1061 . Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских монастырей 1518–1519//ВВ 1965. 26. 128–137. 1062 . Соловьев А. В. История русского монашества на Афоне. Белград 1932. 1063 . Талалай М. О положении русского монашества на Афоне после 1912 года//Страницы. 1998. 3. 414. 1064 . Турилов А. А. Забытые русские святогорцы – Каллиник и «филадельф». (Страничка истории русского книгописания на Афоне в конце XIV-haчaлe XV в.)// ΜΟΣΚΟΒΙΑ. Проблемы византийской и новогреческой филологии. М. 2001. 1. 431–442. 1065 . Феодорит, игумен. О смерти иеросхимонаха Виссариона († 26 апр. 1862 г.), основателя Свято-Андреевского скита на Афоне (Письмо в редакцию «Странника»)//Странник. 1862. 3:8. 4. 320–321. 1066 . Феодосий, иером. История русского на Афоне Пантелеймонова монастыря//К свету. (Альманах). М. 2000. 18. 5–128. 1067 . Фонкич Б. Л. Еще раз о цели поездки Арсения Суханова на Афон в 1654 г.//Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосибирск 2000. 248–251. 1068 . Чинякова Г. Афон и Россия. Монастыри – образы Святой Горы на русской земле//ЖМП 1996. 11. 37–45. 1069 . Actes de Saint-Pantéléèmon/Éd. diplomatique par Lemerle P., Dagron G., irkovi S. P. 1982. XI, 238., album (56 ill.; facsims. in portfolio). (Archives de l’Athos. 12). [Библ. IX-XI]. 1070 . Bolschakoff S. N. A Russian mystic’s philosophy of life. (Talk with Fr. Iliah)//Church Times. 1956. 31 Aug. 9. 1071 . Bolschakoff S. N. Parfeny Aggeev, Hegoumenos of Guslitsy (1807–1868) and some other Russian Athonite monks of his time//MMA 2 8 .234). 97–110. 1072 . Bolschakoff S. N. Staretz Arseny, confessor of the Russian monks on Mount Athos in the first half of the nineteenth century. Theory and practice of starchestvo//CollCist 1963. 25. (Apr.-June). 160–173. 1073 . Fennell N. The Russians on Athos. Wien; Bern; Oxford e. a. 2001. 348. [Сод.: Греко-рус. отн. в Европе; Русские на Афоне: до 1841 и после; Скит Св. Пророка Илии: история его от осн. до наших дней]. 1074 . Lascaris М. Arsène Suchanovet les manuscrits de l’Athos//Byz 1959. 28. 543–546.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

тексте явно лит., а не документального характера, возникшем, возможно, не ранее 1762 г. Противоречит 919 году как дате основания болг. мон-ря и содержание древнейшей части грамоты, называющей основателями обители «сыновей царя Охридского Устиниана» Моисея, Аарона и Иоанна Селиму, к-рых принято отождествлять с западноболг. правителями посл. трети X - нач. XI в. братьями-комитопулами, носившими (кроме младшего - Самуила, к-рого в этом случае приходится отождествлять с Иоанном) те же имена. Не снимает существующих противоречий и предположение, что в источнике грамоты фигурировал 979 (6487) год, поскольку в условиях непрекращающихся военных действий между Византией и державой комитопулов создание болг. мон-ря в пределах империи представляется невероятным. К тому же в более ранних преданиях XVI-XVIII вв. («Рай мысленный» Стефана Святогорца, афонские легенды, записанные В. Г. Григоровичем-Барским) в качестве основателей обители фигурируют простые иноки с теми же (или почти теми же) именами. Для решения вопроса не имеет значения и наличие слав. кириллической подписи зографского игум. Макария на греч. акте 980 г. о продаже афонского мон-ря св. Апостолов: подпись не современна грамоте, но является подтвердительной при позднейшей передаче угодий от одного владельца к др. и по палеографическим признакам датируется не ранее 1-й пол. XIV в. В наст. время неизвестно ни одной подлинной грамоты (греч. или слав.) ранее 1-й трети XIV в. о пожалованиях к.-л. болг. мон-рю или же скиту на А. (даже подложные грамоты с именами болг. царя Калимана и имп. Андроника II Палеолога претендуют на древность не большую, чем посл. четв. XIII в.), то же относится ко вкладам книг и церковной утвари. Неизвестны и рукописи с записями, достоверно переписанные болг. книжниками в Зографском мон-ре (и вообще на А.) до XIV в. Вмч. Георгий. Икона. XIII в. (мон-рь Зограф) 1-е упоминание Зографа в качестве слав. обители содержится в грамоте Пантелеимонова мон-ря 1169 г., среди подписей на ней имеется кириллическая: «            » (Actes de Saint-Pantéléèmôn.

