Жители Нарбоны устроили святому торжественную встречу и провозгласили его своим отцом, пастырем и господином. Вскоре благодаря наставлениям и чудесам П. Н. горожане приняли христианство; были закрыты языческие храмы и воздвигнуты церкви, в т. ч. ц. Пресв. Девы Марии во дворце, к-рый святому уступила супруга правителя города (в этой церкви П. Н. впосл. был похоронен). Руководство клириками П. Н. поручил Стефану, а Руфа послал в Авениону (ныне Авиньон), где тот стал 1-м епископом; сам он проповедовал в Толозе и в различных городах Испании. Когда ему явился ап. Павел, чтобы предупредить о скорой кончине, святой вернулся в Нарбону и назначил своим преемником Стефана. На его могиле совершались чудеса (Catalogus codicum hagiographicorum Latinorum antiquiorum saec. XVI qui asservantur in Bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1889. T. 1. P. 212-218). В Житии П. Н. представлен как ученик и преемник ап. Павла, христ. просветитель Галлии и Испании; о др. миссионерах не упоминается. Вероятно, составление Жития было призвано обосновать главенство архиепископа Нарбонского над городской коммуной и подкрепить его притязания на особый статус среди церковных иерархов Франции и Испании. Житие было написано скорее всего в сер. или во 2-й пол. XII в.; оно почти не получило распространения за пределами Нарбонского диоцеза ( Kr ü ger. 2002. S. 248-252, 337-338). На Житии основано повествование о П. Н. в стихотворном панегирике Нарбоне, составленном во 2-й пол. XIII в.; в поэме указано, что благодаря проповеди святого горожане приняли христианство всего лишь через 40 лет после страстей Христовых (Ibid. S. 259). В новом (3-м) Житии П. Н., составленном предположительно на рубеже XIII и XIV вв., была сделана попытка согласовать агиографическое предание о святом со сведениями о проконсуле Сергии Павле (Деян 13. 6-12) и со сказаниями о др. просветителях Галлии. П. Н. приписываются знатное рим. происхождение и выдающиеся способности, благодаря которым он был приближен к императору и стал проконсулом Кипра; на острове он встретился с апостолами Павлом и Варнавой, к-рые обратили его в христианство. С деятельностью П. Н. связывается основание епископских кафедр в Безье и в Авиньоне, к-рые возглавили его ученики Афродизий и Руф, а также мн. др. диоцезов в Галлии и Испании, не названных в Житии. Т. о., архиепископам Нарбона, преемникам святого, принадлежало первенство среди церковной иерархии этих регионов. Согласно Житию, П. Н. был одним из 7 «апостолов Галлии» (о них впервые упом. Григорий Турский); они вместе основали и освятили кладбище Алискан в Арле и некрополи при базиликах св. Северина в Бордо и П. Н. в Нарбоне, пользовавшиеся особым почитанием. Третье Житие П. Н. было положено в основу оффиция святому, к-рый использовался в Нарбонском архиеп-стве (в оффиции приведены вымышленные имена родителей святого - Сергий и Евсторгия) (см.: Kr ü ger. 2002. S. 261-264, 338).

