Алексеем I Комнином (1081-1118), к-рый якобы был погребен в П. м. Легенда отражена в ряде публикаций Нового времени, в т. ч. в «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1701). В. Г. Григорович-Барский также некритически принимал эти сведения. Предание подверг критике архим. Порфирий (Успенский) , справедливо полагавший, что основателями П. м. были вел. стратопедарх Алексей и его брат, вел. примикирий Иоанн, которые жили в XIV в. Порфирий в подтверждение своей т. зр. ссылался на акты Св. Горы Афон (Там же. C. 120-127); эту идентификацию принимают и совр. исследователи. Т. о., П. м. был основан высокопоставленными чиновниками, военная и адм. карьера которых достаточно отражена в источниках: Алексей († между 1368 и 1373) занимал в то время (1357) должность вел. примикирия, а год спустя стал вел. стратопедархом в Македонии (PLP, N 91128); его младший брат - Иоанн († до 1394; возможно, в 1386/87) был протосевастом (1357), затем - также вел. примикирием (с 1357) (Ibid. N 92154). Возможно, они принадлежали к числу родственников имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391), хотя неизвестно точно, носили ли они ту же фамилию. Предложенное Г. А. Острогорским отождествление одного из братьев с Иоанном Палеологом, занимавшим должность вел. примикирия в 1373 г. (PLP, N 21484; см.: Острогорски Г. Сабрана дела. Београд, 1970. Кн. 4: Buзahmuja и Словени. С. 615-624), в наст. время окончательно отвергнуто ( Talbot, Cutler. 1991). Время создания мон-ря определяется на основании дарственной записи пинкерниссы Анны Торникины (Actes de Saint-Pantéléèmon. 1982. P. 100-105. N 12; рус. пер.: Порфирий (Успенский). 1892. C. 122-125); датирована авг. 6866 г. от Сотворения мира, т. е. 1358 г. по Р. Х. Еп. Порфирий, указывая на то, что последняя цифра в обозначении года может быть прочитана и как «6» (ς), и как «1» (α), считал более обоснованным последний вариант, к-рый соответствует 1353 г. В совр. литературе принимается датировка 1358 г. ( Kravari. 1991. P. 7-9; Talbot, Cutler. 1991; Pavlikianov. 2001. P. 113-114; PLP, N 29135).

http://pravenc.ru/text/2578890.html

С заимствованием колоколов с Запада в Византию в кон. IX в. рассматриваемый термин вошел в греч. язык в форме καμπνα (см., напр., опись движимого имущества монастыря Ксилургу от 1142 г.: καμπ()ν(α) μ(ε)γ()λ(η) μα (κα) μικ(ρ) μα - Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. dipl. par P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi. P., 1982. T. 1. P. 74. (ArAth; 12); Νυσταζοπολου Μ. Η ν τ Ταυρικ Χερσονσ πλις Σουγδαα π το ιγ μχρι το ιε ανος. Αθναι, 1965. Σ. 147) или реже κμπανον (Anecdota Atheniensia et alia/Ed. A. Delatte. Liège; P., 1927. T. 1: Textes grecs inédits relatifs à l " histoire des religions. P. 418). В этот период он использовался наряду с термином «кодон» . Однако еще в кон. XII в. патриарх Антиохийский Феодор IV Вальсамон писал об использовании колокола как об исключительно зап. обычае и приводил отличающееся от упомянутого выше объяснение происхождения термина - от слова κμπος (лат. campus - поле): «Как поле для желающего путешествовать не представляет препятствий, так и высокий звук медноязычного кодона разносится всюду» ( Theod. Balsam. Medit.//PG. 138. Col. 1076; см. также: Казанский. 1871. С. 305, 316. Примеч. 21; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 9-10). В Типиконе греч. мон-ря св. Варфоломея в Тригоне (Италия), написанном на калабрийском диалекте греч. буквами (составлен, вероятно, ок. 1132; сохр. список 1571 г.: Università di Palermo. Istituto di Studi Bizantini e Neo-Ellenisitici. Perris di Angri. 180), используются термины καμπνα (колокол или колокольный звон; в описании служб на Пасху - Fol. 60v, 65, 65v, 318) и καμπανλλα (колокольчик; в монашеском правиле: в описаниях пробуждения братии, начала утрени и монастырской трапезы - Fol. 318, 318v; см.: Douramani K. Il Typikon del Monastero di S. Bartolomeo di Trigona. R., 2003. P. 260, 262, 263, 302. (OCA; 269)). В наст. время в Греции καμπνα обозначает колокол весом более 1,2 кг. Как и в латыни, в греч. языке существуют различные производные от термина «кампан». Колокольня в визант. период могла называться καμπανριον ( Delehaye H. Deux typica byzantins [ок. 1300 г.]//Mémoires de l " Académie royale de Belgique. Cl. des lettres. Ser. 2. Brux., 1921. T. 13. [Pt.] 4. P. 104; Anonymus de locis Hierosolymitanis [XV в.?]//PG. 133. Col. 973A; [Chronik] 98B г.]// Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 647), на понтийском диалекте - καμπαναρεον (καμπαναρεος); в сообщениях визант. хроник о строительстве колокольни собора св. Марка в Венеции использован термин καμπανλι ([Chroniken] 36, 50B, 51. г.?]// Schreiner P. S. 291, 363, 368). В совр. греч. языке колокольня обозначается словом καμπαναρι (καμπαναρει), звонарь - καμπανρης (см., напр.: Святогорский устав. С. 58. Примеч. 1), используются также слова καμπανζω - «бить в колокол», καμπανι или καμπνισμα - «звон колокола», καμπανιστς - «звонкий», «заливающийся».

