Не удалось извлечь искомое из базы (((

[«Совершивши полезную для души Четыредесятницу, воззовём: „Радуйся, город Вифания, отечество Лазаря; радуйтесь Марфа и Мария, сёстры его, заутра придёт Христос словом оживить умершего брата вашего“. Услышав его голос, жестокий и ненасытный ад вострепещет от страха, и весьма восстенав, отпустит Лазаря, связанного тесьмами. Народ еврейский, удивлённый сим чудом, встретит Его с ваиями и ветвями, и явятся дети восхваляющие Того, которому завидуют отцы. Благословен приходящий во имя Господне, Царь Израилев».] Прокимен, глас 6, пс. 123 Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю. [«Помощь наша о имени Господа, сотворившего небо и землю».] Стих: Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль. [«Если бы Господь не был в нас, да скажет Израиль».] Чтение из книги Бытия (49, 33–50, 1–26) рассказывает о смерти и погребении Иакова, о жизни Иосифа и братьев его в Египте после смерти Иакова, о смерти Иосифа и завещании перенести кости его в землю обетованную. Прокимен, глас 4, пс. 124 Надеющиися на Господа, яко гора Сион не подвижится во век. [«Надеющиеся на Господа, как гора Сион, не подвижутся вовек».] Стих: Яко не оставит Господь, жезла грешных на жребий праведных. [«Не оставит Господь жезла грешных над уделом праведных».] Чтение из книги Притчей (31, 8–32) представляет изображение доброй жены. «Сын, открывай уста твои для слова Божия, и обо всём суди здраво. Открывай уста твои и суди правильно, рассуди бедного и немощного. Кто найдёт добрую жену? Таковая дороже многоценных камней. Смело полагается на неё сердце мужа её, она не лишится доброй добычи. Ибо всю жизнь трудится для блага мужа своего. Смотавши шерсть и лён, своими руками делает нужное. Она, как корабль, торгующий вдали, собирает себе богатство. Встаёт ночью и раздаёт пищу дому и работу служанкам. Осмотрев поле, покупает его и от плодов рук своих насаждает виноградную лозу. Крепко подпоясавши чресла свои, укрепляет мышцы на работу. И поняла она, что хорошо работать, и всю ночь не погасает светильник у неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но и этот аспект богословия Крещения имеет существенное значение. В 124-м правиле Карфагенского Собора 418 года читаем, что «младенцы, никаких грехов сами собой содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» 204 . Тем же правилом провозглашается анафема всем, кто утверждает, будто младенцы «от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия» 205 . В Посланиях св. ап. Павла есть множество мест, указывающих на то, что возрожденный благодатью Крещения христианин обнаруживает в себе, хотя и иначе, чем до принятия таинства, действие ветхого Адама. Нераскаянных грешников, не омытых водами Святого Крещения, св. апостол называет «чадами гнева» ( Еф.2:3 ) и «рабами греха» ( Рим.6:20 ), в то время как возрожденных в Крещении христиан – «детьми Божиими» ( Рим. 8:16 ) и «рабами Бога» ( Рим.6:22 ). И вместе с тем в Послании к Римлянам св. апостол ясно говорит о том, что греховность не уничтожается в таинстве Крещения единовременно, полностью и окончательно: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию – закону греха» ( Рим.7:19–20,25 ). Блж. Августин, комментируя это место из Послания к Римлянам, обращает особое внимание на то, что «все это слова человека, который уже под благодатью» 206 . «Как же мертв грех , когда он во многом действует на нас и если мы боремся против него? – вопрошает блаженный отец. – Что же есть это многое, как не глупые и вредные пожелания, обрекающие соглашающихся с ними на смерть и погибель? А вот претерпевать их и им не уступать означает борьбу, схватку, битву. Между кем битва, как не между добром и злом? Не природы против природы, а природы против порока, который уже мертв, но еще должен быть погребен, то есть окончательно исцелен» 207 . О духовной брани, совершающейся в сердце возрожденного христианина, св. ап. Павел пишет: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал.5:16–17 ). Коринфских христиан, которые уже «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ), св. ап. Павел по-прежнему призывает очистить «себя от всякой скверны плоти и духа» ( 2Кор.7:1 ). Учение св. ап. Павла о борьбе между плотью и духом в крещеном христианине легло в основание православной аскетики.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Бэр Иоанн, свящ. Дева Матерь – Дева Церковь 410 /Пер. с англ. Н.И. Колотовкина под ред. В.Л. Шленова//Богословский вестник 2004 В православном богослужебном почитании Девы Марии, Божией Матери, обращает на себя внимание то, что на трех из четырех двунадесятых Богородичных праздников: Рождества Ее, Введения во храм и Успения (за исключением праздника Благовещения, в отличие от указанных выше, посвященного событию, описанному в канонических Евангелиях), – на Литургии предписывается читать то место из Евангелия от Луки (10:3842), где деятельное служение Марфы противопоставляется созерцательному сидению у ног Иисуса Марии, внимавшей слову Его. Евангельское чтение заканчивается стихом, взятым из середины следующей главы, где Иисус обращается к народу со знаменательными словами: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: „Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!