(19) Jean-Jacques Rousseau. Dialogues. — Hanover: Dartmouth College Press, 1990. — P. 63. (20) См.: Jean-Pierre Dupuy. Petite métaphysique des tsunamis. — Paris: Editions du Seuil, 2005. — P. 68. (21) Однако это уже было в США — речь, конечно, идет о голливудских «Побегах из…» («Побег из Нью-Йорка», «Побег из Лос-Анджелеса»), в которых американский мегаполис выпадал из области общественного порядка и попадал под власть преступных банд. В этом отношении более интересен «Эффект спускового крючка» (1996) Дэвида Кепа, в котором после ухода властей из большого города начинается распад общества; фильм играет с расовыми и самыми разными иными предрассудками — как говорится в рекламе фильма: «Когда ничто не работает, происходит все что угодно». Можно вспомнить атмосферу Нового Орлеана как города вампиров, живых мертвецов и вуду, где некая темная духовная сила постоянно угрожает разрушением социальной ткани. И вновь, как и в случае cil сентября, неожиданность не была чем-то неожиданным: башня из слоновой кости Соединенных Штатов не была разрушена вторжением реальности социального хаоса, насилия и голода третьего мира; напротив, то, что до недавнего времени воспринималось как нечто, не имеющее отношения к нашей реальности, нечто, известное нам в виде вымышленного присутствия на экранах телевизоров и кинотеатров, грубо вошло в нашу реальность. (22) О понятии «субъекта, предположительно верящего» см.: Slavoj Ziiek. The Plague of Fantasies. — London: Verso, 1997. Ch. 3. (23) Jim Dwyer and Christopher Drew. Fear Exceeded Crime " s Reality in New Orleans. — New York Times, September 29, 2005. Глава 4. Presto: Антиномии толерантного разума (1) См.: Иммануил Кант. Критика чистого разума.//Кант И. Сочинения: В 6 т. — Т. 3. — М.: Мысль, 1964. — С. 390–391. (2) Эта полная ответственность женщины за половой акт подтверждается странными порядками в Иране, где 3 января 2006 года девятнадцатилетняя девушка была приговорена к смерти через повешение, когда она призналась, что зарезала насмерть одного из трех мужчин, пытавшихся ее изнасиловать. Загвоздка вот в чем: что было бы, если бы она не стала защищаться? Если бы она позволила этим мужчинам изнасиловать себя, по иранским законам о целомудрии она получила бы сто плетей; если бы она была замужем во время изнасилования, она, скорее всего, была бы признана виновной в прелюбодеянии и приговорена к смерти через побивание камнями. Что бы ни произошло, ответственность целиком лежит на ней.

http://predanie.ru/book/218263-o-nasilii...

Разногласие в последней части известия, очевидно, не весьма существенно и легко устраняется, если мы обратим внимание на буквальный смысл выражений Византийца: он говорит о настроении в пользу греков, что возможно было и для города, за пять лет пред тем взятого норманнами или подчинившегося им по договору (ср. de Blasiis, La insurrezione Pugliese, II, 65). Затем, что касается второго норманнского завоевания, то, по одной редакции Барийских летописей, оно произошло в 1064 году. Anonymi Barensis chron. Murat. V, 152 (в издании Пертца этого места нет): Anno 1064, ind. II. Capta est Idrontum a Gosfreida suo comite. Но, не говоря о прочем, это известие документально опровергается тем, что Константин Дука в 1065 году называет Отранто в числе городов, подчиненных церковной, а следовательно, и политической власти императора (Zachariae, Jus Graecorom., III, 325: Амат, а вслед за ним и Лев Остийский, говорят о (втором) покорении Отранто норманнами после возвращения Роберта Гвискарда из сицилийского похода (1065 г.) и пред самым началом обложения апулийской столицы, города Бари: Aime, L» Ystoire de li Normant (ed. par Champollion-Figeac), pag. 159: Et ensi fist, quar premerement asseia Otrente et attornia la de diverses travacles et de chevaliers. Et tant l " asseia quant par armes et par pourete jusques a tant que cil de la