Глава III Попытка Илиодора ограбить храм ( 2Мак.3:1–40 ). 2Мак.3:1 Когда в святом граде жили еще в полном мире и тщательно соблюдались законы, по благочестию и отвращению от зла первосвященника Онии, «По благочестии и отвращению от зла» – δια την… μισοπονηραν, слав. точнее – «благочестия ради и ненавидения лукавства…» Μισοπονρα – не только отвращение от зла, но и гонение его в других, искоренение. Это и усвояется здесь Онии (III-uй с этим именем, сын Симона, см. в 1Mak XII: 5–18 ). 2Мак.3:2–3 бывало, и сами цари чтили это место, и прославляли святилище отличными дарами, так что и Селевк, царь Азии, давал из своих доходов на все издержки, потребные для жертвенного служения. «Это место», т. е. св. место храма (ср. II: 18). В числе царей, чтивших Иудейское святилище, известны особенно Птоломей II Филадельф, и Птоломей III Евергет (Иос. Фл. Арх. XII, 24 и д. 15; пр. Апп. II, 5), Антиох Великий «и Селевк», как такой, покровительство которого, как царя Азии в Иудейской святыне, являлось особенно важным (ср. 1Мак Х: 40 ). Селевк – IV-й с этим именем, по прозванию Филопатор, сын и преемник Антиоха Великого, царств. 187–176 до Р. Х. Относительно Азии, при обозначении Селевкидского царства см. к 1Mak VIII: 6 . 2Мак.3:4 Но некто Симон из колена Вениаминова, поставленный попечителем храма, вошел в спор с первосвященником о нарушении законов в городе. «Симон… поставленный попечителем храма…» – προσττης το ιερο. В ближайшем определении сущности этого звания мнения толкователей расходятся. Одни считаются за advocatus templi; другие – смотрителем храмовой казны и начальником храмовой стражи ( στρατηγς το ιερο, Дeяh IV: 1 ); третьи – за praepositus templi in rebus politicis, лицо, которому принадлежал надзор за храмовым имуществом и доходами и за целостью храма; четвертые – видели здесь простой титул, дававшийся за какие-нибудь важные заслуги храму, и сообщавший носящему его лицу значительную влиятельность и уважение в среде Иерусалимских граждан; из всех этих мнений последнее имеет большую вероятность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Грех не смертный, называемый некоторыми простительным, есть тот, которого ни один человек избежать не может, выключая Христа и Деву Марию. Но сей грех не лишает нас благодати Божией и не подвергает вечной смерти. О сем грехе Писание говорит: если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). Таковым грехам нет числа; впрочем, сюда собственно относятся те, кои не включаются в смертные. Никто не должен пренебрегать и сими грехами и оставлять оные без исправления; но всякий каждодневно, по отшествии ко сну, должен во время ночи размышлять о них и вместе с другими грехами оплакать их пред Богом, по словам Псалмопевца: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и умилитесь ( Пс.4:4 ) и еще: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою ( Пс.6:7 ) и просить прощения молитвами Богородицы и всех святых. Ибо и сии грехи мерзки пред величеством Божиим, по сказанию Писания: мерзость перед Господом помышления злых ( Притч.15:26 ). И если они не заглаживаются покаянием, то отверзают вход грехам смертным и производят в человеке холодность, нерадение и призрение к исполнению заповедей Божиих. Испов., III, отв. на вопр.43. О различии между грехами вольными и невольными см. ниже, Втор. полов., III, Б., о преступности человекоубийства. О различии между грехами мысли и дела см. IX, Апост. постанов. кн. II, гл.48. Некоторые виды порочных состояний: состояние нравственного нерадения и беспечности, состояние ожесточения. Что есть беспечность или леность? Беспечность есть холодность к вечному спасению и нерадение о нем. По причине такого нерадения, человек печалится и негодует, когда предлежит ему исполнение доброго дела; ибо он убегает такого труда, который относится к деланию добра. Против сего порока Апостол пишет: дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою, долготерпением наследуют обетования ( Евр.6:12 20 ). И Спаситель наш, объясняя сие, говорит к ленивому оному рабу: лукавый раб и ленивый, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. И ниже: а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов ( Мф.25:26, 30 ). Испов., III, вопр., и отв. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Других также не радует перспектива очередного поста, приходящего иногда, по нашему невежеству, как незваный гость. Но нам все-таки хочется соблюдать святые традиции Церкви и богослужебный календарь. Несмотря на это мы, как настоящие американцы, хотим знать – «зачем?». «Зачем, прости Господи (ответ от кого-либо меньшего нас не удовлетворит), нужен этот Апостольский пост? Для чего?!» Ответ, в некотором смысле, ничем не отличается от ответа относительно любого другого поста или духовной практики. Это путь Православия. Сначала мы готовимся, а затем празднуем. Сначала мы освобождаем себя, а затем Господь наполняет нас. Классическими средствами христианской духовной жизни являются молитва, пост и милостыня . Полных остановок в духовной жизни не бывает. Иногда мы лишь замедляем темп и наслаждаемся такими большими праздниками, как Пасха, Пятидесятница и Рождество. Это наш путь, и теперь, когда Пятидесятница уже позади и наступило так называемое «обычное время», пора двигаться дальше. Шенуда III Здесь нам поможет патриарх Коптской церкви Шенуда III: «Апостольский пост в Новом Завете: когда Господа Иисуса Христа спросили, почему Его ученики не постятся, Он ответил: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Апостолы постились вместе и не скрывали этого, и Господь принял их пост. Вот примеры апостольского поста: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их (Деяния 13:2-3) [«Совместная молитва и пост», Шенуда III]. Все предельно ясно, не правда ли? С одной стороны, поститься они начали после Вознесения Господа в ожидании великого Дара Духа Божьего. С другой стороны, Апостольская церковь постилась и после Пятидесятницы для того, чтобы «разбудить» в себе все тот же Дух. Сегодня вся Церковь призвана жить делом и жизнью апостолов: объединить весь мир в Господе и вторить песнопениям Пятидесятницы. Если сам Христос предсказал такой пост и апостолы постились, готовясь выйти на служение, почему мы не можем поститься?

http://pravmir.ru/nelyubimyj-petrov-post...

З. Сыноположение и прославление От формально–психологических подразделений в человеке надо перейти к вопросу об его назначении, т. е. к тому, что непосредственно интересует мысль богословскую. Библейские слова об образе и подобии Божием, так последовательно развивавшиеся в святоотеческой письменности, внимания Апостола, как кажется, не привлекли к себе. Это не означает, что его учение отрицает божественное начало в человеке. Наоборот, в посланиях ап. Павла мы находим очень много мыслей об этом, и способность человека к богоуподоблению и к максимальному приближению к Божественному им прочувствована очень глубоко. Но все же тема об образе Божием им прямо не использована. В самом деле: (Рим. VIII, 29) «…быть подобным образу Сына Своего»; или (1 Кор. XV, 49) «…как мы носим образ перстного, будем носить и образ небесного», или (2 Кор. III, 18) «…преображаемся в тот же образ от славы в славу»; или, наконец (Кол. III, 10) «…облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его», — не развивают в достаточной мере библейской темы об образе Божием в нас. Но, тем не менее, Апостол затрагивает исключительно важные проблемы. Так, прежде всего, учение о том, что люди — храм Божий для обитания Духа Божия (1 Кор. III, 16). Апостол настолько непосредственно переживает эту возможность обитания Духа Божия в себе и обладает сам таким аутентичным мистическим познанием («восхищение в рай», «третье небо» и т. д.), что все касающееся внутреннего духовного приобщения Богу повествуется им по собственному переживанию. Его единение со Христом есть плод непосредственного мистического опыта. Если сопоставить такие, например, признания Апостола, как «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. II, 20), «любовь Христова объемлет нас» (2 Кор. V, 14), «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. IV, 13), «мы немощны в Нем, но будем живы со Христом силою Божиею в вас» (2 Кор. XIII, 4), — то, очевидно, что как бы сама личность Христа вошла в Апостола и пользуется им, как своим орудием, и у ап. Павла всегда налицо эта вера в имманентность Христа в нем»   .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

