824 Den Boeft J. The Editor’s Prime Objective: Haec in Aedificationem Ecclesiae Legere//Perpetua’s Passion. Multidisciplinary Approaches to the Passio Perpetae and Felicitatis/Ed. J. N. Bremmer and M. Formisano. Oxford, 2012. P. 169–179. 825 Aronen J. Indebtedness to “Passio Perpetuae” in Pontius’ “Vita Cypriani”//Vigiliae Christianae. Vol. 38. 1984. P. 67–76; Jurissevich E. Le prologue de la Vita Cypriani versus le prologue de la Passio Perpetuae et Felicitatis: De la prééminence du récit de la vie et du martyre d’un évêque sur le récit de la passion de simples catéchumènes et laïcs//Cristianesimi nell’antichita: Fonti, istituzioni, ideologie a confronto/Ed. A. d’Anna, C. Zamagni. Hildesheim, 2007. P. 131–148. 827 Подробнее об этой трансформации см. недавнюю работу: Kitzler Р. From Passio Perpetuae to Acta Perpetuae. Recontextualizing a Martyr Story in the Literature of the Early Church. Berlin; Boston, 2015. 829 Такого рода угрозы появляются и в других текстах: Mart. Pionii, 7, 6; Mart. Agap., 4; Eus. Mart. Pal., 5; Pallad. Laus., 45; Tert. De monog., 15; Apol., 50; подробнее см.: Jones С. Women, Death and the Law during the Christian Persecutions//Martyrs and martyrologies/Ed. D. Wood. Oxford, 1993. P. 32. 835 Barnes Т. D. Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19. 1968. P. 525; Bakker H. Potamiaena: Some Observations about Martyrdom and Gender in ancient Alexandria//The Wisdom of Egypt. Jewish, Early Christian and Gnostic Essays in Honour of G. P. Luttikhuizen/Ed. A. Hilhorst and G. H. van Kooten. Leiden; Boston, 2005. P. 340–342. 836 Augar F. Die Frau im römischen Christenprocess. Leipzig, 1905. S. 16 ff.; Bakker H. Potamiaena... P. 340–342. 837 Субациан Аквила, наместник Египта в 205/206–210 гг. Дискуссию о времени его пребывания в должности см. в: Reinmuth О. W. 1) Praefectus Aegypti//RE. Suppl. Bd. VIII. Stuttgart, 1956. Sp. 534; 2) A Working List of the Prefects of Egypt 30 B.C. – 299 A.D.//Bulletin of the American Society of Papyrologists. 1967. Vol. 4. P. 109; Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19. 1968. P. 526–527; The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxford, 1972. P. lxv-bcvi.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мученичество как imitatio Christi в христианском понимании является высшей из всех возможных жертв Богу, но одновременно это и возможность нанести поражение сатане, именно поэтому образы жертвоприношения и агонасостязания становятся неотъемлемой частью мартирологических текстов. Уже Игнатий Антиохийский пользуется этой риторикой: «Я пшеница Божья, пусть измелят меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым» (Ер. Rom., 4; ср. Ер. Rom., 2). Похожие мотивы встречаются и у Оригена (Exhort., 30). То же самое мы видим и в мученичествах: Поликарп уподобляется овну из большого стада, отмеченному для жертвы всесожжения (Mart. Pol., 14, 1) и «жертве тучной» (14, 2); Памфил говорит: «Я приношу себя самого в жертву Богу Живому и Истинному» (Acta Carpi lat., 3, 4); в рассказе о Лионских мучениках мы постоянно встречаем лексику, характерную для описания жертвоприношений (θω – «приносить жертву», καω – «сжигать в жертву»). Эта образность позволяет сопоставить языческие ритуалы, основанные на прагматизме и поклонении идолам, и христианское альтруистическое самопожертвование. Мученики отказываются принести жертву языческим богам и сами становятся жертвой истинному Богу, демонстрируя превосходство своей религии. Земные гонители оказываются лишь орудиями, при помощи которых сатана пытается сокрушить веру христиан и заполучить их души. Мученик, отказываясь принести жертву, расстается со своей жизнью, но такой ценой он побеждает дьявола. При описании