1013 . F. Nau. Une version syriaque inédite de la Vie de Schenoudi//Revue sémitique d’épigraphie et d’histoire ancienne. 1899. 7. 356–368; 1900. 8. 153–167, 252–265. Житие, написанное Бесой 1014 . Leipoldt J., Crum W. E. Sinuthii archimandritae vita et opera omnia, I. Sinuthii vita bohairice. Lovanii 1906. (CSCO 73/Copt 1 [Copt. II, 2, T]). [Только копт. текст]; 1015 . Wiesmann H. Sinuthii vita bohairice. Lovanii 1951. (CSCO 129/Copt 16). [Лат. пер.]. Рус. пер.: Изречения египетских отцов 4 .198). Арабская версия «Жития» 1016 . Amélineau Е. Histoire des monastères de la Basse-Égypte 4 .199). 289–478. [Более пространная редакция, нежели утраченный арабский оригинал эфиоп. версии]. Другая ред., восходящая к тому же архетипу: 1017 . Galtier É. Fragments de la Vie arabe de Schenoudi//Bulletin de l’lnstitut français d’archéologie orientale. Le Caire 1905. 4. 105–112. Эфиопская версия Жития 1018 . Colin G. La version éthiopienne de la Vie de Schenoudi. Louvain 1982. (CSCO 444–445/Aeth 75–76). Поучения Шенуте 1019 . Leipoldt J., Crum W. E. Sinuthii archimandritae vita et opera omnia, III, IV. Lovanii, 1908, 1913. (CSCO 42, 73/Copt 2, 5 [Copt. II, 4, T; Copt. II, 5, T]). [Только копт. текст]; 1020 . Wiesmann H. Sinuthii archimandritae vita et opera omnia. Lovanii. 3 (1931) – 4 (1936) (CSCO 96, 108/Copt 8, 12 [Copt. II, 4, V; Copt. II, 5, V]). [Лат. пер.]. 1021 . Shenute contra Origenistas./Testo con introd. e trad. a cura di Orlandi T. Roma 1985. Рус. пер. отд. поучений и фрагментов: Изречения египетских отцов 4 .198). Аверинцев С. С. Многоценная жемчужина 4 .222). Исследования: 1022 . Coquin R.-G. Le traité de Schenouté «Du salut de l’âme humaine»/Appendice par Emmel S.//J. of Coptic Studies. 1995. 3. 1023 . Depuydt L. In Sinuthium graecum//Orientalia. [Roma] 1990. 60. 67–71. 1024 . Diebner B. J., Nauerth C. Anmerkungen zur Biographie des Schenute von Atripe//Horizonte der Christenheit. Festschrift für Friedrich Heyer zu seinem 85. Geburtstag/Hrsg. Kohlbacher M., Lesinski M. Erlangen 1994. 93–98. (Oikonomia. 34). [Вопреки установившимся в науке мнениям, основанным на ненадежных и даже легендарных сведениях, кончина Шенуте датируется 7 епифа (1 июля) 436 г., в возрасте 75–77 лет].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

источникам//БВ. 1909. 2. С. 308). Подобные конфликты могли иметь локальный характер и скорее всего были связаны с частными дисциплинарными проблемами. Неоднозначен вопрос об отношении монахов к принятию священного сана. Как указывают агиографические источники, иноки старались избегать принятия сана (см., напр.: Palladius. Hist. Laus. XI). Но в последних исследованиях сделано предположение о том, что стремление стать членом клира было сильно и в раннем монашестве и известные подвижники вынуждены были его сдерживать (см.: Wipszycka E. Les clercs dans les communautés monastiques d " Égypt//J. of Juristic Papyrology. 