Если вопреки этому в одном из предыдущих предложений говорилось, что они населяли землю до тех пор, «пока Бог их не выгнал прочь», то это, как уже давно было подмечено, является ошибкой переводчика Иоанна Эфесского на немецкий язык Шёнфельдера. Ср.: Васильев А.А. Славяне в Греции//ВВ 5 (1898). С. 409, прим. 3; Jireek С. Die Romanen in den Städten Dalmatiens. I. Wien, 1901. S. 25; Дьяконов А. Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах в VI-VII вв.//ВДИ. 1946. Вып. 1. С. 32. Неправильно переведенный Шёнфельдером пассаж скорее означает «покуда Бог им позволяет», как переводил уже Пейн Смит (The Third Part of the Ecclesiastical History of John Bishop of Ephesus/Transl. R. Payne Smith. Oxford, 1860): «as far as God permits them». Издание Брукса в CSCO, Scriptores Syri, III (1935) с латинским переводом (1936) мне, к сожалению, недоступно; см.: Honigmann Е. Byz 14 (1939). S. 615 ff. [Перевод Брукса (р. 249): «donee Deus eos deiciet» – «пока Бог не изгонит их». – Прим. пер.]. См. тж.: Grégoire H. L " origine et le nom des Croates et des Serbes//Byz 17 (1944–1945). P. 109–111. 171 Хронологические трудности, которые возникают при оценке соответствующих данных Феофилакта Симокатты, уже не раз рассматривались. Подробнее других занимались этим вопросом в последнее время следующие исследователи: Labuda G. Chronologie des guerres de Byzance contre les Avars et les Slaves à la fin du VI e siècle//BSl 11 (1950). P. 167–173, согласно которому война началась лишь в 596 г., и Grafenauer . Nekaj vprašanj: S. 62 si., согласно которому война длилась с 592 по 602 гг., что, по-моему, верно. Ср. тж.: Bury J.B. The Chronology of Theophylactus Simocatta//English Historical Review 3 (1888). P. 310–315. 172 Согласно исследованию Ивонны Янссенс ( Janssens Y. Les Bleus et les Verts sous Maurice, Phocas et Héraclius//Byz 11 (1936). P. 499–536), «зеленые» при Маврикии были господствующей партией. Это мнение подчеркнуто разделяет Грегуар (Grégoire H. L " empereur Maurice s " appuyait-il sur les Verts ou sur les Bleus?//Annales de l " lnstitut Kondakov 10 (1938).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

431 Так, например, произошло с Enarrationes Psalmorum Августина (тома 10, 1–3), опубликованными с ничуть не лучшим качеством, в целом несостоятельным, чем в издании Маури в PL. 432 Ограничусь упоминанием Хромация Р. Этэ и Ж. Лемарье (том 9а), Люцифера Г. Ф. Диркса (том 8), Кводвультдеуса Р. Брауна (том 60), «О Троице» Иллария П. Шмульдерса (тома 62, 62а). 435 Об истоках и первых годах издания серии, которая на сегодняшний день насчитывает около 500 томов, см.: Foilloux E. La collection Sources chretiennes. Editer les Peres de l " Eglise au XX е siecle. Paris, 1995; Simonetti M. Novant " anni. Op. cit. P. 35 и далее. Среди изданий меньшего охвата достоин упоминания прежде всего Gregorii Nysseni Opera (GNO), проект Йегера, автора превосходного издания «Против Евномия» (Leiden, 1960). Ср.: Vaggione R. P. Eunomius of Cizicus and Nicene Revolution. Oxford, 2001. 436 Напомню отклики, вызванные открытием и публикацией «Дидахе» – «Учения двенадцати апостолов», обнаруженного в Иерусалимском кодексе, издание которого было осуществлено под редакцией Гарнака в Лейпциге в 1884 г. (TU 2). 437 О них см.: Curti С, Barbara M. A. Catene esegetiche greche//Patrologia V/A. Di Berardino (ed.). Genova, 2000. P. 611–655. 438 Ограничусь упоминанием изданий различных трудов Феодора Мопсуестийского и Севира Антиохийского в Patrologia Orientalis (РО), которая издается в Париже, и в Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium (CSCO), который издается в Лувене. Важнейшая «Книга Гераклита Дамасского» Нестория была опубликована отдельно П. Беджаном (Париж; Лейпциг) в 1910 г. 440 Об этой затянувшейся и еще вовсе не разрешенной проблеме можно прочитать во вступительной статье к трактату Ипполита «Против Ноэция» (Contro Noeto. Bologna, 2000). 441 О подробностях открытия и деталях публикации этих текстов см.: Filoramo G. Lattesa della fine. Storia della gnosi. Bari, 1983. Полную библиографию см.: Scholer DM. Nag Hammadi Bibliography. Leiden, 1971, которая ежегодно пополняется в приложениях к журналу Novum Testamentum. См. также ниже в данной статье (р. 384–385).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

