Малахии (In Malachiam prophetam, с предисловием к монахам Минервию и Александру Тулузским//PL. 25. Col. 1541–1577; CCSL. 76А. P. 901–942; рус. пер.: Творения. 1900. Ч. 15. С. 196–252); Осии (In Osée prophetam, с предисловием к Паммахию, PL. 25. Col. 815–946; CCSL. 76. P. 1–158; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 12. С. 136–332); Иоиля (In Ioelem prophetam, с предисловием к нему же, PL. 25. Col. 947–988; CCSL. 76. P. 159–209; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 12. С. 333–395); Амоса (In Amos prophetam, с предисловием к нему же, PL. 25. Col. 989–1096; CCSL. 76. P. 211–348; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 13. С. 2–162). При работе над книгами пророков Захарии и Осии, для которых не имелось толкований Оригена , блаж. Иероним широко использовал толкования Дидима Александрийского , написанные по его просьбе 421 . Поэтому эти толкования не столь обстоятельны, как предыдущие; они выглядят достаточно туманно и обезображены излишним аллегоризмом (что отчасти относится и к толкованию на Иоиля), в то время как толкование на Амоса, напротив, отличается богатством весьма глубоких наблюдений и назидательных суждений 422 . Не менее оригинально и толкование на Малахию, где уже в предисловии встречается интересная гипотеза о тождестве этого пророка со священником Ездрой, развиваемая блаж. Иеронимом в противоположность гипотезе Оригена , согласно которой Малахия, по этимологии своего имени, был посланным с небес ангелом, принявшим человеческую плоть 423 . После окончания работы над книгами малых пророков Вифлеемский пресвитер приступил к толкованию книг четырех великих пророков, начав с книги пророка Даниила, комментарии на которую он закончил в 407 г. (Commentarii in Danielem, с предисловием к Паммахию и Марцелле, CPL. 588; PL. 25. Col. 491–584; CCSL. 75А (F. Glorie. 1964); рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 12. С. 1–135). В предисловии он отстаивает исторический характер личности Даниила и пророческий характер его книги от нападок неоплатоника Порфирия 424 , а в самом толковании, где он собрал мнения предшествующих экзегетов – Климента Александрийского , Оригена , Юлия Африкана , Ипполита, Евсевия Кесарийского , – подражая методу Аполлинария, останавливается лишь на трудных для понимания местах (таких как пророчество о семидесяти седминах и т. п.), быстро пробегая по остальному тексту 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