1996. Vol. 26. P. 135-166). Впосл., особенно в VI-VII вв., число представителей монашества в составе клира заметно увеличилось. Ист.: Priscus Panites. Historia Byzantina//FHG. P., 1870. Vol. 5. Pt. 1; La Chronique de Jean, évêque de Nikiou/Ed. H. Zotenberg. P., 1883; Monuments pour servir à l " histoire de l " Égypte chrétienne au IV siècle: Histoire de St. Pachôme et de ses communautés/Publ. par E. Amelineau//Annales de Musée Giumet. P., 1889. Vol. 17; The Canons of Athanasius of Alexandria/Ed. W. E. Crum, W. Riedel. L., 1904; Sinuthii archimandritae vita et opera omnia/Ed. I. Leipoldt//CSCO. Vol. 41. Copt. 2. P., 1906. Louvain, 1951r; Vie d " Isaac, patriarche d " Alexandrie de 686 à 689/Ed. E. Porcher//PO. T. 11, fasc. 3 (N 54). P., 1915; S. Pachomii vitae sahidice scriptae/Ed. L. Th. Lefort//CSCO. T. 99-100. Copt. 9-10. P., 1933-1934. Louvain, 1952r. Лит.: Maspero J. Organisation militaire de l " Égypte Byzantine. P., 1912; Bell H. I. The Byzantine Servile State in Egypt//JEA. 1917. Vol. 4. P. 86-106; Barison P. Ricerche sui monasteri dell " Egitto bizantino ed arabo secondo i documenti dei papiri greci//Aegyptus. 1938. Vol. 18. P. 29-148; Antonini L. Le chiese christiane nell " Egitto dal IV al XI secolo i documenti dei papiri greci//Ibid. 1940. Vol. 20. P. 129-208; Винкельман Ф. Некоторые замечания к оценке роли монофиситства в Египте в послеюстиниановскую эпоху//ВВ.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Библиография . I. Источники 1) Житие св. Антония : Bartelink, 1974а – Battelink G.J. М. Vita di Antonio (Vite dei Santi 1). Rome, 1974. [издание латинского текста Жития преп. Антония]. Bartelink, 1994 – Athanase d " Alexandrie. Vie d’Antoine/Introduction, texte critique, traduction, notes et index par G.J. M. Bartelink. Paris, 1994 (SC; 400). Житие Антония – Житие Преподобного Отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах/Творения Иже во Святых Отца Нашего Афанасия Великого , Архиепископа Александрийского. Ч. III. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. С. 178–250 [перевод сделан по изданию Патрологии Миня: PG. 26. Col. 835–976 ]. Garrite, 1939 – Ganite G. Un témoin important du texte de la Vie de S. Antoine par S. Athanase. La version latine inédite des Archives du Chapitre de Saint-Pierre à Rome. Bruxelles; Rome, 1939. Garitte, 1965 – S. Antonii vitae: versio sahidica/Ed. G. Garitte. Lovanii, 1965 (CSCO. Vol. 117. Scr. copt. T. 13). Vivian, 1995 – The Coptic Life of Antony/Transi, by T. Vivian. San Francisco; London, 1995. [английский перевод коптской версии Жития преп. Антония] Draguet, 1980 – Draguet R. La vie primitive de S. Antoine conservée en syriaque. Louvain, 1980. CSCO, 417–418. Tayeci, 1899 – Tayeci E. S. Athanasii patriarchae Alexandriae homiliae, epistulae et controversiae. Venise, 1899. P. 533–614 [армянский текст Житии преп. Антония] Лённгрен, 2004 – Т. П. Лённгрен. Соборник Нила Сорского . М., 2004. Ч. III. С. 147–236 [славянский текст Жития преп. Антония]. 2) Лавсаик : Meursius, 1616 – Meursius J. [Jean de Meurs]. Palladii episcopi Hellenopoleos Historia Lausiaca. Lugduni, 1616 [первое издание «Лавсаика " ]. Butler, 1898–1904 – Butler C. The Lausiac History of Palladius. Cambridge 1898–1904. Vol. I–II. (Texts and Studies V–VI). Luco, 1912– Luco A. Palladius, Histoire Lausaique. Texte grec, introduction et traduction. Paris, 1912. Mpougatsos, Mpatistatos, 1970, 1972 – Παλλαδου Λαυσακ στορα/Μετφρασις, εσαγογ, σχλια π Ν.Θ. Μπουγτσου, Δ. Μ. Μπατισττου. Μρος Α. θναι 1970. Μρος В. θναι 1972 [издание воспроизводит текст публикации К. Батлера, но без критического аппарата].

