F. Dolbeau//RBen. 1992. Vol. 102. P. 267-297). Три гомилии Августина посвящены дню памяти П. и Фелицитаты ( Aug. Serm. 280-282), еще 2 гомилии на день памяти мучениц ( Idem. Serm. 394, 394А) в наст. время считаются не принадлежащими ему. В трактате «О природе и происхождении души» (De natura et origine animae), составленном ок. 421 г., Августин оспаривает существующее в то время мнение о том, что дети, умершие без крещения, могут получить прощение первородного греха по молитвам святых и особенно мучеников. В качестве аргумента в пользу этого мнения в трактате приводятся 2-е и 3-е видения П. Однако, по мнению блж. Августина, П. могла испросить у Бога прощение своему брату лишь в том случае, если Динократ принял крещение, но затем под уговорами отца склонился к идолопоклонству, а потому и был осужден на наказание в загробном мире ( Idem. De anima et ejus orig. 1, 10, 12). «Страсти...» стали образцом для последующих агиографических текстов об африкан. святых, таких как «Страсти Мариана и Иакова» (BHL, N 131) и «Страсти Монтана, Луция (Лукия), Флавиана и других мучеников» (BHL, N 6009), а также повлияли на «Житие Киприана, еп. Карфагенского» (BHL, N 2041), написанное диак. Понтием. В нач. XX в. при раскопках в Карфагене были найдены различные надписи, свидетельствующие о почитании мучеников. Так, П. Делаттр обнаружил в базилике в Мсидфе (Basilica maiorum), к северу от Карфагена, 24 фрагмента мраморной плиты с надписью: «Hic] sunt marty[res] Saturus, Satu[r]n[inus], Rebocatus, S[e]c[undulus], Felicit(as), Per[pe]t(ua) pas(si) [non)as Mart(ias)] [...M]aiulu[s...» (CIL. T. 8. Pars. 4. N 25038; Duval. 1982. Vol. 1. P. 13-16; Ennabli L. Les inscriptions funéraires chrétiennes de Carthage. P., 1982. Vol. 2: La basilique de Mcidfa; Pass. Perp. P. 25-27) и предположил, что плита лежала на месте погребения мучеников. В качестве подтверждения этой теории может служить утверждение Виктора , еп. г. Вита (V в.), о том, что П. и пострадавшие с ней были похоронены в этой базилике ( Vict.

