Он должен учить всех одинаково, и высоких и низких, будучи кротким в своих поучениях, не как господствующий над духовенством, но как пример своему стаду. Но что касается непокорных, он должен быть способен порицать и обличать их во время и не во время. И ради истины, благочестия и справедливости он должен говорить истину перед царями, не стыдяся, и быть готовым, как добрый пастырь, даже душу свою положить за свое стадо. И вы, сыновья наши во Христе, просвещенные яркими лучами спасительного Православия, досточтимейшие Епископы, бояре и князья, почтенные архимандриты и игумены и весь священный чин и все православные люди воздавайте нашему брату и сослужителю и вашему отцу, великому господину святому Иоасафу, Патриарху Московскому, и т. д. честь, как вашему господину и отцу, и Архипастырю, как вы это воздавали прежним Патриархам, зная, что честь воздаваемая Епископу, воздается Самому Христу, ибо почитание Епископа переходит к Христу.» Приводя далее Мф. 10, 40, 42 , она продолжает: «Повинуйтесь ему, будьте послушны, согласно Божественному Апостолу, говорящему в Евр. 13, 7 . Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно. Ибо он имеет власть, данную от Христа Его Святым Апостолам вязать и решать… Поэтому, повинуйтесь ему во всем, как бы Самому Христу, согласно евангельскому поучению в словах, сказанных Им ученикам:… «Слушающий вас Меня слушаетъ…, а также отвергающий Меня и не слушающий Моих слов имеет того, кто будет судить его: слово, сказанное Мной, будет судить его в последний день» (Пальмер III, 473 стр.). Palmer замечает: «So said Nicon. But after the tsar had set all an example of disobeying him, to inculcate obedience in these terms, to a successor, substituted by the tsar and the boyars only that, unlike Nicon, he might obey them, in hipocrisy or rather absolute nonsense» (P. III. 473 стр. Note 36). 115 (P III. 473 стр. Note 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Правда, Симеон II праведный 208 и его Сын Ония III являются личностями весьма замечательными (особенно первый), истинными эллинистами, свободными от крайностей строго националистической партии или ассидейства, а тем более далекими от преступных эллинистов 209 . За благочестивый образ жизни и деятельность в качестве представителя народа Симеона II прославляет Иисус сын Сирахов (глава 50), а Онию III автор 2 Маккавейской книги (III, I-IV, 6, 33). – Но очевидно партия последнего замечательного первосвященника была так слаба, что его легко мог свергнуть его недостойный брат Иисус, или Иасон, купив первосвященническое достоинство у сирийского царя ( 2Мак. 4:7–10 ). В наступившие с этого времени особенно печальные дни для Израиля „вышли сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие... Они установили у себя необрезание, и отступили от святого завета и соединились с язычниками и предались, чтобы делать зло“ (1 Макк. 1:11–15). Иасон, „этот безбожник, а не первосвященник“ испросил у царя разрешение учредить в Иерусалиме греческую гимназию и внести жителей в списки антиохийских граждан ( 2Мак. 4:9–13 ). Следствием этого было распространение в Иерусалиме греческих обычаев и образа жизни. Даже священники стали относиться с небрежением к своим обязанностям при храме и „спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска“ ( 2Мак. 4:14 ). Сам Иасон дошел до того, что отправил в Тир триста драхм серебра на жертву Геркулесу ( 2Мак. 4:19 ). Но скоро он потерял свою должность. Один из его приближенных, по имени, Менелай, „надбавив триста талантов серебра против Иасона“, получил от царя первосвященническое место ( 2Мак. 4:24 ). Этот человек был еще более беззастенчивым и низким, чем Иасон. Его дееписатель называет „жестоким тираном“ и приписываете ему „ярость дикого зверя“. Между тем Иасон не хотел уступать добровольно первосвященнического престола Менелаю, и между ними возгорелась борьба ( 2Мак. 5:5 ...).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Рождественское послание Блаженнейшего Феофила III, Патриарха святого града Иерусалима и всей Палестины (версия для печати)/Православие.Ru Рождественское послание Блаженнейшего Феофила III, Патриарха святого града Иерусалима и всей Палестины Православие.Ru , 24 декабря 2008 г. