Hist. eccl. VI 2. 3-6). Христианка Агафоника, став свидетельницей казни М., почувствовала «призыв с небес» и добровольно взошла на костер (Martyrium Carpi, Papyli et Agathonicae. 42-47; из лат. версии эти сведения изъяты). Однако со временем все чаще осуждалось несдержанное поведение христиан, способное спровоцировать власти на гонения. Цельс в соч. «Истинное слово» называл безумными рвущихся к принятию смерти христиан ( Orig. Contr. Cels. VIII 65). В Мученичестве Поликарпа содержатся полемические выпады против ложного понимания мученичества, приведен отрицательный пример некоего Квинта, к-рый добровольно сдался властям и убедил других последовать за ним, но не выдержал испытаний и отрекся от Христа. Такое поведение не соответствовало евангельскому учению (Martyr. Polyc. 4). Климент Александрийский попытался определить «истинное» и «ложное» мученичество. Он осудил преднамеренное стремление к смерти и сравнил добровольных М. с гимнософистами, к-рые безрассудно бросались в пламя. По мнению Климента, христианам следовало скрываться от гонителей, а не провоцировать их ( Clem. Alex. Strom. IV 4. 16-17; 10. 76-77; см.: Van den Hoek. 1993). Активным противником добровольного мученичества впосл. выступал сщмч. Киприан Карфагенский, к-рый защищал свое решение скрыться во время гонения в соч. «О павших» ( Cypr. Carth. De lapsis; см. также: Idem. Ep. 7. 1; 16. 4; 20. 1; 59. 6-8). Во время допроса Киприан заявил судье, что церковная дисциплина не позволяет христианам добровольно выдавать себя властям (Acta proconsularia S. Cypriani. 1. 5). У Евсевия Кесарийского можно найти двоякое отношение к этой проблеме: он и предупреждал, что не следует безрассудно бежать навстречу смерти без готовности к ней ( Euseb. Hist. eccl. IV 15. 8), и восхвалял добровольных М. (Ibid. VIII 6; 9. 4-5; Idem. De mart. Palaest.). Мн. христ. авторы в целях полемики приписывали чрезмерное стремление к мученичеству еретикам и раскольникам, напр. сторонникам монтанизма . Однако сохранившиеся сведения о М.-монтанистах указывают на то, что их отношение к мученичеству не отличалось от представлений др.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

1224). 8 Corp. J. Gr. nr. 3920. В комментарии к нему Vol. III, 37, как и у Фридлендера, говорится, что под pγαστς здесь разумеется negotiator. 9 Lucian. Somn. c. 7 как порицание наук в устах хлебного ремесла, с. 15 как похвала в устах самой науки и ее последнего ученика. 10 Кроме второго миссионерского путешествия тут, по-видимому, принимается во внимание и первое. Направление пути от Перги к писидийской Антиохии указывает, по-видимому, на намерение проникнуть в крупные города западного прибрежья. 11 «Повсюду в церкви» по древнехристианской статистике значит «в каждом городе» (Егезипп у Euseb. Ист., II, IV, 22:3). Ср. «внешние города» Herm. Vis. II, 4; «из города в город» Jgn. ad Rom. 9, 3 . – О христианах по деревням говорится в Clem. I ad Corinth. 42, 4; Plin. ad Traj. 96, 9; Justin. Apol. I 67; Mart. Polycarpi. c. 5–7, где во всяком случае разумеются дворы христиан-поселян, вероятно, владения епископа Поликарпа. Ср. Lightfoot с. 6. Монтан был из деревенской общины – Eus. V, 16, 7; во Фригии первый пример епископа в деревне у Eus. V, 16, 17, хотя впрочем о сельском духовенстве известные свидетельства имеются только уже от половины III века. Тертуллиан в Апологии I говорит: «in agris, in castellis, in insulis Christianos» (ср. Ad uxor. II, 4). Также и Ориген в C. Celsum III, 9 поприщем труда миссионеров своего времени называет «не только города, но и деревни и дворы». 12 Eus. Ц. И. III, 19, 20. Неизвестно впрочем, были ли эти внуки Иуды землевладельцами из города Назарета, или в собственном смысле крестьянами из «деревни Кокабы» (Epiph. Haer. 29, 7; 30:2). Потомки св. семейства по Африкану распространялись из обеих этих мест, которые он называет «иудейскими деревнями» (Eus. I, 7:14). 13 Отсюда происходит самое значение слова pagani у Oros. Hist. I, prol. § 9. Мнение это, впрочем, не выдерживает критики. 15 Acta Justini (Just. opp. ed. Otto II 268). Что Эфес был местом разговора с Трифоном и след. обращения Иустина об этом см. Zahn ст. в Zeitschr. f. Kirchengesch. VIII, 37–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/vzaimo...

