В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава ( Arranz. Typicon. P. 145), 30 марта, в день памяти И. Л., предписывается совершать службу с пением «Аллилуия» на утрене. В богослужебных книгах Иерусалимского устава память И. Л. помимо 30 марта отмечается также в 4-ю Неделю Великого поста. 30 марта в ранних редакциях Иерусалимского устава последование святому не имеет праздничных особенностей. В более поздних редакциях появляются дополнительные песнопения в честь И. Л.: напр., в первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) даны указания на отпустительный тропарь и кондак. В ранней редакции рус. Типикона «Око церковное» (БАН. Арх. Д. 3; РГБ. Ф. 304/I. 239, 240) последование И. Л. 30 марта имеет отпустительный тропарь (общий преподобному) и кондак, указано пение последования И. Л. в 4-ю Неделю Великого поста. Во 2-й редакции «Ока церковного» (ГИМ. Усп. 5; РГБ. Ф. 304/I. 242, 243 и др.) 30 марта выписываются отпустительный тропарь и кондак И. Л., 2 самогласна поются в случае совпадения дня памяти И. Л. с субботним или воскресным днем. В слав. Минеях также помещаются самогласны, отпустительный тропарь, кондак с икосом и светилен И. Л. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. последование И. Л. 30 марта описано максимально подробно; И. Л. назначаются 2 отпустительных тропаря, причем 2-й является кондаком в греч. и нек-рых слав. источниках. В первых пореформенных московских изданиях Типикона (1682, 1695) 30 марта назначался кондак И. Л. 1-го гласа (из греч. Типикона). Впосл. указание на старый кондак 4-го гласа возвращается в Типикон, а в Минеях, начиная с издания 1691 г., помещаются оба кондака, причем кондак 1-го гласа - по 3-й песни канона. В 4-ю Неделю Великого поста ранние редакции Иерусалимского устава, так же как и Типиконы студийской традиции, предписывают петь службу рядовому святому. В более поздних источниках появляется указание петь последование И. Л. из Минеи 30 апр. В Романовом Типике (серб. перевод иерусалимского Типикона - РГБ.

http://pravenc.ru/text/471351.html

В. в К-поле. Студийские Типиконы - Студийско-Алексиевский 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 135, XII в.) и Евергетидский 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 393-394) - предписывают совершать А. В. службу, аналогичную шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова ). Южноиталийский вариант Студийского устава - Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 109) - указывает службу, аналогичную славословной, но со входом на вечерне; на утрене вместо 2-й кафизмы указаны 3 антифона : «        » (Пс 91), «          » (Пс 96), «        » (Пс 111). В иерусалимских Типиконах - в древних списках ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. C. 284), в первопечатном русском 1610 г., в принятом ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 419-421), афонских мон-рей - память А. В. обозначается как бденная. Последование А. В. со времен действия Студийского устава в основном не изменилось. Тропарь «    » содержится уже в Типиконе Великой ц., он же помещается в Минеях, расположенных как по студийскому, так и по иерусалимскому типу. Канон Феофана А. В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Αντνιον τν θεον εφημεν θμις» (Антония божественного подобает восхвалять) тот же, что и в студийских Типиконах и Минеях (напр.: ГИМ. Син. 163. Л. 161, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 46). Корпус стихир в целом также не изменился со времен действия Студийского устава, однако в иерусалимских Минеях стихир неск. больше; среди содержащихся только в иерусалимских Минеях стихир 2 имеют надписания - «Анатолия» (в рус. Минее - славник на Господи воззвах малой вечерни; в греч.- 4-я стихира на литии) и «Студитово» (1-я стихира на литии). Кондак c икосом 2-го гласа «Τος βιωτικος θορβους πωσμενος» (      ) иерусалимских Миней не соответствует кондаку с икосом студийских Миней. Корпус седальнов неодинаков в греч. и рус. иерусалимских Минеях; студийские Минеи содержали только один седален А. В. Приведенные в греч. печатных Минеях 3 эксапостилария не совпадают с тем, что в рус. Минеях, и отличаются от содержащихся в студийских.

