1065 Conc. de Toledo IV (633). can. 75: Post instituta quaedam ecclesiastici ordinis vel decreta quae ad quorundam pertinent disciplinam, postrema nobis cunctis sacerdotibus sententia est pro robore nostrorum regum et stabilitate gentis Gothorum pontificale ultimum sub Deo iudice ierre decretum (IV Толедский собор, кан. 75: После некоторых установлений церковного порядка и декретов, относящихся к дисциплине неких [лиц], следует всем нам, епископам, следующим решением вынести при Божьем суде последний декрет собора ради силы наших королей и твердого положения народа готов...). Orlandis J; Ramos-Lissón D. Historia de los concilios... P. 292–293. 1066 Conc. de Toledo IV (633). can. 75: Quod si divinam iracundiam vitare volumus et severitatem eius ad clementiam provocare cupimus, servemus erga Dei religionis cultum atque timorem et usque in mortem custodiamus erga principes nostros pollicitos fidem atque sponsionem... 1067 Conc. de Toledo IV (633). can. 75: ...sed defuncto in pace principeprimatus totiusgentis cum sacerdotibus successorem regni concilio communi constituant... (IV Толедский собор, кан. 75: ...когда правитель почиет в мире, пусть первые лица всего народа совместно с епископами на всеобщем соборе провозгласят наследника королевства...) См. Orlandis J. El poder real... P. 84–85; Orlandis J.; Ramos-Lissón D. Historia de los concilios... P. 295. 1068 Conc. de Toledo IV (633). can. 75: Quiquumque igitur a nobis vel totius Spaniae populis qualibet coniuratione vel studio sacramentum fidei suae, quod patriae gentisque Gothorum statu vel observatione regiae salutis pollicitus est temtaverit aut regem nece adtrectaverit aut potestatem regni exuerat aut praesumptione tyrannica regni fastigium usurpaverit, anathema sit in conspectu Dei Patris et angelorum, atque ab ecclesia catholica quam periurio profanaverit efficiatur extraneus et ab omni coetu christianorum alienus cum omnibus impietatis suae sociis, quia oportet ut una poena teneat obnoxios qous similis error invenerit implicatos.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

851 Conc. II de Sevilla (619). can. 2: ...ob hoc placuit inter alternas partes inspectionis viros mittendos, ita ut in diaecesi possidentis sitam baselicam veteribus signis limes praefixus monstraverit ecclesiae cuius est iusta retentio sit aeternum dominium... 852 Conc. II de Sevilla (619). can. 2: ...quod si et limes legitimus eandem baselicam non concludet sed tam longi temporis probatur obiecta praescribtio, appellatio repetentis episcopi non valebit, quia illi tricennalis obiectio silentium ponit (II Севильский собор (619 г.) кан. 2: ...и если рядом с этой базиликой не будет проходить установленная граница, но будет выдвинута и принята praescriptio temporis, обращение епископа, подавшего иск, не будет иметь силы, потому что его заставит молчать возражение о тридцатилетием [сроке]). 853 Conc. II de Sevilla (619). can. 2: Hoc enim et saecularium principum edicta praecipiunt et praesulum Romanorum decrevit auctoritas (II Севильский собор (619 г.) кан. 2: Ведь то же самое предписывают эдикты светских правителей и постановляет воля римских владык). 856 Conc. II de Sevilla (619). can. 3: Scribitur enim in lege mundiali de colonis agrorum, ut ubi esse quisque iam coepit ibi perduret. Non aliter et de clericis [qui] in agro ecclesiae operantur canono decreto praecipitur nisi ut ibi permanenant ubi coeperunt (II Севильский собор 619 г.) кан. 3: Ибо в мирском законе сказано о колонах полей, чтобы каждый оставался там, где он стал [колоном]. То же предписывает постановление канона в отношении клириков, работающих в полях церкви, а именно, чтобы они оставались там, где стали [прикрепленными к земле]). 857 См. Дождев Д.В. Римское частное право... С. 78; Ковалев С.И. История Рима. СПб., 2003. С. 772. 858 См. C.Th. 4.23.1 [Brev. 4.21.1] (а. 400, Arcadius et Honorius); а также титулы, посвященные колонам: C.Th. 5.17 De fugitivis colonis, inquilinis et servis; C.Th. 5.18 [Brev. 5.10] De inquilinis et colonis. 859 Stocking R. Bishops, Councils, and Consensus in the Visigothic Kingdom, 589–633. Michigan, 2000. P. 130–131.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

