редакции Римского Мартиролога М. поминается 21 сент. без указания, что апостол претерпел мученичество; место его проповедничества и кончины также не обозначено (MartRom (Vat.). P. 499). По мнению Геффье, дата 6 мая как день перенесения мощей М. в Салерно могла появиться на основе Иеронимова Мартиролога и впервые была зафиксирована в литургических книгах X-XII вв., таких как монастырский Миссал из Центр. Италии X-XI вв. (Vat. lat. 4770) и Бревиарий из Монте-Кассино, составленный при аббате Одеризии (1087-1105) ( Gaiffier. Hagiographie Salernitaine. 1962. P. 108-109). В неаполитанском Мраморном календаре IX в. под 6 мая отмечен день кончины М.; 2-й раз М. поминается здесь под 16 нояб. согласно вост. традиции ( Delehaye H. Hagiographie Napolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 21, 39). Перенесение мощей М. в Салерно Ап. Матфей. Миниатюра из Симоновского Евангелия. 1270 г. (РГБ. Рум. 105. Л. 25 об.) Ап. Матфей. Миниатюра из Симоновского Евангелия. 1270 г. (РГБ. Рум. 105. Л. 25 об.) Наиболее ранние сведения об этом событии содержатся в анонимной «Салернской хронике» 2-й пол. или кон. X в. (ок. 978 или ок. 990), где говорится, что во времена Гизульфа I, кн. Салерно (952 - кон. 977), останки апостола были найдены в Лукании и оттуда с подобающими почестями перевезены в Салерно по приказу Гизульфа ( Chronicon Salernitanum. 165//MGH. SS. T. 3. P. 552-553; Idem/Ed. U. Westerbergh. Stockholm, 1956. P. 170). Ни год открытия мощей, ни время их перенесения не указаны. Датировка события 954 г. содержится в более поздних хрониках - в «Хронике монастыря Монте-Кассино» нач. XII в. (Chronica monasterii Casinensis. II 5//MGH. SS. T. 34. P. 175), в «Беневентских анналах» XII в. (Annales Beneventani//Ibid. T. 3. P. 175) и в качестве более позднего добавления (XII или XIII в.) в «Анналах» из аббатства Кава-де-Тиррени (Италия) (Annales Cavenses//Ibid. P. 188). Также сохранились 2 агиографических текста о перенесении мощей М. из Эфиопии в Бретань и Луканию (BHL, N 5694, 5694b), а затем в Салерно (BHL, N 5693, 5693b). Первый текст назван Проповедью (Sermo) и приписывается Павлину, еп. г. Сен-Поль-де-Леон; автор 2-го повествования - Сказания о перенесении мощей в Салерно, не указан. Геффье предположил, что оба произведения были составлены в Салерно в кон. X в. (возможно, ок. 1000) одним и тем же агиографом, к-рый называет себя вымышленным епископом ( Gaiffier. Hagiographie Salernitaine. 1962. P. 96-104); по мнению др. исследователей, еп. Павлин был историческим персонажем ( Acocella. 1954. P. 35).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

В 839 г. по просьбе мон. Вальдона, впосл. аббата мон-ря М., Житие святого было переработано Лупом Ферьерским (BHL, N 5824; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 71-82). Причиной создания текста было несоответствие старого Жития требованиям, к-рые предъявлялись к агиографическим сочинениям в эпоху Каролингского возрождения . Луп стремился исправить язык произведения, далекий от норм классической латыни (meo stilo elucubrarem... accuratiori sermone). Подражая древним авторам, он использовал длинные периоды, но избегал синтаксических сложностей и заменял малопонятные слова более распространенными синонимами. Изменения были внесены и в содержание текста: по словам Лупа, о деятельности М. сохранилось мало сведений, а в старом Житии содержались неправдоподобные утверждения. Луп расширил повествование за счет агиографических топосов (напр., он упом. о знатном происхождении святого), риторических и исторических отступлений. Повествуя об арианстве и о гонениях на правосл. епископов, агиограф подчеркнул, что М. был соратником свт. Афанасия Александрийского (здесь Луп ссылается на Хронику Евсевия-Иеронима). Рассказы о паломничестве в Рим и особенно об осуждении еретика Евфраты подверглись сокращению. Из описания чудес были изъяты упоминания о чудесном свете, о передвижении предметов и др. подробности, к-рые агиограф посчитал неправдоподобными. Житие, составленное Лупом, получило более широкое распространение, чем древнее Житие (известны 39 рукописей; см.: Romano. 1995; Kr ö nert. L " exaltation. 2010. P. 54-59, 386-388). Составление агиографических сочинений о М. возобновилось в X в., в эпоху расцвета мон-ря во имя святого в Трире. В 962 г. по указанию аббата Виккера мон. Сигехард составил сказание о чудесах М. (BHL, N 5826; изд.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 25-33). В прологе упоминается, что сказание было задумано как продолжение Жития М., написанного Лупом Ферьерским. Сигехард подчеркивает, что получил информацию от достойных доверия свидетелей, и заверяет читателей в истинности всего изложенного.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