6-9. Слова, входящие в собрание 18 Слов кодекса Vat. lat. 5758 (соответственно Serm. 140ter, 99bis, 177-178). 10. «На преполовение Пятидесятницы» (De medio Pentecostes=Sermo 85bis; CPL, N 234; CPPMA. Vol. 1. N 1707, 6362; изд.: CCSL. 24B. P. 527; PLS. 4. Col. 398; Mai. 1852. P. 208), ошибочно приписывается блж. Августину; об авторстве см.: Olivar. San Pedro Crisologo. 1949. P. 392-399. 11. «На Пятидесятницу» (De Pentecoste=Sermo 85ter; CPL, N 233; CPPMA. Vol. 1. N 6363; изд.: CCSL. 24B. P. 528-529; Mai. 1852. P. 207-208; PLS. 5. Col. 397), ошибочно приписывается блж. Августину; об авторстве см.: Olivar. 1952. 12. «О страдании Господнем, первое» (De passione Domini, I=Sermo 72bis; CPL, N 233a; CPPMA. Vol. 1. N 1635, 6360; изд.: CCSL. 24B. P. 435-439; PLS. 4. Col. 659; Mai. 1852. P. 64-66), ошибочно приписывается блж. Августину. 13. «О страдании Господнем, второе» (De passione Domini, II=Sermo 72ter; CPL, N 233b; CPPMA. Vol. 1. N 1636, 6361; изд.: CCSL. 24B. P. 440-444; PLS. 4. Col. 662; Mai. 1852. P. 66-68), ошибочно приписывается блж. Августину. 14. «Гомилия на Мф 11» (Homilia in Matt. XI=Sermo 179; CPL, N 233с; CPPMA. Vol. 1. N 1636, 6361; изд.: CCSL. 24B. P. 1085-1088; PLS. 4. Col. 844; Bibliotheca Casinensis. 1875. T. 2. Col. 161-162), ошибочно приписывается блж. Августину; об авторстве см.: Olivar. 1954. P. 330, 335-339. 15. «Толкование Символа веры» (Sermo 62bis; CPL, N 229a). По мнению Оливара, принадлежность этих Слов П. Х. может быть обоснована только с помощью внутренней критики, т. е. анализа лексики и стиля, поэтому нек-рые исследователи относят эти Слова к разряду сомнительных. Исследователи высказывают предположение, что при издании свт. Феликсом 176 Слов П. Х. они подверглись небольшому редактированию; в частности, элементы, характерные для письменной речи, были заменены на стилистические приемы, присущие устной проповеди (обращения, речь от первого лица, упоминание о недавно произнесенных Словах и т. п.; см., напр.: Petr. Chrysolog. Serm. 1, 15, 22, 75, 76, 78, 97-98, 148). Возможно, нек-рые длинные проповеди экзегетического характера были разбиты на неск. Слов, приуроченных к определенным дням литургического года ( Olivar. 1962. P. 227-277). Собрание 18 Слов кодекса Vat. lat. 5758

http://pravenc.ru/text/2580428.html

ad Ruf. Проспер Аквитанский. Epistula ad Rufînum («Послание к Руфину») Exp. ep. ad Rom. inch. Августин. Epistolae ad Romanos inchoata expositio («Незаконченное толкование послания к Римлянам») Die griechischen christlichen Schriftsteller Кассиодор. Institutiones divinarum et humanarum litterarum («Об изучении наук божественных и человеческих») Patrologiae cursus completus. Series graeca Patrologiae cursus completus. Series latina Prop ad Rom Августин. Expositio quarumdam propositionum ex epistola ad Romanos («Толкование некоторых вопросов из послания к Римлянам») Resp. Gall. Проспер Аквитанский. Responsiones ad capitula objectionum Gallorum calumniantium («Ответы на Главы возражений галловклеветников») Resp. Gen. Проспер Аквитанский. Responsiones pro Augustino ad excerpta Genuensium («Ответы в защиту Августина на избранные цитаты генуэзцев») Resp. Vine. Проспер Аквитанский. Responsiones ad capitula objectionum Vincentiarum («Ответы на Главы Викентиевых возражений») Августин. Retractationes («Пересмотры») Сульпиций Север. Vita Martini («Житие святого Мартина») Библиография Оригинальные тексты Августин Гиппонский – Ad Simplicianum//CCSL Vol. 44. – Confessiones//CCSL Vol. 27. – Contra duas epistulas Pelagianorum//CSEL Vol. 60. P. 423–470. – De civitate Dei//CCSL Vol. 47, 48. – De correptione et gratia//PL T. 44. Col. 915–946. – De diversis quaestionibus LXXXIII//CCSL Vol. 44A. P. 11–249. – De dono perseverantiae//PL T. 45. Col. 993–1034. – De gratia Christi et de peccato originali//CSEL Vol. 42. P. 125–206. – De gratia et libero arbitrio//PL T. 44. Col. 881–912. – De natura et gratia//CSEL Vol. 60. P. 233–299. – De praedestinatione sanctorum//PL T. 44. Col. 959–992. – De spiritu et littera//PL T. 44. Col. 199–246. – De Trinitate//CCSL Vol. 50–50A. – Epistulae//CSEL Vol. 34, 44, 57, 58. – Aux moines d’Adrumete et de Provence/Ed./. Chéné//Oeuvres de Saint Augustin. Vol. 24. – Epistolae ad Romanos inchoata expositio//CSEL Vol. 84. Амвросий Медиоланский – De fuga saeculi//PL T.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