http://pravenc.ru/text/77102.html

XIV в. (ГИМ. Син. 82); единственный рус. список сделан в XVII в. с полного сербского (ГИМ. Воскр. 124). Кроме того, известно, что в XII в. рукопись Жития хранилась в мон-ре Ксилургу на Афоне, что следует из греч. описи «русских книг» (τ ρουσσικ βιβλα), сделанной в 1142 г. (Actes de Saint-Pantéléèmôn. 1982. P. 73-76). Из-за большого объема текста слав. Житие П. всегда переписывалось в виде отдельной книги и не входило в состав Четьих-Миней, поэтому оно не включено и в ВМЧ митр. Макария. Выдержки из Жития опубликованы Б. С. Ангеловым (Из старата българска, руска и сръбска литература. София, 1967. Т. 2. С. 106-138), подробный пересказ сделан еп. Порфирием (Успенским) (Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. К., 1877. Ч. 2. Отд. 1. С. 39-97). В кон. XVII в. был сделан еще один перевод Жития П.- с др. греческой версии, его автор - Сучавский митр. св. Досифей (Барилэ) ( Горский А., Невоструев К. Описание слав. рукописей Моск. Синод. б-ки: Писания св. отцов. М., 1859. Ч. 2. С. 138-139, 128; Милтенов. Там же. С. 137). Помимо пространного Жития П. имеются также краткие проложные сказания о нем. В Прологе краткой редакции, переведенном в кон. XI или нач. XII в., под 9 февр. находится память Маркиана, еп. Сицилийского, П. и Филагрия Кипрского. В ней сообщается о знакомстве П. с ап. Петром, о епископстве П. в Тавромении и о его убийстве язычниками. В Пролог пространной редакции, составленный на Руси в кон. XII в., эта память была также включена без существенных изменений. Кроме того, в Прологе краткой редакции есть упоминание о П. под 9 июля с указанием, что он жил во времена апостолов и происходил из «великой Антиохии». В Прологе пространной редакции эта память была расширена за счет выписок из Жития П. В частности, здесь рассказывается, что по совместному совету апостолов Петра и Павла, прибывших в Антиохию, П. был направлен в Тавромений, чтобы учить язычников; когда корабль подошел к острову, «кумирница» бога Фалкона вместе со всеми идолами была сброшена в море силой Христа; затем П.