Lat. 5316 (XV в.): Житие И., составленное Фортунатом; сказание об И. и «арианском папе Льве» (в ркп. под заголовком «Похвала св. Фортуната блж. Иларию»); рассказ о перенесении мощей И. (заимствован из Жития св. Фридолина); сказание о митре И.; переработанный вариант Жития; «Трактат о жизни, учении, заслугах и чудесах блж. Илария» и 13 описаний чудес, составление к-рых болландисты датировали XI в. (Catalogus codicum hagiographicorum latinorum. 1890. T. 2. P. 103-104). Описания чудес И. в рукописях различаются, что затрудняет датировку текстов (так, напр., в одном из текстов упоминается Фротальд (Фротбальд), аббат мон-ря св. Геновефы в Паризиях, вслед. чего текст можно датировать VII-VIII вв.- BHL, N 3898). «Ранняя» группа чудес содержится в рукописи XII в., где она смешана с др. повествованиями (по упоминаниям о нападениях норманнов они датируются IX-X вв.). Среди них - апокрифическое повествование о смерти И., якобы переданное свидетелем этого события, неким пресв. Леонтием. В др. рассказе речь идет о некой Годе, к-рая получила исцеление у гроба И., но, не проявив благодарности, сразу покинула базилику и вновь тяжело заболела. Упоминается о почитании И. как целителя змеиных укусов, «имеющего власть попирать драконов и скорпионов и уничтожать змей» (по преданию, И. изгнал змей с о-ва Дивес, к-рый болландисты помещают в обл. Пуату - ActaSS. Jan. T. 1. P. 792). В повествовании о чудесном обличении норманна, лицемерно принявшего крещение (BHL, N 3896), упоминается о «благородном графе Раннульфе», т. е. Рамнульфе I (839-866) или Рамнульфе II (878-890). В некоторых описаниях чудес говорится о местных реалиях еп-ства Пуатье, а И. восхваляется как самый могущественный чудотворец, что позволяет предположить причастность к созданию сохранившихся описаний монахов (в VII-IX вв.) и каноников (с X в.) базилики св. Илария. Записи чудес И. велись и в XII в. (исцеления болящих, защита клириков, возвращение похищенной собственности и удовлетворение имущественных притязаний капитула базилики).

