципу постоянства места служения (stabilitas loci).

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Ч. I, И. М., 2001; Ч. III. М., 2002. Шёнборн К. Икона Христа. Богословские основы/Пер. с нем. Е. М. Верещагин. Милан-М., 1999. Alexander Р. ]. The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and Its Definition (Horos)//Dumbarton Oaks Papers. 7, 1953. Pp. 37–66. Alexander P. J. The Patriarch Nicephorus of Constantinoplë Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire. Oxford, 1958. Baranov V. The Theology of Byzantine Iconoclasm (726–843): A Study in Theological Method. Medieval Studies Department. Central-European University. Budapest, 2002. (Diss.). Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Munchen, 1959. Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era (ca. 680–850): the Sources. An annotaded survey. Aldershot, Burlington, Singapore, Sydney, 2001. (Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs 7). Fatouros С. free.). Theodori Studitae epistulae. Vol. 1–2. Berlin, New-York, 1992. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae, Series Be-rolinensis 31). Gero S. Byzantine Iconoclasm during the reign of Constantine V, with particular attention to the oriental sources. Louvain, 1977. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 384, Subs. 52). Krannich Т., Schubert Chr., Sode Cl. (Hrsg.), Die ikonoklastiche Syn-ode von Hiereia 754. Tubingen, 2002. (Studien und Texte zu Antike und Christentum 15). Lemerle P. Le Premier humanisme byzantin. Notes et remarques sur enseignement et culture a Byzance des origines au Xe siecle. Paris, 1971. (Bibliotheque Byzantinë Etudes 6). Ulie K-J. (Hrsg.). Die Patriarchen der ikonoklastischen Zcit. Ger-manos I. – Methodios I. (715–847). Frankfurt am Main, Berlin, Bern, New-York, Paris, Wien, 1999. (Berliner byzantinistische Studien 5). Ulie K-J., Ludwig C., Pratsch Th., Rochow I. (Hrsg.). Prosopographie der Mittelbyzantinischen Zeit. Erste Abteilung (641–867). Berlin, 1998. Pratsch Th. Theodoros Studites (759–826) – zwischen Dogma und Pragma. Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungs-feld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch. Frankfurt am Main, Berlin, Bern, New-York, Paris, Wien, 1998. (Berliner byzantinistische Studien 4).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Соч.: Catalogue des manuscrit géorgiens littéraire du Mont Sinaï. Louvain, 1956. (CSCO; 165. Subs.; 9); Scripta disiecta, 1941-1977. Louvain-la-Neuve, 1980. 2 vol. (Publ. de l " Inst. Orient. de Louvain; 21-22). Изд.: Un témoin important du texte de la vie de S. Antoine par S. Athanase: la vers. lat. inédite des archives du chapitre de S. Pierre à Rome. Brux.; R., 1939; Panégyrique de St. Antoine par Jean, évêque d " Hermopolis//OCP. 1943. Vol. 9. P. 100-134, 330-365; Documents pour l " étude du livre d " Agathange. Vat., 1946. (ST; 127); S. Antonii Vitae versio sahidica. Louvain, 1949, 19672. (CSCO; 117-118); La Narratio de rebus Armeniae/Éd. crit. et comment. Louvain, 1952; L " Ancienne vers. géorgienne des Actes des Apôtres d " après deux manuscrits du Sinai. Louvain, 1955; Une «Lettre de S. Arsène» en géorgien//Le Muséon. 1955. Vol. 68. P. 259-278; Lettres de S. Antoine: Vers. géorgienne et fragm. coptes. Louvain, 1955. (CSCO; 148-149. Iber.; 5-6); Le fragment géorgien de l " «Évangile de Thomas»//RHE. 1956. P. 513-520; Le texte grec et les versions anciennes de la Vie de St Antoine//StAnselm. 1956. Vol. 38. P. 1-12; Un nouveau manuscrit de la «Narratio de rebus Armeniae». Louvain, 1958; Le calendrier Palestino-Géorgien du Sinaiticus 34 (Xe siècle). Brux., 1958. (SH; 30); La Coll. «Monuments de l " ancienne langue géorgienne»//Le Muséon. 1959. Vol. 72. P. 443-461; La passion de St. Élien de Philadelphie (Amman)//AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 412-446; Une nouvelle Vie grecque de St. Grégoire d " Arménie//Byz. 1962. Vol. 32. P. 63-80; La vers. géorgienne du «Pré Spirituel»//Mélanges Eugène Tisserant. Vat., 1964. T. 2. P. 171-185. (ST; 232); Le «Discours ascétique» d " Étienne le Thébain en géorgien//Le Muséon. 1970. Vol. 83. P. 73-93; La source grecque des «Trente articles» géorgiens contre les Arméniens//HAms. 1976. N 1-12. Лит.: Метревели E. Жерар Гаритт//Мравалтави. 1991. Вып. 16. C. 235-242; Hommage à la mémoire de Gérard Garitte. Brux., 1991. Е. Метревели, К. Асатиани