http://pravenc.ru/text/2578557.html

(пер. М. А. Тимофеева) 5 S. Gregorii Magni Vita, a Ioanne diacono scripta libris quatuor//Patrologiae cursus completus. Series latina. T.75. Paris, 1862, cols.60–242. 6 Bibliotheca hagiographica latina antiquae et mediae aetatis, ediderunt socii Bollandiani. Bruxellis, 1899. fasc.III, pp.543–544. 7 См. Ioan. Diac. Vita Gregorii. I, 6: «около базилики святых Иоанн и Павла у подножия Скауры». 9 В отличие от Иоанна Диакона Симеон Метафраст ввел в структуру рассказа прямую речь, придавая ему тем самым больше живости и убедительности. У Иоанна Диакона (I, 10) эта часть жития Григория выглядит следующим образом: «Тогда Ангел Божий под видом потерпевшего кораблекрушение с мольбой попросил смилостивиться над ним. Григорий же, сострадая ему всем сердцем, приказал выдать ему шесть золотых монет и, по получении, удалиться. Вскоре, в тот же самый день, сей потерпевший кораблекрушение возвратился вновь . Получив от Григория подобным же образом шесть монет, он, охваченный радостью, удалился. Придя же на третий день, сей потерпевший кораблекрушение снова назойливо просил о помощи. Благороднейший же отец, вызвав казначея, приказал дать тому человеку еще шесть монет. Но в этот миг узнал он, что в хранилище уж не осталось денег, с помощью которых он мог бы утешить сего пострадавшего. И он не знал, что бы такое ему сделать . Снова спросив своего хранителя, есть ли у него, случаем, какая-нибудь ваза, либо одежда, он услышал, что у того абсолютно ничего не осталось, за исключением серебряной чаши матери Григория, которая была, согласно обычаю, прислана ею, полная бобов…» Очевидно, что преп. Симеон сжал и время действия – с трех дней до одних суток, отчего рассказ приобрел большую динамичность. 12 В этом месте у Иоанна Диакона стоит выражение: «преемником, а также наместником (vicarium) Петра». Преп. Симеон Метафраст смягчил его смысл, убрав последнюю часть, слишком четко выражавшую один из составных тезисов учения о папе, получившего особо сильное развитие в IX в. в понтификат Николая I.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

был скрыт под полом храма. В нояб. 1104 г. в аббатство прибыл Августин, кардинал ц. Увенчанных мучеников; он скептически отнесся к рассказам монахов о мощах К. и велел выкопать саркофаг. Однако, увидев на гробнице надпись: «Здесь почивает святой Климент, ученик Петра...», кардинал изменил свое мнение и поклонился святыне (Chronicon Casauriense//Rerum Italicarum Scriptores/Ed. L. A. Muratori. Mil., 1726. T. 2. Pars 2. Col. 779-788, 875-876). Позднее, предположительно ок. 1200 г., было составлено сказание о перенесении мощей в Казаурию (BHL, N 1851b; изд.: Poncelet A. Catalogus codicum hagiographicorum latinorum Bibliothecae Vaticanae. Brux., 1910. P. 520-525). Исследователи указывали, что свидетельство Иоанна Берарди не вполне достоверно. Хронист трудился по указанию аббата Леоната (1152 или 1155-1182), который прилагал усилия для развития мон-ря и укрепления почитания хранившихся здесь святынь, гл. обр. мощей К. По инициативе аббата Леоната были установлены праздники в честь перенесения мощей имп. Людовиком II (24 июня) и в честь обретения гробницы К. (28 янв.). В этот период К. почитался как покровитель аббатства, в Хронике сообщается о чудесах святого, приведены примеры его заступничества за обитель. В тимпане портала монастырской церкви, построенной в 70-х гг. XII в., помещены рельефные изображения восседающего на престоле К. в окружении учеников Корнелия и Феба (Фива) и коленопреклоненного аббата Леоната; ниже представлены сцены перенесения мощей К. в Казаурию и основания монастыря ( Feller. 1982). Пытаясь обосновать предание о перенесении мощей К. в IX в., монахи интерполировали грамоты, выданные обители имп. Людовиком II; в них были внесены упоминания о том, что аббатство было названо в честь К., и о том, что здесь хранились мощи святого (MGH. Dipl. Kar. T. 4: Ludovici II Diplomata. P. 192, 200, 235, 239; см.: Zielinski. 1988). В действительности аббатство получило имя К. лишь в XII в., до того мон-рь был посвящен Св. Троице. По свидетельству Льва Остийского (нач.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Там же, с.396. 7 Там же, с.384. 8 S. Gregorii Magni Vita, a Ioanne diacono scripta libris quatuor//Patrologiae cursus completus. Series latina. T.75. Paris, 1862, cols.60–242. 9 Bibliotheca hagiographica latina antiquae et mediae aetatis, ediderunt socii Bollandiani. Bruxellis, 1899. fasc.III, pp.543–544. 10 См. Ioan. Diac. Vita Gregorii. I, 6: «около базилики святых Иоанн и Павла у подножия Скауры». 11 Об этом сообщает Иоанн Диакон в I, 9. 12 В отличие от Иоанна Диакона Симеон Метафраст ввел в структуру рассказа прямую речь, придавая ему тем самым больше живости и убедительности. У Иоанна Диакона (I, 10) эта часть жития Григория выглядит следующим образом: «Тогда Ангел Божий под видом потерпевшего кораблекрушение с мольбой попросил смилостивиться над ним. Григорий же, сострадая ему всем сердцем, приказал выдать ему шесть золотых монет и, по получении, удалиться. Вскоре, в тот же самый день, сей потерпевший кораблекрушение возвратился вновь . Получив от Григория подобным же образом шесть монет, он, охваченный радостью, удалился. Придя же на третий день, сей потерпевший кораблекрушение снова назойливо просил о помощи. Благороднейший же отец, вызвав казначея, приказал дать тому человеку еще шесть монет. Но в этот миг узнал он, что в хранилище уж не осталось денег, с помощью которых он мог бы утешить сего пострадавшего. И он не знал, что бы такое ему сделать . Снова спросив своего хранителя, есть ли у него, случаем, какая–нибудь ваза, либо одежда, он услышал, что у того абсолютно ничего не осталось, за исключением серебряной чаши матери Григория, которая была, согласно обычаю, прислана ею, полная бобов…» Очевидно, что преп. Симеон сжал и время действия — с трех дней до одних суток, отчего рассказ приобрел большую динамичность. 13 Многоликость Ангела введена преп. Симеоном Метафрастом, у Иоанна Диакона этого нет. 14 В житии, написанном Иоанном Диаконом, этот вопрос дан в форме косвенной речи. 15 В этом месте у Иоанна Диакона стоит выражение: «преемником, а также наместником (vicarium) Петра». Преп. Симеон Метафраст смягчил его смысл, убрав последнюю часть, слишком четко выражавшую один из составных тезисов учения о папе, получившего особо сильное развитие в IX в. в понтификат Николая I. 16

