Важные наблюдения по истории греческих чинов обручения и венчания содержатся уже в классических работах Я. Гоара (Goar J. Εχολγιον sive Rituale graecorum... Venetiis, 1730 2 . P. 309–326), Н. Ф. Красносельцева ( Красносельцев Н. Ф. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с приложениями. Каз., 1885. С. 107–117) и А. А. Дмитриевского (Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 2: Εχολγια. К., 1901. Passim). Из современной литературы необходимо назвать упомянутые в прим. 1 публикации К. Ритцера и А. М. Пентковского, а также статьи ряда итальянских авторов (Baldanza G. Il rito di matrimonio nell’Eucologio Barberini 336: Analisi della sua visione teologica//Ephemerides Liturgicae. R., 1979. Vol. 93. P. 316–351; idem. Il rito matrimoniale dell’Eucologio Sinaitico Greco 958 ed il significato della coronazione nella δξα κα τιμ: Proposte per una ricerca teologica//Ibid. 1981. Vol. 95. P. 289–315; Passarelli G. La cerimonia dello Stefanoma (incoronazione) nei riti matrimoniali bizantini secondo il Codice Cryptense Γ. β. I (X sec.)//Ibid. 1979. Vol. 93. P. 381–391; idem. Stato della ricerca sul formulario dei riti matrimoniali//Studi bizantini e neogreci: Atti del IV Congresso internazionale di studi bizantini. Galatina, 1983. P. 241–248; Gelsi D. Punti di riflessione sull’ufficio bizantino per la ‘incoronazione’ degli sposi//Farnedi G. (ed.) Le celebrazione Cristiana del matrimonio: Simboli e testi: Atti del II Congresso internazionale di liturgia (Roma, 27–31.09.1985). R., 1986. (Studia Anselmiana; 93. Analecta liturgica; 11). P. 283–306; Petta M. Ufficiatura del fidanzamento e del matrimonio in alcuni Eucologi otrantini//Familiare’82: Studi offerti per le nozze d’argento a R. Jurlano e N. Ditonno. Brindisi, 1982. P. 95–104; Parenti S. The Christian Rite of Marriage in the East//Chupungco A. J. (ed.) Handbook for Liturgical Studies. Collegeville (MN), 2000. Vol. 4. P. 255–274), монографию свящ. В. Хулапа (Khoulap V. Coniugalia Festa: Eine Untersuchung zu Liturgie und Theologie der christlichen Eheschlieβungsfeier in der romisch-katholischen und byzantinisch-orthodoxen Kirche mit besonderer Bercksichtigung der byzantinischen Euchologien. Wurzburg, 2003. (Das ostliche Christentum; N. F. 52)); см. также наши статьи «Брак: Чинопоследование благословения брака» и «Венчание брака» в «Православной энциклопедии» (М., 2003 и 2004, тома 6 и 7, с. 166–178 и 661–668 соответственно).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Old Believers preserved the medieval Orthodox rite and liturgy, including the monophonic (znamennyi) chant that has a Byzantine origin, traditional iconography, and a fascinating book culture. Old Be­lievers were instrumental in the revival of interest for traditional Russian icon paint­ing both in Russia and abroad during the first half of the 20th century. Generally, the Old Believer culture is regarded as a reflection of the way of life typical for Russia before the westernization introduced by Peter the Great. Like many religious dissenters in other cultures, Old Believers were active merchants and differed from the average Russian peasants by their well- organized and sustainable agricultural economy. Among them, both the priestly and priestless, the role of the laity was, and remained, very developed. Laymen interpreted the scripture and participated in interconfessional debates. Women as a rule had a high status among the Old Believers both in everyday and in religious life. It was not unusual for women to carry out the roles of ministers among the priestless Old Believers. SEE ALSO: Russia, Patriarchal Orthodox Church of REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Crummey, R. (1970) The Old Believers and the World of