1028 О доказательстве того, что слово „Авель“ означает сын, см. La Bible et les dicouvertes modernes, 1. I, ch. IV, t. I, 6 ed., p. 290. 1029 „Смотри, говорит св. Иоанн Златоуст , как Создатель природы вложил в совесть познание (культ, который должно воздавать Богу чрез жертву). Кто, скажи мне, привел его (Каина) к этой мысли (о принесении жертвы Богу)? Никто другой, как только познание, положенное в совести. Принесе, говорит, от плодов земли жертву Господу. Он знал и понимал, что надлежит из своего имения приносить (Богу), как Владыке, какой-нибудь плод, не потому, что Бог нуждается в этом, но для того, чтобы, наслаждаясь столь великим благодеянием (Божиим), показать свою признательность.“ Hom. XVIII in Gen. 4 , t. LIII, col. 154. Сл . ibid., 5, o жертве Авеля. 1031 „Весь этот период или век, рассуждает бл. Августин, в течение которого умирающие уходят, а рождающиеся заступают их место, представляет собою выдел двух градов... От двух родоначальников человеческого рода прежде был рожден Каин, принадлежащий к человеческому граду, а потом Авель, принадлежащий к граду Божию“. Бл. Августина, De Civit. Dei, XV, I, 1–2 , t. XLI, col. – О генеалогии каинитов и сифатов см. Les Livres Saints et la critique rationaliste, 5 ed., t. IV, p. 218–221. 1032 Об изобретении металлургического искусства Тувалкаином см. Revue catholique, авг. 1878, стр. 120–138. 1033 Предания о великанах см. у Lüken’a, „Предания человечества“, т. I, стр. 241. – О самих великанах, см. Les Livres Saints et la critique rationaliste, 5 ed., t. IV, p. 228–232. 1034 См. по вопросу o продолжительности жизни, P. Flourens, De la longévité humaine et de la quantité de la vie sur le globe, 4 ed., 1860. – Об Энохе, взятом живым на небо, см. бл. Феодорита. Interr. XLV in Gen., t. LXXX, col. 245; сл. col. 256; t. LXXXLI, col. 448. 1038 Книга Бытия не поименовывает прямо двенадцатого месяца, но его существование доказывается подробностями, которые она дает. После первого дня десятого месяца, упоминаемого в Быт.8:5 , протекло, по указанию 6 ст. той же главы, 40 дней; таким образом мы входим в 11-й месяц. Священный автор считает затем два раза семь дней, один раз для второго выпущения голубя, ст. 10, другой раз – для третьего отослания той же птицы, ст. 12. Протекло, поэтому, 54 дня (40 + 14) после того, как в начале 10-го месяца, 8:5, появились вершины гор. Таким образом мы имеем двенадцатый месяц 600 года жизни Ноевой, потому что лишь после третьего выпущения голубя настал первый день первого месяца 601 года, 8:13.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

господства неоднократно восставали апулийские лангобарды (крупнейшее восстание произошло в 1009-1018). Визант. катепану (наместнику) Василию Боиоаннесу некоторое время удавалось противостоять лангобардам. После его смещения (1028) Византия окончательно утратила свое влияние в регионе, вскоре он был завоеван норманнами. Один из норманнских отрядов сражался в Апулии на стороне византийцев. В 1030 г. их предводитель Райнульф Дренго стал правителем графства Аверса. Как союзников норманнов использовали и лангобардские правители Юж. Италии. Так, князь Салерно Гаймар IV (1027-1052) пожаловал др. предводителю норманнов, Вильгельму де Отвилю, титул графа Мельфи и предоставил право создавать новые баронства на отвоеванных у Византии землях. Позже гр. Дрого (1046-1051), брат и преемник Вильгельма де Отвиля, присягнул на верность имп. Генриху III, что узаконило власть норманнов в Юж. Италии. В 1047 г. Дрого, приняв титул «герцог и магистр Италии, граф норманнов всей Апулии и Калабрии» (dux et magister Italiae comesque Normannorum totius Apuliae et Calabriae), захватил Беневенто, а барон Рикард Дренго, единолично правивший графством Аверса,- Капую (1062). В Юж. Италии сложилось 2 норманнских государства: династия Дренго утвердилась в графстве Аверса, а династия Отвиль - в герцогстве Апулия и Калабрия. Возросшее могущество