http://pravenc.ru/text/2578815.html

107 Actes de Saint-Pantéléèmôn, no. 8, l. 59; Boilov, Blgarite vv Vizantijskata imperija, no. 443; Pavlikianov, Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου, pp. 111–12, 117; idem, νταξη τν Βουλγρων στν μοναστηριακ κοιντητα το γου ρους, p. 64. 108 Actes de Zographou, no. 1, l. 59; Dujev, Le Mont Athos et les slaves au Moyen Âge, p. 128; Papachrysanthou, θωνικς μοναχισμς, p. 241 (notes 279–80); Boilov, Blgarite vv Vizantijskata imperija, no. 398; Pavlikianov, Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου, p. 118; idem, νταξη τν Βουλγρων στν μοναστηριακ κοιντητα το γου ρους, p. 64. 109 Actes de Zographou, no. 9, l. 25–7; Pavlikianov, Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου, p. 117; idem, νταξη τν Βουλγρων στν μοναστηριακ κοιντητα το γου ρους, p. 64. 110 Archives de l’Athos XX. Actes de Chilandar I, no. 9, l. 53–4 (=Archives de l’Athos V. Actes de Chilandar I. Actes grecs, no. 19, l. 60–1. In this edition the document is erroneously dated to 1304). Cf. also Pavlikianov, Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου, pp. 117–18; idem, νταξη τν Βουλγρων στν μοναστηριακ κοιντητα το γου ρους, p. 64. 111 Actes de Zographou, no. 14, l. 2–6; Pavlikianov, Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου, p. 118; idem, νταξη τν Βουλγρων στν μοναστηριακ κοιντητα το γου ρους, p. 64. 112 Pavlikianov, Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου, pp. 117–38; idem, Σλβοι μοναχο στ γιον ρος, pp. 32–7; idem, νταξη τν Βουλγρων στν μοναστηριακ κοιντητα το γου ρους, pp. 64–5. 113 In the obsolete edition Actes de Zographou (1907) the earliest Zographite act after 1051 dates from the year 1267. However, in 1948 F. Dölger published one unknown Zographite act dated 1266. Cf. Dölger, Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges, no. 34. 116 Archives de l’Athos III, Actes de Xéropotamou, ed. J. Bompaire (Paris, 1964), pp. 16, 67–71, no. 8, l. 1, 5, 11. See also S. Binon, Les origines légendaires et l’histoire de Xéropotamou et de Saint-Paul de l’Athos (Louvain, 1942), pp. 103–8, 205–6.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