http://pravenc.ru/text/116054.html

Духу); чтения литургии: прокимен 6-го гласа из Пс 27, Апостол - Еф 5. 9-19, 2 аллилуиария (8-го гласа со стихом из Пс 59 и 2-го гласа со стихом из Пс 50), Евангелие - Мф 18. 10-20; причастен - Пс 142. 10b ( Пентковский. Типикон. С. 273-274). В Евергетидском Типиконе кон. XI в., относящемся к малоазийской ветви студийской традиции, устав службы на Д. д. сходен с приведенным в Студийско-Алексиевском Типиконе, но на утрене отменяются стиховные стихиры (а на хвалитех на       не повторяется 1-я из цикла стихир 4-го гласа, как в Студийско-Алексиевском Типиконе, а поется самогласен 2-го гласа, последний из цикла стихир 2-го гласа на «Господи, воззвах» на Пятидесятницу), и служба заканчивается по праздничному чину, с пением великого славословия в кафедральной редакции (согласно первоначальной студийской традиции, чередование редакций великого славословия не было признаком праздничности службы). На литургии - праздничные антифоны Пятидесятницы, Трисвятое (но не «Елицы во Христа») и те же чтения, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе (аллилуиарий, только 2-го гласа). Согласно этому Типикону, канон Св. Духу поется не только на Д. д., но и в субботу отдания Пятидесятницы - на утрене, вместе с канонами отдаваемого праздника ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 596-599). Сходный с описанным в Евергетидском Типиконе устав приведен и в Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 283), относящемся к южноитал. ветви студийской традиции, но на литургии Д. д. здесь указано петь изобразительные антифоны (на блаженнах - тропари из канона Св. Духу), а в субботу отдания Пятидесятницы нет канона Св. Духу. В ранних рукописях Иерусалимского устава , основанного на студийской традиции и после XII в. получившего в правосл. Церкви повсеместное распространение, устав богослужения на Д. д. сходен с описанным в студийских памятниках (см.: Скабалланович. С. 168-169), но в его поздних редакциях, включая первопечатные греч. и рус. издания, на утрене Д. д. поется 2 канона Пятидесятницы, тогда как канон Св.

http://pravenc.ru/text/180633.html

208 Ер. 37, 2/Thiel A., (ed.) Epistulae Romanorum Pontiftcum genuinae et quae ad eos scriptae sunt a S. Hilario usque ad Pelargium II. Vol. I: A S. Hilario usque ad S. Hormisdam ann. 461–523. Braunsberg, 1868; repr. Hilde- sheim/N.Y., 1974. P. 451–452. 213 Doens Ir. Bibliographie de la Sainte Montaine de l " Athos//Le millénaire du Mont Athos, 963–1063: Etudes et mélanges. Chevetogne, 1964. Vol. II. P. 337–483. 214 Ševenko I. Two Varieties of Historical Writing//Ideology, Letters and Culture in the Byzantine World. London, 1982. P. I. 215 О Никоне см.: Doens I. Nicon de la Montagne Noire//Byz. 1954. 24. P. 131–140; Nasrallah J. Un auteur antiochien du 11e siècle, Nicon de la Montagne Noire (vers 1025 – début du XIIe s.)//POC. 19. 1969. P. 150–161; Solignac A. Nicon de la Montagne-Noire//DSp 11, cols. 319–320 и дальнейшую библиографию, приложенную к этим трудам. 217 Mateos J. Typikon; id. La psalmodie variable dans le rite byzantin//Societas Academica Dacoromana, Acta philosophica et theologica. Vol. 2. Rome, 1964. P. 327–339; id. Quelques problèmes de l " orthros byzantin//POC. 1961. 11. P. 17–35, 201–220. 219 Упомяну только то, что относится к богослужениям суточного круга: Арранц М. Как молились; Arranz M. Heures; id. Le sacerdoce ministériel dans les prières secrètes des vêpres et des matines byzantines//Euntes docete. 24. 1971. P. 186–219; Id. Etapes; id. Les prières presbytérales de la Pannychis» de l " ancien Euchologe byzantin et la Panikhidá des défunts//OCP. 40. 1974. P. 314–343, 41. 1975. P. 119–139; id. Les prières presbytérales de la Tritoektî de l " ancien Euchologe byzantin//OCP. 1977. 43. P. 70–93, 335–54; id. Les prières prebytérales des matines byzantines//OCP. 1971. 37. P. 406–436 ; 38. 1972. P. 64–115; id. Les prières presbytérales des Petites Heures dans l " ancien Euchologe byzantin//OCP. 1973. 39. P. 29–82; id. Les prières sacerdotales des vêpres byzantines//OCP. 1971. 37. P. 85–124; id. L " office de l " Asmatikos Hesperinos (vêpres chantées) de l " ancien Euchologe byzantin//OCP. 1978. 44. P. 107–130, 391–412; id. L " office de l " Asmatikos Orthros ( " matines chantées») de l " ancien Euchologe byzantin//OCP. 1981. 47. P. 122–157; id. L " office de la veillée nocturne dans l " Eglise grecque et dans l " Eglise russe//OCP. 1976. 42. P. 117–55, 402–425; id. Uspensky. P. 83–113, 169–195 (перевод на английский предшествующего труда); id. Typicon. О песенном последовании см. также: Hannick C. Etude sur l " akolouthia asmatikê (avec quatre figures)//JÖB. 1970. 19. P. 243–260; Strunk O. Office. Полная библиография данной темы: Taft R .F. Bibliography.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