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

На слав. язык также был сделан перевод Жития преподобных, он оказался довольно широко распространен у юж. славян. Согласно К. Ивановой, невозможно установить, с какой именно из анонимных дометафрастовских греч. редакций (BHG, N 1877u-y) он был осуществлен (подробнее см.: Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 451-453). Великие Минеи-Четьи содержат или одну из редакций того же перевода, или др. слав. перевод (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 419). Согласно Житию, К. был знатным и богатым синклитиком (членом синклита (сената)) в К-поле. Супруги жили в любви и согласии, вели добродетельную жизнь благочестивых христиан. Сыновей А. и И. они воспитывали в христ. вере. Когда пришло время, отправили их учиться в Берит (ныне Бейрут, Ливан) - крупнейший научный центр в V-VI вв., где была школа права. Во время их отсутствия К. тяжело заболел, и М. письмом вызвала детей на родину, чтобы они успели проститься с отцом. К. произнес поучение и рассказал детям, что главными для него в жизни были не богатства и светские почести, а богоугодные дела; после рождения сыновей они с М. по обоюдному согласию жили в плотской чистоте. Такого же выполнения заповедей Божиих ждал он и от сыновей. Они же молились только о том, чтобы отец поправился. В ту же ночь К. было дано откровение, что он еще должен остаться на земле. С радостью узнав об этом, А. и И. простились с родителями и отправились на корабле в Берит, чтобы окончить обучение. Внезапно на море поднялась буря. Видя, что корабль не спасти, матросы сели в шлюпку и покинули судно, бросив пассажиров на произвол судьбы. Когда корабль разнесло в щепки, всех терпящих бедствие разметала стихия, но по воле Божией никто не погиб. И. оказался в местности под названием Малмефетан (Месопотамия), А.- в г. Тетрапиргия (Месопотамия, на р. Евфрат), а сопровождавшие их слуги - в г. Тир (вост. берег Средиземного м.), и все полагали, что, кроме них, никто не спасся. И. рассудил, что постигшая их катастрофа была Промыслом Божиим, чтобы им не оставаться в мирской суете. Он добрался до первого попавшегося мон-ря, представился странником, потерпевшим кораблекрушение, и попросил у игумена благословения на постриг, на что тот согласился.

