925 Например, ЗЛАТ в списках Ethnike bibl. 750, 771, 780, 754 (Trempelas. P. 8384); греческая ВАС (Ibid. P. 169); славянская ВАС (Орлов. С. 141) и русская реформа 1666 г. (Деяния. Л. 53r). 927 Ethnike bibl. 749: 2. 3, 7, 1; 757: 2. 5, 1; 779: 1, 2, 5; 751: 1, 5, 6 ; 776: 1, 5, 6; 668: 3, 4, 1 (Trempelas. P. 8384); Iviron 878: 1, 2, 3; Sabas 382 (ВАС): 7, 1. 929 Симеон Солунский объясняет упадок чина Великой Церкви захватом Константинополя латинянами и тем, что данный чин требовал большого количества певцов (De sacra precatione 301, 347//PG 155, 553, 625). Палестинский чин появился в Константинополе вскоре после победы над иконоборчеством и был представлен только службами суточного круга (Mateos J. Typicon. I. P. xii). 930 Papadopoulos-Kerameus. II. P. 161162. В византийских монашеских богослужениях «Благообразный Иосиф» впервые появился как аполитикий повечерия Великой Пятницы и тропарь утрени Великой Субботы до появления чина погребения Тела Христова. (Ср. Arranz M. Typicon du S.-Sauveur (AD 1131). P. 242. 932 Pentecostarion. Rome, 1883. P. 87. «Егда снисшел» также находится в утрени Великой субботы по списку Stavrou 43 (1122 г.), у Пападопуло-Керамевса (Papadopoulos-Kerameus. II. P. 162) и в Пасхальной утрени и вечерни (Ibid. P. 190, 205). 933 Pentecostarion. Rome, 1883. P. 17, 447. Ср. Arranz M. Typicon du S.-Sauveur. Index hymnographique. P. 348, на месте «С высоты снисшел» в более древней традиции. 937 Например, Esphigmenou 120 (1602 г.) Дмитриевский А. А. II. С. 959. Ср. также Trempelas. P. 83. 938 HE 41/Borgia. P. 32. Находится: Ambros. 276 (XIII в.) ЗЛАТ, ff. 18v и 19v (т. е. дважды на полях f. 18v, когда дары поставляются и снова на f. 19v после диалога) и ПРЕЖД. f. 45r; Ambros. 167 (XIV в., CHR. f. 19v. Обе эти рукописи содержат сходные обряды и формулы на входе («Благословите, святые»; «Благословен грядый»; lavabo после входа и т. д.) Третья рукопись Grottaferrata Γβ XVIII (XIV в.) продолжает пассаж Германа «σφραγσθη λθος» (f. 17r). 939 Ср. диатаксисы Филофея (Trempelas. P. 10), Гемиста (Дмитриевский А. А. II. С. 311), Vatican 573, Петербург 423Sabas 305 ( Красносельцев Н. Ф. Материалы. С. 8990, 108), Paris Gr. 2509 (Goar. P. 81), Munich Gr. 540 (f. 26r); евхологии British Museum Harl. 5561, Ambros. 84, Sinai 2017, 1919, 2045, 2046; Sabas 382; Vatican 1213 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 134), Sinai Slav. 14 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лит.: SynCP. Col. 187-190; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 452; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 22; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1206; Janin. Églises et monastères. P. 15-16. М. В. Грацианский Гимнография Эти мученики особо почитались в Византии, и их память содержится в большинстве Месяцесловов : в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование в «их мартириуме в Девтероне» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), в Стишном прологе придворного к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского и во мн. др. источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 341). В Студийско-Алексиевском уставе (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330. Л. 90об.) предписано читать на утрене мучение А. и его дружины. Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 47-48), представляющему собой италийскую редакцию Студийского, нек-рым спискам Иерусалимского (напр., XII в., Sin. gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), а также по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставам, используемым совр. греч. и рус. Церквами (см. Типикон. Т. 1. С. 237-238), А. положена служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). Последование этим святым известно уже по многочисленным рукописям студийского типа (напр., XII в. Ath. Philoth. 28; Ath. Doch. 31; РНБ. Греч. 551. Л. 127-130; РНБ. Греч. 227. Л. 111-112об.), подробное его описание содержится в Мессинском Типиконе (Arranz. Typicon. P. 47-48). Состав гимнографии (стихиры, канон, седален, кондак, экзапостиларий) мало изменился со времен действия Студийского устава (однако в совр. печатных греч. и рус. Минеях помещен особый тропарь мученикам - «    », тогда как, напр., в Мессинском Типиконе и в ркп. РНБ. Греч. 551 выписан общий - «      »). Канон 4-го гласа составлен прп. Феофаном Начертанным († 845). Славник на вечерне в афинской Минее приписывается гимнографу Антонию. Кондак святым содержится в рукописном Кондакаре (1-й пол. XIV в. ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 47об.- 48об.). А. Ю. Никифорова Иконография Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