http://pravenc.ru/text/2580044.html

Распространение офиц. церковного почитания равноапостольных К. и Мефодия сопровождалось созданием ряда посвященных им служб и агиографических сказаний. Важными источниками преданий послужили «Итальянская легенда», по-видимому ставшая известной в Чехии в нач. XIV в., и «Легенда Кристиана» с некоторыми дополнениями. В наиболее крупном памятнике из этой группы - «Моравской легенде» (BHL, N 2074) читается, что на пути в Моравию К. обратил в христианство болгар, говорится о крещении К. моравского правителя и мораван. Труды равноапостольных К. и Мефодия по созданию славянской письменности, обсуждение в Риме вопроса о богослужении на славянском языке излагаются в соответствии с «Легендой Кристиана». В эпоху Карла IV, когда было создано Пражское архиеп-ство (1344), возникла лат. легенда (т. н. «Quemadmodum»; BHL, N 2076), в к-рой К., происходящий из Александрии, в Греции обращает в христианство мораван и их правителя Святополка, становится архиепископом в его столице Велеграде и имеет в подчинении 7 епископов в Польше и Венгрии. Появление сюжета о крещении Святополка объясняется, возможно, влиянием хорват. традиции, принесенной в Чехию монахами, поселенными Карлом IV в Эммаусском мон-ре. Святополк из хорват. легенды на чеш. почве был отождествлен с хорошо известным здесь правителем Вел. Моравии. Далее следует текст из «Легенды Кристиана» о спорах по поводу богослужения на слав. языке, сведения о выполненных К. и Мефодием переводах отсутствуют. Затем сообщается, что, предвидя гибель Вел. Моравии, К. перенес в Рим останки сщмч. Климента, сложил с себя сан и умер в Риме. Мефодий, согласно этому рассказу, хотел тайно перевезти останки К. в Моравию, несмотря на запрет папы, но недалеко от Рима вынужден был остановиться, т. к. мощи вдруг отяжелели, а правая рука святого указала, что он хочет вернуться в Рим. В этих памятниках сведения о К. как о создателе слав. письменности и взгляды на его деятельность не выходят за рамки тех сведений, к-рые сообщал Кристиан. Созданная также в XIV в. легенда «Блаженный Кирилл» (Beatus Cyrillus; BHL, N 2075) прославляла К. как святого, обратившего в христианство болгар и мораван, не упоминая о создании им славянского письма. В формах, сложившихся на рубеже XIV и XV вв., агиографические сказания о равноапостольных К. и Мефодии сохранялись в Чехии и в последующие века.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Благодаря своему авторитету и благосклонности императора Г. после смерти еп. Бернварда Хильдесхаймского (20 нояб. 1022) стал его преемником и 2 дек. 1022 г. был рукоположен во епископа Майнцским архиеп. Арибо. По примеру аббатств Нидеральтайх и Херсфельд Г. основал в Хильдесхайме школу при кафедральном соборе, содействовав распространению просвещения среди мирян и духовенства. При нем в еп-стве было построено ок. 30 церквей. Ему удалось укрепить свое еп-ство благодаря поддержке имп. Конрада II. Г. скончался в мон-ре св. Мартина в Хильдесхайме и был погребен в кафедральном соборе. Почитание Г. началось вскоре после его смерти. Между 1038 и 1060 гг. ученик Г. Вольфер написал 1-е Житие (Vita prior; BHL, N 3581), а спустя неск. лет переработал и расширил его (Vita posterior; BHL, N 3582). По инициативе 3-го преемника Г. на кафедре Хильдесхайма Хелизана было произведено открытие его мощей, после чего в кафедральном соборе Хильдесхайма стали совершать литургическое поминовение Г. В 1131 г. канонизирован папой Римским Иннокентием II . 4 мая 1132 г. мощи Г. были открыты для всенародного почитания. В средние века почитание Г. распространилось по всей Германии, в Скандинавских странах, в Чехии, в Австрии и в Сев. Италии. Сохранилось 3 частных послания Г. (до дек. 1022) и послание к нему монахов Тегернзе, написанное, когда он был уже епископом Хильдесхайма. Соч.: Epistulae//PL. 141. Col. 1229–1232; Idem.//MGH. Epp. T. 3. P. 55–71. Ист.: BHL, N 3581–3591; Wolfero Hildesheimensis. Vita St. Godehardi//PL. 141. Col. 1159–1230; Idem.//ActaSS Bened. T. 6. P. 395–446; Vita Godehardi/Hrsg. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 11. Р. 167–218; De miraculis a Godehardo patratis...//Ibid. P. 218–221; Translatio Godehardi episcopi Hildeshaimensis//Ibid. T. 12. Р. 639–652; ActaSS. Maii. T. 1. P. 501–535; T. 7. P. 432, 581, 861; Chronicon episcoporum Hildeshaeimensium, 14//PL. 141. Col. 1276–1278; Idem.//MGH. SS. T. 7. P. 852–853. Лит.: Bertram A. Geschichte des Bistums Hildesheim. Hildesheim, 1899; Schwaiger G. Der heilige Gotthard, Abt von Niederaltaich und bischof von Hildesheim//Bavaria Sancta. Regensburg, 1973. Bd. 3. S. 111 ff.; Goetting H. Das Bistum Hildesheim. B., 1984. Bd. 3: Die Hildesheimer Bischöfe von 815 bis 1221 (1227); Brandt M. Der Schatz von St. Godehard. Hildesheim, 1988; Benz L. J. Godehard//DHGE. T. 21. Col. 407–411.