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III / «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2: 15). Церковь, тело Христово, во все времена храня Его искупительный подвиг на земле, снова возвещает сегодня спасительную истину ближним и дальним, своим членам и всему миру. Она возвещает тот факт, что Бог отец наших, из любви сотворивый в начале человека по образу Своему и подобию, не терпя последовавшего в результате падения искажения Своего образа, воссоздал его в последние времена. Он воссоздал и возродил творение Свое способом, превосходящим человеческий разум и силы. А совершил это Бог посредством воплощения и вочеловечения Единородного Своего Сына от Духа Святого и Марии Девы. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4: 4). Бог обновил человека, Сам соединившись с ним во Христе. Он Сам стал в лице Иисуса Христа тем, кем являлось Его создание – человек со всеми безгрешными человеческими страстями. «Он снисшел в человеческое естество, не перестав быть Богом, восприял человека не как чуждого, но как поистине Своего», как говорит святитель Кирилл Александрийский (К царю Феодосию. PG. 76, 1169D). Бог явился во плоти в определенный момент исторического бытия. «Он вошел во вселенную как человек, став частью мира», не потеряв через это Божественную славу, как говорит тот же самый божественный отец (О правой вере. PG. 76. 1177). Он стал человеком во времени, при римском императоре Августе Кесаре, и в определенном месте – Вифлееме Иудейском. Таинство это, превосходящее всякий ум, имело место вдали от глаз безумных иродов мира сего. Христос «в безвестности родился в вертепе», не в силе и могуществе и не с властью, но в младенческой беспомощности и слабости, в крайнем умалении и смирении.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Силлабус (по-гречески — перечень) — так называлось приложение к папской энциклике (окружному посланию) от 8 декабря 1864 г. с перечислением восьмидесяти «заблуждений», противоречащих учению католической церкви. Полное его название: «Sillabus complectens praecipios nostrae aetatis errores» («Перечень, содержащий основные заблуждения нашего временя»). 268 …принимающий богомольцев… — Почти всю первую половину 1877 г. Пий IX принимал пилигримов, стекавшихся в Рим из Европы и Америки для празднования пятидесятилетия со дня возведения его в звание епископа. 269 …и умирающий… — Во время ежедневных приемов пилигримов Пий IX неоднократно терял сознание вследствие общей старческой слабости. 270 …огромнейшая идея мира, идея, вышедшая из главы диавола во время искушения Христова в пустыне… — Подразумевается искушение Христа властью, о котором рассказывается в Евангелии: «И возведя его на высокую гору, диавол показал ему все царства вселенной вомгновение времени. И сказал ему диавол: тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое. Иисус сказал ему в ответ: „отойди от меня, сатана; написано: господу богу твоему поклоняйся, и ему одному служи» (Евангелие от Луки, гл. 4, ст. 5–8). Там же говорится о неудавшемся искушении Христа хлебом и чудом. 271 Во Франции за последние годы образовалось парламентское большинство их отличались сдержанностью и необычным еще у них благоразумием. — Имеется в виду послевоенный курс буржуазного республиканского большинства, руководимого такими политиками, как Гамбетта, Дюфор, Жюль Симон, Греви и др. 272 Очень тоже пригодилась потом эта идея правительству Наполеона III. — 31 мая 1850 г. Законодательное собрание Франции провело в жизнь закон о выборах, по существу лишавший права голоса большую часть рабочих. С целью упрочения своей популярности в народных массах Наполеон III, тогда еще только президент, начал борьбу с Законодательным собранием за отмену этого закона. Благодаря этой борьбе, имевшей в значительной степени демагогический характер, будущий император прослыл защитником демократических норм общественной жизни. Закон о всеобщем голосовании был восстановлен Наполеоном III сразу после государственного переворота 2 декабря 1851 г. 273