cite la rendireut, quar non pooient autre faire… Et de la se parti -- et s " en vint a Bar... Cp. Leo Casinens. Pertz, SS., VII, 707: Ydrontum denique tandiu obsidens afflixit, quousque illi se tradidit. Inde Barim terra marique circumdat... Так как осада Бари началась в августе 1068 года, то здесь опять является некоторое противоречие с краткою норманнскою хроникою, по которой Отранто покорился в октябре этого года, следовательно, не до начала осады города Бари, а во время ее. Но дело в том, что летосчисление норманнской хроники ведется по системе мартовских годов упреждающих, так что на самом деле взятие Бари должно быть относимо к 1067 году. Ср. de Blasiis, La insurrezione Pugliese p.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Штрафы» – налоги на холостяков и бездетных. 1585 Новые же граждане, присоединялись ли они к гражданству через латинское право или непосредственно по милости принцепса, если они сразу же не приобретали прав родства, считались совсем чужими тем, с которыми были уже тесно связаны. – Latium: per Latium=per nomen Latinum – «Лаций»: латинским именем, Iura cognitionis – законы, права родства. 1586 ...от действия законов Вокония и Юлия...– Lex Voconia, 169 г. до н. э. запрещал завещать женщинам больше половины всего имущества, при нарушении его вся излишняя сумма завещания конфисковывалась. О законе Юлия трудно сказать, какой именно закон такого наименования имеется в виду; их было много. 1587 ...не один только у всех нас наследник, независимо от того, внесен он или не внесен в завещание. – Намек на то, что при Нероне и Домициане из страха перед императором богатые люди считали своим долгом оставлять по завещаниям львиную долю своего имущества императору, чтобы сохранить остальное для членов своей семьи. 1589 Твоя же, цезарь, жена... – Плотина. Она была верным другом и советником Траяна; по ее выбору Траяном был усыновлен Адриан. 1594 ...моего трибуната... в мое преторство... – Как видно из следующих слов, служебная карьера Плиния проходила в правление Домициана; некоторые годы этого правления, особенно 93–95 гг. н. э., ознаменовались гонениями и даже казнями выдающихся общественных деятелей из сенаторских кругов. 1595 Всего известно пять памятников, в которых упомянут Плиний Младший. Два из них (CILV 5667 CILV 5263) представляют собой надписи в честь Плиния. Три других составлены от первого лица и принадлежат, вероятно, самому Плинию. Из них мы приводим здесь две надписи, лучше сохранившиеся; третья (CIL XI 5272), найденная в Гипселлах (совр. Spello), позволяет только заключить, что Плиний оказывал благотворительность ряду городов, помимо родного Комо. 1596 CILV 5262. Подтверждает широкую благотворительность Плиния по отношению к его родному Комо. Текст содержит ряд лакун, отмеченных в переводе квадратными скобками.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

562 ...в этрусское имение...– Имение это находилось на территории города Тифернум Тиберинум (ныне Cività di Castello) в долине по Верхнему Тибру. Расстояние до Рима 149 рим. миль (т. е. ок. 225 км). Фрагменты каменной кладки и архитектурных украшений, найденных на том месте, которое известно под именем «холма Плиния», свидетельствуют, что здесь стояла вилла, а находки кирпичей и черепиц с клеймом PCPS (CIL, XI 6689.43: инициалы Плиния) позволяют думать, что именно здесь находилась плиниева усадьба. Вид местности подходит к его описанию. 563 ...