этой схватки авторы часто используют терминологию гладиаторских игр и спортивных состязаний. Христиане описываются как «благородные атлеты» (Mart. Carpi gr., 35; Mart. Lugd., 1, 11; 19; 47; Mart. Pionii, 22, 2 et al.), борющиеся с врагом ради того, чтобы удостоиться не просто победного венка, но венца бессмертия. В одном из видений Перпетуи Сам Христос появляется как судьяорганизатор (lanista) гладиаторского боя, где мученица сражается и одерживает победу над неким «египтянином страшного вида» (Pass. Регр., 10). Жертва, приносимая мучениками, таким образом, вписывалась в широкий контекст земной и трансцендентной истории и превращалось в свидетельство непрерывного действия благодати Божьей, даруемой «неверующим как доказательство, верующим как благодеяние» (Pass. Регр., 1, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

930 Ср.: Mart. Pot. et Bas., 2; Mart. Agap., 5, 8 – 6, 1. Скорее всего, это было актом унижения перед казнью. Подробнее см.: Augar F. Die Frau im römischen Christenprozessen. Ein Beitrag zur Verfolgungsgeschichte der christlichen Kirche im römischen Staat. Leiden, 1905. 931 Подробнее об этой формуле см.: Perendy L. “Deum qui fecit caelum et terram”: Identifying the God of Christians in the Acts of Martyrs//Martyrdom and Persecution in Late Ancient Christianity: Festschrift Boudewijn Dehandschutter/Ed. J. Leemans. Leuven, 2010. P. 221–239. 933 Случаи, когда жертва императору или клятва его гением появляются в качестве альтернативных вариантов после отказа мученика принести жертву богам, встречаются и в других текстах (Mart. Pol., 8–10; Mart. Apoll., 7; Acta Seil., 5 et al.); подробнее см.: Пантелеев A. Д. Гонения на христиан и императорский культ по данным агиографической традиции//Проблемы истории, филологии, культуры. 2015. 3. С. 91–104. 934 Нотарий – судебный секретарь. Это слово появляется только в IV в. (Lampe G. W. Н. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1969. P. 922); обычно для обозначения секретаря использовался термин πομνηματογρφος (Bisbee G. A. Pre-Decian Acts of Martyrs and Commentarii. Harvard, 1988. P. 46). 935 Использование язычником Полемоном христианских технических терминов может объясняться тем, что допрос был записан Пионием по памяти а не списан с римского протокола. 938 Гипотеза о том, что Сабина жила с Пионием как дева в духовном браке с аскетом (virgo subintroducta), опровергается Й. Шели (Scheele J. Zur Rolle der Unfreien in den Römischen Christenverfolgungen. Tübingen, 1970. S. 69–70). 939 Фасции – символ власти над жизнью и смертью. Этой властью обладали высшие магистраты, один из которых – проконсул Азии. 940 Один из «мы-фрагментов», относящихся к записям самого Пиония (подробнее см. статью к этому тексту). 942 До конца этой главы следует непростой для понимания пассаж. Основные значения παιδεα – воспитание, обучение, образованность, культура. Э. Хилхорст предлагает переводить здесь это слово как «твердость» или «строгость жизни» (Hilhorst A. Commento al «Martyrium Pionii». P. 463). В библейских и патристических текстах παιδεα может приобретать значение «наказание», как переводит Г. Музурилло (The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. P. 149), но это значение всегда имеет оттенок исправления – наказания, посланного Богом для вразумления человека; так что вряд ли это могло быть мнением языческих зрителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