норманнов, разорение ими мон-рей и грабежи населения на землях, относившихся к Папской области, привели к конфликту с Римскими папами. Папа Лев IX заключил союз с визант. катепаном Аргиром, но ему не удалось привлечь на свою сторону лангобардского правителя Салерно Гизульфа II (1052-1077), не желавшего конфликтовать с норманнами; в результате папская армия была разбита (июнь 1053), Лев IX попал в плен, из к-рого был освобожден весной 1054 г. Во 2-й пол. XI в. отношения между Римскими папами и норманнскими правителями улучшились. В 1059 г. папа Николай II признал гр. Аверсы Рикарда I (1049-1078) князем Капуанским, а Роберта Гвискара, к-рый к тому времени захватил власть в Апулии и Калабрии,- герцогом Апулии, Калабрии и еще не завоеванной Сицилии.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Помимо Гемина, к греческим астрономам римского периода относится и Клавдий Птолемей (ок. 90 – после 161 гг. н. э.) – последний великий астроном античности. О нем самом и его сочинениях см. примечание к главе 26 книги III. Он известен, прежде всего, как автор «птолемеевской системы мира» 670 . Помимо этого, он расширил звездный каталог Гиппарха до 1028 звезд с указанием их блеска и положений (в VII-VIII книгах «Альмагеста»), впервые предложил каталог цвета звезд, включая переменные звезды 671 , изобрел такой астрономический инструмент, как параллактическая линейка. В этом смысле его записи интересны с точки зрения эволюции звезд, так как он отмечает кратковременные изменения цвета звезд в связи с их вспышками, например у Сириуса. Птолемей был великим систематизатором всего астрономического наследия античности. Из числа явлений за пределами Солнечной системы греческим астрономам были известны немногие. Прежде всего, их заслуга заключается в уранографии – каталогизации координат, блеска и цвета звезд, их разделение на созвездия (Евктемон, Тимохарис, Арат, Гиппарх, Птолемей), в частности, изобретение звездной величины (Гиппарх). В части определения размеров Вселенной были сделаны догадки о громадном удалении звезд от нас (Аристарх) и о неограничности Вселенной, то есть о ее топологической полноте в смысле одноименной гильбертовой аксиомы (Лукреций Кар) 672 . Античность знала два звездных скопления – Гиады и Плеяды. Имелись также догадки о том, что Млечный Путь – множество мелких звезд (Демокрит) и о наличии планетарных систем у звезд (Гераклид Понтийский). Наконец, из переменных явлений на небе, вопреки аксиоме Платона, греки заметили вспышку сверхновой в созвездии Скорпиона в 134 г. до н. э. (но не замечены сверхновая Центавра 183 г. н. э. и Скорпиона 393 г. н. э.), вероятно, знали некоторые переменные звезды, например Алголь и Сириус, но не знали Миру и многие другие. Латиноязычные астрономические сочинения были многочисленны, но поверхностны и популярны. То есть о небе, звездах, областях неба, созвездиях, движении Луны и Солнца писали многие, но наукой не интересовался практически никто.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Повесть изрядная 1021 о Апполоне, царе Тирском, и о случаях, и о бедах, и печалех в мире сем, и яко человеколюбие Божие никогоже оставляет до конца погибнути. Начасяж антиохом царем Антиох – владетельный, и великосильный, и многословутый 1022 цесарь греческий, иже глаголется Великий, понеже во Елладе и Сирии много царей премину, но сего внешних еллинских писаний премногу паче инех славляше, зане превозрастен 1023 бе, и красен, и премудр, и храбр, – сей Антиох многими ратоборствы и мужественным одолением множество царств повоева и в свою державу прия. Созда же и град в славу имене своего и нарече Антиохия Великая. Име же царицу зело премудрую и прекрасную, паче же жития добрых обычаев и ко всем человеком милосердую. Прижит же от нея цесарь дщерь едину, толикою красотою сияющу, яко во вселенней таковей не обретатися. Прилучи же ся прекрасной царице умрети, иже смертию своею великою цесарю печаль