http://pravenc.ru/text/Готхарда.html

ч. пролог. В составленном ок. 676 г. Мученичестве Прейекта, еп. Арвернов (ныне Клермон-Ферран) (BHL. N 6915), содержится похвальный отзыв о «красноречивом муже Ионе, к-рый на нашей памяти искусно составил Житие блаженного Колумбана и его учеников Атталы, Евстасия и Бертульфа» (MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 225). В Житии св. Садальберги, последовательницы св. Колумбана (составлено ок. 680 - BHL, N 7463), также упоминается о Житии св. Колумбана, «ценою упорного труда созданном красноречивейшим мужем Ионой». Заимствовав из сочинения И. сведения о св. Колумбане и его учениках, составитель Жития св. Садальберги исправил неточности, допущенные И. (напр., упомянул о прибытии Колумбана в Галлию при Хильдеберте II и о покровительстве, которое оказывал святому кор. Теодорих II). Подобные исправления содержатся также в некоторых рукописях Жития св. Колумбана (см.: O " Hara. 2009. P. 131-132). О знакомстве составителя с творчеством И. свидетельствует ряд эпизодов из Жития св. Вандрегизила, основателя мон-ря Фонтанелла (ныне Сен-Вандрий) (составлено ок. 700 - BHL, N 8804). После видения, в к-ром аббатство Бобий было представлено как идеальное, Вандрегизил решил стать аскетом, посетил обитель и намеревался отплыть в Ирландию (MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 17-18). Сведения из Жития св. Колумбана легли в основу повествования о его ссоре с кор. Теодорихом в Хронике Псевдо-Фредегария (ок. 660 - Fredegarii Scholastici Chronicae. IV 36//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 134-138), автор к-рой также враждебно относился к Брунхильде и ее детям. По мнению Вуда, с Житием св. Колумбана были знакомы также англосакс. авторы VIII в.- Беда Достопочтенный ( Beda. Hist. eccl. III 8) и Эддий Стефан ( Eddius Stephanus. Vita Wilfridi. 6, 24// Idem. The Life of Bishop Wilfrid/Ed., transl. B. Colgrave. Camb., 19852. P. 12-14, 48-50) ( Wood. 1982. P. 68-69). Житие св. Ведаста сохранилось в рукописях как анонимное произведение. Помимо Круша дополнительные доказательства авторства И. привел Г. Кюрт ( Kurth G. Clovis. Tours, 1896.

http://pravenc.ru/text/578294.html

Иероним и Евгений II Толетский (см. ст. Евгений III ). Из произведений античных авторов агиограф читал гл. обр. поэмы Вергилия. Урмонок был знаком также с «Психомахией» Пруденция, письмами блж. Иеронима и «Утешением философией» Боэция. В Л. хранились тексты монашеских Уставов Бенедикта и, возможно, Колумбана, из агиографических произведений - «Деяния Сильвестра», а также Житие св. Бригиты, составленное ирл. автором Когитозом (Урдистен мог использовать и др. ирл. сочинения, прежде всего Житие св. Колумбы, написанное Адомнаном, и Житие св. Патрикия, автором которого был Мурьху мокку Махтени). По-видимому, Урдистен был знаком со 2-й редакцией Жития св. Самсона (BHL, N 7481, 7483), составленной в 50-х или 60-х гг. IX в. в Доле (ныне Доль-де-Бретань); в распоряжении Урмонока находилась ранняя редакция Жития св. Самсона (BHL, N 7478-7479). Агиографы из Л. почти не использовали труды каролингских авторов, за исключением «Проповедей на важнейшие праздники» Рабана Мавра (PL. 110. Col. 9-134; см.: Morice. 2007. T. 1. P. 185-211; Deuffic. 2008. P. 126-127). К более позднему времени относятся агиографические сказания о легендарных учениках Винвалоэ, основателях бретонских мон-рей, напр. Житие св. Этбина (Идиунета), включенное в картулярий Л. (BHL, N 2621; см.: Morice. 2007. T. 1. P. 108-121; Poulin. 2009. P. 452-453), и др. Предположительно в Л. было составлено Житие св. Эрвея (Ibid. P. 457-458), однако сохранившиеся Жития св. Гвенаэля, по преданию 2-го аббата Л., были созданы за пределами Бретани ( Morice. 2007. T. 1. P. 121-144; Poulin. 2009. P. 382-395). С Л. могло быть связано происхождение литургических текстов в честь св. Винвалоэ, к-рые использовались в позднее средневековье (гимнография - AHMA. T. 18. P. 262-263; чтения из Леонского бревиария 1516 г.- Morice. 2007. T. 2. P. 557-559). Миниатюра из Евангелия Харкнесса (N. Y. Public Lib. 115). Кон. IX - нач. X в. Миниатюра из Евангелия Харкнесса (N. Y. Public Lib. 115). Кон. IX - нач. X в. В IX-X вв. в Л. действовал скрипторий, возможно крупнейший в Бретани.