Antichrist: The Vyg Community and the Russian State 1694–1855. Madison: University of Wisconsin Press. Iukhimenko, E. I. (2002) Vygovskaia staroobriadcheskaia pustyn’. Dukhovnaia zhizn’ i literature, vols. 1–2. Moscow. Michels, G. (1999) At War with the Church: Religious Dissent in Seventeenth-Century Russia. Stanford: Stanford University Press. Paert, I. (2003) Old Believers, Religious Dissent and Gender in Russia, 1760–1850. Manchester: Manchester University Press. Robson, R. (1996) Old Believers in Modern Russia. DeKalb: Northern Illinois University Press. Rogers, D. (2009) The Old Faith and the Russian Land: A Historical Ethnography of Ethics in the Urals. Ithaca: Cornell University Press. Читать далее Источник: The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity/John Anthony McGuckin - Maldin : John Wiley; Sons Limited, 2012. - 862 p.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Груз. рукописи нового Тропология (Sinait. iber. 34, 26 и 20) содержат только по одному воскресному канону на каждый глас (см. ст. Иадгари ). Фрагмент греч. Тропология Sinait. gr. 794 (листы 217-218) также содержит только 1 канон (крестовоскресный 1-го гласа). В Часослове Sinait. gr. 864 находим единственный воскресный канон 8-го гласа, не вошедший в печатный О. (кроме 4-й песни), причем практически тот же канон (но в более сокращенной редакции) приведен в качестве 1-го (воскресного) канона в рукописи Sinait. gr. 776. Судя по свидетельствам груз. рукописей, в новом Тропологии получает развитие осмогласный корпус субботних песнопений, к-рых, впрочем, и достаточно для раздела будничного О. нового Тропология грузинского извода (см. ст. Иадгари ). Греч. памятники этого гимнала содержат осмогласный комплект будничных песнопений с той же системой посвящения, что и в древнем Тропологии, и тоже без указания их принадлежности к тому или иному дню седмицы. Так, в рукописи Sinait. NF MG 29 находим стихиры покаянные, крестные, мученичны, преподобным, святителям, апостолам, Богородице, умершим и др., организованные по гласам, а в рукописях Lond. Brit. Lib. Add. 26113; Sinait. gr. 776 - общий канон на каждый глас, каждая песнь к-рого содержит, как правило, по 2 тропаря крестовоскресных, воскресных, апостольских, мученичных, иерархам и преподобным (по одному тропарю), покаянных и заупокойных и завершается богородичном (в некоторых случаях перед богородичном присутствует также троичный тропарь на «Славе»). Нельзя не отметить сходство структуры такого общего канона с рассмотренным выше будничным каноном древнего Тропология в рукописи Sinait. iber. 34 ( Лозовая. 2009. С. 41; Fr ø yshov. Byzantine Rite. 2013). О. как самостоятельный сборник Выделившись в отдельный сборник, О. в некоторых рукописях (Sinait. gr. 777, 784 и 789) сохранил название своего предшественника, Тропология, однако наиболее распространенное наименование сборника - Октоих (см., напр., Sinait. gr. 795; Ath. Pantel. 43; София.

http://pravenc.ru/text/2578269.html

1306 L´action du Saint-Esprit dans la liturgie dite de S. Jean Chrysostome//POC 9, 1959. P. 194195. См. ту же самую статью (P. 195197, 199) для изучения действия Святого Духа в евхаристии, как выражено в молитве проскомидии. 1307 De Meester P. Origines. P. 334. См. also Goar. P. 115 115: «Huic similis secretas habent Latini»; Lietzmann Η. Messe und Herrenmahl S. 81; Hanssens I. M. Institutiones III. P. 579; Schulz. S. 25; Solovey M. The Byzantine Divine Liturgy. P. 242243; Kucharek. P. 515. 1309 Mateos J. Deux problemes. P. 248253 (репринт: Célébration. P. 174179, откуда мы это цитируем); Jacob A. Formulaire. P. 282, 472475. За исключением некоторых добавочных аргументов, заимстованных у Жакоба или наших собственных изысканий, этот раздел целиком зависит от статьи Матеоса. 