250 Ср.: Mart. Pol., 20, 2; 22, 3; Acta lust. A, 6; Mart. Cononi, 6, 7; Mart. Dasii, 12, 2; Mart. Agapae, 1, 2 251 Литцман полагает, что параграф 47 – позднее дополнение к тексту (Lietzmann H. Die älteste Gestalt der Passio SS. Carpi, Papylae et Agathonices. S. 249). 252 Возможно, город Гордое/Юлия Гордое в Лидии, неподалеку от Фиатиры (Mullen R. L. The Expansion of Christianity... P. 111). 254 Происхождение Агатоники не указано, но, скорее всего, она была жительницей Пергама: об этом свидетельствуют крики толпы: «Пожалей себя и своего сына», что указывает на знакомство зрителей с ее семьей (Jones С. Notes on the Acts of Carpus... P. 263). 255 Латинская версия не указывает, что местом действия оказывается Пергам. В отличие от греческого варианта, указан духовный сан Карпа и Памфила, а Агатоника оказывается арестована и приведена на суд вместе с ними. О проконсуле Оптиме нам ничего не известно; это имя, скорее всего, вымышленное или является результатом ошибки (см. примеч. (274) в этом разделе). 264 Подробнее об истории Пергама см.: Rohde E. Pergamon. Burgberg und Altar. Berlin, 1982; Климов О. Ю. Пергамское царство. Проблемы политической истории и государственного устройства. СПб., 2010. 265 О религиозной истории Пергама см.: Pergamon – Citadel of the Gods. Archaeological Record, Literary Description, and Religious Development/Ed. H. Koester. Harrisburg, 1998. 268 Существование храма Каракаллы признается не всеми современными историками (.Price S. R . F. Rituals and Power. The Roman imperial cult in Asia Minor. Cambridge, 1984. P. 252–253). 269 Nilsson M. P. Zwei Altäre aus Pergamon//Eranos. Vol. 54. 1956. S. 163–173; Delling G. Die Altarinschrift eines Gottesfrürchtigen in Pergamon//Novum Testamentum. Vol. 7. 1964/5. S. 72–80; Левинская И. A. Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. С. 142–143. 270 Свод упоминаний о христианах в Пергаме до 325 г. см.: Mullen R. L. The expansion of Christianity. P. 104. 271 Что именно имеется в виду, точно сказать невозможно. В этом «престоле сатаны» можно видеть указание на алтарь Зевса, храм Асклепия, храм Августа или на город в целом как центр римской провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

175 Joannis magnae Dei ecclesiae diaconi et oratoris sermo in vitam sancti patris nostri Josephi Hymnographi//PG. T. CV. Col. 933 squ. 178 Душеполезное чтение. 1882. II. 319 и далее. – Nicolai Cabasilae, thessalonicensis metropolitae, laudatio s. matris nostrae et myroblytidae Theodorae//PG. T. CL. 179 Acta Sanct. Jan. T. I. D. 9. P. 598. – Μηναον το ανουαρ ου περεχον πασαν τν νκουσαν ατ κολουθαν μετ κα τς προσθκης το τυπικο κατ τν νεωστ διταξιν τς γ ας το Χρστο μεγλης κκλησας, διορθωθν κα ς ν δυνατν ξακριβωθν π Βαρθολομαου Κουτλουμουσιανο το μβρου. Εν Βενετα. 1843, . 9. 183 Vita s. Athanasiae, viduae ac hegumenae in Aegina insula, auctore anonymo synchrono//AA. SS. Aug. T. III. D. 14. P. 170 squ. 188 S. Andreae Sali vita auctore Nicephoro, sancti directore et confessario//PG. T. CXI Col. 629–884. 189 Vita sancti Basilii Junioris, scripta a discipulo ejus monacho Gregorio//Acta Sanct. Mart. T. III. P. 668 squ. 190 Переведено на русск. яз. с греч. из книги Νος παρδεισος (Венеция, 1851) и издано отдельной брошюрой (М., 1854). Ср.: Васильевский В. Г. О жизни и трудах Симеона Метафраста : Житие Павла Латрского//ЖМНП. 1880. Ч. CCXII. С. 416–432. 191 Vita s. Eliae Speleotis abbatis in Calabria auctore discipulo monacho//Acta Sanct. Sept. T. III. D. 11. P. 849 squ. 194 Συναξαριστς τν δδεκα μηνν το νιαυτο πλαι μν λληνιστ συγγραφες π Μαυρκιου διακνου τς μεγλης κκλησας, μεταφρασθες... π το ν μοναχος οιδμου Νικοδμου γιορετου. ν Κωνσταντινουπλει. 1842. T. I. Σ. 175 squ. 197 Vita s. Vitalis Siculi, abbatis ordinis s. Basilii Armenti et Rapollae in Italia auctore graeco, fere coaevo//AA. SS. Mart. T. III. D. 9. P. 26 squ. 198 Vita s. Niconis Metanoite monachi, ex vetusto codice graeco. Martene et Durand. Veterum scriptorum et monumentorum historicorum, dogmaticorum, moralium amplissima collectio. T. VI. Parisiis, 1729. P. 840–882. Cp.: PG. T. CXIII. Col. 975 squ. I 205 Acta Sanct. Oct. T. III. D. 5. P. 5; Μηναον το κτωβρου... διορθωθν κα ξακριβωθν π Βαρθολομαου Κουτλουμουσιανο το μβρου. ν Βενετα, 1843, . 5. Σ. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