http://pravenc.ru/text/2463095.html

Основные сведения о М. содержатся в агиографических сочинениях, созданных монахами Клюнийской конгрегации при аббате св. Одилоне (994-1048/49). Согласно Д. Ионья-Пра, самое раннее Житие М. было составлено вскоре после кончины святого в клюнийском приорате в Павии (BHL, N 5180; изд.: Bibliotheca. 1614. Col. 1763-1782). В Житии описываются события из жизни М. в хронологическом порядке; в композиционном центре произведения помещен рассказ о пленении святого сарацинами; 2-ю часть Жития составляют описания чудес М. и повествование о его кончине. Текст не получил широкого распространения (см.: Iogna-Prat. 1988. P. 20-29; Idem. 2002. P. 44-45). Между 999 и 1010 гг. на его основе было составлено пространное Житие М. в 3 книгах (BHL, N 5179; изд.: ActaSS. Mai. T. 2. P. 668-684; Iogna-Prat. 1988. P. 163-285). В рукописях вместе с Житием помещены тексты, связанные с историей его создания: «Послание господина Сира господину аббату Одилону» (в нем упом. о составлении Жития мон. Сиром по инициативе некоего Варнерия), «Стихи господина Рембальда» (в них сообщается о том, что сочинение Сира отредактировал мон. Альдебальд) или четверостишие «Aspicis, Israhel» (акростих с именем Альдебальда). По мнению Ионья-Пра, Сир скорее всего был автором, Альдебальд - редактором текста. Монахи Варнерий, Альдебальд и Сир, трудившиеся в канцелярии и скриптории аббатства Клюни во 2-й пол. X - нач. XI в., занимали видное положение в монашеской общине после кончины М. Рембальд, вероятно, был насельником аббатства Сен-Бенинь в Дижоне. Указывая на использование агиографами сочинений Хейрика Осерского, прежде всего стихотворного Жития св. Германа (BHL, N 3458), Ионья-Пра предположил, что в создании пространного Жития М. принимал участие Хельдрик († 1010), ученик святого, аббат монастырей Сен-Жермен в Осере (с 989), Флавиньи (с 989/90) и Сен-Жан в Реоме (с 1003) ( Iogna-Prat. 1988. P. 99-108, 121-149). Другие исследователи высказали сомнения относительно некоторых выводов Ионья-Пра, но согласились с тем, что пространное Житие, вероятно, было составлено в Клюни вскоре после кончины М. группой его учеников ( Guerreau A. [Rec.]//Annales: Économies, Sociétés, Civilisations. P., 1990. T. 45. N 2. P. 338-340).

http://pravenc.ru/text/2561244.html

была передана Ферреолу (после его мученической кончины голову положили в могилу трибуна). Исследователи неоднократно отмечали связи между преданием об И. и Мученичеством св. Ферреола Вьеннского. В ранней версии Мученичества Ферреола (BHL, N 2911) сообщается, что в нач. IV в., во время «великого гонения», преследование христиан в г. Вьенна проводил презид Криспин. Воин Ферреол отказался принести жертву богам и исповедал веру во Христа, после чего был брошен в темницу. Чудесно освободившись от оков, Ферреол решил бежать из города и перешел р. Рона, но затем был настигнут и убит. В этой версии Мученичества нет упоминаний об И., а Ферреол представлен как простой воин. В более поздней версии (BHL, N 2912) утверждается, что гонители, настигнув Ферреола близ Вьенны, отвели его в Бриват и казнили на том же месте, где был предан смерти И. Исследователи неоднократно поднимали вопросы о степени исторической достоверности Мученичества И. и об интерпретации отдельных сведений, к-рые в нем содержатся. Они отмечали отсутствие в тексте датировки гибели И. и упоминаний об исторических лицах. Недостоверными считались утверждения составителей Мученичества о том, что И. был казнен без суда и следствия и что его казнь произошла в обл. Арверния, которая не принадлежала к юрисдикции г. Вьенна. Авторы XVIII-XIX вв. были склонны не придавать значения этим деталям, т. к. Мученичество, по их мнению, было составлено через много лет после гибели И. и его составитель мог не обладать всей необходимой информацией. Л. С. Тиймон одним из первых указал, что изложенные в Мученичестве И. сведения не поддаются однозначной интерпретации. В соответствии с традиц. т. зр. кард. Цезаря Барония , Т. Рюинара и др. авторов, Тиймон счел возможным датировать гибель И. нач. IV в. Исследователь предположил, что Мученичество было составлено в сер. или в кон. V в., и указал на параллели между этим произведением и Мученичеством св. Ферреола (BHL, N 2911-2912) ( Tillemont. 1702. P. 699-701). Болландист Й. Стилтинг не видел веских оснований для того, чтобы отнести гибель И.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