50 Ibid. art. III, § 68: «Sunt enim facienda opera propter mandatum Dei, item ad exercendam fidem, item propter confessionem et gratiarum actionem. Здесь на ряду с другими побуждениями к доброделанию (mandatum Dei, confessio=declaratio fidei и gratiarum actio) указывается и упражнение в вере. Ниже (art. IV, §§ 153, 154, 155). Апология подробнее выясняет, в чем состоит это упражнение, указывая на то, что добрые дела оправданнфх, будучи знаками, показателями (exsterna signa, testimonia) усвояемого верою обетования о прощении грехов, тем самым сожействуют большей твердости веры, подобно тому, как это делают, напр., таинства крещения и евхаристии. Однако отсюда ошибочно было бы заключать о готовности лютеран усвоять какое-либо значение добрым делам в процессе оправдания. И в данном месте Апологии (см. конец § 153 и начало § 154) и с еще большею решительностью в других символических книгах значение это отвергается ими. Формула Согласия, как было указано выше, отрицает всякое отношение добрых дел к вопрос об оправдании и спасении человека и, говоря о побуждениях, по которым христианин должен совершать их, уже умалчивает о значении их, как средства упражнения в вере, хотя и признает их свидетельствами (testimonia, indicia) присутсвия в оправданных Духа Святого и их вечного спасения (Form. Conc., P. I, art. IV, §§ 7, 8, 15, 16, 18; P. II, art. IV, §§ 22, 35, 38). 51 Form. Conc., P. II, art. II, § 7: «Docemus, quod ea non sint vere bona opera, quae quisque bona intentione ipsemet excogitat... , sed ea, quae Deus ipse in verbo suo praescripsit». 52 Calv. Inst. Lib. III, c. II, s. 8 in fin., где начало практической жизни в возрожденных определяется, как pius affectus, и рассматривается, как следствие освящения, совершаемого в душе человека Духом Св. 53 Conc. Trid. Sess VI, cap. XI, De observatione mandatoram, necessilate et possibilitate. Ibid., can. 9, 20, 24 etc, Form Conc., P. II, art. IV, § 16 «Per vocabulum necessitatis est (sit) neccesitas ordinis, mandati et voluntaris Christi ad delete Calv Instit lib. II, cap. III, § 13 " Imprimis obtinere volumus, non offerre tantum a Domino gratiam, quae libera cujusque electione aut recipiatur, aut respuatur, sed ipsam esse, quae in corde et electionen et voluntatem formet: at quioquid deinde sequitur boni operis, fructus sit ipsius ae effectus, aliam habet sibi obsequentem voluntatem, nisi quamfecit»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

862 Isidori De eccl. off. II.5.11: Sacerdotem enim quaerit Ecclesia, aut de monogamia ordinatum, aut de virginitate sanctum; digamo autem aufertur agere sacerdotium; Ibid. II.20.4: Secundas autem nuptias propter incontinentiam jubet Apostolus; melius est enim denuo uni viro nubere, quam explendae libidinis causa cum plurimis fornicari. Saepius enim nubendi licentia jam non est religionis, sed criminis. Cfr. I Cor. 7.10–13. 864 Conc. de Toledo I (397–400). can 1. De presbyteris vel diaconibus si post ordinationem filios genuerint; can. 3. De his qui viduas acceperint ne diacones efficiantur; can. 4. Ut si diaconus si defuncta uxore aliam duxerit, ostiarius fiat; Conc. de Sevilla I (590). can. 3. De clericis cum quibus mulleres cohabitant. 