http://pravenc.ru/text/63888.html

Свидетельством о праздновании М. н. в доиконоборческом византийском богослужении является кондак прп. Романа Сладкопевца, тематически соответствующий евангельскому чтению Мф 25. 31-46 (о Страшном Суде), назначаемому в М. н. в к-польском Лекционарии,- 1-го гласа с акростихом Το ταπενου Ρωμνου τ πος (Недостойного Романа творение) нач.: Οταν λθς, Θες, π γς μετ δξης (              ; см.: Romanos le M é lode. Hymnes/Éd. et trad. J. Grosdidier de Matons. P., 1981. Vol. 5. P. 232-266. (SC; 283)). Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв., отражающему послеиконоборческое кафедральное богослужение К-поля, в М. н. назначается прокимен Пс 146. 5, Апостол 1 Кор 8. 8 - 9. 2, аллилуиарий Пс 49. 2-3, Евангелие Мф 25. 31-46, причастен Пс 148. 1 ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2). В послеиконоборческих монастырских Типиконах студийской традиции в М. н. воскресная служба Октоиха поется вместе со службой Триоди (служба рядового святого присоединяется к ним лишь в случае, если она имеет высокий статус торжественности). Песнопения Триоди преимущественно посвящены теме Второго пришествия Господня, о чем прямо говорится в Типиконах: напр., «канон воскресный и о втором пришествии» (см. в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.- Пентковский. Типикон. С. 236); последование Триоди включает канон авторства прп. Феодора Студита (в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. назначается также иной канон авторства гимнографа Иосифа - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 505), кондак авторства прп. Романа Сладкопевца, стихиры (в основном самогласны), ипакои, седален; на литургии чтения те же, что и в Типиконе Великой ц., но иной аллилуиарий - Пс 94.1 (также см.: Георгия Мтацминдели Типикон сер. XI в.- Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 273; Мессинский Типикон 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 188-189). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon), Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. (см.: Миркович. Типикон) - набор гимнографических текстов М. н. незначительно отличается от известного по Типиконам студийской традиции; особенности богослужения связаны с общими отличиями Иерусалимского устава: совершением в воскресный день всенощного бдения и литии на великой вечерне в его составе (указывается дополнительная стихира М. н. для литии) (см.: Lossky. Typicon. P. 239-240; Миркович. Типикон. Л. 125б - 126б). Без существенных изменений, но более подробно устав М. н. зафиксирован и в печатных Типиконах, начиная с первопечатных греч. Типикона 1545 г. и московского Типикона 1610 г. и вплоть до совр. изданий.