откуда берут листья на корм скоту... – Листва деревьев (преимущественно вяза и тополя) служила обычным кормом для скота в Италии, так как трава в долинах обычно выгорала уже к середине лета. 564 Общий вид местности прекрасный... равнина опоясана горами, вершины которых покрыты... рощами; ... между ними холмы с жирной почвой... Ниже... широко и далеко раскинувшиеся виноградники... Дальше идут луга и поля... при первой вспашке... выворачиваются такие глыбы, что... измельчить их удается при девятой. – Ср. имение, которое Плиний собирался купить (III.19.5): плодородные поля, виноградники, строевой лес; наличие таких хозяйств, объединяющих различные отрасли, предостерегает от слишком поспешного вывода об упадке сельского хозяйства в то время. – О девятикратной пахоте в Этрурии говорит и Плиний Старший: Ест. ист. 18,181. Описание местности сделано внимательным и понимающим сельским хозяином: корм скоту, листья, травянистые луга, особенные свойства травы; качество почвы – плодородная, тяжелая, особенности вспашки, волы и рала; виноградники и arbusta. 565 Он... судоходен... но только зимой и весной... – Тибр перерезал владения Плиния; они, следовательно, находились в долине. Страбон (5, 227) пишет, что Тибр, приняв в своем верхнем течении несколько речушек, становился судоходным для маленьких судов, доставляющих в Рим урожаи этих мест. 567 ...низенькими деревцами, задержанными в росте рукой садовника... – Римляне очень любили такие рукой садовника созданные пейзажи. Цицерон пишет брату Квинту о таком пейзаже в его усадьбе под Арпином (ad Quint. 3,1). Плиний Старший рассказывает, что садовники подрезали деревья так, что получилось подобие охотничьих сцен, целого флота и вообще разных предметов (Ест. ист. 16. 140). – Аканф – (acanthus mollis) – растение, которое стелется по земле.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

1011 После Плиния (см. выше) это следующее по времени упоминание венедов, которых многие считали славянами. О проблемах, связанных со славянством тацитовых венедов, и анализ настоящего текста см. подробнее: Свод 1994. С. 37–45. 1017 Тацит называет эти панцири «катафрактами». Сарматская конница славилась катафрактариями – всадниками в тяжелом вооружении. 1021 Речь идет о событиях 49 г. н. э. О боспорском царе Митридате см. подробнее: Dio, LX, 8. Тацит подробно рассказывал о его судьбе в утраченной части «Анналов». 1022 Авл Дидий Галл (в 40 г. он был легатом pro praetore провинции Мезия) низверг в 46 г. с боспорского престола Митридата и посадил на его место его брата Котиса. 1024 Меотийское племя дандариев зафиксировано на Боспоре эпиграфическими документами (IOSPE, II, 66; 344). 1035 Этот эпизод борьбы римлян с сарматами известен только из настоящего текста. Далее биограф сообщает, что император Траян сделал Адриана консулом за эту победу. 1038 Предполагается, что им был Распараган, известный нам из надписей (CIL, V, 32–33), в которых говорится, что он умер, приняв римское гражданство, в г. Пола; при этом он назван в надписях rex Roxolanorum и rex Sarmatarum. 1042 Возможно, под куратором подразумевается правитель Вифинии, который в разные периоды истории Боспора курировал его дела. 1045 Германские и сарматские племена вели во время правления Марка Аврелия ожесточенные бои на границе Римской империи, особенно во время I Маркоманнской войны (166–175 гг.) и в конце его правления (конец 70-х гг.). 1048 Марк Клодий Пупиен Максим был императором в 238 г. вместе с Децимом Целием Кальвином Бальбином. 1052 Валериан – римский император в 253–259 гг., отец Галлиена, попал в 259 г. в персидский плен и вскоре был казнен. 1053 Под скифами часто понимались различные племена Северного Причерноморья, в данном случае – готы. 1063 Описание гуннов у Аммиана является самым полным и «классическим» в позднеантичной историко-географической литературе. 1066 Речь идет об Аланских, или Алаунских горах, расположенных где-то к северо-западу от Каспийского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

