В греческой традиции сведения о М. представлены в Мученичестве, которое имеет 3 редакции (BHG, N 1274-1276). Наиболее ранняя редакция (BHG, N 1274) сохранилась в 6 манускриптах X-XII вв. (напр.: Vat. gr. 807. Fol. 266-269r; Ambros. gr. 193. Fol. 36-40) и была издана И. Делеэ по рукописи XI в. (Paris. gr. 1539; Delehaye. 1909. P. 234-242). Вероятно, она восходит к утраченному оригиналу, созданному в Кесарии вскоре после кончины мученика. В XVI в. А. Липпомано перевел на лат. язык эту редакцию Мученичества М. для своего собрания Житий святых, но указал в качестве ее автора прп. Симеона Метафраста (X в.; Sanctorum priscorum patrum vitae/Ed. A. Lipomanus. R., 1556. Vol. 5. Fol. 181-183). Впосл. перевод Липпомано и его ошибочная атрибуция Мученичества Симеону Метафрасту воспроизводились в многочисленных изданиях Л. Сурия (1-е изд.: Certamen sancti martyris Mercurii// Surius L. De probatis sanctorum historiis. Coloniae, 1575. T. 6. P. 569-572), откуда перешли в «Патрологию» Ж. П. Миня (Certamen S. martyris Mercurii//PG. 116. Col. 269-276). На основе редакции BHG, N 1274 была составлена др. версия Мученичества М. (BHG, N 1275), сохранившаяся в 4 рукописях XI-XIII вв. (напр.: Ambros. gr. 259. Fol. 111v - 115v; Vat. gr. 866. Fol. 104r - 106r; Barber. gr. 318. Fol. 234v - 241r) и изданная С. Биноном ( Binon S. Documents grecs inédits. 1937. P. 19-39). Малообразованный анонимный автор данной редакции взял за основу предыдущую версию, заменив некоторые слова синонимами, добавив вымышленные или отсутствующие в первоначальном варианте детали. Так, агиограф уточняет, что Капитолий находился в Риме, указывает возраст М.- 25 лет, его родину - Каппадокию, описывает внешность святого (приятный на вид, румяный, светловолосый). Самая поздняя редакция Мученичества М. (BHG, N 1276) была написана прп. Симеоном Метафрастом на основе первоначального сказания о мученике. Агиограф интерпретировал некоторые сведения в свойственной ему манере, расширив текст риторическими отступлениями и пространными диалогами. Данная версия получила наибольшее распространение, о чем свидетельствуют ее многочисленные рукописные списки XI-XVI вв., и была издана Делеэ ( Delehaye. 1909. P. 243-258).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Благодаря этому чуду сир. мученики стали считаться покровителями семьи и брака, к ним обращаются также за помощью в семейных неурядицах. Оригинал «Истории...» был написан по-сирийски автором-сирийцем. Но только в греч. рукописной традиции все 3 текста были объединены и составили единый агиографический комплекс. Этот цикл неоднократно обрабатывался и излагался разными писателями, начиная с прп. Симеона Метафраста (X в., BHG, N 736-738b) и кончая советским писателем К. А. Тренёвым (рассказ «Эдесские угодники» в кн.: Тренев К. А. Повести и рассказы. М., 1977). Культ святых получил распространение в Византии. Помимо лит. обработки Симеона Метафраста на греч. языке сохранилось неск. редакций анонимного перевода Мученичества (BHG, N 731-735b), отдельно бытовал рассказ о чуде Г., С. и А. (BHG, N 739-739k). Похвальное слово мученикам Арефы Кесарийского (IX-X вв.) (BHG, N 740) содержит много дополнительных сведений о святых, иногда расходящихся с актами. В наст. время опубликовано 2 переводных арм. (ВНО, N 364-365) и лат. (BHL, N 7477) Мученичества Г., С. и А. В состав ВМЧ вошли переводы с греческого на слав. язык Мученичества Г. и С. и А. и «Истории о Евфимии» ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 185). Память Г., С. и А. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 102) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 296) устав службы не расписан, но в слав. студийских Минеях XI-XII вв. последование святых включает 2 цикла стихир-подобнов (из к-рых в совр. богослужебных книгах печатается один) и канон ( Ягич. Служебные Минеи. С. 377-382), а в Стихирарях XII-XIV вв. святым выписывается самогласен. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. С. 313-314) в день памяти Г., С. и А. положена будничная служба с пением «Аллилуия» на вечерне и на утрене. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 55) устав службы тот же, что и в Евергетидском Типиконе (но на «Господи, воззвах» поются стихиры не только Г., С.