19 . De oratione («О молитве» 203 , CPL 7; PL 1, 114–1196; CSEL 20,180–200; CCSL 1, 257–274). Этот трактат, написанный около198–200 гг., адресован оглашенным и содержит самый ранний в христианской письменности комментарий на молитву Paternoster (гл. 2–9), которую Тертуллиан называет «кратким содержанием всего Евангелия» (breviarium totius Evangelii, гл. 1), а также практические советы о молитве (гл. 9–92). В гл. 19 говорится о Евхаристии, а в гл. 25 – о часах ежедневной молитвы (3-ий, 6-ой и 9-ый). Этот трактат послужил образцом для трактата свт. Киприана Карфагенского De oratione dominica 204 . 20 . De patientia («О терпении» 205 , CPL 9; PL 1, 1249–1274; CSEL 47, 1–24; CCSL 1, 299–317; SC 310). Этот трактат, написанный около 200–203 гг., посвящен рассуждению о необходимости для христианина такой добродетели, как терпение, которой сам Тертуллиан , по его собственному признанию, не обладал (гл.1). Истоки противоположного ему порока – нетерпения –находятся в самом диаволе (гл. 5). Этот трактат стал одним из основных источников трактата свт. Киприана Карфагенского De bono patientiae 206 . 21 . De poenitentia («О покаянии» 207 , CPL 10; PL 2, 979–1030; CSEL 76, 129–170; CCSL 1, 321–340; SC 316). Этот трактат, написанный в 203 г. 208 , дает ценные сведения по истории покаянной дисциплины в Древней Церкви. В первой части (гл. 1–6) говорится о покаянии оглашенных перед принятием таинства крещения; во второй (гл. 7–12) – о возможности однократного «второго покаяния», дающего христианину, отпавшему от Церкви через грех , возможность вернуться в ее лоно. Тертуллиан говорит также о публичном исповедании грехов (exomologesis, гл.9–12), через которое происходило примирение с Церковью в присутствии пресвитеров, мучеников и мирян (гл. 9). В гл. 12 говорится о вечном осуждении в геенне тех, кто не воспользовался возможностью второго покаяния. 22 . Ad uxorem («К жене» 209 , в двух книгах, CPL 12; PL 1, 1274–1304; CSEL 70, 96–124; CCSL 1, 373–394; SC 273). Это первый из трех трактатов, посвященных теме брака. Он написан между 200 и 206 гг. В нем Тертуллиан защищает целостность и неразрывность христианского брака, резко осуждая мотивы, по которым вдовы выходят замуж вторично. В первой книге он советует своей жене после его смерти не вступать в новый браки вести аскетический образ жизни. Во второй книге Тертуллиан убеждает жену, что если она все-таки выйдет замуж вторично, то только за христианина. В конце второй книги Тертуллиан говорит о нравственной высоте и подлинном счастье христианского брака, освящаемого Церковью (гл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Иероним Пролог 1910 – Пер.: Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого. Изд. 2-е. Ч. 5. Киев.1910. С. 377–378. Переизд.: Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. Сост. Иером. Иларион (Алфеев) . Т. II. М. 1999. С. 16. Hieronymus Apologia – Apologia aduersus libros Rufini. CPL 613. PL 23, 397–456 (415–478)//P. Lardet. Saint Jerome. Apologie contre Rufin. SC 303. Paris. Cerf. 1983.//Lardet. P. L’Apologie de Jerome contre Rufin. Un commentaire. Leiden. E.J. Brill. 1993. Апология 1910 – Пер.: Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого. Апология против Руфина. Изд. 2-е.Ч.5. Киев.1910. С. 1–133. Hieronymus Epistulae – Epistulae. CPL 620. PL 22, 325–1204. Иероним Письма I – Пер. Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого Письма. Отдел I. .том I. Киев.1863. С. 1–224. Иероним Письма III – Пер. Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого. Письма. Отдел III. .том II. Киев.1864. С. 1–379. Пер. Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого. Письма. Отдел I. Изд. 2-е.том I. Киев.1910. Epistulae supposititiae. CPL 633. PL 30, 15–318. Hieronimus Commentarii Paulinas – Commentarii in iv epistulas Paulinas (ad Galats, ad Ephesios, ad Titum, ad Philemonem. CPL 591. PL 26, 307–618 (331–656). Hieronymus Commentarius in Ecclesiasten – Commentarius in Ecclesiasten CPL 583. PL 23, 1009–1116.//Adriaen M. S. Hieronymi presbyteri Opera 1. Opera exegetica 1. CCSL 72.Turnhout. Brepols. 1959. Пер.: Творения БлаженногоИеронима Стридонсеого. Ч. 6. Киев. 1880. С. 1–135. Hieronimus Commentarii in Esaiam – Commentarii in Esaiam. CPL 584. PL 24, 17–678. Hieronimus Commentarii in Prophetas Minores – Hieronimus Commentarii in Prophetas Minores. CPL 589. PL 25, 855–1668.//Adriaen M. S. Hieronimi presbyteri Opera. Pars I. Opera exegetica 6. Commentarii in Prophetas Minores. CCSL 76. Turnhout. Typographi Brepols Editores Pontificii. 1969.//Adriaen M. S. Hieronimi presbyteri Opera. Pars I. Opera exegetica 6. Commentarii in Prophetas Minores. CCSL 76A. Turnhout. Typographi Brepols Editores Pontificii.1970. Hieronimus Commentariorum in Mattheum – Commentariorum in Mattheum. libri IV. CPL 590. PL 26, 15–218 (15–228). CCSL 77. Turnhout. Typographi Brepols Editores Pontificii. 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