1310 См. следующие версии: The Divine Liturgy of St. John Chrysostom. London, n. d. P. 31; The Byzantine Liturgy. New York, John XXIII Center, 1956. P. 40; Raya J., De Vinck J. Byzantine Daily Worship. Allendale, New Jersey, 1969. P. 280; Mercenier R.P. La priere des eglises de rite byzantin. Chevetogne, 1947. I. P. 248; Ghika V. I. La messe byzantine dite de S. Jean Chrysostome. Lille, n. d. P. 36; Edelby N. Liturgicon. Beyrouth, 1960. P. 442; Ott Κ. Die gottliche Liturgie unseres heiligen Vaters Johannes Chrysostomus. Munchen, 1955. S. 35; Heitz S. Der orthodoxe Gottesdienst. Mainz, n. d. I. S. 238239; Handbuch fur rechtglaubige (orthodoxe) Christen. Jordanville, 1961. P. 115; de Meester P. La santa liturgia di S. Giovanni Crisostomo. Roma, 1958. P. 30; La divina liturgia del santo nostro padre Giovanni Crisostomo. Roma. 1967. P. 9394. 1312 Так в первопечатном издании (Венеция, 1519 г.), но славянский текст в рукописях кишит различными вариациями и поэтому был предметом различных пересмотров. Например, Служебник Владимира (XIV в.) имеет «причти» вместо «приими» (См. Л. 20r). 1317 Am Beginn steht eine Bitte (a), welche als Opfer das Gebet bezeichnet und darum an dieser Stelle Fremdkorper ist, wo es sich um die realen Opfergaben der Gemeinde handelt. [Lietzmann H. Messe und Herrenmahl. S. 84), цитируется так же Матеосом (Célébration. P. 177).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

521 Quaestiones ad Thalassium LV (PG. 90. Col. 548D): «Пока не будет явлен в чистом виде весь образ безначального Царства, через подражание обладающий видом Первообраза». См.: Mystagogia I (664D). 524 Общая для обоих авторов проблема состоит в том, что наиболее согласующиеся с догматически приемлемой точкой зрения высказывания Псевдо- Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника содержатся в последних главах их трактатов – соответственно ЦИ VII и «Мистагогии» XXIV, – аутентичность которых не бесспорна. Относительно ЦИ 7 см. выше (сноска 16) ссылку на работу Бронса; в отношении «Мистагогии» XXIV см.: Bornert R. Les commentaries byzantins de la Divine Liturgie du VII е au XV е siecle. P., 1966. P. 87–90. 525 Jasper R. The Search for an Apostolic Liturgy. L., 1963. (Alcuin Club Pamphlets; 18). P. 3–5. 526 Ср. со сказанным в первой главе книги: Bradshaw P. F. The Search for the Origins of Christian Worship: Sources and Methods for the Study of Early Liturgy. L., 20022. 527 Ср. со сказанным во второй главе книги: Taft R. F. Byzantine Rite: A Short History. Collegeville (MN), 1992. (American Essays in Liturgy). 528 В отношении чина литургии ап. Иакова это засвидетельствовано, например, в рукописи Vatican. Gr. 2282 (Mercier B.-Ch. (ed.) La Liturgie de saint Jacques: Edition critique du texte grec avec traduction latine. P., 1946. (Patrologia Orientalis; 26. 2). P. 115–256); см. также работы, перечисленные ниже, в прим. 19. 529 Ср. его статьи в журнале «Orientalia Christiana Periodica» (R., 1982. Vol. 48. P. 92–123; 1983. Vol. 49. P. 42–90, 284–302; 1984. Vol. 50. P. 43–64; 372–397; 1985. Vol. 51. P. 60–86; 1986. Vol. 52. P. 145–178; 1987. Vol. 53. P. 59–106; 1989. Vol. 55. P. 33–62, 317–338; 1990. Vol. 56. P. 83–133, 283–322; 1991. Vol. 57. P. 87–143, 309–329; 1992. Vol. 58. P. 23–82, 423–459; 1993. Vol. 59. P. 63–89, 357–386; 1995. Vol. 61. P. 425–494; 1996. Vol. 62. P. 295–351; 1997. Vol. 63. P. 99–117). 530 L’Eucologio Barberini gr. 336: Seconda edizione riveduta con traduzione in lingua italiana/S. Parenti, E. Velkovska, eds. R., 2000. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». «Subsidia»; 80).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