708 Уже в правление Гунериха у вандалов появились серьезные проблемы в отношениях с берберами. Так, берберские племена заняли горные районы в Нумидии (горы Аврасия) и, судя по тексту Прокопия (I, 8, 5), отвоевали данную территорию у вандалов. Сикка Венерия и Лар были расположены недалеко от этого района. Поэтому появление здесь берберов скорее всего является набегом на сопредельную территорию. Однако вполне возможно, что подобный набег был «согласован» с вандалами. Описываемые события относятся к концу 482 или началу 483 г. Виктор сообщает о 4966 изгнанниках, но, по другим сведениям, их было 4000 (Victor de Tunnuna, Chron., 479/1). По всей видимости, именно к этим людям относится надпись из Аубуцца (места, расположенного ок. 20 км к югу от Сикка Венерия), где упомянуты мученики или исповедники: «...Военный трибун Фортунат, Бененат, Абундий, Виктор мученик, Роман диакон, Петий, Феликс, Рогат трибун, Феликс, Цинам, Феликс, Грегорий, Феликс, Рогат, Донат мученик, Либертин, Феликул, Кресконий Патерни (отцовский?), Рогат, Контросар Филаргири (от греч. Сребролюбивый?), Абундантий, Донатиан, Марикл, Виктриан, Наталик, Тин, Гауциос, Роман, Инул, эти имена в нашем собрании (от греч. émilia) претерпели мучения каждый» (CIL, VIII, 16396). 709 Епископ города Зура в бывшей Проконсульской провинции. Единственным известным епископом этого города был Паулин, упоминаемый в 411 г. Однако он не мог быть отцом упоминаемой женщины, поскольку слишком большой временной промежуток отделяет его от 482 г. 710 Иеремия, второй из т.н. больших библейских пророков. Упоминаемые события относятся к периоду правления иудейского царя Седекии (597–586 гг. до н.э.), когда вавилоняне осадили Иерусалим и Иеремия советовал покориться без сопротивления во избежание большого кровопролития. Поскольку Иеремия упорствовал в своих советах, его посадили в грязную яму во дворе стражи, где он и умер бы от сырости и голода, если бы его не спас своим ходатайством царедворец Авемелех. Иеремию с большими усилиями вытащили из рва и оставили во дворе стражи (см. Иер. 37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

fre-mentum не имеет ничего общего с первыми тремя типами. То же самое следует сказать и о четвертом типе, ибо в латинском языке нет глагола (как, например, ple или fle). Отсюда может быть сделан только один вывод: у лат. frementum (как у rmentum) имело место выпадение группы «смычный + s» перед звонким согласным (в данном случае – перед т ; ср., например, лат. lmen < Выпадение группы «смычный + s» перед звонким согласным всегда сопровождается в латинском языке удлинением предшествующего краткого гласного («kompensatorische Dehnung»): > sn, > mitt и др. А отсюда, естественно, следует еще один вывод: гласный перед суффиксом должен быть долгим у слова frmentum. Именно так в дальнейшем он и будет обозначаться. Теперь неизбежно возникает вопрос: какой именно смычный исчез в отыскиваемом нами корне. Пересмотрев все без исключения возможности, легко убедиться в том, что ответ здесь может быть только один: лат. frmentum представляет собой производное корня fred- глагола frendere «раздроблять, растирать» (а также »скрежетать зубами»). Изменение > frmentum не является чем-то единичным и исключительным, оно не принимается здесь ad hoc, а образует часть фонетико-словообразовательного ряда, который может быть проиллюстрирован следующими (выборочными) примерами: iouxmenta (CIL, I2, 1) imenta (con)tmen flmen (in)strmentum rmentum caementum Приведеный ряд свидетельствует о том, что слово frmentum – довольно древнее образование, ибо фонетические и словообразовательные явления типа iouxmenta > imenta датируются V–III вв. до н. э. 283 Отсутствие слова frementum в письменном языке до III–IV вв. н. э. не более странно, чем, например, отсутствие такого древнего религиозного термина, как ablegmina, 284 в письменных источниках примерно до того же периода. Случаи поздней фиксации древнего по своей структуре слова – вполне обычны в истории любого языка. Итак, первый вопрос нашего исследования решен. Однако определение фонетической и словообразовательной структуры слова и его отнесение к какому-либо корню отнюдь не исчерпывают задачи этимологического исследования. Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть, относится к области семантической. К сожалению, анализ семантической части этимологии сталкивается с большими трудностями в связи с ограниченностью располагаемого нами материала. Папирусный фрагмент, содержащий слово frmentum, не проливает света на его возможное значение. Таким образом, приведенный выше отрывок из Италы остается единственным источником для понимания слова frmentum. В греческом тексте, как и в латинском переводе соответствующего места, речь идет о законе, который запрещает прикасаться как к прокаженному, так и к какой-либо части его тела, к одежде и т.д. Словá haec lex adversus omnem tactum leprae et frementi (Итала) соответствуют греческому οτος νμος ατ πασαν φν λπρας α ϑρασματος, где струп (короста) на язве прокаженного передается словом ϑρασμα.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2 Статья была опубликована в сборнике: Этимология. 1967/Отв. ред. О.Н.Трубачев. М., 1969. С. 80–87. 267 Ср. также au-ceps, au-spex (к avi-s) " птица», audeo (но avidus), cautum, gaudeo, claudo и др.) (Leumann 1977: s. 97). Для разговорного языка характерной была синкопа в глагольных формах типа amaut, cantaut, где также, после синкопы -i-, -v- изменилось в -u-. Причем, это изменение засвидетельствовано уже в I в. н. э.: pedicaud (CIL, IV, 2048, Помпеи). 2 Статья была опубликована в сборнике: Этимология. 1967/Отв. ред. О.Н.Трубачев. М., 1969. С. 80–87. 269 «В латинском языке есть синкопированные слова, но нет законов синкопы» (Тройский 1953: 173). О том, что синкопа в латинском языке в отдельных случаях могла быть связана с иноязычным влиянием см.: Тронский 1960: 89. 271 Кстати, балтийский материал проливает новый свет также и на вопрос о происхождении флексии Gen. S. (е/о-основ) -osio в латинском и в других и.-е. языках. См.: Откупщиков 1987: 120–126. 272 Статья под названием «Словообразование – семантика – этимология (О происхождении лат. dominus)» была опубликована в сборнике: Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 176–178. 273 Специально вопросу происхождения и последующей истории лат. dominus посвящено обстоятельное исследование (Leone 1969: 332–411). 274 Несколько странную контаминацию двух разных точек зрения мы находим в одной из работ 70-х годов. С одной стороны, лат. как отыменное образование возводится автором этой работы к числу «les adjectifs secondares possessifs» (как «chef de domus»), а с другой – dominus становится в один ряд c явно отглагольным образованием (лат. lna, авест. raox-šna-). (См.: Haudry 1979: 52.) 276 Сопоставление dominus с fginus (см., например: Anttila 1972: 94) едва ли может быть признано убедительным ввиду его изолированности (ср. quercnus, ulmnus и др.) и вероятности греческого влияния (φγινος). 277 Правда, здесь можно было бы привести несколько не совсем ясных случаев (типа picinus – к pix «смола», faecinus – к faex »осадок»), но они не меняют общей картины и не относятся к производным основ на гласный.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мученичество Стахуса, Амилия, Урбана, Ателла, Наркисса и др. апостолов от 70. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 141) [Греч. Νρκισσος; лат. Narcissus] (I в.), ап. от 70 (пам. 31 окт. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 31 окт. и 30 июня в Соборе всех апостолов), еп. Афинский. Имя Н. встречается в НЗ в Рим 16. 11, где ап. Павел приветствует «из домашних Наркисса тех, которые в Господе», т. е. христиан, принадлежащих к домохозяйству Н., возможно как из рабов, так и из свободных. По форме это обращение напоминает приветствие к христианам из дома Аристовула в предыдущем стихе (Рим 16. 10). Тот факт, что к самому Н. не обращено приветствие апостола, рассматривается как свидетельство о том, что либо он ко времени написания Послания уже умер, либо не находился в Риме, либо, как полагали большинство исследователей, не был христианином ( Lampe. 