“ А Он сказал: „Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его“» ( Лк.11:2728 ). Слова Христа поражают тем, что отводят наше внимание от Матери Его по плоти: чрева, носившего Его, и сосцов, питавших Его, и сосредоточивают наш духовный взор на самом состоянии веры, на соблюдении услышанного нами слова. Напомним, что и —124— ранее в том же Евангелии от Луки Христос, Которому сказали, что Матерь и братья Его, стоящие вне, желают видеть Его, отвечает: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:21 ). Те, кто слышат слово Божие, принимают и исполняют его, по словам Самого Христа, суть Его мать и братья. Однако в то же самое время в Новом Завете не встречаем никого, кому вполне удалось бы соблюсти слово Божие в чистоте сердца, за исключением одной только Марии, Матери Иисуса. Напомним о том, что торжественно и благоговейно празднуется в день Благовещения: Пречистая Дева, услышав слово Бога, возвещенное Ангелом, принимает его и зачинает во чреве Христа. Поскольку Сама Она являет доподлинное усвоение того слова, о Котором говорит Христос, совсем не случайно в праздничном богослужении Благовещения опущено высказывание Христа, всегда читаемое на богослужениях других Богородичных праздников: «Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный ( Ин.6:54 ). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную. Необходимость таинства причащения для каждого христианина. Условия, требуемые от приступающих к сему таинству . Таинство причащения необходимо каждому христианину, так как оно служит для верующего истинной духовной пищей и источником вечного блаженства ( Ин.6:5354 ) 124 . Сознавая важность и пользу таинства причащения, древние христиане причащались каждый воскресный день, но в настоящее время немногие из христиан имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Тем, кто желают вести особенно благочестивую жизнь, Церковь голосом матери заповедует исповедываться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой четыре раза в год или и каждый месяц, а всем христианам – непременно один раз в год. Приступать к таинству причащения могут все верующие, получившие крещение и миропомазание, и не только взрослые, но и младенцы, которых должно приобщать св. Таин для освящения их душ и тел и для получения благодати Божией. От взрослых, желающих приступить к таинству причащения, Церковь требует, чтоб они предварительно испытали перед Богом свою совесть и очистили ее покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва . Ап. Павел пишет: Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня ( 1Кор.11:2829 ). Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем 125 . Участие в таинстве причащения тех, которые только присутствуют при совершении его, но не причащаются . Святейшее таинство причащения так важно и спасительно, что одно присутствие при его совершении, или одно участие в Божественной литургии, может быть весьма плодоносно для верующих. Так из православных христиан, которые не приступают ко святому причащению, но только слушают литургию, могут и должны участвовать в литургии своей молитвой, верой и в особенности непрестанным воспоминанием о Господе нашем Иисусе Христе, Который именно повелел сие творить в Его воспоминание ( Лк.22:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

117 В нашей отечественной церкви миро освящается в Великий Четверток в Москве и Киеве; отсюда оно рассылается по всей России. 118 Хлеб причащения в Евангелии и в Посланиях Апостольских везде называется греческим словом артос , что означает: хлеб вскисший, поднявшийся . 120 Трапеза (стол), на которой совершается таинство причащения, называется престолом (царским троном), потому что на ней таинственно присутствует, как Царь, Господь Иисус Христос. 121 То есть причащаясь одного хлеба, все христиане, которых много, составляют одно тело, именно тело Христово, и это общение верующих в таинственном хлебе соединяет их как со Христом, так и между собою. 122 Во время пения: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи» священник молится Богу Отцу о ниспослании Святого Духа на принесенные Дары и затем крестообразно благословляет Дары. Сначала он благословляет хлеб (агнец), говоря: «и сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего»; потом благословляет вино в чаше, говоря: «а еже (что) в чаше сей, честную кровь Христа Твоего», и затем благословляет хлеб и вино вместе, говоря: «преложив Духом Твоим Святым». 