Ueз.VI:13 . И узнаете, что Я Господь, когда убитые ваши будут [лежать] среди идолов ваших, вокруг жертвенников ваших на холме высоком (Вульгата: всяком), на всех вершинах гор и под всяким деревом ветвистым (nemorosum) и под всяким дубом зеленеющим, на месте, где они возжигали благовонные курения всем идолам своим. Ясно по буквальному пониманию и не нуждается в истолковании, что войско израильское убито на горах Израилевых и на высоких холмах, между самыми алтарями и рощами идольскими, которые называются деревьями ветвистыми, чтобы где они грешили, там и были наказаны. Относительно таинственного смысла мы должны следовать прежде представленному порядку. Когда учители еретиков бывают сокрушаемы и побеждаемы церковными мужами, сведущими в знании Писаний, то мы видим убитых [учителей] превратных учений лежащими между измышленными ими идолами, и тех, которые восставали на разум Божий, распростертыми на горах и холмах под всяким деревом ветвистым, которые имели напыщенные слова и тень листьев, но не имели плодов добрых дел, которые были под всяким дубом зеленеющим, приносящим плоды не для людей, а для свиней, где они возжигали благовонные курения не Богу, а своим идолам. И они не могли сказать того, что о Ное написано: обоня Господь воню благоухания ( Быт. 8:21 ), и того, что Павел говорит: Христово благоухание есмы Богови на всяком месте ( 2Кор. 2:15 ). Но как святой своим благоуханием делает приятное Богу, так грешник, от лица которого в оном псалме поется: воссмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего ( Пс. 37:6 ), возжигает своим идолам смрадные курения. То, что нами переведено: на всех вершинах гор, и немного спустя: и под всяким дубом зеленеющим, LXX опустили. Ueз.VI:14 . И простру на них руку Мою, и сделаю землю пустынною и покинутою от пустыни Девлафа во всех местах жительства их, и узнают, что Я Господь. О горы Израилевы! Когда убитые ваши падут среди идолов и жертвенников ваших на всяком холме высоком, на всех вершинах гор, и когда Я наполню трупами умерших рощи ваши, в которых они некогда возжигали благоуханные курения идолам своим, тогда простру для мщения руку Мою, которая доселе была сокращенной, и обращу всю землю Израилеву в пустыню, от пустыни Девлафы, находящейся в земле Емаф, которая теперь называется Епифанией Сирийской, во всех местах жительства их, чтобы для всех было ясно, что между пустыней и морем великим нет ничего, чего не истребил бы неприятельский меч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ueз.VI:8–9 . И Я оставлю у вас тех, которые избежали меча среди народов, когда рассею вас по землям, и будут вспоминать обо Мне уцелевшие из вас среди народов, к которым были отведены они в плен. То, что Господь говорит Илии: «Я оставил Себе семь тысяч мужей, не преклонявших колена пред Ваалом» ( 3Цар. 19:18 ), и что пишет апостол Павел: и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть ( Рим. 11:6 ), может относиться и к этому отделу. Ибо и апостолы, бывшие из семени Израилева и избежавшие меча, для того соблюдены, чтобы быть рассеянными по землям и проповедовать среди народов евангелие и напоминать о Боге среди тех народов, у которых они пребывали во время плена. Но можно и то сказать, что некоторые из иудейских пленников для того были сохранены, чтобы среди народов напоминать об имени Его и проповедовать о силе Его. Также из еретических народов, которые могли избежать меча погибели их и зловредной партии, восставшей против Бога, рассеянные по разным местам вспомнят об имени Божием, принося покаяние, и будут радоваться, что они пленены мужами Церкви. Ueз.VI:9–10 . Ибо Я сокрушил сердце их блудное и отпадшее от Меня и глаза их, блудившие вслед идолов, и они к самим себе почувствуют отвращение за то зло, какое они делали во всех мерзостях своих. И узнают, что Я, Господь, не напрасно говорил, что сделаю им бедствие это. Многое из этого отдела опущено Семьюдесятью, а то, вместо чего мы поставили: Я сокрушил сердце их блудное, изменено так: Я поклялся сердцу их блудному. Поклялся же Он и определил совершить то, на что указал действием, или сокрушил блудное и отпадшее от Бога сердце тех, о которых Господь говорит чрез Осию: духом блужения прельстишася ( Ос. 4:12 ), и блудившие вслед идолов глаза, чрез отверстия которых смерть не допускается к вхождению. Поэтому и у Даниила ( Дан. 13 ) двое старейшин велели Сусанне раскрыть себя, чтобы насладиться красотой обнаженного тела. И не напрасно говорил Господь, что сделает бедствие или бедствия, потому что вследствие Его угрозы приносят покаяние те, которые подлежали этому определению. Если же сердце жестоко и неукротимо, даже чрез наказания не уразумевающее благодеяний исправляющего, то к таковым говорится: всуе поразих чада ваша, наказания не приясте ( Иер. 2:30 ). Но полезно и еретикам, чтобы сокрушалось сердце их, наихудшая сокровищница превратных учений, потому что оно отпало от Бога и глаза блудят вслед измышлений своих. Когда они вспомнят о Боге, то почувствуют отвращение к самим себе за все мерзости свои и, уразумев истинность правой веры, узнают, что Он есть Господь. Он часто для того наводит бедствие, кажущееся для претерпевающих пагубным и весьма худым, чтобы они обратились к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