http://pravenc.ru/text/2564556.html

Лаврентий Сурий считал датой кончины К. 250 г., кард. Цезарь Бароний - 254 г. Архиеп. Сергий (Спасский) отождествил правителя Сакердона, известного также из Жития сщмч. Климента Анкирского и мч. Агафангела, с одноименным сановником, гонителем христиан, жившим при имп. Галерии . К-польский патриарх Македоний II умер в 516 г. в ссылке в Ганграх и был похоронен в ц. св. Каллиника близ его мощей. Паломник Феодосий ок. 530 г. посетил гробницу К. в Ганграх ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 15). В наст. время в мон-ре прор. Илии на о-ве Тира (Санторин) и в мон-ре Агиас на о-ве Андрос хранятся частицы главы мч. Каллиника, однако нет уверенности, что они принадлежат святому, пострадавшему в Ганграх, а не кому-либо из одноименных мучеников ( Meinardus О. F. Л. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 153). Согласно Типикону Великой ц. (IX-XI вв.) и Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), в день памяти К. торжественное богослужение (синаксис) совершалось в освященных во имя этого святого церквах близ моста Юстиниана и в Петрии. В К-поле существовали еще 2 церкви во имя мч. Каллиника ( Janin. Eglises et monasteres. P. 275). Ист.: BHG, N 286y - 287e; ActaSS. Iul. 1731. T. 7. P. 40-42; PG. 115. Col. 477-488; MenolGraec//PG. 117. Col. 563-566; SynCP. Col. 853-854; Laty š ev. Menol. T. 2. P. 224-226; Mateos. Typicon. T. 1. P. 352; ЖСв. Июль. С. 657-661; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984 . Τ. 6. Σ. 128-129. Лит.: ActaSS. Iul. 1731. Т. 7. P. 39-40; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 228; Т. 3. С. 291; Delehaye. Origines. P. 155-156; Gouillard J. Callinique (3)//DHGE. 1949. T. 11. Col. 414; Bazoche P. Callinico//BiblSS. 1963. Vol. 3. Col. 675-676; Π[απαδπουλος] Γ. Σ. Καλλνικος//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 241-242; Janin. Églises et monastères. P. 275; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 245. О. В. Л. Гимнография Память К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 352) 29 июля без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. К. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 476) последование К. состоит из канона авторства Игнатия, цикла стихир-подобнов и седальна. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 172) 29 июля совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. Аналогичные указания содержатся в одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 228). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. К. назначаются общий отпустительный тропарь Ο μρτυς σου Κριε (      ), кондак Τ νω τερπν (    ). В первопечатном Московском Типиконе 1610 г. в день памяти К., 29 июля, совершается служба с пением на утрене «Аллилуия». Начиная с исправленного издания Типикона 1682 г., ориентированного на греч. богослужебные книги, К. назначается служба с «Бог Господь» и тропарем.