4) Нестор: «словенску языку учитель есть Андроник апостол, - стол его в Пании» - в Паннонии. Собр. л. 1, 11. 12. 5) О нем в прологе два известия, одно мар. 26 неверное, другое авг. 23 верное, взятое из Василиева менолога; в четьи минее мар. 26 описание близкое к современной записке. Записка очевидца о мученичестве – у Геншения Act. Sanct. Mart. p. 555, у Руинарта Acta martyrum sinc. 2, 220-224. До принятия сана священства блаж. Ириней был женат и у него были дети. Высокие качества души, строгая жизнь, образованность, доставив ему уважение, возвели его на кафедру святительскую – еще в молодых летах. – Множество родных, близких и дальных, окружавших его во время мученичества его, показывает, что он был в Среме туземец – салвянин, а не пришлый римлянин. Став святителем, он отдал всего себя на служение Господу и пастве и жил девственником. Он ревностно учил приходящих к нему, оглашал Христовою истиною и открыто проповедывал Христа, не взирая на языческую власть6). Вследствие распоряжений Диоклетиана Проб, областной начальник Паннонии, приказал доставить к нему епископа Иринея. Когда святый явился к нему, Проб объявил: священные законы повелевают всем приносить жертву богам. «Кто богам, а не Богу, приносит жертву, погибнет», отвечал Ириней. Воля милостивых императоров такова, говорил Проб, чтобы или приносили жертву богам или упорные терпели казнь. Ириней отвечал: «воля истинного Бога такова, чтобы переносил я все роды страданий, но не приносил жертвы богам». Иринея подвергли жестоким пыткам. Что скажешь, Ириней? Говорил префект; приноси жертву. «Приношу жертву добрым исповеданием Богу моему, коему постоянно священнодействовал», отвечал Ириней. «Пришли родители святого и увидав, что его мучат, упрашивали его пожалеть молодость свою. Тут дети, обнимая   6) Menologium Basilii ad 23 Avgusti. В 1807 г. найден в Баварии пергаменный сборник Х в.; в нем две исповеди и поучение славянского языка, с отличиями сербского наречия, писаны латинскими буквами. Поучение – то же самое, которое помещено в прологе под 25 апреля. Исповеди и поучение – образцы наставлений, предлагавшихся новокрещенным славянам. Часть поучения изд. Срезневским в Древн. Прохорова 1864 г. стр. 124. Так поучались в Паннонии при св. Иринее!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

151 s: «mrybukt», ë «mrabukt», n: «p[r]ukbukt»;: «qrab χt», т. e. " frab χt»; adg от. Персидское «bô χt» значит избавил. С глаголом bô χt образовано несколько персидских имен; напр., Sêbô χt – Σεβχθης у Менандра=seh bô χt, триада избавила, ahârbô χt, четверица избавила, haftânbô χt, седьмерица избавила. Под триадою у персов разумеется humat hu χt huwaršt, добрая мысль, доброе слово, доброе дело, под седьмерицею – семь планет. Nöldeke, Artachšîr, 49. У персидских христиан одно из любимых имен было Bôk h tîšo, избавил Иисус (реже в форме îšôъвôк h t, Иисус избавил). В указателе проф. Гвиди к соборным подписям, ZDMG. 43 (1889), 407–414 (ср. „Хр. Чт. “ 1899, I, 324) я насчитал 332 имени; в том числе четырежды (соборы 499, 544, 588 и 605 гг.) встречается имя Бохтишо. И в православном восточном месяцеслове под 18 (respectiue 15) мая упоминается персидский мученик B αχθισης (в славянском печатном прологе «Вахфий»!!!), пострадавший при Шапуре II. Это, несомненно, «Бохтишо», хотя в сирских актах Маруты я и не могу найти дружины « Συμε ν, σακου κα Βαχθισου» [Бохтишо, пресвитер карка-д-бет-слокский, пострадал при Яздегерде II, около