VI.7. И как (мудрые) педагоги часто, ради научения и укрепления нравов, не щадят детей, являющихся их господами, и воспитывают их розгами, весьма благоволя к ним и заботясь о них в надежде, что они станут благоразумными и знаменитыми в мире людьми, так и вы, подвижники-предстоятели, наказывайте невоспитанных и младенствующих братий не со страстью гнева или высокомерия, но с милосердием Христовым и в целях духовной пользы, уповая на то, что для воспитываемых вами это пригодится в Царстве Небесном. И именно в таком настроении имейте попечение о младенчестве братий, увещевая или запрещая, как сказано, каждого для его же пользы; проявляйте заботу лишь с одной только ревностью о Боге и с милосердием Христовым; наказывайте, не увлекаясь злой страстью или словно мстя за себя, чтобы, являя свой совершенный труд, который вы взяли на себя ради Бога, быть вам наследниками Царства Небесного. VI.8. Ведь (только) таковым образом и протекает подлинно ангельская жизнь на земле – когда предстоятели и подчиненные единодушно руководствуются подобным образом мыслей; когда все братия с великой радостью подчиняются друг другу, считая друг друга господами и «в почтительности друг друга предупреждая» ( Рим. 12:10 ). Братия должны жить вместе в простоте и чистоте сердечной, единодушии, мире, прямодушии и со всяким смирением. Никто, превозносясь перед другим, пусть не считает себя лучшим или большим, даже если он преуспел, но, наоборот, как ученик Христов, пусть полагает себя худшим из всех людей, поскольку Господь говорит: «кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» ( Мф. 23:12 ; Лк. 14:11, 18:14 ). И еще: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» ( Мк. 9:35, 10:43 ; Мф. 20:27 ), так как и «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10:45 ). И Апостол говорит: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса» ( 2Кор. 4:5 ). VII.1. Как желающие быть подражателями Христа, мы призываем вас к миру друг с другом, подчинению и доброму служению друг другу. Если возможно, мы должны готовить себя к тому, чтобы умереть за ближнего, имея образцом и примером Господа, Который во всем благом содействует вам по сказанному: «любящим Бога... все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ), дабы через любовь, простоту, непритязательность и скромность мог сохраниться в братстве «союз мира» в едином Теле и Духе Христовом ( Еф. 4:3, 4 ): когда мы, как сказано, подчиняемся друг другу в страхе и любви Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

VI.7. И как (мудрые) педагоги часто, ради научения и укрепления нравов, не щадят детей, являющихся их господами, и воспитывают их розгами, весьма благоволя к ним и заботясь о них в надежде, что они станут благоразумными и знаменитыми в мире людьми, так и вы, подвижники–предстоятели, наказывайте невоспитанных и младенствующих братий не со страстью гнева или высокомерия, но с милосердием Христовым и в целях духовной пользы, уповая на то, что для воспитываемых вами это пригодится в Царстве Небесном. И именно в таком настроении имейте попечение о младенчестве братий, увещевая или запрещая, как сказано, каждого для его же пользы; проявляйте заботу лишь с одной только ревностью о Боге и с милосердием Христовым; наказывайте, не увлекаясь злой страстью или словно мстя за себя, чтобы, являя свой совершенный труд, который вы взяли на себя ради Бога, быть вам наследниками Царства Небесного. VI.8. Ведь (только) таковым образом и протекает подлинно ангельская жизнь на земле — когда предстоятели и подчиненные единодушно руководствуются подобным образом мыслей; когда все братия с великой радостью подчиняются друг другу, считая друг друга господами и «в почтительности друг друга предупреждая» (Рим. 12, 10). Братия должны жить весте в простоте и чистоте сердечной, единодушии, мире, прямодушии и со всяким смирением. Никто, превозносясь перед другим, пусть не считает себя лучшим или большим, даже если он преуспел, но, наоборот, как ученик Христов, пусть полагает себя худшим из всех людей, поскольку Господь говорит: «Кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 12; Лк. 14, 11; 18, 14). И еще: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35; 10, 43; Мф. 20, 27), так