http://pravenc.ru/text/1320019.html

79 Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 234–235, 272–276. 80 Пентковский А. М Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. М., 2001. No5. С. 69–80. 81 Количество тропарей каждого канона не указывается. 82 Ср. окончание паннихис в Евергетидском Уставе. 83 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80. 84 Дмитриевский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 248. 85 Протоиерей К. Кекелидзе. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 228–313. 86 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80. 87 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80. 88 Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. 89 Этот греческий монастырь был основан монахом Иосифом в конце XI века около Отранто и получил типикон от третьего своего игумена Николая (2я половина XII века). 90 Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. Р. 283. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 128–129. 91 Основан Варфоломеем Симерийским, возобновившем Мессинский монастырь, в Калабрии в начале XII века. 92 Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 129. 93 Дмитриевский А. А . Цит. изд. Т. 1. С. 889–892, 912. 94 Пентковский А. М Студийский устав… С. 69–80. 95 Скабалланович М. Пятидесятница. Киев, 1916. С. 168–169. 96 Устав М., 1610. Л. 185 об. 97 Устав М., 1610. Л. 185 об.–192. 98 Устав. М., 1641. Л. 88 об.–92 об. 99 Скабалланович М. Пятидесятница. С. 169–170. 100 Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας ομοον καθ λα. [б. г.]. 101 Проскинитарием называется особо устроенное для праздничной иконы место в храме. (Ср. с аналоем). 102 Афонская особенность богослужения. Почти за каждой вечерней поется молебный канон Богородице. 103 На Афоне в храмах имеется множество светильников, и существует сложная система возжжения свечей на них во время богослужения. Хорос – металлический обруч диаметром чуть меньше купола храма, на который ставятся свечи разного размера. В определенные моменты службы хорос для придания торжественности богослужению раскачивается.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Arranz M. Typicon Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur а Messine (Cod. Messinensis gr. 115, AD 1131)//OCA. Roma, 1969. 185. Atchley Atchley E. G. History of the Use of Incense in Divine Worship. London, 1909. Aucher Aucher G. La versione armena della Liturgia di S. Giovanni Crisostomo//XPYCOCTOMIKA. P. 359404. Bacha C. Notions générales sur les versions arabes de la liturgie de s. Jean Chrysostome suivies dune ancienne version inédite//XPYCOCTOMIKA. P. 405471. Brlea O. Proscomidie Brlea O. La proscomidie. Loffrande dans le rite byzantin. Son écho sur la communion//Societas Academica Daco- romana, Acta Philosophica et Theologica. Roma, 1964. II. P. 1166. Barnea Barnea I. M. Tò παλαιοχριστιανικν θυσιαστριον//Θεολογικ Βιβλιοθκη. Athens, 1940. 5. Bar Salibi Expositio Laboubt H. Dionysii bar Salibi Expositio Liturgiae//CSCO. Ser. 2, 93. Paris-Leipzig, 1903. 1314. Baumstark A. Cherub. Baumstark A. Der «Cherubhymnus» und seine Parallelen//Gottesminne. 19111912. 6. S. 1022. Baumstark A. CL Baumstark A. Comparative Liturgy. Westminster (Maryland), 1958. Baumstark A. Denkmäl. Baumstark A. Denkmäler der Entstehungsgeschichte des byzantinischen Ritus//OC. 1927. 3, 2. S. 132. Baumstark A. Heiligt. Baumstark A. Die Heiligtümer des byzantinischen Jerusalem nach einer übersehenen Urkunde//OC. 1905. 5. S. 227289. Baumstark A. Messe Beck Baumstark A. Die Messe im Morgenland. München, n. d. Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzanti- nischen Reich. München,1959. Bertonière G. Easter Bertonière G. The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church//OCA. Rome, 1972. 193. Bishop E. Appendix Bishop E. Appendix to Connolly, Narsai (q. v.). Bocian I. De mod. Bocian I. De modificationibus in textu slavico Liturgiae S. Ioannie Chrysostomi apud Ruthenos subintroductis//XPYCOCTOMIKA. P. 929969. Borgia Borgia N. Il commentario Liturgico di S. Germano Patriarca Constantinopolitano e la versione latino di Anastasio Bibliotecario//Studi Liturgici. Grottaferrata, 1912. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Великую пятницу литургия, согласно М. Т., не совершается вовсе - эта особенность характерна не для студийской, а для иерусалимской традиции; нек-рое влияние иерусалимской богослужебной практики заметно и в том, что в М. Т. указан особый порядок следования частей утреннего гимна (с отделенным «Сподоби, Господи» в конце утрени) для седмичных дней Великого поста, совпадающий с порядком иерусалимского типа. Т. о., в праздничные и непраздничные дни в М. Т. использовался утренний гимн к-польского типа, но в особых случаях его структура могла изменяться на иерусалимскую (см.: Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 78-79). Схематически составы служб суточного круга и полной Божественной литургии по М. Т. представлены в издании Арранца (см.: Arranz. Typicon. P. XXXV-L). К богослужебным особенностям М. Т. относится также наличие одного дня попразднства у памятей особо чтимых святых (напр., прп. Симеона Столпника (1 сент.), ап. Луки (18 окт.), свт. Николая (6 дек.) и др.- см. Ibid. P. L). В М. Т. на праздничные дни назначаются чтение Евангелия на утрене, пение на утрене особых антифонов вместо рядовых кафизм, отменяются кафизмы на вечерне, вводятся дополнительные песнопения (напр., стихиры) и чтение из Апостола и Евангелия на литургии - в зависимости от статуса памяти святого эти особенности присутствуют в полном объеме или частично. Об особом значении и авторитете М. Т. для сицилийских греч. мон-рей говорит тот факт, что делали его копии для др. мон-рей: напр., рукопись Mess. 159, представляющая точную копию Mess. 115, была скопирована в 1211 г. для мон-ря Санта-Мария-ди-Гала (как отмечает Арранц, без этой рукописи реконструкция Mess. 115 была бы невозможна - см.: Arranz. Typicon. P. XXX); Типикон монастыря Марии Милийской - рукопись Vat. gr. 1877, 1292 г.- также имеет параллели с М. Т.; Типикон мон-ря Варфоломея Тригонского, содержащий дисциплинарные главы М. Т. в переводе на итало-калабрийский диалект, в литургической части также идентичен первоисточнику.