12 Мы обладаем двумя основными кодексами : Патмос гр. 266 (1Х-Х вв.): Н. Дмитриевский, упомянутая работа (см. прим. 5) и Св. Креста 40 ( Χ– ΧΙ вв.): J. Mateos. Le Typicon de la Grande Eglise, Orientalia Christiana Analecta. 165–166, Rome 1962–163. 13 Основной кодекс: Афин. 2061 (XIV-XV вв.) ; музыкальный кодекс, содержащий начальные слова и рефрены на каждый день недели для Вечерни и Утрени. В этом кодексе находится схема этих двух богослужений. Сравн. О. Strunk. Byzantine Office of Hagia Sophia, Dumbarton Oaks Papers. 9–10 (1955–56) p. 177–202; cf. Dictionnaire d " Archéologie Chrétienne et de Liturgie. I: antiphone dans la liturgie grecque, p. 2461– 2488. 14 Cf. M. Arranz. Les prières sacerdotales des vêpres byzantines. Orientalia Christiana Periodica, 37 (1971) p. 85–124; Les prières presbytérales des matines byzantines, OCP 37 (1971) p. 405–436; OCP 38 (1972) p. 64–114; Les prières presbytérales des petites heures dans l " ancien Euchologe byzantin. OCP 39 (1973); здесь: гл. II. III. IV. См. и Le sacerdoce ministériel dans les prières secrètes des vêpres et des matines bvzantines. Euntes docete, 24 (1971) p. 186–219. 15 N. Borgia. Horologion. Diurno delle chiese di rito bizantino. Or. Chr. 16 (1929); Н.Д. Успенский , Православная Вечерня, Богословские Труды. 1 (1960) с. 5–52. Н. Борджиа предлагал реформу современного Часослова, основываясь на Патмос 105, который он называл не иначе, как «древним евхологием». 16 Cf. VARIAE LECTIONES Вечерни и Утрени Ж. Гоара: J. Goar. Euchologion sive Rituale Graecorum. Venetiis 1730 (Graz 1960) p. 35–37, 44–45. 17 В ожидании предстоящего издания этого кодекса, наболее древнего кодекса Византийского Евхология, мы отсылаем читателя к детальному описанию (со всеми рубриками и начальными словами молитв) A. Strittmatter. The «Barberinum s. Marci» of Jacques Goar, Ephemerides Liturgieae. 47 (1933) p. 329–367. 18 Тот факт, что евхологий содержит патриаршие или императорские церемонии или даже топографические данные Константинополя, еще не означает автоматически, что он был предназначен для патриарха или для церкви Константинополя: это может легко объясняться желанием переписчика оставаться верным данному оригиналу. Но если книга дает такие детали, мы вправе делать вывод, что описанная служба является константинопольской службой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, 10 дек. богослужебное последование М., Ермогена и Евграфа соединяется с рядовой службой Октоиха; назначаются отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυρς σου, Κριε (      ), кондак, канон авторства Иосифа, цикл стихир-подобнов, 1 дополнительный подобен и 1 самогласен; на литургии - прокимен Пс 67. 36, аллилуиарий Пс 33. 18, причастен Пс 32. 1, Апостол и Евангелие дня ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 335-336; ср. также указания на 10 дек. в Мессинском Типиконе 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 69). В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- память М., Ермогена и Евграфа отмечается 10 дек. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 35). В Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. помещен предназначенный для М., Ермогена и Евграфа отпустительный тропарь    ( Миркович. Типикон. Л. 65б). Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 10 дек. богослужебное последование М., Ермогена и Евграфа соединяется с рядовой службой Октоиха; на вечерне на «Господи, воззвах» к стихирам Октоиха присоединяются цикл стихир-подобнов и 1 самогласен М., Ермогену и Евграфу; указан отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Εγκρατεας τν παθν (    ); на утрене поются 2 канона Октоиха и 1 канон мученикам, по 6-й песни - кондак 3-го гласа Ως στρες λμποντες (Яко звезды сияющие...), на стиховне утрени на «Славу» поется самогласен М., Ермогену и Евграфу. В целом такие же указания содержатся на 10 дек. в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и в последующих (в т. ч. в совр. Типиконе РПЦ); М., Ермогену и Евграфу назначаются также кондак 4-го гласа      и светилен. Последование М., Ермогена и Евграфа, содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Εγκρατεας τν παθν (    ); кондак 4-го гласа Τς στρατεας ρπασε (От воинства исхитил...) с икосом (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 136; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 245), кондак 1-го гласа    (Минея (МП). Декабрь. Т. 1. С. 351; ср.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1940. Τ. 39. Σ. 430), кондак 4-го гласа      с икосом (Там же. С. 354; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 213), канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Στερρος νυμν Μρτυρας στεφηφρους. Ιωσφ (Твердыя воспою мученики венценосныя. Иосифов) 1-го гласа, ирмос: Χριστς γεννται (    ), нач.: Στεφνοις δξης κοσμομενοι (Венцы славы украшаемии); цикл стихир-подобнов, седален, светилен (в греч. Минее 2 цикла-подобнов, 3 самогласна и дополнительный седален).