В скитах близ Латополиса (ныне Исна) обнаружены 2 копт. надписи с упоминанием П. Еще одна надпись, на греч. языке, обнаружена в мон-ре Епифания в Фиваиде ( Papaconstantinou. 2001. P. 165-166). Ист.: BHG, N 1418z - 1419a; BHO, N 839-840; SynCP. Col. 78-79, 616-619; ActaSS. Apr. T. 2. P. 757; Sept. T. 6. P. 681-688; Acta Martyrum/Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. P., 1907. Vol. 1: [Textus]. P. 110-119; 1908. Vol. 1: [Versio]. P. 72-77. (CSCO. Copt. 3; 1); Bedjan. Acta. T. 5. P. 514-542; MartRom. P. 413; MartRom. Comment. P. 414; Cammelli L. Papiri greci e latini della Società italiana. Firenze, 1912. T. 1. P. 54-57; La Passion de Saint Paphnuce/Ed. H. Delehaye//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 328-342; PG. 117. Р. 72 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 472-473; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 200; ЖСв. Сент. С. 566; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 1. Σ. 295-297 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 1. С. 343-346). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1901. Т. 2. С. 298; Т. 3. С. 394-395; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 5-154; Sauget M.-J. Pafnuzio di Denderah e DXLVI compagni//BiblSS. 1966. Vol. 10. Col. 29-35; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 383; Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides: L " apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001. А. Н. Крюкова Иконография Древнейшее в визант. искусстве изображение святого - миниатюра Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 66, 1-я четв. XI в.). Под 25 сент. представлено мучение преподобного, распятого на дереве, стоящем между 2 горками. Пышная, поднимающаяся вверх крона может обозначать дерево определенной породы (напр., пальму); распятие совершено на укрепленной к стволу дерева поперечной перекладине, к к-рой прибиты руки инока. Святой облачен в хитон охряного цвета с длинными рукавами, на запястьях (зарукавьях) к-рой вышиты черные равноконечные кресты; на нем темная мантия, под к-рой - черного цвета схима. Его глава не покрыта, волосы седые и короткие, борода недлинная, разделенная на неск.

http://pravenc.ru/text/2579812.html

§§2169–2199; Harlfinger D., Reinsch D. R., Sonderkamp J. A. Specimina Sinaitica. Die datierten griechischen Handschriften des Katharinen-Klosters auf dem Berge Sinai 9. bis 12. Jahrhundert. Berlin: D. Reimer Verlag, 1983; об арабских рукописях : Atiya A. S. Complete Analytical Listing of the Arabic Collection Preserved in the Monastery of St. Catherine, Mt. Sinai (на арабском языке). Alexandria: Galal Hazzi & Co., 1970; о грузинских рукописях : Garitte G. Catalogue des manuscripts géorgiennes littéraires du Mont Sinai//CSCO 165. Subsidia 9. Louvain: L. Durbecq, 1956, index 308: «liturgiques, textes»; о славянских рукописях : Tarnanides I. The Slavonic Manuscripts Discovered in 1975 at St Catherinés Monastery on Mount Sinai//St Catherinés Monastery on Mount Sinai. 3. Thessalonika: Hellenic Association for Slavic Studies, 1988; Parenti S. L " Eucologio slavo del Sinai nella storia dell " eucologio bizantino//Seminario del Dipartimento di Studi Slavi dell " Europa Centro-orientale, Universita di Roma «La Sapienza». Filologia slava. 2. Rome, 1997); id. Influssi italo-greci nei testi eucaristici bizantini dei «Fogli Slavi» del Sinai (XI sec.)//OCP. 1991. 57. P. 145–177; id. Глаголический список римско-византийской литургии Св. Петра//Palaeobulgarica. 