http://pravenc.ru/text/168390.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕКАТЕРИНА [греч. Ακατερνη, Ακατερνα] († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.), одна из самых почитаемых святых в христ. мире. Сохранилось неск. Мученичеств Е.: 3 анонимных (BHG, N 30a-31b, 32a), Мученичество BHG, N 30, в рукописи приписано некоему Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом (ταχυγρφος) и слугой Е., и Мученичество, составленное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 32). Кроме того, сохранились Похвальное слово Е. Анастасия Протасикрита (BHG, N 32b) и перевод Мученичества на араб. язык (BHO, N 26). Е. род. в Александрии Египетской и принадлежала к царскому роду (была дочерью некоего имп. Константина, в ранних источниках не указано, какими землями он правил). Она отличалась редкой красотой и способностями к наукам: к 18 годам изучила риторику, философию, медицину, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков и знала 72 языка. В 305 г. имп. Максенций (или Максимин) разослал приказ всем жителям окрестных земель собраться в Александрии для жертвоприношения языческим богам. В город стали стекаться люди, к-рые вели быков или несли птиц для жертвоприношений. Е., увидев бесчинства, происходящие на празднестве, пришла во дворец, чтобы убедить императора в ложности языческой веры. Царь был поражен ее красотой и, будучи сам не готовым к спору с ученой девой, созвал 50 искуснейших мудрецов-риторов, чтобы те убедили ее отречься от христианства. Перед диспутом, на к-рый собралось множество народа, Е. явился арх. Михаил, ободривший святую. В долгом споре дева сумела победить риторов, доказав им ничтожество языческих богов. Когда разгневанный император потребовал опровергнуть доводы Е., все философы ответили, что не имеют аргументов против истины. После поражения в споре риторы были приговорены императором к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианство. Их останки были найдены нетронутыми огнем, при виде этого чуда многие уверовали во Христа.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Имя К. также обозначено в заглавии риторического послания в связи с перенесением в К-поль мощей свт. Григория Богослова (BHG, N 727; Σακελλων . 1885). Однако уже сама форма и заголовок соч. «Письмо, как будто бы (ς) от императора Константина Багрянородного, составленное и посланное Великому Богослову Григорию, когда он был перенесен в Константинополь» указывают на то, что она принадлежит др. автору, писавшему по имп. заказу ( Шевченко. 1993. С. 27). Предположительно этим автором был Феодор Дафнопат, поскольку произведение дошло в коллекции его сочинений (ркп. Patm. 706; Théodore Daphnopatès. Correspondance/Éd., trad. J. Darrouzès, L. G. Westerink. P., 1978. P. 18, 142-145). Другая речь, посвященная этому же событию (BHG, N 728; Flusin. 1999. P. 40-81), могла в действительности быть произнесена самим К. 19 янв. 946 г., в момент торжественного перенесения мощей Григория Богослова в ц. св. Апостолов в К-поле (Ibid. P. 6-12). Первоначальная редакция, дошедшая в рукописи ГИМ. Син. греч. 162. Л. 274 об.- 288 (25 февр. 1025), позже была переработана и сокращена самим автором, чтобы сделать ее более подходящей для литургических нужд (ркп. Taurin. gr. 116. Fol. 371v - 379v). Речь о перенесении вериг ап. Петра (BHG, N 1486; Batareikh. 1908), литургическая поэзия (PG. 107. P. 300-308) и повесть об Эдесском убрусе, созданная в связи с его перенесением в К-поль в 944 г. и включенная под 16 авг. в минологическое собрание прп. Симеона Метафраста без к.-л. содержательных изменений (BHG, N 794; Dobsch ü tz. 1899; Guscin. 2009), также не могут быть надежно атрибутированы К. ( Lemerle. 1971. P. 271-272; Guscin. 2009. P. 154-155). Повесть об Эдесском убрусе имеет множество лексических пересечений с Жизнеописанием Василия I Македонянина. Согласно предположению Шевченко, оба произведения были созданы одним анонимным автором по заказу К. ( Шевченко. 1993. С. 27). Даже если К. и не был автором конкретных агиографических произведений, его участие и личная заинтересованность в обогащении и систематизации и этой сферы духовной жизни не вызывают сомнений. При его дворе работали агиографы Григорий Референдарий и Феодор Дафнопат, по его заказу была создана редакция Синаксаря К-польской церкви, дошедшая в рукописи H (Hieros. S. Crucis. 40), содержащей также пролог-обращение к К. от имени составителя - диакона Евариста ( Luzzi. 1989; Flusin. 2001. P. 41-47).

