Пасхальная хроника и Феофан Исповедник, а вслед за ними ряд поздних стишных синаксарей, в т. ч. синаксари при печатных греч. Минеях, указывают, что вместе с Е. пострадали и др. мученики. Однако фигурирующие в Мартирологе блж. Иеронима после Е. Секунд, Донат, Васса, Максим и Иуст являются Сцилитанскими мучениками, к-рые не имеют к Доростолу никакого отношения и память которых была перенесена с 17 июля (предыдущего дня). Ист.: BHG, N 33-33e; ActaSS. Iul. T. 4. P. 370-376; SynCP. Col. 827; MartRom. Comment. P. 294; MartHieron. Comment. P. 382-383; MartUsuard. P. 271; Euseb. Chron. T. 2. P. 196; Prosper. Chronicum integrum//PL. 51. Col. 580; Theoph. Chron. P. 51; Chron. Pasch. P. 494, 549; Niceph. Callist. Hist. eccl. V 9//PG. 146. Col. 465; Cedrenus G. Comp. hist. P. 234; Mateos. Typicon. T. 1. P. 345; Latyšev . Menol. T. 2. P. 184-186. Лит.: Gaiffier B., de. «Sub Iuliano Apostata» dans le martyrologe romain//AnBoll. 1956. Vol. 74. P. 5-50; Amore A. Emiliano di Durostoro//BiblSS. Vol. 4. Col. 1189; Janin. Églises et monastères. P. 12-13. Д. В. Зайцев Гимнография Память Е. отмечается 18 июля в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 344) без богослужебного последования. Торжественное богослужение в этот день совершалось в храме Е., находящемся в К-поле ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 275-276). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. отсутствует. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 472) последование Е. 18 июля включает лишь минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален), что говорит о совершении в этот день службы с «Аллилуия» на утрене. В южноиталийском Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 168) в день памяти Е. содержится только указание «Аллилуия». Согласно рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 225), содержащей одну из ранних редакций Иерусалимского устава , Е. назначается общий тропарь Ο μρτυς σου, Κριε (      ).

http://pravenc.ru/text/189945.html

п.: «        », др. хор повторяет тот же текст, но слово «  » заменено на «  », а окончание «            » - на «            »; во 2-ю половину В. п.: «                                  » дважды; оба - 4-го плагального (8-го) гласа); канон утрени состоит только из трипеснца Триоди, в конце к-рого поются «обычные ирмосы Богородицы» (вероятно, «Величит душа Моя Господа» ) и обычный светилен Октоиха; вседневное славословие поется, в конце его (перед «Сподоби, Господи») произносится сугубая ектения, а после «Сподоби, Господи» - просительная (необычно употребление сугубой ектении за постовой службой). Все часы однопсалмные, с кафизмами (в Мессинском Типиконе, как и в Евергетидском, отмечено, что кафизмы поются на глас тропаря часа) и ектениями. После повечерия совершается чин 12 псалмов (в среду и четверг 5-й седмицы В. п. из-за Великого канона бывает иначе: на повечерии среды поются только 6 псалмов из 12, а в четверг - др. 6) ( Arranz. Typicon. P. 186-225). Особенности седмичных служб В. п. в Иерусалимском уставе Структура подготовительного периода к В. п. и самого В. п. в Иерусалимском уставе та же, что и в Студийском, с небольшими отличиями: не указана память св. пророков в неделю Торжества Православия (хотя песнопения в честь пророков сохраняются); во 2-ю неделю (воскресенье) В. п. после XIV в. может указываться память свт. Григория Паламы (по аналогии с Торжеством Православия; на Руси утвердилась только со 2-й пол. XVII в.); в 4-ю неделю указывается память прп. Иоанна Лествичника (по аналогии с памятью прп. Марии Египетской в 5-ю неделю; встречаются указания оставлять последования этих святых в дни их памяти по Месяцеслову (30 марта и 1 апр.) и петь их в соответствующие воскресенья поста ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 113); кроме того, мн. Типиконы разрешают петь в эти дни при желании последование рядового святого; в рукописных и старопечатных Триодях последования преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской не приводятся, лишь дается ссылка на Минею). На литургии суббот и воскресений и на 6-м часе и вечерне будних дней В.