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В скитах близ Латополиса (ныне Исна) обнаружены 2 копт. надписи с упоминанием П. Еще одна надпись, на греч. языке, обнаружена в мон-ре Епифания в Фиваиде ( Papaconstantinou. 2001. P. 165-166). Ист.: BHG, N 1418z - 1419a; BHO, N 839-840; SynCP. Col. 78-79, 616-619; ActaSS. Apr. T. 2. P. 757; Sept. T. 6. P. 681-688; Acta Martyrum/Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. P., 1907. Vol. 1: [Textus]. P. 110-119; 1908. Vol. 1: [Versio]. P. 72-77. (CSCO. Copt. 3; 1); Bedjan. Acta. T. 5. P. 514-542; MartRom. P. 413; MartRom. Comment. P. 414; Cammelli L. Papiri greci e latini della Società italiana. Firenze, 1912. T. 1. P. 54-57; La Passion de Saint Paphnuce/Ed. H. Delehaye//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 328-342; PG. 117. Р. 72 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 472-473; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 200; ЖСв. Сент. С. 566; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 1. Σ. 295-297 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 1. С. 343-346). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1901. Т. 2. С. 298; Т. 3. С. 394-395; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 5-154; Sauget M.-J. Pafnuzio di Denderah e DXLVI compagni//BiblSS. 1966. Vol. 10. Col. 29-35; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 383; Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides: L " apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001. А. Н. Крюкова Иконография Древнейшее в визант. искусстве изображение святого - миниатюра Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 66, 1-я четв. XI в.). Под 25 сент. представлено мучение преподобного, распятого на дереве, стоящем между 2 горками. Пышная, поднимающаяся вверх крона может обозначать дерево определенной породы (напр., пальму); распятие совершено на укрепленной к стволу дерева поперечной перекладине, к к-рой прибиты руки инока. Святой облачен в хитон охряного цвета с длинными рукавами, на запястьях (зарукавьях) к-рой вышиты черные равноконечные кресты; на нем темная мантия, под к-рой - черного цвета схима. Его глава не покрыта, волосы седые и короткие, борода недлинная, разделенная на неск.

http://pravenc.ru/text/2579812.html

1025 . Du Bourget P. Entretien de Chenouté sur des problèmes de discipline ecclésiastique et de cosmologie//Bulletin de l’lnstitut français d’archéologie orientale. 1958. 57. 99–142. 1026 . Grohmann A. Die im äthiopischen, arabischen und koptischen erhaltenen Visionen Apa Schenute’s von Atripe//Zs. der Deutschen morgenländischen Gesellschaft. 1913. 67. 187–267. [Эфиоп. тексты]; 1914. 68. 1–46. [Араб. тексты]. [Апокалиптические видения, атрибуированные Шенуте]. 1027 . Klein W. Ein koptisches Antimanichaikon von Schenute von Atripe//Studia Manichaica. II. Internationaler Kongress zum Manichäismus. 6–10. Aug. 1989./Hrsg. ν. Wiessner G., Klimkeit H.-J. Wiesbaden 1992. 367–377. (Stud. in Orient. Rel. 23). 1028 . Leipoldt J. Shenute von Atripe und die Entstehung des national-ägyptischen Christentums. Leipzig 1903. (TU 25). 1029 . Lucchesi E. Chénouté a-t-il écrit en grec?//Mélanges Antoine Guillaumont. Genève 1988. 201–210. (Cahiers d’orientalisme. 20). 1030 . Orlandi T. A catechesis against apocriphal texts by Shenute and the gnostic texts of Nag Hammadi//Harvard Theol. Rev. 1982. 75:1. 85–95. 1031 . Quasten J. Shenoute of Atripe//Quasten. Patrology-3 4 .308). 