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Луке. Из одного места сочинения явствует, что адресатом был монах, проводивший полупустыннический образ жизни в скиту вместе с неск. учениками. За вариантами названия следуют варианты разбивки на главы. В нек-рых рукописях 1-я глава озаглавлена «Метод божественного действия и священной молитвы», в других - «О безмолвии и о двух видах молитвы». Издатель «Добротолюбия» принял последнее заглавие (Περ συχας κα περ τν δο τρπων τς προσευχς, De quietudine et duobus orationis modis). «Краткое рассуждение» повествует о технике молитвы, о псалмопении и о др. аскетических практиках, о чтении и о прелести. Можно заключить, что речь идет о кратком изложении разных практик духовно-аскетического распорядка, написанном по просьбе адресата. 5. «Главы о молитве» (Κεφλαια περ προσευχς; далее: De orat.), написаны для старца-монаха из общежительного мон-ря, к-рый просил у Г. С. «аскетическое правило». 8 глав предваряются заглавиями, указывающими тему: «Как исихаст должен сидеть во время молитвы и не должен сразу подниматься (на ноги)»; «Как должно говорить молитву»; «Как владеть умом во время молитвы»; «Как должно изгонять помыслы»; «Как должно петь псалмы»; «Как должно принимать пищу»; «Об обольщении и о разных предметах»; «Вопрос: Что мы должны делать, когда демон превращается в ангела света и вводит в заблуждение человека?» В сочинении последовательно даются советы по технике молитвы, указания о псалмопении, о разных видах аскетического делания и, наконец, приводится описание признаков и последствий диавольского обольщения. Издатель «Добротолюбия» принял название 1-й главы (Περ το πς δε καθζεσθαι τν συχζοντα ες τν εχν) как название всего сочинения. 6. «Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа» (Λγος ες τν γαν Μεταμρφωσιν το Κυρου μν Ιησο Χριστο; далее: Transf.), произнесено Г. С. перед монахами по случаю праздника Преображения. Текст показывает, что тема Фаворского света была в центре молитвенного внимания исихастских кругов еще прежде полемики о свете Преображения, возникшей во времена паламитских споров. Его интересно сравнить с др. гомилиями монашеского авторства, как, напр., прп. Феодора Студита (BHG, N 1998n), прп. Неофита Затворника (BHG, N 1996e), свт. Феолипта , митр. Филадельфийского (BHG, N 1985n). Но возобновление интереса к этому празднику и к свету Христа, преобразившегося на горе Фавор (Мф 17. 1-8; Мк 9. 2-10; Лк 9. 28-36), представляется признаком времени, проходит сквозь события, связанные с богословскими спорами эпохи. Явным тому доказательством является факт умножения именно в поздневизант. период гомилий, посвященных Преображению: из 50 греч. гомилий, посвященных этой теме, более трети восходит к периоду между кон. XIII и нач. XV в. (BHG, N 1974s - 2000e).