865 Conc. de Toledo I (397–400). can. 4: Subdiaconus autem defuncta uxore si aliam duxerit, et ab officio in quo ordinatus fuerat, removeatur, et habeatur inter ostiarios vel inter lectores, ita ut evangelium et Apostolum non legat, propterea ne qui ecclesiae servierit publicis officiis serviré videatur. Qui vero tertiam, quod nec dicendum aud audiendum est, acceperit, abstentus biennio, postea inter laicos reconciliatus per poenitentiam communicet. 867 Conc. de Sevilla II (619). can. 7. De his quae prohibentur presbyteris in ecclesiasticis sacramentis. 868 Isidori De eccl. off. II.5.3: Quo loco contemplari oportet Aaron summum sacerdotem fuisse id est, episcopum; nam filios ejus presbyterorum figuram praemonstrasse. (Исидор. О церковных службах. П.5.3: И подобает считать, что на этом месте Аарон был верховным священником, то есть епископом; ведь сыновья его предстают в образе пресвитеров). 869 Isidori De eccl. off. II.5.3: ...quod Aaron super tunicam accipiebat poderem, stolam sanctam, coronam auream, mitram, et brachiale aureum, zonam auream, et superhumerale, et caetera, quae supra memorata sunt. Filii autem Aaron super tunicas lineas cincti tantummodo, et tiarati, astabant sacrificio Dei. (Исидор. О церковных службах. П.5.3: ...поверх туники на Аарона был надет подир, священная стола, золотой венец, митра, а также золотой браслет, золотой пояс и эфод, и прочее, о чем было сказано выше. Сыновья же Аароновы, в одних подпоясанных холщовых туниках и в тиарах, стояли подле жертвоприношения Богу).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

26 Вероятно, Исидор ссылается на постановления соборов в Сарагосе (380 г.) и в Агде (506 г.). Так, отцы Сарагосского собора разрешили прихожанам вкушать скоромное в воскресные дни, и вместе с тем обязали их присутствовать на церковной службе в каждый день поста (Conc. Caesar. I. can. 2). Отцы собора в Агде провозгласили, что свободными от поста являются только воскресенья, тогда как по субботам следует воздерживаться от мяса (Conc. Agat. can. 12). Кроме того, надо отметить, что на IV Соборе в Толедо, проходившем под председательством самого Исидора, было запрещено вкушать скоромное вечером Страстной пятницы (Conc. IV Toledo. can. 8). 29 Согласно постановлению II Собора в Жероне (517 г.), пост Пятидесятницы длился три дня, с четверга по субботу (Conc. Ger. II (a. 517): De letaniis, ut expleta sollemnitate Pentecosten sequens septimana a quinta feria usque in sabbatum per hoc triduum abstinentia celebretur). 30 По всей видимости, Исидор отождествляет праздник кущей и день очищения. День очищения приходится на десятый день седьмого месяца; в этот день следовало поститься и воздерживаться от работы, дабы посвятить все свои помыслы Господу ( Лев. 23:27–30 ). Напротив, праздник кущей (Суккот) начинается в пятнадцатый день того же седьмого месяца ( Лев. 23:34 : «.скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей.») и продолжается восемь дней, в течение которых верующие должны жить в хижинах-кущах, в память о тех кущах, в которых жили иудеи после исхода из Египта ( Лев. 23:42–43 ). Согласно Книге Левита, в первый день праздника нужно было взять в руки ветки деревьев ( Лев. 23:40 ). Кроме того, в первый и восьмой день праздника запрещен всякий труд ( Лев. 23:39 : «.празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой.»). 31 Под «седьмым месяцем» подразумевается сентябрь, т.к. календарный год начинался с марта (Isidori. Etym. V.23.6–11: . anni initium mensis est Martius. 11. September nomen habet a numero et imbre, quia septimus est a Martio et imbres habet («. март– начало года Сентябрь же называется так от своего номера и дождей, поскольку он седьмой от марта и несет дождь»)).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