http://pravenc.ru/text/2563250.html

М. и Ф. н. открывает триодный цикл в монастырских Типиконах студийской традиции. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (в древнейших рукописях, содержащих этот Типикон, начальные листы, к-рые как раз могли содержать указания о М. и ф. н., утрачены, в связи с чем текст воспроизводится по списку XIV в.- см.: Пентковский. Типикон. С. 233) на М. и ф. н. даны лаконичные указания: за богослужением соединяются песнопения воскресной службы Октоиха и песнопения М. и ф. н., включающие на вечерне 3 самогласные стихиры на «Господи, воззвах», самогласен на стиховне, канон на утрене и самогласен на стиховне утрени; на литургии прокимен Пс 32. 22, Апостол (из Посланий к Тимофею - 2 Тим 3. 10-15?), аллилуиарий Пс 94. 1, Евангелие Лк 18. 10-14 (см.: Там же). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, в М. и ф. н. соединяются воскресная служба Октоиха, Триоди (М. и ф. н.) и рядовому святому; на вечерне на «Господи, воззвах» назначаются 2 самогласна Триоди (их же предписывается петь и в 3-е воскресенье Великого поста, что является отголоском древней иерусалимской практики, согласно к-рой евангельское зачало Лк 18. 10-14 читалось в 4-е (по счету, принятому в визант. традиции, оно было бы 3-м) воскресенье Великого поста) - те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; на стиховне вечерни еще 2 самогласна (не зафиксированы в Студийско-Алексиевском Типиконе); показательно, что канон Триоди поется не на утрене, а на паннихис (особой службе в начале ночи - см. в ст. Евергетидский Типикон ), на утрене поются воскресные каноны Октоиха и рядовому святому, причем при отсутствии кондака в службе рядовому святому по 6-й песни канона утрени поется кондак Триоди; на хвалитех также указаны 2 самогласна Триоди (один из них есть в Студийско-Алексиевском Типиконе); на литургии прокимен гласа Октоиха, аллилуиарий Пс 118. 132, чтения М. и ф. н. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 499-501). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южно-итал. редакцию Студийского устава, в М. и ф. н. соединяются только воскресная служба Октоиха и служба Триоди (канон рядовому святому поется на полунощнице); последование Триоди содержит кондак, канон, 7 самогласных стихир (большинство известны уже в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах) и, вероятно, ипакои ( Arranz. Typicon. P. 186; ср. также указания афонского Георгия Мтацминдели Типикона сер. XI в.- см.: Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 272).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