http://pravenc.ru/text/2462143.html

После кончины своих учителей И. С. и Даниил встретились в мон-ре Илии Калабрийского в Салинах. И. С. прожил там нек-рое время, затем принял решение удалиться в пещеру. Сначала он жил в небольшой пещере с мон. Космой и его учеником Виталием. Когда И. С. после бывшего ему видения позволил поселиться рядом и др. монахам, благодаря божественному провидению была найдена большая пещера. В ней устроили алтарь, расширили вход, рядом построили мельницу, даже, возможно, собрали б-ку. И. С. обращал дождевую воду в вино, усмирял диких зверей, изгонял нечистых духов, исцелял людей, гасил огонь на расстоянии и др. В основном агиограф описывает чудеса на основании рассказов учеников И. С., в частности Луки Фалакра, к-рый известен и по иным источникам (BHL, N 4978; подробнее см.: Caruso. 2004. P. 84-87). Одно из чудес И. C. было связано с предсказанием о подавлении восстания патрикия Иоанна Музалона против имп. Романа I Лакапина в 921-922 гг. Во время набегов арабов святой вынужден был укрываться в окрестных замках. Несмотря на преклонный возраст, И. С. не мог не посетить могилу Илии Калабрийского в день его памяти (17 авг.). Он неоднократно говорил ученикам о своей близкой кончине; тем не менее, превозмогая тяжелую болезнь, продолжал вести аскетическую жизнь. И. С. скончался в возрасте 96 лет, проведя в монашестве 75. На его могиле свершилось множество чудес. По всей видимости, следующим игуменом монастыря стал его ученик Лаврентий. Источники и почитание Основным источником сведений об И. С. является греч. Житие (BHG, N 581), к-рое сохранилось в уникальной рукописи нач. XIV в., созданной скевофилаксом мон-ря Спасителя в Мессине и содержащей Жития святых с сент. по май ( Delehaye H. Catalogus codd. hagiographicorum graecorum monasterii S. Salvatoris nunc Bibliothecae Universitatis Messanensis//AnBoll. 1904. Vol. 23. P. 41-47). Житие было составлено после 984 г. ( Caruso. 2001. P. 91. N 1). Имя агиографа не названо, однако из текста памятника можно сделать вывод, что он лично знал И.