30-го января память св.м. Ипполита, папы Римского. На поле несколько замечаний и ссылок, сделанных разными чернилами и очевидно в разное время: «Августа 10-го смотри Ипполита неякого Martyrol. авг. 22-го... Неякий Ипполит w Baronio Polsco ann. 229 et Latin, editionis eode anno...» A 10-го августа, когда воспоминаются свв. мм. архидиакон Лаврентий, Сикет и Ипполит, Святитель спрашивает; «чи не той се Ипполит, що ианнуария 30-го?» И затем (другими чернилами) отвечает: «инший се Ипполит, зри о нем Skarga august 42 . В Четиих-Минеях мы и имеем два жития – одно 30-го января, взятое из Пролога, а другое 10-го августа, составленное по Сурию. Кроме Сурия, пособием для составления последнего жития служили Скарга и Млодзяновский (проповедь); на основании всех этих пособий Святителю и удалось различить памяти двух мучеников Ипполитов. Февраля 22 память св. священномученика Маврикия. На поле указаны источники, откуда можно почерпнуть сведения о нем: «Acta SS. fevr. Ill, 237 et Surius IV, 243» и затем заметка: «другий Маврикий святый в Пролозе июля 10-го у нас, а у римлян не знаю (?) який есть еще Маврикий – Surius t. V, f. 356 et Skarga f. 838. Чи тойжде, що июля 10-го, чи ни?» Ответ на этот вопрос написан красными чернилами: «не той». А в июле 10-го, против памяти 45 мучеников, в Никополии Арамейстей пострадавших, где упоминается и Маврикий, выноска: «один Маврикий был февраля 22-го, а се другой» 43 . 12-го марта, указав, где находятся сведения о преп. Феофане исповеднике Сиггрианском («Acta SS Mart И, die 12, fol. 213 et 218 u Baronius Rok 777, n. 2»), Святитель сначала заметил: «сей св. Феофан был хронограф или историограф», но потом иными чернилами приписал: «не сей» 44 . 21-го марта, память Иакова епископа и исповедника. Указав источники («Acta SS, mart, III. 357»), Святитель отметил: «sed non is videtur, nisi alius, qui 24 марта. Сей пострада в царство Копронимово, ut testatur месяцеслов 45 , а оный в царство Льва Исаврянина». Сомнение как бы подтвердилось, – и по Актам изложено житие Иакова исповедника 24-го марта, а 21-го числа пособием для жития послужили Пролог и месяцеслов; различие двух Иаковов было, таким образом, установлено, а сначала Святитель думал объединить их и 24 марта, где память Захарии и Иакова исповедника, пометил: «сих минути, vide числа 21» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Правда, иногда встречалась и экзотика вроде коровы (Mart. Регр., 20), тюленя (Acta Pauli et Theclae, 34) или страусов 1096 . Зверей специально злили – били, кололи, прижигали факелами или раскаленным железом и т.п. В случае если звери только калечили преступника, но не убивали его, жертву забирали и казнили уже вне арены (Mart. Perp., 21) 1097 . Хищники были дорогим удовольствием, их доставкой занимались особые ассоциации. Иногда зверей могло и не хватить. В «Мученичестве Поликарпа» азиарх Филипп отказывается отдать мученика льву, так как травля закончилась и зверей больше нет (Mart. Pol., 12, 2), а Тертуллиан замечает: «Кричат: христиан ко льву. Столь многих к одному?» (Apol., 50). Отметим, что если гладиаторы, сражающиеся со зверями (venatores), считались образцом смелости и ловкости, то преступники, осужденные, по сути, на то же самое, на эти добродетели в общественном мнении претендовать не могли. Данный вид казни получил отражение в многочисленных памятниках изобразительного искусства – статуях, мозаиках, рельефах, керамике. Практиковались