http://pravenc.ru/text/161693.html

1123       Boyle L.E. Medieval Latin Palaeography: A bibliographical introduction. Toronto (Buffalo), 1984. 1124       Pfaff R.W. Medieval Latin Liturgy. Toronto, 1982; Idem. The Liturgy in Medieval England: A History. Cambridge, 2009. 1125       Häußling A., Klöckener M., Neunheuserm B. Der Gottesdienst der Kirche: Texte, Quellen, Studien//Archiv für Liturgiewißenschaft. 2000. Bd. 42–43/44. См. также: Häußling A.A. Das Missale deutsch: Materialien zur Rezeptionsgeschichte der lateinischen Meßliturgie im deutschen Sprachgebiet bis zum Zweiten Vatikanischen Konzil. Tl. 1: Bibliographie der Übersetzungen in Handschriften und Drucken. Münster, 1984 (Liturgiewißenschaftliche Quellen und Forschungen, 66). 1126       См., например: Johnson M. Bibliographical Resources for Liturgies in the Periodic Literature: A Guide for Students//Studia Liturgica. 1992. Vol. 22; Idem. Bibliographia Liturgica: Bibliographie der Nachschlagwerke fur Liturgiewissenschaft. Roma, 1992 (Bibliographia «Ephemerides liturgicae». Subs., 63); Orbis liturgicus: Repertorium peritorum nostrae aetatis in re liturgica/A. Ward, C. Johnson. Roma, 1995; Vismans Th.A., Brinkhoff L. Kritische Bibliographie der Liturgie. Nijmegen, 1959 (англ. пер.: Critical Bibliography of Liturgical Literature/Trans. R.W. Fitzpatrick, C. Howell. Nijmegen, 1961; основное внимание авторов уделено современной литургии, однако есть некоторые отсылки к более древнему периоду); Head Th. The Study of Christian Practice in the Medieval West (онлайн-библиография: URL: http://urban.hunter.cuny.edu/4head/practice.htm); Bradshaw P.F. A Bibliography of Recent Studies. Runcorn (Cheshire), 1989; Grimes R.L. Research in Ritual Studies: A Programmatic Essay and Bibliography. Philadelphia e.a., 1985; Ende R.C. von. Church Music: An International Bibliography. Metuchen (NJ), 1980; A Bibliography of Christian Worship/B. Thompson (ed.). Philadelphia e.a., 1989; Neuheuser H.P. Internationale Bibliographie «Liturgische Bücher»: Eine Auswahl kunsthistorischer und liturgiewißenschaftlicher Literatur zu liturgischen Handschriften und Drucken=International Bibliography on Liturgical Books: A Selection of Art-Historical and Liturgical Science Literature on Liturgical Manuscripts and Printed Books.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Vol. 12/13. P. 849-869; Гуревич А. Я. Культура и общество средневек. Европы глазами современников. М., 1989; The Blessings of Pilgrimage/Ed. R. Ousterhout. Urbana, 1990; Ganz-Bl ä ttler U. Andacht und Abenteuer: Berichte europäischer Jerusalem- und Santiago-Pilger (1320-1520). Tüb., 1990. (Jakobus-Studien; 4); Walker P. Holy City, Holy Places?: Christian Attitudes to Jerusalem and the Holy Land in the IV Cent. Oxf., 1990; Бородин О. Р. Развитие географии в поздней Византии//Культура Византии: XIII - 1-я пол. XV в. М., 1991. С. 376-394; Wallfahrt und Alltag im Mittelalter und früher Neuzeit. W., 1992; Arrignon J. P. Le pèlerinage dans la Russie premongole//Les saints et leur sanctuaire à Byzance: Textes, images et monuments. P., 1993. P. 173-179; Davidson L. K., Dunn-Wood M. Pilgrimages in the Middle Ages: A Research Guide. N. Y., 1993; Melczer W. The Pilgrim " s Guide to Santiago de Compostela. N. Y., 1993; Попов Г. В. Древнейший рус. лицевой проскинитарий//Иерусалим в рус. культуре. М., 1994. С. 86-99; Рождественская М. В. Образ Св. Земли в древнерус. лит-ре//Там же. С. 8-14; Рындина А. В. Древнерус. паломнические реликвии: Образ Небесного Иерусалима в каменных иконах XIII-XV вв.