616 Ср.: Papadakis A. Byzantine monasticjsm reconsidered//BS 47 (1986). P. 34–46; канонический статус монашества подробно рассмотрен: Meester P. L., de. De monachico statu juxta disciplinam byzantinam. Vatican, 1942. 619 Leroy J. Monachisme oriental aux Xe–XIIIe siecles//Cahiers d’histoire 20 (1957). P. 303–331; Failler A. Le monachisme byzantinaux XIe et XIIe siecles. Aspects sociaux et iconomiques//Ibid. P. 171–194; Manaphes K.A. Μοναστηριακ Τυπικ–Διαθηκαι. Athens, 1970. 620 Schreiber G. Gemeinschaften des Mittelalters. Munich, 1948. S. 10–19; Miller T.S. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire. Baltimore, 1985. P. 1229; Gautier P. Le Typikon du Christ Sauveur Pantocrator//REB 32 (1974) P. 1–145. 622 Taft R.F. The Byzantine Rite: A Short History. Collegeville (Minn), 1992. P. 72 [Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2005. С. 88]. 623 Delehaye Н. Byzantine monasticism//Baynes N.H.; Moss H.St.L.B. Byzantium. Oxford, 1953. P. 154–155. 624 См.: Eustathius of Thessalonica. De emendanda vita monachica//PG, 135, col. 729–909; сатира Псевдо–Продрома: Legrand E. Bibliotheque grecque vulgaire. Paris, 1880 (1: 52–76); Beck H. – G. Geschichte der orthodoxen Kirche im byzantinischen Reich. S. 634–635. Критика Евстафия рассматривается также: Mpones С. The ideals of the monastic life in Byzantium during the eleventh century//Theologia 16 (1938). P. 362–364 (на греч. яз.). 625 Lemerle P. Un aspect du role des monas te res a Byzance: Les monasteres donnes a des laics//Lemerle P. Le monde de Byzance: Histoire et Institutions. London, 1978 15); Ahrweiler H. Charisticariat et autres formes d’attribution de fondations pieuses aux Xe–XIe siecles//Zbornik Radova Vizantoloskog Instituta 10 (1967). P. 1–27; Moutzoures J. Τ χαριστικ κα ёхебоера μοναστρια/Theologia 34 (1963). P. 536–569; 35 (1964), 87–123, 217–304. О монастыре св. Маманта см.: ODB. Vol. 2. Р. 1278 (Alice Mary Talbot). 626 Thomas J.P. The rise of the independent and self–governing monasteries as reflected in the monastic typica//GOTR 30 (1985). P. 21–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

N.Y., 1999. 1159       The Armenian Christian tradition. Roma, 1997; Armenische Liturgien: ein Blick auf eine ferne christliche Kultur/Hrsg. E. Renhart; J. Dum-Tragut. Graz [u.a.], 2001; Breviarium Armenium sive dispositio communium Armenicae Ecclesiae precum a sanctis Isaaco patriarcha, Mesrobio doctore, Kindio atque a Joanne Mantagunensi habita. Venetia, 1908; Divine liturgies, human problems in Byzantium, Armenia, Syria and Palestine. Aldershot, 2001; Findikyan M. The liturgical expositions attributed to Catholicos Yovhannes Ojneci: problems and inconsistency. Roma, 1997 (Orientalia Christiana analecta, 254); Laudes et hymni ad SS. Mariae Virginis honorem ex Armenorum breviario excerpta. Venetia, 1877; Liturgie de la messe armenienne/Trad, en fransais de la version italienne par Monseigneur Lapostolest. Venise, 1851; N. Das armenische Hymnarium: Studien zu seiner geschichtlichen Entwicklung. Lpz., 1905; см. также касательно армянского богослужения: Chosroae Magni episcopi monophysitici Explicatio precum missae/E lingua armeniaca in latinam versa per P. Vetter. Friburgi Brisgoviae, 1880; Commentary on the Divine Liturgy/By Xosrov Anjewai; trans., introd. S. Peter Cowe. [N.Y.], 1991. 1160       Cannuyer Ch. L’Egipte copte, les chrétiens du Nil. P., 2000; Les trois Messes de S. Basile le Grand, S. Gregoire qui parlait des choses divines et S. Cyrille, piller de la foi/Tr. Michel Amin. P., 1983; Cuming G.J. The liturgy of St. Mark ed. from the manuscripts with a commentary. Romae, 1990 (Orientalia Christiana analecta, 234). 1161       Chaillot Ch. The Syrian Orthodox Church of Antioch and all the East: Brief introduction to its life and spirituality. Geneva, 1998. 