308 I. Φουντουλς, Παννυχς (­ Κε μενα Αειτουργικς, 2). Фессалоники 1969; см. гл. IV, с. 177, прим. 26. 309 Н.Д. Успенский , Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви (рукопись), Ленинградская Духовная Академия 1949; гл. III: Панихида, с, 416–467. См. С. 178, прим. 39. См. и. «Богословские Труды», 18 и 19. 310 V. Bruni, I funerali di un sacerdote nel rito bizantino secondo gli eucologi manoscritti di lingua greca, Иерусалим 1972. 312 Текст греческий: Барб. 336 в сравнении с Син. 956: Описание II, с. 13–14; ср. Фунтулис, Παννυχ;. 20, который следует Барб. 336, полностью дополняя возгласы и модернизируя пунктуацию. Греческий текст с французским переводом всех молитв см. в Or. Chr. Per. 40 (1974); M. Arranz, Les prières presbytérales de la «Pannychis» de l " ancien Euchologe byzantin et la «Panikhida» des défunts, p. 316–321. 316 Барб. 336 (Син. 956: Описание, II, с. 15; Фунтулис. с. 29–30). Эта главопреклонная молитва получила здесь исключением номер 107; вообще Барб. 336 объединяет эти молитвы в молитвы отпуста, которые им предшествуют; ср. напр., гл. IV, с. 137, 143, 146, 150. 319 Этот ценный документ, приложение-типикон к Константинопольскому Праксапостолу, мы знаем лишь по выдержкам А. Дмитриевского , Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский, Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви, Киев 1907. с. 330–334; возобновленный как приложение II и переведенный на французский язык X. Матеосом, Le Typicon de la Grande-Eglise, II (­ Or. Chr. Analecta 166) Rome 1963, p. 204–209. Ср. также для описания Дрезден 104: G. Bertoniere, The Historical Development ot the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church (­ Or. Chr. An. 193) Rome 1972, p. 114–115. 320 Описание, II, c. 350–351. Эта рукопись полагает, что молитвы читались после антифонов, наоборот тому, что делалось в Константинополе. 322 F.X. Funk, Didascalia et Constitutiones Apostolorum, I, Paderborn 1905, VIII, гл. 37, с. 544. см. с. 39. 323 L. Ligier, Textus Liturgiae Judaeorun (­ Prex Kucharistica, Fribourg 1968, p. 36); Сидур Тефиллат кол пэ, изд. Ешхол, Иерусалим, с. 46, 109; The Authorised Daily Prayer Book of the United Hebrew Congregamion.... Londres 1961, p. 37, 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Шеламанова Н. Б. Славяно-русский Октоих (ненотированный)//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей... М., 1976. С. 340–388; Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV–XVII вв. М., 1977; Дончева-Панайотова Н. Киприан, старобългарски и староруски книжевник. София, 1981; Мурьянов М. Ф. Из наблюдений над структурой служебных Миней//Проблемы структурной лингвистики, 1979. М., 1981; он же. Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991. С. 69–143; Petras D. The Typicon of the Patriarch Alexis the Studite: Novgorod, St. Sofia 1136: Dis./Pont. Inst. Orientalium. Roma, 1982; НКС. 19922. Т. 1; 1983. Т. 4; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР, XI–XIII вв. М., 1984; Бурилина Е. Л. Чин «За приливок о здрави государя» (история формирования и особенности бытования)//Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984. С. 204–214; Felmy K. Ch. Die Deutung der gцmmlichen Liturgie in der russischen Theologie//Arbeiten z. Kirchengeschichte. 1984. Bd. 54; Коцева Е. Евтимиев служебник: Софийски препис от 80-е години на XIV в. София, 1985; Meyendorf P. The Liturgical Reforms of Peter Mohila: A New Look//SVTQ. 1985. N 29; idem. Russia, Ritual and Reform: The Liturgical Reforms of Nikon in the 17th century. Crestwood (N. Y.), 1991; Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР (для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР). М., 1986; СККДР. Вып. 1–3; Белякова Е. В. Устав пустыни Нила Сорского //Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 96–106; Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). Bdpst., 1988; он же. Царь и Патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998; Arranz M. A propos du варткте du prince Vladimir//988–1988: Un millйnaire: La christianisation de la Russie ancienne/Rev. par Y. Hamant. P., 1989. P. 81–98; Арранц М. Око Церковное: (Перераб.: История Типикона. 1978). Рим, 1998;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В древнейшей редакции Студийского устава служба В. отсутствует; в Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 318-319) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 58) последование В. соединено с последованием прор. Авдия , совершается служба с «Аллилуия». В иерусалимских Типиконах различных редакций последование В. также соединяется с последованием прор. Авдия. Праздничного знака служба не имеет, до кон. XVII в. Типиконы предписывали совершение службы с «Аллилуия» (включая старопечатные московские издания). С кон. XVII в. в Типиконах дается формулировка «Аллилуия или тропарь», соответственно в Минеях и Типиконах начинает выписываться общий тропарь мученику 4-го гласа: «        ». В совр. греч. Минее тропаря нет. Кроме тропаря в корпус песнопений В. входят песнопения: кондак 4-го гласа, подобен «Явился еси»: «      »; канон 4-го гласа творение Феофана, с акростихом «Τος καρτερος σου, Βαρλαμ, μλπω τνους. Θεφνους» (Терпеливые твои, Варлааме, пою болезни. Феофан), ирмос: «ρδβλθυοτεΑισομα σοι Κριε Θες μου» (          ), нач.: «Τας τς σν θλσεως λαμπηδσι, περιλαμπμενος μς» (Твоего страдания светлостями нам озаряемым); неск. стихир. Песнопения В. засвидетельствованы уже в студийских Типиконах и Минеях. В греч. Минее указан другой седален. А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/154161.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010