http://pravenc.ru/text/389089.html

В 20-х гг. XII в. начался серьезный кризис клюнийского движения, отмеченный борьбой умеренного крыла и сторонников реформы (впосл. сторонники реформы возобладали и способствовали избранию аббатом Клюни Петра Достопочтенного ). На период кризиса приходится начало составления Житий Г. Первое Житие Г., автором к-рого, согласно преданию, был некий Эзелон, не сохранилось. Среди биографов Г. были представители обеих партий, к-рые, восхваляя Г., по-разному расставляли акценты в рассказе о его деятельности. Обширная агиографическая традиция включает тексты XII-XIII вв. (BHL, N 4007-4015), среди них - 7 Житий, рассказы о чудесах, литургические сочинения. Лит. наследие Г. представлено в основном письмами, из к-рых сохранилась лишь малая часть, и рядом сочинений прагматического характера. В число корреспондентов Г. входили папы Григорий VII и Урбан II, имп. Агнесса и ее сын имп. Генрих IV, кор. Альфонсо VI и англ. кор. Вильгельм I Завоеватель, Петр Дамиани и архиеп. Ансельм Кентерберийский. Соч.: Epistolae//PL. 159. Col. 210, 241-242, 927-932; Statuta//PL. 159. Col. 945-947; Exhortatio ad sanctas moniales apud Marciniacum Dei servientes//PL. 159. Col. 947-950; Commonitorium ad successores suos pro sancti monialibus Marciniacensibus//PL. Col. 949-952; Imprecatio//PL. 159. Col. 951-954; Une lettre inédite de S. Hugues, abbé de Cluny, à Bernard d " Agen, archevêque de Tolède/Éd. M. Férotin//Bibliothèque de l " École des chartes. P., 1900. Vol. 61. P. 341-345; 1902. Vol. 62. P. 684-685. Ист.: BHL, N 4007-4013, 4015; Epistolae diversorum ad S. Hugonis//PL. 159. Col. 931 a - 946 a; Gilo. Vita s. Hugonis/Ed. H. E. J. Cowdrey//Studi Gregoriani. 1978. Vol. 11. P. 45-109; Renaud de V é zelay. Vita s. Hugonis/Ed. R. B. C. Huyghens. Turnhout, 1980. P. 39-60. (CCCM; 42); idem. Vita metrica s. Hugonis//Ibid. P. 61-67; Hildebert de Lavardin. Vita s. Hugonis//PL. 159. Col. 857-894; Hugues de Gournay. Epistola ad domnum Pontium Cluniacensem abbatem/Ed. H. E. J. Cowdrey//Studi Gregoriani. 1978. Vol. 11. P. 113-117; idem. Vita/Ed. H. E. J. Cowdrey//Ibid. P. 121-129; Anonimus. Vita et miracula/Ed. L. M. Smith//EHR. 1912. Vol. 27. P. 99-101; Anonimus. Miracula//Bibliotheca Cluniacensis. Matiscone, 1915. Col. 447-462; Petrus Venerabilis. Rythmus de s. Hugone abbate//PL. 159. Col. 1020-1021; idem. Miracula I 15//PL. 159. Col. 953-956; Vincent de Beauvais (Anonimus Primus). Vita s. Hugonis//PL. 159. Col. 909-918.

http://pravenc.ru/text/168247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕНТИГЕРН [Мунго; лат. Kentigernus, Kentegernus; валлийское Cyndeyrn; гэльское Ceantaigearn, Mungo; англ. Kentigern, Mungo] († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия). Диоцез, которым управлял К., возможно, включал бриттское королевство Стратклайд (Истрад-Клуд, позднее Кумбрия) в Юго-Зап. Шотландии. Источники Вероятно, самым ранним упоминанием о К. является запись в «Анналах Камбрии», составленных в IX-X вв. в Сент-Дейвидсе (Уэльс): под 612 г. там указана «кончина Контигирна и епископа Дибрика» (Conthigirni obitus et Dibric episcopi). Дибриком назван св. Дубрикий; тождество Контигирна и К. устанавливается лишь предположительно ( Davies. 2009. P. 68-71). К кон. IX в. может относиться литания из Данкелда , в к-рой упоминается К. (Kentiyern), но вопрос о датировке и подлинности текста остается спорным (Ibid. P. 71). В средневек. валлийских «триадах» К. назван верховным епископом Сев. Британии (Trioedd Ynys Prydein: The Welsh Triads/Ed. R. Bromwich. 1978. P. 319-321, 479-480), о нем говорится также в валлийских родословиях (Lives of the Cambro-British Saints/Ed. W. J. Rees. Llandovery, 1853. P. 265, 593; Baring-Gould, Fisher. 1913. Vol. 4. P. 369, 371; Early Welsh Genealogical Tracts/Ed. P. C. Bartrum. Cardiff, 1966 (по указ.: Cyndeyrn Garthwys, Denw)). Св. Кентигерн. Рельеф. Кон. XX в. (музей религ. жизни и искусства св. Мунго в Глазго) Св. Кентигерн. Рельеф. Кон. XX в. (музей религ. жизни и искусства св. Мунго в Глазго) Основные источники сведений о К.- 2 Жития (XII в.). Гербертово Житие (BHL, N 4645) было составлено неким «клириком святого Кентигерна» по указанию Герберта, еп. Глазго (1147-1164). Составитель, который не являлся уроженцем Шотландии, опирался на более раннее Житие (не сохр.) и на устные сведения. В качестве лит. образца в прологе указана некая «история святого Кутберта», написанная Симеоном Даремским (возможно, имеется в виду повествование о Кутберте в «Истории Даремской Церкви», составленной Симеоном; ср.: BHL, N 2024-2025, 2030). Гербертово Житие сохранилось фрагментарно (пролог и 8 глав) (Lond. Brit. Lib. Cotton. Titus A. XIX. Fol. 76-80v; изд.: Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. 243-252). Ко времени пребывания еп. Герберта на кафедре Глазго относится составленная клириком Вильгельмом «Песнь о смерти Сомерледа», в которой повествуется о вторжении в Шотландию правителя Островов Сомерледа и о его гибели в сражении с войском Герберта (1164). Победа над Сомерледом приписывается покровительству К., к которому епископ обратился с просьбой о спасении Глазго (Carmen de morte Sumerledi// Symeonis monachi Opera omnia/Ed. T. Arnold. L., 1885. Vol. 2: Historia regum. P. 385-388).