http://pravenc.ru/text/2563042.html

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 337; Т. 3. С. 449; Delehaye. Origines. P. 166; Ehrhard. Überlieferung. Bd. 1. S. 466; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 371; Sauget J.-M. Zenobio e Zenobia//BiblSS. Vol. 12. Col. 1471-1472; Janin R. Constantinople byzantine: Développement urbain et répertoire topographique. P., 19642. P. 459-460; idem. Églises et monastères. P. 134; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 162. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова, А. М. Гагинский Гимнография Память Зиновия и Зиновии отмечается 30 окт. в иерусалимском Лекционарии V-VII вв. (сохранившемся в груз. переводе - Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 59; [Pars. 2.] P. 48) и в Иерусалимском месяцеслове X в. ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 101). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 82) святые упоминаются 30 окт. без богослужебного последования. В слав. студийских Минеях XI-XIII вв. 30 окт. помещено последование этим святым, к к-рому присоединены седален и стихиры прп. Павла ( Ягич. Служебные Минеи. С. 212-218). Последование включает седален, 3 стихиры и канон. В Стихирарях того же времени помещается самогласен Зиновию и Зиновии 2-го гласа. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 302-303), 30 окт. отмечается их память, апостолов Стахия, Амплия, Урвана и др.; последования святых соединяются с последованием Октоиха. Служба совершается по будничному чину с пением «Аллилуия» на утрене, на литургии - только служба дня. В южноиталийских и афонской редакциях Студийского устава 30 окт. поется только будничное последование Зиновию и Зиновии, служба подробно не описывается ( Arranz. Typicon. P. 46; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 238). В ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., см.: Lossky. Typicon. P. 180) Зиновию и Зиновии назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В греч. первопечатном Типиконе (Венеция, 1545) и в последующих изданиях отпустительный тропарь этим святым не указан; на литургии назначается общая служба мученикам.