1164       Liturgia Siro-Malabaresi. Roma, 1955; Supplementum mysteriorum sive Proprium Missarum de Tempore et de Sanctis iuxta Ritum Ecclesiae Syro-Malabarensis. Romae, 1960; Qurbana: Santa Messa secondo il rito Malabarese. Romae, 1960; Vavanikunnel G., Le Cocq F. Qurbana: Eucharistie du rite Syro-Malabar.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: Parenti S. L " eucologio slavo del Sinai nella storia dell " Euchologio bizantino. Roma, 1997. P. 14. Not. 52 (Seminario del Dipartimento di Studi Slavi e dell " Europa Centro-orientale. Universite di Roma «La Sapienza». Filologia slava 2). Bornert R. Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du VIIe au XVe siecle. Paris, 1966. P. 125–180. Tarchnischvili M. Le grand lectionaire de l " Eglise de Jerusalem (V– VIII siecle). Louvain, 1959–1960. T. I–II (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 188, 189, 204, 205); Кекелидзе К. С. Иерусалимский канонарь VII в. (грузинская версия). Тифлис, 1912. Garitte G. Un index georgien des lectures evangeliques selon l " ancien rite de Jerusalem//Museon 85 (1972) N. 3–4. P. 337–398; Garitte G. Les rubriques liturgiques de quelques anciens tetraevangiles arabes du Sinai//Melanges liturgiques offerts au R.P. Dom Bernard Botte O.S.B. Louvain, 1972. P. 151–166. Особенности воскресных чтений в период Великого поста в лекционарии Sin. gr. 210 были отмечены Карабиновым ( Карабинов И. А. Постная триодь. СПб., 1910. С. 25–26). Garitte G. Un evangeliaire grec-arabe du X siecle (cod. Sin. ar. 116)//Studia codicologica (ed. K. Treu). Berlin, 1977. S. 207–225 (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der Altchristlichen Literatur, 124). Кекелидзе К. С. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 350–392; Metreveli E., Cankievi C., Hevsuriani L. Udzvelesi Iadgari. Tbilisi, 1980 (на груз. языке). Garitte G. Le calendrier palestino-georgien du Sinaiticus 34, X siecle. Bruxelles, 1958. Кекелидзе К. С. Литургические грузинские памятники... С. 5–22. Ср.: Mercier B.-Ch. La Liturgie de Saint Jacques. Edition critique du texte grec avec traduction latine. Paris, 1946. P. 160–243 (Patrologia Orientalis, 26.2). Например, в архаичных славянских Часословах имеются особые молитвы, которые также находятся в константинопольском евхологии 1027 года Paris, Coisl. 213 ( Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных. Киев, 1903. С. 137).

http://sedmitza.ru/lib/text/443679/

Лит.: Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 5. Pt. 2. P. 1316-1398; Vernet F. Latran (VIe concile oecuménique du)//DTC. T. 8. Col. 2652-2667; Riviera J. F. Personajes hispanos assistentes en 1215 al IV concilio de Letrán//Hispania Sacra. Madrid, 1951. T. 4. P. 335-355; Baldwin J. W. The Intellectual Preparation for the Canon of 1215 against Ordeals//Speculum. Camb. (Mass.), 1961. Vol. 36. P. 613-636; idem. Paris et Rome en 1215: Les réformes du IVe concile de Latran//J. des savants. 1997. N 1. P. 99-124; Maccarrone M. Il IV concilio Lateranense//Divinitas. R., 1961. Vol. 5. N 2. P. 270-298; Foreville R. Latran I, II, III et Latran IV. P., 1965; eadem. Le problème de l " union des Églises dans la perspective des conciles du Latran//L " Année canonique. P., 1968. T. 12. P. 11-29; Cheney C. R. The Numbering of the Lateran Councils of 1179 and 1215// Idem. Medieval Texts and Studies. Oxf., 1973. P. 203-208; Inkamp W. Sermo ultimus quem fecit Dominus Innocentius papa tercius in Lateranensi Concilio generali//RQS. 1975. Bd. 70. S. 149-179; B é riou N. Autour de Latran IV (1215): La naissance de la confession moderne et sa diffusion//Pratiques de la confession: 15 études d " histoire. P., 1983. P. 73-93; Sieben H. J. Lateransynoden//TRE. 1990. Bd. 20. S. 481-489; Maleczek W. Laterankonzil, 4.