18/4. 1994. P. 3–14; Velkovska E. La liturgia presso gli Slavi ortodossi/Capaldo M. (ed.)//Lo spazio letterario del medioevo. 3. Le culture circostan- ti. Vol. 3: Le culture slave. Rome: Salerno Editrice, 2006. P. 405–437; ead. Nuovi paralleli greci dell " Eucologio slavo del Sinai//Seminario del Dipartimento di Studi Slavi dell " Europa Centro-orientale, Universita di Roma «La Sapien- za». Filologia slava. 1. Rome, 1996; ead. Una preghiera dell " incenso nell " Eucologio slavo del Sinai//EL. 1996. 110. P. 257–261. 659 Fønyshov S. L " Horologe «géorgien» du Sinaiticus ibericus 34. Tome I: Texte; Tome II: Commentaire. Thèse présentée pour l " obtention du Doctorat conjoint en histoire des religions et anthropologie religieuse (Paris IV – Sorbonne), en theologie (Institut Catholique de Paris), et en théologie (Institut de Théologie Orthodoxe Saint-Serge).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

641 Анастасий Синайский. Hom. 3 на образ Божий. PG 89. Col. 1155С; о Сергии см.: van Dielen J.L. Geschichte der Patriarchen von Sergios I. bis Johannes VI, (610—615). Amsterdam, 1972. P. l-56. 642 Послание к Сергию. CSCO. Scriptores Syri. IV, 7 (Louvain, 1949). P. 60. 643 Conciliorum oecumenicorum decreta, 3-е изд., Bologna, 1973. P. 117; англ. пер.в: A Select Library of Niceneand Post-Nicene Fathers of the Christian Church. XIV. P. 313. 644 Посл. IV. PG 3. Col. 1072C; конечно, никто не подозревал, что автор «Ареопагитик» был сам, возможно, монофизитом-севирианином. 645 Ср.: Weiss G. Studien zum Leben, zu den Schriften und zur Theologie des Patriarchen Anastasius I. von Antiochien, 559—598//Miscellanea Byzantina Monacensia. IV. 1965. P. 240 ff. 646 «Мы поклоняемся Ему в единой природе, единой воле и единой энергии ( νργεια )» у Liemzmann H. Apollinaris von Laodicea und seine Schule. Tübingen, 1904. P. 248. 647 Наиболее достоверными источниками являются «Диспут» святого Максима Исповедника с Пирром (PG 91. Col. 332В-333В) и письма самого Сергия к папе Гонорию и Киру Фасскому. 648 Оказывается, что Феодор Фаранский был подлинным создателем моноэнергизма. Фрагменты из его сочинений были представлены (и осуждены) на Шестом соборе в 680 г. Ср.: Murphy F.X., Scherwood P. Constantinople II et Constantinople 111. Paris, 1973. P. 143—146, 303—304. 649 Тексты в Mansi XI. Col. 525—528, 560—561. 650 PG 91. Col. 96AC; ср. комментарий и перевод письма у F. — M. Léthel. Théologie de l " agonie du Christ. Paris, 1979. P. 59 ff. 651 Ср. в частности армянского летописца Себеоса. History of Heraclius» Изд. и франц. пер. F. Macler (Paris, 1904). Р. 71—72. 652 Ср.: Higgins M.J. Chosroes H " " s votive offerings at Sergiopolis//BZ 48. 1955. P. 89—102. «Тексту Chabot. Synodicon. P. 580—598. 653 Sebeos. Op. cit. P. 113—116. 654 Ср.: Prend. The Rise. P. 335—339. 655 Севир Асмунейнский. История патриархов» Изд. и пер. А.Т.А. Eveils. Patrologia Orientalis I. Paris, 1907. P. 481. 656 X, 25. Цит. изд. II. P. 380—381.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Свято-Владимирская православная богословская семинария и Университет Фордхэм. Пер. д. А. Платонова 1 «The Notion of Virginity in the Early Church» в кн. под ред. B. Mc-Ginn, J. Meyendorff, и J. Leclerq, «Christian Spirituality: Origions to the Twelfth Century (New York, 1985), 427. См. P. Brown “The Body and Society” (New York, 1988). Для более полного изучения литературы по теме на языках оригиналов с французским переводом, см. Ch. Munier, Mariage et virginité dans l’église ancienne (Berne, 1987). 2 См. тексты в A. Vööbus, Celibacy, a Requirement for Admission to Baptism in the Early Syrian Church (Stockholm, 1951); также комментарии Вёёбуса в History of Asceticism in the Syrian Orient, I: The Origin of Asceticism: Early Monasticism in Persia (Louvain, 1960) (=CSCO 184), стр 93–95, 17508; ср. также R. Murray, Symbols of Church and Kingdom: A Study of Early Syrian Tradition (Cambridge, 1975), 17–18. 