половины V в. Hoffmann, Auszüge, 55; Acta Mart., II, 525 Bedjan]. А на соборе 558 г. присутствовал епископ Бохтъязд: buktyzd=bô χtyazd значит избавил Язата. Yazata, по зороастрическим представлениям, были низшие божественные существа, окружающие Аурамазду, второй их класс, следующий за амеша спента, за бессмертными святыми. Митра – один из язата. По корню авестическое yazata есть то самое слово, которое все знают как греческое γι– ος [которое, следовательно, изначала было не «hagios», а «jagios», ягиос]; значит оно – ближе всего – reuerendus: язата внушает к себе то чувство благоговейной боязни, которое грек означал словом σβας, латинянин – словом religio. (А греческое γος γος, ужас, внушаемый преступлением, требующим очистительной жертвы, есть – так сказать – негатив понятия σβας). Но к IV веку имя язата утратило свой специфический колорит и стало употребляться, наряду с именем baga, в значении Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Слов «Творца ... видимой и невидимой (твари)», имеющихся в редакции β, в α нет. По мнению Наттап’а, речь идет об очевидной интерполяции, ибо хотя слово «Творец» и употребляется Иустином в его сочинениях, см. выше, a само словосочетание восходит к Кол 1, 16 , в целом это выражение появляется в символе лишь с IV века, да оно и не кажется в исповедании Иустина необходимым. Сделаем небольшое отступление. Что могло бы быть здесь вместо «Творца видимых и невидимых»? Пример этому находим в других мученичествах (Муч. Аполлония , 2 греч.; Acta Cypriani, 1; и т.д.); «Сотворившего небо и землю и море и все, что в них». Архаичная формулировка, которой хорошо соответствуют акты Пиония (Mart. Pionii 8 и др.), но она не находится ни в одном из известных ни западных, ни восточных символов веры , в то время как в ВЗ она встречается и в канонических, и второканонических книгах [ Исх. 20, 11 ; Пс. 145, 6 (LXX); Неем. 9, 6 ( 2Ездр. 19, 6 LXX); Иудифь 9, 12 ]. В НЗ – Деян. 4, 24; 14, 15; 17, 24 и Откр. 5, 13; 10, 6; 14, 7 32 . Эта формулировка, связывающая Св. Писание с актами мученичества, очень редка, но имеется у Иринея, ПЕ 1, 10, 1; II, 1, 1; III, 4, 2; 12, 5. Вернемся к «Мученичеству Иустина». Второй член, вводимый союзом «и», звучит так: «...и Отрока Божия Иисуса Христа, о Котором предсказано было пророками, что Он придет к роду человеческому глашатаем спасения и наставником добрых учений». Как и в восточных исповеданиях, слову «Господь», «Господин» (ср. Диал. 32, 3; 33, 2; 34, 2; 61, 1 и др.) Иустин придает мессианское значение (ср. Диал. 33, 3 и др.). Правда, это слово есть только в редакции β (и только в одной лишь рукописи V, так что не исключена интерполяция). Более удивляет надежное чтение «Отрок» ( πας). Это архаичное выражение Иустин не употребляет ни в одном из своих сочинений, хотя оно и не было ему неизвестно, ибо в Диал. 88, 1 есть παδον среди мессианских названий Христа согласно Ис 53 . Наттап с некоторым колебанием переводит не «Отрок», а «служитель», хотя далее в «Мученичестве» читаем: «...Которого я только что назвал Сыном Божиим». О значении слова «Отрок» см. литературу, указанную в одноименном разделе, пп.34, 35, и ниже, сноска 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