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Содержание I разговор II разговор III разговор I II IV разговор I II III IV V разговор I II III VI. О вере и знании в их взаимных отношениях VII. Четыре случайных разговора по «крестьянскому вопросу» VIII. Путевые заметки и разговоры касательно народного духа IX. О журналах наших, светских и духовных X. О деле духовной критики и науки XI. О двух, борющихся между собой, направлениях современной мыслительности XII. Об образовании духовных и об отношении их к прочему составу церкви XIII. Разбор двух романов, касающихся важных затруднений и вопросов современной мыслительности и жизни – «Что делать» г. Чернышевского и «Отцы и дети» г. Тургенева А. О романе г. Чернышевского «Что делать. Из рассказов о новых людях» В. О романе г. Тургенева «Отцы и дети». Русский вестник 1862 г. I II XIV. Важный урок, подаваемый современной мыслительности юродством Христа XV. Отзыв на заграничные письма отца протоиерея Васильева XVI. По поводу книги «о Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа» XVII. Объяснения автора о своем образе мыслей     И иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа Распятаго, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие; для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа Божию силу и Божию премудрость. ( 1Кор.1:22–24 ). Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо он есть Господь господствующих и Царь царей; и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные. ( Откр. 17:14 ). Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете; как же времени сего не узнаете? ( Лк. 12:56 ). По мнению многих, только тот распознает свою современность и служит удовлетворению истинных ее потребностей, кто угадывает и умеет делать все такое, к чему современники неудержимо стремятся, чего ищут или ожидают они сознательно или только инстинктивно, что готовы охотно принять. А напротив, и с горячностью или с самоотвержением служащий какой бы ни было мысли и делу, от которых современники большей частью отворачиваются, причисляется многими только к энтузиастам-мечтателям. Бывают времена, в которые это и верно так. Вот, например, Константин Великий провозгласил Христианство господствующим в Римской Империи именно в такое время, когда все к тому было готово и все того только и ожидали. Юлиан, усиливавшийся тогда поднять упадшее язычество, не понимал своего времени; отступничество его составляло жалкую службу не только губительной, по своей лживости, но и совсем уже несбыточной мечте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Содержание Предисловие Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Глава II. Обстоятельства происхождения первого послания св. Апостола Иоанна Глава III. Анализ послания Глава IV. Текст послания Приложение I-e: О чтении IV, 3 Приложение II-e: Вопрос о чтении I Ин. V, 7. 8 Отдел экзегетический Введение (I, 1–4) Первая часть (I, 5–II, 11) Вторая часть (II, 12–28) Третья часть (II, 29–III, 24а). Четвертая часть (III, 24б–IV, 21). Пятая часть (V, 1–17) Заключение (V, 18–21).     Исагогико-экзегетическое исследование Предисловие Основание стены великого города – небесного Иерусалима, показанного Ангелом Тайновидцу, украшено разного рода драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист» ( Откр.21:19–20 ). Великий город – это невеста Агнца, святая Церковь ( Откр.21:9 ); двенадцать камней представляют собою символы двенадцати Апостолов, которых Господь положил в «основание» Своей Церкви. В этих драгоценных камнях каждый из двенадцати Апостолов имеет свою собственную эмблему: «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Все камни равно прекрасны и одинаково необходимы в общей системе здания города, но каждый из них сияет своею особенною красотой. Так и все Апостолы дивны в своих благовестнических трудах: каждый из них составляет существенную и необходимую часть великого здания Церкви, которая ость столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), и ни один из них не может быть предпочтен другому. Но каждый из них прекрасен по-своему, поскольку имеет свои особенные духовные задатки и дарования, а они сообщают его сиянию определенный оттенок и своеобразную красоту. И если кто хочет не только созерцать это сияние, но и понимать его, тот необходимо должен постараться проникнуть в основные причины наблюдаемого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Странная логика!.. Не Ангела, конечно, а графа Толстого!.. Так сильно пострадать за одно ослушание от «Бога отмщений» и, ни слова не упоминая о страхе и смирении пред непонятным, утверждать только, что «Бог любы есть». Не прав ли был св. Исаак Сирийский, говоря, что многая