наведе, изумление 1024 ; но име утешение – дщерь, толикою сияющу красотою, яко никтоже непщева 1025 рожденне ей быти от земных. И егда цесарь Антиох от зельныя 1026 своя печали вмале утешение прия, посла во вся страны своя державы и в окрестная кралевства ко благоплеменным и благородным, да обрящут ему в жену подобну первей прекрасную девицу. Посланник же много искавше, не обретоша и возвратившеся. И по сих паки посла, и третии, и возвратившеся, поведаша, яко нигдеже таковыя не обретоша; и сим пребольшую печаль наведоша и лютое недоумение 1027 . И в том стужении 1028 впаде ему от диявола в сердце злая мысль о дщерине красоте и (понеже бе тогда безбожное время, сквернии бо идоли почитахуся, всии же творяху по воли своего сердца, скотцки лагодяще 1029 своей плоти) тако убо нача ю любити, яко нимала времени возможе без нея пребыти. Не может сия любовь таитися надолзе. Призвав цесарь к себе свою дщерь, сказа ей свою мысль не точию словесы, но и вещьми 1030 . Цесаревна же, видя лукавую волю и злое смышление отца своего, рече ему «Отче мой, неудобно 1031 мысльми мятешися 1032 , отец убо еси ми, како толикими злыми осквернити хощеши?».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, если единственным аргументом против достоверности этой истории выступает антинаучность чудес, на этот аргумент можно просто не обращать внимания. Чудеса – это неотъемлемая часть исторически достоверных библейских повествований. 1027 Новый Завет, похоже, также предпочитает смотреть на книгу Ионы, как на реальную историю. Упомянутая Иисусом история пророка Ионы, указывает на то, что Он видел в Ионе реальную историческую фигуру, а три дня пребывания Ионы в желудке рыбы воспринимал как достоверное историческое событие ( Мф.12:3842 ). Тем не менее, сила этого аргумента умаляется, если учесть, что сегодня мы смотрим на персонажей новозаветных притчей как на реально существующие исторические фигуры. Так можно услышать проповедь, в которой добрый самарянин представлен, как реально существовавший в истории человек, хотя всем известно, что это не так. Возможно, что Иисус следовал той же риторике. Проще всего воспринимать рассказ об Ионе, как исторически достоверное повествование. Но следует помнить, что в этой книге заключена больше чем простая история, ибо этот рассказ преследует нравоучительные цели, которые становятся понятными лишь в самом конце повествования. В этом смысле история Ионы отличается от повествований об Илии и Елисее. Последние являют собой часть большего повествования, и смысл рассказов об отдельных пророках исходит из более обширного контекста. Не так с пророком Ионой, короткий рассказ о котором самодостаточен и должен восприниматься как есть. Вот почему такую популярность приобрело толкование книги Ионы как притчи. Сделать выбор между притчей и историческим повествованием оказывается действительно трудно. Оба толкования приводят к одинаковым выводам. Ни одно из них не отвергает богодухновенность Библии. Оба раскрывают перед толкователем один и тот же смысл истории и приводят к одинаковым взглядам на природу Бога. 1028 Второй вопрос жанра – природа 2 главы. Глава представляет собой гимн во многом похожий на псалом. Он близок по стилю к псалмам благодарения (стихи 1,6:9). В подобных условиях, мы скорее ожидали бы плача, ибо Иона оказался запертым в желудке у большой рыбы. Но с помощью этой рыбы Бог спас Иону от смерти в морской пучине, поэтому псалом благодарения вполне соответствует обстоятельствам. Псалом состоит из частей, обычно присутствующих в псалмах благодарения: введение (стих 3), объяснение причин страдания (стихи 57а), моление Бога о помощи (стих 8), указание на Божье спасение (стих 7Ь) и торжественное прославление (стихи 910). 1029 Несмотря на отличный от остальной части книги жанр, поэма вполне вписывается в общую картину и может быть истолкована только в контексте всего рассказа. 1030 Богословские темы