124 Об этом ясно говорит Сам Иисус Христос: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:53–54 ). 125 Да испытывает себя человек , то есть пусть внимательно исследует чистоту своей совести, достоин ли он святого причащения. Испытание означает достойное приготовление, заключающееся в очищении совести. «Принеси покаяние в грехах, пишет епископ Феофан, и положи твердое намерение вперед не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель, и ты достойно готов к причастию». А кто есть и пьет недостойно , то есть причащается без должного приготовления, без размышления о страданиях Господа и Его искупительной жертвы, предложенной в таинстве тела и крови Господних, тот ест и пьет осуждение себе , то есть над тем в самый момент причащения совершается приговор суда Божия и ему присуждается Богом наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Таинство Креста смущает и мысль, и чувство – кажется непонятным и странным это «ужасное смотрение»... Вся священная жизнь Богочеловека была единым великим подвигом долготерпения, милосердия, любви... И вся она озарена присносущным. сиянием Божества – правда, незримым для плотского и греховного мира... Но на Голгофе, не на Фаворе, совершается спасение – и Крест следует за Иисусом и на самый Фавор (ср.: Лк.9:31 )... Христос приходит не только для того, чтобы учить со властию и сказать людям имя Отчее, и не только для дел милосердия. Он приходит пострадать и умереть. Об этом Он сам свидетельствовал не раз – пред смущёнными и недоумевающими учениками. И не только пророчествовал о грядущей страсти и смерти, но прямо говорил, что Ему «надлежит», что Ему должно пострадать и быть убиту... Именно «надлежит», не только предстоит... «И начал учить их, что Сыну человеческому много должно пострадать, быть отвергнуту старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и воскреснуть в третий день». ( Мк.8:31 ; Мф.16:21 ; Лк.9:22 ; ср.: Лк.24:26 )... «Надлежит» не только по закону мира сего, не только по законам ненависти и злобы. Смерть Господа вполне свободна. Никто не отнимает жизни у Него. Он сам полагает душу Свою, по Своей воле и власти – «имею власть» (ξουσαν χω!) ( Ин.10:18 ). По катехизическому определению, Он страдал и умер «не потому, что не мог избежать страдания, но потому что восхотел пострадать»... Восхотел не только в смысле вольного долготерпения или непротивления, не в том только смысле, что попустил совершиться над Собою беснованию греха и неправды. Не только попустил, но изволил... Умереть «надлежало» по закону Божию, по закону правды и любви. Это не необходимость греховного мира. Это – необходимость Божественной любви. Таинство крестное начинается в вечности – «в недоступном для твари святилище триипостасного Божества»... И в земном таинстве раскрывается премирная тайна Божией Премудрости и Любви. Потому и говорится о Христе как об Агнце, «предуведенном прежде сложения мира» ( 1Пет.1:19 ) и даже – «заколенном от сложения мира» ( Откр.13:8 )... И, как говорил Филарет Московский , «Крест Иисусов, сложенный из вражды иудеев и буйства язычников, есть уже земной образ и тень сего небесного Креста любви» 124 ... В эту Божественную необходимость крестной смерти с трудом проникает человеческая мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Протестанты лишают своих детей спасительной благодати. Но Господь призывает к Себе всех людей, зовет Он и детей: «пустите детей приходить ко Мне...» Дети – тоже живые души, они тоже ждут благодати Божией, как молодые деревца ждут воды. Как же можно удалять их от милосердного Господа, лишать их Царства Божия? А путь туда один – через Святое Крещение: «кто не родится от воды и Духа, не сможет войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Протестанты, запрещая крестить детей, оставляют их во власти тьмы, во власти диавола, признавая, что крещение – это дверь в Церковь Христову, сознательно закрывают детям эту дверь. К таким родителям взывает Сам Господь: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» ( Мф.23:13 ). О необходимости крестить детей говорят многие Отцы Церкви. «У тебя есть младенец, не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве, и с юных ногтей посвящен Богу», – учит святый Григорий Богослов (Творения св. Григория Богослова . Слово на Крещение. Твор.св.