простота удобопревратна есть? До того удобопревратна эта односторонность, что и самый сильный ум при ней путается и теряет логическую нить потому только, что взял ее не за тот конец, за который нужно было, чтобы выйти на настоящий свет Божий! Во главе рассказа поставлено восемь эпиграфов. Вот они все: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев: не любящий брата пребывает в смерти (I Посл. Иоанна, III, 14). А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое: как пребывает в том любовь Божия? (III, 17.) Дети мои, станем любить не словом или языком, но делом и истиною (III, 18). Любовь – от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (IV, 7). Кто не любит, тот не знавал Бога, потому что Бог есть любовь (IV, 8). Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас (IV, 12). Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем (IV, 16). Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (IV, 20.) Восемь эпиграфов – и все только о любви, и все из одного первого послания ап. св. Иоанна! «Многая простота!» Отчего же бы не взять и других восемь о наказаниях, о страхе, о покорности властям, родителям, мужу, господам, о проклятиях непокорным, гордым, неверующим?.. Все это найдем мы в обилии и у евангелистов, и в посланиях. Если Бог у графа Толстого аллегория или условное выражение только для названия чего-то неживого, для обозначения какой-то отвлеченной общей сущности, которую не отрицают и сами материалисты, то, конечно, можно брать из Евангелия и апостолов только то, что нам нравится. Но если Бог у графа Толстого есть христианский Бог, то есть Св. Троица, Которой Второе Лицо сошло с небес и воплотилось, то всё без исключения, переданное нам евангелистами и апостолами (которым дано право «разрешать и связывать»), одинаково свято и равно обязательно. Петр-апостол поэтому не хуже апостола Иоанна, Иоанн не ниже Павла и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Так, окрыленные верою и упованием, в виду чуда Божия, призовем и ныне благословение Господа и вышний покров Его на Царя и Россию в наши тяжкие и скорбные дни! Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуемся зело. Господи, спаси Царя и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя! ( Пс. 20:2, 19:10 ). Аминь. Царь-Праведник 137 Память его в род и род Десять лет сегодня минуло с того скорбного дня, когда вся Россия потрясена была от края и до края вестью о смерти незабвенного Государя Императора Александра III-ro. Время ослабило эту скорбь; в истекшие десять лет произошло столько событий, занявших внимание России, столько радостей и печалей, что, по ограниченности человеческой природы, русское общество, конечно, жило и живет главным образом интересами настоящего дня. И тем не менее, память о покойном Государе не умирала в России и, верим, не умрет никогда. Время отдалит от нас его образ: но в отдалении он будет еще прекраснее, еще привлекательнее и целостнее; история выдвинет новые события и новые интересы: но связь настоящего с прошлым никогда не прекратится; она будет выступать пред взором живущих все ярче и определеннее, наглядною, осмысленною, и в этом прошлом имя и образ Императора Александра III-ro неизменно будут вызывать только чувства благодарности и преклонения. Это не был рядовой бесцветный человек, сливающийся с миллионами своих современников и скоро исчезающих из памяти потомков; это не был и рядовой исторический деятель, чрез несколько десятилетий только числящийся в списках правителей и не оставивший яркого следа в народной жизни и в народной памяти. Император Александр III-й занял в истории свое место, сказал свое слово; он ответил заветным желаниям истинно-народного идеала Царя, заветным думам и порывам истинно-народной души. «Царь по сердцу Божию» и по сердцу народному, он вполне осуществил слова царя-псалмопевца: Он сошел, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие жаждущую землю. И будет жить... и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его. Доколе пребудет солнце, будет передаваться имя Его ( Пс. 71:6, 15, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Это попечение Божие о нравственном преуспеянии человека проявляется в тех бедствиях, кои Господь посылает человеку для его исправления. Младший брат-мученик говорит: «Если, для вразумления и наказания