http://pravenc.ru/text/168073.html

СПб., 1881. Вып. 3. Л. 339 об.- 351. (ИздОЛДрП; 69); Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 501-502, 506, 511, 517, 520-524, 527; Vita Ioannis Damasceni//PG. 94. Col. 812-885 [BHG, N 885]; Chronicon Bruxellense/Ed. F. Gumont//Anecdota Bruxellensia. Gent, 1894. T. 1: Chroniques byzantines du manuscrit 11376. P. 31-32; Continuatio Isidoriana Hispana a. DCCXLI/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. T. 11. 2. P. 365-366; Theodoros Scutariotes . Σνοψις Χρονικ // Σθας. ΜΒ. 1894. Τ. 7. Σ. 121-126, 142; Chronique de Denys de Tell-Mahré/Éd. J.-B. Chabot. P., 1895. P. 55-56; Zonara. Epit. hist. 1897. Vol. 3. P. 264-282; Brooks E. W. Byzantines and the Arabs in the Time of Early Abbasids//EHR. 1900. Vol. 15. N 4. P. 728-747; SynCP. P. 827-828 [BHG, N 1774e]; Patria CP. T. 2. P. 207; T. 3. P. 291, 226, 239, 240; Fragmenta chronici anonymi auctoris ad annum Domini 813 pertinentia/Ed. E. W. Brooks//Chronica Minora. P., 1907. Vol. 3. P. 188. (CSCO; 6. Syr.; 6); Eliae Metropolitae Nisibeni Opus Chronologicum/Ed. E. W. Brooks. Louvain, 1910. P. 80-83, 86. (CSCO; 63. Syr.; 23); Laty š ev. Menol. T. 2. P. 186-188 [BHG, N 1773y]; Bacha C. Biographie de Saint Jean Damascéne: Texte original arabe. L., 1912 (рус. пер.: Васильев А. А. Арабская версия жития св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913); Kitab al- " Unvan: Histoire universelle, écrite par Agapius (Mahboub) de Menbidj/Éd. A. A. Vasiliev//PO. 1912. T. 8. Fasc. 3. P. 507, 509-511, 515, 519, 521, 533, 538, 544, 547; Доброклонский А. П. Прп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Од., 1913. Ч. 1: Его эпоха, жизнь и деятельность. С. XXXIV-XC [BHG, N 1755d]; Libri Carolini sive Caroli Magni Capitulare de imaginibus/Rec. H. Bastgen. Hannover, 1924. P. 3. (MGH. Conc.; 2. Suppl.; 1); Suda. Vol. 2. P. 700; Vol. 3. P. 176-177; Vie de saint Étienne, archevêque de la métropole Sougda/Ed. G. Bayan//Le Synaxaire Arménien. P., 1930. P. 865-876. (PO; T. 21. Fasc. 6); Budge E. A. W. The Chronography of Gregory Abû " l-Faraj 1225-1286, the Son of Aaron, the Hebrew Physician, Commonly Known as Bar Hebraeus.

http://pravenc.ru/text/2057044.html

Со стороны иконоборцев мы имеем лишь один источник, подлинность и целостность к-рого не вызывает сомнений,- письмо императоров Михаила II и Феофила к кор. франков Людовику Благочестивому (824 г.; Mansi. Т. 14. Col. 417-422; Michaelis et Theophili Imperatorum Constantinopolitanorum epistula ad Hludowicum Imperatorem directa//MGH. Leg. Conc. 2/2. P. 475-480), которое имеет политическую направленность и не представляет особого интереса для истории богословия. Все остальные иконоборческие источники состоят из цитат, сохранившихся в сочинениях иконопочитателей, в т. ч.: фрагменты «Вопрошаний» имп. Константина V - в «Опровержении против нечестивого Мамоны» свт. Никифора; определение Собора в Иерии 754 г.- в деяниях VII Вселенского Собора; собрание иконоборческих поэтических надписей - в «Опровержении нечестивых стихов» прп. Феодора Студита; фрагменты определения иконоборческого Собора в Св. Софии 815 г.- в «Обличении и опровержении...» свт. Никифора; 3 фрагмента из сочинений патриарха Иоанна Грамматика - в анонимном «Опровержении» (изд.: Gouillard. 1966). Эпоха иконоборческих споров, особенно начиная с периода, названного А. П. Кажданом «временем монашеского возрождения» (ок. 775 - ок. 850), была очень плодотворна для жанра агиографии (обзор основных памятников см.: Каждан. 2002. С. 222-487). Особая группа житий повествует о страданиях исповедников иконопочитания от рук иконоборцев. Яркими образцами этой группы являются: «Житие Стефана Нового» (BHG, N 1666), написанное в 809 г. Стефаном Диаконом (изд.: Auz é py. 1997; см.: Eadem. 1999), и «Житие Михаила Синкелла» (761-846; BHG, N 1296; Cunningham. 1991). Для понимания иконоборческой эпохи очень важны и Жития свт. Тарасия (BHG, N 1698; Efthymiadis. 1998) и свт. Никифора (BHG, N 1335) Игнатия Диакона. К агиографическому жанру примыкают произведения, посвященные перенесению мощей св. иконопочитателей (см.: Лидов. 2006. С. 43-66), а также особый жанр описания чудесных событий, связанных со священными изображениями или их чудесным обретением ( Dobsch ü tz. 1899. S. Повесть о богомужном образе Господа нашего Иисуса Христа в Латому// Пападопулос-Керамевс. 1909. C. 102-113; см.: Лидов. 2006. C. 304-316), и «Повесть о прощении императора Феофила» ( Афиногенов. 2004).