185–187. [Библ.]. 1032 . Schroeder C. T. Purity and pollution in the asceticism of Shenute of Atripe//StPatr 35. 2001. 142–147. 1033 . Young D. W. Coptic manuscripts from the White Monastery: Works of Shenute. Textband, Tafelband. Wien 1993. (Mitteilungen aus der Papyrussammlung der Österreichischen Nationalbibliothek (Papyrus Erzherzog Rainer). Neue Serie. F. 22). [Наиболее полн. библ. «Шенутианы " ]. Беса 1034 . Kuhn К. Н. Letters and Sermons of Besa. Louvain 1956. (CSCO 157–158/Copt. 21–22). 1035 . Kuhn Κ. H. A Fifth-century Egyptian abbot. 1: Besa and his background//JThS 1954. 5. 36–48; 2: Monastic life in Besa’s days//Ibid. 174–187; 3: Besa’s Christianity//Ibid. 1955. 6. 35–48. Нил Синайский TLG 4118 (Nilus Ancyranus); CPGS 6044 Nota . По преобладающему в науке мнению (см., напр., 4 .743, 817, 818, 837 и др.), из всех соч., надписанных именем преп.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Вознесение Креста. Роспись конхи базилики Вознесение Креста. Роспись конхи базилики Некогда в крайнем, сев.-вост., углу мон-ря находилась грандиозная б-ка. На стенах хранилища были сделаны надписи - своеобразный каталог б-ки (обнаруженный и списанный в 1903 Олдфилдом, опубликованный в 1904 У. Ю. Крамом). Согласно ему, б-ка располагала произведениями Шенуте, Висы (Бесы), копт. переводами НЗ (в т. ч. Четвероевангелием), житиями Висы, Севира Антиохийского, Писентия, Иоанна Колова, Кирилла, апы Аполлона, Пахомия, Феодора, 24 старцев Скита и т. д. Упоминаются также апокрифические деяния апостолов и кн. «Давид царь» (вероятно, псалмы). Почти все эти сочинения дошли до наст. времени во фрагментах, происходящих из б-ки Б. м. Наибольшее значение эта б-ка имела в сохранении произведений Шенуте. Здесь они записывались и переписывались, а затем расходились в списках по всему Египту. Уже в XVIII в. большая часть рукописей была распродана и оказалась в б-ках Зап. Европы и в частных коллекциях. Нек-рые рукописи опубликованы. В наст. время рукописи из Б. м. хранятся в Национальной б-ке в Париже, Национальной б-ке в Неаполе (коллекция Борджа), в Брит. б-ке в Лондоне, в Бодлианской б-ке в Оксфорде, в Лейденском музее, в Б-ке Джона Райлендса в Манчестере, в Берлинской и Венской б-ках, в Б-ке св. Марка в Венеции, во Флорентийской б-ке, в Археологическом музее Мичиганского ун-та в Анн-Арборе, в Луврском музее, во Французском ин-те вост. археологии в Каире и в Патриархате Коптской Церкви в Каире. Ряд листов и фрагментов рукописей этой б-ки находится в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве и ГПБ в С.-Петербурге. В наст. время ведется кропотливая работа по выявлению всех сохранившихся рукописей из б-ки Б. м. и детальная реконструкция ее фондов. Б. м.- одно из известных и посещаемых мест христ. Египта, куда копты совершают паломничества, особенно в день памяти Шенуте 7 эпепа (араб. абиб). Ист.: The Churches and Monasteries of Egypt, attributed to Abu-Salih, the Armenian/Ed. and transl. by B. T. A. Evetts, with Not. by A. J. Butler. Oxf., 1895. (Anecdota Oxonensia: Semitic Ser.; Pt. 7); Crum W. E. Inscriptions from Shenoute " s Monastery//J. of Theol. Studies. Oxf., 1904. Vol. 5. P. 552-569; Sinuthii Archimandritae vita et opera omnia/Ed. J. Leipoldt, adiuv. W. E. Crum//CSCO. T. 41. Copt. 1. P. 14, 20-21 (рус. пер.: Изречения египетских отцов. С. 123, 128-129) [главы из жития Шенуте]; T. 42. Copt. 4. S. 67-77 (рус. пер.: Изречения египетских отцов. С. 168-175) [проповеди о нашествии эфиопов].