472 Reg. past. Lib. pars III. Prologus P. c. c. T. LXXVII. col. 40 Тоже самое в Moralium lib. XXX c. III. n. 12. P. c. c. T. LXXVI. col. 533. Далее Reg. past. p. III. c. I. (col. 50–1) разные роды учения перечисляет такими же словами, и в таком же порядке как Moralium lib. XXX. с III n. 13 (col. 530–1) 476 Так III Турский собор, бывший при Карле Великом (в 813 году), 3-м правилом своим вменяет в обязанность каждому епископу знать каноны и пастырскую книгу, изданную блаж. папою Григорием, с. 3. «Nulli episcopo liceat canones aut librum pastoralem a Beato Gregorio papa editam, si fieri potest, ignorare: in quibus se debet unusquisque, quasi in quodam speculo, assidue considerare» (Concilia generalia ut provincialia, graeca et latina. Binii. T. VI. p. 214. Butetiae Parisiorum 1636. Шалонский или Кабиллонский II собор, бывший в том же 813 году, первым правилом своим постановляет, чтобы епископы знали и изучали каноны и книгу Григория о пастырском служении, и по образцу, там начертанному, и жили и проповедовали: С. 1, Decrevimus juxta sanctorum canonum constitutionem et caeterarum sanctarum scripturarum doctrinam, ut episcopi assidui sint in lectione... Canones quoque intelligant, et librum B. Gregorii Papae de cura pastorali: et secundum formam ibidem constitutam et vivant et praedicent. Conc. gen. et prov. Binii. T. VI. p. 218. Тоже самое читаем в 10 правиле собора реймского 813 года: «Lectae sunt sententiae libri pastoralis Beati Cregorii, ut pastores Ecclesiae intelligerent, quomodo ipsi vivere et qualiter sibi subjectos deberent admonere: quoniam teste codem Beato Gregorio, aliter admonendi sunt praelati, atque aliter subditi». (Conc. Binii. p. 230). См. еще XII с. concil. Parisiens. 829 an. (Conc. Binii p. 327). Concilii Aquisgranensis 836 an. c. VII. VIII. IX. X. (Concil. Binii. p. 363). Praefatio episcoporum in synodum, quam Moguntiae in Monasterio S. Albani celebrarunt 813 ann. (Conc. Binii. p. 224) 477 Hincmari Rhemensis archiepiscopi epist. LII ad clerum et plebem Laudunensem. De ordinatione Henedulfi, Laudun. episcopi. Patr. c. compl. T. XXVI. col. 275

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

passiva [«зачатие пассивное»]) не является объектом привилегии. Ибо, если разуметь ту concupiscentia passiva [«пассивную похоть»], которая есть непосредственный продукт и содержание рождающих начал conceptio seminis, conc. camis, conc. inchoatae personae [«зачатие семени, зач. плоти, зач. новосозданной личности»] и по времени или, по крайней мере, по природе предшествует влитию (Eingiessung) разумной души, то она еще не содержит в себе личности Марии. Во всяком случае, privilegium [«привилегия»] соответствует лишь тому пассивному зачатию, которое позднейшими богословами называется conceptio passiva adaequata et consummata [«зачатие пассивное, соответственное и завершенное»], а ранними защитниками зовется conceptio germinis [«зачатие зародыша»] (в противоположность cone, seminis [«зач. семени»]) и conc. spiritualis sive personalis [«духовное, или личное зачатие»], а иногда vitalis sive animalis [«жизненным либо животным»] (в противоположность к conceptio camis [«зачатию плоти»]) и совпадает с nativitas personae in utero [«рождением личности во чреве»]. Продукту рождения приписывается при этом непорочность не вследствие способа происхождения, но, вопреки ему, особенным божественным действием, чрез которое душа Марии создана и влита в тело . В отношении к человеческому зачатию, conc. humana, это обозначается как conceptio divina [«зачатие Божественное»], т. е. a