3 G. A. Rhallis и М. Potlis, Σνταγμα τν θεων κα ερν καννον (Афины, 1852–55) (далее RPS), III, стр 96–121. 5 Популярность фигуры св. Алексия, «человек Божия» является хорошим примером. Его Житие, первоначально на сирийском языке, стало широко распространено на греческом и латыни. Алексий оставил свою невесту в день свадьбы ради аскетической жизни; см. недавнее исследование C. E. Stebbins, «Les origines de la légende de saint » RBPH 51 (1973), 497–507. 7 «Истинную мужественность показывают не в выборе холостой жизни; напротив, приз в соревновании мужчин выигран тем, кто жизнью навык выполнять обязанности мужа и отца, и заботиться о домашнем хозяйстве. С другой стороны, тот, кто не имеет семьи, является во многих отношениях неиспытанным.» Stromateis, VII 12, 70; ed. O. Stahlin, GCS 17 (1909), p. 51; trans. J. E. L. Oulton and H. Chadwick в The Librury of Christian Classics, II (Philadelphia, 1954), 138. 9 Legatio pro Christianis, 33, ed. E.J. Goodspeed, Die alteste Apologeten (Gottingen, 1914), p. 354; trans. C. Richardson в The Library of Christian Classics, I (Philadelphia, 1953), 337.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Исследования. Adler J. G. Novi Testamenti versiones syriacae simplex, Philoxeniana et Hierosolymitana. Kopenhagen, 1789; Gwynn J. Remnants of the later Syriac Versions of the Bible. London, 1909; Baumstark. S. 144−145; Mc Hardy W. D. James of Edessa " s citations from the Philoxenian text of the Book of Acts. JTS 43 (1942). P. 168−173; Vosté J. M. Les citations syro-hexaplaires d " Iso " dad de Merw dans le commentaire sur les Psaumes. Bi 25 (1945). P. 12−36; Mc Hardy W. D. The Text of Matthew and Mark in white " s » Versio Syriaca Philoxeniana» and in the New College Ms 333. JTS 49 (1948). P. 175−178; Idem. The Text of Acts in James of Edessa " s Citations and in the Cambridge Add. Ms. 1700. JTS 50 (1949). P. 186−187; Bignami, Odier, Levi della Vida G. Une Version latine de L " Apocalypse syro-arabe de Serge-Bahira. Mél D» arch. et d " Hist. 62 (1950). P. 125−148 ; Vòòbus A. Studies in the History of the Gospel Text in Syriac. CSCO. Voi. 12 (Subsidia 3). Louvain, 1951; Idem. Early Versions of the N. Testament. Stockholm, 1954. § 109. Симеон, епископ Бет-Аршама Ревностный монофизит, называемый также «персидский спорщик», поскольку распространяя свое учение в Персии, участвовал в споре, на котором опроверг аргументы католикоса Бавая (497−502/503), за что был возведен на епископскую кафедру. Обратил трех волхвов, которые в 509 г. претерпели мученическую смерть. Симеон часто приезжал в Хирту и Константинополь, в последнем он и умер ранее 548 г. Из Хирты в 524 г. он отправил к Симеону Габбульскому два письма, в которых идет речь об Арефе и его товарищах, мучениках химьярских, которые в предшествующий год были убиты иудейским йеменским царем Зу Нувасом. О них в позднейшей рукописи сохранилось также анонимное повествование. В другом послании к неизвестному лицу Симеон оплакивает несторианизацию Персии, совершенную трудами Барсаумы. Издание послания к Симеону. Assemani. Bibliotheca Orientaus. Т. I. P. 364−379 (с лат. переводом); Bedjan Р. Acia M Arlyrum et Sanctorum. T. I. P. 372−397; Land J. P. Anecdota Syriaca. T. III. P. 235−242.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Под этим названием (сир. Me " arrath gazze) известно сочинение, которое наподобие некой Священной истории с примесью многочисленных легенд излагает главные разделы Ветхого и Нового Завета в популярной форме. Кроме Священного Писания неизвестный автор, вероятно из школы св. Ефрема, приводит заметки из клинописных вавилонских текстов, из дохристианских еврейских книг, таких, как, например, «Откровение Моисеево» и «Книга Еноха», а также из христианских книг, как, например, «Книга Адама и Евы». От «Пещеры Сокровищ», в свою