Ибо во всем Писании Господь убеждает относительно убогих, говоря и чрез Исаию: раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.18:7 ). И чрез Даниила говорит Он властителю: царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным. ( Дан.4:24 ). И чрез Соломона говорит Он: милостынями и верами очищаются грехи ( Притч.15:27 ). И чрез Давида опять говорит: Блажен, кто помышляет о бедном (и нищем)! В день бедствия избавит его Господь ( Пс.15:2 ). И опять: Он 96 расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки ( Пс.111:9 ). И Соломон говорит: Благотворящий бедному дает взаймы Господу и Он воздаст ему за благодеяние его ( Притч.19:17 ). И еще: кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить и не будет услышан ( Притч.21:13 ). – Апост Постанов. кн. III, гл. 4. Благотворительница пусть скрывает имя свое, как мудрая, не трубящая пред собою, чтобы милостыня ее была пред Богом втайне, как говорит Господь: у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне ( Мф.6:3–4 ). И вдовица пусть молится за давшего, кто бы он ни был, ибо она – святый жертвенник Божий. И Отец, видящии тайное, воздаст благотворителю явно ( Мф.6:6 ) ... Апост. Постанов. кн. III, гл. 14. Ζ) См. выше (виды любви к ближним). Испов., III, отв. на вопр. 12; также (о делах милосердия). Испов., II, отв. на вопр. 53 – 54; еще (виды любви к ближним). Катих. стр. 89, 80 – 81. Но тебя проклинает кто-нибудь? Ты благословляй Его, потому что в книге Числ написано: благословящий тя благословен и проклинающий тя проклят ( Чис.24:9 ). Подобно и в Евангелии написано: благословите клянущия вы ( Лк.6:28 ). – Когда вас обижают, вы не обижайте взаимно, но терпите; потому что Писание говорит: не говори я отплачу, врагу за то, что обидел меня, но потерпи, да ( Притч.20:22 ) отомстит за тебя Господь и наведет отмщение на обижающего тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Между тем в Палестине Авенир, который возвел на престол Израиля сорокалетнего сына Саула, Иевосфея, делается полномочным распорядителем в этом царстве, и царь боится его (III, 11). Но по-видимому Авенир был человек не только разумный и сильный волею, но вместе с тем хорошего сердца и не кровожадный, как то видно из встречи его с Асаилом (2 Ц. II, 20–24) в битве у Гаваонского пруда, когда он убил Асаила, несколько раз предупредив его, чтобы он не гнался за ним. Но Авенир недолго оставался распорядителем в царстве Израильском. Сознавая, что Иевосфей по слабым способностям своим не может царствовать над Израилем, он начинает переговоры с Давидом о признании его царем над всем Израилем и говорит об этом со старейшинами Израиля, указывая им, что «Господь сказал Давиду: рукою раба Моего Давида Я спасу народ Мой, Израиля, от руки Филистимлян и от руки всех врагов его» (III, 12, 17–19). Давид соглашается вступить в переговоры с Авениром под условием, чтобы ему прежде всего была возвращена жена его, дочь Саула, Мелхола, спасшая его однажды от руки убийц (1 Ц. XIX, 11–17) и которая Саулом была отдана потом замуж за Фалтия из колена Вениаминова 240 . Возврат Мелхолы совершился вследствие официальной просьбы Давида через посланников, представших к царю Иевосфею, который и повелел отнять Мелхолу у Фалтия и отправить к Давиду; но очевидно, что главным деятелем был Авенир, с которым Давид заранее поставил это условие. Авенир в сопровождении двадцати человек свиты сам везет официально Мелхолу к Давиду для вручения ее от имени царя Иевосфея; но это посольство прикрывало только более важную цель – личные переговоры всесильного в Израиле Авенира, уже заручившегося согласием старейшин, с Давидом, которого он берется поставить царем над всем Израилем. Но Господь не нуждается в человеческой помощи для исполнения судеб Своих. Авенир, пришедший в Хеврон и окончивший свои переговоры с Давидом, убит изменнически Иоавом, племянником Давида по сестре, не только в отмщение за смерть брата своего Асаила, но еще главнейше потому, что Авенир, сослуживший Давиду важную службу, конечно сделался бы первым лицом при царе, и он, Иоав, главный советник и военачальник дяди своего Давида, удален был бы конечно на второй план. Когда Давиду донесли о смерти Авенира, то он выразил негодование Иоаву 241 и Авессе, брату его, и приказал сделать плач по Авенире и шел за гробом его и постился весь день тот. «И узнал весь народ и весь Израиль в тот день, что не от царя произошло умерщвление Авенира, сына Нирова» (III, 37)… « И понравилось ему это, как и все, что делал царь, нравилось всему на роду» (id. ст. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мелкие государства Сирии, Финикии и Палестины тоже переживали тяжелые времена. Они непрерывно воевали между собой. А внутри каждого из них шла напряженная борьба между бедными и богатыми, рабами и господами. О том, что представляло собой тогда одно из этих государств – Иудея, пророк Исайя говорил: «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши на ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими». Могучая Ассирия, которая всего столетие назад являлась грозой Передней Азии, в середине VIII в. до н. э. находилась в состоянии упадка. Силы ассирийской армии были истощены массовым разорением граждан – землевладельцев, на плечах которых лежало бремя военной службы. Ассирийская знать обладала колоссальными богатствами, награбленными в соседних странах, но военная мощь страны падала. Ассирия теряла свои завоевания в Сирии, а с севера ее теснили цари Урарту. В 745 г. до н. э. в Ассирии произошел дворцовый переворот. Трон захватил царь Тиглатпаласар III. Опираясь на демократические слои ассирийского общества, он провел ряд важных реформ, которые оказали огромное влияние на судьбы Ближнего Востока, в том числе и Вавилонии. Тиглатпаласар III открыл доступ в армию ассирийской бедноте, отстраненной ранее от военной службы из–за отсутствия достаточного имущественного ценза. Отныне солдат стали вооружать и содержать за счет государства. Благодаря этому в Ассирии резко возросла политическая роль демократических слоев, олицетворением которых сделалась армия. С этого времени ассирийская армия перестала быть гражданской милицией и превратилась в постоянное профессиональное войско. Новая ассирийская армия на протяжении целого столетия не знала равных себе по боевой мощи. Опираясь на нее, Тиглатпаласар III (745–727 гг.) и его преемники Салманасар V (727–722 гг.) и Саргон II (722–705 гг.) в короткий срок покорили Сирию, Финикию, Палестину, восточные области Малой Азии, западные районы Ирана, а также Вавилонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не только архипастыри и пастыри церковные и русский народ чтили о. Иоанна, но глубоко чтил его и Величайший из Государей, Царь Миротворец и Миродержец Император Александр III, который сказал о. Иоанну: «Я знаю кто вы и что вы». В предсмертной болезни своей Император Александр III пригласил к себе о. Иоанна, который возложил руки свои на голову умирающего Царя и Царь сказал ему: «когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю, не отнимайте их». О. Иоанн ответил Царю, что это оттого, что он пришел прямо после совершения Таинства Евхаристии за ранней обедней. О. Иоанн продолжал держать благословляющие руки свои на главе умирающего Царя до тех пор, пока Царь не предал праведную душу свою Богу. У многих вероятно напрашивается вопрос: почему ж столь великий чудотворец, как о. Иоанн, не мог исцелить обожаемого народом Царя? Один глубоко верующий и праведной жизни протоиерей академик, пробывший 20 лет инспектором семинарии и священствующий 25 лет, высказал мне, что потому о. Иоанн не исцелил своими молитвами Царя, что кончина его была решена в предвечном Совете Пресвятой Троицы. К этому могу добавить, что не всегда Господь исполнял молитвы даже Первоверховного Апостола Своего Павла. Так Апостол Павел говорит, что трижды молил он Господа, чтобы Господь избавил его от ангела сатаны – жала в плоть, но Господь сказал ему: «довольно для тебя благодати Моей». Тот же Апостол Павел в Первом Послании к Тимофею, гл. 5, ст. 23 говорит: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». Тут также напрашивается вопрос, почему же такой великий чудотворец, как Апостол Павел, не исцелил Тимофея? Здесь, в подтверждение слов упомянутого протоиерея, приведу рассказ генерала от кавалерии Абациева, из которого видно будет, что о. Иоанн, пребывая в Ливадии во время болезни Царя, исцелил силою своей молитвы заочно больного татарина. Генерал Абациев был Флигель-адъютантом Государя Императора Александра III, когда Царь умирал. О. Иоанн жил в Ливадии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Одновременно (в 732 г. до Р. X.) в Самарии произошел проассирийский переворот, в результате которого Факей был убит, а на самаритянский престол взошел сын Илы Осия ( 4Цар. 15, 30 ). Осия также упоминается в текстах Феглаффелласара III, которыми располагают в настоящее время ученые. Ассирийский правитель пишет: «Они (израильтяне) свергли своего царя Факея, и я поставил им царем Осию». 