//LexMA. Bd. 5. Col. 1742-1744; Fraher R. M. IV Lateran " s Revolution in Criminal Procedure: The Birth of «Inquisitio», the End of Ordeals and Innocent III " s Vision of Ecclesiastical Politics//Studia in Honorem Eminentissimi Card. A. M. Stickler. R., 1992. P. 97-111; Pixton P. B. The German Episcopacy and the Implementation of the Decrees of the Fourth Lateran Council, 1216-1245: Watchmen on the Tower. Leiden, 1995; Robb F. The Fourth Lateran Council " s Definition of Trinitarian Orthodoxy//JEcclH. 1997. Vol. 48. P. 22-43; Melloni A. «Vineam Domini» - 10 April 1213: New Efforts and Traditional Topoi: Summoning Lateran IV//Pope Innocent III and His World/Ed. J. C. Moore. Aldershot, 1999. P. 63-73; Tanner N. P. Pastoral Care: The Fourth Lateran Council of 1215//A History of Pastoral Care/Ed. G. R. Evans. L., 2000. P. 112-125; Garc í a y Garc í a A. Las constituciones del concilio IV Lateranense de 1215//Innocenzo III: Urbs et orbs. R., 2003. Vol. 1. P. 200-224; Andrea A. J. Innocent III and the Byzantine Rite, 1198-1216//Urbs Capta: The Fourth Crusade and Its Consequences/Ed. A. E. Laiou. P., 2005. P. 111-122; Aubert R. Latran (conciles du)//DHGE. 2008. T. 30. Col. 909-910; Duggan A. Conciliar Law 1123-1215: The Legislation of the Four Lateran Councils//The History of Medieval Canon Law in the Classical Period, 1140-1234/Ed. W. Hartmann, K. Pennington. Wash., 2008. P. 318-366; Mews C., Monagle C. Peter Lombard, Joachim of Fiore, and the Fourth Lateran Council//Medioevo. Padova, 2010. Vol. 35. P. 81-122.

http://pravenc.ru/text/2463165.html

In his work Veselovsky also gives in parallel columns the texts of Pseudo-Gregory’s commentary (after Krasnosel’tsev’s edition), and of another apocryph, the King Amphilog’s vision of the Divine Liturgy (ibid., 140–141). 13  Lazar’ Mirkovich, «Angels and Demons on the Capitals of the Church of St. Demetrios of the Markov Monastery near Skopje» [original title in Serbian: Миркови Л., и демони на капителима у цркви св. Дuмumpuja Маркова манастира код in Старинар, 6 (Belgrade, 1931), 3–13 (reprinted in: idem, Иконографске cmyдuje (Нови Сад, 1974)). The article was first presented as a paper at the Third International Congress of Byzantine Studies in 1930 in Athens. Seventy years later, Klimentina Ivanova published another redaction of the same commentary, after a Bulgarian codex dated A.D. 1552 (Klimentina Ivanova, «The Sermon of St. Basil the Great and of Father Ephraim on the Holy Liturgy, That It Is Fitting to Stand in the Church with Fear and Trepidation» [original title in Bulgarian: Иванова К., «Слово на св. Василий Велики и на отец Ефрем за светата Литургия, как подобава да се стои в църквата със страх и трепет " ], in PB 26/1 (2002), 3–16) 14  This was first established in 1897 by Yakov Smirnov, «On an Extracts» (published in 1899), 422–424. Afanasyeva wrongly claims that «this manuscript is mentioned for the first time in an article by N. Tunitsky» (Afanasyeva, Old Slavonic Interpretations..., 66), who published his article only in 1907, i. e., 10 years after Smirnov made this identification, and more than 60 years after the publication of a report by Archbp. Philaret (Gumilevsky) on the presence of Pseudo-Gregory’s text in this manuscript (Чmehiя въ Императорскомъ обществ ucmopiu и древностей Pocciйckuxъ при Московскомъ университет, годъ второй 2 (1846), 46). See also: Arkhangel’sky, The Fathers of the Church..., 146. 15  Krutova, The Golden Chain... For our text here see pp. 56–58. The same text is included in a book by Georgi Minchev, The Word and Rite: Commentaries on the Holy Liturgy in the Context of Other Culturally Related Texts in the Slavonic Middle Ages [original title in Bulgarian: Минчев Г., Слово и обред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010