http://pravenc.ru/text/77970.html

Фрагменты 2 утраченных писем опубликованы Ришаром (CPG, N 5397-5398; Richard. 1966). По его мнению, в одном из них, имп. Феодосию II, К. извещал о достигнутом весной 433 г. примирении с «восточными». Его сохранившийся текст имеет явное сходство с 2 др. письмами того времени ( Cyr. Alex. Ep. 39, 45). Вероятно, это то же самое письмо К. императору, к-рое приведено в «Хронике» Георгия Амартола ( Georg. Mon. Chron. P. 635-637) и отдельно опубликовано Дюраном ( Durand. 1987). Остается неизданным письмо К. некоему епископу, просившему толкования на Послания ап. Павла, находящееся среди рукописей афонского Иверского монастыря (CPG, N 5411). Три письма сохранились в сир. переводе: «К монахам о вере» (CPG, N 5400; Ebied, Wickham . 1971); в них К. отрицает свою причастность к арианству и аполлинарианству и слухи о том, будто он изменил свое отношение к Несторию, и 2 письма еп. Раввуле Эдесскому. Первое из писем еп. Раввуле ( Cyr. Alex. Ep. 74; CPG, N 5374; S. Ephraemi Syri, Rabbulae episc. Edesseni, Balaei aliorumque Opera selecta/Ed. J.-J. Overbeck. Oxf., 1865. P. 226-229), частично известное в лат. переводе (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 87; рус. пер.: ДВС. Т. 3. С. 355-356), направлено против Феодора Мопсуестийского. Во 2-м (CPG, N 5401; Atti della R. Accademia dei Lincei. Ser. 4. Rendiconti. R., 1886. Vol. 2. P. 545-547) кратко излагается учение о Воплощении. Фрагменты 4 писем в сир. переводе находятся среди сочинений Севира Антиохийского (CPG, N 5402-5405). Неск. писем К. имеются в копт. переводе: 4, написанные из Эфеса посреднику К. при имп. дворе архим. Виктору,- среди копт. актов III Вселенского Собора (CPG, N 5406-5409; Kraatz. 1904. S. 4-6, 11-13, 24-25; рус. пер.: Лященко. 1914. 6. С. 209-211. 7/8. С. 392-395; Он же. 1915. 7/8. С. 404-405), подлинность которых оспаривается ( Bardenhewer. 1924. S. 69), и небольшие фрагменты 3 писем архим. Шенуте - среди сочинений последнего (CPG, N 5410; CSCO. Copt. Ser. 2. T. 4. P. 225-226). Издан полный англ. перевод всех опубликованных писем К. ( McEnerney J. I. St. Cyril of Alexandria: Letters. Wash., 1987. (The Fathers of the Church: A New Transl.; 76-77)). Приписываемые

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНУВИЙ (III в.?), мч. Александрийский (пам. копт. 24 эпепа (18 июля)). Известен из Актов копт. рукописи (Cod. Vat. 66. Fol. 233) и из краткого упоминания в Александрийском синаксаре. Происходил из сел. Наэси в дельте Нила (Oppidum Isidis у Плиния, совр. Бебит-эль-Хагара), где он особенно почитался. Согласно редакции Актов, приписываемой Юлию Акфахскому, мученик поочередно представал перед неск. судами, каждый раз подвергаясь все более жестоким мучениям, но чудесным образом исцелялся; в конце концов был обезглавлен. Ист.: Acta martyrum/Éd. Balestri et Hyvernat//CSCO. Copt. Ser. 3. T. 1. P. 200-241. Лит.: David J. Anoub (1)//DHGE. T. 3. Col. 420. М. В. Г. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114082.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛИ († нач. IV в.), мч. Египетский (пам. копт. 1 месоре (25 июля)), пострадал во время гонений имп. Диоклетиана . Рассказ о нем сохранился в Ватиканском кодексе актов мучеников (Cod. Vat. Cap. LXI. Fol. 223-224). Согласно этим сведениям, А.- сын военачальника Юста и внук имп. Нумериана (283-284). Автором рассказа об А., вероятно, был его слуга Сергий. Лит.: Acta martyrum//CSCO. Copt. T. 1. P. 242-248; David J. Apoli//DHGE. T. 3. Col. 957. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/75610.html