Отцов, 1889, т.3,с.227). Карфагенский Собор (419–426) постановил: «Кто отвергает нужду крещения детей – да будет анафема» (Правило 124). О таинстве миропомазания Миропомазание есть святое Таинство, которое совершается непосредственно после Крещения и в котором, при помазании освященным миром частей тела крещаемого, ему подается благодать Святого Духа. Наша природа, испорченная прародительским грехом, постоянно влечет нас ко злу. Спастись своими силами никто не может; лишь с помощью даров Святаго Духа человек может преуспеть в духовной жизни, достичь совершенства и наследовать вечность. Эти дары Святаго Духа и сообщаются очищенному крещением человеку в Таинстве Миропомазания, где он принимает в свое сердце «залог Духа» ( 2Кор.1:22 ). В Ветхом Завете Миропомазание совершалось над царями и священниками как над избранными людьми, предназначенными нести святое служение. Так был помазан Аарон и сыновья его ( Исх.30:30 ) затем, по воле Божией, Давид – «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» ( 1Цар. 16:13 ). Однако это ветхозаветное помазание было не Таинством, а только священным обрядом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Много было обителей (пристроек) в храме Иерусалимском, – ещё более, несравненно более их в первообразе храма земного, небесном доме Отца, ибо неисчислимы поклонники славы Его в сем доме, и тьмы Ангелов ( Евр. 12:22 ) от века прославляют там величие Его. Но, и при этом неисчислимом множестве обитателей в великом небесном доме Отца, Господь ныне свидетельствует Апостолам, что в нем обители ещё многи суть 123 ; – им предвечным советом Божиим определено исполниться новыми жителями тогда, когда уже воцарилась мерзость запустения в земном доме Иеговы. Запустение в храме прообразующем было началом нового процветания и умножения поклонников в храме прообразуемом; Господь восходит ныне, чтобы отверзти двери и уготовать обители в небесном доме Отца для новых причастников Божественной Его славы... 124 И к тьмам Ангелов, Его благостью и силой, присоединились тьмы новых обитателей обителей многих: «взглянул я, – писал Тайнозритель: и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён, и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола, и старцев, и четырёх животных.» ( Откр. 7:7–10 ). Множество обителей не устраняет, а скорее предполагает различие их, и нельзя поэтому утверждать, что всё значение слов Господа исчерпывается свидетельством о бытии достаточного для всех любящих Его числа обителей в небесном доме Его Отца, что мысль о различных степенях воздаяния на небе за жизнь на земле чужда и далека этим словам 125 . Напротив, – поскольку под уготовлением места в обителях разумеется не столько забота о самых обителях, сколько, как увидим мы ниже, о тех, кто имел в них обитать, а эта последняя забота неминуемо должна была в отношении различных людей иметь и различные результаты, – постольку в слова о многих обителях нужно включить мысль об обителях и различных, соответственно различию имеющих в них обитать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Впрочем, как отмечают толкователи, если бы речь всерьез шла о вооруженном сопротивлении, двух мечей в любом случае было бы недостаточно против той толпы, которая должна была в скором времени прийти за Иисусом 124 . Вполне вероятно, что сцена, описанная у Луки, имела иной смысл и слова Иисуса не относились к предстоявшим Ему и Его ученикам испытаниям. Тем не менее в руках учеников было два меча, и одним из них был нанесен удар рабу первосвященника. По версии Луки, удар предварялся вопросом: «Господи! не ударить ли нам мечом?» Ответ Иисуса, впрочем, Евангелистом не зафиксирован: действие разворачивается слишком быстро. Иисус, по версии Луки, останавливает ударившего словами: «оставьте, довольно» и исцеляет ухо раба ( Лк. 22:49–51 ). Лука – единственный из четырех Евангелистов, упоминающий об этом исцелении. Слова Иисуса, обращенные к ученику, ударившему раба первосвященника, мы имеем в двух версиях: Матфея и Иоанна. Начало почти идентичное: «возврати меч твой в его место» у Матфея, «вложи меч в ножны» у Иоанна. Но дальше рассказы двух Евангелистов разнятся. Согласно Матфею, Иисус, продолжая речь, говорит о том, что «все, взявшие меч, мечом погибнут». Это звучит как одно из типичных изречений Иисуса, имеющих форму пословицы. По смыслу оно близко к тому, что Иисус говорил в Нагорной проповеди: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» ( Мф. 5:39 ). Иисус сознательно избрал путь непротивления злу силой: этому Он учил и это теперь доказывал Своим примером. Согласно версии Матфея, Иисус, продолжая речь, говорит ударившему: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?». Эти слова могут показаться противоречащими тому, что Иисус говорил, обращаясь к Отцу, в Гефсиманском саду. Там Он просил Отца, если возможно, пронести мимо Него чашу страдания, но со смирением принял волю Божию. Здесь Он говорит, что мог бы умолить Отца и Отец послал бы Ему на помощь двенадцать легионов ангелов (типичное для Иисуса символическое обозначение несметного количества с помощью цифры, имеющей гиперболический характер). Однако никакого противоречия здесь нет, поскольку Иисус идет на смерть добровольно. Молясь Отцу в Гефсимании, Он не настаивал на Своей человеческой воле, противившейся мысли о смерти, но подчинил ее воле Отца. И сейчас Он исполняет то, что предначертано для Него Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010