как и «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). И Апостол говорит: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4, 5). VII.1. Как желающие быть подражателями Христа, мы призываем вас к миру друг с другом, подчинению и доброму служению друг другу. Если возможно, мы должны готовить себя к тому, чтобы умереть за ближнего, имея образцом и примером Господа, Который во всем благом содействует вам по сказанному: «Любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8, 28), дабы через любовь, простоту, непритязательность и скромность мог сохраниться в братстве «союз мира» в едином Теле и Духе Христовом (Еф. 4, 3–4): когда мы, как сказано, подчиняемся друг другу в страхе и любви Христовых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

XXV:34). К этому же, говорят они, относится и ежедневное прошение молитвы Господней: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. VI:12). Ибо тот творит, конечно, милость, кто прощает грех согрешившему пред ним. Сам Господь объяснил это, говоря: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. VI:14-15). Таким образом, слова апостола Иакова, что суд будет без милости для того, кто не творит милости, относятся и к этому роду милости. Между тем, говорят, Господь сказал: «Если и вы простите людям, простит и вам Отец ваш грехи ваши», не указывая, большие ли это грехи, или малые. Отсюда, полагают, даже и тем, которые до самого последнего дня своей жизни живут погибельно, ежедневно в силу этой молитвы прощаются все грехи их, каковы бы они ни были, как и сама эта молитва произносится ежедневно, лишь бы только они взяли за правило прощать от сердца всякий раз, когда просят у них милости те, которые повредили им каким-нибудь грехом. Когда я, с помощью Божией, отвечу на все (эти возражения), тогда и конец настоящей книге.    Прежде всего надо решить, почему Церковь отвергла разглагольствования людей, обещающих очищение или помилование дияволу, хотя бы и после великих и самых продолжительных мучений. Столь многие святые и сведущие в ветхих и новых священных книгах мужи нимало не завидовали тому, что те или иные, сколько бы их ни было, ангелы после таких или иных, как бы они ни были велики или малы, наказаний получат очищение и блаженство в небесном царстве. Но они видели, что не может быть пустым и бессильным божественный приговор, который Господь, как сам Он предсказал, произнесет на суде: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дияволу и ангелам его» (Мф. XXV:41), — приговор, показывающий, что дьявол и ангелы его будут гореть в вечном огне. Видели также, что не может быть бессильным и написанное в Апокалипсисе: «А диявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Апок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

α) Обязанности в обществе церковном 101 . Отношение пастырей к пасомым. Как говорит Свящ. Писание о должности пастырей к духовной пастве? Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия; и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду ( 1Петр.5:2–3 ). Катих. 109 стр. Рекли мы, яко не подабает епископу или пресвитеру вдаватися в народные управления, но неопустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити или да будет извержен. Ибо никтоже может двум господам работати по заповеди Господней ( Мф.6:24 ). – Прав. Св. Апост. 81. См. также (выше об обетах) IV Всел. соб. пр. 7. Предстоятели церквей должны каждый день, преимущественно же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словам благочестия, выбирая из Божественного Писания разумения и заповеди истины и не преступая положенных уже пределов или предания богоносных отцев.... Ибо посредством учения упомянутых отцев народы, получая познание о желательном и достойном избрания и о негодном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою к лучшему и не изнемогают от недуга неведения, но, внимая этому учению, стараются избавиться от недуга и в страхе угрожающих наказаний соделывают себе спасение. VI Всел. соб. прав. 19. ...У Бога и у того, кому вверено пастырское водительство, все попечение о том, чтобы возвратить заблудшую овцу и вылечить уязвленную змием... VI Всел. соб. пр. 102. 102 Отношения пасомых к пастырям. – (Третья заповедь церковная предписывает), чтобы духовным оказываемо было должное уважение, как служителям Божиим и посредникам, ходатайствующим за нас у Бога, особенно тем, кои исповедуют нас, как Отцы духовные, и чтобы мы советовались с ними о спасении нашем. О сей заповеди так говорит Писание: каждый должен разуметь нас 103 , как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих ( 1Кор.4:1 ). И в другом месте: просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас и предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовию за дело их ( 1Фес.5:12 ). И в другом месте: разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ( 1Кор.9:13–14 ) И еще: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове ( 1Тим.5:17 ). Люди мирские не должны вмешиваться в дела духовные, по слову Апостола: братия, если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте таковаго в духе кротости ( Гал.6:1 ). Испов., I, отв. на вопр. 89.