//Там же. С. 63-85; Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994; Brefeld J. A Guidebook for the Jerusalem Pilgrimage in the late Middle Ages. Hilversum, 1994; K ü lzer A. Peregrinatio graeca in Terram Sanctam: Studien zu Pilgerführern und Reisebeschreibungen über Syrien, Palästina und den Sinai aus byzantinischer und metabyzantinischer Zeit. Fr./M.; B., 1994; Bruna D. La diffusion des enseignes de pelerinages et croisades//Pèlerinages et croisades: Actes du 118e Congrès national des sociètès historiques et scientifiques. P., 1995. P. 201-214; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси: (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 318-329. (Subs. Byzantinorossica; 1); Ciggaar K. N. Western Trevellers to Constantinople: The West and Byzantium, 862-1204. Leiden, 1996; Croisades et pèlerinages: Récits, chroniques et voyages en Terre Sainte, XIIe - XVIe siècles/Ed.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Издание сир. оригинала осуществил Рейнинк, сопроводивший его нем. переводом (Die Syrische Apokalypse des Ps.-Methodius. 1993), после чего были изданы греч. и лат. версии (Die Apokalypse des Ps.-Methodius. 1998). В наст. время считается, что греч. перевод был выполнен с сир. оригинала в кон. VII-VIII в., причем из сир. текста были исключены некоторые фрагменты (о соотношении оригинала и 1-й редакции греч. текста см.: Alexander. 1985. P. 52-60), вскоре после этого греч. версия была переведена на лат. язык (VIII в.). Изд.: CPG, N 1830; сир. оригинал и переводы на европ. языки: Nau F. Révélations et légendes: Méthodius, Clément, Andronicus//J. Asiatique. Ser. 7. P., 1917. T. 9. P. 425–434; Die Syrische Apokalypse des Ps. Methodius/Hrsg., übers. G. J. Reinink. Lovanii, 1993. 2 Bde. (CSCO; 540–541. Syr.; 220–221); Martinez F. J. Eastern Christian Apocalyptic in the Early Muslim Period: Ps.-Methodius and Ps.-Athanasius: Diss. Wash., 1985. P. 122–154 [англ. пер.]; Translation of the Syriac Text of Pseudo-Methodius from Cod. Vat. Syr. 58// Alexander P. J. The Byzantine Apocalyptic Tradition. Berkeley; Los Ang.; L., 1985. P. 36–51; Brock S. P. Two Related Apocalyptic Texts dated AD 691/2// Palmer A., Brock S. P., Hoyland R. The VII-th Cent. in the West Syrian Chronicles. Liverpool, 1993. P. 230–242; греч., лат. и арм. версии, совр. переводы: Divi Methodii, Patarensis episcopi et martyris... Revelationes, per paraphrasin translatae//Monumenta S. Patrum Orthodoxographa. Basiliae, 1569. Vol. 1. T. 1. P. 93–115 [editio prin ceps греч. и лат. версий]; Степанос Орбелян. История области Сюник. М., 1861. С. 105–114 (на арм. яз.); Истрин В. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в визант. и славяно рус. литературах: Исслед. и тексты//ЧОИДР. 1897. Кн. 4. С. 5–74 греч. ред.], 75–83 [краткая лат. ред.]; Sackur E. Sibyllinische Texte u. Forschungen Pseudomethodius, Adso u. die tiburtinische Sibylle. Halle, 1898. S. 59–96 [лат. пер.]; Lolos A., Hrsg. Die Apokalypse des Ps. Methodios. Meisenheim am Glan, 1976. S. 46–141. (Beitr. z. klassischen Philologie; 83) и 2-я греч. ред.]; idem. Das dritte u. vierte Redaktion des Ps. Methodios. Meisenheim am Glan, 1978. S. 22–78. (Beitr. z. klassischen Philologie; 94); Die Apokalypse des Ps. Methodius: Die ältesten griechischen u. lateinischen Übersetzungen/Hrsg. W. J. Aerts, G. A. Kortekaas. Leuven, 1998. 2 Bde. (CSCO; 569–570. Subs.; 97–98); Apocalypse of Ps.-Methodius. An Alexandrian World Chronicle/Ed., transl. B. Garstad. Camb. (Mass.)., 2012. P. 2–73 [греч. текст и англ. пер.], 74–141 [лат. текст и англ. пер.]; слав. версия: Истрин В. Откровение Мефодия Патарского. 1897. С. 84–114.