341 Об этих, так называемых «персепольских» монетах – Drouin, 11. сс. в прим. 41 и превосходно Gutschmid, Gesch. Irans, 156–160. – Argentei царьков стахрских принадлежат трем периодам: а) В период македонский семь царьков (Drouin, 18: восемь, первый из них – Bagakert [­ буквально греч. Θεκτιστος, «Яздкерт» есть – так сказать – эпигон имени Багакерт]) чеканят монеты с легендою, начинающеюся словами . Гутшмид, 157: «den unklaren Titel Feritkarâ»; Друэн, 18.19.20.21: «peritkara» ou «pratikara» – «souverain»! «seigneur». [Серьезно подозреваю, что наука пошла по ложному следу. Думаю, что «praticarâ», zî [sic!]» есть просто-напросто сирское «pt h ak h râ [армян. πατκε] d h », εκ ν το, изображение такого-то. «Pratikarâ» (санскр. «pratik r ti» effigies, imago, portrait) есть архаистический предшественник «птакра» – «паткер»]. б) В период независимости от македонян и арсакидов царьки [трое] принимают титул «malka»; но в) сын последнего из них, Дарьяв сын Затурдата, [ср. Nöldeke, Artachšîr, 47.48; Nöldeke, Aufsätze, 156, Anm. 2] , нося тот же титул «malkâ», является [с 100?–110? г. до р. Хр.] в зависимости от парфянских арсакидов; его девять преемников, от которых сохранились монеты, продолжают линию царей-вассалов приблизительно до 140–150 г. по р. Хр. Династическое имя царей третьего [видимо, и второго] периода «Bâzrangîk». Nöldeke, Aufsätze, 86, Anm.l. – В Стахре („Хр. Чт.“,1899, I, 339.340) находился знаменитый (Nöldeke, Gesch. d. Pers., 4.17; Acta Mart., II, 283.281 Bedjan) «dar-u-âmaš-i Anâhêd h », храм огня [богини] Анахиты. Главным жрецом (âtarvan) в этом храме был Сасан. Он женился на Râmbahišt [«радость наилучшая»], принцессе из царствующего дома Базрангик, и у них родился сын Папак (отец Артахшира I Папакана). – Гутшмид, S. 160, к этому рассказу отнесся с доверием, Нёльдеке, S. 4, с гиперкритической подозрительностью. 342 Следовательно, в annus confusionis было только 360 дней. Вследствие этого 1-е фарвардин опять (как во дни давно прошедшие) совпало с 1 χοικ египетского annus uagus, или- что тоже-с 1-м днем армянских авельяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

р. 46. (Iustini opera Col. 1686); также у Евсевия 4, 17. р. 137 и во 2-й Апол. р. 47. В апологии говорится о благочестивом Самодержце и Философе, сыне Кесаря – (§ 47); Марк Аврелий Философ называется благочестивым у Фемястия (orat. 15 р. 235. ed. Dindorf), у Свиды (Lexic. Μρκος) и Римляне обыкновенно отзывались о его добродетелях (языческих) высоко; Иустин дает Марку Аврелию это почетное название для того, чтобы сим названием убедить его быть достойным названия. Люций Вер мог быть назван почетным именем философа тем более, что тогда, как писана Апология, он сохранял simplicitatem ingenii puritatemqûe vivendi (Capitol. vita Veri § 3), был по словам Спартиана (vit. Veri § 5) eruditus, и, как писал Капитолин (§ 2) multos disertos et eruditos viros secum babuisse, dicitur. Жестокость гонения против христиан, описыаемая в 1–8 краткой апологии падает на время Марка Аврелия, как видно и по Татиановой апологии, но вовсе не может относиться к Антонину нежному, снисходительному к христианам. 305 Мученичество Св. Иустина у Руинарта (Acta Mart. Lincera Т. 1. р. 132). – Префект Юлий Рустик был Стоический Философ, учитель М. Аврелия; Император считал его другом и возвел его в звание Консула и Префекта Рима. Digest, е. 49. lib. 1. Capitol. vit. М. Anton. § 3. Themistius orat. 34 p. 451. 463. 307 Chronicon. Alexandr. ed. Raderi p. 666. Евсевий (H. E. 4, 16), Иероним (catal. § 23), Фотий (cod. 125). Semisch. üb. Todes Jahr Iustins des Märtyrers in Studien и Kritiken 1835. Епифаний очевидно ошибается, когда говорит, что Иустин пострадал при Адриане; но справедливо называет Префекта Рустиком. Память Св. Иустина 1 Июля. 308 Лучшее издание сочинений Св. Иустина после Кельнского 1686. Парижское Мараново (ор. S. Justini omnia, quae extant una com epist. ad Diognetum item Tatiani; Athenagorae, Theophile Antioch. et Hermiae philosoph. cum appendice grae. lat. Paris 1742). Оно же перепечатано, но без замечаний Обертюром. Ор. S. Justini Wiceburg. 1777–78. III. Галлапдомъ in Bibliot. Patr. T. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