http://pravenc.ru/text/1684197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИФИГЕНИЯ [лат. Ephigenia, Iphigenia от греч. Ιφιγνεια] (I в.), св. (пам. зап. 21 сент.), дочь эфиоп. царя. Упомянута в лат. апокрифическом «Мученичестве ап. Матфея», входящем в состав сб. «История апостолов» Псевдо-Авдия ( Ps.-Abdias. Historiae Apostolicae. VII - BHL, N 5690; CANT, N 270); один из вариантов «Мученичества...», изданный по рукописи Vat. lat. 1188, XV в.,- BHL, N 5691, см. в: ActaSS. Sept. T. 6. P. 220-225. Св. Ифигения. Скульптура. Нач. XIX в. (ц. Носа-Сеньора-ду-Розарио, г. Белен, Бразилия) Св. Ифигения. Скульптура. Нач. XIX в. (ц. Носа-Сеньора-ду-Розарио, г. Белен, Бразилия) Анонимный сборник Житий и Мученичеств 12 апостолов, в научной традиции - «Подвиги апостолов» (Virtutes apostolorum - CANT. N 256), содержит апокрифические Жития и Мученичества 12 апостолов и разделен на 10 книг. Он входит в состав мн. средневек. лат. легендариев. С XVI в. в связи с неправильной интерпретацией послесловия его стали приписывать Авдию, еп. Вавилонскому. В послесловии говорится, что «История апостолов» первоначально была написана Авдием, учеником апостолов, на евр. языке, затем переведена на греческий учеником Авдия Евтропием и впосл. переведена с греческого на латинский неким Африканом (возможно, имеется в виду писатель III в. Юлий Африкан). Критического издания «Истории апостолов» не существует; первый издатель Б. Лазиус (XVI в.) использовал неск. поздних рукописей и добавил в издание текст, в рукописях не содержащийся ( Lazius W. Abdiae Babyloniae episcopi et apostolorum discipuli de historia certaminis apostolici libri decem. Basiliae, 1552). Наиболее доступное в наст. время издание И. А. Фабрициуса воспроизводит текст Лазиуса, но нумерация глав не соответствует первоначальной ( Fabricius. 1719; Idem. 1852). Более надежным является издание Дж. Таламо Атенольфи, основанное на рукописи X в. (Vat. lat. 5771. Fol. 35v - 42r - Talamo Atenolfi. 1958. P. 58-80). В наст. время группой франц. ученых готовится критическое издание. В рамках этого проекта была произведена колляция 4 древнейших рукописей (IX-XII вв.) и осуществлен франц. перевод части текста, в т. ч. «Мученичества ап. Матфея» ( Alibert e. a. 2005. P. 815-835). Этот текст во многом отличается от изданного Лазиусом и Фабрициусом и имеет иную смысловую нумерацию. Содержание легенды