и традиционные виды казней: обезглавливание, сожжение, распятие на кресте. Во II-III вв. пышные зрелища сохраняются, однако изза общего ухудшения экономической ситуации появились и некоторые новшества, ярким образцом которых является знаменитый эдикт 177 г. Марка Аврелия о ценах на гладиаторов. В нем разрешалось для нужд арены продавать устроителям игр преступников, осужденных на смерть. Выгода была очевидной: преступники продавались за 6 ауреусов, в то время как гладиаторы стоили от 30 до 150. Для Галлии это было разрешено впервые (другие провинции пользовались такой привилегией и раньше), до того, судя по всему, римские власти опасались рецидивов человеческих жертвоприношений, связанных с религией кельтов 1098 . Гладиаторские игры превращаются во все большую роскошь, и казни становятся все популярнее. В III в. мы встречаемся с особыми указаниями для наместников провинций, чтобы они отправляли в Рим всех заключенных, обладавших большой силой и борцовскими умениями для потехи императора и народа (Dig., 48, 19, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Secretarium und Tribunal in den Acta martyrum scillitanorum//Mélanges offerts à Mademoiselle Christine Mohrmann. Utrecht, 1963. P. 165–168). Данную точку зрения оспаривал В. В. Болотов, отмечавший, что поскольку все известные рукописи не содержат иных свидетельств, кроме допроса Вигеллия Сатурнина, то христиане не располагали оригинальными проконсульскими актами, которые должны были содержать причину ареста христиан и весь процесс дознания. Следовательно, кто-то из верующих присутствовал на процессе и делал «черновые тахиграфические наброски», которые и легли в основу текста источника ( Болотов В. В. К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum//I. Гонения на христиан при Нероне. II. К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum. СПб., 1903. C. 19–21). О. Зеек отвергал подлинность «Актов» на основании того, что термин secretarium в качестве обозначения судебного помещения не использовался до 303 г.; эта точка зрения, однако, не нашла поддержки среди ученых (Barnes Т. D. The Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19. 1968. P. 519). 551 Вопрос о числе мучеников, представших перед судом, не до конца ясен. Текст «Актов» открывается перечислением имен шести христиан, допрашиваемых Сатурнином, и завершается списком из двенадцати верующих, преданных казни (Act. Mart. Seil., 16). Г. Музурилло предположил, что начало рукописи было ошибочно сокращено редактором (Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxford, 1972. P. XXII-XXIII). Данная ошибка повторяется и в греческой редакции. А. Бастиансен задается вопросом, не было ли в данном тексте позднейшего объединения двух процессов над верующими, однако не приходит к однозначному заключению (Bastiaensen A. A. R. Commento agli “Acta martyrum Scilitanorum”. P. 406). 552 Публий Вигеллий Сатурнин (P. Vigellius Raius Plarius Saturninus Atilius Braduanus Caucidius Tertullus. – CIL III, 6183; PIR1 V, 434) – легат в Ликии и Памфилии в 60-х гг. II в., наместник Нижней Мезии 168 г. (Thomasson В. Е. Fasti Africani. S. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы находим его, например, в «Мученичестве Аполлония » (2), «Мученичестве Пиония» (8, 3), «Актах Киприана» (1, 2), «Мученичестве Фруктуоза» (2, 3–4) и других мученичествах (Acta Eupli, 2, 5; Mart. Crisp., 1, 7; Acta Phil., 4). Т. Кортвег полагает, что это связано со «стратегией уравновешивания невидимости высшего божества подчеркиванием его деяний» 287 ; можно соотнести этот пассаж и с почитанием божественных сущностей не как личностей, а как носителей особой силы 288 . Мы считаем, что это указание было частью особой