Лит.: Στθης Γ. Θ. Η καταλογρφησις τν χειρογρφων Βυζαντινς Μουσικς το Αγου ρδβλθυοτεΟρους κα τ ξ ατς προκπτοντα μεσα φλη//Εκκλησα. 1972. Τ. 49. Σ. 626-629, 694-698; 1973. Τ. 50. Σ. 50-53; idem. Χειργραφα. Τ. 1-3; idem. Αγιορειτικ Μελουργα, Κωδικογραφα κα Ψαλτικ Τχνη//Θησαυρο το Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Θεσσαλονκη, 1977. Σ. 555-558, 560-573; idem. Αγιορειτικ Μελουργα//Τ ρδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος χθς - σμερα - αριο (Διεθνς συμπσιο). Θεσσαλονκη, 1996. (Εταιρεα Μακεδονικν Σπουδν). Σ. 291-310. Г. Статис А. и Россия Русские иноки на А. в XI - XVII вв. Появление на А. «русских» монахов относится к древнейшему периоду истории Св. Горы. Под одним из актов Вел. Лавры (февр. 1016) стоит подпись Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса» (Γερασιμος μ(ονα)χ(ος) ελε() θ(εο) πρεσβυτερος κ(αι) ηγουμενος μονις του Ρôς - Actes de Lavra. T. 1. N 19). Греч. подпись «русского» (του Ρους) мон. Кириака стоит под одним из актов мон-ря Ксиропотам 1081 г. (Actes de Xéropotamou. N 6. P. 64). По сообщению ПВЛ под 1051 г., Св. Гору посетил прп. Антоний Печерский, к-рый был там пострижен в монашество и отправлен обратно в Киев с благословением и пророчеством о том, что от него «мнози черньци имут быти» на Руси (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 156). По позднему афонскому преданию, прп. Антоний подвизался на Св. Горе в пещере близ Эсфигмена (храм над ней во имя прп. Антония Печерского сооружен в 1849, на А. прп. Антония именуют Эсфигменским). Подпись Герасима, «игумена обители Роса», под актом 1016 г. Подпись Герасима, «игумена обители Роса», под актом 1016 г. Первый рус. мон-рь на А.- обитель «Древоделя» (Ξυλουργο, совр. Ксилургу, скит Богородицы, Мариинский) был посвящен Успению Пресв. Богородицы. Впервые Ксилургу назван в акте 1030 г. (без указания национальности насельников) (Actes de Saint-Pantéléèmôn. N 1). В описи движимого имущества мон-ря 1142 г. (ibid. N 7) упомянуты 49 «русских книг» (βιβλα ροσι(κα)), о греч. книгах в акте не сказано.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Об истории К. в XII-XIII вв. сохранились лишь отрывочные известия в актах др. мон-рей, тем не менее они свидетельствуют, что монашеское житие, несмотря на бедствия и опустошения, в этот период в нем не прекращалось. Ок. 1105 г. К. управлял игум. Симеон, имевший значительный авторитет на Афоне, судя по тому, что он был послан в числе 3 избранных святогорских игуменов к имп. Алексею I Комнину по вопросу о незаконном вторжении на Афон пастухов-влахов; им подписан и документ прота Иоанна Тарханиота в 1108 г. ( Meyer. 1894. S. 165; Actes de Lavra. 1970. N 57). Его дело продолжил в К-поле игум. Василий, упоминаемый в 1110 г. ( Meyer. 1894. S. 177). Под 1142 г. в документах фигурируют имена 2 каракальских игуменов: в янв.- Варфоломея, а в сент.- Никифора (Actes du Pantocrator. 1991. N 3; Actes d " Iviron. 1994. N 55b), хотя не исключена возможность ошибки, поскольку упомянутые документы сохранились в копиях XVI и XIII вв. Акт 1169 г. об объединении обителей Ксилургу и Фессалоникийца подписан каракальским проэстом мон. Митрофаном (Actes de Saint-Pantéléèmôn. 1982. N 8). После падения К-поля (1204) для афонских обителей наступил период нестабильности, поскольку помимо политического давления крестоносцев монастыри подвергались частым нападениям пиратов и разбойников. Согласно Житиям свт. Саввы Сербского, лат. пираты разграбили и опустошили К., взяв в плен игумена и братию. Спасая их от верной гибели, Великая Лавра согласилась внести за них выкуп при условии, что К. вместе со всеми своими подворьями становился зависимым от Лавры. Свт. Савва вернул потраченные на выкуп деньги, чтобы избавить К. от обязательств перед Лаврой, в обмен на вечное поминание себя и своих родителей, а также позаботился о восстановлении разрушенных строений ( М. Света Гора у доба Латинског царства//ЗРВИ. 1976. Т. 17. С. 81-82; Она же. Света Гора око 1204 године//950 година од Великог раскола (1054) и 800 година од пада Цариграда у руке крсташа (1204). Београд, 2005. С. 91; Radi R. Η πειρατεα στους σερβικος μεσαιωνικος βους των αγων//Πειρατς και κουρσροι Μονεμβασιτικος Ομιλος, Ι Συμπσιο Ιστορας και Τχνης, 20-22 Ιουλου 1997/Επιμ. Χ. Καλλιγ, Α. Μλλιαρης. Αθνα, 2003. Σ. 49; Б. Жumuja светог Саве као извори за ucmopujy уметности. Београд, 2008. С. 106-107).