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк. VI:30—31). Продолжателями дел Апостолов Христовых на земле являются святители и пастыри Православной Церкви (Мф. XXVIII:20). В чем главная их деятельность? В молитве и служении слова (Д.А, VI, 4). В святом храме Божием пастырь усердно молится о всем мире, о своей пастве, пламенным духом своим призывая за требами, особенно молебнами, ученик Христов вместе со всеми молится Господу, как сие делал приснопамятный батюшка Отец Иоанн Кронштадтский и другие труженики – иереи Божии. И дома, в уединенной молельне пастырь Христов усердно молится Богу о своих немощах и всех своих духовных овцах... Также неустанно трудятся служители Христовы и в другой великой пастырской области, в храмах, где проповедуют слово Божие. В храмах, где обширная аудитория, немолчно должен возвещать о Царствии Божием продолжатель дела апостолов. И по домам своих прихожан и у себя при всяком случае, — постоянно говорит о духовном мире ревностный проповедник-пастырь. Опыт современной жизни показал, что недостаточно усердна была наша молитва и не вдохновенно слово наше. Почему немало прежних православных людей ушло от Церкви Божией?... Потому что религиозное начало не достаточно охватило их: не знали они сладости молитвы, не тосковали о будущем небесном граде. А это оттого, что мы не сумели зажечь в их душах огонька – веры в Бога и будущую жизнь. В ком есть этот огонь веры – того не могут увлечь никакие уговоры атеистов. Усилить нужно нам свои молитвы к Богу и проповеди о Царствии Божием...    Господи, как много здесь работы. Ведь нам нужно принести в Церковь православную не только окружающих, но показать истинный свет христианский и многим другим: язычникам, иудеям, католикам, протестантам и другим различным людям... Воистину жатвы много! В своем постоянном труде, молитве, и проповеди – усердный пастырь Христов поглощается весь... Господь разрешит своим труженикам и отдых. «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного». В чем отдых? – не в светских развлечениях; в роскоши пищи и питании. А в необходимой поддержке ослабевшего тела и в духовном уединении, со своею душою и Богом. Отдохнуть «немного»! А потом опять за труд и труд святой?...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   б) С этим вместе оно служит для нас учреждением и знамением нового завета и нового союза нашего с Богом во Христе, Которого ветхий завет служит только преобразованием. „Сия ест кров Моя нового завета, говорит Спаситель; сия чаша – новый завет Моею кровию. (Мф. XXVI:28; 1 Кор. XI:25; сн. Евр. гл. IX).    в) Далее цель его – теснейшее соединение со Христом и между собою. „Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем“ (Иоан. VI:56 – 57). „Едино тело есмы мнози, вси бо от единого хлеба причащаемся« (1 Кор. X:17).    г) Кроме того оно служит для нас очистительною и умилостивительною жертвою за грехи наши, и не за наши только, но и за грехи всего мира, и вместе благодарственною жертвою за все, что имеем от Бога; ибо Господь, прияв хлеб, прежде хвалу воздал и благодарил Бога, и потом, преподавая тело Свое, сказал: „Сие есть тело Мое, за вас преломляемое во оставление грехов, и преподавая чашу сказал: Сия есть кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов ибо у нас нет ничего, чем бы могли или достойно возблагодарить Бога за Его милости, или умилостивить Его за грехи наши.    д) Наконец, оно служит для нас залогом бессмертия и вечной жизни. „Аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе... Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день... Отцы ваши ели манну в пустыне и померли, а ядущий хлеб сей – жить будет во век“ (Иоан. VI:53 – 54, 57 – 59). Понятно, что столь высокое таинство должно требовать и особенных условий с нашей стороны; оно требует полного сосредоточения в самих себе, строгого самоиспытания своей совести и всецелой готовности к принятию его. Апостол кратко выразил все это в следующих словах: „да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет: ядый бо и пияй не достойне, суд себе яст и пиет, нерассуждая тела Господня» (1 Кор. XI; 28 – 29). – (Сост. по „Опыту библ. словаря соб. имен“ – прот. П. Соляр. ского. Т, IV, стр. 701 – 703 и „Опыту прав. догм. Богосл.“ епископа Сильвестра, т. IV, стр. 419 – 423).