http://pravenc.ru/text/1470141.html

В 60-х гг. XX в. сфера интересов Л. сместилась в сторону изучения политической истории, религ. движений и лит. (в т. ч. агиографических) текстов. Он писал об отношении византийцев к античному наследию, об осмыслении эллинизма в культуре средневек. империи. Итогом многолетней работы стали монография «Первый византийский гуманизм» (Le premier humanisme byzantin: Notes et remarques sur enseignement et culture à Byzance des origines au Xe siècle. P., 1971), ст. «История павликиан в Малой Азии по греческим источникам» (L " histoire des Pauliciens d " Asie Mineure d " après les sources grecques//TM. 1973. T. 5. P. 1-144), 2-томник «Древнейшие сборники чудес святого Димитрия и проникновение славян на Балканы» (Les plus anciens recueils des miracles de Saint Démétrius et la pénétration des Slaves dans les Balcans. P., 1979. T. 1: Le texte; 1981. T. 2: Comment.). В эпоху, когда на Византию нередко смотрели только как на продолжение Римской империи и гос-во, находящееся в состоянии медленного вырождения, Л. был в числе ученых, утверждавших ее значение как средневек. державы и необычайную способность адаптироваться к изменениям в окружающем мире (сб. «Пять этюдов о византийском XI столетии» (Cinq études sur le XIe siècle byzantin. P., 1977)). На родине имя Л. связывается с обновлением франц. византинистики, после издания его трудов «развернулась интенсивная исследовательская деятельность». По словам его ученика Ж. Дагрона , Л. создал «школу» или об-во ученых и друзей, французских и зарубежных, к-рые многим ему обязаны, и «прежде всего определенным понятием о научных взаимоотношениях». Изд.: Actes de Kutlumus. P., 1945-1946, 19882. 2 vol. (ArAth; 2); Actes de Lavra. P., 1970. Pt. 1: Des origines à 1204; 1977. Pt. 2: De 1204 à 1328; 1979. Pt. 3: De 1329 à 1500; (ArAth; 5, 8, 10) (совм. с: A. Guillou, N. Svoronos, D. Papachryssantou); Actes de Saint-Pantéléèmôn. 2 vol. P., 1982. (ArAth; 12) (совм. с: G. Dagron, S. irkovi). Соч.: Recherches sur l " histoire et le statut des monastères athonites sous la domination turque: Trois documents du monastère de Kutlumus//Archives d " histoire du droit oriental.