Пространное Мученичество Л. (версия С), составленное неизвестным монахом из аббатства св. Симфориана в Августодуне, представляет собой компиляцию обеих ранних версий (из соч. Урсина заимствованы прежде всего сведения о посмертных чудесах святого). Самые ранние рукописи версии С относятся к IX в. (BHL, N 4853; изд.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 463-481; см.: MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 267-270). Краткие сведения о гибели Л., вписанные в контекст политической борьбы в гос-ве Меровингов, приведены в «Книге об истории франков» (1-й пол. VIII в.) (Liber Historiae Francorum. 45//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 317-319). Вероятно, в IX в. на основе сочинения Урсина было составлено метрическое Житие Л. (BHL, N 4854; изд.: Vita beati Leudegarii martyris//MGH. Poet. T. 3. P. 5-37). Др. стихотворное Житие Л., к-рое датируется кон. X в., является самым ранним примером 8-сложного силлабического стиха на старофр. языке (Saint Léger. 1937). В сер. XI в. мон. Фруланд из бенедиктинского аббатства Мурбах (ныне Мюрбак, Эльзас) составил прозаическое Житие Л., к которому приложены описания чудес святого (BHL, N 4855; изд.: Pitra. 1846. P. 525-568). Житие Согласно Мученичеству (версия А), Л. род. в знатной франк. семье. Он был воспитан дядей, Пиктавийским еп. Дидоном (до 629 - после 669). В Мученичестве упоминаются также комит Гаэрин, брат Л., и его родственник Ансоальд, впосл. ставший епископом Пиктавия. Дополнительные сведения о родственниках святого приведены в др. источниках, достоверность к-рых не доказана. Известно письмо Л., адресованное его матери Сиграде, жившей в мон-ре Пресв. Девы Марии в Новиомаге (ныне Нуайон) (MGH. Epp. T. 3. P. 464-467). В завещании Л., составленном в пользу Августодунской кафедры, говорится о земельных владениях, к-рые он унаследовал от Бодилона и «посвященной Богу» Сиграды (Testamentum Leodegarii//Diplomata, chartae, epistolae, leges, aliaque instrumenta ad res Gallo-Francicas spectantia/Ed. J. Pardessus. Р., 1849. T. 2. P. 173-174. N 382). В Житии св. Одилии , составленном в IX в., упоминается Берсвинда, мать св. Одилии, к-рая была теткой Л. по материнской линии (Vita Odiliae abbatissae Hohenburgensis. 2/Ed. W. Levison//MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 38). На основании сведений о родственниках Л. высказывалось мнение, что святой по происхождению был связан с бургундской знатью, но эти данные вряд ли достоверны (см.: Fouracre, Gerberding. 1996. P. 197, 216).