http://pravenc.ru/text/2563136.html

Смешанный тип А. включал корпусы песнопений как для хора, так и для солиста. В А. и Псалтиконе репертуар часто дублировался, в результате сформировалась новая компиляция, к-рая отражает певч. практику большого мон-ря, по-видимому Сан-Сальваторе в Мессине (см. также Мессинский Типикон ). Этот тип А. лучше всего представлен 3 рукописями: Mess. 129 (нач. XIII в.), Crypt. Γ. γ. 5 (1225) и Vat. gr. 1606 (нач. XIII в.), каждая из к-рых имеет свои особенности в содержании и строении. В смешанном типе А. песнопения каждой категории были расположены в порядке следования праздников богослужебного года. Самый обширный репертуар содержится в рукописи Mess. 129, наиболее органично объединившей содержание А. и Псалтикона. Лит.: Catalogue of the Greek Manuscripts in the Library of the Lavra on Mount Athos/Spyridon of the Laura and Sophronius (Eustratiades). Camb., 1925. N. Y., 1969r. (HarvTS; Vol. 12); Tardo L. L " antica melurgia Bizantina, nella interpretazione della Scuola monastica di Grottaferrata. Grottaferrata, 1938; Di Salvo B. Asmatikon//Boll. della Badia greca di Grottaferrata. 1962. Vol. 16. P. 135-158; Levy K. A Hymn for Thursday in Holy Week//JAMS. 1963. Vol. 16. Pt. 2. P. 127-175; idem. The Byzantine Communion Cycle and its Slavic Counterpart//Actes du XIIe Congrès Internationale d " Études Byzantines: Ochride, 1961. Belgrade, 1963. Vol. 2. P. 571-574; idem. The Earliest Slavic Melismatic Chants//Fundamental Problems of Early Slavic Music and Poetry. Copenhagen, 1978. P. 197-210. (MMB. Subs.; 6); Floros C. Das Kontakion//Deutsches Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 1960. Bd. 34. S. 84-106; idem. Die Entzifferung der Kondakarien-Notation//Musik des Ostens. 1965. Bd. 3. S. 7-70; 1967. Bd. 4. S. 12-44; Πολτης Λ. Δο Χειργραφα απ τν Καστορι//Ελληνικ. Θεσσαλονκη, 1967. Τ. 20. Σ. 29-41; Harris S. The Communion Chants in 13th Century Byzantine Musical Manuscripts//Studies in Eastern Chant. L., 1971. Vol. 2. P. 51-67; Strunk O. S. Salvatore di Messina and the Musical Tradition of Magna Graecia//Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 45-54; idem. The Chants of the Byzantine-Greek Liturgy//Ibid. P. 297-335; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 44-45; Conomos D. E. Communion Chants of the Magna Graecia and Byzantium//JAMS. 1980. Vol. 33. P. 241-263; Myers Gr. The Medieval Russian Kondakar and the Choirbook from Kastoria//Plainsong and Medieval Music. 1998. Vol. 7. Pt. 1. P. 21-46.