http://pravenc.ru/text/1470397.html

У каталога есть и еще одна важная особенность: в него включены не только документы, находящиеся в указанных хранилищах ныне, но и сведения об актах, которые в настоящее время не обнаружены, однако приводятся или упоминаются в ранее изданных каталогах и публикациях документов. Работа над «Каталогом актового наследия Росикона», как планируется, будет завершена в первой половине 2016 года. Систематизация и анализ собранного материала, несомненно, позволят создать более полную и последовательную картину истории Росикона в подлинных исторических источниках. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Цит. по: Дестунис Г.С. О каталоге греческих афонских рукописей, составленном летом 1880 года. ЖМНП. Ч. 213. С. 161. 2 Тахиаос А.-Э.Н. Славянские рукописи Свято-Пантелеимонова монастыря (Руссик) на Горе Афон//Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ». СПб., 2012. С. 8. 3 Там же. 4 Там же. С. 17. 5 Издание афонских актов осуществлялось с 1903 г. в «Приложениях» к Византийскому временнику рабочей группой, созданной при Коллеж де Франс. 6 См. Actes de Pantéléèmon/Ed. P.Lemerle, J.Dagron, S.ircovi. Paris, 1982. 238 p. 7 В состав рабочей группы вошли от Издательского отдела Московской Патриархии: архимандрит Иннокентий и Казанцев В.П. — фотограф; от представителей традиционной науки — Тихомиров Н.Б., научный сотрудник Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, Турилов А.А., научный сотрудник Археографической комиссии при Отделении истории АН СССР, и Лебедев А. В., научный сотрудник Института философии АН СССР. 27 февраля 1984 г. по итогам отчета экспедиции о результатах работы на Афоне и об изучении рукописей Пантелеимонова монастыря научные материалы экспедиции были переданы в рукописный отдел БАН, где, согласно ранее принятому решению, организовано хранилище рукописных материалов, связанных с историей Святой горы. 8 Славянские рукописи афонских обителей/SS Cyril a.Methodius center for cultural studies; Сост. А.А.Турилов, Л.В. Мошкова; Под ред. А.-Э.Н. Тахиаоса Фессалоники. SS Cyril a.Methodius center for cultural studies, 1999.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhivnoe_n...

Boulder, 1989. (East European Monographs; 264); Д. Света гора под српском (1345-1371). Београд, 1992. (ЗРВИ; 31); Варсонофий (Судаков), еп. Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX - нач. XX в. Саранск, 1995; Thomson F. J. Saint Anthony of Kiev - the Facts and the Fiction: (The Legend of the Blessing of Athos upon Early Russian Monasticism)//Bsl. 1995. Vol. 56. S. 637-668; idem. The Origins of the Principal Slav Monasteries on Athos: Zographou, Pantéléèmôn and Chelandariou//Ibid. 1996. Vol. 57. S. 310-350; Талалай М. Андреевский скит на Афоне//Православный С.-Петербург. 1996. 8 (50); он же. О положении русского монашества на Афоне после 1912 года//Страницы. 1998. 3. С. 414-423; он же. Афон нач. XX в.: «Панэллинизм» и «панславизм»//Монастырская культура: Восток-Запад. СПб., 1999. С. 254-261; он же. Кремль Востока: Андреевскому скиту - 150 лет//Рус. мысль. 2000. 4303. 3 февр. С. 21; Каштанов С. М. Эволюция великокняжеского и царского титула в грамотах афонским мон-рям XVI в.//Россия и христианский Восток. М., 1997. Вып. 1. С. 105-134; Сава Хиландарац. Ucmopuja манастира Хиландара. Београд, 1997; Παυλικινοφ κ. Οι Σλβοι στην Αθωνικ μον του αγου Παντελεμονος//Σμμεικτα. 1999. Τ. 13. σ. 263-281; Петр (Пиголь), игум. Преп. Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999; Вздорнов Г. , Тарасов О. Св. Гора и русские древности//Наше наследие. 2000. 52. С. 58-73; Осам векова Хиландара: ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура. Београд, 2000; Феодосий, иером. История Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова мон-ря//К свету. М., 2000. Вып. 18. С. 5-128; А. Света Гора и Хиландар у Османском царству, XV-XVII в. Београд, 2000; Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греческим делам Московского архива Коллегии иностранных дел. М., 2001; Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхим. Иеронима и схиархим. Макария. М., 2001. Кн. 1: Иеросхим. Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова мон-ря/Сост. иером. Иоаким (Сабельников); Турилов А.

http://pravenc.ru/text/77102.html

   001    002   003