http://pravenc.ru/text/1237951.html

ч. имп. Энгельберге. Монастырские историки приписывали ему авторство трактата «Антикименон» (Chronica monasterii Casinensis. I 33; в действительности автором трактата был Иулиан Толедский). Из сочинений Бертария сохранились проповедь в день св. Схоластики (BHL, N 7516-7517) и поэма о св. Бенедикте (BHL, N 1107-1108). Проповедь содержит толкование на притчу о купце и жемчужине (Мф 13. 45-46) и пересказ неск. эпизодов из «Диалогов» свт. Григория Великого. Автор восхваляет св. Бенедикта как «учителя всех монахов... отца отцов, наставника наставников», а М.-К.- как «главу всех монастырей» (caput omnium monasteriorum; см.: Lentini A. Il sermone di S. Bertario su S. Scolastica//Benedictina. 1947. Vol. 1. P. 197-211). Поэма о чудесах св. Бенедикта - стихотворное переложение 2-й кн. «Диалогов» из 93 дистихов и 13 гекзаметров. Сохранилась также версия поэмы, переработанная в XI в.; в ней исправлены грамматические и стилистические погрешности (MGH. Poet. T. 3. P. 389-402; см.: CSLMA.AI. P. 67-70; Leonardi C. La cultura cassinese al tempo di Bertario//Montecassino. 1987. P. 318, 324-325). В VIII в. в Кассинском мон-ре появился скрипторий. На это указывают сведения о большом количестве рукописей, вскоре после 774 г. вывезенных св. Ансельмом в аббатство Нонантола; они составили основу книжного собрания Нонантолы и впосл. служили образцами для местных переписчиков (см.: Pollard R. M. «Libri di scuola spirituale»: Manuscripts and Marginalia at the Monastery of Nonantola//Libri di scuola e pratiche didattiche dall " antichità al rinascimento. Cassino, 2010. P. 331-401). В скрипториях М.-К. и Беневенто сложился беневентский минускул - разновидность письма, которая доминировала в Юж. Италии до XIII в. В аббатстве были созданы самые ранние «протобеневентские» рукописи, к-рые датируются 2-й пол. VIII в. (Bamberg. Staatsbibl. Patr. 61; Cassin. 753; Cava de " Tirreni. Bibl. dell " Abbazia. 2 (XXIII) и Paris. lat. 7530). Немногие сохранившиеся рукописи VIII-IX вв. свидетельствуют о разносторонних интересах монастырских книжников (см.: Bloch.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ [лат. Isidorus Hispalensis; также Isidorus Iunior, Исидор Младший] († 4.04. 636, Гиспалис, ныне Севилья, Испания), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.). Жизнь Источники Памятник еп. Исидору Севильскому на площади Колумба, Мадрид. 1892. Скульптор Х. Альковерро Памятник еп. Исидору Севильскому на площади Колумба, Мадрид. 1892. Скульптор Х. Альковерро К наиболее надежным источникам биографических сведений относятся сочинения И. С. и его современников: 41-я глава из трактата И. С. «О знаменитых мужах», в к-рой он рассказывает о своем брате Леандре , еп. Гиспальском ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 41. 57-59//PL. 83. Col. 1103-1104); письма И. С. ( Idem. Ep.//PL. 83. Col. 893-913); 21-я гл. из послания еп. Леандра к сестре Флорентине, имеющего подзаголовок «О наставлении дев» (De institutione virginum) и известного также как «Правило» Леандра ( Leander Hispalensis. Regula. 21//PL. 72. Col. 891-892); введение к сочинениям И. С., написанное его другом Браулио , еп. г. Цезаравгуста ( Braulio Caesaraugustanus. Praenot.); 9-я гл. из соч. «О знаменитых мужах», написанного учеником И. С. Ильдефонсом , еп. Толетским ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 9//PL. 96. Col. 202-203); рассказ ученика И. С. Редемпта о смерти И. С. (Obitus beati Isidori a Redempto clerico recensitus//PL. 82. Col. 68-70). К второстепенным источникам относятся поздние Жития И. С., опирающиеся на более ранние источники. Хотя они иногда содержат вполне надежные свидетельства, к последним примешано множество народных легенд (D í az y D í az. 1996. P. 82). 1-е из известных в наст. время Житий И. С. было написано в кон. XII - нач. XIII в. (Vita S. Isid.; ср.: CPL, N 1214; BHL, N 4486); 2-е представляет собой сокращенный вариант 1-го Жития с отдельными новыми вставками, созданный в XIII в. Родериком Церратским (Vita S. Isid. Roderic.; ср.: BHL, N 4487). Существует также сокращенное изложение жизни И. С. (Abbreviatio de vita S. Isidori//PL. 82. Col. 53-56; Anspach. 1930. P. 57-64; ср.: CPL, N 1215), приписывавшееся еп. Браулио, но в действительности составленное неизвестным автором в XI в. на основе текстов еп. Браулио и еп. Ильдефонса. Происхождение, семья, образование