нашего, живый Господь и прогневался на нас на малое время, то Он опять умилостивится над рабами своими» (VII, 33). Наказание злых людей, «противоборствующих Богу» (VII, 34), совершалось или непосредственно силою божественною, как то случилось с Илиодором, который божественною силою повергнут был безгласным и лишенным всякой надежды и спасения (III, 29), или посредством служителей Бога, являвшихся или в виде страшных всадников, или мужей (III, 25; X, 29, 30; XI, 8), или юношей, цветущих силою и гирекрасных видом, благолепно одетых (III, 26, 33). Точно также и окончательное торжество нравственной жизни, которое совершится в другом мире, произойдет при помощи Божией, – по Божией милости. Надежду эту на будущую жизнь, где можно беспрепятственно достигать нравственного совершенства, так как праведники будут жить отдельно от грешных (VII, 36), высказали братья-мученики в своих предсмертных речах (VII, 14, 33) и мать в своем обращении к младшему сыну: «Творец мира опять даст вам дыхание и жизнь с милостью» (VII, 23). Из всех, только что приведенных нами, указаний 2-ой Мак. книги видно также и то, что сила Божия подается человеку тем более, чем более человек открывает ей свое сердце; сила Божия подается только тогда, когда человек старается победить препятствия, встречаемыя им на пути нравственного его преуспеяния, и не может этого сделать по своей греховности, и обращается за помощию Божией, – тогда только он ее и получает. Для выполнения нравственного назначения, милосердый Бог даровал человеку нравственный закон естественный и откровенный, или положительный. Под именем нравственного закона разумеется тот закон, который определяет деятельность существ нравственно-разумных и свободных, обязывающихся к его исполнению не по физическому принуждению, но свободно и с сознанием обязательной его силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

1056 Однако, в отличие от Эвальда и Иоста, Гретц смотрит на ессеев не как на отделившихся от фарисеев, а как на непосредственных пре­емников асидеев. 1074 Именно его первоначальной теории, изложенной в сочинении: Die jüdische Apokalyptik (Jena. 1857). s. 253–278. 1084 Зимние грубые плащи ессеев, замечает Гильгенфельд, вполне напоминают собой волосяные плащи древних пророков. 1090 Так понимает Гильгенфельд слова Филона: “εθ μν τς ββλους ναγιγνσκει λαβν, τερος δ τις τν μπειροττων σα μ γνριμα παρελθν ναδιδσκει“... (Qu. omn. prob. lib. 877, С), переводя слово “παρελθν“ через гла­гол „übergehen» (Гильгенфельд. Op. cit. s. 273). Однако подобное объ­яснение не согласуется ни с грамматическим строем речи, ни с контек­стом речи, ни даже с самою сущностью дела, так как странно было бы то толкование, в котором пропускалось бы непонятное, т. е. то, что более все­го нуждалось в объяснении; с другой стороны, для подобного объяснения не требовалось бы „одного из самых сведущих». Сам Гильгенфельд впослед­ствии отказался от этого объяснения. См. Zeitschrift für wissenschaftl. Theolo­gie. 1868, s. 352. 1091 Эздра взывает к Богу, между прочим, в таких выражениях; „Владыко Господи!.... Ты дал Адаму тело смертное... и вдохнул в него дух жизни... и ввел его в рай, который насадила десница Твоя, прежде нежели земля произрастила плоды. Ты повелел ему хранить заповедь Твою, но он нарушил ее, и Ты осудил его на смерть, и род его и происшедшие от него поколе­ния в племена, народы и отрасли их, которым нет числа”. ( 3Ездр. 3:5–7 ). 1093 Подобное мнение о связи ессеев с древним пророчеством принято также и в нашей богословской литературе, будучи обстоятельно развито проф. Богородским в одной из статей, помещенных в Прав. Соб. 1873 г. III. 1099 Кейм. Gesch. Jesu von Nazara. Bd. I, s. 305. Липсиус. Schenkel’s Bibel-Lexicon. Bd. II. s. 190. Ляйтфут. Epistl. to the Coloss. p. 116. Целлер. Die Philos, der Griechen. Bd. III, Abth. II, s. 315. 1100 Что касается Филона, то у него самого чисто иудейские мессианские ожидания совершенно стушевывались и отходили на задний план перед его философскими умозрениями, так что „в многочисленных сочинениях этого писателя находится только один или два, и то слабых и сомнительных на­мека на личного Мессию». Ляйтфут. Epistles to the Colossians. p. 411. По­этому он мог и не говорить о мессианских ожиданиях ессеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010