http://pravenc.ru/text/2463369.html

Не исключено, что упомянутый выше брат Лазарь, принесший с собой в обитель Ксилургу такое богатство, происходил из окружения Андрея Боголюбского. Но нельзя не отметить, что щедрым вкладом благодарность князя Андрея не ограничилась. Как и в Киеве, в Святогорском русском монастыре произошли статусные изменения: он приобрел обитель, имевшую «в старину первенство между второстепенными». И можно поддержать мысль отца Владимира Мошина, что за готовностью, с какой протат пошел навстречу просьбе русского игумена, кроется в том числе и стремление удовлетворить русского союзника императора Мануила I. Только в союзнике этом надо видеть не удалившегося к себе на Волынь Мстислава Изяславича, а нового хозяина Киева — владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Примечания 1 Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI–XII вв.//Byzantinoslavica. 1947/1948. Ro. 9. С. 55–85; 1950. Ro. 11. С. 32–60 (перепечатано в кн.: Из истории русской культуры. М., 2002. Т. 2, кн. 1: Киевская и Московская Русь/Сост. А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский. С. 309–357; цит. по этому изд.). 2 Actes de Saint-Pantéléèmon/Ed. par P.Lemerle, G.Dagron, S.irkovi. Paris, 1982. Nr. 8 (Archives de l " Athos, 12); Русский монастырь Св. великомученика и целителя Пантелеимона на Святой горе Афонской/Изд. 7-е, испр. и значит. дополн. М., 1886 (репр.: М., 1995). С. 7–13. 3 Если держаться естественной гипотезы, что «монастырь Роса» («μον το ς»), упоминаемый в акте святогорского протата от февраля 1016 г. (Actes de Laura / Ed. par P. Lemerle, N. Svoronos, A. Gouillou, D. Papachrysanthou. Paris, 1970. T. 1. Nr. 19 [Archives de l " Athos, 5]), тождествен русскому монастырю Ксилургу. 4 Actes de Saint-Pantéléèmon. Nr. 7. 5 Мошин В.А. Русские на Афоне... С. 345–355. 6 Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Богоматери/Вступ. ст. и публ. В.А. Кучкина, Т.А. Сумниковой//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 501. О празднике Святого Спаса 1 августа см. в последнее время: Конявская Е.Л. К истории сложения проложной статьи на 1 августа//Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2012. (47). С. 5–14.

http://e-vestnik.ru/analytics/russkiy_af...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУТЛУМУШ [греч. Ιερ Μον Κουτλουμουσου], монастырь, занимающий 6-е место в иерархии афонских обителей. Расположен в центре п-ова Айон-Орос, рядом с Кареей . Монастырский собор (кафоликон) освящен в честь Преображения Господня. История монастыря Мон-рь Кутлумуш Мон-рь Кутлумуш Ранее считалось, что К. возник в Х или XI в., но эти сведения оказались недостоверными: подпись кутлумушского игум. Гавриила на акте Зографского монастыря 980 г. была сделана позднее для подтверждения его подлинности, а хрисовул визант. имп. Алексея I Комнина 1082 г. об основании им К. исследователи признали поддельным. Видимо, К. был построен не ранее XII в.: впервые он упоминается в акте прота Иоанна 1169 г. (Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi. P., 1982. Vol. 1. N 8. (ArAth; 12)). Затем об этом мон-ре сведения отсутствуют до 1257 г., когда акт прота Феодора подписал представитель К. (Actes de Kutlumus. 1988. N 2). Название мон-ря тюрк. происхождения и вызывало дискуссии. Наиболее вероятно, что К. был основан принявшим христианство потомком сельджукского правителя Кутлумуша († 1063) или уроженцем земель, находившихся под его правлением. Келлия Кутлумуша, к-рого акты XIV в. называют преподобным, по преданию, находилась на 4-м этаже башни мон-ря (Ibid. N 15). В 1263 и 1267 гг. прот Косма передал мон-рю обители прор. Илии и Скамандрину, а прот Иоанн в 1287 г.- запустевший мон-рь Ставроникита (Ibid. N 3; Actes de Kastamonitou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1978. N 2. (ArAth; 9)). В 1275 г. К. пострадал от сторонников Лионской унии (1274), в нач. XIV в.- от каталанских наемников. До XIV в. источники представляют К. как небольшой и бедный мон-рь (в акте 1316 г. подпись кутлумушского игумена стоит на 20-м месте - Actes de Vatopédi/Éd. J. Bompaire, J. Lefort, V. Kravari, Ch. Giros. P., 2001. Vol. 1. N 46. (ArAth; 21)). Но на протяжении этого столетия количество его насельников и владения постепенно увеличивались.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КСИЛУРГУ [греч. Ξυλουργο, т. е. Древоделя], одна из малых обителей на Афоне между мон-рями Ватопед и Пантократор , освящена во имя Пресв. Богородицы. К. впервые упоминается в источниках в 1030 г., когда ее игум. Феодул приобрел обитель Халкеос (Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi. P., 1982. N 1). Национальная принадлежность насельников К. в документе не уточняется. Монастырем Росов или Русов (τν Ρωσν, τν Ρουσν) К. стала именоваться в XII в. (акты 1142 и 1169 гг.- Actes du Pantocrator/Éd. V. Kravari. P., 1991. N 3; Actes de Saint-Pantéléèmôn. N 8). Поэтому нельзя с точностью утверждать, что подписавший акт 1016 г. Герасим, игум. мон-ря Роса (το Ρς), возглавлял именно обитель К. (Actes de Lavra/Éd. P. Lemerle e. a. P., 1970. Pt. 1. N 19). Игумен К. Феодул упоминается также в связи с получением в дар от Григория, игум. мон-ря Дометия, места для пристани (Actes de Saint-Pantéléèmôn. N 4). Преемником Феодула стал его племянник Иоанникий. Насельники мон-ря Дометия разорили пристань К., и игум. Иоанникий с братией жаловался на них имп. Константину IX Мономаху (Ibidem). В 1071 г. К. вел тяжбу со Скорпиевым мон-рем из-за пограничного участка земли, решение по к-рой вынесли прот и совет игуменов (Ibid. N 6). Вопрос о времени появления рус. иноков в К. остается спорным. Рус. присутствие зафиксировано в описи движимого имущества обители 1142 г. (Ibid. N 7). В ней в т. ч. упоминаются 49 рус. богослужебных книг, рус. облачения и церковная утварь. Из акта 1169 г. следует, что в К. к тому времени сменилось по меньшей мере одно поколение рус. насельников: «В ней мы постриглись, и много потрудились, и издержались над ее охранением и устроением, и в ней скончались родители и сродники наши, которые содержали нас и давали нам средства жить» (Ibid. N 8). По этому акту в 1169 г. рус. монашеской общине К. был передан пришедший в упадок мон-рь Фессалоникийца (или Солунянина), освященный во имя вмч. Пантелеимона (Ibidem). С этого момента К. стала подчиненным ему монастырем (παραμοναστριον), а затем - скитом Русского великомученика Пантелеимона монастыря , за которым закрепилось название Богородица или Мариинский (см. подробнее в ст. Русский великомученика Пантелеимона монастырь ). К. А. Максимович Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/Ксилургу.html