http://pravenc.ru/text/150109.html

ANDRIEU M. ORDINES=Andrieu M. Les «Ordines Romani» du haut moyen âge. 5 vols.//Spicilegium Sacrum Lovaniense. Fasc. 11, 23, 24, 28, 29. Louvain, 1956–1961. ANGOLD=Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081–1261. New York/Cambridge 1995. ARRANZ M. ETAPES=Arranz M. Les grandes étapes de la liturgie byzantine: Palestine – Byzance – Russie Essai d " aperçu historique.//Liturgie de l " église particulière, liturgie de l " église universelle. Roma: Edizioni liturgiche, 1976=BELS. Vol. 7. P. 67–72 ARRANZ M. SACREMENTS=Arranz M. Les sacrements de l’ancien Euchologe constantinopolitain//OCP. 1984. 50. ARRANZ M. TYPICON=Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine (Cod. Messinensis gr. 115, AD 1131)//OCA. Roma, 1969. 185. ARRANZ M. USPENSKY=Arranz M. N. D. Uspensky: The Office of the All-Night Vigil in the Greek Church and in the Russian Church//SVTQ. 1980. 24. ARSENIEV=Arseniev N. Russian Piety. London, The Faith Press, 1964//Library of Orthodox Theology. Vol. 3. ATTWATER=The Eastern Branches of the Catholic Church/Attwater D. (ed.) NY/Toronto, 1938. BALOGH=Balogh J. «Voces Paginarum». Beitrage zur Geschichte des lauten Lesens und Schreibens//Philologus. 82. 1927. BAR SALIBI EXPOSITIO=Laboubt H. Dionysii bar Salibi Expositio Liturgiae//CSCO. Scr. syri 13–14. Ser. 2, 93. Paris-Leipzig, 1903. BAUMSTARK A. COMPARATIVE LITURGY=см. CL BAUMSTARK A. DENKMÄLER=Baumstark A. Denkmäler der Entstehungsgeschichte des byzantinischen Ritus//OC. 1927. 3, 2. S. 1–32. BAUMSTARK A. MESSE=Baumstark A. Die Messe im Morgenland, München, n. d. BAUMSTARK Α. WERDEN=Baumstark Α. Vom geschichtlichen Werden der Liturgie//EΟr., Freiburg/B., 1923. 10. BECK=Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. BELS 129=Les mouvements liturgiques. Corrélations entre pratiques et recherches. Conférences Saint-Serge, Le Semaine d’études liturgiques, Paris 23–26 juin 2003/Braga C., Pistoia A. (eds.)//BELS. Vo l. 129. Rome: CLV-Edizioni liturgiche, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Смирнов. 1873 – Смирнов Ф. Богослужение апостольского времени//ТКДА. 1873. 5, с. 77–155. Тафт. Обряд – Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк/Пер. с англ. А. А. Чекаловой. СПб., 2000. Тацит. Анналы – Тацит. Сочинения в 2-х тт. Т. I. Л., 1969. Тертулл. II – Творения Тертуллиана , христианского писателя в конце II и начале III века/Пер. Е. Карнеева. Ч. II. СПб., 1847. Типикон. 1992 – Типикон, сиесть Устав. СПб., 1992. В 2-х частях. Уайбру. Литургия – Уайбру Хью. Православная Литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000. Успенский. Анафора – Успенский Н. Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа)//Богословские труды. М., 1975. Сб. 13. Успенский. Вечерня – Успенский Н. Д. Православная Вечерня (Историко-литургический очерк)//БТ, 1960. Сб. 1, c. 7–52. Успенский. Бдение 18 и 19 – Успенский Н. Д. Чин Всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви//БТ, 1978. Сб. 18–19. Учение. 1996 – Учение Двенадцати Апостолов/Введ. В. С. Соловьева (к изд. 1886 г.); Пер. с греч., ввод. статья и коммент. игумена Иннокентия (Павлова). [М., 1996]. Федоров. 1977 – Федоров В. Иерусалимский Месяцеслов по Лекционарам V века. Л., 1977 (машинопись, библиотека СПбДА, Д-524). Феодорит. Ист. – Феодорит Кирский . История боголюбцев, или Подвижническое житие/Пер. А. Сидорова . М., 1996. Феодор (Поздеевский) . 1914 – Феодор (Поздеевский) , еп. Церковно-богослужебная практика по «Постановлениям Апостольским». М., 1914. Шмеман. Введение – Шмеман А., протопр. Введение в литургическое богословие. М., 1996 (первое русское изд.: Париж, 1961). Arranz. 