1117-1130; CPL, N 404; CCSL. Vol. 60. P. 227-258), пространная проповедь, произнесенная К., вероятно, на Пасху 439 г. ( Braun. 1986. Col. 2884); по тематике схожа с предыдущими. Помимо разъяснения обряда отречения от сатаны и церковной веры в Пресв. Троицу К. ведет полемику с арианами, учившими о неравенстве между Отцом и Сыном и практиковавшими перекрещивание православных. К. доказывает Божество Христа, ссылаясь не только на многочисленные библейские свидетельства, но также и на «Оракулы Сивилл» и на сочинения Вергилия . «Слово против пяти ересей» (Adversus quinque haereses//PL. 42. Col. 1101-1116; CPL, N 410; CCSL. Vol. 60. P. 261-301), имеет катехизическо-полемический характер, представляет собой краткий ересеологический трактат, направленный против 5 врагов Церкви Христовой: язычников (гл. 3; здесь автор ссылается на сочинения, надписанные именем Гермеса Трисмегиста (Mercurius)), иудеев (гл. 4), манихеев (гл. 5), савеллиан (гл. 7) и ариан (главы 6, 8). «Слово о «новой песни»» (De cantico novo//PL. 40. Col. 677-686; CPL, N 405; CCSL. Vol. 60. P. 381-392), тема Слова - обновление жизни, происходящее в христианстве, символом чего служит «новая песнь», которую псалмопевец воспевал Богу (ср.: Пс 143. 9). Этот символизм находит свое продолжение в рассуждении К. о пути христианина в небесное отечество и о 3 видах уклонения от этого пути: останавливается на пути христианин, не заботящийся о духовном преуспеянии; поворачивается вспять тот, кто, оставив чистую жизнь, предался пороку; уходит в сторону еретик. Особое внимание К. уделяет последнему состоянию, обличая манихеев, ариан и пелагиан. «Слово о последней среде» (De [ultima] quarta feria//PL. 40. Col. 685-694; CPL, N 406; CCSL. Vol. 60. P. 395-406), произнесено в Великую среду 439 г. (De [ultima] quarta feria. 7. 2). В нем на основе притчи о сеятеле автор призывает возделывать почву своего сердца, чтобы воспринять в таинстве Евхаристии Тело и Кровь Христовы, к-рыми очищается и украшается душа. В конце проповеди К. призывает остерегаться еретиков, особенно ариан, молиться за мир в Африке, за прекращение гнева Божия, т.