В Карее находятся представительство мон-ря и 3 келлии, остальные - в лесу, к северо-западу от К. В Карее расположены келлии Успения Пресв. Богородицы при конаке, Всех святых (где действовала мастерская иконописцев-карпенисиотов; церковь построена в 1681 иером. Гавриилом из Карпенисиона), Рождества Пресв. Богородицы, или Макареев, названная так в честь жившей в ней в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. семейной артели художников из Галатисты мон. Макария (1746-1814) и его племянников мон. Вениамина († 1834), иеромонахов Захарии († 1822) и Макария († 1866). Церковь келлии Макареев расписана этими мастерами в 1819 г. Название келлии Введения Пресв. Богородицы, или Ставрудадико, связано с изготовлением крестов (от σταυρς - крест). В этой келлии прп. Никодим Святогорец принял постриг в великую схиму от старца Дамаскина и работал над своими сочинениями. В наст. время от келлии остались развалины. Ист.: Три древних сказания о Св. Горе Афонской и кр. описание Св. Горы, составленное в первое посещение оной Василием Барским (1725-1726 гг.). М., 1882; Григорович-Барский В. Г. Странствование по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1. С. 237-238; он же. Второе посещение Св. Афонской Горы. СПб., 1887. С. 110-118; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Actes de Kutlumus/Éd. P. Lemerle. P., 1945, 1988 2. 2 vol. (ArAth; 2); Actes de Xéropotamou/Éd. J. Bompaire. P., 1964. (ArAth; 3); Actes de Dionysiou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1968. 2 vol. (ArAth; 4); Actes de Lavra. P., 1970. Pt. 1: Des origines à 1204/Ed. P. Lemerle e. a. (ArAth; 5); Actes d " Esphigménou/Éd. J. Lefort. P., 1973. (ArAth; 6); Actes de Philothée/Publ. W. Regel, E. Kurtz, B. Korablev. Amst., 1975r. (Actes de l " Athos; 6); Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. Lemerle e. a. P., 1982. Vol. 1. (ArAth; 12); Actes de Docheiariou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1984. (ArAth; 13); Χρυσοχοδης Κ., Γουναρδης Π. Ιερ Μον Καρακλου: Κατλογος το ρχεου//Αθωνικ σμμεικτα. Αθναι, 1985. Τ. 1. Σ. 10-97; Actes du Pantocrator/Éd. V. Kravari. P., 1991. (ArAth; 17); Actes d " Iviron/Éd. J. Lefort et al. P., 1994. T. 3: De 1204 à 1328. (ArAth; 18); Actes de Chilandar/Éd. M. ivojinovi, Ch. Giros, V. Kravari. P., 1998. T. 1: Des origines à 1319. (ArAth; 20).