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

6 мая 1907 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Его борьба с автокефалистами закончилась трагически: 28 мая 1908 года он был убит злоумышленниками. Чувствовал владыка, что он едет в Грузию на верную смерть и, уезжая из Владимира, оставил завещание, в котором просил похоронить его в Успенском соборе г.Владимира. Воля мученика была исполнена. Это был епископ-администратор, распорядитель и устроитель. Он умел соединить в себе с одной стороны непреклонную верность преданиям родной Церкви и вероисповедному долгу, с другой -ясное понимание необходимости тех преобразований в церковной жизни, которые намечались историческим моментом. Труды: Речи, слова и поучения. Софийский Л.И. «Высокопреосвященный Никон, архп. Карталинский и Кахетинский». СПБ, 1909, ч.II, стр.255–440. (Автобиографические записки Экзарха Никона). Литература: «Церк.Ведом.» 1898, 7, стр.29. -“- 1899, 8, стр.45. -“- 1901, 50, стр.403. -“- 1904, 49, стр.513. -“- 1905, 21, стр.251. -“- 1904, 18, стр.207. -“- 1906, 24, стр.323. -“- 1907, 18, стр.121. «Приб. К «ЦВ» 1908, 22, стр.1028 (Некролог). -“- 1908, 24, стр.1133–1135 (Погребение). “Мисс.Календ.» 1907, стр.136. «Русск.Паломн.» 1908, 25, стр.398. «Церк.Вестн.» 1891, 15, стр.235. -“- 1908, 23, стр.712–713. -“- 1908, 26, стр. 807. «Истор.Вестн.» 1908, июль, стр.379. «ЖМП» 1958, 12, стр.53. «Красн.Архив» 1928, т.26, стр.121, 125. Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 19O8 год», стр.228–229. Скворцов Д.И. «Памяти высокопреосв.архиепископа Экзарха Грузии» (1861–19O8 гг.). Тула, 1909. Булгаков, стр. 1396, 1398, 1399, 1412. А.К-в. «Памяти Высокопреосв.Никона (Софийского) Экзарха Грузии», Некролог. «Церк.Вестн.» 1908, 23, стр.693–696. БЭС т.1, стб.593, 686. БЭЛ m.III, стб.1184. БЭЛ m.IX, стб.45. HЭCm.XXVIII, стб.607. Die von der georgischen Geistlichkeit verlangte Wiedereinführung des Georgischen als Unterrichtssprache in den Geistlichen Seminarien bezeichnete er als völlig unzulässige Sache, vgl. Brief des Katholikos Leonid an Patr. Tichon vom 5.8.1919, in: Echos d " Orient 35(1932) Nr.167, S. 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1020 В английском тексте этих слов нет. Они добавлены для правильного построения русской фразы. Примечание научного редактора. 1024 В английском тексте этих слов нет. Они взяты из соответствующего места (с. 346) исходной русской версии. Примечание научного редактора. 1025 В соответствующем месте исходной русской версии (с. 346) есть несколько слов, не включенных А. А. Васильевым в последующие издания. Фраза о северной турецкой опасности в издании 1917 г. завершается так: «...перешла к Комнинам, при которых приняла еще более острые формы». Примечание научного редактора. 1026 С. Neumann. Die Weltstellung des Byzantinischen Reiches vor den Kreuzzugen. Leipzig, 1894, S. 103. Французское издание: La situation mondiale de l " empire byzantin avant les croisades. – Revue de l " orient latin, vol. X, 1905, p. 100. 1028 Об источниках см.: L. Gay. L " ltalie meridionale et l " empire byzantin depuis l " avenement de Basile I-er jusqúa la prise de Bari pari les normands (867–1071). Paris, 1904, p. 536, note 3. 1031 Последние слова этой общей оценки представляются совершенно неоправданными. См. подробно: Г. Г. Литаврин. Особенности развития культуры Византии во второй половине VII-XII вв. – В кн.: Культура Византии. Вторая половина VII-XII вв. М., 1989, с. 617–635. Примечание научного редактора. 1032 Около Трабзонда путешественникам до сих пор показывают его могилу, которая, согласно народным представлениям, защищает новорожденных против дурных заклинаний. По содержанию эпос весьма напоминает хорошо известные западноевропейские эпические легенды, такие как «Песнь о Роланде» времени Карла Великого, или эпос о Сиде, каждый из которых вырос из борьбы христианства с исламом. 