духовной практики, позволявшей мученику сохранять спокойствие духа во время суда и казни 289 . При помощи таких формул мученик оказывался вписанным в универсальную перспективу: он – христианин, поклоняющийся Господу, Который сотворил весь мир. Это напоминало читателю мученичества, что краткий миг страдания – ничто по сравнению с последующей наградой, а вечных мук за отступничество следует бояться больше, чем телесной боли. Кроме того, большой интерес вызывает поведение Агатоники. Как уже говорилось, греческая и латинская версии по-разному рассказывают об обстоятельствах ее смерти: в первом случае она добровольно всходит на костер, во втором – арестована вместе с Карпом и Памфилом. В рассказах о мученичествах того времени часто встречается добровольное исповедание, иногда оно относится и к малоазийским христианам 290 . В Смирне некий фригиец Квинт сам пришел на суд и уговорил поступить так и других христиан (Mart. Pol., 4). Тертуллиан приводит красочный рассказ о том, как к проконсулу Азии Аррию Антонину явилась группа христиан, и изумленный проконсул сказал: «О жалкие, если вы хотите умереть, у вас есть утесы или петли» (Ad Scap., 5). Подростком Ориген хотел объявить себя христианином, но его удержала мать (Eus. НЕ, VI, 2). Можно вспомнить и тех, кто добровольно пытался защищать осужденных христиан, представляя последствия такого шага: это Эпагат в Лионе (Eus. НЕ, V, 1) и Луций в Риме (lust. Apol. II, 2). Иногда феномен добровольного исповедания связывают с монтанизмом – христианским движением, возникшем в Малой Азии в середине II в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVIII, col. 349). В другом месте «nigerrimi spiritus … черные духи» – cap. 38, col. 392. У древних церковных писателей нередко встречается представление злых духов в виде черных людей, эфиопов или мавров, – см. напр. Апокрифические Акты ап. Андрея, Migne, Dictionare des Apocriphes, t. II col. 78. В славянских рукописях оч. часто относительно умирающих говорится, что их окружили «Мурини страшнии»; мурини, очевидно, перевод греч. …, так как это выражение встречается в такой несомненно русской статье, автор которой пользовался греческим текстом «Диалогов» Григория В. – см. Новг. соф. библ. 1357 л. 22, – другое равнозначащее с этим выражение в славянских рукописях – «человеки имущи лица паче смолы» – Новг. библ. 1450 лист. 307. – О явлении умирающему злых духов и борьбе их с ангелами см. Migne, Dictionare des Apocriphes, t. II col. 623; Порфирьев, Апокр. сказан. о ветхозав. Лицах, Каз. 1873 г. стр. 294. Мысль о явлении умирающему злых духов встречается у древнейших отцов церкви, см. напр. Iust. Mart. Dialog. cum. Truphon. cap. 105 (Migne, Patrol. Series graeca, tom. VI, col. 721); Quaest. Et Respons. Ad orthodox., Quaest. 75 (Migne, ibid. col. 1317) и др. В «Люцидарие» об исходе души нечестивого опять говорится почти теми же словами, как у Григория Великого : «Cum mali in extremis sunt, deamones maximo strepitu conglobate veniunt aspect horribiles, gestibus terribiles,qui animam cum pervalido tormento de corpore excutiunt, et crudeliter ad inferi clastra pertragunt». Minge, tom. 172 col. 1159. 11 Что пищей для праведных в раю служить благоухание, распространяемое райскими цветами и растениями–ср. Prudent., Hamartig. стих. 863 и сл. 12 Она подтверждается и внутренними доводами и внешними свидетельствами – Migne, Patrol, tom. 77 col. 130; 142. Cp, Lau, в указ. соч. стр. 317. 14 Наиболее известный его биограф Павел Дьякон, живший в VIII веке, рассказывает о многих чудесах св. Григория – Acta Sanct. Boll. Mart. XII, tom. II. Другой анонимный биограф в Acta Sanct. между прочим говорить, что «когда св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010