http://pravenc.ru/text/1470397.html

117 Actes de Zographou, nos. 6 and 7. See also Bezobrazov, Ob aktah Zografskago monastyrja, pp. 403–5. 118 Archives de l’Athos VIII, Actes de Lavra II. De 1204 à 1328, ed. P. Lemerle, A. Guillou, N. Svoronos, and D. Papachrysanthou (Paris, 1977), pp. 12–16, no. 72. 119 Dölger, Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges, pp. 93–4, no. 34, l. 7; idem, Regesten der Kaiserurkunden des oströmischen Reiches von 565–1453. 3. Teil: Regesten von 1204–1282 (Munich-Berlin, 1932), 1939b. 120 Actes de Zographou, no. 7, l. 86–8; Dölger, Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges, pp. 93–5, no. 34. 123 Actes de Zographou, no. 7, l. 103–7; Pavlikianov, νταξη τν Βουλγρων στν μοναστηριακ κοιντητα το γου ρους, pp. 65–8. 124 Actes de Zographou, no. 6, l. 25–33; Bezobrazov, Ob aktah Zografskago monastyrja, pp. 403–5; Pavlikianov, νταξη τν Βουλγρων στν μοναστηριακ κοιντητα το γου ρους, pp. 65–8. 126 See Actes de Saint-Pantéléèmôn, no. 8, l. 59; Boilov, Blgarite vv Vizantijskata imperija, no. 443; Pavlikianov, Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου, pp. 111–12, 117. 127 See Pavlikianov, νταξη τν Βουλγρων στν μοναστηριακ κοιντητα το γου ρους, pp. 65–8. 128 A. Rigo, ‘La Διγησις sui monaci athoniti martirizzati dai latinofroni (BHG 2333) e le tradizioni athonite successive: alcune osservazioni’, Studi Veneziani, 15 NS (1988), 71–106. 132 Dölger, Regesten der Kaiserurkunden des oströmischen Reiches von 565–1453. 3. Teil: Regesten von 1204–1282, no. 2024. 134 Actes de Zographou, no. 13, l. 1–3. Cf. also Boilov, Blgarite vv Vizantijskata imperija, 82–3; Pavlikianov, Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου, pp. 115–16. 135 Actes de Zographou, no. 52. Cf. also V. Mošin, ‘Zografskie praktiki’, Sbornik v pamet na P. Nikov. Izvestija na Blgarskoto istoriesko druestvo, 16–18 (Sofia, 1940), 292–3. 137 See Archives de l’Athos XVIII, Actes d’Iviron III, ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachrysanthou, and Vassiliki Kravari with the collaboration of Hélène Métrévéli (Paris, 1994), pp. 113–15, no. 62, l. 10–11: δι πρακτικο το Τζιμπα κενου [i.e. the deceased] κα το μνν κυρο λεξου (‘with a delivery protocol of the late Tzimpeas and Sir Alexios Amnon’).