1987 – Arranz M. La Liturgia Oriental//Seminarium, 1987. 27, р. 240–250. Arranz, Parenti. 1989 – Arranz M., Parenti S. Liturgia Patristica Orientale//Quacquarelli A. Complementi interdisciplinary di Patrologia. Citta Nuova. Roma, 1989, p. 605–655. Arranz. 1993 – Arranz M. Une traduction du Tetragramme divin dans quelques textes liturgiques slaves//Jews and Slaws. Jerusalem – St.-Petersburg, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Chevetogne, 1963. V. I. P. 113–120. Составлен в 1038–1045 годах Георгием Мтацминдели, игуменом Иверского монастыря на Афоне. Подробное описание Синаксаря с многочисленными выписками см.: Кекелидзе К. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 228–313. София, НБКМ, 933; НБКМ, 522; НБКМ, 882. Mateos J. La celebration de la parole dans la liturgie byzantine. Roma, 1971. P. 46–49 (Orientalia Christiana Analecta, 191). Кекелидзе К. Указ. соч. С. 305–306; Arranz M. Le typicon du monastere du Saint-Sauveur а Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. P. 3–11 (Orientalia Christiana Analecta, 185); Дмитриевский А. У каз. соч. Т. I. С. 797–809. Pertusi A. Rapporti tra il monachesimo italo-greco ed il monachesimo bizantino nell " alto medioevo//La Chiesa greca in Italia dall " VIII al XVI secolo/Atti del Convegno storico interecclesiale (Bari, 30 aprile – 4 maggio 1969). Padova, 1972. V. II. P. 482–486; Arranz M. Op. cit. P. IX–XIII; Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. CX–CXLII, 795–912. Apostolidis A. Il Typicon di S. Nicola di Casole secondo il codice Taur. Gr. C III 17 (Introduzione, Testo critico, Indici)//Tesi di dottorato. Pontificia Universita S. Tommaso d " Aquino in Roma. Facolta di Teologia. Sezione ecumenico-patristica greco-byzantina «S. Nicola». Bari, 1983–84. P. 263 (testo dattiloscritto); Arranz M. Op. cit. P. 242. Arranz M. Op. cit. P. 198; Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 869. Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 1–70. Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы///Журнал Московской Патриархии. 2001. 4. С. 75–76. Бенешевич В. Н. Тактикон Никона Черногорца (Греческий текст по рукописи 411 Синайского монастыря св. Екатерины). Петроград, 1917. Вып. I. С. 30, 61–66 (Записки историко-филологического факультета Петроградского университета, CXXXIX). Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 83, 176–180. Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев, 1907. С. 213. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

Согласно любой из известных ныне редакций Студийского устава, «Б. м.» - неотъемлемый атрибут воскресной службы и стихословится в субботу вечером. Связь «Б. м.» с воскресной службой проявляется в ранних студийских памятниках - «Ипотипосисе» (IX в.), «Диатипосисе» прп. Афанасия Афонского (до 1000) и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. По этим Типиконам в неделю Антипасхи вечером указано пение «Б. м.», т. к. воскресная служба переносилась на понедельник (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. XXIII, 228-229, 247; Пентковский. Типикон. С. 261). Т. о., рядовая Псалтирь начиналась вечером в воскресенье, а на саму Антипасху кафизм не было. В более поздних памятниках подобная практика не встречается. Кроме воскресной службы студийские и иерусалимские Типиконы указывают петь «Б. м.» также и на вечерне под большие праздники, вероятно, для того, чтобы уподобить праздничную службу воскресной; «Б. м.» заменяет собой стихословие вечерней кафизмы (18-й или рядовой). «Диатипосис» прп. Афанасия Афонского предписывает петь «Б. м.» на вечернях под Господские праздники, в дни памяти Иоанна Предтечи, апостолов