http://pravenc.ru/text/2463387.html

Des miracula inédits de S. Géraud d " Aurillac († 909)//AnBoll. 2000. T. 118. P. 47-141). Тем не менее текст 1-го пространного Жития явно представляет собой развитие первоначального сочинения, т. к. пролог 4-й книги в действительности является заключительной главой 3-й книги (Transitus), в которой повествуется о смерти Геральда. Четвертая книга (Miracula post transitum) посвящена посмертным чудесам св. Геральда. Пространному Житию предпосланы письмо с посвящением Аймону, аббату мон-ря Сен-Мартен в Тюле (впосл. аббат мон-ря Сен-Марсьяль в Лиможе), и общее предисловие, в к-ром О. объясняет, что составил Житие по просьбам Аймона и его брата Турпиона, еп. Лиможского. Считается, что О. работал над Житием в 927-930 гг. Первое пространное Житие - самый ранний пример почитания нового типа святости, в к-ром монашеская аскеза сочетается с жизнью в миру и обладанием светской властью (впрочем, степень новаторства автора Жития св. Геральда ставится под сомнение ввиду укорененности сочинения в свойственных предшествующей агиографической традиции житийных топосах, подробнее см.: Арнаутова Ю. Е. Caritas св. Геральда: К проблеме авторских интенций в Vita S. Geraldi Одо Клюнийского//Долгое Средневековье: Сб. в честь проф. А. А. Сванидзе. М., 2011. С. 225-256). Вероятно, до 972 г. (год освящения ц. во имя Геральда в Орийаке) и, возможно при участии самого О., в Клюни была составлена новая редакция пространного Жития в 3 книгах: значительно ослаблены выпады против нерадивых монахов, отсутствует противопоставление плохих клириков хорошим мирянам, подчеркивается мирской характер святости Геральда. Наибольшую трудность для интерпретации представляет краткое Житие. По мнению большинства исследователей, оно составлено на основе 2 пространных редакций, возможно, до 972 г. в Лиможе ( Facciotto P. La «Vita Geraldi» di Oddone di Cluny, un problema aperto//Studi Medievali. Ser. 3. 1992. Vol. 33. P. 243-263). Полного критического издания этой редакции нет. Основная часть (BHL, N 3412) издана по 1 рукописи (с учетом еще 2) (Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saeculo XVI qui asservantur in bibliotheca nationali parisiensi. Brux., 1890. Vol. 2. P. 392-401). Часть «Transitus» (BHL, N 3412a) издана по 1 рукописи, но в сопоставлении с 3-й книгой пространного Жития ( Fumagalli V. Note sulla «Vita Geraldi» di Oddone di Cluny//Bull. dell " Istituto Storico italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano. R., 1964. Vol. 76. P. 217-240). Часть «Miracula post transitum» (BHL, N 3413-3414) опубликована с учетом 3 рукописей, но без применения научной критики (Vita S. Geraldi brevior// Bouange G. Histoire de l " abbaye d " Aurillac (894-1789). P., 1899. Vol. 1. P. 361-389).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

Ок. 705-707 гг. монах аббатства Ярроу Беда Достопочтенный создал Житие К., написанное гекзаметром (BHL, N 2020; CPL, N 1380). Оно содержит 46 глав (без деления на книги; о возможном символизме этого числа см.: Berschin W. «Opus deliberatum ac perfectum»: Why Did the Venerable Bede Write a Second Prose Life of St. Cuthbert?//St. Cuthbert. 1989. P. 101). Изложение в целом следует Анонимному Житию, добавлены лишь 12 рассказов о чудесах К. По-видимому, Беда стремился подражать агиографической традиции св. Мартина, состоявшей из прозаических сочинений Сульпиция Севера и стихотворных Житий, составленных Павлином из Перигё (BHL, N 5617; CPL, N 1474) и Венанцием Фортунатом (BHL, N 5624; CPL, N 1037). Возможно, образцом послужили также прозаическая и стихотворная версии сочинения Альдхельма Малмсберийского «О девстве» (CPL, N 1332-1333) (см.: Godman P. The Anglo-Latin «opus geminatum»: From Aldhelm to Alcuin//Medium Aevum. Oxf., 1981. Vol. 50. P. 215-229). В поэме Беды заметно влияние Вергилия, в меньшей степени - Лукана, а также раннехрист. поэтов: Аратора, Клавдиана, Киприана Галла, Ювенка, Павлина Ноланского, Пруденция, Целия Седулия. Так, подражая «Истории апостолов» Аратора, Беда уделял основное внимание не изложению подробностей жизни К., а раскрытию морального значения деяний святого. По-видимому, стихотворное Житие было предназначено для индивидуального чтения монахами и духовной медитации. Оно сохранилось в 2 редакциях; ранняя представлена единственной рукописью, вероятно скопированной с англосакс. экземпляра (Besançon. Bibl. municip. 186; Зап. Германия, сер. IX в.). Значительно шире была распространена 2-я редакция Жития, выполненная Бедой в 20-х гг. VIII в. (скорее всего, после завершения им прозаического Жития К.) и содержащая многочисленные стилистические исправления. В нее включено прозаическое посвящение другу Беды, некоему пресв. Иоанну, который собирался отправиться в Рим. Беда выражал надежду, что поэма послужит ему утешением в трудном путешествии. Эта редакция известна более чем в 20 рукописях, как английских, так и континентальных ( Lapidge. 2006. P. 129-130, 142-162); самая ранняя, сохранившаяся во фрагментах, была выполнена во 2-й пол. VIII в., возможно в аббатстве Фульда ( Gneuss, Lapidge. 2003).

http://pravenc.ru/text/2462347.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010