451 Ср.: Mart. Carpi gr., 36. Об амфитеатре в Лионе см.: Guey J., AudinA. L’amphithéâtre des Trois-Gaules à Lyon//Gallia. Vol. 20.1962. P. 117–145; Vol. 21. 1963. P. 125–154; Vol. 22. P. 37–61; Guey J., Audin A. L’amphithéâtre des Trois-Gaules à Lyon, première campagne//Gallia. Vol. 28.1970. P. 67–89. 455 Ср.: Мк. 15:26 ; Лк. 23:38 ; Acta Pauli et Theclae, 28; Suet. Calig., 32, 2; Dom., 10, 1. О подобных табличках с указанием имени осужденного и его преступления см.: Van den Ноек А ., Herrmann J. J. Pottery, Pavements, and Paradise. Iconographie and Textual Studies on Late Antiquity. Leiden, Boston, 2013. P. 80–82. 456 Римское гражданство формально давало Атталу свободу от телесных наказаний и право на почетную смерть от меча, но у нас есть масса примеров, когда даже гражданство не спасало от бичевания или от позорной казни. Наместники далеко не всегда обращали внимание на гражданство и, как показывают примеры Верреса (Cic. II Verr., 5, 163) или Гальбы (Suet. Galba, 9), могли приговорить кого угодно и к какой угодно казни. Подробнее см.: Garnsey P. Social Status and Legal Privilege in the Roman Empire. Oxford, 1970. P. 65–98; MacMullen R. Changes in the Roman Empire. Essays in the Ordinary. Princetown, 1990. P. 204–217. 460 Это первый случай обозначения Церкви как Девы-Матери (см.: Labriolle P., de. Le style de la lettre... P. 199; Plumpe J. C. Mater Ecclesia. An Inquiry into the Concept of the Church as Mother in Early Christianity. Washington, 1943. P. 37). 462 Тогда началось собрание... – ежегодное собрание провинциалов. Подробнее см.: DeinirigerJ. Die Provinziallandtage der römischen Kaiserzeit von Augustus bis zum Ende des dritten Jahrhunderts n. Chr. München, 1965. S. 22–23; 104–107; Le Glay M. Le culte impérial à Lyon, au ne siècle ap. J.-C.//Les martyrs de Lyon. P. 19–31; Fishwick D. 1) The Federal Cult of the Three Gauls//Les martyrs de Lyon. P. 33–45; 2) The Imperial Cult in the Latin West. Studies in the Ruler Cult of the Western Provinces of the Roman Empire. Vol. 3: Provincial Cult. Pt 3: The Provincial Centre; Provincial Cult. Leiden; Boston, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чрезмерная активность зрителей-христиан могла вызвать немалое раздражение наместника и привести к новым жертвам среди сторонников новой религии. Что касается наместника, то он, увидев волнение собравшегося народа и услышав крики: «Тогда и нас казни вместе с ним!» (Acta Сург., 5), принял единственно верное решение для недопущения более серьезных выступлений. В «Мученичестве Мариана и Иакова» наместник Нумидии также стремится свести зрелищную часть суда и казни к минимуму. Мариан и Иаков были арестованы в Мугах (пригород Цирты) и отконвоированы в Цирту, где их допросили представители местных властей (2–6). Эти магистраты спросили задержанных о их вере и, когда задержанные христиане отказались отрекаться, отправили их обратно в тюрьму. После этого они были доставлены в Ламбезий, где священников