и др. почитаемых святых, «в которые имеем отдых от трудов» (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 247-248). В Студийско-Алексиевском Типиконе «Б. м.» полагается накануне Господских (за исключением Рождества, Богоявления и Пасхи) и Богородичных праздников, дней памяти Иоанна Предтечи (его Зачатия, Рождества, Усекновения главы) и таких святых, как ап. Иоанн Богослов, бессребреники Косма и Дамиан ( Пентковский. Типикон. С. 233-367, 404). По Георгия Мтацминдели Типикону XI в. (груз. версия афонской редакции Студийского устава), «Б. м.» также поется и на воскресной службе, и накануне Господских и Богородичных праздников, и в честь святых (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 230, 232, 248, 306 и др.). В к-польском Евергетидском посл. трети XI в. и южноитал. Типиконах заметна тенденция отмечать праздничные вечерни не заменой вечерней кафизмы на «Б. м.», а полной отменой и того и др. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 256-499; Arranz. Typicon. P. 12-185). В Мессинском Типиконе 1131 г. на Рождество Богородицы и на Воздвижение (8 и 14 сент.) назначена 1-я «слава» «Б. м.» (Arranz. Typicon. P. 18, 23), хотя на др. праздники стихословие полностью отменяется. Этот (Ibid. P. 4) и Николо-Казолянский Типиконы (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 798) предписывают отмену «Б. м.» даже в субботу вечером, если на воскресенье приходится Господский праздник, а при совпадении с воскресеньем праздников Благовещения и Успения Пресв. Богородицы Мессинский Типикон - пение только 1-й «славы» 1-й кафизмы (Arranz. Typicon. P. 133, 181).

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

247 Об этих памятниках и их отношении к житию А см. Noret J. Athanase P. 545–566; Lemerle P. Lavra. I, 13–22; Leroy J. S. Athanase l " Athonite et la Règle de S. Benoit//Revue d " ascétique et de mystique. 29. 1953. P. 111ff. 248 Издания, упомянутые в прим. 243; о датировке Ипотипосиса см. Noret J. La Vie la plus ancienne de S. Athanase. P. 547. Это датировака не совпадает с мнением Лемерля (Lemerle P. Lavra I, 21); об основании Лавры ibid., 36. 249 Meyer. S. 102–22. Датировку см. Noret J. Athanase P. 551–52, против Лемерля (Lemerle P. Lavra. I, 17), выступающею за 973–975 гг. 251 Ibid., 123–30; Дмитриевский. I, 246–256. Датировка: Lemerle P. Lavra. I, 20; Noret J. Athanase P. 564. Норе замечает (ibid., 565) упоминается в Житии A 214, 4–9//Noret J. Vitae. P. 105=Meyer. S. 124, 10–15). 256 Meyer. S. 115:21–116:9, 124:20 ff. Лемерль приводит оба текста и относит их к Ипотипосису (Lavra. I, 21). 257 Леруа (Leroy J. Athanase. P. 115) приводит несколько примеров, позволяющих предположить, что происходило в те времена. Житие B, 26 (Ср. A, 84) приписывает Афанасию учреждение должностей двух эпистимонархов, по одному на каждый хор, одного φυπνπτης [афипнипта], чтобы будить монахов во время службы, и привратников, сидевших возле церковных дверей и наблюдавших, чтобы монахи не покидали богослужения раньше времени. Именно такие мелкие предписания отличают Афанасиев Ипотипосис (Meyer. S. 135) от студитских источников. 258 Arranz M. Etapes 63ff; Arranz M. Les prières presbytérales des matines byzantines//OCP. 1972. 38. P. 85ff, 91, прим. 2; Arranz M. Les prières presbytérales des Petites Heures dans l " ancien Euchologe byzantin. P. 81; Arranz M. L " office de l " Asmatikos Hesperinos. P. 109–116 (все приводится в прим. 219. Также Baumstark A. Denkmäler. S. 22ff. 260 О студитских рукописных типиконах см. Arranz M. Etapes. P. 64–65; Bertonière G. Easter Vigil. P. 163–220 и статьи М. Арранца, приведенные в прим. 219. 