http://pravenc.ru/text/674918.html

La controverse de l " apostolicité des églises de France au XIXe siècle. P., 1903; F é vrier. 1996). По мнению Дюшена, поддержанного авторитетными специалистами, эти предания начали формироваться в бургундском мон-ре Везле при аббате Гальфриде (1037-1052), к-рый организовал обретение мощей Марии Магдалины. Вскоре мон-рь стал известным местом паломничества, а в XII в. почитание Марии Магдалины получило широкое распространение во Франции и в соседних регионах. В Марселе началось почитание Л.; в Сен-Максимен-ла-Сент-Бом была обнаружена пещера, в к-рой, по преданию, жила и была погребена Мария Магдалина; в Тарасконе состоялось обретение мощей св. Марфы ( Duchesne. 1893; также см.: Manteyer. 1897; Morin. 1898; Vacandard. 1924; Leclercq. 1929). Согласно Дюшену, почитание Л., Марии Магдалины и Марфы сложилось в Бургундии и получило распространение в Провансе только в XII в. О посещении Л. и его сестрами Галлии впервые сообщается в агиографических сказаниях, происходящих из аббатства Везле. Так, в Житии Марии Магдалины, составленном во 2-й пол. XI в. (BHL, N 5488), говорится, что Л. и его сестры бежали от иудеев в Галлию, где Магдалина поручила Л. проповедовать христианство в Массилии, а сама удалилась в пустыню. Эта версия предания о Л. не стала общепринятой. Так, в более позднем Житии Марии Магдалины, созданном в посл. четв. XII в. (BHL, N 5508), говорится о проповеди Л. на о-ве Кипр и о его мученической смерти, но не о посещении им Галлии ( Kr ü ger. 2002. S. 179-180). Сторонники достоверности предания указывали на документы XI - нач. XII в., в к-рых упоминается о почитании Л. и Марии Магдалины в Эксе, напр. на грамоту архиеп. Ростана де Фоса и соборного препозита Бенедикта (2-я пол. XI в.) о строительстве кафедрального собора. В грамоте упоминается, что Л., Максимин, Мария Магдалина и др. святые прибыли в Галлию, где Л. основал епископскую кафедру в Массилии, а Максимин - в Аквах Секстиевых ( Alban è s. 1899. T. 1. Col. 2, 6-7). Однако Ж. де Мантейе пришел к выводу, что эти документы были фальсифицированы или содержат поздние интерполяции ( Manteyer.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Согласно А. И. Бурже, повествование об И. в «Хронике Сен-Бриё» состоит из 6 фрагментов, в основном восходящих к Житию И.; 2-й фрагмент из обитуария, оставленный Фавтье без внимания, состоит из 3 чтений для ноктурн оффиция на день памяти И. Оффиций предназначался для бенедиктинского монастыря, его автор, вероятно, был знаком с трудами Гуго Сен-Викторского († 1141). В чтениях прослеживаются параллели с Житием св. Тененана (BHL, N 7999) (XIII в.?). Кроме того, Бурже указал на близость Жития И. к Житиям св. Мевенна и св. Лавра (Лери) (BHL, N 4797-4799), их датировка остается спорной. По мнению исследователя, нек-рые из сохранившихся фрагментов принадлежат Житию И., составленному в 1-й четв. XI в. Ингомаром, но бóльшая их часть относится к переработанной версии Жития, созданной не ранее XII в. Составитель этой версии, отождествленной Бурже с «Историей св. короля Иудикаэля», привел в т. ч. описания чудесных событий, связанных с рождением святого. Скорее всего эти сведения были взяты из устной традиции. Повествование о сне Ютаэля и его истолковании Талиесином находит параллели в лит-ре др. кельт. народов ( Koch. 2006). По мнению Л. Флёрио, в одном из фрагментов в составе «Хроники Сен-Бриё» содержится прозаический лат. перевод стихотворного панегирика И. объемом в 50-80 строк. Панегирик, в котором восхваляется могущество и воинская доблесть правителя, имеет ряд параллелей с бриттской героической поэмой «Гододдин» ( Fleuriot. 1971). Немногочисленные сведения об И. содержатся в Житии св. Мевенна, в отличие от Жития И., сохранившемся целиком. В нем сообщается, что И. оказывал покровительство мон-рю, основанному Мевенном, по совету святого восстановил пришедшие в упадок обители и учредил новые. Брат И. Хаэлон (Хаилок), отличавшийся дурным нравом, оскорбил Мевенна, но был вразумлен свыше и покаялся. В Житии упоминается также о том, что И. отрекся от власти и стал монахом под началом Мевенна, но более подробное повествование об этом, по утверждению агиографа, содержалось в Житии И. (Vita S. Mevenni. 11-13//AnBoll. 1884. T. 3. P. 149-151).

http://pravenc.ru/text/1237777.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010