Подобные примеры (в том числе и те, которые имеют соответствия в Al) можно было бы легко умножить, но полагаем, что и уже приведенные весьма наглядны. К аналогичным выводам о приоритете в некоторых случаях (хотя в других очевидны изменения текста в соответствии с позднейшим богословием) коптской гомилии приводит и анализ разночтений G 98, 127, 164–5, где более развернутый вариант copt может быть исходным, а прочие версии – отражать разные стадии сокращения. Сюда же следует присоединить и явные анаколуфы G 113.5 u Epiph р. 155 11•2 Nautin ( σεβης λας των " Ιουδαων πκτειναν, ср. G 62 с рек.), доказывающие, что эти версии являются более краткой обработкой исходного варианта. Таким образом, мы возвращаемся к нашему вопросу: каково соотношение разных версий утерянной гомилии между собой? Очевидно, что блоки G II, 1–28 и 186–209, а может и 186–227, несмотря на отсутствие других свидетелей, принадлежат Мелитону. В таком случае, либо copm u G восходят к одному произведению, но оба являются его сокращенными версиями, либо они восходят к совершенно разным гомилиям Мелитона, либо G, отражая тот же архетип, что и сорт, дополняет его фрагментами из другой гомилии Мелитона (а также интерполяциями немелитоновских фрагментов I u III ?). Гипотезу, что некоторые версии комбинированы из двух гомилий (например, «О воплощении» и «О душе и теле»), казалось, могло бы поддержать сравнение названий, под которыми дошли до нас все переводы (объединяющие или изолирующие следующие темы: О душе и теле – О воплощении – О Божестве – О страсти – О кресте), но удивительное сходство G, copm u Al (последняя, скорее всего, сокращение copt, но сделанное через посредство какой-то другой промежуточной версии; ср. интересные разночтения G 155–6) делает такое предположение сомнительным. Резюмируя сказанное, мы признаемся, что без дополнительного анализа, основанного на коллации copt co всеми версиями и установлении стеммы сирийских переводов, и без новых открытий (а также критических изданий и сопоставлений монофизитских антологий на ряде восточных языков) наиболее важная проблема реконструкции архетипа всех версий не может быть решена. Ясно, что ни одна из версий не отражает полностью исходный текст, а среди промежуточных звеньев фигурируют какой-то греческий «многоглав» для G, монофизитская антология для ряда сирийских переводов и схожая с ней, но видоизмененная, для арабского отрывка. По нашей гипотезе, copt в значительной мере отражает более полный вариант гомилии Мелитона, однако нельзя утверждать с уверенностью, что ее прототип тот же, что и у прочих переводов, а потому привлекать коптский текст для характеристики богословских и антропологических взглядов Мелитона там, где он не подтверждается другими переложениями, рискованно. Поднятые нами проблемы делают насущными появление соответствующей диссертации (и даже не одной) и критического издания гомилии Мелитона-Александра с исчерпывающим аппаратом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010