1033 Н. Попов. Император Лев VI Мудрый и его царствование с церковно-исторической точки зрения. М., 1892, с. 232. 1034 В английском тексте здесь есть уточнение, специально не переводившееся, ибо с точки зрения русской стилистики оно представляется излишним. А. А. Васильев пишет (р. 362): «of the time of Constantine VII in the tenth century». Примечание научного редактора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Приложение (студенческие работы) О различии между религиозным, нравственным и эстетическим чувством 1028 Религиозные, нравственные и эстетические чувствования составляют категорию высших предметных чувствований. Два последние вида предметных чувствований являются в нашем сознании со столь ясно очерченным однородным содержанием, что самобытность каждого из них представляется несомненною 1029 Напротив, содержание религиозного чувства представляет такое разнообразие элементов теоретических, нравственных и эстетических, что примитивный характер религиозного чувства представился сомнительным трем великим представителям философской мысли новейшего времени, Канту, Шеллингу и Гегелю, и смотря по тому, какой элемент в религиозном чувстве представлялся им наиболее сильным и существенным, они производили обнаружения религиозного чувства из нравственных, эстетических или интеллектуальных стремлений человека. Отрицанию первичного характера религиозного чувства придавало формальную основательность и то обстоятельство, что для религиозных стремлений видимо невозможно было указать специального органа в нашей душе, тогда как удовлетворению интеллектуальных стремлений служат наши мыслительные способности, нравственные стремления осуществляются в деятельности воли, наконец эстетические стремления, по самому их названию, суть проявления нашего чувства по преимуществу. Новейшее направление в области психологии, не признавая состоятельным учения об уме, воле и чувстве, как особых основных душевных способностях 1030 , уравнивает религиозные стремления по их психической основе со стремлениями нравственными, эстетическими и умственными. Прочие же основания для отождествления религиозных обнаружений с другими стремлениями сводятся к одностороннему воззрению на религиозное чувство и частию на то, которое представляется первичным по отношению к религиозному чувству. Философский опыт отождествления религиозных обнаружений с нравственными принадлежит Канту. Признавая предписания религиозные и нравственные вполне сходными по содержанию, Кант различает их лишь по форме, в которой они даны, – по основаниям, на которые опирается их обязательность. Не имея самостоятельного содержания, религиозные обязанности во имя Бога требуют от человека того же, чего требует от него его собственная нравственная природа во имя присущего ему нравственного закона. Таким образом, религиозное чувство имеет лишь служебное отношение к нравственному. Но действительная жизнь далеко не оправдывает такого взгляда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

поиск:   разделы   рассылка Что стоит за объединением российских мусульман? Часть 1: В раскол и обратно Источник:  Богослов.ру Смогут ли в скором времени российские мусульмане иметь единое духовное управление? – Похоже, что все к этому идет. Последние события показали, что эти ожидания имеют под собой серьезные основания. Глава ЦДУМ России Талгат Таджуддин предложил организовать Высший координационный совет, сопредседателями которого стали бы лидеры трех централизованных исламских организаций России. Заинтересованность в объединительном процессе продемонстрировал и Кремль. Предыстория – раскол В советское время на территории страны существовало только два духовных управления мусульман: ДУМ европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) с центром в Уфе и ДУМ Северного Кавказа (ДУМ СК) с центром в Махачкале. ДУМЕС возглавлял муфтий Талгат Таджуддин, ДУМ СК – Махмуд Геккиев. Начало Перестройки привело к обострению межнациональных противоречий на