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

1967. Т. 2. С. 107-207; Кончошвили (Кончуев) П., прот. Путешествие в св. град Иерусалим и на Св. гору Афон. Тифлис, 1901. С. 175-176 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901 (на груз. яз.); Ελγιος (Κουρλας), μητρ. Τ γιορετικα ρχεα κα κατλογος το Πορφυρου Οσπνσκη//ΕΕΒΣ. 1930. Τ. 7. Σ. 205-222; 1931. Τ. 8. Σ. 66-105; D ö lger F. Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges. Münch., 1948; Георгий Мтацмидели, прп. Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105; Аристакес Ластиверци. Повествование вардапета Аристакеса Ластиверци/Пер.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 19, 20, 64-67; Actes de Хéгоротатои/Éd. par J. Bompaire. P., 1964. 2 vol.; Малый Номоканон/Ред.: Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Actes de Kastamonitou/Éd. par N. Oikonimidès. P., 1978; Actes de Lavra/Éd. par P. Lemerle et al. P., 1979. Vol. 3; Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. par P. Lemerle et al. P., 1982. 2 vol.; Греческое «Житие» Иоанна, Евфимия и Георгия Афонцев/Греч. текст, груз. пер.: М. Мачханели. Тбилиси, 1982. С. 74-120 (на груз. яз.); Василий Великий, свт. «Поучения» свт. Василия Кесарийского в переводе Евфимия Афонского/Ред.: Ц. Курцикидзе. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Par J. Lefort, H. Métrévéli et al.; 1990. Vol. 2: Du milieu du XIe siècle à 1204/Par J. Lefort, V. Kravari, H. Métrévéli et al.; 1994. Vol. 3: De 1204 à 1328/Par J. Lefort, V. Kravari, H. Métrévéli et al.; 1995. Vol. 4: De 1328 au debut du XVIe siècle/Par J. Lefort, V. Kravari, H. Métrévéli et al.; Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Под ред. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.); Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 1945, 19882; Actes du Pantocrator/Ed. V. Kravari. P., 1991. 2 vol.; Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна/Ред.: М. Шанидзе, З. Сарджвеладзе. Тбилиси, 1993. 2 т. (на груз. яз.); Actes de Chilandar/Ed.

http://pravenc.ru/text/293365.html

84 D. Papachrysanthou, θωνικς μοναχισμς. ρχς κα ργνωση (Athens, 1992), pp. 239–41 (notes 267–80); I. Boilov, Blgarite vv Vizantijskata imperija, pp. 80–4, 352 (no. 443); idem, ‘Osnovavane na svetata atonska blgarska obitel Zograf. Legendi i fakti’, Svetogorska obitel Zograf, 1 (Sofia, 1995), p. 18 (notes 46–9). 85 Archives de l’Athos XX. Actes de Chilandar I, ed. Mirjana ivojinovi, Vassiliki Kravari, and Christophe Giros (Paris, 1998), pp. 3–32; Archives de l’Athos V. Actes de Chilandar I. Actes grecs, ed. L. Petit and B. Korablev, Vizantijskij Vremennik, Priloenie (Appendix) 1 to vol. XVII (St Petersburg, 1911; repr. Amsterdam, 1975), pp. 6–15, nos. 3–5; T. Burkovi, Hilandar u doba Nemanjicha (Belgrade, 1925); D. Dimitrievich, ‘L’importance du monachisme serbe et ses origines au monastère athonite de Chilandar’, Le Millénaire du Mont Athos 963–1963. Études et Mélanges I (Chevetogne, 1963), pp. 265–78; F. Barisi, ‘Hronološki problemi oko godine Nemanjine smrti’, Hilandarski zbornik, 2 (1971), 31–57; M. ivojinovi, ‘Hilandar in the Middle Ages (origins and an outline of its history)’, Hilandarski zbornik, 7 (1989), 7–25. 86 Cf. K. Pavlikianov, ‘Manastirt na eljan – prvoto slavjansko monašesko uredenie na Aton’, Svetogorska obitel Zograf, 2 (Sofia, 1996), 17–23; idem, ‘The Monastery of Zelianos – The First Slavic Monastic Institution on Athos’, Σμμεικτα, 11 (Athens, 1997), 37–48; Pavlikianov, Σλβοι μοναχο στ γιον ρος, pp. 23–31. 87 Akty russkago na svjatom Afonemonastyrja, pp. 10–17, no. 2; Actes de Saint-Pantéléèmôn, pp. 31–5, no. 2, l. 2–3 and 23–5. 88 Archives de l’Athos XV, Actes de Xénophon, ed. by D. Papachryssanthou (Paris, 1986), pp. 59–75, no. 1, l. 126–7. 91 K. Pavlikianov, ‘The Athonite Monastery of Xenophontos and its Slavic Archive – An Unknown Slavic Description of the Monastery’s Land on Athos’, Palaeobulgarica, 36/2 (Sofia, 2002), pp. 102–11. 92 Russkij monastyr svjatago velikomuenika i celitelja Panteleimona na Svjatoj gore Afonskoj (Moskva, 18867), p. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010