261 Феодор Вальсамон (PG 137, 1041–1043) сообщает следующее: «Патриарх Кир Алексий построил монастырь, называемый «имени Кира Алексия», и Р. Жанен так его и идентифицирует в своей книге (Janin. P. 19). Мансветов в «Церковном уставе», с. 118, на основе славянских списков типикона, утверждает, что он назывался «во имя Успения Божией Матери» согласно Синод. слав. 333/381 (1398 г.), fol. 82v, и Богородицы (во имя Божественныя Матери) в списке XII–XIII вв. Синод. слав. 330/380, fol. 196v. Но Жанену (Janin. P. 156–244) не известен монастырь Комнина, и он не отождествляет ни один из многочисленных богородичных монастырей Константинополя с учрежденным патриархом Алексием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

925 Например, ЗЛАТ в списках Ethnike bibl. 750, 771, 780, 754 (Trempelas. P. 8384); греческая ВАС (Ibid. P. 169); славянская ВАС (Орлов. С. 141) и русская реформа 1666 г. (Деяния. Л. 53r). 927 Ethnike bibl. 749: 2. 3, 7, 1; 757: 2. 5, 1; 779: 1, 2, 5; 751: 1, 5, 6 ; 776: 1, 5, 6; 668: 3, 4, 1 (Trempelas. P. 8384); Iviron 878: 1, 2, 3; Sabas 382 (ВАС): 7, 1. 929 Симеон Солунский объясняет упадок чина Великой Церкви захватом Константинополя латинянами и тем, что данный чин требовал большого количества певцов (De sacra precatione 301, 347//PG 155, 553, 625). Палестинский чин появился в Константинополе вскоре после победы над иконоборчеством и был представлен только службами суточного круга (Mateos J. Typicon. I. P. xii). 930 Papadopoulos-Kerameus. II. P. 161162. В византийских монашеских богослужениях «Благообразный Иосиф» впервые появился как аполитикий повечерия Великой Пятницы и тропарь утрени Великой Субботы до появления чина погребения Тела Христова. (Ср. Arranz M. Typicon du S.-Sauveur (AD 1131). P. 242. 932 Pentecostarion. Rome, 1883. P. 87. «Егда снисшел» также находится в утрени Великой субботы по списку Stavrou 43 (1122 г.), у Пападопуло-Керамевса (Papadopoulos-Kerameus. II. P. 162) и в Пасхальной утрени и вечерни (Ibid. P. 190, 205). 933 Pentecostarion. Rome, 1883. P. 17, 447. Ср. Arranz M. Typicon du S.-Sauveur. Index hymnographique. P. 348, на месте «С высоты снисшел» в более древней традиции. 937 Например, Esphigmenou 120 (1602 г.) Дмитриевский А. А. II. С. 959. Ср. также Trempelas. P. 83. 938 HE 41/Borgia. P. 32. Находится: Ambros. 276 (XIII в.) ЗЛАТ, ff. 18v и 19v (т. е. дважды на полях f. 18v, когда дары поставляются и снова на f. 19v после диалога) и ПРЕЖД. f. 45r; Ambros. 167 (XIV в., CHR. f. 19v. Обе эти рукописи содержат сходные обряды и формулы на входе («Благословите, святые»; «Благословен грядый»; lavabo после входа и т. д.) Третья рукопись Grottaferrata Γβ XVIII (XIV в.) продолжает пассаж Германа «σφραγσθη λθος» (f. 17r). 939 Ср. диатаксисы Филофея (Trempelas. P. 10), Гемиста (Дмитриевский А. А. II. С. 311), Vatican 573, Петербург 423Sabas 305 ( Красносельцев Н. Ф. Материалы. С. 8990, 108), Paris Gr. 2509 (Goar. P. 81), Munich Gr. 540 (f. 26r); евхологии British Museum Harl. 5561, Ambros. 84, Sinai 2017, 1919, 2045, 2046; Sabas 382; Vatican 1213 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 134), Sinai Slav. 14 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Великую пятницу литургия, согласно М. Т., не совершается вовсе - эта особенность характерна не для студийской, а для иерусалимской традиции; нек-рое влияние иерусалимской богослужебной практики заметно и в том, что в М. Т. указан особый порядок следования частей утреннего гимна (с отделенным «Сподоби, Господи» в конце утрени) для седмичных дней Великого поста, совпадающий с порядком иерусалимского типа. Т. о., в праздничные и непраздничные дни в М. Т. использовался утренний гимн к-польского типа, но в особых случаях его структура могла изменяться на иерусалимскую (см.: Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 78-79). Схематически составы служб суточного круга и полной Божественной литургии по М. Т. представлены в издании Арранца (см.: Arranz. Typicon. P. XXXV-L). К богослужебным особенностям М. Т. относится также наличие одного дня попразднства у памятей особо чтимых святых (напр., прп. Симеона Столпника (1 сент.), ап. Луки (18 окт.), свт. Николая (6 дек.) и др.