333 Таким образом, благодаря предоставленным нам археологией клинописным надписям на камнях и глиняных табличках мы располагаем поразительным подтверждением исторической достоверности Священного Писания. После ассирийских набегов некогда сильное Израильское государство уменьшилось до пределов горы Ефремовой со столицей Самарией. Там правил Осия, но в течение очень недолгого времени. Много израильтян было убито, другие выселены в Ассирию. Южное государство (Иудея) оставалось пока целым, но оно фактически потеряло свою независимость и платило дань Феглаффелласару III. В скором времени ему также предстояло прийти в упадок.   Падение Самарии   Дань, которую ежегодно выплачивал Осия ассирийскому царю, состояла из золота, стоимостью примерно в триста тысяч долларов, и серебра, стоимостью около двух миллионов долларов. Дань эта ложилась тяжким бременем на израильтян. Поэтому, едва только умер ассирийский царь Феглаффелласар III, Осия начал вести тайные переговоры с Египтом и просить у него помощи в деле освобождения от ассирийцев. Реакция Ассирии последовала незамедлительно. Новый ассирийский монарх Салманассар V (726 [или 728]–722 гг. до Р. X.), напав на Ханаан, взял Сихем и осадил Самарию. Царь Осия был захвачен за пределами города и уведен в плен еще до падения Самарии. После трехлетней осады город оказался в руках ассирийцев (722 г. до Р. X.), и значительная часть израильтян была уведена в плен в Ассирию. Ветхий Завет так повествует об этих событиях: И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный. И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию... ( 4Цар. 17, 4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

– Ой, у меня на голове что ж такое? – и начинает себя в порядок приводить. А если бы он к зеркалу не подошел, так бы и вышел на улицу. Люди бы от него шарахались. Закон – это зеркало, но это и меч, который помогает нам отражать нападения дьявола. Помните, как сатана искушал Иисуса Христа в пустыне? Сатана даже использовал этот же самый меч. Он говорил: – Написано о Тебе, сказано о Тебе… А Господь отвечал ему по Писанию, именно по Писанию. Поэтому мы должны знать Писание, мы должны любить Писание, мы должны изучать Писание. Мне не надо вам напоминать о том, как старец Серафим Саровский любил Священное Писание. Он за неделю прочитывал Новый Завет целиком. И так каждую неделю, и так всю жизнь. Это было его правило. Ну, и вы сделайте себе правило: хотя бы за месяц прочитывать Новый Завет, это не займет много времени. Итак, мы читаем далее о мучениках, которые вопияли из-под жертвенника громким голосом. «И даны были каждому из них одежды белые» ( Откр.6:11 ). Святой Андрей Кесарийский поясняет: «То есть они облеклись в светлость ангельскую. Белая одежда означает процветающую среди них светлость добродетелей, в которую они облекаются, еще не получив обещанного. Как свободные от всякой скверны они упокоятся на лоне Авраама, и истинно блаженствуют в надежде получить то, что только предвидят еще как бы в зерцале». Далее в Писании обращение к мученикам, которые получили белые одежды: «и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр.6:11 ). Они говорят: «доколе?», то есть: «Господи, останови!» А Господь говорит: надо, чтобы и другие дополнили число ваше. Известен рассказ о пострижении в монахи Василия III, Великого Князя Московского и всея Руси. Возможно, кому-то из вас доведется прочитать эту повесть, ее издавали в советское время – был такой сборник «Памятники литературы древней Руси», и в нем повесть о кончине Василия III, отце Иоанна Васильевича, царя Ивана Грозного. Это удивительная повесть… У него заболела нога, он ездил на охоту, нога стала болеть все больше и больше, образовалась язва, рана. Его повезли в Троицкую Лавру. Он не мог ходить, но выстаивал службы по 4 часа. Его в храм вносили и выносили из храма, и в храме он не садился, пока служба шла. И вот, нога так разболелась, что его с трудом довезли до Москвы, и он уже лежал, началась гангрена, как я понимаю, там и запах шел от больной ноги. Внесли в палату, где он лежал, Владимирскую икону Божьей Матери, чтобы он приложился к ней. Государь Василий III заплакал и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010