и мирян отделили друг от друга, надеясь таким образом сломить волю последних (10). Спустя некоторое время мучеников допросили, после чего они были обезглавлены. Магистрат не хотел исполнения смертного приговора перед большой местной аудиторией: он мог бы просто отправить христиан для казни в Цирту, но предпочел этого не делать, а, наоборот, предпринял все возможное для того, чтобы происходящее не стало событием, привлекающим массу народа. Наместник, стремясь добиться наименее эффектного зрелища, лишил мучеников возможности самовыразиться перед сочувствующими зрителями. Луций и Монтан были арестованы местными властями в Карфагене вместе с другими священниками и заключены в тюрьму. Наместник Галерий Максим не допрашивал и не пытал их, надеясь, что сами условия содержания заставят их отречься. После нескольких месяцев заключения Луций, Монтан и остальные христиане были приведены на суд уже нового наместника, который и осудил их на смерть (тоже без пытки). Приговор был приведен в исполнение немедленно (Mart. Mont., 15,1). Через три дня там же был казнен еще один христианин, Флавиан. Толпа требовала, чтобы его публично пытали, но наместник отказался от этой идеи и приказал просто отрубить ему голову (19–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Ираклия Понтийская находилась в Малой Азии, в области Понтийской, лежавшей на южном берегу Черного моря, к востоку от Фракийского Воспора или нынешнего Константинопольского пролива. 2 По словам Страбона, новый Херсонес находился во 100 стадиях от мыса Партенита, и между городом и этою оконечностью находились три бухты, которые теперь известны под именем Тройной, Круглой и Стрелецкой. Этими данными хорошо определяется топография нового Херсониса, расположенного между Карантинною и Стрелецкою бухтами. 5 Сказание заимствуется из жития св. Стефана Сурожского по рукописи конца XVI и начала XVII века. Записки Одесск. Общ. Т. I, 191–196. 6 «Urbs illa а multis non solum annis verum saeculis et hominibus et habitatoribus prorsus vacua, fonditus diruta ac io vastitatem redacta est». Bronovii tartariae descriptio p. 6. Dubois VI, 154. 7 Μαρτυριον τ αγι Κλημεντος ππα Ρωμης. Ed. Cotelerii ad. Cale. II Tom Pair. Apostol, p. 808 et sqq. 8 Anast. Bibliothec. in Ep. ad. Carolum regem. Cf. Martynoff Annus graecoslavic· eccles. xxx Januarii. 12 Сведения, здесь излагаемые, заимствованы из Acta Sanctorum Bolland. Mart, sub die VII. p. 639–642. 14 По сказаниям четьи-миней св. Дмитрия Ростовского , которым следует пр. Макарий (история христианства в России до равноапостольного Владимира 1868 года стр. 50) и Кене исследов. о друг. городах Херсонеса 123 этот род мученической кончины усвояется Св. Капитону. 15 Anno vigesimo primo imperii Justiniani Augusti legatos quatuor Byzantium miserunt rogantes, ut antistite suo recens mortuo aliquem sibi Episcopum daret. Audierunt enim destinatum ab Imperatore fuisse praesulem ad Abasgos. Eorum petitioni libentissime concedens Justinianus Augustus ipsos remisit. Procop. de bello Goth. lib IV p. 573. 24 Генварск. Чети-минея Рукоп. Моск. Д. Акад. 91. Говорится о том, что мощи Св. Климента хотели донести в храм Св. Созонта по стене града, близ забрал сущу (стр. 39 на обор). 25 План этой крипты и некоторых других можно найти у Аркаса. Записки Одес. Общ. т. II Отд. I. Таб. XI, XII. Модель этой крипты помещена в боковом отделении по правую сторону от главного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010