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   То же и в ст. 44. Но в Ин.6:40: «Воля Отца Моего в том, чтобы каждый видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную, и воскрешу его Я в последний день». Понятия жизни вечной и воскрешения стоят рядом, но не отождествляются. Различие между ними в том, что «жизнь вечная» мыслится как некая данность, достигнутая или, во всяком случае, достижимая в нынешнем веке, а воскрешение в последний день ожидается в будущем, на грани века нынешнего и века грядущего. И если их различение не исключает их внутренней связанности, то эту связанность естественно понимать в том смысле, что первая есть условие второго. Достижение жизни вечной в нынешнем зоне есть путь к божественной Славе в эсхатологическом свершении. Оба понятия снова повторяются во второй части беседы, в ст. 54, в несколько ином контексте, но в том же их различии и взаимной сопряженности. В беседе о хлебе животном эсхатологическое учение Ин. получает, таким образом, полную ясность. В плане Ин. недосказанное в Иерусалимской беседе досказывается в Капернаумской. Но, как и в Иерусалиме, эсхатологическое свершение восходит к Отцу и как таковое есть дело Божественной Любви. Отец    Упоминание Отца требует нашего особого внимания. Мысль о Боге как Отце, на которой уже лежало ударение в гл. V, возвращает нас не только к беседе Иисуса с Самарянкой, но и к свидетельству Иоанна Крестителя во второй части Введения. Мы видим, что она проводится и в Прологе. С нею связано понимание спасения как усыновления и теоцентрическое ударение богословия, предполагающее и теоцентрический духовный опыт. Этим теоцентризмом отмечена и беседа гл. VI. Опыт Отца, выраженный перфектной формой ρακεν, имеет только Сын: «Тот, Кто от Бога» (Ин.6:46). Как и в Иерусалимской беседе гл. V, единение Отца и Сына выражается антропоморфическим образом видения. Сын видел и не перестает видеть Отца. Таково значение глагольной формы. Но смысл ее в том, что Сын обращен к Отцу. В ст. 32 Моисею как подателю манны противополагается не Иисус, а Отец. Он дает народу истинный хлеб с неба, и хлеб этот есть Иисус. Алчущему народу Отец дает Иисуса. От Сына — вечная жизнь и воскрешение в последний день (ст. 40). Но Сын творит волю Отца (ст. 38), и к Сыну привлекает Отец (ст. 44, 45, а также 37, 39). На этой мысли в беседе гл. VI лежит особое ударение. Ею Господь объясняет смущение, а затем и отпадение (ср. ст. 66) многих из учеников Его, и на этом объяснении кончается речь: «...поэтому Я сказал вам, что никто не может прийти ко Мне, если не будет дано ему от Отца» (Ин.6:65).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А мы знаем, что наш Спаситель говорил не язычникам, а нам, ученикам Его из среды Иудеев, и нас освободил от бремени и тяжелого ига. Итак, кои не слушают,/что Он дает им облегчение и избавляет от уз второзакония, те не повинуются Богу 966 , призывающему их к избавлению, к покою и облегчениям, а сами связывают себя тяжелым и бесполезным бременем второзакония. Ибо наш Господь и Спаситель, давший закон и второзаконие, свидетельствует о законе, что S 111/L 52//CA VI.24///он –жизнь для тех, кто//соблюдает его; а о второзаконии доказывает Он, что это – узы слепоты. Повсюду Он делает различие и свидетельствует о законе, обличает нас и повелевает оставаться под законом. Ибо всякий, не стоящий под законом – нечестивец. Поэтому Он свидетельствует о законе так: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь. Не так нечестивые» 967 . Итак мы видим, возлюбленные братья, как получают 968 праведники обетования блаженства за праведность и соблюдение закона. Но не так с нечестивыми, ибо им не угодны праведники, а также и закон, и они не размышляют об этом 969 .///Поэтому Он называет нечестивыми тех, которые не ходят в законе. Ибо и в Евангелии Он утверждает закон, но зовет и освобождает нас (от бремени уз и от повторения) закона 970 . Одно – закон и нечто другое второзаконие; и у Давида Он различает и доказывает это подобным же образом и говорит 971 : «Мы рассечем узы их и сбросим с себя иго их» 972 . Вы видите, как говорит Святой Дух, – как будто бы (это исходило) из уста мира – и возвещает Свои мысли и гласит, что закон есть иго, а второзаконие – узы 973 . Закон есть иго, потому, что он возложен был, как ярмо на вола, на прежний народ и на нынешнюю церковь Божию, поскольку он еще и ныне существует в церкви, – на нас, призванных из народа и на вас, происходящих из языческих S 112/L 52//СА VI. 24///народов, над которыми было милосердие 974 . Тех и других он (закон) приводит в согласие и держит нас в нем. А узами Он правильно называет второзаконие 975 ; ибо когда народ служил идолам, то на него было наложено еще бремя второго закона 976 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010