Deo [«от Бога»]. Непорочное зачатие обозначает ту свободу от первородного греха, которая дается при крещении, и есть, стало быть, крещение Марии еще до рождения Ее, и, следоват., до рождества Христа. Рассматриваемый догмат в своей богословской формулировке связан с двумя предпосылками: 1) католическое учение о действии первородного греха в человеке в связи с учением о первоначальном его состоянии; 2) учение о происхождении человеческих душ посредством нового творческого акта, — креационизм. В свете этих обоих учений только и возможно понять основную мысль догмата и оценить ее по существу. Действительно, здесь идет речь именно о том, что при творении души Марии Ей возвращен дар justitia originalis [«изначальной праведности»], у человека отнятый при грехопадении, в виде особого благодатного исключения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

571 Form. Conc. I, 2. Hase 579: «Hominis intellectus et ratio in rebus spiritualibus prorsus sint coeca nihilque propriis viribus intelligere possint... Ex nobismet ipsis, tanquam ex nobis, non sumus idonei, ut aliquid boni cogitemur; qued vero idonei sumus id ipsum a Deo est». 572 «Nulla opera edere possumus quae non sint carnis nostrae vitio polluta, ac proinde supplicio poenisque digna». Conf. Belg. XXXIV. Niem. 376. 574 «Веруем, учим и исповедуем, что правда наша пред Богом есть именно это самое, что Господь нам отпускает грехи из одной благости». Form. Conc. I, art. III (4). Hase. 584». Ср. Cont. Sall. art. XVIII. Niem. 334: «Веруем, что вся наша праведность заключается в отпущении наших грехов, которое есть, как свидетельствует Давид, и единственное наше блаженство». Ср. также Cont. Belg. XXIII. Niem. 374. 575 Напр., Apol. III (40). Насе. 90, говорит, «что оправдание означает не только одно начало обновления, но и то примирение, которое мы получаем впоследствии». 576 «Iustificare dicitur non sensu physico, sed forensi et iudiciali, a reatu culpae et penae absolvere et iustum aestimare, declarare». Hollaz. у Бретшнейдера. «Systematische Entwickelung aller in d. Dogmatik vorkommenden Begriffe». Leipzig. 1841. S. 641. 579 Form. Conc. I. Art. III (17). Hase 585: «Слово «оправдание» в этом случае значит: провозглашать праведным, освобождать от грехов и вечных наказаний за грехи, ради праведности Христовой, которая вменяется Богом вере». Или выше: «Бог дарует и вменяет нам праведность послушания Христова, ради этой праведности мы и принимаемся Богом в благодать и считаемся праведными». Art. (4) Hase 584. 580 «Iustificare consistit in mutatione morali, quae constituit hominem iustum actione iudiciali et eidem pura extriuseca h. e. tali, quae non in homine, sed circa hominem peragitur». Quenstedt у Бретшнейдера. Op. cit. 641. 582 Ibid. 642. Ср. Art. Smalcald. III. Art. XIII (I). Hase 336: «Хотя грех еще не уничтожен совершенно в плоти и еще не мертв, однако Бог не желает его нам вменять, ни помнить». «Грехи наши, по выражению Cat. maj. II, art. III (55). Hase 500, non nobis noceant in christianitate constitutis: ubi (что показывает тожество спасения и оправдания) nihil aliud, qnam assidua et indesinens est peccatorum remissio».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