- см. Ibid. P. L). В М. Т. на праздничные дни назначаются чтение Евангелия на утрене, пение на утрене особых антифонов вместо рядовых кафизм, отменяются кафизмы на вечерне, вводятся дополнительные песнопения (напр., стихиры) и чтение из Апостола и Евангелия на литургии - в зависимости от статуса памяти святого эти особенности присутствуют в полном объеме или частично. Об особом значении и авторитете М. Т. для сицилийских греч. мон-рей говорит тот факт, что делали его копии для др. мон-рей: напр., рукопись Mess. 159, представляющая точную копию Mess. 115, была скопирована в 1211 г. для мон-ря Санта-Мария-ди-Гала (как отмечает Арранц, без этой рукописи реконструкция Mess. 115 была бы невозможна - см.: Arranz. Typicon. P. XXX); Типикон монастыря Марии Милийской - рукопись Vat. gr. 1877, 1292 г.- также имеет параллели с М. Т.; Типикон мон-ря Варфоломея Тригонского, содержащий дисциплинарные главы М. Т. в переводе на итало-калабрийский диалект, в литургической части также идентичен первоисточнику.

http://pravenc.ru/text/Мессинский ...

79 Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 234–235, 272–276. 80 Пентковский А. М Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. М., 2001. No5. С. 69–80. 81 Количество тропарей каждого канона не указывается. 82 Ср. окончание паннихис в Евергетидском Уставе. 83 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80. 84 Дмитриевский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 248. 85 Протоиерей К. Кекелидзе. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 228–313. 86 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80. 87 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80. 88 Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. 89 Этот греческий монастырь был основан монахом Иосифом в конце XI века около Отранто и получил типикон от третьего своего игумена Николая (2я половина XII века). 90 Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. Р. 283. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 128–129. 91 Основан Варфоломеем Симерийским, возобновившем Мессинский монастырь, в Калабрии в начале XII века. 92 Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 129. 93 Дмитриевский А. А . Цит. изд. Т. 1. С. 889–892, 912. 94 Пентковский А. М Студийский устав… С. 69–80. 95 Скабалланович М. Пятидесятница. Киев, 1916. С. 168–169. 96 Устав М., 1610. Л. 185 об. 97 Устав М., 1610. Л. 185 об.–192. 98 Устав. М., 1641. Л. 88 об.–92 об. 99 Скабалланович М. Пятидесятница. С. 169–170. 100 Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας ομοον καθ λα. [б. г.]. 101 Проскинитарием называется особо устроенное для праздничной иконы место в храме. (Ср. с аналоем). 102 Афонская особенность богослужения. Почти за каждой вечерней поется молебный канон Богородице. 103 На Афоне в храмах имеется множество светильников, и существует сложная система возжжения свечей на них во время богослужения. Хорос – металлический обруч диаметром чуть меньше купола храма, на который ставятся свечи разного размера. В определенные моменты службы хорос для придания торжественности богослужению раскачивается.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010