http://pravenc.ru/text/389423.html

Второе заседание было посвящено проблемам иконографии и агиографии. Энгелина Сергеевна Смирнова (Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова) обратила внимание слушателей на русскую традицию изображения на иконах святителя Николая с другими святыми на полях и показала своеобразие русских вариантов иконографии святого. Ирина Анатольевна Стерлигова (Государственные музеи Московского Кремля) представила участникам конференции десятки изображений святителя Николая на предметах древнерусской церковной утвари, которые еще требуют своего осмысления. Ева Хауштайн-Барч (Музей икон Реклингхаузена, Германия) рассказала об интереснейшей иконе «Святитель Николай Дворищенский» XIX века с эпизодами из истории этого образа. Николай Васильевич Задорожный («Частный музей русской иконы», Москва) представил неизвестную икону святителя Николая XIV века. Агиографическую часть заседания открыла Климентина Иванова (Софийский университет), изучившая в рамках проекта «Bibliotheca hagiographica balcano-slavica» тексты из балканских кириллических календарных сборников, посвященные святителю Николаю, и сравнила их с греческими. Таким образом, балканская часть агиографической славянской традиции теперь каталогизирована и доступна для сравнения с русской. Ирина Ивановна Макеева (Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук, Москва) рассказала слушателям о своей многолетней работе над списками древних славянских чудес святителя. Александр Наумов (Университет Венеции) поднял в своем докладе такую важную для Бари тему, как «Святитель Николай и святой Стефан Дечанский», продемонстрировав почитание мощей Чудотворца в балканской части славянского мира. Мария Борисовна Плюханова (Университет Перуджи) обратилась в своем докладе к малоизучененой теме святителя Николая в русской литературе XV–XVI вв. Тон заседанию 11 мая задал доклад диакона Михаила Желтова (ЦНЦ «Православная энциклопедия» и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва). Отец диакон впервые проанализировал всю совокупность многострофных византийских песнопений свт. Николаю — полных кондаков и канонов (число последних чрезвычайно велико и превышает пять десятков) — и показал, как анализ содержания византийских гимнографических текстов может помочь в изучении агиографической традиции. Русский аспект почитания святителя прозвучал в докладах Виктора Мирославовича Гуминского (Институт мировой литературы им. А.М. Горького, Москва), который рассказал о русском паломничестве к мощам Чудотворца, и Владимира Николаевича Захарова (Российский гуманитарный научный фонд, Москва). Весьма радостно было видеть среди докладчиков и о. Джерардо Чоффари (Центр николаеведческих исследований, Бари), посвятившего всю свою жизнь изучению истории святителя Николая и представившего в этот раз обобщающий доклад о древнейших латинских агиографических памятниках.

http://patriarchia.ru/db/text/252583.htm...

Теперь кратко скажем о дате празднования памяти святого Мирона из Ахайи. В ряде месяцесловов в Евангелиях X-XII веков, а также в славянских Минеях XI и XII веков память мученика приходится на 17 августа . Та же дата совершения памяти святого стоит и в древнейших версиях Синаксаря Константинопольской церкви X века . Однако в ряде более поздних версий этого синаксаря , а также в Месяцеслове императора Василия II Болгаробойцы (XI век) есть свидетельства литургического чествования мученика Мирона 16 августа. Смещение дня литургического воспоминания мученика с 16 на 17 августа, возможно, было произведено по причине празднования более значимого торжества — Перенесения нерукотворного образа Господа из Эдессы в Константинополь в 944 году. Тогда получается, что в менее древних памятниках отразилась более древняя (если не изначальная) дата памяти святого Мирона. Перечень приводится, к примеру, в: Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 2. М., 1997. С. 249; также см. ссылки в: Bibliotheca Hagiographica Greaca. T. 2. Bruxselles, 1957. P. 128-129, n. 1313y-1314. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви в 3-х томах. (Репр.) Т. 3. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. С. 347-348. Одним из решающих признаков аутентичности этого канона является акростих (фраза, состоящая из начальных букв тропарей канона), последнее слово которого «Иосиф», что исследователями расценивается как характерная черта именно данного гимнографа, так как в большинстве канонов, идентифицируемых как Иосифовы, указанное слово есть; хотя в некоторых явно Иосифовых сочинениях оно отсутствует (подробнее о канонах и гимнографическом творчестве Иосифа см. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. 3-е изд. СПб., 1902. С. 299-302). Также можно отметить относительную лаконичность фраз в тропарях и немалое сходство стиля с другими канонами, надписываемыми именем Иосифа, что дополнительно подтверждает его авторство.