очередь, зависят другие апокрифы, как, например, «Завещание Адама» и «Книга Пчелы». Поскольку «Пещера Сокровищ» присутствует как у яковитов, так и у несториан, вероятно, ее происхождение следует отнести почти к началу V в. Нам же кажется, что известное (ныне) издание было сделано в середине VI в. Сочинение выдержало несколько переводов на восточные языки и имело большое влияние. Основа содержания – историческая. Название происходит от одного рассказанного эпизода, а именно, что Адам в некой пещере спрятал золото, смирну и ладан, которые впоследствии, были принесены волхвами Иисусу. В «Пещере Сокровищ» обнаруживаются немаловажные предания. Так, волхвы были тремя царями – Хормиздадом, Изгарадом и Перозадом, которые, будучи в Халдее и увидев, за два года перед рождением Иисуса, сверкающую звезду, сверились затем с книгой «Откровения Нимрода» и узнали, что в империи греков родился царь. Издания. Bezold С. Die Schatzhöhie. Leipzig, 1883; араб. и нем переводы там же; англ.: Budge E. A. W. The Book of the cave of Treasurer. London, 1927. Исследования. Baumstark. S. 95; Bamberger J. Die Literatur der Adambücher und die haggadischen Elemente in der syrischen Schatzhöhle. Aschaffenburg, 1901; Idem. Die Nachwirkung der Schatzhöhle. Zeitschrift für Semitistik. 3(1925). S. 33−71, 158−177; Avalichvili Z. Notice sur une version Géorgienne de ia Caverne des Trésors. ROC 26 (1927−1928). P. 381−395; de Vxllard U. M. Le Legende orientau sur magi Evangeu ci. Città del Vaticano, 1952; Leonhard C. Die Beschneidung Christi in der syrischen Schatzhöhle. Beobachtungen zu Datierung und Überlieferung des Werks. Syriaca 2 (2004). S. ll, 28; Toepel A. Die Adam und Seth-Legenden im syrischen «Buch der Schatzhöhle»: eine quellenkritische Untersuchung. CSCO. Vol. 618 (Subsidia 119). Lovanii, 200. § 32

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Sermo de Domino Nostro (Гомилия о Господе Нашем - Col. 145-274); переиздана в CSCO. Vol. 270-271. Sermo de Admonitione et Poenitentia (Гомилия об увещевании и покаянии - Col. 275-310) ( Biesen. N 52). Sermo de Peccatrice (Гомилия о грешнице - Col. 311-338); гомилия стихотворная; переиздана в CSCO. Vol. 311-312. Sermones in Hebdomadam Sanctam (Гомилии на св. седмицу - Col. 339-566); 8 стихотворных гомилий; переизданы в CSCO. Vol. 412-413. Hymni Azymorum (Гимны об опресноках - Col. 567-636); переизданы в CSCO. Vol. 248-249. Hymni de Crucifixione (Гимны о Распятии - Col. 637-714); переизданы в CSCO. Vol. 248-249. T. 2. Открывается Житием Е. С., написанным в VI в. (Vita Sancti Ephraemi - Col. 1-90). Commentaria in Isaiam, Lamentationes, Jonam, Nahum, Habacuc, Sophoniam, Aggaeum (Комментарии на Исаию, Плач, Иону, Наума, Аввакума, Софонию, Аггея - Col. 103-310) ( Biesen. N 133); взяты из катен Севира Антиохийского; дополняют издание этих комментариев в Assemani. T. 4, 5. Sermo de Admonitione (Гомилия об увещевании - Col. 311-334) ( Biesen. N 50); принадлежит Исааку Антиохийскому , под его именем была переиздана в: Homiliae S. Isaaci Syri Antiocheni/Ed. P. Bedjan. P., 1903 (Гомилия 34). Sermo de Reprehensione (гомилия об укорении - Col. 335-362); переиздана в CSCO. Vol. 305-306. Sermo de Reprehensione (Гомилия об укорении - Col. 363-392); переиздана в CSCO. Vol. 311-312. Sermo de Magis, Incantatoribus et Divinis, et de Fine et Consummatione (Гомилия о магах, гадателях, божественных, и о конце и истреблении - Col. 393-426); стихотворная гомилия; возможно, принадлежит не Е. С., а Исааку Антиохийскому; переиздана в CSCO. Vol. 320-321. Hymni de Nativitate (Гимны о Рождестве - Col. 427-510); переизданы в CSCO. Vol. 186-187. Sermo super illud «In Principio» (Гимн на слова «В начале» - Col. 511-516) ( Biesen. N 152); состоит из отрывков утерянной прозаической гомилии на Пролог Евангелия от Иоанна; часть текстов заимствована из Гимнов о Церкви (38. 18). Hymni de Maria (Гимны о Марии - Col.