http://pravenc.ru/text/76654.html

М., 1998. (Науч. тр. МГК; 20); Steiner R. Studies in Gregorian Chant. Aldershot, 1999; McKinnon J. W. The Advent Project: The Later - 7th-Cent. Creation of the Roman Mass Proper. Berkeley, 2000; idem. Gregorius presul composuit hunc libellum musicae artis//The Liturgy of the Medieval Church/Ed. Th. J. Heffernan, E. A. Matter. Kalamazoo (Mich.), 2001. P. 673-694; Kohlhaas E. Musik und Sprache im gregorianischen Gesang. Stuttg., 2001; Pfisterer A. Cantilena Romana: Untersuch. z. Überlieferung d. gregorianischen Chorals. Paderborn etc., 2002; Combe P. The Restoration of Gregorian Chant: Solesmes and the Vatican Edition. Wash., 2003; Western Plainchant in the 1st Millenium: Stud. in the Medieval Liturgy and its Music/Ed. by S. Gallagher. Aldershot, 2003; Поспелова Р. Л. Западная нотация XI-XIV вв.: Основные реформы. М., 2003. С. 50-79; Cantus Planus 2002: Рус. версия/Отв. ред.: А. Вовк. СПб., 2004; Der lateinische Hymnus im Mittelalter: Überlieferung, Ästhetik, Ausstrahlung/Hrsg. A. Haug, Chr. März, L. Welker. Kassel etc., 2004. (MMMA. Subs.; 4); Die Erschliessung der Quellen des mittelalterlichen liturgischen Gesangs/Hrsg. D. Hiley. Wiesbaden, 2004. (Wolfenbütteler Mittelalter-Stud.; 18); Karp T. Infroduction to the Post-Tridentine Mass Proper. Middleton (Wisc.), 2005. (Musicological Stud. and Doc.; 54); Taruskin R. The Oxford History of Western Music. Oxf., 2005. Vol. 1: The Earliest Notations to the 16th Cent.; Il canto fratto - l " altro gregoriano: Atti d. conv. intern. di studi Parma - Arezzo, 2003/Ed. M. Gozzi, F. Luisi. R., 2006. В. Г. Карцовник Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих

http://pravenc.ru/text/166507.html

Греческий Ирмологий. X–XI вв. (Patm. 55. Fol. 156–157v) Греческий Ирмологий. X–XI вв. (Patm. 55. Fol. 156–157v) Греческих И. с последованиями песней сохранилось гораздо меньше, чем с последованиями канонов. Это Принстонский палимпсест и списки: Sinait. gr. 929 (2-я пол. XI в.); Paris. Suppl. gr. 1284 (1-я пол. XII в., фрагмент - 2 листа); Sinait. gr. 1258 (1257 г.); Ath. Laur. Δ. 35 (XIII в.); Hieros. Patr. Sab. 599, 617 (оба кон. XIII - нач. XIV в.); Ath. Philoth. 132 (XIV в.), 131 (1-я пол. XV в.), 123 (кон. XIV в.; раздел сборника: ирмосы канонов Великой Четыредесятницы, Страстной седмицы, Пентикостария и некоторым святым). Первоначально И. с последованиями песней содержал небольшое число ирмосов, в нач. XIV в. его состав был расширен. В И. с последованиями песней входят и те ирмосы, которые были исключены из И. с последованиями канонов в XII-XIII вв. и возвращены в списки этого типа в XIV в. ( Velimirovi . 2001). Существуют И. смешанного типа, сочетающие оба типа расположения ирмосов внутри гласовых разделов (см. списки: Wash. Libr. of Congress. Music Division. 2156, XII в.; Vat. Palat. gr. 243, XIV в.; Patm. 473, XIV в.; Ath. Karakal. 224, кон. XIV в.; Sinait. gr. 1588, XIV-XV вв.). Уже в начальный период истории канона гимнографы стали часто использовать в своих произведениях ирмосы прежних авторов. Вслед. отбора самых популярных ирмосов появлялись составные каноны, для к-рых ирмосы выбирались из разных последований ирмосов (напр., в списке Wash. Libr. of Congress. Music Division. 2156). М. Велимирович и некоторые др. исследователи выдвинули предположение, что списки греч. И. с последованием канонов связаны с к-польской и афонской традициями, а списки с последованием песней - с палестинской и синайской (см.: Velimirovi M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: The Hirmologion. Copenhagen, 1960. P. 46. (MMB. Subs.; 4); Onasch. Lexicon. P. 162). С этой гипотезой согласуется, в частности, предположение, что древнейший греческий И. с последованием песней - Принстонский палимпсест - хотя и использовался на Синае, но имеет иерусалимское или палестинское происхождение (см.: Raasted. 1992; Jeffery. 2001. P. 196). Метревели предложила дифференцировать во времени данные о распространении разных типов греческого И. Она полагает, что И. с последованием канонов был приспособлен для создания новых гимнов и для обучения певчих, поэтому был распространен прежде всего в крупнейших гимнографических центрах (в монастыре св. Саввы в Палестине, в К-поле, на Афоне, в Юж. Италии) в периоды наибольшей творческой активности этих центров, а И. с последованием песней использовался прежде всего в литургической практике (см.: Метревели. 1971. С. 119).

http://pravenc.ru/text/674073.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010