158 См. замечание об этом у Vasiliev A. A., Justin the First, Cambridge, Mass., 1950 г., стр. 206. 159 Victoris Tonnennensis, Chronicon, стр. 203, sub. a. 553. 160 E. Schwartz, Acta Conc. Oecum., t. II, pars. III. Gestorum Chalcedonensium versio a Rustico edita, B., 1937 г., cmp. XIII-XIV Praefationis. 161 О ней см. E. Schwartz, Aus des Concils von Chalkedon, стр. 12—13. 162 „Explicuerunt quae ante gesta praemissa sunt”. 163 E. Schwartz, Acta Conc. Oecum., t. II, vol. III, B., 1937 г., cmp. XVI Praefationis. 164 E. Schwartz, Aus den Akten des Concils von Chalkedon, стр. 16. 165 E. Schwartz, Acta Conc. Oecum., t. I, vol. IV, B., 1923 г., cmp. VIII Praefationis. 166 E. Schwartz, Aus den Akten des Concils von Chalkedon, стр. 16: „Diakon beginnt, nachdem er am Anfange stehende Briefsammlung, die ein besonderes nicht einfaches Problem bildet, vollendet hatte” (подчеркнуто» «мною»). 167 См. выше, стр. 127. 168 A. Brückner, Quellen zur Geschichte des pelagianischen Streits, 1906 г. 169 А. Кремлевский. История пелагианства, Казань, 1898 г. 170 W. Powesin, Imperium, Ecclesia Spiritualis, Rom. Der Kampf der afrikanischen Kirche um die Mitte 6 Jahrhundert, 1937 г. (­ Forschungen zur Kirchen und Geistesgeschichte, II). 171 Что же касается того, что нет ни одного прямого и ясного доказательства причастия Рустика к редактированию „Авелланы”, то, во-первых, нет такого прямого доказательства и в отношении „Synodici Casinensis”, во-вторых, о Рустике мы знаем так мало, что требовать прямых доказательств из источников не всегда можно, и, в-третьих, то, что известно о Рустике, настолько неясно и спутанно, что еще Тэрнер в 1913 году, по словам Швартца, жаловался: „ita confuse in libris impressis acta edende Rustico… se habent, ut non facile iudicium ad amussim facias”, Ecclesiae occidentalis iuris monumenta antiquissima, t. I, vol. 2, Oxford, 1913 г., cmp. VII; цит. из E. Schwartz, Aus den Akten des Concils von Chalkedon, стр. 25. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3434...

2597 См. Conc. Germ. 1, с.1. Ap. Hard. 3. 1919–1920. Подлинность этих соборов отвергалась, но без основания, некоторыми папистами, вследствие положения отводимого в них светской власти. Хронология этих соборов тщательно рассматривается епископом Гефеле 3:467 и след. 2599 Conc. Liptinenis, c. 2. Casata подобно английской hide земли, представляла собой количество, достаточное для содержания одного семейства. Solidus в рануарийских законах, считается равным двум волам, но ценность его вообще разнообразилась. См. Ducange, под словом Casata и Solidus. 2600 Nodfyr от nötlicn, «вынуждать», потому что огонь был насильственно выводим из дерева, или слова Not, «нужда», потону что огонь этот употреблялся во времена бедствий (Ducange, под словом Nedfri). О способе произведения его см. Grimm, Deutsche Mythologie, 570, где собрана большая масса учености по этому предмету. Ланеркостскаа хроника упоминает об употреблении вынужденного огня в качестве лекарства против болезни среди скота в 1268 году. В XVII столетии он был употребляем в Эбердине, где он назывался «горским обычаем». 2604 Главные источники сведений касательно их Bonif. Ep. 57. Conc. Rom. ap. Hard. 3:1935–41 или Patrol. 89:831 и след. 2605 Вальх (10:24:41), отождествляет это письмо с тем письмом, которому приписывалось подобное же происхождение во времена Григория Великого и с тем, которое осуждено в Капитулярии Карла Великого в 789 году (Pertz. Leges. 1, 65, cc. 77.). Целью этого послания было содействовать строгому соблюдению воскресного дня. 2606 Начало его сохранено в актах Римского собора. Адельберт, будто бы освящен был еще в утробе матери и об этой благодати было сообщено его матери во время ее беременности видением теленка исшедшего из ее правого бока. 2612 Виргилий управлял этим диоцезом в течение двух лет до принятия посвящения, и в тоже время рукоположения и проч. были совершаемы вместо него одним из его соотечественников по имени Добда, находившимся в епископском сане. Наконец, Виргилий подчинился настойчивым просьбам своей паствы и соседних епископов, и быль посвящен в 767 году (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010