http://pravenc.ru/text/199829.html

of Religion. 2005. Vol. 85. N 3. P. 414-445; Antonopoulou Th. Eustathius of Antioch and a Fragment Attributed to Patriarch Photius//JThSt. N. S. 2006. Vol. 57. N 2. P. 546-550; Uthemann K.-H. Eustathios von Antiochien wider den seelenlosen Christus der Arianer: Zu neu entdeckten Fragmenten eines Traktats des Eustathios//Zschr. für antikes Christentum. B., 2006. Bd. 10. H. 3. S. 472-521; Navascu é s P., de. El sustrato filosófico de la obra de Eustacio de Antioquía//Teología y vida. Santiago de Chile, 2007. Vol. 48. N 2/3. P. 149-165. М. В. Никифоров Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц . IX-XI вв. под 21 февр. и 23 авг. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 236, 380). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. Е. упоминается 5 июля; служба подробно не описана ( Пентковский. Типикон. С. 352). Последование Е. в этот день содержится в греч. и слав. Минеях студийской традиции (см., напр., греч. Минею еп. Порфирия (Успенского), XII в.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 488; слав.- ГИМ. Син. 167, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 66) и включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален. Мессинский Типикон 1131 г. отмечает память Е. 5 июня вместе с памятью прп. Илариона Нового с кратким указанием: «Аллилуия» ( Arranz. Typicon. P. 156). В ранних редакциях Иерусалимского устава память Е. отмечается 21 февр. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40) или 6 июня ( Lossky. Typicon. P. 217), однако богослужебное последование не описывается, а приводится только краткое указание: «Аллилуия». В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. под 21 февр. есть память Е., но описывается только последование прп. Тимофея с тропарем Ο Θες τν πατρων μν (      ). В греч. памятниках более позднего времени последование Е. помещается далеко не всегда. Так, напр., оно есть в Минее, изданной в К-поле в 1843 г., но отсутствует в др. изданиях Миней XIX-XX вв. В ранних слав. Минеях иерусалимской традиции, испытавших непосредственное влияние Студийского устава, последование Е. также может отсутствовать (напр., в Минее 2-й четв. XV в.- РГБ. Троиц. 523), но в более поздних памятниках последование Е. 21 февр. обязательно присутствует. В слав. Типиконах устав службы 21 февр. излагается лаконично, без описания элементов последования Е., до XVII в. В московских изданиях 1610 и 1641 гг., как и в Минеях XV-XVII вв., служба Е. включает только канон, стихиры и седален; такой же устав службы сохраняется в слав. богослужебных книгах до наст. времени. Последование Е., содержащееся в совр. рус. богослужебных книгах, включает канон, цикл стихир-подобнов, седален. По греч. рукописям известен оригинал канона Е., помещенного в совр. рус. Минее, «тяжкого» (т. е. 7-го) гласа, без акростиха, ирмос: Τ συνεργσαντι Θε (    ), нач.: Τν τν πατρων κορυφν (      ) (AHG. T. 6. P. 334-343).

http://pravenc.ru/text/187408.html

Л. В. Прокопенко Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память Н., Г. и П. отмечается 14 окт. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 68). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Н., Г. и П. не упоминаются, но в слав. рукописных Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 160, XII в.- 14 окт. содержится богослужебное последование Н., Г. и П., состоящее из 2 канонов, 2 циклов стихир-подобнов, 2 седальнов (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 19; подробнее см.: Ягич. Служебные минеи. С. 101-111) - вероятно, такое последование появилось в результате объединения 2 разных служб Н., Г. и П., включающих минимальный набор песнопений: по 1 канону, циклу стихир и седальну. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., в день памяти Н., Г. и П. 14 окт., совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ; богослужебное последование состоит из 1 канона, 1 цикла стихир-подобнов и 1 седальна (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 294). В афонском Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 237) и южноитал. Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 39) особенностей службы Н., Г. и П. 14 окт. не отмечено. Мученичество Назария, Гервасия, Протасия. Роспись нартекса кафоликона Печской Патриархии. Ок. 1337 г. Мученичество Назария, Гервасия, Протасия. Роспись нартекса кафоликона Печской Патриархии. Ок. 1337 г. В одной из древнейших редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- в день памяти Н., Г. и П. 14 окт. предполагается совершение службы с «Бог Господь» и тропарем, для чего святым указан общий отпустительный тропарь мученикам 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ) ( Lossky. Typicon. P. 177). В более поздних редакциях Иерусалимского устава, напр. Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 в. ( Миркович. Типикон. Л. 52а) и первопечатном греч. Типиконе 1545 г., 14 окт. кроме Н., Г. и П. «под числом» также стала указываться память прп. Космы Маюмского , т. о., на богослужении в этот день назначались песнопения Октоиха и святых; состав последования Н., Г. и П. существенно не изменился, добавились лишь 1 самогласная стихира и кондак 1-го гласа Μαρτρων το Χριστο (Мучеников Христовых...).

http://pravenc.ru/text/2564630.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010