1992. P. 1022; Fitzmyer. Romans. N. Y., 1993. P. 741). В противном случае к его имени должны были быть добавлены дефиниции, как в случаях с др. христианами (см.: Рим 16. 3-13). Возможность рабам основывать свою религ. общину и исповедовать отличную от их хозяев религию зафиксирована в эту эпоху (см., напр.: Tac. Ann. XIV 44). Имя Наркисс было распространено как среди вольноотпущенников, так и среди рабов (CIL. Vol. 6. N 9035; Vol. 15. N 7500). Из трудов античных историков известно о влиятельном и богатом вольноотпущеннике Н. при имп. Клавдии, занимавшем должность советника по имп. переписке ( Suet. Claud. 28; ср.: Juvenal. Satir. 14. 329-331). В связи с этим ряд исследователей высказывали предположение о том, что Н. и этот чиновник при дворе императора одно и то же лицо. Вероятно, он стал жертвой в результате чисток прежней имп. администрации после восшествия на престол имп. Нерона в 54 г.; он мог быть казнен или покончил жизнь самоубийством (ср.: Dio Cassius. Hist. Rom. 64. 3; см., напр.: Lightfoot J. B. Saint Paul " s Epistle to the Philippians. L., 1903. P. 175; Dunn. 1988. P. 896; Osborne G. R. Romans. Downers Grove, 2003. P. 409; Jewett, Kotansky. 2007. P. 967). Как полагали др. исследователи, представление о том, что Н. был вольноотпущенником, принадлежавшим к имп. семье, следует рассматривать всего лишь как гипотезу, основанную не только на сходности имен, но и на стремлении к поиску эффектных исторических курьезов ( Kasemann E. Commentary on Romans. Grand Rapids, 1980. P. 399-400; Lampe. 1992. P. 1022).

http://pravenc.ru/text/2564686.html

P. 145-158; CIL. T. 13. Fasc. 1. N 2400; MartHieron. Comment. P. 48-49, 170-171; MartRom. Comment. P. 121-122. Лит.: Severt J. Chronologia historica successionis hierarchicae antistitum Lugdunensis archiepiscopatus. Lugduni, 1607. P. 32-33, 139-140; Pericaud A. Notice sur S. Nizier, évêque de Lyon au 6e siècle. Lyon, 1830; Gouilloud A. St. Nizier, évêque de Lyon (VIe siècle). Lyon; P., 1886; Vachet A. Les anciens couvents de Lyon. Lyon, 1895. P. 645-646; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 166-168; Martin J.-B. Histoire des églises et chapelles de Lyon. Lyon, 1909. T. 2. P. 349-358, 371; Coville A. Recherches sur l " histoire de Lyon du Ve siècle au IXe siècle (450-800). P., 1928; Vregille B., de. Nicezio, vescovo di Lione//BiblSS. Vol. 9. Col. 899-900; Heinzelmann M. Bischofsherrschaft in Gallien: Zur Kontinuität römischer Führungsschichten vom 4. bis zum 7. Jh.: Soziale, prosopographische und bildungsgeschichtliche Aspekte. Münch., 1976; idem. Gregory of Tours: History and Society in the 6th Century. Camb.; N. Y., 2001; idem. Gregory of Tours: The Elements of a Biography//A Companion to Gregory of Tours/Ed. A. C. Murray. Leiden; Boston, 2016. P. 7-34; Le diocése de Lyon/Éd. J. Gadille et al. P., 1983. P. 25-27. (Histoire des diocèses de France; 16); Van Dam R. Leadership and Community in Late Antique Gaul. Berkeley, 19922; idem. Saints and Their Miracles in Late Antique Gaul. Princeton, 1993; Hours H. La création du chapitre de Saint-Nizier//Bull. de la Société historique, archéologique et littéraire de Lyon. 1994. T. 23. P. 113-117; Powell M.-G. L " origine bourgeoise du prestige spirituel de l " église Saint-Nizier//Cahiers des Amis de l " Église Saint-Nizier de Lyon. 1997. N 7. P. 5-17; Reynaud J.-F. Saint-Nizier aux premiers temps chrétiens: La basilique des Saints-Apôtres//Ibid. 1997. N 8. P. 6-11; Beaujard B. Le culte des saints en Gaule: Les premiers temps, d " Hilaire de Poitiers à la fin du VIe siècle. P., 2000; Reveyron N. Chantiers lyonnais du Moyen-Âge: St.-Jean, St.-Nizier, St.-Paul.

http://pravenc.ru/text/2577737.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010