http://pravenc.ru/text/1684079.html

28 . De idololatria («Об идолопоклонстве» 215 , CPL 23; PL 1, 663–696; CSEL 20, 30–58; CCSL 2, 1101–1124). Этот трактат, по всей вероятности, был написан одновременно с предыдущим. В нем Тертуллиан доказывает, что не только служба в армии (гл. 19), но и любая государственная должность или общественная профессия, связанная с идолопоклонством, неприемлема для христианина (гл. 4–18). По мнению Тертуллиана , именно идолопоклонство сосредотачивает в себе все остальные тяжкие грехи и является главной причиной Страшного Суда (гл. 1). 29 . De fuga in persecutione («О бегстве во время гонения» 216 , CPL 25; PL 2, 103–120; CSEL 76, 17–43; CCSL 2, 1135–1155). Этот трактат, написанный в 212–213 гг., адресован другу Тертуллиана Фабию. Если ранее Тертуллиан предполагал возможность для христианина скрыться во время гонений (см. Ad uxor., I.3; De patien., 13), то в данном трактате он решительно отвергает это, считая, что такой поступок противоречит воле Бога, Который посредством гонений испытывает веру христиан (гл. 1). 30 . De jejunio 217 adversus psychicos («О посте. Против «душевных» христиан» 218 , CPL 29; PL 2, 953–978; CSEL 20, 274–297; CCSL 2,1257–1277). Этот трактат, написанный в 217–218 гг., направлен против кафолической Церкви, которая, по мнению монтаниста Тертуллиана , придерживалась недостаточно строгих правил относительно поста и воздержания. Тертуллиан требует более продолжительных постов, сухоядения (xerophagiae), то есть отказа от добавления в пищу мяса, соусов и фруктов, а также полного воздержания от вина, мытья и пр. (гл. 1). В пользу строгого поста и воздержания Тертуллиан приводит свидетельства из Св. Писания (гл. 2–10), а также защищается от обвинений в ереси и псевдопророчестве (гл. 11). В целом трактат содержит ценные материалы по истории дисциплины поста в Древней Церкви. 31 . De pudicitia («О стыдливости» 219 , CPL 30; PL 2, 979–1030; CSEL 20, 219–273; CCSL 2, 1281–1330; SC 394–395). В этом, по-видимому, последнем по времени написания трактате Тертуллиан возвращается к теме покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