Кавказе. В 1989 году в результате конфликта между дагестанцами и балкарцем Геккиевым власть в ДУМ СК оккупировали первые, что фактически превратило управление в дагестанское. Не согласившись с таким развитием событий, из ДУМ СК вышел представитель Карачаево-Черкессии Исмаил Бердиев. За ним спустя несколько месяцев последовали главы ДУМ Чечено-Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Только в 1998 году кавказским муфтиям удалось объединиться, создав Координационный центр мусульман Северного Кавказа. А в 2003 году Центр возглавил его нынешний глава муфтий Исмаил Бердиев. Причины раскола в ДУМЕС были несколько иными. " Вся история борьбы за власть между татарскими муфтиями (включая и одного башкирского), в отличие от северокавказской, сводилась к стремлению сформировать всероссийскую структуру и возглавить всех российских мусульман " , – пишет президент исследовательского центра " Политическая аналитика " Михаил Тульский. Первый раскол произошел в 1992 году. Тогда, по данным Тульского, из 1028 мусульманских общин с Талгатом Таджуддином осталось примерно 550, а к противникам ушло 450. Причем его нынешний главный оппонент Равиль Гайнутдин выступил в качестве твердого сторонника главы ДУМЕС.

http://religare.ru/2_73514.html

Выбирая поле будущих сражений, Роман III пришел к выводу, что победа над «варварами " -германцами, но все же христианами, не принесет ему славы. Поэтому остановил свой выбор на Востоке, где многие православные земли Римской империи все еще находились под игом мусульман. Император собрал громадное войско, присоединил к нему союзников и наемников и рьяно принялся обучать его, изобретая новые боевые порядки. А попутно отдал приказ своим военачальникам начать военные действия 731 . В октябре 1029 г. евнух Спондила, поставленный стратигом Антиохии еще при императоре Константине VIII, попытался, на свою беду, продемонстрировать силу римского оружия соседям-арабам, но потерпел поражение. Вслед за этим эмиры Алеппо и Триполи овладели инициативой и захватили крепость Меник, расположенную в непосредственной близости от Антиохии. Царь заменил Спондила своим зятем Константином Карантином, а затем неожиданно решил возглавить поход на сарацин. Следует сказать, что вековой противник Византии в это время по-прежнему пребывал в состоянии медленного, но верного разложения. В это время в Багдаде правил халиф аль-Каим-Биамриллах (1031–1075), матерью которого была армянка-невольница. Грамотный и благочестивый, он, увы, как и его предшественники, являлся заложником Буидов 732 . Халифа лишь терпели, и повелитель правоверных жил довольно скромно, порой не имея самого необходимого для жизни. Число шиитов тем временем в Багдаде резко выросло; дошло даже до того, что один из них едва не занял пост главы сунитских кадиев. Затем шииты получили собственного духовного главу – накиба («настоятеля»). И теперь две враждебные партии открыто противостояли друг другу. Однако и сами Буиды постепенно утрачивали былое влияние, чему были свои причины. К описываемому нами времени территория Персии была разделена на три государства – Саманид с Трансоксанией, Хорезмом, Балхом, Мервом, Хератом и Хорасаном; Буид с Кирманом, Фарсом, Хузистаном и Ираком; и Вашгемир с Табаристаном. И хотя Буиды контролировали почти половину этих земель, Саманиды все более выходили из повиновения воинственному семейству. Поскольку они не могли претендовать, как шииты, на престол, мысль представителей этого дома направилась в естественном для себя направлении: мало озадачиваясь проблемами Халифата, они решали собственные проблемы. Все военачальники Багдадского халифата были из Буидов, скрепленных единственно уважением к основателям своего могущества – трем братьям, удерживавшим родственников в твердых руках. Но за их смертью моментально наступила междоусобица, и теперь каждый из Буидов думал лишь о себе 733 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010