http://pravenc.ru/text/389050.html

Текстов, посвященных отдельно Г., в визант. лит-ре 2: энкомий и рассказ о чуде Г. мон. Луки Адиалипта (XII в.) (BHG, N 2158-2159). Г. также посвящено небольшое приложение к тексту о чудесах арх. Михаила Пантолеона Диакона (IX в.) (BHG, N 1287). Обычно Г. фигурирует в агиографических источниках совместно с арх. Михаилом (BHG, N 1290y - 1294c). Подробнее об источниках см. в ст. Михаил, арх. Кроме того, Г. упомянут в текстах, посвященных ангелам (BHG, 123z - 129q). Память Г. в календаре сиро-маронитской церкви помещена под 26 марта. В копт. календаре его память значится под 30 дек. и 30 марта. В католич. и в греч. правосл. Церквах память Г. отмечалась 26 марта. Во мн. храмах, преимущественно в Испании, празднование ему совершалось еще 18 марта. Однако в 1921 г. папа римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Сейчас память Г. отмечается в один день с архангелами Михаилом и Рафаилом - 29 сент. Лат. лит. традиция не имеет текстов, непосредственно посвященных Г. Он упомянут в «Списках Медиоланских святых» ( Goffredo da Bussero . Liber Notitiae sanctorum Mediolani. Mil., 1917. P. 138-139) (BHL, N 9035 p). Г. вместе с арх. Михаилом изображается в качестве стража на входе в храм. В католич. традиции Г. считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п. В исламе образ Г. воспринят из иудейской и христ. традиций. В Коране Джабраил (или Джибрил) считается ангелом, наиболее приближенным к Аллаху, главным среди 4 ангелов (Микал, Исраил, Исрафил), покровителем прор. Мухаммада (2. 97 (91) - 98 (92); 66. 4). Послекораническое предание называет Г. духом-посредником, передавшим Коран Мухаммаду. По др. версии, первые откровения пророку передавал др. ангел, а Г. стал являться ему уже после фатры (перерыва в откровениях). Источники: ActaSS. Mart. T. 3. P. 607-611. Литература: DACL. Vol. 6. Col. 10-29; BiblSS. Vol. 5. Col. 1326-1336; Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 64-65. О. Н. Афиногенова, О. В. Лосева Почитание в Древней Руси Г., по всей видимости, первоначально считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи в ст. 1037 г. сделана вставка о построении Ярославом Мудрым на Золотых воротах ц. в честь Благовещения с целью «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и архангела Г.» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 139). Об этой же церкви митр. Иларион пишет: «Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ онои бо: «Радуися, обрадованаа! Господь с тобою!», къ граду же: «Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!»» (БЛДР. Т. 1. С. 50).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