М., 1987. С. 532-557 (прил.); De haeresibus (CPL, N 314)//PL. 42. Col. 21-50; CCSL. 46 (ed. R. Vander Plaetse, C. Beukers, 1969). P. 286-345; De libero arbitrio (CPL, N 260)//PL. 32; CSEL. 74 (ed. W. M. Green, 1956); CCSL. 29 (ed. W. M. Green, 1970). P. 211-321; De moribus ecclesiae catholicae et de moribus manichaeorum (CPL, N 261)//PL. 32. P. 1309-1378; CSEL. 90; De natura boni (CPL, N 323)//PL. 42; CSEL. 25 (ed. J. Zycha, 1891). P. 855-899; О природе блага против манихеев [отрывки]/Пер. О. Е. Нестеровой//ПСЛЛ, IV-VII вв. С. 204-206; De natura et Gratia (CPL, N 344)//PL. 44; CSEL. 60 (ed. C. F. Urba, J. Zycha, 1913). P. 232-299; De peccatorum meritis et remissione et de baptismo parvulorum (CPL, N 342)//PL. 44; CSEL. 60 (ed. C. F. Urba, J. Zycha, 1913). P. 3-151; De praedestinatione sanctorum (CPL, N 354)//PL. 44. Col. 959-992; О предопределении святых: Первая книга к Просперу и Иларию/Пер. И. Мамсурова. М., 2000; De spiritu et littera (CPL, N 343)//PL. 44; CSEL. 60 (ed. C. F. Urba, J. Zycha, 1913). P. 155-229; О духе и письме/Пер. Н. Загоровского. М., 1787; De utilitate credendi (CPL, N 316)//PL. 42; CSEL. 25 (ed. J. Zycha, 1891). P. 3-48; De vera religione (CPL, N 264)//PL. 34; CSEL. 77 (ed. W. M. Green, 1961); CCSL. 32 (ed. K.-D. Daur, 1962). P. 187-260; Об истинной религии//Творения. Ч. 7. С. 1-95; М., 1997р. (Б-ка Отцов и Учителей Церкви; 5); (переизд.: Энхиридион... С. 226-289); Psalmus contra partem Donati (CPL, N 330)//PL. 43. Col. 23-32; CSEL. 51. P. 3-15; Psalmus contra partem Donati/Introd., testo critico, trad. e note a cura di R. Anastasi. Padova, 1957 [с ит. пер.]; экзегет. : De consensu Evangelistarum (CPL, N 273)//PL. 34; CSEL. 43 (ed. F. Weihrich); О согласии Евангелистов: Кн. I-IV//Творения. Ч. 10; De doctrina christiana (CPL, N 263)//PL. 34; CCSL. 32 (ed. J. Martin, 1962). P. 1-167; CSEL. 80 (ed. W. M. Green, 1963); Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия. К., 1835; De Genesi ad litteram (CPL, N 266)//PL.

http://pravenc.ru/text/62610.html

44a (ed. A. Mutzenbecher, 1975). P. 253-297; De opere monachorum (CPL, N 266)//PL. 40; CSEL. 41 (ed. J. Zycha, 1900). P. 531-595; De sancta virginitate (CPL, N 300)//PL. 40; CSEL. 41 (ed. J. Zycha, 1900). P. 235-302; De Trinitate (CPL, N 329)//PL. 42; CCSL. 50-50a (ed. W. J. Mountain, 1968); О Троице. Кн. 1//БТ. 1989. Сб. 29. С. 260-279; Enchiridion (CPL, N 295)//PL. 40; CCSL. 46 (ed. E. Evans, 1969). P. 49-114; Ручная книжка... о созерцании Христа, или О слове Божием.../Пер. В. Беляева. М., 1783; Ручник о трех евангельских добродетелях: вере, надежде и любви.../Пер. И. С. Тодорского. СПб., 1787; Творения. Ч. 11. 92 с. (переизд.: Энхиридион... С. 290-349); Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. М., 1997; пастырские: De catechizandis rudibus (CPL, N 297)//PL. 40; CCSL. 46 (ed. J. B. Bauer, 1969). P. 121-178; Об обучении оглашаемых/Пер. М. Е. Сергеенко//БТ. 1976. Сб. 15. С. 25-55; Sermones (CPL, N 284-288; 368-372 [псевдо-А.])//PL. 38-39; PL. Suppl. T. 2. P. 398-840 [подлинные]; 841-1346 [приписываемые]; Sermones selecti XVIII/Ed. C. Lambot. Utrecht, 1950; CCSL. 41 (ed. C. Lambot, 1961) бесед на ВЗ]; SC. 116 (ed. S. Poque, 1966) [пасхальные проповеди]; Проповеди/Пер. прот. Д. Садовского. Серг. П., 1913; М., 1997р. (Б-ка Отцов и Учителей Церкви; 5); Проповеди/Пер. свящ. М. Козлова//Альфа и Омега. 1996. 1 (8). С. 65-77; Рассуждение в 4-й день празднеств/Пер. С. Степанцова//Богословский сб./ПСТБИ. 2000. 5. С. 118-123. Ист.: Possidii Vita Augustini//PL. 32. Col. 33-66; Поссидий Каламский. Жизнь Августина/Пер. М. В. Грацианского, П. В. Кузенкова// Аврелий Августин. Исповедь. М., 1997. С. 338-379 (прил.); ActaSS. Aug. T. 6. 1753. P. 362-386; Philippus de Harvengt. Vita beati Augustini//PL. 203. Col. 1025-1034; Vita S. Augustini imaginibus adornata: Manuscrit de Boston, Public Library, no. 1483, s. XV, inédit/Texte critique par P. Courcelle, comment. iconogr. par J. Courcelle-Ladmirant. P., 1964. Библиогр. указ.: CPL. P. 65-96 [полн. указ.]; Хронологический список сочинений Августина в соотношении с основными изданиями// Августин.