http://pravenc.ru/text/376984.html

Издания. Chronica Miscellanea. Ed. E. W. Brooks. CSCO. Vol. 3 (Ser. Syri 3). Parisiis, 1904. P. 77−156; лат. перевод: J. B. Chabot. 11 CSCO. Vol. 4 (Scr. Syri 4). Louvain, 1955. P. 61−119. Исследование: Baumstark. S. 274. 5. Хроника, доведенная до 846 г. Содержится в рукописи Brít. Mus. Add. 14642 (палимпсест, переписанный, главным образом, в X в.), и в сохранившемся виде является всемирной хроникой, составленной в 784−785 гг., а впоследствии продолженной неким яковитским монахом из Картаминского монастыря до 848−849 гг. 7 Отличается более совершенной хронологией. В своих сведениях хроника опирается на следующих предшественников: первую книгу Маккавеев, Иосифа Флавия, Евсевия Кесарийского , «Учение Аддая», Псевдо-Епифания, Сократа Схоластика , « Эдесскую хронику», Иоанна Эфесского, Псевдо-Захарию и др. Первая версия, которая доходит до 819 г., издана по Бет-Севиринской рукописи (ed. Aphrem Barsaum. CSCO. Ill ser. 14. Vol. 81 (Scr. Syri 36). Paris, 1920. P. 1−22) с лат. переводом (Chabot J. B. Ibid. Vol. 109 (Ser. Syri 56). P. 1−16). Издания. Chronica Minora. Ed. E. W. Brooks. CSCO. Vol. 3 (Scr. Syri 3). P. 157−238; лат. перевод: J. B. Chabot. CSCO. Vol. 4 (Scr. Syri 4). Louvain, 1955. P. 121−180. Исследование. Baumstark. S. 273. 6. Хроника, доведенная до 813 г. Сохранилась фрагментарно в рукописи Brit. Mus. Add. 14642 X−XI вв. Повествует о событиях со времени смерти яковитского патриарха Иоанна (ум. 754) до убийства халифа аль-Амина (813). Как представляется, хроника была составлена Феодосием Эдесским до середины IX в. Издания. Chabot J. B. Chronicon anonym um ad annum 813 Pekinens. Ed. E. W. Brooks. CSCO. Vol. 5. T. 5. P. 243–260; лат. перевод: Brooks E. W. CSCO. Vol. 6 (Ser. Syri 6). Louvain, 1960. P. 183–196; англ. перевод последней части: Brooks E. W. A. Syriac fragment. ZDMG 54 (1900). P. 195–196. Исследование: Baumstark. S. 276. 7. Хроника Иакова Эдесского (ум. 708). Сохранилась в рукописи Brit. Mus. Add. 14684, но в поврежденном виде. Впрочем, многое из утраченного может быть восполнено по сочинениям историографа Михаила, который делал из этой хроники пространные выписки. После вступления идет свободный перевод «Хроники» Евсевия Кесарийского , вплоть до 20-го года царствования Константина. За ней следовала оригинальная часть, доходившая до 691−692 гг., которую впоследствии, вероятно, ученик Иакова продолжил вплоть до 709−710 гг., уже после смерти последнего. Сохранились, впрочем не всегда целиком, вступление и оригинальная часть, которая выделяется своей хронологией.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010