В Византийской империи почитание Е. Н. распространилось после перенесения части его мощей (вероятно, при имп. Константине I) в К-поль: главы - в Большой дворец и крови - в храм мучеников Сергия и Вакха. О мощах Е. Н. имеется упоминание у св. Антония , архиеп. Новгородского (после 1200; Книга Паломник. С. 19; Janin. Églises et monastères. P. 53). Празднование перенесения мощей Е. Н. впервые встречается под 11 марта в Синаксаре К-польской ц., откуда оно было заимствовано греч. и слав. Минеями. В К-поле память Е. Н. совершалась также в храме св. Апостолов близ мон-ря Сергия и Вакха (SynCP. Col. 179-180). Церковь во имя Е. Н., где, вероятно, хранилась часть мощей мученика, была в Риме. Впосл. там был погребен мч. Гордиан (BHL, N 3612-3613). В дальнейшем совместное почитание этих мучеников выделилось в самостоятельный культ Епимаха и Гордиана Римских с общей памятью 6, 9, 10 мая и 31 окт. Согласно синаксарному сказанию (SynCP. Col. 670; PG. 117. Col. 444-445 [Минологий Василия II]), оба мученика пострадали в Риме при имп. Юлиане Отступнике (361-363) (подробнее см.: Buck. Col. 706-708; Tock B.-M. Gordien et Epimaque//DHGE. T. 21. Col. 737-741). Их память отмечалась в к-польской ц. мч. Стратоника ( Janin. Églises et monastères. P. 478-479). В Коптской Церкви они стали почитаться 4 хатура (31 окт.) под именами Азириан и Епимах (SynAlex. Vol. 2. P. 251-252; SynAlex. (Forget). T. 1: [Versio]. P. 98-99). Е. Н. назван «Новым» по отношению к мч. Епимаху Александрийскому (см. в ст. Епимах и Александр ), с к-рым, однако, иногда отождествляется. Имеется свидетельство паломника Антония из Пьяченцы (ок. 570) о нахождении в Александрии мощей мч. Епимаха, однако неизвестно, о каком из 2 мучеников идет речь ( Anton. Placent. Itinerarium. 45). Ист.: BHG, N 593-595; BHO, N 274; Eutych. Annales. T. 6. P. 16; ActaSS. Oct. T. 13. Col. 712-718 [BHG, N 593]; Col. 720-723 [BHG, N 594]; Col. 724-725 [BHG, N 595]; Rossi F. I martirii di Geoore, Heraei, Epimaco e Ptolomeo con altri frammenti//Memorie della Reale Accad. delle Scienze di Torino. Ser. 2. Torino, 1888. T. 38. P. 271-275 [BHO, N 274]; PG. 117. Col. 133-135 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 181-182, 529-530; Lemm O., von. Koptische Miszellen, N 91//ИИАН. Сер. 4. 1910. Т. 2. C. 1461-1464; SynAlex. Vol. 4. P. 382-384; Delehaye H. Le Calendrier d " Oxyrhynque pour l " année 535-536//AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 84 sq.; SynAlex. (Forget). T. 2: [Versio]. P. 119-120, 291; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 46 1- 463, 467; ЖСв. Окт. С. 634-636.

http://pravenc.ru/text/190029.html

и получило широкое распространение в слав. землях в неск. редакциях. В России особенной популярностью Житие пользовалось в среде старообрядцев. На основании пространной версии Жития свт. Димитрий (Савич (Туптало)) , митр. Ростовский, составил и опубликовал в 3-м т. «Книги житий святых» (К., 1700) свой вариант Жития, во многом авторский, написанный с учетом лат. перевода Жития (ActaSS. 1668. Mart. T. 3; см.: Вилинский С. Г. Житие св. Василия Нового в рус. лит-ре. Од., 1913. Ч. 1. С. 268-269). Текст свт. Димитрия, написанный на церковнослав. языке, не был переведен на рус. язык; существует переработанный в нач. XX в. вариант Жития на рус. языке, включенный под 26 марта в издание «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых» (М., 1903-19112). Эта версия Жития наиболее известна. Существует также перевод на совр. рус. язык фрагмента Жития, «Хождение Феодоры по воздушным мытарствам». Выполнен он по списку XVI в., представляющему пространную редакцию Жития, и помещен в сер. «Библиотека литературы Древней Руси» (СПб., 2003. Т. 8). В греч. вариантах Жития, в слав. и рус. переводах количество М., их названия и порядок следования различаются в большей или меньшей степени. Вероятно, к первоначальным ближе всего следующие последовательность и состав грехов, обличаемых на М.: клевета и злословие, брань и поношение, зависть, ложь, гнев и ярость, высокомерие, пустословие, лихва и лесть, тщеславие, сребролюбие, пьянство, злопамятство, колдовство, чревоугодие, идолослужение, мужеложство и деторастление, прелюбодеяние, убийство, воровство, блуд, немилосердие и жестокость. Текст Жития прп. Василия Нового входит в комплекс апокалиптической литературы, созданной в Византии во 2-й пол. X - нач. XI в. на волне усилившихся эсхатологических ожиданий, к которому относятся также Житие прп. Андрея Юродивого (BHG, 115), Видение монаха Космы (BHG, 2084), Житие Нифонта Констанцского (BHG, 1371z), Видение монахини Анастасии (BHG, 1870) ( Пентковская Т.

http://pravenc.ru/text/2564534.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010