http://pravenc.ru/text/62610.html

(CPL, N 228; о составе см.: De Bruyne. 1928. P. 362-368). Рукопись Vat. lat. 5758 происходит из мон-ря Боббио и датируется VI-VII вв., т. о. по древности это собрание не уступает «Collectio Severiana». Девять Слов данной коллекции ( Petr. Chrysolog. Serm. 2, 4, 5, 7, 9, 10, 15, 17, 18) входят в «Collectio Feliciana», только они признаются безусловно подлинными большинством ученых. Четыре Слова (Ibid. 3, 8, 13, 14) относятся к группе «Sermones extravagantes», они признаются подлинными Оливаром, в то время как нек-рые исследователи относят их к разряду сомнительных. В отношении авторства остальных 5 Слов (Ibid. 1, 6, 11, 12, 16) существуют серьезные сомнения, фактически все они входят в группу гомилий, ошибочно приписываемых блж. Августину, нек-рые необоснованно приписываются свт. Амвросию Медиоланскому. Собрание кодекса Vat. lat. 5758 включает в себя следующие гомилии (нумерация по рукописи): Слово 1, «Об Адаме и Еве и св. Марии» (Sermo 1, De Adam et Eva et Sancta Maria; CPPMA. Vol. 1. N 1606; изд.: Mai. 1852. P. 1-4; Оливар считает неподлинным - Olivar. 1954. P. 331); Слово 2, «На Благовещение, третье» (Sermo 2, De adnuntiatione Domini =Sermo 143 из «Collectio Feliciana»; изд.: CCSL. 24B. P. 870-878); Слово 3, «На Рождество Христово» (Sermo 3, De natale Domini=Sermo 140ter из «Collectio Feliciana»; CPPMA. Vol. 1. N 909, 6302; изд.: CCSL. 24B. P. 854-857; PL. 39. Col. 1992); Д. де Брёйне издал заключительную часть этого Слова по рукописи Vat. lat. 5758 ( Bruyne. 1928. P. 364), однако, как доказал Оливар, она принадлежит составителю гомилиария, а не автору Слова ( Olivar. Sobre un sermón. 1953. P. 135-137); Слово 4, «О бегстве Господа в Египет, второе» (Sermo 4, De fuga Domini in Aegypto secundus=Sermo 151 из «Collectio Feliciana»; изд.: CCSL. 24B. P. 941-946); Слово 5, «Об убийстве младенцев Иродом» (Sermo 5, De uccisione infantium ab Herode=Sermo 152 из «Collectio Feliciana»; CPPMA. Vol. 1. N 1716; изд.: CCSL. 24B. P. 949-955; Mai. 1852. P. 230-232); по мнению Ж. Леруа, принадлежит еп. Фавсту Регийскому ( Leroy J. L " oeuvre oratoire de S. Fauste de Riez: La Collection Gallicane dite d " Eusèbe d " Emèse: Diss. Strasbourg, 1954. Vol. 1. P. 435-436);

http://pravenc.ru/text/2580428.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010