http://bogoslov.ru/article/1041214

л. отдельных стран осуществлялись в рамках национальных проектов по изданию важнейших исторических источников (напр., «Rerum Hungaricarum monumenta Arpadiana» в Венгрии, «Monumenta Poloniae Historica» в Польше и др.). Изданий единого корпуса Ж. л. на народных языках не существует. Основным справочником по лат. Ж. л. является «Bibliotheca Hagiographica Latina». Латинская подобно греческой, зародилась как повествование о мучениках, пример стойкости к-рых был призван пробудить в христианах готовность в случае гонений пострадать за Христа. Самыми ранними из сохранившихся памятников лат. Ж. л. являются Мученичества Сциллийских мучеников († 180) и св. Перпетуи и Фелицитаты († 203). Мученичество Сциллийских мучеников имеет форму протокола допроса. В основе Мученичества Перпетуи и Фелицитаты лежат автобиографические записи мучеников (в частности, об их видениях) и акты, которые позднее были скомпилированы и снабжены пояснительными вставками редактора и предисловием. По ряду стилистических признаков составление окончательной редакции Мученичества приписывается Тертуллиану (CPL, N 32; см.: Bestiaensen A. A. Atti e Passioni dei Martiri. R.; Mil., 1987. P. 109-110). Этот памятник Ж. л., созданный в христ. общине Карфагена, по своему значению может быть сопоставлен с греч. Мученичеством сщмч. Поликарпа Смирнского. Экзальтированность в описании видений и мученических страданий Перпетуи и Фелицитаты свидетельствует, возможно, о влиянии ереси монтанизма (см. ст. Монтан ). Подобные черты характерны и для др. мученичеств африканского происхождения, созданных в период гонений, напр. для Мученичества святых Марина и Иакова (CPL, N 2051), пострадавших при имп. Валериане (253-260). В IV - 1-й пол. V в. эта тенденция нашла отражение в корпусе мученичеств, созданных донатистами, к-рые воспринимали себя как «Церковь мучеников», преемницу древней гонимой Церкви (CPL, N 719-721). Акты мучеников продолжали появляться до конца эпохи гонений на христиан, напр. Акты св. Максимилиана († 295, Тевеста, Нумидия).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Изучение арабского перевода в рукописи Vat. syr. 198 (более подробно о ней см. ниже), сравнение сохранившихся там фрагментов с выдержками из несторианских лже- второго и третьего томов. Решение вопроса об изначально православном происхождении данного арабского перевода. Решение вопроса о содержании в этом переводе аутентичных текстов преп. Исаака, отсутствующих в двух указанных православных рукописях на сирийском языке. О времени жизни преподобного Исаака Сирина В 1719 году католик И.С. Ассемани издал в Риме анонимное арабское житие преп. Исаака (аноним Ассемани или Bibliotheca Hagiographica Orientalis (BHO) 541), записанное каршуни 157 , и датируемое началом XVI века 158 . Рукопись с житием (сейчас именуется Vat. syr. 198 159 , ранее – Nitrensis XX) происходит из монофизитского сирийского монастыря Deir al-Suriani в Египте 160 , однако в самом житие нет ничего специфически монофизитского, в этом же монастыре сохранилась (правда испорченная еретиками, см. ниже) и православная рукопись Vat. syr. 125. Приведем текст этого жития: “История этого святого великого мар Исаака 161 . Было рождение его в восточной области из рода сирийского. И был у него младший брат. Стали подвизаться он и брат его в святой обители Мар-Маттай 162 , большом общежитии. Они выделились своей мудростью и постническим усердием, брат его был сделан настоятелем монастыря и руководителем иноков. Сам же святой мар Исаак после того, как навык обычаям общежительства, удалился в келью, расположенную вдали от монастыря 163 , и там всего себя предал безмолвию и уединению, ни единого человека не встречая. Брат же его усердно писал ему в письмах, чтобы он вернулся в общежитие, но он пребыл твердым в этом. И вот, когда слава о его мудрости и святости распространилась, он был избран на престол Ниневийский 164 . В первый день после посвящения св. Исаака во епископы пришли к нему на суд двое, участвующих в тяжбе: заимодавец и должник. Один из них требовал от другого немедленного возвращения долга, а другой просил себе отсрочки.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010